Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Типология проектов
Для критериев типологии проектов будем отталкиваться от общего определения проекта,
трактуемого как создание уникального решения в ограниченных условиях.
Подходов к типологии проектов много. Чаще всего проекты классифицируют по
следующим признакам: по продолжительности времени; по содержанию (профильности); по
источнику заказа на разработку; по особенности финансирования; по числу участников; по
степени новизны; по степени сложности; по характеру результата; по доминирующему виду
деятельности и т.д.
Однако, для разработки методологии принципиально определиться с ключевыми типами
проектов, от понимания различий между ними зависят представления о результате,
организация деятельности, структура команды и иные характеристики.
Рисунок 1 – Типология проектов по ключевому признаку
Первый тип – это улучшающие проекты (модернизация существующей деятельности).
Это означает, что несмотря на то, что продукт (результат проекта) уникален, он может быть
полностью и точно описан, посчитан, расписан до мельчайших действий.
Второй тип – это проект развития. Данный проект меняет саму среду, работа
организуется в пространстве неопределенности, и даже представление о результате может
быть лишь в общих чертах, не говоря уже о составе работ или объеме ресурсов (рисунок 1).
В зависимости от типа проекта при таком подходе к типологии будут различаться
способы организации проектной деятельности, подбор команд, действия наставника. В первом
типе проектов, усилия направлены на освоение или соблюдение командой стандартов
проектного управления, а вот во втором случае на поиск нового, удержании образа результата
в фокусе внимания проектной командой.
В практике применяются различные подходы к типологии проектов, но в целом они
достаточно схожи между собой. Наиболее часто встречаемые критерии и соответствующая им
классификация проектов представлены в таблица 1.
1
Таблица 1 - Типология проектов
Критерий
Тип проекта
По масштабу влияния на Локальный
развитие университета
По типу заказчика
Базовый
Проект, улучшающий процессную/
операционную деятельность,
обеспечивающие процессы
Стратегический
Проект направлен на создание новых
видов деятельности/ оказывает
непосредственное влияние на
стратегические цели развития
организации
Проект инициирован и реализуется
собственными силами
Внутренний
Внешний
По количеству
вовлеченных
структурных
подразделений
Монопроект
Мультипроект
По области
(доминирующий вид
деятельности)
По длительности
По источникам
финансирования
Параметр/значение/ описание
Проект, улучшающий процессную
деятельность отдельного
подразделения
Образовательный
Научный
Технологический
Управленческий
Социальный
Инфраструктурный
Событийный
Краткосрочные
Среднесрочные
Длительные
За счет собственных
средств
У проекта внешний заказчик / проект
реализуется в партнерстве
В реализацию проекта вовлечено
одно структурное подразделение
В реализацию проекта вовлечены
несколько структурных
подразделений
1-6 месяцев
6-12 месяцев
Более года
За счет привлеченных
средств
Смешанное
финансирование
2
По уровню сложности
По характеру
координации
Проектным офисом
университета
По тиражируемости
результата
С начальным уровнем
сложности
Со средним уровнем
сложности
С высоким уровнем
сложности
Сопровождаемые
Оценка уровня сложности проекта
определяется расчетным / экспертным
способом
Несопровождаемые
Проекты, несопровождаемые
Проектным офисом
Смешанные
Проекты, в которых часть процессов
находится на сопровождении
Проектным офисом
Проект направлен на однократное
достижение результата /результат не
тиражируется
Одноразовый
Проекты, находящиеся на полном
сопровождение Проектным офисом
Тиражируемый внутри
университета
Проект имеет тиражируемый
результат внутри организации
Тиражируемый вне
университета
Проект имеет тиражируемый
результат вне организации
Степень детализации указанных критериев можно расширять, выделяя к примеру,
следующие типы проектов:
По содержанию (профильности) – монопредметные, метапредметные, внепредметные
По особенности финансирования (инвестиционные, спонсорские, бюджетные,
благотворительные, кредитные)
По числу участников (индивидуальные, коллективные, массовые)
По степени новизны (с высокой степенью новизны/оригинальности, с невысокой
степенью новизны)
По виду сложности (простой, технически сложный, организационно-сложный,
ресурсо-сложный, комплексно-сложный)
По характеру результата (исследовательские, практико-ориентированные,
информационные, творческие, социальные, инновационные, бизнес-проекты)
Необходимо отметить, что разделение проектов по типам является необходимым
элементом для разработки регламентирующей документации, мониторинга реализации
проектов, подбора участников, систем мотивации участников, инструментов работы с
командой и заинтересованными сторонами и т.д.
Для использования в образовательном процессе чаще всего применяют следующие
критерии для типологии проектов:
По количеству участников: индивидуальные, парные или групповые (критерий
необходим для разработки методических рекомендаций, учета результатов проектной
деятельности каждого участника);
3
По продолжительности выполнения: краткосрочные (от одного до нескольких
учебных занятий), средней продолжительности (в течении одного семестра), долгосрочные
(свыше одного семестра) (критерий необходим для учета данного вида деятельности в
учебном плане, результатов проектной деятельности в виде формальной аттестации или
выбора иной формы учета результата, например, портфолио обучающегося).
В зависимости от предметно-содержательной области: монопроекты (организованы,
как правило, в рамках одной дисциплины), межпредметные (проекты, затрагивающие
несколько дисциплин, а также предполагающие участие в команде студентов различных
направлений подготовки), надпредметные (не включающие дисциплинарную подготовку, или
использующие различные компоненты образовательного процесса, кроме аудиторных
занятий, также и самостоятельную работу студентов, практики, тьюторское сопровождение
индивидуальных или групповых проектов, посещение иных образовательных и конкурсных
мероприятий вне обязательного учебного плана).
В зависимости от доминирующего вида деятельности и преобладающих методов:
исследовательские, информационные (ознакомительно-ориентировочные), социальные,
поисковые, творческие, ролевые, прикладные (практико-ориентированные), методические,
смешанные.
Исследовательские проекты - полностью подчинены логике исследования и имеют
структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием, чаще
всего состоит из основных этапов, характерных для научного исследования: выявление и
постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка
исследовательских действий; сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и
экспериментов; анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их
проверка; подготовка выступления; презентация проекта; переосмысление результатов в ходе
ответов на вопросы и выступлений оппонентов; внесение корректив в работу и оформление
отчета.
Информационный проект направлен на сбор и анализ информации о каком-то объекте,
явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и
обобщение фактов. По значимости информационный проект близок к исследовательскому и
нередко становится его органичной частью. Примерная структура информационноисследовательского проекта: предмет информационного поиска, поэтапный поиск с
обозначением промежуточных результатов, аналитическая работа над собранными фактами,
выводы, корректировка первоначально направления (если требуется), дальнейший поиск
информации по уточненным направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы, и т.д.,
- до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, заключение, оформление
результатов, презентация.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она
строится под конечный результат, так же, как и оформление результатов проекта.
Ролевые, игровые проекты –структура таких проектов носит укрупненный характер и
остается открытой до завершения работы. Приобретение опыта творчества, творческая
активность является необходимым качеством будущего специалиста, обеспечивающим его
конкурентоспособность.
Поисковые проекты чаще всего имеют патриотическую направленность.
Практико-ориентированный (прикладной) проект отличает четко обозначенный
результат\продукт деятельности. Реализуется в стандартной проектной логике, имеет четкую
4
структуру с определением функций каждого из участников. Важна организация и координация
работы, особую роль в таких проектах имеет функция наставника.
Методические проекты ориентированы на решение задач обучения, воспитания и
развития обучающихся; направлены на предметное содержание; решают конкретные задачи
образовательного процесса.
Смешанные/комплексные проекты сочетают в себе несколько видов; поэтому,
разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности
каждого из них.
При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Следует иметь в
виду, что любой проект носит творческий характер. Проектную деятельность можно
рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую
деятельность студентов и преподавателей, имеющую общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какойлибо проблемы, значимой для участников проекта.
Можно рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, которая
включает в себя совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов,
творческих по самой своей сути.
По затрачиваемым ресурсам и получаемой прибыли проекты могут быть коммерческими
(получение прибыли) или социальными (достижение социальных целей).
Социальное проектирование – еще одно направление проектирование, набирающее
актуальность в университетской среде. К проектам такого рода относят проектирование
социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Причем,
стирается и четкая граница между коммерческими и социальными проектами, закрепляется в
социальном проектировании терминология и практики успешного социального бизнеса.
По особенностям финансирования проекты могут быть:
инвестиционные (основной мотив инвестора – получение прибыли),
спонсорские (спонсор предоставляет средства на поддержку проекта, если проект
помогает его рекламировать или формировать образ фирмы),
кредитные (получение финансовых средств возможно только при условии
предоставления гарантий кредитному учреждению, поэтому кредитный проект предполагает
развернутое финансово-экономическое обоснование),
бюджетные (источники финансирования – бюджеты различных уровней),
благотворительные (как правило, это бездоходные и затратные проекты,
финансирование таких проектов имеет форму меценатства, грантовую форму).
Выделяют как отдельную форму - псевдопроекты – особая группа проектов, создающая
видимость проекта, форма, которая прикрывает какое-то другое содержание, не
представленное в самом проекте. Выделяют две разновидности псевдопроектов – проектыфикции и квазипроекты: проекты-фикции (от лат. fictio – выдумка, вымысел) используют
проектную форму как маскировку, когда проект - фикция по замыслу создателя. Это может
быть изображение позитивных результатов там, где их на самом деле не было; квазипроекты
(от лат. quasi - как будто) – обладают признаками настоящего проекта, но планирует
нововведение, которое на самом деле таковым не является.
5