Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теория систем

  • 👀 531 просмотр
  • 📌 446 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теория систем» doc
Нет начала текста ДАТА ВРЕМЯ ЦЕЛЬ УЧАСТНИКИ РЕКВИЗИТ ХРОНОМЕТРАЖ ХОД ЗАНЯТИЯ Система - множество элементов (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей) взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих определенную целостность. Термин «системы», обозначающий наличие взаимосвязей и ресурсные особен­ности семей и групп, а также их эффективное функционирование. 1. Основные понятия теории систем и их практическое применение Для описания структуры систем используются следующие понятия: • границы системы, внутри которых обмен физической и психической энер­гией происходит в большей степени, чем за их пределами; • закрытые системы — системы, не обменивающиеся энергией с внешним миром, которые можно сравнить с вакуумной упаковкой или термосом; • открытые системы, обладающие проницаемостью границ для обмена энер­гией. Следующие понятия характеризуют системные процессы и варианты воз­действия на них (Грейф и Линч, 1983): • ввод — энергия сквозь границы поступает в систему; • пропускная способность — энергия используется внутри системы; • вывод — энергия через границы выходит в окружающую среду и оказыва­ет на нее воздействие; • обратная петля — информация (энергия) попадает вновь в систему по­сле того, как она вышла в окружающую среду и обогатилась в результате произошедших изменений; • энтропия — система продолжает работать, пользуясь своей собственной энергией, и если не поступит новая информация (энергия) извне, сис­тема исчерпает себя и ее развитие остановится. Состояние системы определяется пятью характеристиками. Среди них: ■ устойчивое состояние, когда система поддерживает сама себя, получая и используя входящую информацию. Следовательно, в системах (индивидах или социальных группах) могут происходить изменения, не затраги­вающие их фундаментальных характеристик; • гомеостаз, или равновесие, — способность системы сохранять свои осо­бенности, несмотря на то, что входящая информация вносит определен­ные изменения. Например, я могу питаться капустой, но никогда не ста­ну похожим на капусту. Я остаюсь самим собой, хотя капуста переварива­ется и дает мне энергию и питание. Вывод этой энергии частично проис­ходит через выделение тепла, физическую активность и дефекацию; • видоизменение — способность системы к усложнению, поскольку ее части видоизменяются с течением времени; • системная сложность — система представляет собой целое, которое боль­ше, чем сумма его частей; • взаимовлияние — если одна часть системы меняется, то изменение про­исходит и в других частях. Социальные системы обладают синергией, т.е. они могут вырабаты­вать свою собственную энергию, чтобы поддерживать себя. Поэтому челове­ческие существа, взаимодействуя в браке или в группе, зачастую стремятся к сохранению или развитию отношений, устанавливая тесные связи внутри груп­пы и укрепляя ее. Это является примером системной сложности, поскольку связи невозможны без взаимодействий внутри системы. В случае отсутствия синергии участники группы или супруги должны получать дополнительную энергию извне, иначе будет расти энтропия. Таким образом, синергия являет­ся противоположностью энтропии и иногда называется негэнтропией. 2. Основные системы социальной работы Система Описание Дополнительная информация Система агентов изменений Социальные работники и организации, в которых они работают — Клиентская система Люди, группы, семьи, микросоциальные группы, которые обращаются за по­мощью и вступают во взаи­модействие с агентами из­менений Действительные клиенты — клиенты, выразившие готовность получить помощь и включившиеся в процесс. Потенциальные клиен­ты — клиенты, которых специа­лист стремится вовлечь в социаль­ную работу (например, правона­рушители, получившие условное наказание, или родители, обви­ненные в жестоком обращении с детьми) Целевая система Люди, которых стараются изменить агенты изменений для достижения поставлен­ных целей Клиентская и целевая системы не обязательно совпадают Воздействующая система 1 Люди, с которыми взаимо­действуют агенты измене­ний для достижения по­ставленных целей Клиентская, целевая и воздейст­вующая системы не обязательно совпадают 3. Общая теория систем Системная теория оказала большое влияние на социальную работу в 1970-е гг. С тех пор она является предметом споров. Хирн (1958, 1969) был одним из первых авторов, разработавших програм­му использования системной теории в области социальной работы. Практи­ческий анализ этой теории изложен в исследованиях Гольдштейна и Пинкуса (Гольдштейн, 1973; Пинкус и Минахан, 1973). Эллиот (1993) считает, что системная теория может быть объединена с теорией социального развития в целях применения последней в социальной работе индустриально развитых стран. Кабадаки (1995) показывает, каким образом изменения различных общественных структур со­относятся с развитием социальной работы. Теория систем является одним из теоретических подходов, разработанных в качестве альтернативы психодинамической теории в 1970-е гг. Социологизм этой теории противостоит отсутствию в психодинамике адекватной трактовки понятия «социальное» в социальной работе. Кроме того, системная теория развивалась в то время, когда различные узкоспециализированные направле­ния социальной работы стали рассматриваться как элементы единой профес­сии. В США и Великобритании в 1950—1960-е гг. произошло слияние профес­сиональных организаций социальных работников. В Великобритании были Другой важной особенностью стало применение этой теории в семейной терапии, которая также получила значительное развитие в социальной работе в середине 1970-х гг. В данном случае системная теория является основной перспективой, поскольку она объясняет взаимодействие и взаимовлияние между членами семьи. Метод анализа групповых взаимоотно­шений также оказался полезным для работы в стационарных учреждениях (Пэйн, 1977; Афертон, 1989). 4. Экосистемная теория: В настоящее время известны следующие три варианта экосистемной тео­рии: • экокритический, экосоциальный, экофеминистский подходы, изложен­ные в книге «Экосоциальный подход в социальной работе», изданной под редакцией Матиса и др. (2001); • модель жизненного цикла, представленная в книге Джемейн и Гиттер-ман «Модель жизненного цикла в практике социальной работы» (1996); • экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практи­ки социальной работы» (2002). Первая группа теорий объединяет критические экологические подходы. Эти теории рассматриваются чуть позже, поскольку в них содержится критика экосистемного подхода в целом. Две другие модели экосистемной теории пред­ставлены в используемых мною текстах, которые отражают развитие межлич­ностного направления в социальной работе в США. Модель жизненного цикла разработана довольно давно. Так, работы Джемейн (1976, 1977, 19786) были впервые опубликованы в середине 1970-х гг. Хотя в этой модели отражена в основном межличностная социальная работа (с некоторыми вкраплениями экологического подхода), она была особенно популярна в США, что прояви­лось в издании большого числа публикаций, посвященных ее использованию в работе с семьей и микросоциальными группами. Широко вошел в научный оборот концепт «личность в окружении (в среде)». Ниже представлены основ­ные положения концепции Джемейн и Гиттерман (1996), отличающиеся чет­костью терминологии. Экокритический и экосистемный подходы также рас-# сматриваются в нашей работе, особенно экокритический и экосоциальный подход Матиса (2001), разработанный в Германии и во многом противостоя­щий американской работе. Экосистемный подход, разработанный в 1970-е гг. Матайни (2002) и пред­ставленный в 1983 г. Мейером, отличается от этих первоначальных вариантов акцентом на методах работы в микросоциальной среде, с семьей и группой, что отвечает образовательным стандартам США. Особенностью этого подхода является графическое представление семейных отношений с помощью эко-карт. Еще одна его особенность заключается в большом внимании к современ­ным проблемам культурного многообразия, социальной справедливости и прав человека. 5. Джемейн и Гиттерман: модель жизненного цикла Модель жизненного цикла в отношении социальной работы, разработанная Джемейн и Гиттерман (1980, 1996), является главной концепцией экосистем-ной теории. Джемейн выступила редактором сборника, посвященного исполь­зованию этого метода в различных сферах социальной работы (1979). Она ут­верждает, что данная модель имеет общее с психологией сознания, поскольку большое значение придается факторам среды, понятиям действия, самоуправ­лению и идентичности (Джемейн, 1978). Вместе с тем эти два подхода концеп­туально отличаются друг от друга и могут применяться по отдельности. Модель жизненного цикла представлена на слайде. Считается, что каж­дый человек проходит свой жизненный путь. На этом пути люди сталкивают­ся с жизненными 'стрессогенными факторами, переходными периодами, со­бытиями и проблемами, которые нарушают равновесное отношение с окру­жающей средой. Все это вызывает снижение способности в адаптации к сре­де и ощущение невозможности справиться с проблемами. Люди проходят через две стадии: стадию оценки стрессора и стадию переживания стресса. Вначале определяется серьезность нарушений и возможные последствия: ущерб, поражение, испытание. Затем оцениваются способы решения про­блем и имеющиеся ресурсы. С ситуацией можно справиться с помощью из­менений личности, среды или взаимоотношений между ними. Сигналы, по­ступающие из окружающей среды, а также физические и эмоциональные реакции людей дают обратную связь, информирующую о результатах попы­ток преодоления трудностей. Основными ресурсами, необходимыми для преодоления, считаются: • связанность — способность к формированию привязанностей; • внутренняя сила — уверенность в способности преодолеть трудности; • компетентность — владение существенными навыками или возможность получения помощи от других людей; • образ «Я» — общая оценка самого себя; • самооценка — степень собственной значимости и достоинства; • самоуправление — ощущение контроля над собственной жизнью, а также ответственность за свои поступки и уважение прав других людей. Цель практической деятельности по модели жизненного цикла — улучшение адаптации людей к окружающей их среде путем смягчения воздействия жиз­ненных стрессоров, обогащения индивидуальных и социальных ресурсов, раз­вития у людей стратегий преодоления трудностей, а также трансформация фак­торов окружающей среды для обеспечения их соответствия человеческим по­требностям. В практической работе необходимо придерживаться этических прин­ципов и толерантного отношения к индивидуальным различиям, активизиро­вать ресурсные стороны клиента, а также стремиться к партнерству социально­го работника и клиента в целях снижения статусных различий. Социальные ра­ботники должны обсуждать с клиентами приоритетные проблемы, вниматель­но слушать историю их жизни, а также анализировать принятые и принимае­мые решения. Они могут работать в восьми направлениях: с индивидами, семь­ями, группами, социальными сетями, микросоциальной средой, естественной средой, организациями, политическими действиями. 6. Экосоциальный подход: экокритицизм Экосоциальный подход опирается на применение в социальной работе кон­цепций социальной экологии, появившихся в начале XX в. в США. В нем под­черкивается значение социальной среды, а также в определенной степени затрагиваются противоречивые отношения между личностью и окружением. Джемейн, Гиттерман, Мейер и другие авторы в своих работах, анализируя взаимодействия клиентов с окружающей их средой, пользуются экологиче­скими метафорами. В экосоциальном подходе применение экологической тер­минологии имеет политическое значение, поскольку целью является преодо­ление социального исключения. Примером могут служить дискуссии о влия­нии факторов среды (Матис и др., 2000а, б, 2001; Нэрхи, 2004). В свою оче­редь, в экофеминизме (Бесторн и МакМиллен, 2002) утверждается, что в политических и социальных представлениях о системах, включая экосистем-ную теорию в социальной работе, игнорируется роль женщин в поддержании устойчивой социальной среды. Коутс (2003) раздвигает рамки экологического подхода в социальной ра­боте и акцентирует внимание на устойчивом развитии обществ любого типа, а не только тех, которые отличаются ресурсной недостаточностью и бедно­стью. Коутс ис­пользует понятие границ для описания мира как закрытой системы, ресурсы которой ограничены. Именно поэтому для сохранения человеческой жизни необходимо поддержание устойчивости мировой системы. Основными прин­ципами экосоциального подхода в социальной работе должны быть следую­щие: • интеграция и взаимосвязь; • мудрость природного порядка; • вероятностность, помогающая по праву оценить то, что в теории реализ­ма (см. гл. 3) называется потенциальными свойствами, возможным аль­тернативным развитием событий; • поддержание многообразия; • отношения в микросоциальной среде (малых социальных группах). Практика социальной работы должна быть сконцентрирована: • на развитии функций помощи в малых социальных группах; • на разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение общего благополучия; • на развитии активного партнерства; • на поиске новых возможностей на индивидуальном и общественном уровнях: • на содействии децентрализации и локализации в принятии и реализации решений; • на поддержании общественного здоровья и социальной устойчивости к кризисам; • содействии экологическому равновесию и социальной справедливости; • снижении стрессов человеческого и экологического характера, в частно­сти через оказание помощи в преодолении потери и горя; • применении естественных методов оздоровления и духовного развития 7. Социальные сети и системы социальной поддержки Развитие сетей в системах социальной поддержки как направление зароди­лось в рамках работы по охране психического здоровья. Данный подход рас­сматривался в качестве альтернативы изолирующему воздействию психиатри­ческих больниц и как реакция на их деинституциализацию в 1970-х гг. (Кап-лан, 1974; Каплан и Килилея, 1976; МакГвайр, 1991; Биджел и др., 1994). Итальянский исследователь социальной работы Фольгерейтер (2004) утверждает, что в ос­нове любых социальных проблем лежат проблемы отношений, поэтому разра­ботка планов помощи в социальной работе должна происходить совместно. Если отсутствие социальной поддержки носит кратковременный характер, актуальным становится возобновление прерванных отношений, в случае же долговременной изоляции необходимы специальная групповая работа и рабо­та в микросоциальной среде (Айрич и др., 2003). Социальные работники выявляют сети самих клиентов, а также создают новые контакты со службой, которые формируют модели повседневной жизни клиентов. Целью работы является поиск формальных и неформальных социальных сетей, их расшире­ние и использование для поддержки клиента. Сети отличаются различной плот­ностью и качеством в зависимости от частоты и значения контактов сетевых элементов. Сети также различаются по своим характеристикам (домашние, рабочие, досуговые, лечебные сети). 8. Преимущества и недостатки системного подхода Системная и экологическая теории благодаря четкой структуре и специ­альной терминологии формируют тип теории, отличающийся от традицион­ной практики социальной работы с ее психологической основой и индивиду­альным подходом. Они принадлежат к числу немногих всеобъемлющих теорий социальной работы, имеющих социологическое основание. Преимущества си­стемного подхода заключаются в следующем. • В нем отчетливее, чем в психологических подходах, выражен акцент на изменении окружения. • Это интерактивный подход, в нем анализируются не мысли и чувства, а влияние людей друг на друга. Кокс (2003), например, изучает роль бабу­шек и дедушек в воспитании внуков. Она показывает, насколько важно объединить мнения о ситуации всех, кто участвует в процессе воспита­ния, — различного рода специалистов, соседей и родственников, при­надлежащих к разным поколениям. • Системный подход показывает социальным работникам возможность до­стижения одной и той же цели различными путями (равнофинальность и многофинальность). Благодаря этому уменьшается стигматизация нестан­дартных форм поведения, а также социальное давление, которое харак­терно для многих психологических теорий, определяющих границы нор­мы и девиации (Лейнингер, 1978). • Системный подход является единым (Гольдштейн, 1973), интегральным (Пинкус и Минахан, 1973) и целостным (Хирн, 1969; Лейнингер, 1978). Он используется в работе с отдельными индивидами, группами и в мик­росоциальной среде. В данном случае не существует одного определенно­го метода воздействия. Напротив, предлагается обобщенная стратегия объяснения социальных событий, позволяющая воспринимать в качестве воздействий любые вмешательства в систему. Отдельные объяснительные теории являются частью этого общего правила. Социальные работники подбирают теории, которые соответствуют характеру их деятельности. Как правило, им чужды теоретические дискуссии о том, чем они занимают­ся: изменением личности или социальным реформированием. Так или иначе, отбор теорий в целях использования их на любой организацион­ной основе представляется сложной задачей для практиков. • Системный подход далек от линейных, детерминистских, причинно-след­ственных объяснений поведения или социальных явлений, характерных, например, для когнитивно-поведенческих теорий, поскольку равнофиналь­ность и многофинальность означают, что энергетические потоки оказыва­ют воздействие на систему самыми разными способами. Большую ценность представляет анализ моделей системных взаимодействий и характеристик области контакта (интерфейс) и слияния границ различных систем. • Уэйкфилд (1996) определяет четыре аргумента в пользу применения эко-системных подходов: возможность анализировать цикличность взаимодействия социального работника и клиента; диагностическую полезность; связь с другими теориями социальной работы; а также акцент на соци­альных факторах, служащий альтернативой индивидуальной работе со случаем. Вместе с тем, по его мнению, эти аргументы достаточно спор­ны, что доказывается ниже. У теории систем есть и недостатки. Поскольку теория носит скорее пояснительный, чем объяснительный ха­рактер (Фордер, 1976), ее принципы изложены в необычной форме, ко­торая позволяет легче понять суть, а также взаимосвязь разных уровней социальной реальности и индивидуального поведения человека. Однако данная теория не дает объяснения причинам происходящих событий и • существованию вышеупомянутых взаимосвязей. Следовательно, эмпири­чески проверить эти положения крайне сложно. Эти подходы нетехнологичны (Джемейн, 19796, 6), в них не содержатся инструкции, информирующие о том, каким образом можно влиять на системы (Мэнкоск, 1981). Кроме того, здесь нет инструментов, позволя­ющих контролировать результаты воздействий на систему, потому что неизвестно, как ее части будут взаимодействовать между собой. Предпо­лагается, что воздействие на одну часть системы повлияет на другие ее части, но вполне возможно, что на практике этого не произойдет (Сипо-рин, 1980). Теория систем претендует на всеобъемлющий характер. Однако не все в ней отражает реальное положение вещей. Что именно является адекват­ным — трудно определить. Многие принципы не вписываются в общую схему, определение границ представляет сложность или совсем невоз­можно. Априори считается, что элементы системы взаимосвязаны (Лей-нингер, 1978). Кроме того, сосредоточенность социальных работников на стратегических социальных проблемах может привести к игнорированию проблем отдельных индивидов (Сипорин, 1980). В теории систем, особенно в экологической теории, преувеличивается значение частей, составляющих систему, каждая из которых необходима для системной целостности и связана с другими частями. Таким образом, предполагается, что необходимо поддерживать равновесие систем, а не стремиться их изменить. Кроме того, для теории систем характерно поло­жение о том, что конфликт менее желателен, чем поддержка и интегра­ция. Однако на практике все может быть совершенно иначе (Лейнингер, 1978). Концепт обратной связи предполагает медленное и управляемое измене­ние. А что делать, если необходимы радикальные перемены? Обратная связь вместо устранения иногда усиливает девиацию. В теории систем дан­ные обстоятельства практически не учитываются (Лейнингер, 1978). Концепты энтропии и выживания систем являются аналогиями функцио­нирования физических систем и, подобно многим другим биологическим и физическим аналогиям, могут не соответствовать социальным системам (Лейнингер, 1978). Следует ли всем системам (например, конфликт­ным семьям) стремиться к выживанию? Уходит ли энтропия в окружаю­щую среду или система должна вытягивать энергию из уже энергетически ослабевшей среды? Например, нужно ли бедной семье просить помощь > таких же бедных семей из се окружения или ей следует требовать распре­деления ресурсов обеспеченных людей? Подобные вопросы носят поли­тический характер, который не свойственен в целом теории систем, в которой для повседневной практики социальной работы предлагаются узкие, неполитические варианты решения проблем. ■ * Сложная, специальная терминология теории не слишком хорошо подхо- дит для описания такой гуманистически ориентированной деятельности, как социальная работа (Джемейн, 19796, 6). В результате это насторажи­вает социальных работников. Именно критика заимствования технокра­тических идей объединяет теорию систем и поведенческий подход. На­против, большей популярностью пользуются психодинамические пред­ставления о конфликте, потребностях и влечении, а также гуманистиче­ские идеи об открытости самому себе и экзистенциальном одиночестве. ■ Вследствие того что теория носит обобщенный характер, ее применение к частным ситуациям затруднительно (Джемейн, 19796, 7; Лейнингер. 1978). Однако прикладные ее варианты могут быть очень разными. Один специалист интерпретирует ситуацию согласно одним представлениям, а другой — другим, поэтому крайне трудно определить, кто из них прав. 1. Пэйн, М. Социальная работа: современная теория : учебное пособие / Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга ; пер. с англ. О. В. Бойко (гл. 1-11) и Б.Н.Мотенко (гл.12-14) ; науч. ред. русс. текста докт. филос. наук, проф. И. В. Наместникова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с.
«Теория систем» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot