Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Нет начала текста
ДАТА
ВРЕМЯ
ЦЕЛЬ
УЧАСТНИКИ
РЕКВИЗИТ
ХРОНОМЕТРАЖ
ХОД ЗАНЯТИЯ
Система - множество элементов (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей) взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих определенную целостность.
Термин «системы», обозначающий наличие взаимосвязей и ресурсные особенности семей и групп, а также их эффективное функционирование.
1. Основные понятия теории систем и их практическое применение
Для описания структуры систем используются следующие понятия:
• границы системы, внутри которых обмен физической и психической энергией происходит в большей степени, чем за их пределами;
• закрытые системы — системы, не обменивающиеся энергией с внешним миром, которые можно сравнить с вакуумной упаковкой или термосом;
• открытые системы, обладающие проницаемостью границ для обмена энергией.
Следующие понятия характеризуют системные процессы и варианты воздействия на них (Грейф и Линч, 1983):
• ввод — энергия сквозь границы поступает в систему;
• пропускная способность — энергия используется внутри системы;
• вывод — энергия через границы выходит в окружающую среду и оказывает на нее воздействие;
• обратная петля — информация (энергия) попадает вновь в систему после того, как она вышла в окружающую среду и обогатилась в результате произошедших изменений;
• энтропия — система продолжает работать, пользуясь своей собственной энергией, и если не поступит новая информация (энергия) извне, система исчерпает себя и ее развитие остановится.
Состояние системы определяется пятью характеристиками. Среди них:
■ устойчивое состояние, когда система поддерживает сама себя, получая и
используя входящую информацию. Следовательно, в системах (индивидах или социальных группах) могут происходить изменения, не затрагивающие их фундаментальных характеристик;
• гомеостаз, или равновесие, — способность системы сохранять свои особенности, несмотря на то, что входящая информация вносит определенные изменения. Например, я могу питаться капустой, но никогда не стану похожим на капусту. Я остаюсь самим собой, хотя капуста переваривается и дает мне энергию и питание. Вывод этой энергии частично происходит через выделение тепла, физическую активность и дефекацию;
• видоизменение — способность системы к усложнению, поскольку ее части видоизменяются с течением времени;
• системная сложность — система представляет собой целое, которое больше, чем сумма его частей;
• взаимовлияние — если одна часть системы меняется, то изменение происходит и в других частях.
Социальные системы обладают синергией, т.е. они могут вырабатывать свою собственную энергию, чтобы поддерживать себя. Поэтому человеческие существа, взаимодействуя в браке или в группе, зачастую стремятся к сохранению или развитию отношений, устанавливая тесные связи внутри группы и укрепляя ее. Это является примером системной сложности, поскольку связи невозможны без взаимодействий внутри системы. В случае отсутствия синергии участники группы или супруги должны получать дополнительную энергию извне, иначе будет расти энтропия. Таким образом, синергия является противоположностью энтропии и иногда называется негэнтропией.
2. Основные системы социальной работы
Система
Описание
Дополнительная информация
Система агентов изменений
Социальные работники и организации, в которых они работают
—
Клиентская система
Люди, группы, семьи, микросоциальные группы, которые обращаются за помощью и вступают во взаимодействие с агентами изменений
Действительные клиенты — клиенты, выразившие готовность получить помощь и включившиеся в процесс. Потенциальные клиенты — клиенты, которых специалист стремится вовлечь в социальную работу (например, правонарушители, получившие условное наказание, или родители, обвиненные в жестоком обращении с детьми)
Целевая система
Люди, которых стараются изменить агенты изменений для достижения поставленных целей
Клиентская и целевая системы не обязательно совпадают
Воздействующая система
1
Люди, с которыми взаимодействуют агенты изменений для достижения поставленных целей
Клиентская, целевая и воздействующая системы не обязательно совпадают
3. Общая теория систем
Системная теория оказала большое влияние на социальную работу в 1970-е гг. С тех пор она является предметом споров.
Хирн (1958, 1969) был одним из первых авторов, разработавших программу использования системной теории в области социальной работы. Практический анализ этой теории изложен в исследованиях Гольдштейна и Пинкуса (Гольдштейн, 1973; Пинкус и Минахан, 1973).
Эллиот (1993) считает, что системная теория может быть объединена с теорией социального развития в целях применения последней в социальной работе индустриально развитых стран. Кабадаки (1995) показывает, каким образом изменения различных общественных структур соотносятся с развитием социальной работы.
Теория систем является одним из теоретических подходов, разработанных в качестве альтернативы психодинамической теории в 1970-е гг. Социологизм этой теории противостоит отсутствию в психодинамике адекватной трактовки понятия «социальное» в социальной работе. Кроме того, системная теория развивалась в то время, когда различные узкоспециализированные направления социальной работы стали рассматриваться как элементы единой профессии.
В США и Великобритании в 1950—1960-е гг. произошло слияние профессиональных организаций социальных работников. В Великобритании были
Другой важной особенностью стало применение этой теории в семейной терапии, которая также получила значительное развитие в социальной работе в середине 1970-х гг. В данном случае системная теория является основной перспективой, поскольку она объясняет взаимодействие и взаимовлияние между членами семьи. Метод анализа групповых взаимоотношений также оказался полезным для работы в стационарных учреждениях (Пэйн, 1977; Афертон, 1989).
4. Экосистемная теория:
В настоящее время известны следующие три варианта экосистемной теории:
• экокритический, экосоциальный, экофеминистский подходы, изложенные в книге «Экосоциальный подход в социальной работе», изданной под редакцией Матиса и др. (2001);
• модель жизненного цикла, представленная в книге Джемейн и Гиттер-ман «Модель жизненного цикла в практике социальной работы» (1996);
• экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практики социальной работы» (2002).
Первая группа теорий объединяет критические экологические подходы. Эти теории рассматриваются чуть позже, поскольку в них содержится критика экосистемного подхода в целом. Две другие модели экосистемной теории представлены в используемых мною текстах, которые отражают развитие межличностного направления в социальной работе в США. Модель жизненного цикла разработана довольно давно. Так, работы Джемейн (1976, 1977, 19786) были впервые опубликованы в середине 1970-х гг. Хотя в этой модели отражена в основном межличностная социальная работа (с некоторыми вкраплениями экологического подхода), она была особенно популярна в США, что проявилось в издании большого числа публикаций, посвященных ее использованию в работе с семьей и микросоциальными группами. Широко вошел в научный оборот концепт «личность в окружении (в среде)». Ниже представлены основные положения концепции Джемейн и Гиттерман (1996), отличающиеся четкостью терминологии. Экокритический и экосистемный подходы также рас-# сматриваются в нашей работе, особенно экокритический и экосоциальный подход Матиса (2001), разработанный в Германии и во многом противостоящий американской работе.
Экосистемный подход, разработанный в 1970-е гг. Матайни (2002) и представленный в 1983 г. Мейером, отличается от этих первоначальных вариантов акцентом на методах работы в микросоциальной среде, с семьей и группой, что отвечает образовательным стандартам США. Особенностью этого подхода является графическое представление семейных отношений с помощью эко-карт. Еще одна его особенность заключается в большом внимании к современным проблемам культурного многообразия, социальной справедливости и прав человека.
5. Джемейн и Гиттерман: модель жизненного цикла
Модель жизненного цикла в отношении социальной работы, разработанная Джемейн и Гиттерман (1980, 1996), является главной концепцией экосистем-ной теории. Джемейн выступила редактором сборника, посвященного использованию этого метода в различных сферах социальной работы (1979). Она утверждает, что данная модель имеет общее с психологией сознания, поскольку большое значение придается факторам среды, понятиям действия, самоуправлению и идентичности (Джемейн, 1978). Вместе с тем эти два подхода концептуально отличаются друг от друга и могут применяться по отдельности.
Модель жизненного цикла представлена на слайде. Считается, что каждый человек проходит свой жизненный путь. На этом пути люди сталкиваются с жизненными 'стрессогенными факторами, переходными периодами, событиями и проблемами, которые нарушают равновесное отношение с окружающей средой. Все это вызывает снижение способности в адаптации к среде и ощущение невозможности справиться с проблемами. Люди проходят через две стадии: стадию оценки стрессора и стадию переживания стресса. Вначале определяется серьезность нарушений и возможные последствия: ущерб, поражение, испытание. Затем оцениваются способы решения проблем и имеющиеся ресурсы. С ситуацией можно справиться с помощью изменений личности, среды или взаимоотношений между ними. Сигналы, поступающие из окружающей среды, а также физические и эмоциональные реакции людей дают обратную связь, информирующую о результатах попыток преодоления трудностей.
Основными ресурсами, необходимыми для преодоления, считаются:
• связанность — способность к формированию привязанностей;
• внутренняя сила — уверенность в способности преодолеть трудности;
• компетентность — владение существенными навыками или возможность получения помощи от других людей;
• образ «Я» — общая оценка самого себя;
• самооценка — степень собственной значимости и достоинства;
• самоуправление — ощущение контроля над собственной жизнью, а также ответственность за свои поступки и уважение прав других людей.
Цель практической деятельности по модели жизненного цикла — улучшение адаптации людей к окружающей их среде путем смягчения воздействия жизненных стрессоров, обогащения индивидуальных и социальных ресурсов, развития у людей стратегий преодоления трудностей, а также трансформация факторов окружающей среды для обеспечения их соответствия человеческим потребностям. В практической работе необходимо придерживаться этических принципов и толерантного отношения к индивидуальным различиям, активизировать ресурсные стороны клиента, а также стремиться к партнерству социального работника и клиента в целях снижения статусных различий. Социальные работники должны обсуждать с клиентами приоритетные проблемы, внимательно слушать историю их жизни, а также анализировать принятые и принимаемые решения. Они могут работать в восьми направлениях: с индивидами, семьями, группами, социальными сетями, микросоциальной средой, естественной средой, организациями, политическими действиями.
6. Экосоциальный подход: экокритицизм
Экосоциальный подход опирается на применение в социальной работе концепций социальной экологии, появившихся в начале XX в. в США. В нем подчеркивается значение социальной среды, а также в определенной степени затрагиваются противоречивые отношения между личностью и окружением.
Джемейн, Гиттерман, Мейер и другие авторы в своих работах, анализируя взаимодействия клиентов с окружающей их средой, пользуются экологическими метафорами. В экосоциальном подходе применение экологической терминологии имеет политическое значение, поскольку целью является преодоление социального исключения. Примером могут служить дискуссии о влиянии факторов среды (Матис и др., 2000а, б, 2001; Нэрхи, 2004). В свою очередь, в экофеминизме (Бесторн и МакМиллен, 2002) утверждается, что в политических и социальных представлениях о системах, включая экосистем-ную теорию в социальной работе, игнорируется роль женщин в поддержании устойчивой социальной среды.
Коутс (2003) раздвигает рамки экологического подхода в социальной работе и акцентирует внимание на устойчивом развитии обществ любого типа, а не только тех, которые отличаются ресурсной недостаточностью и бедностью.
Коутс использует понятие границ для описания мира как закрытой системы, ресурсы которой ограничены. Именно поэтому для сохранения человеческой жизни необходимо поддержание устойчивости мировой системы. Основными принципами экосоциального подхода в социальной работе должны быть следующие:
• интеграция и взаимосвязь;
• мудрость природного порядка;
• вероятностность, помогающая по праву оценить то, что в теории реализма (см. гл. 3) называется потенциальными свойствами, возможным альтернативным развитием событий;
• поддержание многообразия;
• отношения в микросоциальной среде (малых социальных группах).
Практика социальной работы должна быть сконцентрирована:
• на развитии функций помощи в малых социальных группах;
• на разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение общего благополучия;
• на развитии активного партнерства;
• на поиске новых возможностей на индивидуальном и общественном уровнях:
• на содействии децентрализации и локализации в принятии и реализации решений;
• на поддержании общественного здоровья и социальной устойчивости к кризисам;
• содействии экологическому равновесию и социальной справедливости;
• снижении стрессов человеческого и экологического характера, в частности через оказание помощи в преодолении потери и горя;
• применении естественных методов оздоровления и духовного развития
7. Социальные сети и системы социальной поддержки
Развитие сетей в системах социальной поддержки как направление зародилось в рамках работы по охране психического здоровья. Данный подход рассматривался в качестве альтернативы изолирующему воздействию психиатрических больниц и как реакция на их деинституциализацию в 1970-х гг. (Кап-лан, 1974; Каплан и Килилея, 1976; МакГвайр, 1991; Биджел и др., 1994).
Итальянский исследователь социальной работы Фольгерейтер (2004) утверждает, что в основе любых социальных проблем лежат проблемы отношений, поэтому разработка планов помощи в социальной работе должна происходить совместно. Если отсутствие социальной поддержки носит кратковременный характер, актуальным становится возобновление прерванных отношений, в случае же долговременной изоляции необходимы специальная групповая работа и работа в микросоциальной среде (Айрич и др., 2003).
Социальные работники выявляют сети самих клиентов, а также создают новые контакты со службой, которые формируют модели повседневной жизни клиентов. Целью работы является поиск формальных и неформальных социальных сетей, их расширение и использование для поддержки клиента. Сети отличаются различной плотностью и качеством в зависимости от частоты и значения контактов сетевых элементов. Сети также различаются по своим характеристикам (домашние, рабочие, досуговые, лечебные сети).
8. Преимущества и недостатки системного подхода
Системная и экологическая теории благодаря четкой структуре и специальной терминологии формируют тип теории, отличающийся от традиционной практики социальной работы с ее психологической основой и индивидуальным подходом. Они принадлежат к числу немногих всеобъемлющих теорий социальной работы, имеющих социологическое основание. Преимущества системного подхода заключаются в следующем.
• В нем отчетливее, чем в психологических подходах, выражен акцент на изменении окружения.
• Это интерактивный подход, в нем анализируются не мысли и чувства, а влияние людей друг на друга. Кокс (2003), например, изучает роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Она показывает, насколько важно объединить мнения о ситуации всех, кто участвует в процессе воспитания, — различного рода специалистов, соседей и родственников, принадлежащих к разным поколениям.
• Системный подход показывает социальным работникам возможность достижения одной и той же цели различными путями (равнофинальность и многофинальность). Благодаря этому уменьшается стигматизация нестандартных форм поведения, а также социальное давление, которое характерно для многих психологических теорий, определяющих границы нормы и девиации (Лейнингер, 1978).
• Системный подход является единым (Гольдштейн, 1973), интегральным (Пинкус и Минахан, 1973) и целостным (Хирн, 1969; Лейнингер, 1978). Он используется в работе с отдельными индивидами, группами и в микросоциальной среде. В данном случае не существует одного определенного метода воздействия. Напротив, предлагается обобщенная стратегия объяснения социальных событий, позволяющая воспринимать в качестве воздействий любые вмешательства в систему. Отдельные объяснительные теории являются частью этого общего правила. Социальные работники подбирают теории, которые соответствуют характеру их деятельности. Как правило, им чужды теоретические дискуссии о том, чем они занимаются: изменением личности или социальным реформированием. Так или иначе, отбор теорий в целях использования их на любой организационной основе представляется сложной задачей для практиков.
• Системный подход далек от линейных, детерминистских, причинно-следственных объяснений поведения или социальных явлений, характерных, например, для когнитивно-поведенческих теорий, поскольку равнофинальность и многофинальность означают, что энергетические потоки оказывают воздействие на систему самыми разными способами. Большую ценность представляет анализ моделей системных взаимодействий и характеристик области контакта (интерфейс) и слияния границ различных систем.
• Уэйкфилд (1996) определяет четыре аргумента в пользу применения эко-системных подходов: возможность анализировать цикличность взаимодействия социального работника и клиента; диагностическую полезность; связь с другими теориями социальной работы; а также акцент на социальных факторах, служащий альтернативой индивидуальной работе со случаем. Вместе с тем, по его мнению, эти аргументы достаточно спорны, что доказывается ниже.
У теории систем есть и недостатки.
Поскольку теория носит скорее пояснительный, чем объяснительный характер (Фордер, 1976), ее принципы изложены в необычной форме, которая позволяет легче понять суть, а также взаимосвязь разных уровней социальной реальности и индивидуального поведения человека. Однако данная теория не дает объяснения причинам происходящих событий и • существованию вышеупомянутых взаимосвязей. Следовательно, эмпирически проверить эти положения крайне сложно.
Эти подходы нетехнологичны (Джемейн, 19796, 6), в них не содержатся инструкции, информирующие о том, каким образом можно влиять на системы (Мэнкоск, 1981). Кроме того, здесь нет инструментов, позволяющих контролировать результаты воздействий на систему, потому что неизвестно, как ее части будут взаимодействовать между собой. Предполагается, что воздействие на одну часть системы повлияет на другие ее части, но вполне возможно, что на практике этого не произойдет (Сипо-рин, 1980).
Теория систем претендует на всеобъемлющий характер. Однако не все в ней отражает реальное положение вещей. Что именно является адекватным — трудно определить. Многие принципы не вписываются в общую схему, определение границ представляет сложность или совсем невозможно. Априори считается, что элементы системы взаимосвязаны (Лей-нингер, 1978). Кроме того, сосредоточенность социальных работников на стратегических социальных проблемах может привести к игнорированию проблем отдельных индивидов (Сипорин, 1980).
В теории систем, особенно в экологической теории, преувеличивается значение частей, составляющих систему, каждая из которых необходима для системной целостности и связана с другими частями. Таким образом, предполагается, что необходимо поддерживать равновесие систем, а не стремиться их изменить. Кроме того, для теории систем характерно положение о том, что конфликт менее желателен, чем поддержка и интеграция. Однако на практике все может быть совершенно иначе (Лейнингер, 1978).
Концепт обратной связи предполагает медленное и управляемое изменение. А что делать, если необходимы радикальные перемены? Обратная связь вместо устранения иногда усиливает девиацию. В теории систем данные обстоятельства практически не учитываются (Лейнингер, 1978).
Концепты энтропии и выживания систем являются аналогиями функционирования физических систем и, подобно многим другим биологическим и физическим аналогиям, могут не соответствовать социальным системам (Лейнингер, 1978). Следует ли всем системам (например, конфликтным семьям) стремиться к выживанию? Уходит ли энтропия в окружающую среду или система должна вытягивать энергию из уже энергетически ослабевшей среды? Например, нужно ли бедной семье просить помощь > таких же бедных семей из се окружения или ей следует требовать распределения ресурсов обеспеченных людей? Подобные вопросы носят политический характер, который не свойственен в целом теории систем, в которой для повседневной практики социальной работы предлагаются узкие, неполитические варианты решения проблем.
■ * Сложная, специальная терминология теории не слишком хорошо подхо-
дит для описания такой гуманистически ориентированной деятельности, как социальная работа (Джемейн, 19796, 6). В результате это настораживает социальных работников. Именно критика заимствования технократических идей объединяет теорию систем и поведенческий подход. Напротив, большей популярностью пользуются психодинамические представления о конфликте, потребностях и влечении, а также гуманистические идеи об открытости самому себе и экзистенциальном одиночестве.
■ Вследствие того что теория носит обобщенный характер, ее применение
к частным ситуациям затруднительно (Джемейн, 19796, 7; Лейнингер.
1978). Однако прикладные ее варианты могут быть очень разными. Один
специалист интерпретирует ситуацию согласно одним представлениям, а
другой — другим, поэтому крайне трудно определить, кто из них прав.
1. Пэйн, М. Социальная работа: современная теория : учебное пособие / Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга ; пер. с англ. О. В. Бойко (гл. 1-11) и Б.Н.Мотенко (гл.12-14) ; науч. ред. русс. текста докт. филос. наук, проф. И. В. Наместникова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с.