Теория и технология начального языкового образования. Осознанный выбор орфографического упражнения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Теория и технология начального языкового образования
Орфографические упражнения
Орфографические упражнения – это упражнения, направленные на
формирование орфографических умений. К орфографическим упражнениям
относятся
1) разные виды диктантов, когда записывается воспринимаемый на
слух текст;
2) списывание, когда записываемый текст воспринимается зрительно;
3) орфографическое проговаривание, когда текст произносится в
соответствии с написанием;
4) полный или частичный орфографический анализ, когда выделяются
и/или обосновываются орфограммы.
Часто проводятся комплексные орфографические упражнения, которые
включают, например, и письмо под диктовку, и орфографическое
проговаривание для предупреждения ошибок, и элементы орфографического
анализа в виде объяснения выбора букв-орфограмм до или после записи.
Для осознанного выбора орфографического упражнения учителю
необходимо прежде всего хорошо представлять себе назначение упражнения,
чтобы использовать его в соответствии с той целью, которая стоит на данном
уроке или этапе урока. Орфографические упражнения строятся с учетом
основных компонентов орфографического действия, поэтому по назначению
можно выделить следующие группы упражнений:
1) направленные на формирование умения ставить орфографические
задачи. Это подчеркивание орфограмм, письмо с пропусками или буквенной
дробью, выборочное списывание слов с указанной орфограммой и др.;
2) направленные на формирование умения решать орфографические
задачи. Материалом для таких упражнений служит текст с уже выделенными
тем или иным способом орфограммами. Например, упражнения на вставку
пропущенных букв, объяснение написания выделенных букв или слов,
письменное обоснование выбора буквы из приведенных вариантов;
3) направленные на формирование целостного орфографического
действия. Это все виды диктантов, списывание с орфографическим
разбором, полный орфографический анализ. Материалом для этих
упражнений служат слова (тексты) с разными, не только изучаемыми в
данный момент орфограммами, орфограммы не выделяются, ученик должен
их обнаружить самостоятельно, а затем проверить.
Одним из упражнений, в котором наиболее полно и развернуто
представлена структура сознательного орфографического действия, является
фонетико-орфографический анализ (П. С. Жедек).
Порядок проведения фонетико-орфографического анализа отражает
реальный ход нахождения письменной формы слова, содержащего
орфограммы, поэтому обучение этому виду анализа и систематическое его
проведение подготавливает ребенка к выполнению орфографического
Теория и технология начального языкового образования
комментирования при записи слов, предложений. Отличительные
особенности фонетико-орфографического разбора следующие:
а) выполняя его, ученик идет от звука к букве, а не от буквы к звуку;
б) характеризуя звук, наряду с другими признаками школьник
указывает на его позицию в данной словоформе;
в) при переходе от звуков к буквам выделяются и характеризуются
орфограммы, а также объясняется способ решения орфографической задачи.
Ход рассуждений ученика оформляется в следующей записи:
[д’]
перед гласным - д
[и]
безударный - ?
день - е
[н’]
перед гласным - н
[о]
под ударением - ё
[к]
на конце слова - ?
денька – к
денёк
На первых этапах обучения, когда ученики еще не владеют способами
проверки орфограмм, но уже знают признаки, по которым их можно
обнаружить, проводится частичный фонетико-орфографический анализ.
Письмо с пропусками орфограмм является по существу частичным
фонетико-орфографическим анализом (ср. д - нѐ - ).
Важнейшим критерием выбора упражнений и определения их
последовательности является характер изучаемой орфограммы. Так, при
изучении традиционных написаний более эффективными будут упражнения,
способствующие наилучшему запоминанию буквенной формы слова:
списывание, письмо по памяти, зрительный диктант, орфографическое
проговаривание и т.п. В то же время при изучении орфограмм, которые
усваиваются на основе применения правил, необходимо широко
использовать комментирование до, во время или после записи, устный
орфографический анализ.
Списывание играет большую роль в обучении орфографии, способствуя
непроизвольному запоминанию правописания и автоматизации навыка
письма, поэтому важно целенаправленно формировать умение списывать
безошибочно. Методика обучения списыванию на основе алгоритма,
учитывающего психологические закономерности процесса письма и
усвоения орфографии, разработана П. С. Жедек. Алгоритм списывания
включает в себя:
1) чтение и запоминание списываемого предложения (если списывается
текст, то он обязательно предварительно прочитывается целиком);
2) выделение орфограмм;
3) орфографическое чтение и проговаривание;
4) запись с орфографической самодиктовкой;
5) осуществление самопроверки путем подчеркивания орфограмм в
написанном тексте и сличения их с образцом.
При выборе единицы записи: слова, словосочетания, предложения –
нужно ориентироваться на орфографическое поле данной орфограммы, т.е.
Теория и технология начального языкового образования
тот минимальный контекст, который необходим для осуществления
проверки. Для усвоения орфограмм корня могут быть широко использованы
словарные диктанты, а орфограммы окончаний требуют как минимум
словосочетания в качестве единицы записи, такая орфограмма, как
«прописная буква», – предложения или даже текста.
Выбор орфографического упражнения также определяется этапом
изучения орфограммы. На начальном этапе детям необходимо научиться
узнавать орфограмму и овладеть алгоритмом действия по правилу. В это
время должны преобладать упражнения на нахождение орфограмм,
применение правила в простых случаях, например, списывание с
подчеркиванием орфограмм, предупредительный диктант, письмо по памяти
с предварительным орфографическим анализом, фонетико-орфографический
разбор, выборочные списывание и диктант и т.п. Все упражнения в этот
период сопровождаются развернутым комментированием, в котором вслух
воспроизводятся все ступени решения орфографической задачи. Запись при
выполнении упражнений на этом этапе обучения также должна отражать ход
рассуждений ученика:
пиш _т – писать спр. – пишет.
На
следующих
этапах
обучения
происходит
сокращение
орфографического комментария, обоснование выбора буквы может даваться
в процессе записи, а не до нее. Например: [напарт’и]. На – предлог на моей
парте пишу отдельно. Безударное окончание существительного. Парта – 1
склонение. На руке. Пишу Е – парте (орфографическое проговаривание в
процессе записи).
В дальнейшем, на этапе совершенствования умения используются уже
такие виды орфографических упражнений, как объяснительный диктант,
свободные и творческие списывания и диктанты, когда ученик выполняет,
помимо орфографических, и другие задания (грамматические, речевые).
Целесообразность того или иного задания определяется типом
изучаемой орфограммы, например, упражнение в правописании окончаний
прилагательных может предполагать выписывание их в составе
словосочетаний или, наоборот, дополнение текста подходящими по смыслу
прилагательными. В этот период и материал для упражнения подбирается
более сложный: увеличивается объем записываемых единиц, усложняются
условия применения правила, включаются для сопоставления смешиваемые
детьми орфограммы, например, безударные гласные в корне и суффиксе,
безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных и т.п.
Таким образом, система орфографических упражнений обеспечивает
постепенное совершенствование орфографических умений во все более
усложняющихся условиях приближая их к условиям естественного процесса
письма.
Теория и технология начального языкового образования
Диктант
Диктант – самый распространённый вид упражнения.
Предупредительный диктант. Это такой вид упражнений, когда
объяснение орфограмм проводится до записи в тетрадях. Его цель –
предупреждение ошибок.
При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста
учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые
проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем
следует запись под диктовку.
Объяснительный диктант. Чаще используется на этапе закрепления
изученного. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся
записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и
объясняет орфограммы, остальные следят и исправляют допущенные
ошибки. По сравнению с предупредительным, объяснительный диктант
требует от учеников большей самостоятельности.
Свободный диктант. Под свободным диктантом понимают такую
запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его
изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего
смысла. Свободный диктант совмещает достоинства диктанта и изложения.
Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его
содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению
последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся
напишут предыдущую.
Творческий диктант. Упражнение, в процессе выполнения которого
производятся переделка текста, изменение его. Своё название диктант
получил в связи с тем, что при его выполнении учащиеся приближаются к
условиям написания творческой работы.
Существуют разные виды творческих диктантов:
включение в готовый текст каких-либо элементов по заданию
учителя, расширение текста;
реконструкция,
трансформация
текста
(замена
одних
конструкций другими, перестановка диктуемого материала, сужение
диктуемого материала);
самостоятельное составление предложений или текста по
заданию учителя (по опорным словам или словосочетаниям, по началу
предложения);
написание продолжения к продиктованному тексту.
Диктант «Проверяю себя». Позволяет учащимся замечать
орфограммы в процессе письма и предупреждать ошибки. В процессе записи
текста дети пропускают и подчёркивают те орфограммы, в написании
которых они сомневаются, чтобы потом задать вопрос учителю. Если при
Теория и технология начального языкового образования
записи некоторых слов дети не заметят трудностей, вопрос задаёт сам
учитель.
Зрительный диктант. Способствует развитию орфографической
зоркости, зрительной памяти и внимания учащихся. Класс в течение
ограниченного времени знакомится с текстом, пытаясь определить трудные
для написания случаи, объяснить их, запомнить. Текст закрывается и
диктуется учителем. По окончании работы происходит самопроверка: запись,
сделанная в тетради, сверяется с оригиналом.
Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются
стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а
потом ученик сам себе диктует текст.
Диктант с обоснованием. Предполагает самостоятельное объяснение
орфограмм учеником письменно. Перед началом работы учитель называет
орфограмму, требующую объяснения. Обоснование может заключаться в
написании проверочного слова, в ссылке на падеж, спряжение и т.д.,
графическом обозначении орфограммы. Разъяснив ученикам, в чем
заключается сущность работы, учитель медленно диктует текст, делая паузы
там, где необходимо при письме дать объяснение.
Методика предупреждения и исправления ошибок
в письменных работах учащихся
Типы ошибок
В письменной речи учащихся начальной школы закономерно
возникают разного рода ошибки: речевые, грамматические, орфографические
и др. Это связано с тем, что процесс овладения письменной речью с
приходом ребенка в школу только начинается и формирование механизмов
письма происходит постепенно.
Рассмотрим те ошибки, которые обусловлены недостаточной
сформированностью навыка письма. Среди этих ошибок можно выделить три
основных категории в зависимости от того, какая норма нарушается
пишущим: каллиграфические, графические и орфографические.
Каллиграфические ошибки, или алфавитные, – замена одних букв
другими вследствие смешения букв, имеющих общее в начертании.
Например, нарушение количества элементов приводит к взаимозамене букв и
– ш п – т П – Т ж – х смешение величины элементов наблюдается при
смешении букв п – р , нарушение пространственного расположения
элементов – при замене буквы З буквой Е. Каллиграфическая ошибка может
заключаться в пропуске необходимого элемента: ц – и щ – ш и – й. Иногда
детьми смешиваются даже буквы, мало похожие между собой. Например,
частотным является смешение букв б и д, хотя они имеют только один общий
элемент – овал.
Теория и технология начального языкового образования
Основная причина каллиграфических ошибок – недостаточно четкие
зрительно-двигательные образы смешиваемых букв, поэтому такие ошибки
типичны для начального этапа овладения письменной речью и часто
встречаются в работах первоклассников. Однако в отдельных случаях такого
рода ошибки закрепляются и сохраняются в более позднем возрасте.
Графические ошибки – нарушения правил графики. При таких
нарушениях искажается не только написание слова, но и его произношение
при чтении: жаровонки – вследствие перестановки слогов прочитать такое
слово правильно невозможно.
К графическим ошибкам относятся:
- пропуск букв и слогов: дотор (доктор) болница (больница), кворцы
(скворцы) дремучи (дремучий) почувствол (почувствовал);
- вставка букв и слогов: летитит (летит) взяали (взяли) детьи
(дети);
- перестановка букв и слогов: солмила (сломила);
- замена одних букв другими: бобежали (побежали) щената (щенята)
тысяща (тысяча) голыбь (голубь).
Основные причины графических ошибок:
- Недостатки произношения, в т.ч. дефекты дикции и орфоэпические
ошибки под влиянием диалекта или просторечия. Ребенок фиксирует на
письме то, что он произносит, и если искажено произношение слова, то это
неверное произношение переносится на письмо: кворцы (скворцы) тысяща
(тысяча) гандюка (гадюка).
- Недостаточное развитие речевого, в частности фонематического,
слуха. Например, неумение различать твердые и мягкие согласные
обязательно отражается на письме в ошибках использования мягкого знака и
других букв, указывающих на мягкость согласного: сол (соль) тулпан
(тюльпан). Такого рода ошибки часто встречаются у детей, для которых
русский язык не является родным. Для детей, чей родной язык – русский,
более характерны ошибки, связанные с неразличением звуков [с] – [ш], [ч’] –
[щ’], [р’] – [л’] и др.: кушт (куст) колидор (коридор). Недостатки слухового
восприятия и недостатки произношения взаимосвязаны, и как правило сразу
обе причины вызывают у ребенка появление графических ошибок при
письме.
- Незнание правил графики, согласно которым твердость / мягкость
согласного и звук [j] обозначаются определенным образом в зависимости от
позиции. Ошибки, вызванные этой причиной: тьотьа (тетя) йама (яма)
пьйот (пьѐт) – совершенно закономерны для дошкольников, которые еще не
изучали законы графики. Если же такие ошибки возникают у
первоклассников и тем более если они сохраняются у детей старшего
возраста, то очевидно неусвоение ребенком учебного материала, так как
правила русской графики входят в содержание обучения грамоте.
- Несформированность механизмов письма – самая частая причина
большинства графических ошибок – так называемых описок. Трудно
Теория и технология начального языкового образования
представить, чтобы ребенок произносил слово задача как задча, или
почувствовал как почувствол, или летит как летитит. Подобные ошибки
(описки) – результат неспособности ребенка удержать в памяти
последовательность звуков в слове, которую нужно обозначить буквами,
несинхронность произношения и записи слова, которая вызвана и очень
низким темпом письма, и необходимостью отвлекаться на припоминание
формы буквы, на соблюдение требований каллиграфии при письме каждой
буквы.
Кроме указанных причин, можно назвать также и другие факторы,
оказывающие влияние на качество письма учащихся и вызывающие
графические ошибки (прежде всего описки). Это и неустойчивость внимания,
и быстрая утомляемость детей, и их эмоциональное и физическое состояние
во время письма.
Орфографические ошибки – нарушения правил орфографии. В
отличие от каллиграфических и графических ошибок, ошибки
орфографические не сопровождаются неправильным произношением.
Орфографические правила как раз и нужны для того, чтобы выбирать один из
нескольких возможных в данном случае вариантов написания, поэтому
нарушение орфографической нормы никак не сказывается на произношении
слова при его чтении: совершенно одинаково будет прочитано рабочий и
робочий сапог и сопок. Но понять написанное с орфографическими
ошибками слово затруднительно.
Как и в случае графических ошибок, ошибки орфографические могут
представлять собой пропуск буквы (капусный пасажир), вставку буквы
(блестнул хочеться), замену одной буквы другой (въюга резинавый
москва). Однако орфографическая ошибка – это всегда нарушение какоголибо правила правописания: капусный блестнул – правила правописания
непроизносимых согласных, пасажир – нарушение правописания данного
заимствованного слова, хочеться – нарушение правила правописания тся
/ться в глаголах и т.д. Орфографические ошибки могут также заключаться
в ошибочном слитном или раздельном написании слов (невидел от
кроет), в неверном использовании дефиса (как-будто), в неверном переносе.
Орфографические
ошибки
разнообразны,
и
их
можно
классифицировать по разным основаниям. Например, в зависимости от того,
на какое правило допущена ошибка: ошибки в правописании проверяемых
безударных гласных в корне, ошибки в правописании мягкого знака на конце
слов после шипящих, ошибки в употреблении прописной буквы и т.д. Можно
различать ошибки также с точки зрения соответствия или несоответствия
написания произношению: согласно произношению (сапок) и вопреки
произношению (сопог).
Орфографические ошибки индивидуальны: одинаковые ошибки или
ошибки одного типа у разных учеников могут быть вызваны разными
причинами. Для организации работы по исправлению ошибок учителю важно
знать ее причину.
Теория и технология начального языкового образования
Основные причины орфографических ошибок можно объединить в
группы. Первая группа причин – отсутствие базовых орфографических
знаний и умений:
- неразвитая орфографическая зоркость,
- неумение соотнести обнаруженную орфограмму с правилом,
- незнание орфографического правила или неумение его применять как
следствие непонимания его формулировки,
- отсутствие навыков орфографического самоконтроля.
Вторая группа – причины, связанные с недостаточным усвоением
необходимых для применения правила знаний и умений из разных разделов
курса русского языка. К этой группе относятся:
- затруднения в звуковом анализе слова, которые не позволяют
оперативно обнаруживать орфограммы, опознаваемые по фонетическим
признакам (ударению, характеру звука и его позиции);
- затруднения в морфемном анализе слова, следствием чего является
смешение способов проверки орфограмм в разных морфемах (сдесь, потому
что приставки з- не бывает);
- затруднения в морфологической характеристике слова, например в
определении рода, падежа существительного, в подборе неопределенной
формы глагола, в различении неопределенной формы и формы 3 лица и др.
(разрушаит, потому что разрушить – на –ить, глагол 2 спряжения);
- затруднения в установлении синтаксических связей между словами:
прилагательным и определяемым существительным, глаголом в форме
прошедшего времени и существительным (об опоздавшим на урок ученике).
В третью группу можно объединить причины, связанные с невысоким
уровнем общего и речевого развития ребенка:
- небольшой объем словарного запаса, что затрудняет поиск
проверочного слова;
- невнимание к значению слова, ложные аналогии (повор – пишет и не
задумывается о смысле слова; робота, потому что робот постух – стоит на
посту);
- низкий уровень техники чтения (малое поле чтения, большое
количество ошибок при чтении), малый опыт чтения.
Как видим, большая часть названных причин связана с организацией
процесса
обучения
языку,
поэтому
успешность
формирования
безошибочного письма во многом зависит от системы работы по
предупреждению и преодолению ошибок.
Приемы предупреждения ошибок
Вся работа по формированию навыка письма у учащихся направлена на
предупреждение ошибок в их письменных работах. Для того чтобы ученики
не допускали ошибок каллиграфического характера, учитель проводит
Теория и технология начального языкового образования
специальную работу по сравнению сходных по начертанию букв, побуждая
первоклассников к выделению сходств и различий в их форме.
Предупреждение графических ошибок связано с целенаправленной работой
по развитию речевого слуха и произносительных навыков учащихся, которой
посвящается немало учебного времени в период обучения грамоте. Кроме
того, важнейшим способом предупреждения графических ошибок является
обучение детей самодиктовке в процессе письма. Овладев самодиктовкой,
ученик получает возможность контролировать обозначение буквами
произносимых звуков и не пропускает буквы, слоги, не переставляет их и не
вставляет лишних. Ознакомление учащихся с правилами правописания,
формирование у них обобщенных орфографических умений, обучение
орфографическому проговариванию в процессе письма помогает
предупредить появление в детских работах орфографических ошибок.
Каллиграфические и графические ошибки-описки обычно довольно
редко встречаются в диктантах учащихся 2 – 4 классов, однако они
отмечаются в творческих работах тех же детей. Это связано с тем, что при
переключении внимания ребенка с процесса записи на другие аспекты
письменной речи (выбор слов, формулирование мыслей) в ошибках такого
рода проявляется недостаточный автоматизм письма.
Орфографические ошибки встречаются в работах учащихся гораздо
чаще. Во-первых, в начальной школе изучаются далеко не все правила
правописания, а в практике письма ребенок очень часто сталкивается с
необходимостью написать слово с неизученной орфограммой, поэтому
ошибки на неизученные правила в работах младших школьников
закономерны. Во-вторых, сознательное применение правила правописания –
процесс сложный и многоступенчатый (в отличие от применения правила
графики, например), поэтому ошибка гораздо более вероятна, так как может
возникнуть на любой ступени орфографического действия.
В то же время орфографические ошибки (неважно, изучено правило
или нет) негативно сказываются на формировании навыков грамотного
письма, так как могут способствовать закреплению в памяти неверного
образа слова, ведь произношение при этом не искажается. Любое ошибочное
написание, если оно не исправлено и не осознано пишущим как неверное,
служит подкреплением образовавшихся неправильных, ошибочных
временных связей. Отмена этих связей и возникновение новых затруднены в
условиях неоднократного подкрепления ошибочных связей. Именно поэтому
так важно при организации любых письменных упражнений по возможности
не допустить появления орфографической ошибки.
Предупреждению орфографических ошибок при выполнении
письменных упражнений способствует:
- предварительное выделение и обсуждение орфограмм в записываемом
тексте (подчеркивание орфограмм перед списыванием, предупредительный
диктант, орфографический анализ исходного текста для изложения,
Теория и технология начального языкового образования
орфографический анализ слов, которые могут быть использованы в
сочинении);
- предварительное припоминание правила, необходимого для
выполнения упражнения, обращение к памятке или опорной схеме для
восстановления в памяти способа применения правила;
- вынесение на доску слов с графическим выделением неизученных
орфограмм из записываемого текста (диктанта, изложения, из тематического
словаря к сочинению);
- орфографическое проговаривание до и во время записи;
- орфографическое комментирование в процессе записи (сплошное или
выборочное);
- использование особого способа записи слова с пропуском орфограмм
(всех или только тех, в написании которых ученик сомневается);
- разрешение и даже поощрение обращения в случае необходимости за
помощью к учителю или к словарю;
- применение памяток, обучающих детей выполнению в определенной
последовательности умственных действий, необходимых для правильного
написания слов
Приемы исправления ошибок
Приемы исправления ошибок рассматриваются, во-первых, как виды
заданий, которые учитель предлагает учащимся для исправления ошибок и,
во-вторых, как вид указания учителем на допущенную учеником ошибку при
проверке письменной работы.
Исправление допущенных учащимися ошибок может происходить в
ходе написания работы и после нее. В первом случае используется
орфографическое комментирование: объяснительный
диктант или
списывание. Во втором случае возможно использование следующих
способов организации работы:
- проверка работы учителем;
- самопроверка работы учеником путем сличения с образцом,
обращения к словарю или путем выделения орфограмм и обоснования
написаний;
- взаимопроверка написанного (ученики обмениваются тетрадями и
действуют так же, как при самопроверке);
- коллективная проверка написанного (под контролем учителя кто-то из
учеников объясняет, остальные в случае обнаружения ошибки исправляют).
Ознакомление с общим способом исправления орфографических
ошибок проводится на специальном уроке работы над ошибками. На основе
анализа языкового материала школьники определяют последовательность
действий при исправлении ошибок и составляется памятка для работы над
ошибками. Например, памятка может быть такой (для 3 – 4 класса):
Порядок выполнения работы над ошибками
Теория и технология начального языкового образования
1. Найди слово, написанное с ошибкой.
2. Определи, на какое правило допущена ошибка:
1) правило переноса;
2) правило употребления заглавных букв;
3) правило слитных или раздельных написаний;
4) правило обозначения звуков буквами.
Если ошибка в обозначении звуков буквами, разбери слово по составу и
определи место орфограммы в слове, а для орфограмм в суффиксе или
окончании – часть речи.
3. Вспомни (прочитай) нужное правило.
4. Проверь написание слова по правилу. Напиши слово правильно,
обозначь орфограмму и приведи обоснование выбора буквы.
5. Выбери слова с ошибкой на то же правило, напиши их с
обоснованием выбора буквы.
6. Приведи примеры слов с такой же орфограммой, напиши их с
обоснованием выбора буквы.
В дальнейшем отрабатывается умение выполнять работу над ошибками
по памятке. Для этого используется коллективное исправление «чужих
ошибок», коллективная работа над типичными ошибками, допущенными в
самостоятельной работе. Работа над ошибками должна проводиться
систематически, а не только после контрольных работ. Индивидуальная
работа над ошибками должна проверяться учителем, причем не только ее
результат (записи в тетради ученика), но и ее ход (опрос: как выполняли
работу над ошибками? как определяли, на какое правило допущена ошибка?
обращались ли к словарю? как подбирали примеры? и т.п.).
При проверке работы учитель может использовать разные способы
исправления ошибок. Самый распространенный – зачеркивание ошибочного
написания, надписывание правильного варианта и указание на полях на
допущенную ошибку (знак ошибки – / ). Однако такой способ не
активизирует ученика, и чаще нужно использовать другие приемы
исправления: подчеркивание ошибочного написания или морфемы, слова, в
которых допущена ошибка; указание на ошибку в строке условным знаком
на полях; указание в конце работы общего количества допущенных ошибок и
др.
Выбор способа исправления зависит
- от этапа обучения (ошибка на неизученное правило должна быть
исправлена традиционным способом, т.е. верное написание должен указать
учитель; на начальном этапе усвоения правила возможна подсказка на полях
в виде указания на морфему, грамматическую форму слова и т.п.);
- от характера ошибки (графическая или каллиграфическая ошибка,
которая может быть легко обнаружена при произношении слова, просто
подчеркивается; орфографическая ошибка в непроверяемом написании,
особенно на начальных этапах обучения, должна быть исправлена таким
образом, чтобы верное написание воспринималось в составе слова);
Теория и технология начального языкового образования
- от индивидуальных особенностей ученика, допустившего ошибку
(чем выше уровень подготовки ученика, тем больше самостоятельности он
может проявить при работе над ошибками