Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика формирования орфографической зоркости. Теория и технология начального языкового образования

  • 👀 567 просмотров
  • 📌 528 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Методика формирования орфографической зоркости. Теория и технология начального языкового образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика формирования орфографической зоркости. Теория и технология начального языкового образования» pdf
Теория и технология начального языкового образования Методика формирования орфографической зоркости Орфографическая зоркость – это умение пишущего ставить орфографические задачи, т.е. быстро обнаруживать орфограммы и определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых учениками ошибок: даже зная правило, школьник не видит орфограммы в процессе письма и не знает, где его необходимо применить (М. Р. Львов). Орфографическая зоркость может развиваться у учащихся на интуитивной основе посредством сравнения слова звучащего и написанного. Однако в этом случае, поскольку внимание фиксирует прежде всего несоответствие звучания и написания, у детей возникает неверное представление об орфограмме как «букве, которая пишется не так, как слышится». Такое представление об орфограмме не только неверно, но и не поможет ребенку обнаружить орфограмму в слове, записываемом на слух: ведь, чтобы выявить факт несовпадения произношения и написания, нужно не только слышать слово, но и видеть его написанным. Об этом свидетельствует характер ошибок учащихся: если на ранних этапах освоения письма дети склонны писать по произношению, то в дальнейшем, уже зная о том, что не следует доверять звучанию слова, они становятся осторожными и выбирают, на всякий случай, вариант, весьма далекий от реального произношения (трова, салюд и т.п.). Поэтому развитие орфографической зоркости учащихся должно происходить на сознательной основе. Сознательное действие обнаружения орфограмм опирается на усвоение учащимися полноценного понятия об орфограмме (независимо от того, вводится ли данный термин) как о написании, которое не устанавливается на слух и потому нуждается в проверке. Знание о существовании таких написаний мотивирует овладение правилами орфографии и является основой осуществления самоконтроля при письме, поэтому формирование понятия об орфограмме необходимо начинать как можно раньше. При правильной организации сопоставления звучания и написания слов учащиеся способны усвоить данное понятие уже в первом классе, в период обучения грамоте. Кроме знания об орфограмме, для быстрого обнаружения орфограмм в записываемом тексте необходимы знания опознавательных признаков орфограмм – пишущий во время письма не определяет относительно каждой буквы, возможен ли в данном месте выбор, он пользуется другими ориентирами, сигналами наличия орфограммы – ее опознавательными признаками. Причем у многих орфограмм есть общие опознавательные признаки, именно на них можно ориентироваться при обнаружении орфограмм. К общим опознавательным признакам большинства орфограмм относятся: Теория и технология начального языкового образования - слабая позиция фонемы (безударная позиция для гласных, конец слова или позиция перед согласным (несонорным) для парных по звонкостиглухости согласных); - определенные звуки и звукосочетания (любой безударный гласный, кроме [у]; парный по звонкости-глухости согласный; шипящий согласный; звукосочетания [сн], [с’н’], [зн] и др.); - морфема или стык морфем (например, в приставке могут быть орфограммы безударного гласного и парного по звонкости-глухости согласного, на стыке приставки и корня может быть удвоенная согласная или разделительный твердый знак). Последний из указанных общих опознавательных признаков орфограмм может стать ориентиром при их обнаружении только после изучения состава слова, однако первые два признака могут быть усвоены первоклассниками, так как требуют только фонетических знаний и умений, которые входят в содержание обучения грамоте по любой программе. Практическое усвоение этих признаков уже в первом классе позволит ученику научиться выделять орфограммы задолго до изучения соответствующих правил. Кроме общих признаков, у орфограмм имеются также признаки частные, характерные для отдельных орфограмм и являющиеся одновременно условиями выбора буквы. Например, орфограмма «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода» первоначально может быть выделена по общему для многих орфограмм признаку – наличию шипящего звука на конце слова, но дальнейшее распознавание данной орфограммы требует определения части речи, числа и рода существительного. Знание частных опознавательных признаков, характерных для отдельных орфограмм, необходимо для определения типа орфограммы. Их усвоение происходит при изучении соответствующих орфографических правил. Школьники осваивают правила орфографии постепенно, даже выпускник начальной школы не знает многих правил. Поэтому при распознавании орфограмм важным действием для него является разграничение изученных и неизученных случаев. Уже умея применять правило правописания безударных гласных в корне и приставке, третьеклассник обычно не может самостоятельно выбрать букву безударного гласного в окончании – в этом случае он должен обратиться к авторитетному источнику (книге, учителю). Таким образом, в содержание работы по формированию у младших школьников орфографической зоркости входит 1) знание об орфограмме, 2) знания об общих и частных опознавательных признаках изучаемых орфограмм, 3) разграничение изученных и неизученных орфограмм. Эти знания вводятся поэтапно (см. табл. 1). Теория и технология начального языкового образования Таблица 1 Содержание и последовательность работы по формированию орфографической зоркости Этапы обучения 1. I – II класс (до изучения состава слова и основных орфографических правил) 2. II – III класс (до изучения морфол. Признаков основных частей речи) 3. III – IV класс Содержание обучения Формирование - понятия «орфограмма»; - знаний об общих фонетических опознавательных признаках орфограмм; - умения находить орфограммы слабых позиций. Формирование - знаний о морфеме как важнейшем признаке орфо граммы; - умения различать орфограммы слабых позиций в разных частях слова; - умения определять тип изученных орфограмм, отличать изученные орфограммы от неизученных. Формирование и совершенствование - знаний о частных признаках изучаемых орфограмм; - умения различать орфограммы окончаний разных частей речи; - умения определять тип изученных орфограмм, отличать изученные орфограммы от неизученных. Знания об орфограмме и общих фонетических опознавательных признаках орфограмм формируются путем организации целенаправленных наблюдений над случаями обозначения разными буквами одного и того же звука. Наблюдение проводится по следующему плану: 1. Полный или частичный звуковой анализ слов, в которых один и тот же звук обозначен разными буквами (например, зуб и суп, трава и дрова). Фиксация внимания учащихся на том, что звуки в словах одинаковые. 2. Частичный графический анализ слов – выяснение, какой буквой обозначен выделенный звук в каждом слове. Схематическое изображение соответствия разных букв одному звуку. 3. Вывод: по звуку определить однозначно, какую букву нужно писать, невозможно. Значит, можно допустить ошибку и написать не ту букву – это «опасное место». 4. Уточнение позиции и признаков звука(ов) в «опасном месте» с помощью вопросов, например: В каком месте в слове звук [п] может быть обозначен разными буквами? Каким в словах был звук [а], ударным или безударным? Такие наблюдения проводятся регулярно с разными парами слов, и в результате ученики усваивают понятие «орфограмма» на основе существенных признаков (наличие вариантов написания и необходимость проверки) и знания о наиболее общих опознавательных признаках орфограмм (звук и его позиция в слове). Теория и технология начального языкового образования Конкретизация понятия «орфограмма» и совершенствование орфографической зоркости происходит в дальнейшем обучении в связи с накоплением знаний по морфемике и грамматике, а также по мере изучения орфографических правил. Ученики II и III класса, умеющие разбирать слово по составу, под руководством учителя наблюдают, что от места орфограммы в слове зависит способ ее проверки. Это приводит к необходимости различать орфограммы в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях. Это умение, а также умение отличать изученные орфограммы от неизученных вырабатывается у учеников при выполнении упражнений. После изучения частей речи и их основных признаков появляется возможность определять орфограммы разных типов в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. Для постепенной автоматизации действия обнаружения орфограмм необходимо проводить специальные упражнения. Чаще всего используется подчеркивание орфограмм в написанном слове (предложении, тексте). При выполнении этого упражнения ученики ориентируются на разные признаки выделяемых орфограмм в зависимости от этапа обучения. Первоклассник находит опасные места в списываемом предложении: «Антон рисует машину. Первое слово Антон пишется с заглавной буквы (подчеркивает соответствующую букву), потому что оно первое в предложении и это имя мальчика. В конце предложения ставится точка (подчеркивает). Антон, ударение падает на второй слог (ставит знак ударения). В первом слоге безударная гласная, это опасное место (под буквой А ставится точка). исует, ударение на втором слоге, безударные гласные в первом и последнем слоге – опасные места. исуе[тт], на конце слова парный глухой звук [т], буква т – опасное место. ашину, под ударением [шы], это опасное место. Безударная гласная в первом слоге опасное место. В последнем слоге без ударения [у], здесь нет опасного места». Ученик третьего класса выделяет орфограммы в предложении Котёнок погнался за мухой: «Котёнок, две безударные гласные: одна – проверяемая в корне слова, другая – суффиксе. На конце слова парный согласный [к], орфограмма. Погнался, безударная гласная в приставке по-, безударная в суффиксе глагола -ся. Предлог за пишется отдельно от слова. ухой, безударная в окончании». Важно учить обнаруживать орфограммы не только при зрительном, но и при слуховом восприятии текста, поэтому запись по слуху тоже должна сопровождаться выделением орфограмм («опасных мест»). Наиболее эффективным для развития орфографической зоркости упражнением является письмо с пропусками орфограмм (П. С. Жедек, В. В. Репкин). На первых этапах обучения учащиеся составляют звуковую схему слова, затем ставят точки под знаками звуков в слабых позициях, после чего пишут (печатают, выкладывают из букв разрезной азбуки) слово с пропусками. Овладение этим умением означает преодоление учеником Теория и технология начального языкового образования страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей, так как ученикам дается разрешение пропускать букву, если они не знают, какую писать. Взамен пропусков можно использовать письмо с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук. Развитию орфографической зоркости способствуют также такие часто применяемые упражнения, как комментированное письмо, устный орфографический анализ, диктант «Проверяю себя», орфографическая зарядка и др. При проведении этих упражнений важно выделять все встретившиеся орфограммы, а не только те, которые изучены или изучаются в данный момент. Умение определять тип орфограммы формируется при проведении выборочного письма (выбор для записи слов с орфограммами, с орфограммами определенного типа), группировки слов по орфографическим признакам Методика обучения применению орфографических правил Структура орфографического правила Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее порядок выполнения орфографического действия, направленного на выбор верного варианта написания. В формулировке правила обычно содержатся следующие элементы: а) указание на орфограмму, которая проверяется; б) указание на опознавательные признаки орфограммы; в) указание на способ проверки (в явном или неявном виде). Выделим эти элементы в формулировке правила «На конце существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется ь: речь, вещь, молодѐжь» (учебник Т. Г. Рамзаевой, 3 кл.). Орфограмма – ь. Опознавательные признаки – конец слова, место после буквы шипящего согласного, существительное, в единственном числе. Способ проверки не указан в явном виде, но выводится из формулировки правила: нужно определить род существительного, чтобы написать или не написать Ь. Способ проверки орфограммы всегда выводится из правила, однако ученики могут затрудняться в установлении последовательности операций, которые нужно совершить для получения результата. Например, в проанализированном выше правиле признаки орфограммы указаны не в том порядке, которого требует действие по правилу (ср. формулировку правила и алгоритм). 1. Слышу шипящий согласный на конце слова. 2. Определяю, к какой части речи относится слово. Теория и технология начального языкового образования 3. Если слово – существительное, определяю число. 3. Если слово –не существительное, обращаюсь к словарю (учителю). 4. Если существительное в форме единственного числа, определяю род. 4. Если существительное во множественном числе, обращаюсь к книге (учителю). 5. Если существительное женского рода, пишу на конце Ь. 5. Если существительное мужского рода, не пишу на конце Ь Для того чтобы сделать последовательность орфографического действия очевидной для учащихся и тем самым обеспечить условия для осознанного усвоения действия по правилу, необходимо работать над структурой и содержанием правила, составляя на его основе алгоритмические предписания, памятки. Особые трудности возникают при усвоении правил, которые в явном виде не сформулированы в учебниках. Например, правило правописания безударных личных окончаний глаголов обычно вводится поэтапно: 1) сначала на основе наблюдений над глаголами с ударными личными окончаниями проводится разграничение двух типов спряжения, 2) затем ударные окончания сравниваются с безударными и делается вывод о написании безударной гласной в личных окончаниях в зависимости от типа спряжения, 3) после этого дети учатся определять тип спряжения глагола с безударным личным окончанием по его неопределенной форме, 4) и наконец вводятся глаголы-исключения. Эта работа охватывает достаточно продолжительный период времени, а правило оказывается разбитым на части. В результате ученикам очень трудно бывает без помощи учителя обобщить полученные знания и научиться на практике проверять безударные личные окончания глаголов. Для таких правил составление алгоритмических предписаний является обязательным. Методика работы над правилом Целью работы над орфографическим правилом является усвоение учащимися действия по правилу, формирование умения его применять в естественных условиях письменной речи. Работа над любым орфографическим правилом проходит в четыре этапа: 1. Мотивация изучения правила. На этом этапе в процессе наблюдений устанавливается наличие орфограммы и необходимость ее проверки; учитель помогает детям обнаружить незнание способов проверки орфограммы. В результате формулируется учебная задача – выяснить, как нужно действовать, чтобы проверить орфограмму (т.е. узнать новое правило правописания). 2. Раскрытие сущности правила. Учитель организует наблюдения над языковым материалом, для того чтобы установить основания для выбора Теория и технология начального языкового образования буквы-орфограммы и определить способ проверки. В результате обобщения наблюдений учащиеся формулируют правило. 3. Работа над формулировкой правила. Проводится работа над структурой и содержанием правила по учебнику, уточняется способ проверки (например, составляется памятка). 4. Применение правила на практике. Выполнение упражнений с постепенным усложнением условий применения правила и повышением самостоятельности учащихся. Основные этапы урока изучения нового орфографического правила Этап урока I. Актуализация знаний. опорных II. Постановка учебной задачи. III. Изучение нового материала: 1) Раскрытие сущности правила. 2) Работа над формулировкой правила. IV. Первичное закрепление. V. Итог урока. Содержание работы Организуется повторение знаний и умений, необходимых для осознанного применения нового орфографического правила Создаются условия для учебной мотивации школьников. Организуются наблюдения, устанавливается наличие орфограммы, необходимость ее проверки и отсутствие нужных для проверки знаний. Формулируется цель урока (учениками или учителем). Организуются наблюдения над языковым материалом для определения способа проверки орфограммы. Учащиеся формулируют правило. Проводится анализ структуры и содержания правила по учебнику, уточняется способ проверки. Проводятся упражнения на применение правила на практике с обязательным проговариванием порядка выполнения орфографического действия. Оцениваются результаты учебной рабо ты, достижение поставленной цели Теория и технология начального языкового образования Закрепление действия по правилу Применение учеником орфографического правила при письме должно контролироваться как самим учеником, так и учителем. Поэтому основным приемом обучения сознательному действию по правилу является орфографический комментарий: проговаривание, называние всех операций, необходимых для обоснованного выбора буквы-орфограммы. Обязательными компонентами такого комментария на первых этапах формирования действия по правилу являются: - называние типа орфограммы; - воспроизведение способа проверки в общем виде (правила); - описание последовательности действий по проверке данной орфограммы; - называние буквы-орфограммы (орфографическое проговаривание записываемого слова). Например, при списывании с вставкой пропущенных букв ученик рассуждает так: Гр_за. Пропущена буква безударного гласного в корне слова. ля проверки безударных гласных в корне нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным. зменяю слово – грозы. Гласный в корне под ударением – [о]. Напишу букву О – грОза (орфографическое проговаривание в процессе записи). В дальнейшем, по мере автоматизации умения, необходимость в воспроизведении общего способа действия отпадает, решение задачи сокращается. Однако сокращение должно идти постепенно, под руководством учителя, не в ущерб логике действия. Так, нахождение орфограммы и определение ее типа сокращению не подлежит – более короткой становится лишь формулировка. Наибольшему сокращению, вплоть до полного совмещения с самим решением данной орфографической задачи, подвергается восстановление алгоритма действий по правилу в общем виде. Для сравнения приведем варианты комментирования при вставке пропущенной буквы в слове гр_за на разных этапах обучения: 1) Гр_за. Пропущена буква безударного гласного в корне слова. ля проверки изменяю слово так, чтобы гласный стал ударным – грозы. Гласный в корне под ударением – [о]. Напишу букву О – грОза (орфографическое проговаривание в процессе записи). 2) Гр_за. Пропущена буква безударного гласного в корне слова. Проверочное слово – грозы. Напишу букву О – грОза (орфографическое проговаривание в процессе записи). 3) Гр_за. Безударный гласный в корне слова. Грозы. Напишу О – грОза (орфографическое проговаривание в процессе записи). Орфографическое комментирование сопровождается графическим обозначением проверяемой орфограммы: в написанном слове гроза ставится ударение, подчеркивается буква-орфограмма, выделяется корень – гроза. Теория и технология начального языкового образования Если слово записывается по слуху, то на начальных этапах обучения действию по правилу используется такая форма записи, которая фиксирует все этапы орфографического действия: - постановку орфографической задачи – слово записывается с пропуском орфограммы; - процесс решения орфографической задачи – краткая запись основания для выбора буквы (проверочного слова, грамматических признаков слова и т.п.); - результат – записывается слово с графическим выделением орфограммы. Например: Гр_за – грозы – гроза на парт 1 скл., на луне – на парте Умение сознательно, путем рассуждений решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотности. Для того чтобы стать фундаментом речевой деятельности, письмо без ошибок должно достичь автоматизма, который формируется в результате многократных повторений действия, другими словами, в результате упражнений. Методика обучения непроверяемым написаниям Написания, которые нельзя проверить по правилу, устанавливаются по словарю. Младшие школьники учатся пользоваться орфографическим словарем, однако определенное количество наиболее актуальных для детей и частотных в их речи слов с непроверяемыми написаниями предлагаются для запоминания. Как правило, начиная со второго класса в учебниках даются списки слов, правильное написание которых дети должны запомнить, – орфографические минимумы. По сложившейся традиции слова, входящие в орфографический минимум, называются словарными. Орфографический минимум определяется программой, по которой ведется обучение русскому языку, и включает наиболее употребительные слова: - с непроверяемыми (традиционными) написаниями в корне (адрес, герой, пальто, завтрак, лестница и т.п.); - с написаниями проверяемыми, но не изучаемыми в начальных классах (растение, чёрный, весело, рассказ и др.). Кроме непроверяемых написаний, которые усваиваются в словарном порядке, имеются традиционные (а значит, непроверяемые) орфограммы в суффиксах и окончаниях. Например, в суффиксах существительных -тель (учитель), -ев (синева ), суффиксах прилагательных -еск (юношеский), -оват, -еват (беловатый, синеватый), -енн (утренний) гласные никогда не бывают ударными и потому не могут быть проверены. В окончаниях существительных, прилагательных, глаголов с двумя гласными один из них тоже всегда безударный, а значит, не проверяется: за синими морями, Теория и технология начального языкового образования голубое, молчите. Не могут быть проверены и парные согласные на конце окончаний: стаканов, бежит, летишь. Поскольку ведущий способ усвоения всех непроверяемых написаний – запоминание, в процессе обучения важно создавать условия, которые способствуют активизации работы памяти (и запоминанию, и извлечению из памяти образцов написания). Условия запоминания правописания При чтении и письме запоминание правописания может происходить непроизвольно, без специально поставленной цели запомнить, как пишется слово. Эффективность непроизвольного запоминания зависит от того, насколько развито у человека внимание к буквенному и морфемному составу слова; как воспринимается текст при чтении (чем «крупнее» воспринимаемая единица, тем эффективнее запоминание правописания); как часто допускаются ошибки при чтении и письме (вероятность непроизвольного запоминания ошибочного и правильного написания одинакова). Также для непроизвольного запоминания важно, сколько анализаторов задействовано при восприятии запоминаемого. Поэтому так полезно для усвоения правописания орфограмм всех типов использование списывания и орфографического проговаривания в процессе письма. Методика обучения непроверяемым написаниям опирается прежде всего на произвольное, регулируемое сознанием запоминание, так как, в отличие от орфограмм других типов, непроверяемые написания иным способом усвоить нельзя. Произвольное запоминание играет большую роль также в усвоении правописания большинства приставок и суффиксов, так как некоторые из них проверить невозможно, другие же легче запомнить, чем проверять. Активизации произвольного запоминания орфографии способствуют следующие условия: 1) Понимание запоминаемого. Важной является работа над лексическим значением слов с непроверяемыми написаниями, уточнить значение помогает ознакомление с историей слова, его происхождением. Проводится работа над значением приставок и суффиксов, написание которых запоминается. 2) Отнесение запоминаемого к определенной категории. Учащиеся группируют запоминаемые написания: непроверяемые гласные и согласные в корне, правописание приставок, правописание суффиксов существительных, прилагательных и т.д. 3) Многократное осознанное использование. В процессе усвоения слова из орфографического минимума школьники неоднократно анализируют его звуковой и буквенный состав, обращаются при необходимости к словарю для выяснения написания, подбирают и записывают однокоренные слова, составляют словосочетания, предложения. Теория и технология начального языкового образования Осознанное использование запоминаемых приставок и суффиксов предполагает проведение словообразовательных упражнений. 4) Многократное повторение и контроль. Работа над словами с непроверяемыми написаниями проводится почти на каждом уроке русского языка (сквозной элемент уроков русского языка – словарная работа). Непроверяемые слова регулярно включаются не только в орфографические, но и в речевые упражнения. К основным приемам запоминания правописания относятся: - чтение; - орфографическое проговаривание; - использование наглядности (таблиц, схем, графических выделений и т.п.); - заучивание (списков слов, рифмовок); - работа со словарями; - упражнения в письме со зрительной опорой (списывание, письмо по памяти, зрительный диктант и др.). Методика словарно-орфографической работы Словарно-орфографической называется работа над усвоением правописания непроверяемых слов из орфографического минимума. В процессе работы над непроверяемым словом можно выделить три этапа: введение нового слова, тренировочные упражнения и контроль усвоения. Методика введения слова с непроверяемым написанием 1. Предъявление звучащего слова и работа по уточнению его значения. Могут использоваться такие приемы, как демонстрация объекта или изображения, объяснение значения, подбор синонимов, антонимов, включение в контекст, отгадывание загадки и др. 2. Частичный или полный звуковой анализ с выделением орфограмм. Используется составление слоговой или звуковой модели, письмо с пропусками. 3. Проверка орфограмм и установление факта непроверяемости орфограммы, подлежащей запоминанию. 4. Определение непроверяемой орфограммы. Приемы: обращение к словарю; чтение слова, написанного в книге, на доске, называние буквыорфограммы; орфографическое проговаривание. 5. Списывание слова с орфографическим проговариванием и графическим выделением орфограмм (лучше, если непроверяемая орфограмма отмечается специальным значком). Можно использовать также приемы, способствующие запоминанию непроверяемой орфограммы: этимологические сведения, облегчающие запоминание (например, рассказ о происхождении слова береза, которая получила такое название по цвету коры – белая), ассоциации (например, на место буквы А в слове завод помещается Теория и технология начального языкового образования напоминающее эту букву изображение заводской трубы, ср. труба), рифмовки и др. 6. Подбор и запись однокоренных слов или составление и запись словосочетания, предложения со словом. Тренировочные упражнения необходимы для закрепления в памяти написания непроверяемых слов. Для тренировки могут использоваться любые виды орфографических упражнений: орфографическое проговаривание называемых учителем слов, словарные диктанты, списывание с вставкой пропущенных букв и др. Важно, чтобы они были разнообразными, ведь они проводятся практически ежеурочно. Хорошие условия для запоминания непроверяемых написаний создаются при выполнении таких упражнений: - запись (под диктовку, или списывание, или по памяти) слов с одной и той же запоминаемой буквой (например, с буквой а); - группировка слов по орфографическим признакам и их запись (например, написать в два столбика: с буквой а и с буквой о); - выписывание из словаря слов по заданию (например, глаголов с безударной гласной е или слов, в которых все гласные о или а, слов с удвоенной согласной сс и т.п.); - запись тематической группы слов (например, по теме «Школа» или «Огород»); - «отгадывание» и запись слов (по картинкам, загадкам, определениям лексического значения, синонимам или антонимам), заполнение кроссворда; - подбор и запись слов с общими элементами (например, с частью АВТО- или -ГРАММ); - диктант с изменениями (например, записывать не диктуемое слово, а образованное от него однокоренное прилагательное); - творческое письмо (составлять и записывать словосочетания, предложения с данными словами); - составление текста с включением максимального количества словарных слов. Контроль усвоения слов с непроверяемыми написаниями осуществляется в основном с помощью словарного диктанта и текстового диктанта с включением слов из орфографического минимума. Для текущего контроля можно также использовать задание на вставку пропущенных букв. Слово считается хорошо усвоенным, если ученик не допускает ошибок при его написании в условиях свободного письма – в сочинении, изложении, письменном ответе на вопрос.
«Методика формирования орфографической зоркости. Теория и технология начального языкового образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot