Теория фирмы — выбор факторов производства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Глава 4. Предложение. Производство и издержки
4.1. Теория фирмы – выбор факторов производства, формирование издержек.
Производственная функция. Эффект масштаба. Экономические и бухгалтерские издержки производства. Виды издержек и их изменение с ростом выпуска продукции. Производство и максимизация прибыли;
4.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
4.1. Теория фирмы – выбор факторов производства, формирование издержек
Классическая дихотомия выражена в различии реальных и денежных величин. Реальная сторона производственного процесса определяется производственной функцией, связывающей выпуск с ресурсами. В денежном выражении выпуск становится доходом от продажи продукции, а ресурсы - издержками ее производства. Связь между ними выражена их разностью, называемой прибылью. Как в первом, так и во втором случае размер производства влияет на динамику этих параметров и на их взаимосвязь, создавая эффекты масштаба.
4.1.1. Рассмотрим сначала движение реальных величин: выпуска и ресурсов.
Для осуществления производственной деятельности фирме необходимы факторы производства
Между объемом производимой продукции Q и производственными факторами X1, X2, ..., Xn существует функциональная зависимость. Эта зависимость выражается с помощью производственной функции, которая в общем виде может быть записана как:
Q = f (X1 , X2 , ..., Xn), где Q - максимально возможный объем выпуска продукции; X1, X2, ..., Xn - рационально используемые производственные факторы.
Наиболее известным примером производственной функции в математической форме является функция Кобба-Дугласа, которая задает выпуск (Q) в виде следующей функции от затрат капитала (K) и труда (L):
Q = AKa Lb , где A – коэффициент влияния изменения технологии, а и b - доли влияния факторов на выпуск.
Коэффициенты и b можно трактовать двояко. Во-первых, как степень их раздельного влияния на выпуск. Например, Q = AK0,7 L0,3 означает, что выпуск продукции на 70% зависит от капитала и на 30% от труда. Во-вторых, как коэффициенты эластичности производства по капиталу и труду соответственно. Если коэффициент эластичности выпуска продукции по капиталу = 0,7, то при увеличении количества используемого капитала на 1%, объем выпуска Q увеличится на 0,7%. Функция является показателем степени свободы в выборе технологического сочетания ресурсов. Но следует помнить, что в реальном производстве в рамках одной технологии факторы производства находятся в фиксированной пропорции. Технология, как правило, допускает два-три сочетания труда L и капитала K. Машины и оборудование создают в техпроцессе точное число рабочих мест. При смене технологии пропорция между факторами будет изменена.
Отношение выпуска к используемым ресурсам называется производительностью ресурсов. Например, Q/L – производительность труда, Q/K – капиталоотдача, Q/M – материалоотдача. Они также называются частными показателями эффективности. Если изменения выпуска и ресурса выразить не в натуральных величинах и не в деньгах, а в процентах, например, ΔQ % /ΔL% , то мы получим эластичность выпуска по ресурсу, другими словами - коэффициенты а и b в функции Кобба-Дугласа. Таким образом, эти коэффициенты означают изменение капиталоотдачи и производительности труда, выраженные в процентах.
В долгосрочном производственном периоде рассматривается влияние на общий продукт изменений всех факторов производства. Они все переменны. Если в производственной функции все факторы изменяются с определенным коэффициентом и объем выпуска изменяется с этим же коэффициентом, то имеет место нулевой эффект масштаба производства. Получается, что дополнительное расходование факторов производства дает такое же дополнительное увеличение продукта. Производительность не растет.
Если выпуск продукции возрастает в большей мере, чем затраты факторов, т.е. рост выпуска обгоняет рост расходования ресурсов, то имеет место положительный эффект масштаба производства, или рост производительности:. Если продукт возрастает в меньшей мере, чем расход ресурсов - то отрицательный эффект масштаба или падение производительности:.
Поскольку производственная функция дает величину максимального выпуска, который может быть произведен, то она показывает результаты использования альтернативных по эффективности технологий производства продукта. Но в краткосрочном периоде по его определению капитал фиксирован, и можно увеличить выпуск только за счет привлечения дополнительных работников и (или) за счет повышения интенсивности труда – перехода с одной на двусменную, трехсменную работу, повышение скорости труда. Однако наращивание труда при фиксированном размере капитала создает эффект убывающей отдачи. Начиная с некоторого момента, работники оказываются лишними, мешают друг другу. Эффект падающей отдачи характерен для любого ресурса при фиксации остальных ресурсов. Например, строительство дополнительных производственных мощностей в малонаселенном районе, вызовет падающую капиталоотдачу (также называемую фондоотдачей). Нехватка рабочих создаст растущую недогрузку мощностей.
Рисунок 4.1. Падающая производительность ресурса.
Эффект убывающей отдачи (рис.4.1)
Он заключается в том, что с ростом производственного потребления ресурса выпуск продукции растет с замедлением, доходя до нулевого роста, после чего дальнейшее наращивание потребления переменного фактора ведет даже к сокращению выпуска продукции. Непременным условием действия закона является фиксация остальных факторов производства.
4.1.2. Издержки производства, доход от продажи выпуска, прибыль как разность дохода и издержек.
Следуя методу классической дихотомии, мы рассмотрели движение реальных величин: выпуска и затрат ресурсов. Теперь рассмотрим движение денежных величин: дохода от продажи выпуска, издержек производства, и прибыли как разности дохода и издержек. Начнем с издержек, их видов и динамики.
4.1.2.1. Экономические и бухгалтерские издержки производства.
В составе издержек предприятия выделяются два их типа - бухгалтерские издержки и экономические издержки.
Бухгалтерские издержки представляют собой издержки, имеющие форму денежных платежей поставщикам факторов производства. К ним относятся заработная плата рабочим и служащим, расходы на сырье и материалы, выплаты процентов на вложенный капитал его собственникам, оплата транспортных услуг, и т.п. Бухгалтерские издержки именуют также явными или внешними издержками. Бухгалтерские издержки отражаются в финансовых отчетах предприятий. С их учетом берутся налоги.
Управленческий подход в определении издержек производства связан с денежной оценкой альтернативных вариантов использования факторов производства, находящихся в собственности предприятия. Выбрав один вариант их использования, фирма отказывается от возможных альтернатив и тем самым упускает альтернативные возможности получения доходов.
Денежный доход, который мог быть получен за ресурсы при наилучшем из альтернативных вариантов их применения именуются неявными или внутренними издержками. Сюда необходимо включать процент за собственный капитал, поскольку вместо инвестирования в собственное предприятие его можно было ссудить другим под проценты, арендную плату за помещение, так как его могли сдать в аренду вместо того, чтобы пользоваться самим, плату за менеджерскую работу собственника предприятия, если бы он нанялся на работу на другое предприятие, и т.п.
Для целей оценки управленческих решений бухгалтерские издержки (явные) складывают с неявными (внутренними) издержками. Их сумма называется экономическими издержками. Другими словами, экономические издержки включают в себя также упущенные доходы, в том числе и прибыль от возможного альтернативного использования ресурсов. Например, если фирма выпускает ряд продуктов в продуктовой линии, то нужно посмотреть какие из них приносят больше дохода. Недополученный доход от их недостаточного выпуска и есть внутренние издержки. Они ведут к управленческим решениям по расширению выпуска самых продаваемых продуктов за счет сокращения менее продаваемых и перераспределению рекламных расходов на их поддержку за счет уменьшения на менее покупаемые.
Бухгалтерские и экономические издержки служат для расчета бухгалтерской и экономической прибыли. Бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходом предприятия и бухгалтерскими издержками. Экономическая прибыль определяется как разница между доходом предприятия и экономическими издержками, т.е. суммой бухгалтерских издержек и упущенного дохода.
Если доход предприятия превышает экономические издержки, то у предпринимателя появляется чистая или экономическая прибыль (сверхприбыль). Именно экономическая прибыль играет роль важнейшего ориентира для определения более выгодного вида деятельности.
Если экономическая прибыль больше нуля, то данный вариант использования собственных ресурсов является самым наилучшим с точки зрения выгоды по сравнению с другими альтернативными вариантами их использования.
Если экономическая прибыль отрицательна, то целесообразно отказаться от данного варианта использования собственных ресурсов и перейти к другому более выгодному варианту их применения.
4.1.2.2. Постоянные и переменные издержки производства и их изменение с ростом выпуска продукции
Важным элементом рассмотрения издержек является анализ их изменений. В краткосрочном периоде общие издержки (ТС - total costs) могут быть представлены в виде суммы постоянных издержек (FC - fixed costs) и переменных издержек (VC - variable costs). Постоянные издержки в основной капитал представляют собой инвестиции в завод, землю, производственную инфраструктуру (электролиния с трансформаторами, подъездные железнодорожные пути).
На рис. 4.2 показана зависимость изменения TC, FC и VC при росте объема производства (Q). Постоянные издержки в краткосрочном периоде остаются на одном уровне при росте объема производства. Их приходится оплачивать даже, когда завод остановлен и не производит продукции.
Кривая VC имеет весьма характерную форму. В начальной стадии увеличения производства VC растут с замедлением (до объема продукции в точке А), а затем растут с ускорением. Пространство до точки А характеризуется повышающейся эффективностью в результате специализации и разделения труда. После точки А наступает обратная тенденция, ведущая к уменьшению эффективности. Кривая ТС имеет одинаковую форму с VC, отличаясь от нее только уровнем FC.
ТС = FC + VC.
Таблица 4.1 Переменные и постоянные издержки
Выпуск Q (шт)
Количество часов труда (час)
Зарплата
Затраты на материалы
Сумма (VC)
(3+4)
Постоянные издержки FC
Общие издержки TC
(5+6)
1
2
3
4
5
6
7
6000
6000
35
100
1000
700
1700
6000
7700
150
200
2000
3000
5000
6000
11000
210
300
3000
4200
7200
6000
13200
250
400
4000
5000
9000
6000
15000
270
500
5000
5400
10400
6000
16400
288
600
6000
5760
11760
6000
17760
305
700
7000
6100
13100
6000
19100
315
800
8000
6300
14300
6000
20300
4.1.2.3. Средние и предельные издержки производства
Средние издержки (average costs) представляют собой издержки на единицу продукции. Семейство кривых средних издержек может быть определено следующим образом. Средние постоянные издержки (AFC) равны FC/Q (столбец 6 делить на столбец 1 в табл 4.1); средние переменные издержки (AVC) равны VC/Q (столбец 5 делить на столбец 1 в табл 4.1); средние общие издержки (АТС) равны TC/Q (столбец 7 делить на столбец 1 в табл 4.1).
Другим важным понятием являются предельные издержки (МС), которые показывают увеличение общих издержек при производстве одной дополнительной единицы продукции (МС = DTC/ DQ). Например, в табл.4.1: (7700-6000)/(35-0)=1700/35=48,6
На рис. 4.3, с ростом выпуска продукции кривая AFC асимптотически приближается к горизонтальной оси.
Кривые AVC и ATC имеют U-образную форму. Кривая МС находится ниже кривых AVC и ATC, когда они падают и выше их, когда они возрастают. Кривая MC пересекает их в точках минимумов.
4.1.2.4. Эффект масштаба в реальных и стоимостных показателях
Снижение средних постоянных издержек AFC с ростом выпуска, т.е. снижение постоянных издержек в единице продукции, является причиной положительного эффекта масштаба производства. Особенно он заметен в капиталоемких производствах, таких как производство чугуна и стали, на электростанциях, в водоснабжении городов. Напомним, что в реальных параметрах производства эффект масштаба наступает при росте производительности ресурсов. Массовое производство вследствие высокой производительности дешевле крупносерийного, то - дешевле мелкосерийного. Самое дорогое индивидуальное. В стоимостных параметрах эффект масштаба наступает и при неизменной производительности, достаточно, чтобы падение AFC обгоняло рост средних переменных издержек AVC. И тогда общие издержки на единицу продукции будут снижаться. Сталь, электричество, вода окажутся дешевле у крупных поставщиков, чем у мелких.
Естественная монополия (ЕМ) – такая ситуация, когда в отрасли эффективно может функционировать только одна компания. Причина в положительном эффекте масштаба. Для ЕМ характерна высокая доля постоянных издержек в себестоимости продукции. При сокращении выпуска вследствие появления конкурента на не растущем рынке, величина постоянных издержек в единице продукции окажется больше, и продукция станет дороже. Поэтому экономически выгоден один поставщик с большим выпуском, чем два с меньшим выпуском.
4.1.2.5. Правило максимизации прибыли
Организация производства коммерческой фирмой имеет целью извлечение прибыли и её максимизацию. Какие показатели влияют на размер прибыли? Обратимся к формуле нахождения прибыли: , где - прибыль, - общая выручка, - общие издержки. Исходя из приведенной формулы, можно заметить, что фирма максимизирует прибыль в ситуации, когда разница между общей выручкой и общими издержками максимальна. Соответственно для изучения вопроса максимизации прибыли стоит рассмотреть эти два показателя.
Прибыль до уплаты процентов и налогов: Earnings Before Interest & Tax (EBIT)
Прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации материальных активов, амортизации нематериальных активов: Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization (EBITDA).
Общая выручка фирмы рассчитывается как TR = P* Q, т.е. это полная сумма дохода от реализации всего объёма произведённой продукции по рыночной цене.
Так же, как и в ситуации с издержками, выручка бывает общей, средней, предельной.
Средняя выручка AR (average revenue) – это доход, приходящийся на единицу проданной продукции, и вычисляется как отношение общей выручки к объему продукции. При условии реализации всех единиц продукции по одной и той же цене будет справедливо:
, => AR=P.
Т.е. можно сказать, что средняя выручка – это то, за сколько в среднем продается одна единица продукции, а это и есть цена продукции (P).
Предельная выручка MR (marginal revenue) – это дополнительный доход, прирост общей выручки, полученный при увеличении продажи выпускаемой фирмой продукции на одну единицу. Т.е. это доход, который фирма получит от продажи дополнительной единицы продукции, а он равен цене: MR=P. Это верно при условии реализации всех единиц продукции по одной и той же цене. Если для продажи дополнительной продукции придется снижать цену, то предельный доход будет меньше цены.
Графически, общая выручка (TR) изображается лучом, исходящим из начала координат (рис.4.4). Это означает, что каждая дополнительная единица продукции продается по одной и той же цене. Линия цены (P) будет одновременно линией средней (AR) и предельной (MR) выручки. Она пройдёт параллельно оси абсцисс. Линия цены является одновременно и линией индивидуального спроса на продукцию фирмы.
Для определения объема выпуска, при котором фирма-производитель будет максимизировать прибыль, сравним показатели выручки и затрат. Из формулы , видно, что максимизация прибыли будет происходить тогда, когда разница между общей выручкой и общими издержками будет максимальной (см. рис 4.5).
Рис. 4.5 Максимизация прибыли через общую выручку и общие издержки
В краткосрочном периоде может быть найден такой объем продаж QE, при котором прибыль имеет максимальное значение.
DTR - DTC = Dp
В начале на рис.4.5 в интервале от 0 до Q1 Издержки выше дохода от малого объема продаж. Прибыль в интервале Q1-QE с ростом продаж DQ растет Dp/DQ>0, поскольку издержки TC растут не столь быстро как общий доход TR, а потом вследствие опережающего роста издержек TC она начинает падать Dp/DQ <0. (на рис.4.5 в интервале QE–Q2). Значит, при росте размера выпуска продукции есть такая точка, где рост прибыли Dp сменяется ее снижением. Теперь мы можем сформулировать правило максимизации прибыли: Dp/DQ=0.
Фирма максимизирует прибыль, если Dp/DQ = DTR/DQ - DTC/DQ = 0. Прирост среднего дохода равен приросту средних издержек: DTR/DQ = DTC/DQ.
Поскольку DTR/DQ = MR; DTC/DQ =MC, то: MR - MC = 0 или MR = MC
При продаже всей продукции по неизменной цене рынка MR =P. И в уравнении максимизации прибыли можно заменить средний доход на цену и записать: Р= MC
Рис. 4.6. Краткосрочное равновесие
Рис. 4.6. представляет собой графическую иллюстрацию правила максимизации прибыли. На левом графике представлен спрос D и предложение S рынка. Их пересечение дает равновесную цену, которая по отношению к каждой из фирм на этом рынке становится заданной величиной. Правый график представляет типичную фирму. Для нее линия спроса представляет собой горизонтальную прямую D. Фирма будет сравнивать предельный доход, равный цене P, и предельные издержки MC, наращивая объем выпуска продукции до тех пор, пока предельные издержки не достигнут цены (точка b на правом графике). Объем производства, при котором обеспечивается это равенство, и будет выбран фирмой.
В точке краткосрочного равновесия фирмы общий доход TR равен площади прямоугольника 0PbQ*, а общие издержки TC - площади 0acQ*. Величина прибыли фирмы равняется площади фигуры aPbc. Любой другой объем выпуска уменьшит прибыль.
В нашем примере фирма производитель максимизирует прибыль. В случае, если фирма, по каким-то причинам не может функционировать с прибылью, данный подход будет показывать минимизацию убытков.
Из правила максимизации прибыли MR = MC следует, что предложение фирмы будет лежать на кривой ее предельных издержек MC, которая и есть кривая предложения S фирмы.
4.1.2.6. Изменение предложения фирмы при разном уровне цен на рынке
Наша фирма руководствуется правилом P=MR=MC для определения объема производства и соответственно предложения своей продукции Qi (См. рис. 4.7.) Этот оптимальный объем максимизирует прибыль или минимизирует убытки фирмы. Он лежит на пересечении кривой МС и линии цены.
При вступлении на рынок, а также при изменении рыночной цены, фирма должна решить, следует ли производить вообще. Для этого она должна сравнить рыночную цену со своими средними издержками, следуя правилу P=MC. При этом возможны следующие ситуации.
При цене Р1(Р=МС в точке а) фирма не будет производить продукцию, потому что Р1 меньше минимума средних переменных издержек. При цене Р2 фирма находится в состоянии равновесия в точке b, производя Q2 единиц продукции и неся убыток, равный постоянным издержкам. При цене Р3 равновесие имеет место в точке с (с объемом производства Q3 ), и ее убыток меньше постоянных затрат. При цене Р4 равновесие устанавливается в точке d, и фирма работает на уровне самоокупаемости. При цене Р5 фирма достигает состояния равновесия в точке е и максимизирует прибыль, производя Q5 единиц продукции.
Каждая из точек b,c,d,e, показанных на рис. 4.7, в которых MR=MC=P, обозначают возможную цену продукции и соответствующее количество продукции, которое фирма, максимизирующая прибыль, поставила бы на рынок при этой цене. Следовательно, указанные точки, лежащие на кривой предельных издержек MC, фиксируют положение кривой предложения совершенно конкурентной фирмы. Поскольку при любой цене, ниже минимально возможных AVC, поставляемое количество продукции будет равно нулю, мы можем заключить, что отрезок кривой предельных издержек фирмы, расположенный выше AVCmin, является кривой ее предложения в краткосрочном периоде (на рис. 4.7 выделен сплошной линией).
4.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции
4.2.1. Общие положения
В предыдущем параграфе мы рассмотрели ситуацию, когда фирма-производитель, имея возможность регулировать объем выпуска продукции, а, следовательно, и издержки, никак не может повлиять на цену, по которой её продукция будет продаваться на рынке. Но всегда ли это так? Существуют такие рыночные ситуации, когда отдельная фирма производитель может повлиять на рыночную цену своей продукции.
Из множества возможных подходов к характеристике структуры рынка рассмотрим тот, в основу которого положена степень влияния отдельного продавца или покупателя на рыночную цену или иначе - степень ограничения конкуренции.
Она определяется в зависимости от следующих условий:
1. Количества продавцов и покупателей и соотношения их сил, что определяется возможностью экономических агентов влиять на цены и условия продаж;
2. Степени однородности продукта, т.е. степени сходства или различий товаров разных фирм;
3. Доступность рыночной информации для участников рынка (наличие или отсутствие информационной асимметрии);
4. Наличия барьеров входа на рынок и выхода из него;
На схеме рис. 4.8. Показано усиление рыночной власти по мере сокращения числа продавцов.
Рис. 4.8. Классификации типов рынка по числу продавцов.
4.2.2. Совершенная конкуренция
Для рынка совершенной конкуренции характерно:
Модель совершенной конкуренции базируется на четырех условиях:
1. Наличие на рынке большого числа предприятий-продавцов и покупателей товаров и услуг, из чего следует, что рыночная цена для фирм является заданным параметром, на которую каждый продавец в отдельности не может повлиять своим решением;
2. Фирмы продают идентичные продукты. В условиях совершенной конкуренции продукция каждой из фирм-продавцов относится к категории совершенных заменителей; покупателю при этом безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает продукцию. Покупатели принимают решения о покупке только на базе сравнения цен;
3. Свободный доступ на рынок и уход с него. Это означает, что не существует никаких препятствий ни для организации новых фирм-производителей данной продукции, ни для прекращения производства уже имеющихся на рынке предприятий-производителей;
4. Полная информация: любой участник рынка совершенной конкуренции располагает достаточной информацией для принятия решения о покупке или продаже товаров и услуг.
Перечисленные признаки подразумевают, что кривая спроса для каждой фирмы является горизонтальной линией на уровне рыночной цены, т. е. спрос на ее товары абсолютно эластичен.
Условия модели совершенной конкуренции предполагают два условия: во-первых, каждая фирма может продавать любое количество продукции по рыночной цене; во-вторых, каждая фирма стремится к максимизации прибыли.
Из первого условия вытекает, что фирмы не будут стремиться повысить цену своей продукции для увеличения общей выручки, так как покупатель откажется приобретать продукцию данного предприятия по повышенной цене и обратится к идентичной продукции конкурентов. Но предприятие не будет стремиться и уменьшить цену своей продукции по сравнению с текущей ценой рынка, поскольку предполагается, что для фирмы нет ограничений в продаже любого количества продукции по цене рынка. Снизив цену, фирма фактически снизит получаемую ею общую выручку.
Из второго условия следует, что при существующей рыночной цене фирма будет стремиться продавать столько продукции, сколько ей экономически выгодно произвести с точки зрения правила максимизации прибыли.
Рынка, отвечающего всем этим требованиям, в чистом виде нет нигде (и никогда не было). Ближе всего к этому типу рынка подходят рынки сельскохозяйственной продукции: зерна, хлеба, картофеля, молока, сахара и т.п.
По-другому обстоят дела на рынках несовершенной конкуренции, т.к. продавцам для привлечения покупателей и увеличения объема продаж необходимо снижать цену на свою продукцию. Кривая спроса принимает отрицательный наклон.
4.2.3. Рынок монополии
Перейдем к изучению ситуации противоположной совершенной конкуренции – монополии. Исходя из заданной в начале параграфа системы критериев, монополия характеризуется:
Монополия – единственный производитель товара или услуги, не имеющих хороших заменителей. Монополист производит весь товар данного вида, поэтому кривая спроса на продукцию отрасли является кривой спроса на продукцию монополиста.
Монополист может выбирать такое сочетание цены и объема выпуска, которое он считает оптимальным
Выделяются несколько видов монополий исходя из причин их появления.
Статусная или закрытая (искусственная) монополия - монополия создаётся сознательно государством и защищается юридическими запретами: патентами, авторскими правами, торговыми знаками.
Естественная монополия.
Открытая монополия – это крупные предприятия, фирмы, на некоторое время становящиеся единственными производителями (поставщиками) определенного товара. Монополии такого рода обычно не защищены от конкуренции и потому по природе своей нестойки, их существование носит временный характер. В положении открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Однако, через некоторое время высокая монопольная прибыль привлекает на рынок данного товара конкурентов. Такую судьбу в разное время испытали рынки алюминия, синтетического каучука, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и др.
Одно из заблуждений относительно монополий состоит в том, что монополия, являясь производителем уникального товара, может назначать любую высокую цену на свой продукт. Несмотря на то, что монополист контролирует все предложение товара в отрасли или регионе, он не может безгранично расширять выпуск с сохранением цены, или безгранично повышать цену с сохранением объема спроса. Кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический отрицательный наклон. Монополист, в отличие от конкурентной фирмы, не получает цену как заданную рынком извне, а подбирает такую комбинацию «цена-выпуск», которая способна обеспечить ему максимальную прибыль.
Ценовая дискриминация. Чтобы выйти за ограничение кривой спроса, монополия начинает предлагать товары с разными ценами для разных покупателей. Деление рынков на сегменты, предъявляющие различный спрос и установление цен отдельно для каждого сегмента позволяет собрать больше прибыли, забирая себе потребительский излишек в премиум сегменте. Бывшее ОАО РЖД – студенческие скидки вне сезона; Бывшее РАО ЕЭС – тариф дифференцированный по объему потребления. Цены на услуги адвокатов.
Недостатки монополии. Монополист сокращает выпуск, снижает качество обслуживания. Поддерживает завышенную цену.
4.2.4. Рынок олигополии
В случае олигополии на рынке действуют несколько крупных продавцов, обычно до 10 и множество покупателей.
Примером таких рынков могут служить: производители автомобилей, самолетов, электроники, зубной пасты.
Только на рынке олигополии фирма, принимая решение об изменении цены, инвестиционном или рекламном проектах, должна ориентироваться на возможную ответную реакцию конкурентов, так как последствия действий одного участника олигополистического рынка непосредственно сказываются на положении всех фирм в отрасли.
Компании на олигополистическом рынке стараются избегать ценовой конкуренции и реагируют на изменения спроса, сезонные или циклические изменения – изменением объема выпуска, а не цены. Ценовые войны на таком рынке обычно не приводят к росту спроса на продукцию из-за наличия ответной реакции конкурентов, что снижает равновесную рыночную цену, все участники рынка теряют часть прибыли.
4.2.4.2. Теория игр и экономика сотрудничества
Дилемма заключенного (таблица 4.3.)
Решение арестанта №1
Решение арестанта №2
Признание
Отказ от дачи показаний
Признание
8 лет каждому
№ 1 получает 15 лет
№2 один год
Отказ от дачи показаний
№1 получает один год
№2 получает 15 лет
Один год каждому
Оба арестанта выиграют если откажутся от показаний, но они не знают о решении друг друга, и каждый боится, что другой признается (барьер для коммуникации и барьер недоверия).
Аналогично страны экспортеры нефти (см. табл. 4.4) при сокращении добычи выиграют от роста цен, но каждый боится, что если он сократит, другие займут его долю рынка. Поэтому все увеличивают добычу при падающих ценах, чтобы ростом продаж компенсировать падение цены. В результате и цена упала, и продажи не растут.
Договоренности в рамках ОПЭК (Таблица 4.4.)
Решение Саудовской Аравии
Решение России
Увеличить добычу нефти
Снизить добычу нефти
Увеличить добычу нефти
$ 10 bln каждому
$ 20 bln СА
$ 60 bln РФ
Снизить добычу нефти
$ 60 bln СА
$ 20 bln РФ
$ 50 bln каждому
4.2.4.3. Индекс Герфиндаля
Индекс Герфиндаля для измерения концентрации рыночной власти при олигополии (Н).
где: S - доля фирмы в общем объеме продаж отрасли в %; n - число фирм в отрасли.
Например: если n = 1, то Н = 1002 = 10000.
Если n = 2, то Н = 502 + 502 = 5000 и т.д.
4.2.5. Монополистическая конкуренция
Особенности монополистической конкуренции
Между чистой монополией и совершенной конкуренцией находится многообразие рыночных структур. Наибольшее распространение среди них получили монополистическая конкуренция и олигополия.
Монополистическая конкуренция несет в себе черты как монополии, так и конкуренции.
Черты, сближающие ее с монополией:
Дифференциация продукта - это создание различий в товаре как действительных, так и мнимых, т. е. создающих в глазах потребителей видимость различий в товаре, с целью сделать его предложение уникальным, а свое положение монопольным, обеспечивая тем самым стабильность сбыта и дохода. Однако монопольная власть достаточно слаба из-за малой доли каждого на рынке.
Черты конкуренции:
Существует ценовая и неценовая конкуренция.
1. Поскольку, несмотря на дифференциацию, товары фирм имеют заменителей, то спрос зависит от цен конкурентов на их товары-заменители. Если соперники снизят цены, то фирма продаст меньше при прежней цене.
2. Дифференциация продукта вызывает неценовую конкуренцию, т.е. через предложение различий в продукте вместо привлечения покупателей снижением цен. Фирма получает экономическую прибыль, пока улучшения товара не будут скопированы конкурентами. Она теряет объемы продаж, если не затрачивает средств на дифференциацию продукта.
Издержки монополистической конкуренции
Существует дискуссия среди экономистов по поводу “Избыточной мощности”.
По мнению одних, существуют слишком много фирм, производящих каждая слишком мало (избыточная мощность), что ведет к более высоким средним издержкам. Дифференцированные товары обходятся дороже по сравнению с унифицированными. Отрасль могла бы произвести то же количество продукта при более низких средних издержках, следовательно, могла бы использовать меньше ресурсов на тот же выпуск, если продукт имеет меньше разновидностей.
Затраты на мнимую дифференциацию. Сюда относятся затраты на осуществление конкуренции путем маркетинговых усилий по поддержке своих торговых марок, например, навязчивой рекламе, изощренной упаковке, без улучшения продукта.
Затраты на дифференциацию повышают цены товаров. Разнообразие товарного мира, рекламу, красочную упаковку оплачивает потребитель из своего кармана.
По мнению других, избыточная мощность есть желательное последствие продуктовой дифференциации, которая привносит плоды товарного разнообразия в нашу жизнь. Стремление к разнообразию заложено в психике человека.
В XXI веке, веке исчерпания невоспроизводимых природных ресурсов и их соответствующего удорожания следует ожидать корректировки направленности производства на разнообразие, а именно: все большей унификации, сокращения мнимой дифференциации при сохранении устойчивой тенденции к новым товарам, как результату научно-технического прогресса.
Выводы
1. При росте спроса, в краткосрочном периоде темп роста выпуска продукции отстает от темпа роста используемого переменного фактора (закон убывающей отдачи ресурса - фактора производства, при фиксации остальных факторов).
2. Общие издержки производства делятся на постоянные и переменные (в долгосрочном периоде они все переменные).
3. С ростом выпуска постоянные издержки не меняются, а переменные растут, сначала отставая от темпа выпуска, затем обгоняя его. Причина в убывающей отдаче ресурса, и соответственно в убывающей отдаче денег, в него вложенных.
4. С ростом выпуска продукции издержки на единицу продукции сначала снижаются, а затем растут. Это называется: положительный и отрицательный эффект масштаба производства.
5. Прибыль есть разница между общим доходом и общими издержками. С ростом выпуска прибыль сначала растет, а потом снижается, делая дальнейший рост выпуска неэффективным. Это происходит, потому что общие издержки сначала падают, а потом растут быстрее выпуска и его стоимости – общего дохода.
6. Изменение рыночной цены продукции независимо от выпуска в натуральных единицах и динамики издержек фирмы на изменение выпуска. Поэтому на рынке встретятся фирмы конкуренты с разным уровнем издержек на единицу продукции.
7. Снижение цен ниже издержек на единицу продукции (средних издержек) толкает фирму к уходу с рынка. Однако когда фирма часть ранее купленного основного капитала (фиксированных издержек) рассматривает как безвозвратную потерю, она может остаться на рынке до снижения цен ниже средних переменных издержек.
8. С сокращением числа производителей рыночная цена продукции все больше зависит от решений фирм. Стремление поднять ее все выше индивидуальных издержек фирм останавливает только эластичность спроса покупателей (их способность отказаться от покупки.
К семинару
Классическая работа Рональда Коуза по этой теме: Coase R.H. The Nature of the Firm // Economica, New Series, Vol. 4, No. 16 (Nov., 1937), pp. 386-405; http://www.jstor.org/stable/2626876
По поводу агентской проблемы подробнее см.: Dvorak P. Poor Year Doesn't Stop CEO Bonuses //The Wall Street Journal, March 18th, 2009, p.B1; http://online.wsj.com/article/SB123698866439126029.html