Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теории регионального развития

  • 👀 1071 просмотр
  • 📌 994 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теории регионального развития» docx
Лекция 1 Вопрос о региональном развитии возникает в ситуации, когда слишком очевидными становятся различия между отдельными частями одного целого пространственного образования, и эти различия угрожают самому его существованию. Любая сложная пространственная система сталкивается с усложнением управления, связанным со комплексным характером ее пространства. Это могут быть проблемы управления в ситуации сложного этнического состава страны, религиозного состава, больших масштабов управляемой территории или большим числом объектов управления. Теории регионального развития относятся как раз к различиям, которые проявляются при сравнении одного региона с другими регионами. Для такого сравнения необходимо наличие нескольких предпосылок: - существование действительной целостной пространственной структуры, которая подлежит аналитическому разбиению на «регионы» без потери представления о ее   целостности; - существование регионов, как неких целостностей, которые определяются по самым различным основаниям: административным, культурным, экономическим, социальным.  Чаще всего, под регионом понимается некая часть государства, связанная с ним и отождествляемая с ним. Вместе с тем, под регионом можно понимать и более обширные пространство. Государство можно рассматривать как регион в более широком контексте, группа государств может рассматриваться как единый регион.  Регионом могут быть и трансграничные области. И эта надгосударственное и наднациональное измерение регионов позволяет понять характер вопросов, возникающих на теоретическом уровне.   *** Следует различать теории регионального развития и теории регионализма. Теории регионализма развились после Второй мировой войны и касаются международных отношений. В этих теориях государства оказываются главными региональными субъектами. В рамках регионализма развивались федеративные теории, функционализм, коммуникативная теория и пр. Но разграничить полностью проблематику регионализма и регионального развития непросто, именно в силу того, что они касаются аспектов управления в ситуации наличия различия между частями при функционировании целой структуры, состоящей из этих частей. И такое согласование может происходить как на наднациональном, так и на национальном уровнях. В случае с Европейским союзом мы не можем разграничить наднациональные и национальный уровень регионального развития именно в силу того, что в ЕС они оба присутствуют в каждый момент постановки проблемы о региональном развитии. Если существует регионального развития ЕС, это означает, что существует ЕС, как единая структура, которая производит регионализацию своего пространства, и существуют регионы, как субъекты такого рода политики.  Каковы критерии регионального развития? Обычно под ними понимаются те или иные показатели материального благосостояния региона, базовые потребности, которые являются важными в социальном масштабе – ВВП на душу населения, уровень безработицы, доступ к образованию, здравоохранению, инфраструктура и пр. Вне области внимания остаются факторы личного «хорошего самочувствия», «счастья». Теории регионального развития задаются вопросом о выравнивании развития в разных регионах, составляющих одно целое. Однажды студенты спросили: Зачем Европейскому союзу помогать Польше, Литве или Румынии? Я ответил: - Потому что Польша, Литва и Румыния – части Европейского союза. Что такое регион в масштабах Европейского союза – это вопрос, требующий выяснения. Каким образом и как помогать – также очень важный вопрос, он предполагает огромное количество возможных ответов. От выбора того или иного зависит характер проводимой политики и в конце концов – архитектура Европейского союза. Выравнивание регионального развития и сплочение может быть политикой обеспечения равного старта, равенства на шансы, а может быть и жесткой перераспределительной политикой, принудительно обеспечивающей равенство, она может касаться поддержки общего экономического роста в стране, в надежде, что он не минет и отстающие области, а может быть и рядом сфокусированных на конкретном регионе мер. Можно было бы утверждать, что региональная политика ограничивается только экономикой, но она имеет очень широкий характер, захватывая и социальные и политические вопросы. Мне хотелось бы в рамках настоящего курса акцент сделать на правовом характер такой политики Европейского союза, на правовую заданность ее, на ее нормативный характер – как обеспечения, так и реализации. Право является ключом к пониманию и политики и ее значения в общей архитектуре Европейского союза.   *** Обычно выделяют эндогенные и экзогенные факторы регионального развития. Эндогенные факторы почти не изменяются в течении длительного времени. Это такие факторы как земля, климат, полезные ископаемые, топография, близость моря, капитал, в т.ч. человеческий капитал, техническое развитие. Экзогенные факторы изменяются, к ним относятся политика государства, состояние правосудия, политическая или экономическая зависимость, принудительный характер осуществления той или иной политики, зависимость от внешних факторов. Эндогенные факторы необходимо учитывать при проведении политики, экзогенные факторы могут в большей степени выступать в качестве инструментов такого политики. Экзогенные и эндогенные факторы сосуществуют и обуславливают характер локализации и регионализации, к ним относятся такие как: • естественные условия, • возможность пользования факторами производства: землей, трудом и капиталом, • эффективность сбыта и доставки, географическое положение, состояние коммуникаций, • техническое развитие, • шкала доходов, дельта доходов между самыми богатыми и самыми бедными, • связи между регионами • большие предприятия, • число малых и средних фирм • уровень технологизации продукции • среда региона: природная, социальная, • привлекательность рынка, ценность «свободного времени»   Каждый регион обладает собственным профилем, обусловленным уникальным сочетанием эндогенных и экзогенных факторов. Теории регионального развития предпринимают работу по пониманию того, как именно складывается регион, каким образом он связан с национальным и наднациональным пространством,  каким образом может быть региону оказана помощь для обеспечения его лучшего развития и существования в более широкой и сложной системе. В этом смысле европейская политика сплочения тесно связана с экономическими теориями и теориями, которые описывают наилучшие стратегии выбора стратегии регионального развития. Вместе с тем,  экономические теории имеют смысл лишь в определенных политической среде и правовой модели. В настоящем курсе мы рассмотрим эти теории именно в контексте того, что региональная политика и политика сплочения развиваются в ситуации уже совершенных выборов, которые определяют ЕС как пространство четырех свобод и свободы в целом, в котором признается демократическая природа власти и правление права является одним из основных принципов, на которые опирается ЕС.  Теории локализации Эти теории опираются на выделении пространственных структур, и сосредоточены на выяснении факторов образования определенных структур. Сторонники этих теорий полагают, что пространственные структуры не возникают спонтанно, что мы можем выяснить причины образования тех или иных регионов и причины их продолжительного существования, захватывающего многие поколения людей. А раз так, то мы можем попытаться воздействовать и на характер существования этих структур, изменяя те или иные факторы, образующие сам регион. Целью этой теории является определение и предсказание наилучшего места для размещения предприятия или места работы, которые выбирает предприниматель или работодатель. Главным представителем этой теории является Альфред Вебер, брат знаменитого Макса Вебера. Он в 1909 году представил концепцию избрания локализации предприятиями – и в случае отдельного предприятия, и для целой отрасти в целом. Если исходить из того, что предприятия действуют для максимизации прибыли, то они выбирают такие пространственные локализации при иных равных условиях, которые бы обеспечивали максимальную прибыль, а следовательно – и низшие расходы. Чтобы облегчить предприятиям такой выбор, теория Вебера предлагает огромный перечень условий, которые влияют на локализацию. Эти факторы обуславливают эффективность производства и позволяют определяет стоимость создания инструментов создания продукции, таких как основные средства  труда, земля и прочая недвижимость, машины, полезные ископаемые, элементы промышленные. Факторы, которые принимает во внимание А. Вебер, относятся главным образом к рынку сбыта, и здесь могут быть взяты во внимание такие факторы как пространственные различия величины и цены сбыта.  В веберовской модели главное значение  имеет стоимость транспорта, цена труда и агломерационный эффект. Оптимизация факторов локализации стремится всегда к понижению стоимости продукции. По мнению Вебера существо этой теории может быть выражено в виде трех  этапов локализации: 1)      в первую очередь определяются минимальные транспортные расходы для данной локализации, 2)      анализируются реальные транспортные расходы и их отклонения от минимальной стоимости транспорта, и далее к ним добавляется цена труда, 3)      исследуется воздействие агломерации для данной локализации. В настоящее время теория Вебера сохраняет свое значение, но не для всех отраслей. В некоторых случаях значение агломерации во много раз превосходит значение транспортных расходов и стоимости рабочей силы. Это справедливо, к примеру, для современной отрасли производства электронных чипов или программного обеспечения. Но в любом случае, каждое государство сталкивается с ситуацией существование периферийных зон, слишком далеко расположенных от агломераций. Любая экономическая деятельность на периферии оказывается менее рентабельной и поэтому проблематичной. Другим сторонником теории локализации является Иоганн фон Тюнен (Johann Heinrich von Thünen), который еще в 1826 году представил теорию производительности государства в границах теории локализации структур. Он отмечал, что обязательным является образование оптимальных структур пространственного использования земли, которая является одним из основных факторов производства.   *** В ХХ веке, как я уже отмечал, происходит развитие мультидисциплинарных исследований. В первую очередь, это работа немецкого географа Вальтера Кристаллера "Теория центральных мест" (1933)[1] – в ней разрабатывались модели размещения промышленности, – в основу построения которых в расчет бралось рациональное экономическое поведение, как поставщиков, так и их клиентов и предполагалось, что их взаимодействие приводило к формированию  иерархической территориальной системы городов различных размеров, обслуживающих гексагональные рыночные области. Вальтеру Кристаллеру удалось разглядеть на географических картах строгие закономерности размещения городов и стремящихся к их рынкам окрестных территорий. Эта теория оказала большое воздействие на науку в середине 1950-ых. Ознакомиться с теорией В. Кристаллера Вам предлагается в рамках специальной презентации, размещенной в текущем модуле курса. Развитием взглядов Кристаллера занимался Август Леш. В 1940 году он сформулировал собственную теорию, в которой базировался на скрупулезном исследовании крестьянских ограждений, которые представляют собой наименьшие пространственные социальные структуры. Между огражденными территориями находятся необитаемые земли, но локализация крестьян происходит равномерно, люди рассредоточиваются по поверхности земли. Каждый производит определенное количество товаров, продуктов, часть из которых превышает его потребности. Продукты имеют разную степень централизации и способность участвовать в обменах. Каждый продукт характеризуется определенным пространством, доступным для него. Молоко нельзя транспортировать слишком далеко, но сыры, произведенные из него – можно, свежее мясо не покидает локальный рынок, но окорок делает это очень легко. Леш ввел термин «предельное расстояние доставки», которым определяет, как раз дальнюю границу доступную для этого локального производства и определяет границы его рынка. Леш считал, что возможна специализации определенных мест. В рыночной сети продукция чаще всего достигает только центрального пункта в данном рыночном пространстве. Дальше происходят следующие рыночные обмены, уже без участия самого локального субъекта. В целом, большое значение имеет поэтому состояние местного рынка и доступ продукции к центральному для данной локальности рынку. Очень важной работой был труд шведского географа Торстена Хегерстранда (1953)   о воздействии распространения инноваций, который представлял собой детальное эмпирическое изучение моделей перемещения инноваций. Т. Хегерстранд идентифицировал модель "сокращения расстояния" при перемещении и других  взаимодействиях, но его работы не были замечены в, до тех пор, пока он не посетил Сиэтл в конце 1950-ых. Библиография к книге Хагерстранда иллюстрирует то, насколько он смог сочетать экономическую науку и социологию с идеей пространственного развития[2]. Возникновение гуманитарной географии позволило осознать те массивные изменения в исследовании и использовании методов, вызванных "количественной революцией", – что произошло  к началу 1970-ых. В значительной степени, революция была результатом социального движения повсюду в западном мире, с центром в США, –  и  охватившей проблемы социально-экономического неравенства, бедности и гражданских прав.   *** Теории локализации развивали впоследствии Л. Лефевр (L. Lefeber) и Е. Бевентнер (E. von. Böventner). Они исследовали в том числе и обратный эффект – воздействия локализации на общую систему, что приводит к дополнительному развитию агломераций и запускает процесс урбанизации. Концентрация производств и их взаимные контакты, а также связи с клиентами повышают привлекательность пространства и приводят к концентрации населения. Так развивается городское пространство, и наступают структурные изменения. Сначала наступает урбанизация – обеспечивающая перемещение людей из деревни в город, затем субурбанизация – которая характеризуется бегством из центров городов на их периферию, которая обеспечивается развитием коммуникаций и более дешевой землей, субурбанизация сменяется дезурбанизацией, которая обусловлена перегрузкой центров и переносом производств в меньшие места, которые находятся на этапе урбанизации. Все эти теории объясняют, почему производство возникает в определенном месте. Эти исследования имели огромное значение для понимания рынка труда, миграционных процессов, а также  процессов современного социального вспомоществования, помощи, которая может приводить к устойчивым экономическим эффектам.     *** Антагонистским контекстом развития региональной политики был Марксизм. Хотя это движение, начатое в США, быстро распространилось и на Великобританию, не в последнюю очередь через работу Дэвида Харви, который был в центре деятельности "теоретический и количественной революции’". Его собрание эссе в "Социальной справедливости и городе" (1973)[3] объединившем его аспирантов и молодых ученых, представляет собой опыт понимания капитализма через включение пространственного элемента в теорию – например, с использованием такого термина, как пределы капитала, и концепции урбанизации[4]. [1]  Christaller, Walter. Central Places in Southern Germany.  Prentice Hall, 1966.  [2] Экономические теоретики  J.H. von Thünen (The Isolated State (1826),  A. Lösch The Economics of Location (1940, American edition 1954), и A. Weber (Über den Standort der Industrie (Theory of the Location of Industries)  1909); социологи G. Zipf (National Unity & Disunity: The Nation as a Bio-social Organism (1941)  “Human Behavior & The Principle of Least Effort” (1949) и S. Stouffer (Theory of intervening opportunities (1940) [3] Harvey, D. W. Social justice and the city. London: Edward Arnold. 1973. [4] Harvey, D. W. The urbanization of capital. Oxford: Blackwell Publishers, 1985 Неоклассические теории Второй группой теорий, лежащих в основании политики сплочения, являются неоклассические теории, тесно связанные с экономикой. Идейным отцом этих теорий является Адам Смит. Идея роста, развития, прогресса заложена именно им. Сегодня это кажется очевидным, но представление об экономическом росте и инструментах его обеспечения появились совсем недавно. Главным основание теории является допущение связи цен и ситуации на рынке, которые естественным образом стремиться к равновесию или к балансу. Баланс, наряду с прогрессом, - еще одно ключевое для Нового времени слово. Если применить это положение к региональному неравенству, можно утверждать, что если на рынке господствует конкуренция, и факторы производства – труд и капитал обладают мобильностью, а производство товаров приносит прибыль, то благодаря механизму цен факторы производства стремятся к такому состоянию, к такой локализации, в которой обеспечивается наибольшая производительность. И перемещение факторов и разницы региональные будут существовать до тех пор, пока не выровняются предельные показатели всех факторов во всех местах этого пространства. К примеру, если какая-то территория подвержена процессу урбанизации, увеличивается число ее населения, а следовательно, подвергается пропорция факторов производства, и это воздействует на предельные показатели эффективности. С ростом урбанизации растет эффективность использования земли, и вместе с ростом инвестиции, становится более дешевым капитал.  Теория сравнительных преимуществ Теория сравнительных преимуществ была сформулирована Дэвидом Рикардо в 1817 году. Эта теория отличается от классической модели только тем, что допускает мобильность товаров, но не допускает факторов производства и выводит зависимость и использования от естественных условий, которые характерны для той или иной страны или региона. Примером, который хорошо иллюстрирует эту теорию, является внешняя торговля, в которой возникает проблема обмена товарами. Рикардо утверждает, что хотя между регионами существует ограниченная мобильность факторов производсва, то по необходимости возникает  специализация регионов в производстве тех или иных товаров или услуг. Если два государства производят один и то же товар, то продукция и в том, и в другом случае будет приносить убытки. Регионы, которые хотят повысить свое благосостояние, должны специализироваться в производстве какого-то одного блага и обмениваться им между собой. Теорию Рикардо развили затем два шведские экономиста Heckscher (1919) и Ohlin (1930), которые ее модифицировали в аспекте различий регионов о факторам труда. В их концепции регионы со значительным потенциалом рабочей силы должны специализироваться в отраслях, которые требуют значительных издержек связанных с рабочей силой, в то время как регионы, обладающие значительным капиталом, должны специализироваться в капиталоёмких производствах  Кейнсианство Кейнсианская модель, в отличие от неоклассических моделей допускает, что кроме состояния экономического равновесия может присутствовать и состояние неполного использования полезных факторов производства, в т.ч. – труда. J.M. Keynes создал своею теорию во времена массовой безработицы, которая была следствием мирового кризиса в 30-е годы ХХ века, поэтому он ставил ударение не на аспекте предложения, как это делают классические теории, а на аспекте спроса. Он пришел к выводу, что полное использование факторов производства зависит от спроса. По мысли Кейнса, безработица является принудительным явлением, в ней нет добровольного начала, а эластичность зарплат ограничена. В условиях рынка и свободного действия его механизмов возникает тенденция возникновения превышения рабочей силы над ее спросом, что ведет к безработице. Воздействие на это также оказывает неудовлетворенный спрос на товары который возникает в рыночной экономике. Степень обеспечения работой зависит от спроса на товары, уровня инвестиций и склонность к потреблению. Занятость может расти только в условиях роста инвестиций. Кейнс был сторонником тезиса, что в борьбу с безработицей должно быть вовлечено государство, которое должно способствовать росту  инвестиций и предпринимать публичные инвестиции, что должно  повлечь за сбой рост экономики и регулирование рынка рабочей силы. Теория равномерного развития Теория равномерного развития предпринимает попытку ответа на вопрос, каким способом происходит достижение последующих уровней развития. Для сторонников тих концепций, Nurkse, Rosenstein-Rodan, развитие во многих плоскостях может быть достигнуто только через минимальные инвестиции в каждую из этих областей. Это способствует использованию таких факторов развития, которые ранее не задействовались и не принимались во внимание. Не является хорошим вариантом концентрация на одном товаре. Лучше изменить величину предпринимаемой инвестиции и не предпринимать в этом месте больше действий, которые спровоцируют возникновение комплексных благ. Именно это дает возможность приступить к региональному развитию, как комплексу явлений. Инвесторами могут быть и государство, и частные субъекты Государство должно координировать инвестиционные стратегии. Одновременно возникла и теория несбалансированного развития, к примеру,  Hirschman, Streetenу, которые полагают, что только точечные инвестиции ликвидируют проблемы, связанные с трудностями развития и создают необходимые для развития излишки которые могут быть использованы для повторного  инвестирования.  Так начинается экономическое развитие. Хиршман критиковал теории равномерного развития, полагая, что они являются утопичными и что не возможно обеспечить равные инвестиции по всему спектру экономики. Так, Хиршман считал, что главным препятствием регионального развития является невозможность принятия решения, невозможность инвестирования, неспособность региона к такому решению. И если сегодня такой возможности нет, откуда она может появиться завтра? Эффективная инвестиция сама создает условия для мультиплицирования и своего воспроизводства. Тот или мной продукт создает крепкие связи, и сама продукция соединяется с иными продуктами, в т.ч. и создает потребность в продуктам посредника. Системы продукции поляризованы секторально и регионально. Сегодня общепринято считать, что теория Хиршмана оказала огромное влияние на понимание существа упадка и регионального развития.   Классические теории, как экономические теории, оказывают разные подходы относительно оснований связи развития со свободным рынком, конкуренцией, или инвестиционными возможностями. Для политики сплочения большое значение имеет кейнсианская теория, поскольку именно кейнсианство оправдывает интервенцию государства в экономическую сферу, стимулирование экономического развития политическими средствами. Именно кейнсианство лежит в основе концепции государства всеобщего благоденствия и современного понимания справедливости. Вместе с тем, концепции равномерного и неравномерного развития позволяют понять причины разницы и диспропорций между регионами.  Теории поляризации Теории поляризации отличаются от классических теорий, тем, что не признают того, что процессы роста и развития пространственное взаимосвязаны, и стремятся к равновесию. Теории поляризации утверждают, что существующие ситуации равновесия напротив провоцируют развитие, которое может обусловливать еще большее неравенство. Это неравенство называется понятие м поляризация, и относится как к секторам экономики, и к региональному измерению. Эти теории также считаются, что развитие может протекать не сбалансировано. Создателем теории секторальной поляризации считается А. Шумпетер, которой полагал, что на экономическое развитие огромное влияние оказывает поощрение инноваций. И инновации имеют форму волны. Это прежде всего инновации базовые, которые в прошлом образовали базу для секторов экономики. Это прежде всего технические изобретения, которые влекут за собой череду очень важных инноваций и поддерживают зоны эконмического развития. К примеру, изобретение электрической лампы привело к тому, что старые технологии были замещены новыми в огромной числе производств и секторов экономики, В том числе это касается также и человеческого капитала, которые изменяется и растет. Теории региональной поляризации концентрирована на социокономических факторах экономического развития. Развитие и кризис вызваны такими изменяющимися факторами как предложение, спрос, инвестиции, продукт, каждое изменение этих условий влечет за собой явление кумулятивного роста или регресса, в зависимости от того, какой характер имеют изменения. В пространственном аспекте эти изменения затрагивают состояние страны, - и в международном контексте, и в региональном. Согласно Г. Мирдалю, создателю этой теории, уровень различия регионального развития зависит от того, как развиваются экономические центры. В международном масштабе уже не конкурируют между собой центры и периферии, но целые национальные экономики. Такого типа конкуренция выдвигает на передний план агломерации, которые могут обеспечивать наибольшие инвестиции и притягивать капиталы, в то время как периферии вообще исчезают и поля зрения. Инвестиции сосредотачиваются в центрах, а на периферии не обеспечивается даже самое необходимое, периферии обречены стареть и ветшать. Хиршман пытался объединить эти две теории, который утверждал, что поляризация секторальная и региональная одинаково воздействуют на различия в региональном развитии.  Теория центра и периферии Эта теория оказалась разработанной двумя теоретиками: Пребишем и Фридманом. Пребиш основывался на экономической модели, второй помимо экономических факторов принимал во внимание факторы психологические, социологические и политические. Пребиш в своей концепции основывался на модели, которая состояла из двух регионов – центрального, в котором доминирует производство и периферийного, в котором культивируется сельское хозяйство. На основании экономического анализа он пришел к вводу, что разницы эластического спроса обуславливают, что в долгосрочной перспективе наступает перенос продукции и труда в центральный промышленный регион. Распространяя этот вывод на международный уровень, Прибиш полагал, что подобная схема существует и между странами, в центрах ситуация будет улучшаться, в периферийных странах – ухудшаться. Урбанизированные центры повышают свои шансы и возможности консолидации, периферия – ухудшает. Политика сплочения ЕС носит комплексный характер, принимая во внимание и то, что экономика носит секторальный характер, и то, что экономика может рассматриваться в региональном разрезе. Теории поляризации имеют огромное значение для понимания современных различий между регионами, а также секторальных диспропорций. Концепции эти также показывают, насколько постоянным является этот процесс, и почему требуется проведение постоянной и целенаправленной политики для смягчения разниц. Все представленные теории характеризуются тем, что всегда представляют в процесс обусловленным развитием агломерации и тех преимуществ которые обеспечивает агломерация. Развитие агломерации оказывает дополнительное воздействие на периферию, подтягивая ее. Но ситуация на самом деле более сложная, т.к. периферия все-таки также может обеспечивать импульсы развития.  Теория базовых потребностей Это одна из важнейших концепций. Возникал она в 60-е годы ХХ века, как альтернатива существовавшим в то время теориям развития. В этой стратегии наряду с экономическим развитием учитывается и социальное развитие. Развитие не заключается лишь в стремлении к экономическим ценностям, к экономической стоимости (ВВП, к примеру_ но также заключается и в уменьшении безработицы, и опциальных неравенств. Исследования, которые проводились в развитых странах, открыли существование т.н. структурной бедности, открыли огромные разницы доходов между различными группами. Свой вклад в становление теории внесли и международные организации, в основном ООН. Главным постулатом этой теории является тот, что надлежит перераспределять общественное богатство, нужно удовлетворить потребности всех людей. Эти потребности относится к еде, жилью, одежде, здравоохранению, Эта дистрибуция будет означать выгоды для общей ситуации, поскольку будет укреплять регионы и их экономики. Интересы экспорта должны отступить перед потребностями региона. Для сельскохозяйственной продукции это означает также, что обеспечение региона базовыми продуктами является первичное значение, превышающее потребности экспорта. Эта теория была сориентирована на обеспечение бедных людей в развивающихся странах, но вместе с тем, это была концепция социальной полощи. Она допускала, что целевые группы сами по себе должны стремиться к обеспечению себя и этим отличалась от традиционных концепций помощи. Эта теория стремилась к идентификации целевых групп, не доверяя автоматическим процессам распространения развития от центра к периферии. Также она способствовала и поощряла развитие снизу, нежели вертикальное регулирование развитием и ориентировало на использование собственных сил.   Согласно этой концепции, периферийные регионы должны на какое-то время изолироваться от мировой системы разделения труда и специализации и проводить внутреннюю реструктуризацию, и только позже, по достижению определенных изменений и внутреннего развития, выходить на международную арену. Развитие регионов опирается на внутренние их ресурсы, на собственные цели, а не на потребности центра. Как утверждает Senghaas, необходимо положить в основание регионального развития несколько элементов: умелое использование местного потенциала, строительство собственного промышленного сектора, развитие новых технологий и соединение промышленности с сельским хозяйством. Именно это соединение промышленного сектора и сельского хозяйства является огромным потенциалом развития. Стратегия автоцентричного развития поощряет политику доверия к себе, использования собственных сил и человеческого капитала. Международная торговля в этой теории имеет вторичное значение и является всего лишь альтернативой в ситуации образования излишков продукции, которые в этом случае могут предлагаться на внешний рынок. Возможность реализации этой концепции связано с тем, насколько фактически можно осуществить эффективную децентрализацию управления и перемещение полномочий из центра на места, локальным сообществам, а также проведение экономического разделения труда. Дискуссия об автоцентричном развитии касалась вначале только развивающихся стран, но затем была перенесена и на развитые страны, в аспекте развития их периферийных регионов и секторов экономики, находящихся в состоянии упадка. Стали звучать предложения о том, что периферийные регионы имеют проблемы с собственным участием в общегосударственных процессах и развития экономики государства. Особенно оживленные дискуссии в Европейских сообществах проходили в восьмидесятые годы ХХ века, когда сообщества расширились на три новые государства: Грецию, Испания и Португалию, что привнесло в повестку дня сообществ вопросы выравнивания региональных различий, как на уровне государства, так и на уровне сообществ. Было достигнуто понимание того, что выравнивание должно осуществляться с помощью публичных средств.  Теория автономного регионального развития Концепции, которые пропагандируют независимость и самостоятельность регионов, называются чаще всего теория автономного регионального развития. Они появились на европейской почве вначале в альпийских регионах. Их создатели были вдохновлены автоцентричной стратегией в развивающихся станах. Среди множества моделей можно выделить «пространственной региональной политики» (Stóhr), «независимого регионального развития» (Scheer, Głatz, Brugger), «регионального развития на основе активизации использования регионального потенциала» (Hahne), „регионального самостановления»  (Maier). Все эти концепции имеют одну общую цель – воздействовать на региональное развития, которое должно опираться на внутрирегиональные политические силы, а также региональную экономику, и использование экзогенных факторов. Главным тезисом этих теорий является то, что возможности развития регионов не до конца использованы, что КПД – низкий, что регионы часто подчинены потребностям центров и лишены права самоуправления. Вместе с тем, при реализации децентрализации и самоуправления, а также расширение капитала и труда на новые факторы (инфраструктуры, пространства, окружающей среды, социокультуры) можно было бы развивать периферийные регионы. Важную роль играют здесь всякого рода инновации – и в сельском хозяйстве, использованием человеческого капитала, развитие туризма и малых и средних предприятий, которые могут быть мотором развития, и в котором наступает рост занятости и общий рост. Огромный вопрос, который возникает при использовании таких теорий является их зависимость от культурных обстоятельств, ментальные препятствия, культурные паттерны, которые могут мешать развитию региона. Важной проблемой является также слабые хозяйственные связи между периферийными регионами. Они трудно сотрудничают между собой, они не знают предложений производства, часто производства очень дороги и не востребованы. Это приводит к тому что они должны развиваться, обращаясь к развитым регионам,  в т.ч. в иных государствах. Отсюда потребность в развитии связей между предприятиями в региона и сетей межрегиональных связей.   В этой концепции очень выразительно обозначено, что регион – не пространство, пассивно реагирующее на изменения, но настоящий автономный субъект изменений. Он оказывается внутренним социальным пространство, в котором производят производственные процессы, задействуются различные культурные, социальные, экономические и политические факторы. Эти теории развития снизу предлагают различные модели развития, отличающихся от моделей, в которых регионы в значительной степени зависят от центральных властей. Согласно большинству этих концепцией необходимо рассчитывать на собственные силы и использовать собственный потенциал. Относительно европейской региональной политики, это означает, что внешняя помощьприходит лишь в том случае, когда начинает использоваться внутренний потенциал регионов, оформляется система, позволяющая самим регионам развиваться. Эти теории тесно связаны с принципом субсидиарности, являющийся конституционным для Европейского союза. Теории структурных политик Теории структурных политик являются такими концепциями, которые касаются вопросов интервенции в области промышлености, учитывая структурный характер экономики. Эти политики позволяют использовать возможности реструктуризации экономики. Сегодня существует потребность замены целый отраслей экономики, их перестройки, а также постоянных технологических усовершенствований, поэтому требуется и здесь публичная интервенция для приведения к балансу целой системы. Эти теории исходят из тезиса неадекватности рынков, из того, что не всегда рынок может сам найти адекватный баланс, что необходимы внешние интервенции для эффективной реструктуризации и сглаживания негативных эффектов дерегуляции. . Модель идеальной конкуренции не всегда действует. Причины этого многочисленны, в т.ч. монополизация, излишняя концентрация производства, существование публичных интересов, проявление неэластичности рынков. Примером является охрана новых отраслей перед международной конкуренцией, - пока эти отрасли не станут достаточно сильными для конкуренции. Такая охрана имеет свою цены и свои издержки. К структурным теориям принадлежит и теория циклов роста. Рост носит циклический, динамический характер. На спаде экономики она нуждается в поддержке. Причиной публичной интервенции является невозможность экономической системы эффективного прохождения через болезненные процессы адаптации. Интервенции способствуют скорейшее адаптации и возникновения новых структурных изменений. На первом этапе внедрения новых продуктов и технологий интервенция может быть полезной, поскольку рынок чаще всего не очень хорошо информирован о новом продукте.  На следующем этапе могут возникать риски компетентности в принятии решений, связанных с новой продукцией. Публичная интервенция может минимизировать издержки в этой области, приспосабливая предложение и спрос. На этапе рецессии публичная интервенция может провести сектор через это тяжелое время. Структуральная политика использует разнообразные инструменты. Повсеместно используются поддержка инвестицией и инноваций, но также и публичные заказы, и инфраструктурные и трансформационные льготы для фирм в тех секторах, в которых существует перепроизводство. Теория интервенции были разработаны прежде всего для сектора переработки, но сегодня касаются и других секторов сельского хозяйства, услуг и иных факторов производства. Особенно структуральная политика оказалась задействованной в ЕС, которая реализует свои цели с помощью специальных структурных фондов. Структурные преобразования и финансовые интервенции воздействуют на размещение промышленности ЕС Если подводить итоги этого обзора, можно утверждать, что концепции регионального развития содержат в себе элементы анализа и исходят из необходимости регионального развития. Главной их целью является помощь в ликвидации разниц в развитии регионов и формирование однородного пространства. Эти концепции позволяют понимать, почему, не гладя на большие издержки такой политики существует разница развития и какие именно политические экономические меры необходимы для достижения целей ЕС в целом. 
«Теории регионального развития» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot