Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретико-методологические аспекты психолого-педагогической реабилитации и социализации лиц с ОВЗ

  • 👀 715 просмотров
  • 📌 645 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретико-методологические аспекты психолого-педагогической реабилитации и социализации лиц с ОВЗ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретико-методологические аспекты психолого-педагогической реабилитации и социализации лиц с ОВЗ» doc
Лекция №1 на тему: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ» Приоритетом современных исследований проблем функционирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и возможностей их инклюзии является разработка основ их позитивной социализации, базирующейся на пересечении трех процессов: реабилитации, компенсации, социальной адаптации. По выражению А.Р. Лурии, «человек не может «закрыться» на ремонт», поэтому все три процесса слиты воедино, и их следует рассматривать как открытую динамическую систему, результатом успешного действия которой является позитивная социализация личности человека с ОВЗ. Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически человек, как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её. Термин абилитация обозначает проведение комплекса мероприятий лечебно-педагогического направления, которые направлены на лечение патологии, приобретение новых навыков, опыта, социализацию. Это довольно долгий процесс. Его цель заключается в приобретении инвалидами новых навыков, умений, которые ранее не проявлялись, и их развитие. Данное понятие подразумевает комплексный подход, основанный на получении: медицинской помощи; социальной поддержки; психологической консультации; педагогических мероприятий. Манипуляции, проводимые в данном комплексе, направляются на компенсирование нарушенной или утраченной функции больного, стимулирование вероятных возможностей. В итоге у пациента должен быть сформирован оптимальный адаптационный навык социального отношения с наращиванием общественного потенциала. Реабилита́ция сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации  (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов. По заключению Комитета экспертов ВОЗ по медицинской реабилитации (1970), это понятие определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий возможный для него уровень функциональной активности». Лица с ограниченными возможностями здоровья - лицо имеющее физический или психологический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования Одним из приоритетных направлений современной социальной политики является реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ определяет комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан России. По данным, приведённым в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» в Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 миллионов инвалидов, что составляет 8,8 % населения страны. В условиях стабильного сохранения в структуре современного российского общества высокой численности лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализация эффективных форм комплексной, доступной и адресной реабилитации данной категории граждан обретает особую актуальность. Реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в целях его социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество. Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является наиболее полное восстановление утраченных человеком функций, личного и социального статуса. В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. В Российской Федерации понятие реабилитации ин­валидов закреплено законодательно в Федеральном зако­не «О социальной защите инвалидов в Российской Феде­рации». В статье 9 Закона сказано, что: «реабилитация инвалидов— система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономичес­ких мероприятий, направленных на устранение или воз­можно более полную компенсацию ограничений жизне­деятельности, вызванных нарушением здоровья со стой­ким расстройством функций организма. Целью реабили­тации являются восстановление социального статуса ин­валида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». Социальная реабилитация в целом- это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Сущность реабилитации может быть глубже понята с позиций системного подхода. С точки зрения данного подхода, реабилитация представляет одновременно и цель (восстановление и сохранение статуса личности) и процесс (имеющий биопсихологические и социальные механизмы) и метод подхода к человеку, нуждающемуся в реабилитации. Реабилитация - это система отношений “человек - среда”, где человек выступает как организм и личность, как открытая система, а среда как единство биологических и социальных факторов. Реабилитация, как система включает комплекс отдельных подсистем и их взаимосвязь: клинико-биологическая (решение проблем гомеостаза, адаптации, компенсации); социально-психологическая (анализ проблем общения, отношения, взаимоотношения и пр.); этическая (анализ взаимоотношений социального работника с клиентом на основе принципа партнерства); социально - экономическая (анализ стоимости соответствующих затрат, экономической рентабельности реабилитационных мер); юридическая (разработка правовых норм и т. д.). Общее содержание реабилитации, в частности, в отношении больных и инвалидов, состоит в следующем: а) функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе - полное восстановление (реституция); - компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например, при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы приспособление к работе левой рукой); б) приспособление к труду (трудотерапия); в) непосредственная социально-психологическая реабилитация - приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включение в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей. Реабилитация инвалидов включает в себя (виды реабилитации): 1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования; 2) социальную реабилитацию инвалидов, которая со­стоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. 3) профессиональную реабилитацию инвалидов, кото­рая состоит из профессиональной ориентации, професси­онального образования, профессионально-производствен­ной адаптации и трудоустройства; Для успешной реализации реабилитационных меро­приятий необходимо участие многих составных частей общества, включая и активную позицию самих инвали­дов, объединение их в эффективно действующую систе­му. медицинская реабилитация – это комплекс медицинских мер направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма приведших к инвалидности: восстановительное и санаторно – курортное лечение; профилактика осложнений; реконструктивная хирургия; физиотерапия; лечебная физкультура; грязелечение; психотерапия; протезирование и ортезирование. В силу сказанного уже на ранних стадиях реабилита­ции крайне важной является оценка психологического статуса инвалида, которая дает возможность выделить больных, особо нуждающихся в длительных курсах пси­хотерапевтических мероприятий, направленных на сня­тие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и к восстанови­тельным мероприятиям, — т. е. испытывающих потреб­ность в социально-психологической помощи. В рамках медицинской реабилитации задачами соци­ально-психологической реабилитации являются: а) Формирование адекватного отношения к заболеванию. б) Формирование активного позитивного отношения к рекомендуемым восстановительным мероприятиям. в) Формирование адекватных ожиданий от результатов реабилитации. г) Снятие невротических и неврозоподобных расстройств, препятствующих адаптации инвалида в обществе. д) Коррекция (сглаживание) эмоциональных и интеллек­туальных расстройств, связанных с патогенезом забо­левания, не позволяющих инвалиду адекватно отра­жать действительность, осваивать социальные роли и полноценно жить. Социальная реабилитация– это система и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретно социально – средовых условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Понимание социальной реабилитации прошло свой достаточно содержательный путь развития. Первоначально здесь преобладал чисто медицинский подход: Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в том, «чтобы не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня». Постепенно происходит переход от чисто медицинского подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но и как восстановление всех социальных способностей индивида. Социальная реабилитация предоставляется лицам, которые самостоятельно не могут заботиться о себе и не получают ни от кого другого необходимую помощь. Социальная реабилитация полагается лицам после отбывания срока заключения, лицам с проблемами зависимости, бездомным, а также лицам с психическими нарушениями и безработным. Меры социальной реабилитации необходимы для возврата человека к нормальной жизни. Человеку помогают найти работу или переквалифицироваться. К социальной реабилитации также относится организация отдыха пациента и помощь в повседневных жизненных ситуациях. В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления: социально – бытовую реабилитацию и социально – средовую реабилитацию, которые будут осуществляться путем ориентации образования и устройства в социальной среде. Рассмотрим подробнее эти направления. Социально – бытовая реабилитация, заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту приспособление к новым условиям жизни. Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе, с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни, в обществе. Профессиональная реабилитация инвалида – это мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, разрабатываемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, с учетом индивидуальных особенностей физического состояния и состояния здоровья инвалида, включающие в себя профессиональную ориентацию, обучение и переобучение, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию. Необходимо учитывать, что профессиональная реабилитация инвалидов является одним из важнейших элементов их комплексной реабилитации, успешное проведение которой: - позволяет повысить уровень жизни инвалидов, обеспечивать семью, добиться экономической независимости; - облегчает интеграцию инвалидов в общество; - способствует не на словах, а на деле обеспечению равных возможностей для всех членов общества. Одновременно профессиональная реабилитация требует участия целого ряда структур, в том числе бюро МСЭ, структур, занимающихся занятостью инвалидов, структур образования, администрации региона и работодателей, применяющих труд инвалидов, а также самих инвалидов. Отсутствие слаженного взаимодействия участников этого процесса является одним из препятствий создания эффективной системы профессиональной реабилитации инвалидов. Таким образом, реабилитация может включать меры по обеспечению и / или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий. Осуществление всех направлений медико – социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психологические особенности инвалида и связанный с ним реабилитационный потенциал. В соответствии со статьей 11 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида, разработанная на основе решения Государственной службы медико – социальной экспертизы, - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий включающий в себя отдельные виды формы объемы сроки и порядок реализации медицинских профессиональных и других реабилитационных мер направленных на восстановление компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Для проведения необходимых реабилитационных мероприятий нужно оформить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР). Оформление индивидуальной программы, разрабатывается и утверждается решением медико-социальной экспертизы. Для разработки ИПР необходимо подать письменное заявление в бюро медико-социальной экспертизы. На основе письменного согласия специалисты бюро медико-социальной экспертизы должны объяснить освидетельствуемому лицу цели, задачи и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий. ИПР разрабатывается также при первичном или повторном освидетельствовании инвалида, с его согласия, либо с согласия его законного представителя. В течение месячного срока с момента освидетельствования инвалида. На период действия реабилитационных мероприятий, по необходимости - ежегодно. Программа является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Необходимое содействие в реализации ИПР оказывают специалисты районных отделов социальной защиты населения, занимающиеся вопросами инвалидов. Таким образом, в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни. Социальная реабилитация инвалидов имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей. Вопросы для самостоятельной работы 1. Психодиагностика в системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ. 2. Психотерапия системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ. 3. Психокоррекция в системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ. 4. Специфика и основные направления реабилитации лиц с нарушениями слуха. 5. Специфика и основные направления реабилитации лиц с нарушениями зрения. 6. Специфика и основные направления реабилитации лиц с нарушениями речи. 7. Специфика и основные направления реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 8. Содержание и организация реабилитации детей с ЗПР. 9. Особенности реабилитации лиц с умственной отсталостью. 10. Реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра. 11. Реабилитация лиц со сложными и множественными нарушениями развития. 12. Реабилитация инвалидов трудоспособного возраста. 13. Роль семьи в комплексной программе реабилитации детей с ОВЗ. 14. Реабилитация детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Примерные темы рефератов 1. Основные проблемы абилитации и реабилитации детей с ОВЗ. 2. Современная концепция реабилитации детей с ОВЗ. 3. Виды реабилитации в современной науке и практике. 4. Принципы реабилитации лиц с ОВЗ. 5. Этапы реабилитации лиц с ОВЗ. 6. История формирования современных правовых основ реабилитационной дяетельности. 7. Организационно-правовые формы реабилитации. 8. Основы государственной политики в сфере реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ. 9. Общие принципы построения программ абилитации (реабилитации) инвалидов и лиц с ОВЗ. 10. Реабилитации лиц с нарушениями зрения. 11. Реабилитации лиц с нарушениями слуха. 12. Реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 13. Реабилитации лиц с нарушениями речи. 14. Реабилитация лиц с умственной отсталостью. 15. Реабилитация детей с ЗПР. 16. Реабилитация детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. 17. Реабилитация лиц со сложными и множественными нарушениями развития.
«Теоретико-методологические аспекты психолого-педагогической реабилитации и социализации лиц с ОВЗ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot