Теоретико-методологические аспекты психолого-педагогической реабилитации и социализации лиц с ОВЗ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1 на тему: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ»
Приоритетом современных исследований проблем функционирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и возможностей их инклюзии является разработка основ их позитивной социализации, базирующейся на пересечении трех процессов: реабилитации, компенсации, социальной адаптации. По выражению А.Р. Лурии, «человек не может «закрыться» на ремонт», поэтому все три процесса слиты воедино, и их следует рассматривать как открытую динамическую систему, результатом успешного действия которой является позитивная социализация личности человека с ОВЗ.
Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически человек, как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.
Термин абилитация обозначает проведение комплекса мероприятий лечебно-педагогического направления, которые направлены на лечение патологии, приобретение новых навыков, опыта, социализацию. Это довольно долгий процесс. Его цель заключается в приобретении инвалидами новых навыков, умений, которые ранее не проявлялись, и их развитие.
Данное понятие подразумевает комплексный подход, основанный на получении:
медицинской помощи;
социальной поддержки;
психологической консультации;
педагогических мероприятий.
Манипуляции, проводимые в данном комплексе, направляются на компенсирование нарушенной или утраченной функции больного, стимулирование вероятных возможностей. В итоге у пациента должен быть сформирован оптимальный адаптационный навык социального отношения с наращиванием общественного потенциала.
Реабилита́ция сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации
(или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов. По заключению Комитета экспертов ВОЗ по медицинской реабилитации (1970), это понятие определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий возможный для него уровень функциональной активности».
Лица с ограниченными возможностями здоровья - лицо имеющее физический или психологический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования
Одним из приоритетных направлений современной социальной политики является реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ определяет комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан России. По данным, приведённым в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» в Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 миллионов инвалидов, что составляет 8,8 % населения страны. В условиях стабильного сохранения в структуре современного российского общества высокой численности лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализация эффективных форм комплексной, доступной и адресной реабилитации данной категории граждан обретает особую актуальность.
Реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в целях его социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество. Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является наиболее полное восстановление утраченных человеком функций, личного и социального статуса.
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
В Российской Федерации понятие реабилитации инвалидов закреплено законодательно в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статье 9 Закона сказано, что: «реабилитация инвалидов— система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».
Социальная реабилитация в целом- это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.
Сущность реабилитации может быть глубже понята с позиций системного подхода. С точки зрения данного подхода, реабилитация представляет одновременно и цель (восстановление и сохранение статуса личности) и процесс (имеющий биопсихологические и социальные механизмы) и метод подхода к человеку, нуждающемуся в реабилитации. Реабилитация - это система отношений “человек - среда”, где человек выступает как организм и личность, как открытая система, а среда как единство биологических и социальных факторов.
Реабилитация, как система включает комплекс отдельных подсистем и их взаимосвязь: клинико-биологическая (решение проблем гомеостаза, адаптации, компенсации); социально-психологическая (анализ проблем общения, отношения, взаимоотношения и пр.); этическая (анализ взаимоотношений социального работника с клиентом на основе принципа партнерства); социально - экономическая (анализ стоимости соответствующих затрат, экономической рентабельности реабилитационных мер); юридическая (разработка правовых норм и т. д.).
Общее содержание реабилитации, в частности, в отношении больных и инвалидов, состоит в следующем:
а) функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе
- полное восстановление (реституция);
- компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например, при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы приспособление к работе левой рукой);
б) приспособление к труду (трудотерапия);
в) непосредственная социально-психологическая реабилитация - приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включение в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей.
Реабилитация инвалидов включает в себя (виды реабилитации):
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
3) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
Для успешной реализации реабилитационных мероприятий необходимо участие многих составных частей общества, включая и активную позицию самих инвалидов, объединение их в эффективно действующую систему.
медицинская реабилитация – это комплекс медицинских мер направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма приведших к инвалидности: восстановительное и санаторно – курортное лечение; профилактика осложнений; реконструктивная хирургия; физиотерапия; лечебная физкультура; грязелечение; психотерапия; протезирование и ортезирование.
В силу сказанного уже на ранних стадиях реабилитации крайне важной является оценка психологического статуса инвалида, которая дает возможность выделить больных, особо нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и к восстановительным мероприятиям, — т. е. испытывающих потребность в социально-психологической помощи.
В рамках медицинской реабилитации задачами социально-психологической реабилитации являются:
а) Формирование адекватного отношения к заболеванию.
б) Формирование активного позитивного отношения к рекомендуемым восстановительным мероприятиям.
в) Формирование адекватных ожиданий от результатов реабилитации.
г) Снятие невротических и неврозоподобных расстройств, препятствующих адаптации инвалида в обществе.
д) Коррекция (сглаживание) эмоциональных и интеллектуальных расстройств, связанных с патогенезом заболевания, не позволяющих инвалиду адекватно отражать действительность, осваивать социальные роли и полноценно жить.
Социальная реабилитация– это система и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретно социально – средовых условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов.
Понимание социальной реабилитации прошло свой достаточно содержательный путь развития. Первоначально здесь преобладал чисто медицинский подход: Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в том, «чтобы не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня». Постепенно происходит переход от чисто медицинского подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но и как восстановление всех социальных способностей индивида.
Социальная реабилитация предоставляется лицам, которые самостоятельно не могут заботиться о себе и не получают ни от кого другого необходимую помощь. Социальная реабилитация полагается лицам после отбывания срока заключения, лицам с проблемами зависимости, бездомным, а также лицам с психическими нарушениями и безработным. Меры социальной реабилитации необходимы для возврата человека к нормальной жизни. Человеку помогают найти работу или переквалифицироваться. К социальной реабилитации также относится организация отдыха пациента и помощь в повседневных жизненных ситуациях.
В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления: социально – бытовую реабилитацию и социально – средовую реабилитацию, которые будут осуществляться путем ориентации образования и устройства в социальной среде. Рассмотрим подробнее эти направления.
Социально – бытовая реабилитация, заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту приспособление к новым условиям жизни. Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида.
Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе, с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни, в обществе.
Профессиональная реабилитация инвалида – это мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, разрабатываемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, с учетом индивидуальных особенностей физического состояния и состояния здоровья инвалида, включающие в себя профессиональную ориентацию, обучение и переобучение, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию.
Необходимо учитывать, что профессиональная реабилитация инвалидов является одним из важнейших элементов их комплексной реабилитации, успешное проведение которой:
- позволяет повысить уровень жизни инвалидов, обеспечивать семью, добиться экономической независимости;
- облегчает интеграцию инвалидов в общество;
- способствует не на словах, а на деле обеспечению равных возможностей для всех членов общества.
Одновременно профессиональная реабилитация требует участия целого ряда структур, в том числе бюро МСЭ, структур, занимающихся занятостью инвалидов, структур образования, администрации региона и работодателей, применяющих труд инвалидов, а также самих инвалидов. Отсутствие слаженного взаимодействия участников этого процесса является одним из препятствий создания эффективной системы профессиональной реабилитации инвалидов.
Таким образом, реабилитация может включать меры по обеспечению и / или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Осуществление всех направлений медико – социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психологические особенности инвалида и связанный с ним реабилитационный потенциал.
В соответствии со статьей 11 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида, разработанная на основе решения Государственной службы медико – социальной экспертизы, - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий включающий в себя отдельные виды формы объемы сроки и порядок реализации медицинских профессиональных и других реабилитационных мер направленных на восстановление компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Для проведения необходимых реабилитационных мероприятий нужно оформить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР). Оформление индивидуальной программы, разрабатывается и утверждается решением медико-социальной экспертизы.
Для разработки ИПР необходимо подать письменное заявление в бюро медико-социальной экспертизы. На основе письменного согласия специалисты бюро медико-социальной экспертизы должны объяснить освидетельствуемому лицу цели, задачи и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий.
ИПР разрабатывается также при первичном или повторном освидетельствовании инвалида, с его согласия, либо с согласия его законного представителя. В течение месячного срока с момента освидетельствования инвалида. На период действия реабилитационных мероприятий, по необходимости - ежегодно.
Программа является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Необходимое содействие в реализации ИПР оказывают специалисты районных отделов социальной защиты населения, занимающиеся вопросами инвалидов.
Таким образом, в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.
Социальная реабилитация инвалидов имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Психодиагностика в системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ.
2. Психотерапия системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ.
3. Психокоррекция в системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ.
4. Специфика и основные направления реабилитации лиц с нарушениями слуха.
5. Специфика и основные направления реабилитации лиц с нарушениями зрения.
6. Специфика и основные направления реабилитации лиц с нарушениями речи.
7. Специфика и основные направления реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
8. Содержание и организация реабилитации детей с ЗПР.
9. Особенности реабилитации лиц с умственной отсталостью.
10. Реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра.
11. Реабилитация лиц со сложными и множественными нарушениями развития.
12. Реабилитация инвалидов трудоспособного возраста.
13. Роль семьи в комплексной программе реабилитации детей с ОВЗ.
14. Реабилитация детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Примерные темы рефератов
1. Основные проблемы абилитации и реабилитации детей с ОВЗ.
2. Современная концепция реабилитации детей с ОВЗ.
3. Виды реабилитации в современной науке и практике.
4. Принципы реабилитации лиц с ОВЗ.
5. Этапы реабилитации лиц с ОВЗ.
6. История формирования современных правовых основ реабилитационной дяетельности.
7. Организационно-правовые формы реабилитации.
8. Основы государственной политики в сфере реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ.
9. Общие принципы построения программ абилитации (реабилитации) инвалидов и лиц с ОВЗ.
10. Реабилитации лиц с нарушениями зрения.
11. Реабилитации лиц с нарушениями слуха.
12. Реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
13. Реабилитации лиц с нарушениями речи.
14. Реабилитация лиц с умственной отсталостью.
15. Реабилитация детей с ЗПР.
16. Реабилитация детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения.
17. Реабилитация лиц со сложными и множественными нарушениями развития.