Теоретические основы мониторинга земель
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 1. Теоретические основы мониторинга земель
1.1 Основные понятия государственного мониторинга земель
Российская Федерация – самая большая по территориальному охвату страна в мире. Ее просторы простилаются тысячами километрами от запада до востока. Климатические условия в каждой точке страны в одно и то же время года также крайне многообразны: от самого теплого города страны Сочи, до городов Сибири и за Полярным кругом. Такое различие в климате играет немалую роль в использовании земельного фонда государства. Миллионы квадратных километров земли (порядка 60% территории РФ) в зоне вечной мерзлоты (Северо-Восточная и Средняя Сибирь) не подлежат возделыванию, а также имеют сильное препятствие для строительства и эксплуатации зданий, сооружений, дорог. Таким образом, исходя из сложившийся ситуации остается актуальным обеспечение рационального использования имеющихся в стране земельных ресурсов. Для этого необходимо постоянно и непрерывно производить комплексные наблюдения за состоянием и использованием земель применительно к их природным и производственным функциям, и именно государственный мониторинг земель представляет собой такую систему наблюдений.
В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации: государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.
Объектом государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
Основными задачами государственного мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Целью государственного мониторинга земель является получение систематизированной информации, на основе которой проводят анализ и оценка состояния и использования земель, разрабатывается прогноз воздействия природных и антропогенных процессов на состояние земель. На основании прогнозов разрабатываются мероприятия для принятия решений по управлению земельными ресурсами, осуществляются системы рационального использования и охраны земель.
1.2 Структура и содержание мониторинга земель
В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель .
Содержание мониторинга земель представляет собой комплекс систематических наблюдений, оценку изменения состояния природных ландшафтов, границ и площадей административно – территориальных образований, почв, геологической и гидрологической сред, рельефа, растительности и земель, подверженных негативному техногенному воздействию производственных объектов.
Исходя из этого, содержание системы мониторинга земель можно представить в виде схемы, изображенной на Рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Содержание мониторинга земель
1.3 Классификация системы мониторинга земель
В существующих условиях систему мониторинга земель Российской Федерации можно классифицировать по нескольким видам, взяв за основу различные критерии.
В зависимости от территориального охвата, предполагается выделение трех уровней ведения мониторинга земель: федеральный, региональный, локальный мониторинги.
Федеральный мониторинг земель ведется в пределах государственных границ Российской Федерации, при этом обеспечиваются необходимые наблюдения за состоянием и использованием земель федеральной собственности территорий регионов с критическим экологическим состоянием земель, а также значимым для национальной безопасности страны .
Региональный мониторинг земель ведется на территории в пределах административных границ субъектов Российской Федерации, на территориях других административно-территориальных образований, значимых для субъектов Российской Федерации.
Локальный мониторинг земель ведется в границах административных районов, населенных пунктов, отдельных землепользований, территориальных зон, земельных участков, на которых наблюдения за состоянием и использованием земель разных форм собственности необходимы для регулирования землепользования и земельных отношений.
В пределах административно-территориального деления мониторинг земель содержит подсистемы, соответствующие категориям земель Российской Федерации,
а именно:
- мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
- мониторинг земель населенных пунктов;
- мониторинг земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- мониторинг земель особо охраняемых территорий и объектов;
- мониторинг земель лесного фонда;
- мониторинг земель водного фонда;
-мониторинг земель запаса.
На основе характера изменения состояния земель различают фоновый и импактный мониторинги.
Фоновый мониторинг предполагает наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека и проводится в биосферных заповедниках, а импактный мониторинг представляет собой наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.
В зависимости от срока и периодичности проведения съемок, наблюдений и обследований подразделяется на:
- базовый – фиксирует состояние объекта наблюдения на момент начала ведения мониторинга земель;
- периодический – проводится через равные или сравнимые промежутки времени;
- оперативный – фиксирует текущее изменение состояния земель под воздействием одномоментных факторов;
- экстренный – фиксирует последствия чрезвычайных ситуаций;
- ретроспективный – обобщает имеющиеся данные.
По результатам мониторинга земель составляются оперативные доклады, научные прогнозы, отчеты, тематические карты, диаграммы, таблицы, а также и другие материалы, которые представляются в государственные органы [4].
Для наглядности структурная схема классификации системы мониторинга земель приведена на Рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Схема «Классификация системы мониторинга земель»