Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономика землепользования

  • 👀 519 просмотров
  • 📌 456 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономика землепользования» docx
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОСИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ» (СГУГиТ) Кафедра цифровой экономики и менеджмента КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По дисциплине «Экономика землепользования» Для обучающихся Специальности 38.03.01 Экономика Профиль подготовки Экономика предприятий и организаций – в операциях с недвижимым имуществом Форма обучения Заочная Новосибирск – 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3 1 ЗЕМЛЯ КАК ПРИРОДНЫЙ РЕСУРС И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ……………………………………………………………………..5 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ. 13 3 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ. 21 4 ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 27 5 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ. 37 6 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ……………………………………………………... 43 7 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 53 8 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………...59 ВВЕДЕНИЕ Курс «Экономика землепользования» посвящен изучению основ теоретических знаний в области земельных ресурсов: их классификации и рациональному использованию. Основное внимание уделено изучению вопросам экономической оценки земельных ресурсов, а также изучению базовых принципов формирования и развития земельных отношений в России, а также организации эффективного использования земельного фонда на региональном и муниципальном уровнях. Предметом изучения дисциплины «Экономика землепользования» являются методы экономической оценки, использования и охраны земельных ресурсов. Целью освоения дисциплины «Экономика землепользования» является формирование у обучающихся общепрофессиональных и профессиональной компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «определяющих готовность и способность будущих выпускников, освоивших программу бакалавриата, к эффективному использованию знаний в изучении экономических механизмов регулирования земельных отношений. К задачам дисциплины относятся: – ознакомление с составными элементами системы землепользования; – рассмотрение экономических законов землепользования; – изучение особенностей землеустройства как инструмента экономически обоснованного землепользования; – исследование экономических механизмов регулирования земельных отношений; – рассмотрение критериев и методов оценки объектов землепользования. 1 ЗЕМЛЯ КАК ПРИРОДНЫЙ РЕСУРС И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Целью изучения дисциплины «Экономика землепользования» является ознакомление обучающихся с элементами системы землепользования, перспективами развития земельных отношений и методами экономической оценки земельных ресурсов Российской Федерации. Доказано, что существование человечества во многом зависит от эффективности использования земельных ресурсов. Поэтому в большинстве стран мира получили развитие работы по изучению земельных ресурсов, осуществлению их правовой регистрации, охране, организации использования земель и т.д. Систему землепользования профессор П.Ф. Лойко представляет как совокупность общегосударственных мероприятий, обеспечивающих рациональное использование и охрану земельных ресурсов страны и связанных с такими основными понятиями, как: земельные ресурсы; земельная политика; земельные отношения; земельное законодательство; земельный кадастр и регистрация прав на землю; оценка земель; земельные платежи и др. А.А. Варламов и другие ученые представляют «землепользование» в виде нескольких составных блоков: – как «вид хозяйственного использования земельных ресурсов (земельных участков) в установленным законом порядке (для строительства, для ведения сельского хозяйства и т.д.)»; – как «пространственную единицу – часть единого земельного фонда страны, предоставленную государственными и муниципальными органами отдельному субъекту земельных отношений, ограниченная на местности, т.е. с нанесенными границами»; – как «земельный участок (массив), как объект права, элемент земельных или (и) градостроительных отношений, на который землепользователю выдан документ на определенном праве, например, на праве пользования (договор аренды), удостоверяющий это право с планом, указанием площади, размера линий границы (в случае необходимости с координатами точек поворота), сроков и видов пользования и т.д.»; – как «часть системы природопользования». Понятие термина "земля", в российском законодательстве, раскрывается в ГОСТе 26640-85 "Земли. Термины и определения", в пункте 1 которого сказано, что земля – это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства. В соответствии с ЗК РФ объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. Земля как природный ресурс и природный объект в соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды» является объектом охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Отношения по поводу охраны земель имеют публично-правовой характер, поскольку направлены на защиту публичных интересов в области природопользования. В соответствии со ст. 130 ГК РФ земля является важнейшим видом и составной частью недвижимости, основой формирования любого недвижимого объекта. В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Роль земли как экономической категории определяется ее хозяйственным назначением и той целью, для которой земля представляется в пользование различным землепользователям в отдельных отраслях народного хозяйства. Земля служит одним из основных средств производства во многих сферах человеческой деятельности. И если в промышленности (за исключением её добывающих отраслей) земля преимущественно является лишь местом расположения предприятий, то в сельском или лесном хозяйстве она играет основополагающую роль, выступая одновременно и как территориальный базис размещения хозяйств и как основное средство производства и средство труда. Как средство производства земля имеет специфические особенности, которые отличают ее от других средств производства: 1) если все другие средства производства являются результатом труда человека, то земля является продуктом многовекового естественного исторического развития, созданного природой, - она не воспроизводима трудом; 2) земля не заменима: без нее не может осуществляться практически ни какой производственный процесс; 3) земля пространственно ограничена, ее поверхность нельзя увеличить; 4) использование земли как средства производства связано с постоянством места его размещения, в то время как применительно к большинству других средств это исключено; 5) земельные участки неоднородны по своему качеству; 6) земля при правильном уходе не изнашивается, не ухудшается. Эта особенность обусловлена особым свойством земли - плодородием Роль земельных ресурсов заключается также и в том, что они во многом способствуют созданию условий для удовлетворения целого ряда человеческих потребностей, начиная от физиологических (базовых) и заканчивая высшей степенью потребностей людей - интеллектуальными. С точки зрения создания условий безопасности человека, земля в естественном состоянии обеспечивает экологическую безопасность, биологическое очищение. Социальные потребности человека могут удовлетворяться через владение землями. Все земли на территории Российской Федерации объединены в земельный фонд. Земельный фонд – это совокупность всех земель на определенной территории в пределах ее границ (в стране, области, районе и т.д.), являющихся объектами хозяйствования, собственности, владения, пользования и аренды. Согласно действующему законодательству государственный учёт земель в РФ осуществляется по категориям и по угодьям. Категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим использования и охраны. Отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующему законодательству и в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом. Правовой режим категорий земель определяется правилами использования, охраны, учета и мониторинга, установленными земельным и другими видами законодательства, и распространяется на все земельные участки, включенные в определенные категории. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. 2. Земли населенных пунктов - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Главное назначение этих земель – обслуживание нужд населенных пунктов и проживающего в них населения. 3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – расположены за границами населенных пунктов. Они необходимы для выполнения специальных народнохозяйственных задач несельскохозяйственного характера промышленными и транспортными организациями, предприятиями связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и др. 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов – это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. 5. Земли лесного фонда – это лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). 6. Земли водного фонда – это земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. 7. Земли запаса – находятся в государственной или муниципальной собственности и не предоставлены гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный фонд страны разделен на угодья. Земельные угодья – это участки земли, систематически используемые или пригодные к использованию для определенных хозяйственных целей и различающиеся по своим природно-историческим признакам. В отличие от категории земель, которая является понятием собирательным и условным, угодье имеет определенное местоположение, внешнюю замкнутую границу и площадь. Выделяют сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья – земли, фактические или потенциально используемые для производства сельскохозяйственной продукции. К ним относятся: • пашня – это земельные участки, систематически обрабатываемые и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, и пары; • сенокосы – это участки, покрытые многолетней травянистой растительностью, систематически используемые для сенокошения; • пастбища – это земли, покрытые многолетней травянистой растительностью, систематически используемые для выпаса скота, непригодные для сенокошения и не являющиеся залежами; • залежи – это земли, которые ранее вспахивались, но более года не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовленные под пар; • многолетние насаждения – это земельные участки, занятые искусственно созданными древесными, кустарниковыми или травянистыми многолетними насаждениями, способными давать плодово-ягодную, техническую или лекарственную продукцию. Несельскохозяйственные угодья – земли, не используемые в сельскохозяйственном производстве, но необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. К ним относятся: • земли под поверхностными водными объектами, включая болота; • земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью; • земли застройки; • земли под дорогами; • нарушенные земли; • прочие земли (овраги, пески, полигоны отходов, свалки, территории консервации). 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ Под землепользованием понимают использование поверхности земли для удовлетворения различных потребностей общества. Землепользование в Российской Федерации регулируется Земельным кодексом РФ. Основой землепользования являются земельные ресурсы, под которыми понимают поверхность земли, которая тем или иным образом может быть использована для удовлетворения потребностей общества. Земельные ресурсами нельзя путать с недрами. К земельным ресурсам относится только поверхность земли и почва. Под почвой понимают поверхностный слой земли, обладающий плодородием. Толщина почвы сильно варьирует. Так, в черноземной зоне России толщина почвенного слоя может превышать 2 м, в то время как в нечерноземных областях, например, на севере европейской части, — составлять всего 5—10 см. Ниже почвы находится так называемая материнская порода, из которой под действием биотических и абиотических факторов окружающей среды и образуется почва. Материнскую породу правильней относить к категории недр. Характер землепользования зависит от того, к какой категории земель относится тот или иной участок территории. Система землепользования в населенных пунктах базируется на зонировании территории. Зонирование осуществляется посредством правового зонирования — деятельности органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Правовой режим использования территориальных зон устанавливается градостроительной документацией и градостроительными регламентами. Градостроительный регламент представляет собой совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при градостроительной деятельности в пределах каждой зоны. Градостроительная документация — документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке. В генеральном плане городского или сельского поселения определяются зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон. Правила застройки включают в себя также схему зонирования — графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны). Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ее пределах земельным участкам и иным объектам недвижимости. Сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон включаются в государственный градостроительный кадастр. Зонирование территорий населенных пунктов определяет разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве, т.е. использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом и ограничения на использование указанных объектов, а также сервитуты. Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И во-вторых, в процессе зонирования регулируются сооружение и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены. Таким образом, территориальное зонирование — деятельность соответствующих органов в сфере планирования градостроительной деятельности по комплексному регулированию создания и использования объектов недвижимости и использования земельных участков путем подразделения территорий населенных пунктов на соответствующие зоны. Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, осуществляется на основании разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий, которые установлены проектами планировки. Кроме того, Градостроительный кодекс возлагает на эти лица обязанность осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки. Нарушение правового режима использования территориальных зон влечет применение мер административной ответственности. В Градостроительном кодексе определены виды территориальных зон и основные положения их правового режима. Так, на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий. Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ об охране окружающей природной среды, законодательством РФ об охране памятников истории и культуры, иным законодательством РФ. В состав территориальных зон могут включаться территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования таких территорий определяется органами местного самоуправления. Границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости. В территориальных зонах, в границах которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости. Кроме территориальных зон устанавливаются пригородные зоны городов. Территория пригородной зоны города включает в себя земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории не только данного города, но и территорий других поселений, которые находятся в пригородной зоне города. Эта зона представляет собой резерв для развития поселения, размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций. Использование территории пригородной зоны города и градостроительная деятельность в ее границах осуществляются с учетом интересов населения города и населения поселений, входящих в пригородную зону, а также интересов других лиц. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта РФ, части территории субъекта РФ, района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, которые разрабатываются вместе с их пригородными зонами, с учетом земле-и лесоустроительной документации. В пределах пригородных зон городов выделяются зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запрещена хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва в границах пригородной зоны города осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Следует отличать указанные виды территориального зонирования от видов земель, входящих в состав земель населенных пунктов (земли застройки, земли общего пользования и т.д.). Территориальное зонирование является инструментом градостроительного планирования и устанавливает правовой режим недвижимости: зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, как комплексного понятия. Закрепление состава земель населенных пунктов в ЗК преследует иную, более узкую задачу — определить правовой режим видов земель населенных пунктов. Поэтому содержание правового режима земель и объектов недвижимости, устанавливаемого в результате зонирования, и в результате отнесения земельных участков к соответствующему виду земель населенных пунктов полностью не совпадает. Установление ограничений. Ограничения на использование территорий для градостроительной деятельности устанавливаются также в следующих зонах: • зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон; • зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны; • санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны; • водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; • зоны санитарной охраны источников водоснабжения; • зоны залегания полезных ископаемых; • территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; • зоны с экстремальными природно-климатическими условиями; • иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Цель выделения таких зон — определение вида использования территорий и тем самым устанавление ограничений на их использование для градостроительной деятельности. В этих случаях ограничения касаются в первую очередь градостроительной деятельности, что, естественно, отражается и на режиме использования земельных участков. Установление таких зон не является зонированием, предусмотренным законодательством о градостроительстве. Задача режима в таких зонах — ограничить права лиц, использующих земельные участки, в целях, предусмотренных законодательством. Градостроительная ценность территории – мера способности территории удовлетворять определенные общественные требования к ее состоянию и использованию (местоположение в системе расселения, городе, ином поселении, наличие социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, техническое состояние и историко-культурная ценность застройки, экологическое и санитарное состояние среды, безопасность от неблагоприятных техногенных и природных воздействий и явлений, эстетические качества ландшафта и др.). Критерии многофакторного анализа ценности территорий зон: 1) доступность населения к центру города, к объектам культуры и бытового обслуживания общегородского значения; 2) обеспеченность централизованным инженерным оборудованием и благоустройством территории. Наличие водопровода, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения; 3) уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания; 4) историческая ценность застройки, эстетическая и ландшафтная ценность территории; 5) состояние окружающей среды: загрязнение воздуха, загрязнение территории, почвы, воды, нарушение шумового режима; 6) инженерно-геологические условия. Подверженность опасным факторам: заболоченность территории, просадка, крутой уклон, оползни, подрабатываемые территории, подтапливаемые территории, территории со скальными грунтами, сейсмика и др.; 7) рекреационная ценность территории. Наличие: природно-заповедных территорий, рекреационно-природных территорий, заповедных и защитных лесных территорий, санитарно-защитных природных территорий. 3 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Землеустройство - совокупность действий по рациональному и эффективному распределению земель, а также их охране. Без работ по землеустройству невозможно оформить юридическое право на землю, приватизировать ее и т.д. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 68 ЗК РФ). Основным нормативным актом проведения землеустройства является Федеральный закон «О землеустройстве» № 78-ФЗ от 18 июня 2001 г. Объектами землеустройства являются: -территории субъектов Российской Федерации; -территории муниципальных образований; - части указанных территорий. Принципы землеустройства: - соблюдение требований земельного законодательства, реализация законных прав субъектов земельных отношений; - рациональное использование земли для производственных и социальных целей при соблюдении приоритета экологических требований; - сочетание интересов общества в целом, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства; - согласование всех организационно-территориальных решений с перспективами развития хозяйства, использования и охраны земли; - создание организационно-территориальных предпосылок для повышения эффективности производства, внедрения энерго-, трудо-, ресурсосберегающих технологий, использование результатов научно-технического прогресса; - учет природных и экономических условий (проявляется при землеустройстве сельскохозяйственных мероприятий). Система землеустройства отражена на рисунке 1. Рисунок 1 – Система землеустройства Землеустройство - система государственных мероприятий. В эту систему входят: 1) Экономические мероприятия (разработка и экономическое обоснование проектных решений), правовые (юридическое обоснование, согласование, утверждение), технические (съемки, вычисление площадей техника проектирования, перенесение в натуру); 2) система землеустроительных мероприятий; 3) система землеустроительной документации (схем и проектов различных уровней организации использования и охраны земель, межхозяйственной и внутрихозяйственной организации территории на ближайший период и перспективу). Землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства. К видам землеустроительной документации относятся: 1) генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; 2) карты (планы) объектов землеустройства; 3) проекты внутрихозяйственного землеустройства; 4)проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; 5) материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; 6) тематические карты и атласы состояния и использования земель. Внутрихозяйственное землеустройство является составной частью системы регулирования земельных отношений и проводится в целях организации создания организационно - территориальных условий для рационального размещения отраслей производства, эффективного использования земли, техники на территории данного землепользования. Объектом внутрихозяйственного землеустройства является территория конкретного землепользователя. Необходимость внутрихозяйственного землеустройства определяется тем, что с/х предприятия часто имеют большие площади, сложную производственную структуру, разные по качеству и местоположению земли. Поэтому нужен обоснованный проект. Внутрихозяйственное землеустройство должно проводится при наличии доброкачественных планово-картографических материалов с изображением рельефа, достоверных данных государственного учета земель и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, качественной характеристики сельскохозяйственных угодий, загрязнения, при наличии почвенных и геоботанических обследований. При отсутствии указанной информации проводятся соответствующие проектно-изыскательские работы. Внутрихозяйственное землеустройство проводится с учетом имеющихся разработок по планированию использования земель бизнес-планов, градостроительной и другой документации, а также с учетом спроса рынка на с/х продукцию. Проект внутрихозяйственного землеустройства представляет собой совокупность правовых, экономических и технических документов (текстовых, расчетных, графических) по организации рационального использования и охране земель. Проект внутрихозяйственного землеустройства определяется задачами по организации использования земельных угодий и территории. Технологическая схема проектирования землеустройства включает следующие виды работ: - подготовительные и обследовательские работы (Подготовительные работы заключаются в сборе, изучении и анализе экономической, технической и топографо-геодезической информации на участок проектирования, с использованием материалов кадастра недвижимости и мониторинга земель. Необходимо установить площади и границы земельных участков. Ограниченных в использовании обремененных правами иных лиц. По результатам подготовительных работ устанавливается состав и объемы работ по полевому землеустроительному обследованию) ; - разработка и утверждение задания проектирования; - разработка, рассмотрение и утверждение проекта; - подготовка данных и выноса проекта в натуру; - подготовка проектной документации и авторский надзор за осуществлением проекта. Структура проекта внутрихозяйственного землеустройства представляется следующими частями и элементами: 1. Организация использования земельных угодий: - выделение типов угодий; - составление баланса угодий. 2. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров: - установление количества и размеров производственных подразделений; - формирование земельных массивов производственных подразделений; - размещение хозяйственных центров (животноводческих ферм и комплексов). 3. Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог (проектирование дорожной сети). 4. Организация территории пашни: - размещение экологически и технически благоприятных рабочих участков и полей; - организация системы севооборотов; - разработка агротехнических мероприятий при проявлении негативных процессов. 5. Организация территории сенокосов; 30 - закрепление сенокосов за производственными подразделениями; - проектирование дорог, скотопрогонов. 6. Организация территории пастбищ: - закрепление пастбищ за животноводческими фермами; - размещение участков; - размещение скотопрогонов, источников водоснабжения. 4 ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ История земельных отношений ведет свое начало практически одновременно с появлением государства. Факты свидетельствуют, что уже к моменту официального принятия христианства более 1000 лет назад в крупнейших центрах Древней Руси существовала письменность, велось индивидуальное обучение грамоте и развивалось землемерие. Писцовые межевания можно считать первой земельной реформой, связанной со становлением Российского государства, начавшего свое развитие с Московского княжества. Княжество расширяется, занимает обширные пустынные пространства и заселяя их. Господствующей формой землевладения становится вотчина, которую можно было передавать по наследству, менять, продавать. Вотчинами владеют князья, бояре, члены дружин, монастыри, высшее духовенство. Переход от родового быта к государственному сопровождается сменой понятия “родич” на “подданного”. Великий князь Иван VI становится царем. Изменяется военный строй. Дружина превращается в регулярную армию. Появляется дворянское сословие. Ратные люди жили в своих вотчинах и призывались только на войну. Новые служивые люди уже не могли оставаться в своих поместьях, понадобились постоянные работники из холопов и смердов. Обширность и малонаселенность областей России вызывали постоянное стремление населить их. Князья давали своим подданным большие земельные участки и льготы тем из них, кто привлекал на эти земельные участки население из чужих областей. Земля и земельные отношения становятся основой феодальной системы. Великий князь, в последующем царь, был самым богатым человеком. Ему принадлежала земля, а земля составляет единственное богатство. Оно дает возможность правителю утвердить свое могущество путем раздачи поместий - земель во временное владение за службу. Но так как, по выражению русского историка С.М. Соловьева, “земля для землевладельца не имеет значение без земледельца”, появилась необходимость в окончательном и постоянном прикреплении к ней, и следовательно, к ее владельцу крестьян - крепостных. Вплоть до XIX в. землевладение. Будучи наиболее консервативной сферой социально-экономических отношений, сохраняло феодальный характер. В середине XIX в. обострение классовой борьбы в деревне, сопровождающееся выступлением крестьян против помещиков, вынудило царское правительство пойти на отмену крепостного права. В своей речи “Московскому дворянству” 30 марта 1856 г. Александр II сказал: “Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменятся снизу”. 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Реформа привела к заметному сокращению площадей крестьянского землепользования, так как помещики имели право отрезать от наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, всю площадь, превышающую норму отвода. Отрезанными оказывались особенно плодородные, удобные по местоположению земельные угодья. Свои уменьшенные и ухудшенные наделы крестьяне должны были выкупать по цене, значительно превышающей рыночную стоимость земли. В связи с отсутствием у большей их части денежных средств Правительство компенсировало 80 % выкупной суммы, выдав ее помещикам. Этот долг казне (с процентами) крестьяне должны были погашать 49 лет. Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно теряло натуральный характер. Площадь пашни расширилась с 88.8 млн. дес. в 1860 г. до 117. 2 млн. дес. в 1887 г. Урожайность хлебов возросла с 29 пудов с десятины в 1861 - 1870 гг. до 39 пудов в 1890 - 1891 гг. Аграрный кризис, вызванный реформой 1861 г., малоземелье крестьян, и полное их обнищание определили новый поворот в земельной политике. Правительство перешло от традиции охраны общины к ее разрушению путем насаждения индивидуальной собственности на надельных земельных участках, ликвидации практически всех ограничений размеров крестьянских землевладений, продажи крупным хозяйствам зажиточных крестьян удельных и казенных земель в единоличное владение. Это можно видеть из следующих данных: с 1908 г. по 1915 г. число хозяев, продавших надельные земли, составило 1201269, ими продано 3953532 дес. земли (1 дес.=1.095 га) на сумму 447,7 млн. руб.; покупателей оказалось значительно меньше - 815309. С развитием капитализма сословное феодальное землевладение постепенно сменялось буржуазным. В январе 1902 г. Николаем II было утверждено положение “Об особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности”. Задача особого совещания являлась подготовка предложений по аграрной реформе. Выдержки из именного Высочайшего Указа, данного Сенату, 6 ноября 1906 г. Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления ее в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. В осуществлении реформы значительной была роль Крестьянского банка. Наибольшие суммы банковских ссуд выдавались отдельным домохозяевам, и в их числе - на льготных условиях владельцам хуторов и отрубов. Им банк продал ¾ собственного земельного дохода. Речь П.А. Столыпина по поводу земельной реформы на заседании Государственной Думы 5 декабря 1908 г.: «Личный собственник властен распоряжаться своею землей, властен закрепить за собой свою землю, он может прикупить себе земли, может заложить ее в Крестьянский банк, может продать ее. Весь запас его разума, его воли находится в полном его распоряжении - он кузнец своего счастья. Все силы и законодателя и Правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благополучия - земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия». В результате столыпинской реформы у крестьян находилось 58 % сельскохозяйственных земель. Динамично меняющаяся система земельных отношений в России была радикально реформирована в 1917 году Декретом о земле и Законом о социализации земли от 27 января 1918 г. Крестьяне, получив во владение землю, не могли пользоваться результатами своего труда. В 1921 г. военный коммунизм был отменен как неудавшееся направление построения социализма. Наступил период Новой экономической политики. Важнейшим документом при переходе от военного коммунизма к НЭПу стал Земельный кодекс РСФСР. В 1924 г. в экономике Советской России, в том числе и в сельском хозяйстве, переплелись элементы следующих общественно - экономических укладов: патриархального, мелкотоварного, частного хозяйственного капитализма, государственного капитализма, социализма. В сельском хозяйстве преобладали мелкие крестьянские хозяйства, около 21 млн. Поэтому восстановление сельского хозяйства проходило путем подъема индивидуальных крестьянских хозяйств, что привело к развитию группы "середняков". По статистике в 1925 г. сельскохозяйственный пролетариат составлял 4.4 %, беднота - 24 %, середняцкая группа - 67 %, кулаки - 4 %. По закону о трудовом землепользовании трудовые хозяйства могли сдавать свою землю в аренду при условии, что хозяйства арендаторы будут обрабатывать всю имеющуюся землю (включая арендованную) собственным трудом. В дальнейшем развитие сельскохозяйственного производства пошло по пути претворения в жизнь ленинского кооперативного плана. Но всеми формами производственной кооперации в 1929 г. было охвачено лишь 3.9 % крестьянских хозяйств, на их долю приходилось 4.9 % посевных площадей. Крупнейший за всю историю России земельный передел произошел в конце двадцатых - начале тридцатых годов в связи со сплошной коллективизацией деревни. Коллективизация сельского хозяйства происходила на основании решения XV съезда ВКП(б). Трудовая аренда крестьянских земель в районах сплошной коллективизации была запрещена 1 февраля 1930 г., а 4 июня 1937 г. была полностью запрещена любая аренда. Существовавшая монополия государственной собственности на землю тормозила развитие новых форм хозяйствования и делала практически невозможным осуществление экономической реформы, связанной с переходом к рыночным отношениям. Основной задачей аграрной реформы в России, проводимой с 1991 года, явилась приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов с целью формирования эффективного сельскохозяйственного производства на основе частной собственности на землю и личной предприимчивости производителей сельскохозяйственной продукции. Передача земли в собственность была осуществлена по варианту раздела земли между членами сельскохозяйственных предприятий на условные земельные доли. В итоге этих преобразований 11.9 млн. российских крестьян получили право на земельную долю. Собственники земельных долей распорядились ими следующим образом: - около 5,5 млн. крестьян (46 %) передали земельные доли в аренду; - около 1,7 млн. крестьян (14 %) передали право пользования земельными долями в уставной капитал сельскохозяйственных предприятий; - около 0,9 млн. человек (7,2 %) выделили земельные участки для ведения личного подсобного и фермерского хозяйства; - немногим более полумиллиона крестьян (4,2 %) передали свои земельные доли в уставные капиталы сельскохозяйственных организаций. Российская модель земельных преобразований на селе изначально исходила из принципа социальной справедливости, а не экономической эффективности. Так значительную часть земельных долей получили пенсионеры и работники социальной сферы. Основная часть крестьян передала свои земельные доли в аренду. Размер арендной платы колеблется от 5 - 10 % стоимости годового урожая в южных районах до суммы ежегодного земельного налога в северных районах. Из 25.8 тыс. колхозов и совхозов (1990 г.) было создано 5,4 тыс. акционерных обществ, 6,7 тыс. обществ с ограниченной ответственностью, 11,6 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, 3,2 тыс. государственных унитарных и муниципальных предприятий. Земельный кодекс провозгласил ряд основополагающих принципов, которые должны лечь в основу всех принимаемых в России актов земельного законодательства, среди них, такие как охрана земли и окружающей среды, право граждан на участие в принятии решений по использованию и охране земель, единство земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, платность использования земли, определение правового режима земель, исходя из их целевого назначения. Одним из основных прорывом земельного законодательства стало закрепление различных форм собственности на землю. Объектом права собственности на землю выступает конкретный земельный участок или его часть (ст. 6 ЗК РФ).  Земля выступает объектом права собственности в качестве ограниченного в пространстве земельного участка, границы и местоположение которого устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством о землеустройстве. Земельный участок является согласно гражданскому законодательству недвижимым имуществом, в связи с чем право собственности на данный объект, его ограничение (обременение), переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости». Содержание права собственности на земельный участок: владение, пользование, распоряжение. Владение земельным участком есть фактическое обладание, господство лица над данным объектом. Правомочие пользования земельным участком позволяет собственнику использовать (эксплуатировать) земельный участок, извлекать из него какие-либо полезные свойства (размещать на нем постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию, получать плоды от многолетних насаждений на участке и т.п.). Согласно ст. 40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельного участка и почвенный слой, но и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы. Правомочие распоряжения дает собственнику земельного участка возможность определять его юридическую судьбу, включать этот природный объект в экономический оборот путем совершения с ним различных сделок Субъекты земельных отношений – граждане, юридические лица, их объединения, государство, а также органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. В качестве субъектов земельных отношений могут быть и иностранные граждане, и юридические лица, а также лица без гражданства. Граждане и юридические лица, участвующие в земельных правоотношениях по объему и содержанию их прав и обязанностей, могут быть: – собственниками земельных участков, то есть лицами, имеющими земельные участки на праве собственности; – землевладельцами, то есть лицами, имеющими земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения; – пользователями земли, то есть лицами, пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или срочного пользования; – арендаторами земельных участков, то есть лицами, владеющими и пользующимися земельными участками по договору аренды или договору субаренды; – обладателями сервитута, то есть лицами, имеющими право ограниченного пользования чужими земельными участками. Государство и муниципальные образования, участвуя в правоотношениях по поводу земли, выступают в двух качествах: как орган власти и как собственник принадлежащих государству земель. Все права на землю подлежат обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре права. На земельном рынке заключаются различные сделки с земельными участками. Сделки с землей – это действие субъектов земельных отношений направленные на возникновение, изменение или прекращение земельных прав и обязанностей, регулируется нормами гражданского законодательства с учетом земельного, лесного, водного законодательства, также законодательства о недрах, а также законодательства об охране среды. Условия совершения сделок с землёй: 1) сделки совершаются в письменной форме (единственным исключением является аренда на срок до одного года, заключение которой Гражданский кодекс РФ допускает в устной форме.); 2) сделки с землёй должны пройти государственную регистрацию; 3) при совершении сделок с землёй не допускается самовольного изменения целевого использования земельного участка; 4) отсутствие спора о принадлежности данного земельного участка; 5) не допускается нарушение требований агротехнических, противопожарных, санитарных, экологических норм; 6) кадастровый учёт. Виды сделок с землей: 1) сделки, направленные на отчуждение земельных участков (купля-продажа, дарение, наследование, мена, и др.); 2) сделки, несвязанные с отчуждением (аренда, безвозмездное срочное пользование, ипотека). Не допускаются сделки с земельными участками, приводящие к нарушениям градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других установленных требований (норм, правил и нормативов). 5 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ В силу наличия на земле и в ее недрах природных ресурсов, которые не могут существовать обособленно, использование представленного фактора капитала в хозяйственной деятельности сопровождается выплатой рентных платежей - земельной рентой. Доход от такого землепользования принадлежит лицу, владеющему угодьем по праву собственности, а все виды соответствующих сделок и операций осуществляются в строгом соответствии нормам действующего законодательства. Владелец земельного участка вправе распоряжаться последним по собственному усмотрению, включая передачу на временное пользование третьим лицам (как физическим, так и юридическим). Отношения, возникающие вследствие такой передачи, называются рентными, а арендная плата, выплачиваемая временным пользователем, является земельной рентой. Представленные платежи должны обладать следующими характеристиками: • не иметь связи с предпринимательской деятельностью собственника земли; • иметь регулярный характер или представлять собой одномоментную арендную плату за обусловленный временной промежуток. Факторы ренты земли влияют на отличие рентной платы от оплаты труда, прибыли и процентов. Над вопросами отличия понятия рентных платежей от заработной платы, предпринимательского дохода и прибыли от операций с ценными бумагами работали многие ученые-экономисты, среди которых Д. Риккардо, К. Маркс и А. Смит. Все представленные денежные платежи относятся к доходам, а основным фактором их отличия является источник: • оплата труда – это денежный эквивалент рабочей силы, т.е. источником заработной платы является труд человека; • прибыль – это вид дохода (абсолютного (нормального) – т.е. без вычета затрат, и чистого (экономического), который получает субъект в ходе осуществления предпринимательской деятельности; • источником получения процентов является предоставление денежных средств для использования третьим лицам (физическим (например, выдача банком кредита) или юридическим (например, вклад денег в банковское учреждение); • ренту получают вследствие предоставления земельных участков, природных ресурсов, количество которых ограничено и не подлежит рукотворному возобновлению, или иного имущества во временное пользование, т.е. земельная рента — это доход от сдачи земли в аренду. Формы земельной ренты Помимо формы рентных платежей следует выделять и виды земельной ренты, дифференциация которых осуществляется в зависимости от условий оплаты ренты земельного участка (рисунок 2). Рисунок 2 – Виды земельной ренты Абсолютная земельная рента При абсолютной земельной ренте временный пользователь обязуется производить плату вне зависимости от размера используемого участка в арендованном угодье, а также вне зависимости от его плодородия (насыщенности природными ресурсами). В представленных условиях земельной ренты рентабельность производства должна покрывать ренту и остальные затраты, т.е. арендатор вынужден обеспечить получение сверхприбыли. Монопольная земельная рента Монопольная рента земельного участка имеет место в случае наличия у арендованного участка специфических качеств, вследствие чего временный пользователь имеет возможность выращивания на нем особенных видов культур с последующей реализацией по монопольной цене. Размер такой земельной ренты зависит от завышенной стоимости полученной продукции и соответствующего ей процента, оговоренного между сторонами договора ренты земельного участка. Дифференциальная рента 1 и 2 Дифференциальная земельная рента – это дополнительная прибыль, получение которой обусловлено более выгодным расположением угодий по отношению к стратегически важным объектам (например, точкам сбыта), а также от добавочного производственного инвестирования. Деление дифференциальной земельной ренты в экономике на две группы по своей сущности является условным и, на практике, сложно разделимым. Дифференциальная земельная рента 1 — это платеж, в основании которого лежат особенности расположения арендованных участков, а дифференциальная земельная рента 2 зависит от дополнительных вложений (капитала или рабочей силы). Ренту приносят и земли с запасами полезных ископаемых. На лучших участках по запасам, качеству и местоположению полезных ископаемых относительно рынков сбыта или переработки образуется дифференциальная рента. Механизм ее формирования совершенно такой же, как и в земледелии и лесном хозяйстве. Дифференциальная рента порождается различиями в уровнях производительности труда и размерах издержек производства, обусловленных различиями в размере и качестве запасов ископаемых, неравенством других природных условий, на основе которых действуют производственные структуры (шахты, рудники, нефтяные и газовые скважины и т. п.). Механизм ценообразования в добывающей промышленности также формируется на основе худших условий производства продукции. Естественно, что на лучших участках, где добывают полезные ископаемые с наименьшими затратами, образуется больший доход. Его присваивает собственник земли в виде дифференциальной ренты. В добывающей промышленности образуется и абсолютная рента вследствие того, что монополия собственности мешает свободному переливу капитала в данную отрасль. Органический состав капитала в горнодобывающей промышленности ниже, чем в среднем по отрасли промышленности. Аналогично сельскому хозяйству земельная рента формируется в лесном хозяйстве, включая лесодобычу за счет выращивания более ценных пород древесины. Рентообразующим фактором может также стать распространение и развитие акционерных форм привлечения личных денежных средств банков и населения, в результате использования которых можно также получить дополнительные доходы. Важно при этом социально справедливо выделить и распределить эти доходы между землевладельцами, землепользователями, арендаторами, банками, собственниками при привлечении капиталов и органами государственной власти различных уровней. При создании экономического механизма изъятия рентных платежей возникает проблема безрентных земель, с которых не получают ренту по причине низкого естественного плодородия или в силу сложившихся экономических и природных условий (например, недоступность горных участков, низкая трудо- и фондообеспеченность территорий и т. д.). Но так как эти земли необходимо содержать в надлежащем экологически сбалансированном состоянии, защищать от эрозии, проводить их обследование и кадастровый учет, то для проведения этих действий необходимы средства, получаемые в том числе за счет земельных платежей. Поэтому ставки платежей за худшие земли целесообразно определять на основе абсолютной ренты. Таким образом, основой оценки земли и расчета земельных платежей должна быть земельная рента, которая представляет собой денежное выражение тех благ, которые получают люди, используя определенные земельные участки. При этом определение получателя рентных платежей и принципы их распределения являются важными методическими положениями всей системы земельных отношений. Так, при заниженных ценах на продукцию, не соответствующих ее общественной стоимости, использование земли в сельскохозяйственных целях становится нецелесообразным. Поэтому собственник земли старается ее продать или более выгодно использовать. Это объясняется тем, что цена земли находится в обратно пропорциональной зависимости от размера дифференциальной ренты. При этом соответствующая часть ренты, изымаемая государством (или часть получаемой прибыли), должна предназначаться для улучшения самой земли в рамках специальных программ поддержки производителей и решения социальных проблем территорий. 6 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Одним из регуляторов системы землепользования является земельный налог. Земельный налог устанавливается главой 31 «Земельный налог» Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать, в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно 31 главы Налогового кодекса налогоплательщиками налога (далее налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: - земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; - земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; - земельные участки из состава земель лесного фонда; - земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; - земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с налоговым кодексом. Порядок определения налоговой базы: - налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; - налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки; - налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащим им на ;праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования - налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. - предусмотрено использование налогового вычета для льготных категорий. В соответствии с п 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 м2 площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий, предусмотренных НК РФ: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов I и II групп инвалидности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; 6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; 8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований. Освобождаются от налогообложения организации, учреждения и физические лица, предусмотренные статьей 395 «Налоговые льготы» НК РФ. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. Налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц. В целях исчисления налоговой базы проводится государственная кадастровая оценка земель по правилам, регламентируемым Правительством РФ. Кадастровая стоимость земель применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, в том числе для обоснования наиболее эффективного использования земель и установления платы за земельные участки. В соответствии с главой 31 «Земельный налог» НК РФ, на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьей 30 Устава города Новосибирска, городской Совет г. Новосибирска принял «Положение о земельном налоге на территории города Новосибирска» № 105 от 25.10.2005 г. В данном Положении установлены ставки земельного налога для г. Новосибирска, которые приведены в таблице 1. Таблица 1– Налоговые ставки Объект налогообложения Налоговая ставка, % Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3 Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) 0,2 Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства 0,2 Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства 0,2 Земельные участки, занятые аэродромами 0,5 Земельные участки, занятые кладбищами Земельные участки, занятые городскими лесами Земельные участки, занятые водными объектами в виде пруда и обводненного карьера, за исключением земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятых находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами, парками, ботаническими садами, дендропарками и другими объектами Земельные участки, занятые индивидуальными и коллективными овощехранилищами 0,2 Земельные участки, занятые индивидуальными гаражами, гаражно-строительными и гаражными кооперативами 0,5 Земельные участки, предоставленные для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд 0,3 Прочие земельные участки 1,5 В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу - ежеквартально, равными долями, в следующие сроки: за первый квартал - до 30 апреля налогового периода; за второй квартал - до 31 июля налогового периода; за третий квартал - до 31 октября налогового периода. Авансовые платежи по налогу в течение налогового периода имеют право не исчислять и не уплачивать жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы, кооперативы овощехранилищ, садоводческие и огороднические некоммерческие объединения граждан, товарищества собственников жилья. Налогоплательщики-организации уплачивают налог до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. 7 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Основным нормативным актом, регулирующим оценку земельных участков, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (далее – ФЗ № 135), а также Федеральные стандарты оценки (далее – ФСО). Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, представлено не только этим нормативно-правовым актом, но также состоит из иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, а также из международных договоров РФ. Субъекты РФ регулируют оценочную деятельность в соответствии с федеральным законом. Кроме законодательства, регулирующего оценочную деятельность, особое внимание у оценщиков вызывает законодательство, регулирующее право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств и имущественные отношения относительно объектов оценки. Основой такого законодательства служит Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс и другие законодательные и нормативные акты, в том числе по приватизации, банкротству, аренде, залогу, ипотеке, доверительному управлению и пр. Экономическая оценка земельного участка — деятельность по систематизированному сбору и анализу данных, необходимых для определения стоимости земель различного целевого назначения на основе действующего законодательства и стандартов. При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: • рыночная стоимость; • инвестиционная стоимость; • ликвидационная стоимость; • кадастровая стоимость. Рыночная стоимость – это «наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются следующие чрезвычайные обстоятельства: - одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; - стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; - объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; - цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; - платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Рыночная оценка земельного участка считается довольно сложной процедурой, так как характеристики каждого объекта уникальны. Регламент проведения оценки стоимости земельного участка утвержден Распоряжением Минимущества РФ № 568 от 6 марта 2002 года. В соответствии с данными рекомендациями оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный, доходный подходы к оценке (или обосновать отказ от использования). Затратный подход заключается в расчете стоимости по затратам на создание оцениваемых объектов. Сравнительный подход применяется для определения стоимости оцениваемого участка путем сопоставления цен недавних продаж аналогичных земельных участков на свободном рынке. Доходный подход заключается в расчете стоимости по периодическим доходам от оцениваемого объекта, преобразованным (капитализированным) в абсолютную величину. В рамках каждого из подходов предложены конкретные методы оценки. На сравнительном подходе основаны метод сравнения продаж, метод выделения и метод распределения. На доходном подходе основаны метод капитализации земельной ренты, метод остатка, метод предполагаемого использования. Затратный подход не применяется при оценке свободного от улучшений земельного участка, так как на создание земли не требовалось никаких затрат. Но элементы затратного подхода используются в методе остатка и методе выделения при оценке застроенного земельного участка. Инвестиционная стоимость – это стоимость объекта оценки «для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. Инвестиционная стоимость определяется в случаях: - обоснования или анализа инвестиционных проектов; - определения целесообразности инвестиций в финансирование инвестиционных проектов; - если объект оценки будет использован в качестве вклада в инвестиционный проект; - принятия управленческих решений по поводу дальнейшего использования объекта недвижимости и т. п. Ликвидационная стоимость – это расчётная величина, показывающая наиболее вероятную цену, при которой объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужденно совершает сделку по отчуждению имущества. Ликвидационная стоимость определяется в том случае, когда продажа объекта происходит вынужденно, при наличии чрезвычайных обстоятельств и ограниченного количества времени. Кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 237, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ст. 3 Закона «О государственной кадастровой оценке»). Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Этапы определения кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки изложены в Федеральном стандарте оценки № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утверждены Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508 ) и иных методических и технических документах. Кадастровая стоимость определяется в результате проведения процедуры государственной кадастровой оценки земель. Впервые на территории Российской Федерации работы по государственной кадастровой оценки земель (далее - ГКОЗ) проводились Федеральной службой земельного кадастра России, ее территориальными органами и находящимися в его ведении предприятиями и организациями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 № 945 и Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года №316 В настоящее время ГКОЗ проводится в целях создания налоговой базы для исчисления земельного и ряда других имущественных налогов, что определено Земельным кодексом РФ (ст.65,66) Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Результаты ГКОЗ были положены в основу новой системы налогообложения земель, которая действует на всей территории РФ C 01.01.2006 г. В соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земли. ГКОЗ проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты ГКОЗ вносятся в единый государственный реестр недвижимости. В настоящее время процедура кадастровой оценки регулируется нормами Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 г., № 237-ФЗ. Основой для расчёта кадастровой стоимости земельных участков служат удельные показатели кадастровой стоимости земель (УПКСЗ). УПКСЗ – расчетная величина, представляющая собой кадастровую стоимость единицы площади (1 м2) объекта ГКОЗ. С 01.01.2020 г. кадастровая оценка проводится государственными бюджетными учреждениями (ГБУ).  Полномочия бюджетных учреждений, связанные с определением кадастровой стоимости 1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; 3) предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости; 4) рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 5) сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения; 6) иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом № 237 «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 г. Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов: • единства методологии определения кадастровой стоимости; • непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости; • независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления; • экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости. 8 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература № п/п Библиографическое описание Количество экземпляров в библиотеке СГУГиТ 1. Шимова О. С. Экономика природопользования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.С. Шимова, Н.К. Соколовский. – 2-e изд., испр. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 272 с. – Режим доступа: http://znanium.com. – Загл. с экрана. Электронный ресурс 2. Слезко В. В. Землеустройство и управление землепользованием [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.В. Слезко, Е.В. Слезко, Л.В. Слезко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 203 с. – Режим доступа: http://znanium.com. – Загл. с экрана. Электронный ресурс 3. Экономика и организация природопользования [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 687 с. – Режим доступа: http://znanium.com. – Загл. с экрана Электронный ресурс Дополнительная литература № п/п Библиографическое описание 1. Земельное право [Электронный ресурс]: Учебник / Б.В. Ерофеев. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с. – Режим доступа: http://znanium.com. – Загл. с экрана. 2. Волкова Н.А. Земельное право [Электронный ресурс]: Учебник / Волкова Н.А.; Под ред. СобольИ.А . - 8-e изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА-, Закон и право, 2016. - 359 с. – Режим доступа: http://znanium.com. – Загл. с экрана. 3. Варламов А.А. Основы кадастра недвижимости [Текст] : учебник допущен УМО / А. А. Варламов. - 3-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2015. - 219[5] с. – 42 экз 4. Земельное право [Электронный ресурс]: Учебник / О.И. Крассов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 608 с. – Режим доступа: http://znanium.com. – Загл. с экрана Нормативная документация 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Часть первая - от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ; Часть вторая - от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ ; Часть третья – от 26.11. 2002 г. № 146-ФЗ. – [Электронный ресурс: :режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. 2. Конституция Российской Федерации - от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 25.03.2004г.).-[Электронный ресурс: :режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. 3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс: :режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. 4. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с изм. идоп.).-[Электронный ресурс: :режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. 5. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изм. идоп.).-[Электронный ресурс: :режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. 6. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изм. идоп.). – [Электронный ресурс: :режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. 7. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №'136-ФЗ. – [Электронный ресурс: :режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. 8. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 г., № 237-ФЗ. – [Электронный ресурс: режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. 9. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г., № 135-ФЗ. – [Электронный ресурс: :режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. 10. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков (Утверждены распоряжением Минимущества РФ от 07.03.2002 №568-р). – [Электронный ресурс: :режим доступа: http://www.consultant.ru. СПС Консультант Плюс]. Периодические издания 1. Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». 2. Журнал «Российский экономический журнал». 3. Журнал «Вестник СГУГиТ». Полнотекстовая база данных учебных и методических пособий СГУГиТ для обеспечения данной дисциплины доступна по ссылке: http://lib.sgugit.ru. Электронно-библиотечныесистемы, современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы Каждому обучающемуся в течение всего периода обучения из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к следующим электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам), современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, к электронной информационно-образовательной среде СГУГиТ, включая: 1. Сетевые локальные ресурсы (авторизованный доступ для работы с полнотекстовыми документами, свободный доступ в остальных случаях). – Режим доступа: http://lib.sgugit.ru. 2. Сетевые удалённые ресурсы: • электронно-библиотечная система издательства «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com (получение логина и пароля с компьютеров СГУГиТ, дальнейший авторизованный доступ с любого компьютера, подключенного к интернету); • электронно-библиотечная система Znanium. – Режим доступа: http://znanium.com (доступ по логину и паролю с любого компьютера, подключенного к интернету); • научная электронная библиотека elibrary. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru (доступ с любого компьютера, подключенного к интернету); • компьютерная справочная правовая система «Консультант-Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (доступ с любого компьютера, подключенного к интернету); • электронная информационно-образовательная среда СГУГиТ; • сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. – Режим доступа: http://rosreestr.ru / (доступ свободный). • сайт Министерства экономического развития РФ – Режим доступа:http://www.economy.gov.ru(доступ с любого компьютера, подключенного к интернету). • сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. – Режим доступа: http://gks.ru(доступ с любого компьютера, подключенного к интернету).
«Экономика землепользования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Ю.В. Пелихович
Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot