Теоретические основы методики проведения занятий по ФКиС в системе профессионального образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
по теме «Теоретические основы методики проведения занятий по ФКиС в
системе профессионального образования»
Модуль 5 Физкультурное образование в системе профессионального образования
Блок 5.4. Методика проведения занятий по ФКиС в системе профессионального
образования
План:
1. Возрастные особенности контингента обучающихся образовательных
организаций профессионального образования.
2. Основные положения методики проведения занятий по ФК в системе
профессионального образования.
3. Методика проведения занятий по ФК в различных отделениях студентов.
4. Регулирование нагрузки в учебном процессе по ФК.
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ.
учрежд. высш. проф. образования / В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия»,
2012. – 416 с. – (Сер. Бакалавриат).
2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. для
студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению «Пед. образование» / Ж. К.
Холодов, В. С. Кузнецов. – 12-е изд., испр. – М. : Академия, 2014. – 480 с.
3.Физическая культура: учебник/ коллектив авторов; под ред. М.Я Виленского. –
М.: КНОРУС,2013. -424с.
Дополнительная:
1.
Ананьев, Б.Г. К Психофизиологии студенческого возраста. // Современные
психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. - Выпуск 2. (назад)
2.
Анищенко, В.С. Физическая культура: методико-практические занятия
студентов: учебное пособие / В.С. Анищенко. – М., 1999.
3.
Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб.пособие для студ.вузов / Ю.И.
Евсеев. – Ростов на/Д: Феникс, 2005.
4.
Методико-практические занятия по физической культуры и спорту / Под
ред. Ш.З. Хуббиева, С.Ш. Намозовой, Т.Л. Незнамовой. – Спб.: Из-во С.-Петерб. ун-та,
2013. -220 с.
5.
Содержание и организация методико-практических занятий по ФК в вузе:
учеб.пособие/ авт-сост. В.А. Стрельцов. – Сургут, 2006.
6.
Спиридонова, Л.Б. Возрастные основы физкультурного образования детей и
учащейся молодежи: метод.пособие. / Л.Б. Спиридонова. – Омск: Изд-во СибГАФК, 2003.
7. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для студ. вузов,
изучающих дисциплину «Физ. культ.», кроме направления и спец. в обл. физ. культ. и
спорта /В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2008.-366 с.
8. Сулейманов, И.И. и др. Общее физкультурное образование: учеб. для студ.,
обучающихся по спец. «Физическая культура и спорт» / И.И. Сулейманов, О.А. Аюшеева,
Н.А. Коротаева.- Тюмень: Вектор Бук. Т.2: Физкультурное образование в системе
профессионального образования.-2000.-125 с.
1
1. Возрастные особенности контингента обучающихся учреждений
профессионального образования
К обучающимся системы профессионального образования относятся учащиеся
профессиональных училищ на базе 9 классов (возраст 16-17 лет), учащиеся колледжей и
техникумом на базе 9 и 11 классов (возраст 16-19 лет), студенты высших учебных
заведений (возраст 17-22 года).
Сущность возрастных особенностей обучающихся раскрывается на примере
физического развития человека: рост, половое созревание и др. биологические процессы
совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.
Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере: происходит
социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.
Возрастные особенности обучающихся в системе начального профессионального
образования схожи со школьниками старшего школьного возраста; учащихся в системе
среднего профессионального образования – со школьниками и со студентами первых
курсов. Особенности физического и психофизиологического развития учащихся 15-17 лет
рассматривались в процессе изучения содержания раздела 2.2. «Общее физкультурное
образование», поэтому следует разобрать особенности развития человека в возрасте 17-22
лет, в период студенчества.
Студенчество – отдельная возрастная категория и представляет собой особый
период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой
социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе
Б.Г. Ананьева. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития
взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и
определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение
студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социальнопсихологическом подходе.
Студент как человек определѐнного возраста и как личность может
характеризоваться с трѐх сторон:
1.
С психологической, которая представляет собой единство психологических
процессов, состояний и свойств личности.
2.
С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества,
порождаемые принадлежностью студента к определѐнной социальной группе и т.д.
3.
С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности,
строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу,
телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д.
Сравнительно с другими возрастами в данном возрасте отмечается наивысшая
скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических
задач. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие
оптимумы развития интеллектуальных и физических сил.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его
возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку
определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного
периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум
абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в
образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими
возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и
переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно,
студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов,
базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического,
социального развития.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — это период
наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и
2
стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом
социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление
сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества как
целеустремлѐнность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива,
умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни,
долгу, любви, верности и др.).
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным
периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование
оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время
обучения в учреждениях профессионального образования, при наличии благоприятных
условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют
направленность ума человека, то есть формируют склад мышления, который
характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения
необходим уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия,
представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных
интересов, уровня владения определѐнным кругом логических операций и т. д. При
некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счѐт повышенной мотивации
или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной
деятельности. Необходимым условием успешной деятельности студента является
освоение новых для него особенностей учѐбы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего
дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.
В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также
для этого возраста характерны свои новообразования.
Возрастные новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности на
отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов,
состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень
организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают
познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они
проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в
характере.
Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования,
то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает
познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о
своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент
(самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде
размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает
критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно, их
изменение и дальнейшее развитие.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек,
включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии –
важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи
начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей
стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные
процессы, сознательно рефлексируя на них.
Для каждого возрастного периода характерны определенные морфологические и
физиологические показатели. Измерение морфологических и физиологических
показателей, характеризующих возрастные, индивидуальные и групповые особенности
людей, называется антропометрией. Рост, вес, окружность грудной клетки, ширина плеч,
жизненная емкость легких и сила мышц – все это основные антропометрические
показатели физического развития. К 16–17 годам у девушек, к 18–19 – у юношей
замедляется и в основном заканчивается темп роста, однако замедленный рост
3
продолжается до 22–25 лет. Полное срастание костных эпизарных дисков с телом
позвонка длиться от 15 до 24 лет. Поскольку не закончено окостенение позвоночника,
следует избегать чрезмерных нагрузок на него в возрасте 16-18 лет. В данном возрастном
периоде имеются благоприятные условия для развития силовых качеств. Мышцы
эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность и
способность к расслаблению велики.
В период с 16-17 лет возникают благоприятные условия для развития
выносливости к динамической работе. Продолжается рост сердца, увеличивается
сократительная способность сердечной мышцы, что сказывается на адекватной реакции
сердца на физические нагрузки. Система дыхания также совершенствуется:
увеличиваются параметр грудной клетки, объем легких; сильнее становятся дыхательные
мышцы, улучшается регуляция дыхания, повышается утилизация кислорода организмом.
И к 19-20 годам завершается становление организма молодого человека, его организм
обладает высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Поэтому ФВ
приобретает значение эффективного формирующего фактора при направленном
применении средств и методов в соответствии с индивидуальными данными физического
развития и подготовленности студентов. Оптимизация физического развития учащихся и
студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических
качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы
тела, увеличение ЖЕЛ и др.). Учащиеся к 16-17 годам способны к овладению различной
техникой движений и двигательными действиями. Так как завершается формирование
двигательных анализатора и важнейших двигательных функций.
Таким образом, можно отметить, что обучающиеся имеют два периода развития.
Первый период можно отнести возраст учащихся ПУ и техникумов 15-17 лет, в котором
продолжается рост органов и систем. Второй период – это возраст 18-22 лет,
завершающего становления организма человека. Что приводит к незначительным
изменениям методики ФВ и проведения учебных занятий в эти возрастные периоды.
2. Основные положения методики проведения занятий по ФК в системе
профессионального образования
К практическим занятиям по ФК в учреждениях среднего и высшего
профессионального
образования
относятся:
учебно-тренировочные,
методикопрактические, контрольные. В учреждениях начального профессионального образования
выделяют уроки ФК, по структуре и содержанию схожи с уроками в общеобразовательной
школе. В процессе проектирования учебного процесса преподавателю необходимо
опираться на возрастные особенности развития учащихся и студентов.
В системе начального и среднего профессионального образования уроки и учебные
занятия ОФП служат для всестороннего гармоничного развития личности, обучения и
совершенствования в разнообразной двигательной деятельности. На уроках особое
внимание уделяется тренировочной направленности занятий по разностороннему
развитию физических и координационных способностей. Вместе с тем совершенствуются
техника и тактика. Продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, основная
направленность упражнений для учащихся следующая:
1. На развитие выносливости различными средствами ФВ.
2. На развитие силовой выносливости (силовые упражнения в парах).
3. На развитие скоростно-силовых способностей
4. на развитие гибкости (ОРУ с повышенной амплитудой движения).
Одно, из важнейших методических приемов является реализация межпредметных
связей (анатомии, физиологии, химии и др.). Это необходимо для формирования умений
использования средств ФВ для укрепления здоровья, противостояния стрессам. К 15-17
годам завершается развитие ЦНС, улучшается аналитическая деятельность коры
головного мозга, появляется способность к пониманию структуры движения и точному
4
воспроизведению движений. Поэтому в процессе урока преподаватель должен
активизировать учащихся на самостоятельное определение элементов, фаз движений,
указывать ошибки, допущенные при выполнении.
В связи сем, что совершенствуются основные двигательные функции учащихся
необходимо не только ставить задачи по овладению новыми движениями, но и
совершенствовать ранее изученные
элементы в различных условиях с учетом
индивидуальных способностей учащихся. Важно, чтобы преподаватель в большей степени
использовал в процессе обучения самостоятельную работу учащихся. Особое внимание
следует уделять на различия при обучении девушек и юношей, связанных с возрастными
особенностями. Не стоит забывать различия в двигательных функциях юношей и девушек
в этом возрасте очень большое. Поэтому на уроках, активно используется индивидуальнодифференцированный подход и разделение группы на юношей и девушек.
Уроки и учебные занятия ППФП предназначены для качественного освоения
прикладных навыков, воспитания психических и физических качеств, необходимых в
трудовой деятельности. Кроме того, целенаправленная физическая подготовка снижает
производственный
травматизм,
профессиональную
заболеваемость,
позволяет
поддерживать высокий уровень работоспособности, повышает профессиональное
мастерство студентов.
Учебно-тренировочные занятия в системе высшего профессионального
образования представляют особенности спортивной специализации, углубленную работу
по физической, технической и тактической подготовке, характерной для определенного
вида спорта. Они планируются на широком использовании теоретических знаний и
методических умений в применении разнообразных средств ФК для приобретения
индивидуального и коллективного практического опыта.
При построении и проведении учебно-тренировочных занятий обычно разделяют
на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную. Целью
вводной части является создание рабочей обстановки, постановка задач, создание четкого
представления о содержании основной части. Продолжительность составляет 5 мин.
Подготовительная часть включает общую и специальную разминку. Задача общей
разминки – активизировать мышцы опорно-двигательного аппарата и функций основных
систем организма. Обычно для этого применяется бег и гимнастические упражнения.
Специальная разминка готовит организм к специальной работе в основной части занятия.
Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин.
Основная часть бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной
деятельностью (например, кроссовый бег, игра в футбол). В сложной части применяются
разнородные упражнения, требующие дополнительной разминки (например, при переходе
от прыжков к силовым упражнениям). Основная трудность при проведении сложной
основной части состоит в том, что необходимо определить порядок выполнения
разнородных упражнений. Рекомендуется вначале разучивать технику сложно
координационным упражнениям. Тренировочные нагрузки для развития физических
качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту,
затем на силу и выносливость. Основная часть занимает 70% времени. Начиная с 17 лет,
имеются благоприятные условия для развития силовых качеств и быстрого прироста
мышечной массы. Поэтому на учебно-тренировочных занятиях используются упражнения
с отягощением, сопротивлением партнера, преодолением собственного веса. Силовые
упражнения обязательно чередовать с упражнениями на расслабление мышц с помощью
последовательного сочетания напряжений и расслаблений, что приводит к выработке
способностей выполнять упражнения свободно и экономично. Упражнения для
тренировки общей и скоростной выносливости служат основой повышения
работоспособности студентов, а косвенно и умственной. Недостаток и нерегулярное
применение упражнений на выносливость приводит к ослаблению сердечной мышцы, и
любая работа может вызвать переутомление.
5
Заключительная часть состоит из медленного бега, ходьбы, упражнений на
расслабление. Кроме того, в заключительной части проводиться анализ работы,
определяются самостоятельные задания для самоподготовки.
Методические учебные занятия направлены на формирование у специалистов
умений и навыков, связанных с обучением технике движений, воспитанием физических
качеств, управлением группой, страховкой и т.п. Деятельность студентов на данных
занятиях направлена на овладение методами, обеспечивающими достижение
практических результатов. При проведении методико-практических занятий
рекомендуется придерживаться следующей схемы:
1. В соответствии с планируемой тематикой занятия преподаватель знакомить
студентов с литературой.
2. На занятии преподаватель кратко объясняет методы деятельности и при
необходимости показывает соответствующие приемы, способы их выполнения для
достижения результатов.
3. Студенты воспроизводят тематические задания под руководством
преподавателя или при взаимоконтроле.
4. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги
выполнения задания, студентам выдаются индивидуальные рекомендации по
практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов и способов.
Дальнейшее совершенствование методических умений происходит в процессе их
многократного воспроизведения в изменяющихся условиях учебных занятий, во
внеучебное время в быту и на отдыхе.
Опираясь на возрастные особенности студентов, преподавателю необходимо
создавать в процессе обучения условия для самостоятельности и инициативности
студентов. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов.
Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения
интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению
интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае
интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не
чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением
учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же
объекте можно открывать новые стороны. Однако познание нового должно опираться на
уже имеющиеся у студента знания. Использование прежде усвоенных знаний – одно из
основных условий появления интереса. Это возможно реализовать, используя
современные педагогические технологии: личностно-деятельные, компетентностные и др.
На каждом занятии необходимо осуществлять индивидуальный подход к
учащимся. Для этого надо тщательно изучать их физическую подготовленность,
функциональные возможности, учитывать данные медицинских осмотров, результаты
педагогических наблюдений и контрольных испытаний по тестам программы. Итоги
испытаний следует анализировать, доводить до сведения учащихся, принимать меры по
устранению недостатков. Теоретические сведения сообщаются учащимся в ходе уроков в
виде кратковременных бесед, пояснений или в ходе лекций.
С целью повышения учебной активности учащихся целесообразно привлекать их к
участию в принятии решений о направленности и содержании занятий. Для этого их
следует знакомить с результатами тестирования, включать в процесс оценки уровня
развития физических качеств, степени овладения спортивной техникой и определения
содержания домашних заданий. Для контроля физической подготовленности в начале
учебного года и в конце, после шести – девяти занятий по физическому воспитанию,
проводится тестирование учащихся. Предварительный итоговый контроль проводят в
форме соревнования. Учащиеся выполняют пять контрольных упражнений программы:
наклон вперед в положении сидя на полу; подтягивание на перекладине (юноши);
6
поднимание туловища за 1 минуту из положения лежа на спине, руки скрестно перед
грудью, ноги на ширине плеч согнуты в коленях под прямым углом (девушки); челночный
бег 4х9 м; прыжок в длину с места толчком двух ног, шестиминутный бег или бег на
эквивалентную дистанцию.
В учебном процессе учащиеся и студенты совмещают умственную деятельность с
двигательной. Сочетание двигательных нагрузок в процессе занятий по ФВ с умственной
деятельностью
осуществляется
эффективно,
если
учитываются
некоторые
принципиальные положения.
Учебные занятия должны содержаться в первой половине каждого семестра 7075% упражнений, развивающих скоростные способности, скоростно-силовые качества и
скоростную выносливость. Интенсивность нагрузок у студентов может доходить до 160170 ударов в минуту. Во второй половине каждого семестра примерно 70-75%
применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой
выносливости. Причем интенсивность составляет 150-160 ударов в минуту.
Данное
обстоятельство
позволяет
воздействовать
на
умственную
работоспособность студентов. Если учебные занятия по ФК запланированы первой парой,
целесообразно использовать нагрузку малой интенсивности (ЧСС – 110-130 ударов) либо
не выше средней интенсивности. Оптимальная моторная плотность находиться в пределах
50-60%. Такие занятия обеспечивают сокращение периода врабатывания в умственную
деятельность, стимулируют и удлиняют период высокой работоспособности. Занятия с
такой нагрузкой позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца
учебного дня. Если занятия запланированы на 3-4 паре, то интенсивность должна быть
более высокой по сравнению с утренними парами (до 150-160 ударов). Большие нагрузки
противопоказаны для групп с невысоким уровнем подготовленности. Так как студенты
после таких нагрузок могут приступить к самоподготовке через 4-5 часов отдыха.
Поэтому в дни экзаменов, зачетов подобные нагрузки противопоказаны.
При двух разовых занятиях в неделю наиболее высокая умственная
работоспособность наблюдается при средней интенсивности занятий с интервалом между
ними в 2-3 дня. Выявлено, что два занятия в неделю для малотренированных учащихся с
нагрузками большой интенсивности снижают умственную работоспособность в течение
учебного дня. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при
планировании физической нагрузки. Чем выше уровень физической подготовленности
студентов, тем значительнее устойчивость его умственной работоспособности по
отношению к физической нагрузке.
Различные виды спорта неодинаково влияют на умственную продуктивность. Так,
игровые виды и единоборства, при прочих равных условиях предъявляют повышенные
требования к психике, нежели другие виды спорта. Поэтому высокое психическое
напряжение может снизить умственную работоспособность. А с другой стороны,
непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную
деятельность. Наилучший эффект достигается в том случае, когда занятия достаточно
разнообразно, а не монотонно.
Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП.
Кроме того, они совершенствуются в ППФП. Методика занятий носит учебнотренировочную установку. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность
нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130-160 ударов в минуту. Учебно-тренировочные
занятия позволяют повысить моторную плотность на 30-40% с помощью станционного
метода организации занятий или круговой тренировки. С помощью станционного метода
организации занятий можно решать следующие задачи:
-развитие кондинационных способностей;
-совершенствование координационных способностей;
-совершенствование волевых качеств, формирование мотивов и потребностей;
-совершенствование техники.
7
Основными средствами круговой тренировки является физические упражнения,
которые подразделяются на следующие разновидности:
-упражнения локального воздействия,
-упражнения регионального воздействия,
-упражнения глобального воздействия.
Любое средство предполагает использование метода. К числу таких методов,
используемых на занятиях, относятся: метод непрерывного упражнения, метод
интервального упражнения, метод повторного упражнения. Использование метода
предполагает планирование нагрузки в соответствии с зонами интенсивности:
-аэробно-восстановительная зона: ЧСС повышается до 140 ударов в минуту,
потреблени кислорода составляет 40-60% от уровня МПК, обеспечение энергией
производиться за счет жиров и в меньшей степени за счет углеводов. Использование
данной зоны позволяет совершенствовать общую выносливость.
-аэробно-развивающая зона. Нагрузка составляет 160-170 уд/мин, потребление
кислорода до 60-85% от уровня МПК. Работа в данной зоне позволяет стимулировать
специальную выносливость, а также силовой выносливости (методы непрерывного и
интервального упражнения).
-смешанная зона. ЧСС до 180-185 уд/мин, потребление кислорода до 80-100% от
уровня МПК. Нагрузка в этой зоне интенсивности способствует совершенствованию
специальных видов выносливости,
-анаэробно-гликолическая зона,
-анаэробно-алактатная зона (работа 10-15 сек), потребление кислорода резко
падает, обеспечение энергии за счет АТФ и креатинфосфата. Основная направленность
занятий – развитие скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей.
Достаточно часто станционный метод используется для развития силовых
способностей, и в качестве основного показателя выступает величина отягощения.
В круговых тренировках, направленных на развитие силовых способностей,
должны использоваться упражнения для развития гибкости как динамического, так и
статического характера (стретчинг). Круговая тренировка, как и другая форма
организации физического воспитания, строиться в соответствии с педагогическими
принципами: постепенности, последовательности изучения материала. С учетом данных
принципов предлагается следующая периодизация занятий с использованием круговой
тренировки в двух вариантах: одно занятие в неделю, два занятия в неделю. Данная
тренировка может проводиться во всех частях занятия. Оптимальной является следующий
объем занятий: на первом году – 30-50%, на втором – 50%, третьем – 50-70% от общего
объема занятий, предусмотренных учебной программой.
Критерии оценки качества учебного занятия в системе профессионального
образования:
1.
Педагог ставит цели обучения не только на развитие физических качеств, но
и на развитие профессиональных качеств. Придерживается поставленных целей в течение
всего занятия.
2.
Учитывает уровень понимания студентами учебного материала.
3.
Знакомит с сущностью альтернативных теорий, методик физического
воспитания и спортивной тренировки, дает им оценку.
4.
Организует самостоятельную практическую работу для усвоения нового
материала, связанную с будущей профессиональной деятельностью.
5.
Уместно использует материал смежных дисциплин и из разных сфер
деятельности.
Пункты 3-5 формируют у студентов профессиональные знания.
6.
Использует раздаточный и дидактический материал.
7.
Проводит рефлексию по осмыслению студентами пройденного материала.
8.
Активизирует работоспособность студентов.
8
9.
Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не
проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает свою точку зрения).
10.
Поощряет инициативу и самостоятельность студентов.
Пункт10 – активную гражданскую позицию и развивает самостоятельность и
инициативу.
Пункт 3-5 – формирует способность к труду и жизни.
Следует отметить, что современное занятие должно строиться на основе
здоровьесбережения и личностно-ориентированного (деятельностного) подхода.
3. Методика проведения занятий по ФК в различных отделениях студентов
В процессе реализации задач физического воспитания учитывается не только
специфика различных видов учебных занятий, но и особенности методики проведения
этих занятий в различных отделениях или группах студентов. В зависимости от
состояния здоровья, в частности уровня физической и функциональной
подготовленности, обучающиеся в учреждениях профессионального образования,
подразделяются на следующие учебные отделения:
- основное (основная и подготовительная медицинская группа в СПО и НПО);
-специальное (специальная медицинская группа в СПО и НПО);
- спортивное.
В учреждениях профессионального образования имеются различия в организации
и проведении учебных занятий по ФК учащихся и студентов. Далее рассмотрим
методические аспекты проведения занятий в вузах, ПУ, СПУЗах.
В вузах в основное учебное отделение зачисляются студенты без отклонения в
состоянии здоровья, с отличной, хорошей и удовлетворительной физической
подготовленностью, без выраженных дефектов в физической развитии. Численный состав
учебных групп в этом отделении составляет 12-15 человек. Студенты посещают обязательные
занятия по физической культуре в полном объеме, а также могут заниматься в одной из
спортивных секций и участвовать в соревнованиях. Занятия имеют комплексную
направленность по типу ОФП, с акцентом на развитие аэробной выносливости. Должное
внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению
технике движений, ППФП. Методика занятий носит преимущественно учебнотренировочный характер. В содержание занятий должны быть включена вся тематика
дисциплины ФК в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Моторная плотность не ниже 50%, интенсивность 139-160 уд/мин.
К специальному учебному отделению причисляются студенты с временными или
ограниченными отклонениями в состоянии здоровья, требующие ограничения физических
нагрузок. Они занимаются по специальным учебным программам по физической культуре.
Учебные группы формируются по половому признаку и с учетом уровня их функционального
состояния. Численный состав группы - 8-10 человек. ФВ со студентами, имеющие
отклонения в состоянии здоровья, проводятся на протяжении всего периода обучения и
осуществляются в следующих формах: учебные занятия, самостоятельные занятия,
физические упражнения в режиме учебного дня, спортивно-массовые мероприятия.
Практический материал для данной группы разрабатывается с учетом показаний и
противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительнопрофилактическую направленность использования средств ФВ. Учебный процесс решает
следующие задачи:
1.
Укрепление здоровья студентов, устранение функциональных
отклонений, недостатков в физическом развитии.
2.
Формирование необходимых знаний по основам теории и методики
упражнений.
3.
Формирование умений использовать знания о характере и течении
9
своего заболевания, составление и выполнение комплекса ОРУ и специальных
упражнений.
Согласно рекомендациям студенты специальной группы в зависимости от
характера заболеваний подразделяются на 4 группы: А, Б, В и лечебную.
Группа А комплектуется из студентов с заболеваниями СС и ДС, ЦНС. Поэтому
основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, строго
дозированные (бег, плавание, передвижение на лыжах), совершенствующие аэробные
возможности организма. Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов
пищеварения, печени, почек, половых систем. В этой группе используются упражнения из
основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.
Группа В формируется из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В этой группе преобладают упражнения совершенствующие осанку, а также ОРУ и
корригирующие упражнения. Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко
выраженными отклонениями и занятия проводятся по индивидуальным лечебным
программам.
Во всех группах исключаются упражнения с настуживанием и жесткими
интервалами отдыха. Моторная плотность занятия будет невысокой. Циклические
упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.
В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта или системам
физических упражнений) зачисляются студенты второго и старших курсов основной
медицинской группы. Студенты должны иметь хорошую общую физическую и спортивную
подготовленность. Численный состав учебных групп в спортивном отделении определяется
приказом ректора вуза по представлению кафедры физического воспитания и зависит от
уровня спортивной квалификации студентов, но не может быть более 15 человек. Студенты
спортивного отделения выполняют обязательные требования и нормативы, установленные
для основного отделения и в те же сроки. Те студенты, которые имеют высокую
спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график обучения с
выполнением в установленный срок обязательных зачетных требований и нормативов. В
отдельных случаях в спортивное отделение могут быть зачислены студенты 1 курса,
имеющие необходимую спортивную подготовленность, но без освобождения от посещения
теоретических и методико-практических занятий. Количество и спортивный профиль
учебных групп определяется администрацией вуза и кафедрой физического воспитания. В
спортивном отделении занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной
тренировки.
Перевод студентов из одного учебного отделения (или учебных групп по видам
занятий основного отделения) в другое осуществляется по их желанию только после
успешного окончания семестра или учебного года. Перевод же студентов в специальное
учебное отделение по медицинскому заключению может производиться в любое время
учебного года.
В ПУ и СПУЗ учащиеся распределяются на основную, подготовительную и
специальную группы на основании медицинских данных о физическом состоянии.
Прежде чем раскрыть методические аспекты проведения учебных занятий следует
отметить, что многие положения идентичны методике проведения в системе школьного
физкультурного образования. Учащиеся основной и подготовительной групп могут
заниматься вместе, но в этом случае на занятиях должен быть использован
дифференцированный подход. Учащимся основной группы надо давать задания полном
объеме учебной программы. Но для учащихся с низким уровнем физической
подготовленности рекомендуются домашние задания для подведения их к среднему
уровню физической подготовленности.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, занимаются по
отдельному расписанию, и объем учебной нагрузки для них составляет 4-6 часов в
неделю. При этом численный состав данных групп не должен превышать 12 человек.
10
Физическое воспитание для учащихся с отклонением в состоянии здоровья является
обязательной дисциплиной. Оно обеспечивает общее физкультурное образование,
способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Занятия по
физическому воспитанию проводятся в форме урока физической культуры и
самостоятельных занятий упражнениями, направленными на восстановление нарушенных
функций. В зависимости от тяжести и характера заболеваемости учащихся рекомендуется
разделять на подгруппы – А и Б, с целью более дифференцированного подхода к
двигательному режиму. В подгруппе А (состояния здоровья обратимого хараетра,
ослабленное различными заболеваниями) физические нагрузки на уроках постепенно
увеличиваются до 140-150 уд/мин к концу четверти. Двигательные режимы при ЧСС 140150 уд/мин являются оптимальными для кардиоресператорной системы в условиях
аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. В качестве средств
используются комплексы общеразвивающих и дыхательных упражнений, танцевальные
упражнения, ритмопластика, подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам,
средства закаливания, самомассаж.
В подгруппе Б (тяжелые нарушения в деятельности органов и систем)
двигательные режимы выполняются при ЧСС не более 120-130 уд/ мин, которая
способствует гармоничной деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной
систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма. Занятия
проводится по стандартной схеме, но имеет свои особенности. В подготовительной части
(до 20 мин) общеразвивающие упражнения чередуются с дыхательными упражнениями в
медленном темпе. В основной части (20 мин) используются средства для овладения
учащимися двигательными навыками и разностороннее развитие основных физических
качеств. В заключительной части (3-5 мин) используются упражнения для восстановления
организма после нагрузки. В рамках основной части учащихся обучают рациональному
дыханию в статических положениях и в движении. Основное требования к проведению
занятий для данной категории учащихся индивидуальный подход. Очень трудно
подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для каждого учащихся.
Урок должен быть эмоционально окрашен. Это один из факторов реабилитации
ослабленных детей. С этой целью рекомендуется использовать элементы танцев и
аэробики.
В целом методика проведения занятий студентов в отделениях вуза и учащихся ПУ
группах имеют общие черты, отличаются лишь возрастными аспектами методики
физического воспитания.
4. Регулирование нагрузки в учебном процессе по ФК
В научно-методической литературе существуют различные подходы к
регулированию нагрузки по ФК или построению учебного процесса по ФК в системе
профессионального образования.
А.И. Юдин (1991) предлагает в учебном процессе использовать преимущественно
концентрированной способ распределения объема нагрузки по месячным циклам,
сущность – выделение главной задачи занятия и отведение на ее решение 70% времени,
используется когда необходимо «подтянуть» слабые стороны подготовленности
студентов, частое
применение может
снизить
эффективность
умственной
работоспособности студентов. Кроме того, предлагается проводить занятия не 2 учебных
занятия по 90 мин, а 4 по 45 при сохранении недельного объема занятий в 180 мин. При
таком варианте оптимальной будет следующая структура учебного процесса
физкультурного образования студентов: 1-й цикл – совершенствование аэробных
возможностей организма и общая физическая подготовка, 2-й цикл – скоростная и
скоростно-силовая подготовка.
В течение полугода – 1-й месяц – развитие аэробных возможностей, 2-й –
повышение уровня аэробно-анаэробных возможностей и углубленное развитие силовых
11
способностей, 3-й месяц – скоростная, скоростно-силовая и силовая подготовка, 4-й месяц
– поддержание на максимально высоком уровне достигнутого потенциала физической и
функциональной подготовленности.
В течение недели – 1-й день – развитие скоростных качеств, 2- день – скоростносиловая подготовка, 3 – игровая тренировка, 4 – совершенствование выносливости.
Данная структура учебного процесса характерна для двух семестров, только во
втором занятия проводятся на более высокой функциональной базе, достигнутой в 1–м
цикле.
Регулирование нагрузки в недельном цикле
(учебное занятие по 45 минут)
1 день
2 день
Развитие
скоростных
качеств
3 день
Скоростносиловая
подготовка
Игровая
тренировка
4 день
Совершенство
вание
выносливости
Регулирование нагрузки в годичном цикле (8 недель)
1 месяц
2 месяц
Развитие
аэробных
возможносте
й
Повышение
аэробноанаэробных
возможностей
3 месяц
4 месяц
Скоростная,
скоростносиловая,
силовая
подготовка
Поддержа
ние
потенциа
ла
2 цикл
скоростная и
скоростносиловая
подготовка
1 цикл
совершенствование аэробных
возможностей и
ОФП
1 семестр
2 семестр
Возможен другой вариант построения учебного процесса, направленный на
совершенствование ФП студентов основного отделения (В.И. Юшков, 1992). Выявлено, ч
то в четырехлетней динамике физической подготовленности выделяются 4 периода: на 1
курсе – период значительного роста, на 2 курсе – замедленного роста, на 3 – период
стабилизации, на 4 – снижение уровня большинства показателей. Поэтому на 1 курсе
используется двигательный режим с преимущественным развитием скоростных, силовых
и скоростно-силовых качеств, а на последующих курсах – с преимущественным развитием
выносливости применительно к бегу на различные дистанции. Объем нагрузки для
подготовленных студентов должен быть 50%, средне-подготовленных – на 25%
превышать объем нагрузки для слабо-подготовленных. На 1-2 курсах используется легкая
12
атлетика, на 3 курсе баскетбол, на 4 волейбол. Специальная физическая подготовка
проводится в 3 этапа: первый – сентябрь-декабрь (28 занятий), второй этап – февраль-март
(14 занятий) и третий этап – апрель-май (16 занятий). На всех этапах наиболее
эффективными являются следующие средства: скоростные пробежки на коротких
отрезках, силовые упражнения, прыжки, бег с низкой интенсивностью.
И.М. Маломужев (1991) предлагает в учебном процессе использовать регулярные
беговые нагрузки. В начале года нагрузка составляет 3-4 км при средней скорости. Через
1-3 недели дистанция увеличивается на 1-2 км, достигая величины в одном занятии 9 км.
Беговая нагрузка повышенной интенсивности применяется регулярно на 60-200, 300-400,
600-1200 м при пульсе 165-175 уд/мин.
Методика предполагает следующую периодизацию беговых нагрузок в течение
учебного года:
-период ОФП, состоит из 2 этапов: втягивающий и развивающий (1сентября - 15
ноября),
-период сопряженного применения беговых нагрузок, также включающий в себя 2
этапа: восстановительно-поддерживающий и контрольно-развивающий (15 ноября – 20
марта),
-период направленного применения беговых нагрузок (20 марта – 1июня).
Общий объем часов в году распределяется следующим образом: легкая атлетика –
70, ОФП – 20, спортивные игры – 20, лыжный спорт – 14, плавание - 4, лекционный курс
– 10, УГГ – 2.
На учебных занятиях дифференциация физических нагрузок осуществляется в
зависимости от уровня физического состояния студентов (УФС). С учетом низкого уровня
ФС – 4-5 8-недельных циклов, ниже среднего – 3-4 8-недельных циклов, средний – 23-3
цикла, выше среднего – 1-2 цикла. При этом соотношение средств на развитие общей
выносливости и скоростных способностей будет следующим, в %:
Низкий и ниже среднего УФС – 60:40
Средний УФС – 50:50
Выше среднего и высокий – 40:60
В период зачетно-экзаменационной сессии рекомендуется проводить занятия на
свежем воздухе с интенсивностью 60-70% от обычного уровня. В содержательном плане
необходимо делать акцент на упражнения циклического характера. Причем после сдачи
экзамена для снятия нервного напряжения рекомендуется использовать умеренные
циклические нагрузки до уровня потоотделения. Таким образом, направленность занятий
в период сессии может быть как оздоровительной (для не спортсменов), так и
поддерживающей (для спортсменов).
При планировании учебного процесса в колледжах необходимо учитывать
следующие положения. На каждом уроке (занятии) должны комплексно решаться
оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи. Развитие физических качеств
должно давать оздоровительный и разносторонний развивающий эффект. Это достигается
путем последовательного чередования в течение учебного года серий комплексных
уроков различной преимущественной направленности. Это значит, что в каждой серии на
уроках, комплексно решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания.
13