Теоретические основы лекционной подачи материала в ходе курса «огневая подготовка»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы лекционной подачи материала в ходе курса «огневая подготовка» 5
1.1. Лекция как метод обучения, понятие и виды 5
1.2. Роль лекции, как одной из форм методики обучения огневой подготовке 8
2.Приемы активизации познавательной деятельности курсантов на лекциях по огневой подготовке 12
2.1. Особенности чтения лекции с учетом клипового мышления обучающихся 12
2.2. Перспективы активизации лекционной формы обучения 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение
Актуальность темы исследования. Считается, и совершенно справедливо, что основной формой обучения по огневой подготовке являются практические занятия, однако огневая подготовка включает в себя не только практический, но и теоретический разделы. Основная нагрузка по изучению теоретического раздела огневой подготовки ложится на образовательные организации системы. А где, как не на лекции курсанты и слушатели получают основные знания по теоретическому разделу огневой подготовки. Познавательные способности – это развитие интеллекта и процессов овладения знаниями. Они обнаруживают себя в процессе успешного решения различных задач и проблем. Такие способности имеют свойство развиваться, что определяет степень усвоения человеком новых знаний. Умственные способности человека участвуют как в познавательной деятельности, так и в переработке информации, полученной нашим сознанием. Мышление – идеальный инструмент для этого. Познание и преобразование информации являются разными процессами, которые происходят на психическом уровне. Мышление осуществляет их взаимодействие.
Цель данной работы – исследовать приемы активизации познавательной деятельности курсантов в ходе чтения лекций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть лекцию как метод обучения, понятие и виды.
2. Изучить роль лекции, как одной из форм методики обучения огневой подготовке.
3. Проанализировать особенности чтения лекции с учетом клипового мышления обучающихся.
4. Выявить перспективы активизации лекционной формы обучения.
Объект исследования - приемы активизации познавательной деятельности курсантов в ходе чтения лекций.
Предмет исследования - огневая подготовка.
При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы лекционной подачи материала в ходе курса «огневая подготовка»
1.1. Лекция как метод обучения, понятие и виды
Самый популярный метод обучения во всех университетах мира – лекционный. Лекция – это устное изложение материала. Этот метод обучения также используют в старшей школе: учителя зачастую тратят большую часть урока, а то и весь урок, на изложения материала. Полученные знания закрепляются на практических занятиях. Эта система позволяет учащимся лучше усвоить материал.
Слово «лекция» имеет латинские корни и означает «чтение». Этот способ донесения информации до слушателей использовался еще в средневековых учебных заведениях. В то время материал лекции готовился заранее, а потом просто читался преподавателем - отсюда и название [4;c.32].
В современных университетах метод чтения лекций немного изменился, преподаватели все реже пользуются подручными материалами и не читают лекцию, а излагают нужную информацию, базируясь на конкретных примерах и объясняя самую суть.
Не затронули нововведения только английские университеты, где профессора обязаны пользоваться текстом лекции и по возможности просто вычитывать материал студентам [7;c.32].
В современном понятии лекция – это процесс не только изложения, но и разъяснения материала преподавателем в течение длительного времени. Задача учителя - привлечь учащихся к работе и активизировать познавательную деятельность студентов или учеников.
Современный мир перенасыщен информацией, преподавателям в университетах становится все сложнее привлечь студентов к материалу, который они преподносят на лекции. Именно поэтому важно не просто доносить материал до учащихся, а по ходу изложения обращаться к аудитории с вопросами. Это необходимо для того, чтобы вовлечь студентов в процесс обучения и обеспечить активное восприятие и осмысление полученных знаний. Например, частый прием, к которому прибегают учителя – создание проблемной ситуации на основе излагаемого материала. Самый популярный способ – это выделение из темы лекции пары основных вопросов, в которых студентам предстоит разобраться в процессе вычитывания материала [2;c.76].
Чтение лекций – процесс, которому уже не одна сотня лет. Именно поэтому можно выделить некоторые разновидности изложения научного материала, каждая из которых преследует свои цели.
Наука выделяет следующие разновидности лекций:
1. Информационная – это самый традиционный тип лекции, которым пользовались еще в древних университетах. Ее цель - передать определенную информацию, которая предназначена для запоминания и последующего самостоятельного осмысления. Информационная лекция не предполагает активной работы лектора со слушателями. Самый популярный метод во многих университетах и по сей день.
2. Обзорная основывается на системном подходе к предоставлению информации, без конкретики и детализации информации. Такой тип лекции допускает использование ассоциаций в процессе усвоения информации, которая излагается при раскрытии связи не только внутрипредметной, но и межпредметной. Обзорная лекция - это лекция, которая основывается на понятийном аппарате курса, его концептуальной основе и разборе крупных разделов.
3. Проблемная больше похожа на исследовательскую деятельность, так как ее суть заключается в том, чтобы донести до слушателей новую информацию при помощи постановки проблемных вопросов, задач или ситуаций. Во время проблемной лекции идет диалог между лектором и аудиторией, а тема раскрывается благодаря вычленению проблемы и поиску метода ее решения при помощи анализа разных точек зрения.
4. Визуализационная предполагает донесение информации посредством аудио- или видеотехники. Суть лекции заключается в кратком комментировании лектором просматриваемых или прослушиваемых материалов.
5. Бинарная предполагает наличие двух лекторов, это могут быть не только два преподавателя, которые представляют разные научные школы. Участниками лекции могут быть теоретик и практик, преподаватель и студент и так далее.
6. Публичная лекция, или лекция-конференция, проводится не только как научное, но и практическое занятие, принять участие в котором могут все желающие. Обычно тематика лекций определяется заранее, а участники занятия готовят небольшие доклады, которые должны кратко и по делу отражать суть того или иного вопроса. Публичная лекция - это возможность как можно глубже погрузится в суть проблемы и осветить разные ее аспекты.
7. Консультативная лекция зачастую проходит по принципу «вопрос-ответ». Лектор отвечает на вопросы аудитории по заданной тематике занятия. Часто метод дополняется дискуссией. После заданных вопросов и полученных ответов аудитория и лектор обсуждают полученную информацию. Это позволяет быстрее и легче усвоить материал.
8. Интерактивная лекция считается лучшим способом максимально полного овладения теоретическим материалом за отведенное время. Интерактивная лекция – это способ полного погружения аудитории в представляемый лектором материал. Важнейшая задача лектора – удержать внимание аудитории и построить с учащимися диалог. Такие лекции предполагают диалог аудитории и лектора, активность обработки информации. Считается наиболее эффективной из всех видов лекций, так как отличается отличным усвоением материала со стороны слушателей.
Наука движется вперед, но лекционный метод обучения до сих пор остается самым популярным.
1.2. Роль лекции, как одной из форм методики обучения огневой подготовке
Развитие правового государства, усиление законности и правопорядка требуют усовершенствования работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. Кардинальные изменения, произошедшиев нашем государстве в конце 80-х, начале 90-хгодов прошлого века привело к росту преступности, особенно насильственной, осложнению криминальной обстановки. В этих условиях от высокой профессиональности военных, сотрудников Росгвардии и ОВД во многом зависит сохранение правопорядка и гарантии безопасности граждан.
Одним из показателей профессионализма сотрудников является умелое владение оружием, знание правовых основ применения оружия и обеспечения личной безопасности сотрудника. В нормативно-правовых документах этому вопросу уделяется должное внимание, а именно указывается, что огневой подготовке рядового и начальствующего состава необходимо уделять повышенное внимание и считать одной из основных направлений в решении задач, поставленных перед органами внутренних дел на текущий период. Проблема повышения боевых навыков сотрудников сохраняется значительной, потому как оперативная обстановка требует совершенных мер со стороны всех ветвей власти в целом для предупреждения и пресечения криминального насилия и организованной преступности.[2]
Это не значит, что преподавательской деятельностью по огневой подготовке сотрудников не акцентируется должного внимания. Однако по анализу при рассмотрении состояния дел в этой области можно отметить, что ее ресурсы реализованы не в полной мере.
В настоящее время изучаются проблемы практического экстремального применения оружия в реальных условиях, когда на принятие решения и производство выстрела приходится минимальное количество времени. Усовершенствуются и внедряются в процесс обучения практические рекомендации по отработке навыков по применению огнестрельного оружия в сложных ситуациях.
Теоретические знания огневой подготовки по применению табельного оружия должны отвечать практической деятельности.
В приказе министра внутренних дел РФ «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовке в ОВД РФ» от 23 ноября 2017 г. № 880 указывается, что в целях дальнейшего совершенствования уровня профессиональной подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, а также повышения эффективности применения ими огнестрельного оружия на занятиях по огневой подготовке, необходимо создавать условия, приближенные к реальной обстановке. При этом должны учитываться: специфика выполняемых оперативно-служебных и служебно-боевых задач, вооружение подразделений, уровень подготовленности, квалификации и компетентность сотрудников, учебноматериальная оснащенность.
В тоже время формализм и упрощенность занятий по огневой подготовке способствует развитию у сотрудников неуверенных действий при обращении с огнестрельным оружием, снижает их возможность к готовности к действиям с оружием в различных ситуациях служебной деятельности.
Далее мы хотим рассмотреть лекцию как форму обучения и основные моменты организации лекции приобучении огневой подготовке.
Лекция начинается с определения темы, которая раскрывается при помощи нескольких смысловых частей, имеющих подзаголовки. Обсуждение материала лучше начинать с определения лексического значения этих слов. Например, при изучении баллистики можно вспомнить понятия, которые были в школьной программе науроках химии и физики.
Изучение материала должно излагаться на основе фактов, знакомым обучающимися. Лекцию нужно построить так, чтобы курсанты и слушатели сами или при помощи преподавателя на основе данных фактов могли построить рассуждения, позволяющие получить новые знания. К примеру, при изучении основ материальной базы стрелкового оружия, мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, вспомнить материал, ранее изученный в школе, при прохождении воинской службы и т.д.
Каждую лекцию лучше сопровождать примерами, наиболее полнораскрывающими изучаемую теорию. После демонстрации преподавателем своих примеров, обучаемые могут попытаться привести свои. Наверняка это будут примеры из практики общения с сотрудниками полиции, их личный опыт и из событий, получивших общественный резонанс, опубликованных в средствах массовой информации [5;c.76].
По заключении лекции можно дать на выполнение несложное задание, с целью выявления понимания и усвоения данной аудиторией вышеизложенного материала, которое может пройти в таком варианте:
- подвести итог на основе фактов, изложенных в лекции;
- переформулировать утверждение, рассмотренное в лекции, при перемене каких-либо условий;
- привести пример, поясняющий конкретное обозначение;
- сравнить какие-то утверждения.
Реализация диалогического способа проведения лекции требует от преподавателя большего усилия, чем при проведении классической формы проведения лекции. При подготовке к такой лекции за основу берется материал, предназначенный для традиционного изложения. Затем к этому материалу составляются вопросы в соответствии с обозначенными выше пунктами. Постановка этих вопросов может сопровождаться такими фразами: «А как вы считаете...», «Возможен ли другой вариант...», «Почему так происходит...» и т.п.
Сложность такой лекции состоит в том, что курсанты и слушатели становятся активными участниками лекционного занятия, на котором они не только слушают излагаемый преподавателем материал и записывают конспект лекции, но еще им предстоит быстро вникать в суть излагаемого материала, понимать вопросы, задаваемые преподавателем, и находить ответы на эти вопросы.
Необходимо отметить, что на такой лекции точным формулировкам неизвестным обучаемым предшествует обсуждение изучаемых понятий на уровне интуиции, с помощью слов, которые часто употребляются в разговорной речи. В результате последующее строгое определение этих понятий ассоциируется с конкретными образами и уже не кажется обучаемым таким абстрактным.
Очевидно, что такая лекция требует значительно больших затрат времени по сравнению с лекцией, ориентированной на традиционное изложение материала, то такой метод изложения материала целесообразно применять при объяснении наиболее сложных вопросов (например: устройство и принцип действия оружия, задержки при стрельбе и способы их устранения и т.д.).
2.Приемы активизации познавательной деятельности курсантов на лекциях по огневой подготовке
2.1. Особенности чтения лекции с учетом клипового мышления обучающихся
Общество, находясь на современном этапе развития, сталкивается с новыми информационными вызовами. Необратимым становится процесс глобализации, неразрывно связанный с ростом объема информационного потока, появлением новых информационных технологий, который оказывает влияние на трансформацию так называемого «электронного общества», основанного на развитии электронных средств коммуникации. Потребность в постоянно обновляющейся информации и растущей скорости ее получения, увеличение разнообразия каналов поступления информации - все это сказывается на формировании «клипового мышления» современного человека.
В последние десятилетия в психологопедагогической литературе появился анализ психологических характеристик «клипового мышления» обучающегося XXI в. В научной электронной библиотеке, построенной на парадигме открытой науки - КиберЛенинка - можно познакомиться с работами на эту тему современных психологов и педагогов Т.В. Семеновских, В.В. Пронина, И.А. Гриценко, А.А. Стоян,. М.П. Котюровой, Т.Н. Шеметовой, Е.Н. Широковой и др. Ими определяется мышление современного обучающегося как процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира и неконтролируемой реакцией на все стимулы окружающего мира, слабым произвольным вниманием.
Педагоги вынуждены приспосабливаться к описанному феномену. Они сопровождают лекции презентациями, материал лекции структурируют в виде клипов, подборки руководящих документов, статей или выдержек из них, видео- или аудио-сюжетов. Однако это помогает лишь удерживать неустойчивое внимание обучающихся, но не позволяет проработать глубинные познавательные процессы. В этом контексте актуальны слова С.М. Эйзенштейна: «Кадр никогда не станет буквой, а всегда останется многозначным иероглифом» [6, с. 22]. А перед педагогом стоит задача формирования системообразующих представлений, обеспечивающих целостное мировоззрение [4, с. 95].
Организовать материал как презентацию фактофиксирующего, яркого и запоминающегося динамичного материала недостаточно. Важно еще уметь работать со смыслами этих «кадров». И отечественная педагогическая психология накопила научный материал по развитию системного мышления обучающихся. Педагогу важно знать этот материал и понимать, что его задача не в том, чтобы набросать «пазлы» той или иной области знаний, а показать принципы работы с этими «пазлами», дать общую картину предметной области, показать связи, образующие учебную дисциплину в систему знаний. И в этом помогает ряд приемов, часть которых была уже обозначена в статье «Приемы активизации познавательной деятельности в ходе лекции» [3]. Апробирование приемов на лекциях позволяет уточнить материал и описать технологию работы преподавателя на примере чтения лекции на тему «Управленческая деятельность офицера по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины».
Сегодня особенно становится востребованным метод В.Ф. Шаталова, когда весь материал дается целиком в целом, это может быть блок-схема, интеллект-карта, таблица. Важно отразить материал как систему. В.Ф. Шаталов сравнивал учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении [2]. Важно дедуктивное движение изучении материала. Рассматривая тему дисциплины, важно хотя бы в назывном порядке перечислить подтемы: социально-психологические основы дисциплины и дисциплинированности военнослужащих; диагностика и показатели дисциплинированности подчиненных, организация, основные направления, формы и методы психологической работы офицера по поддержанию воинской дисциплины, самодисциплина офицера, организация и содержание профилактики девиантного поведения. Обозначить масштаб темы позволяет перечисление основных понятий: дисциплина, воинская дисциплина, воинское поведение, дисциплинированность, безопасность военной службы, самодисциплина, моральная нормативность, нормативность мышления, нормативное или правилосоообразное поведение, жизненная позиция, дисциплинарная компетентность, дисциплинарные функции руководителя коллектива, правовое воспитание, идеология, девиации, девиантное поведение, асоциальное поведение, антисоциальное, аутодеструктивное.
Ниже приведены примеры из практики, найденные нами в научной литературе.
Для того, чтобы включить обучающихся в тему, учитывая их конкретное мышление, можно использовать видеофрагмент художественного фильма. Мы показываем семиминутный фрагмент фильма «Десантный Батя» (2008). Перед просмотром ставится задача посчитать количество нарушений воинской дисциплины. После просмотра педагог называет число нарушений и предлагает указать их причины, а также способ профилактики. Это задание, которое надо выполнить в ходе лекции или к семинару [7].
Активизирует работу обучающихся и работа с терминологической матрицей, дающей обучающимся язык для описания изучаемых явлений. На слайде педагогом предлагается ряд терминов, которые слушателям необходимо записать в тетрадь, а затем ряд определений в свободном порядке, которые обучающиеся должны самостоятельно сопоставить с терминами. Решение этой задачи помогает уяснить базовые понятия учебной дисциплины и развивать мышление в словесно-логической форме. Например, по теме воинской дисциплины можно предложить для работы следующие определения: строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников); сложное морально-психологическое и боевое качество воина, тесно связанное с другими качествами и свойствами его личности; поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития, своевременное и высококвалифицированное выполнение поставленных задач. Обучающиеся сами устанавливают соответствие с понятиями: дисциплина, дисциплинированность, девиации, исполнительская дисциплина.
Близким указанному приему является методический прием «реконструкция», когда обучающиеся во время лекции вставляют в текст слайда учебной презентации пропущенные слова, или методический прием «closed test», когда слушателям необходимо заполнить пропуск в виде дополнения, не имеющего однозначно правильного варианта и представляющего собой развитие мысли. Например, предлагается характеристика дисциплины, данная А.В. Суворовым, - «дисциплина - …..победы», и обучающие должны
вставить пропущенное слово, объяснив свою точку зрения. Можно использовать пословицы: «дисциплина - против беспорядка плотина»; «от беспорядка и большая рать погибает»; «служба трудна, но солдат не тревожится, была б дисциплина, а к ней все приложится» и др.
Важным элементом лекции являются вопросы, на которые педагог отвечает сам. Сам по себе вопрос запускает в работу мыслительные операции, стимулирует искать ответы. Можно ряд вопросов обозначить, а ответы обсудить на семинаре. Один из познавательноактивизирующих вопросов является «Почему ...», он заставляет размышлять над проблемой. Вопрошание заставляет концентрироваться на материале, постоянно прорабатывать услышанное. По теме воинской дисциплины можно задавать следующие вопросы:
В чем значение дисциплины для армии как социального института?
Как установить дисциплину в коллективе?
Какие методы поддержания дисциплины Вам известны?
Каковы показатели дисциплинированности?
Какие черты характера способствуют формированию дисциплинированности?
Как соотносятся нормы жизнедеятельности коллектива и дисциплина?
Почему традиции в поддержании дисциплины столь важны?
Каковы причины нарушения норм и правил жизнедеятельности коллектива?
Как повысить уровень исполнительской дисциплины среди подчиненных?
В чем смысл самодисциплины офицера?
Как формируется потребность офицера в самодисциплине? Какие факторы определяют эту потребность?
Что такое «хронические нарушения дисциплины»?
Какова роль коллективного мнения, настроения и внутриколлективных традиций в поддержании правопорядка?
Каковы основные причины низкой эффективности профилактики нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими?
В чем смысл «ложной гордости антидисциплинированности» молодых людей?
Какова связь дисциплины и моральнопсихологического климата?
В чем причина и сущность «дедовщины»? Как она сказывается на дисциплине?
Могут ли страх, стыд и вина быть условием дисциплинированности? Выполняют ли они дисциплинарную функцию?
Как психологически объясняется отсрочка наказания (до 10 суток)?
Каковы принципы общения с девиантом? Нарушителем порядка?
Что такое девиации? Их виды? Причины?
Каковы способы профилактики девиантного поведения?
Каковы причины формирования у войнов отрицательных черт характера, определяющих деструктивные модели поведения?
Что относится к антикриминальным факторам, ослабляющим действие криминогенных детерминант преступности?
Модификацией вопросной технологии является «вопрошающие» паузы на лекции. Прием заключается в том, что лектор, закончив изложение очередного блока информации, просит курсантов (слушателей) составить как можно большее количество вопросов, основываясь на только что услышанном материале. При этом важно не отвечать на вопросы сразу, а перенести обсуждение ответов на семинары. В конце лекции предлагается задание на 5 минут: сформулировать ряд вопросов по теме, которые кажутся слушателям актуальными.
Механизм мышления получает стимул к работе и благодаря антиномичности (противоположности) содержания учебного материала. Важно предъявлять противоположные точки зрения в рамках учебного вопроса. Представить критику каждой теории, показать ограничения и «точки роста». Классическая наука стремилась описать как можно больше явлений в рамках одной признанной теории. В современной постнеклассической науке во главе угла стоит проблема, которая может быть решена разными способами и, что особенно трудно для понимания, по-разному. И задача педагога показать обучающимся диалог уче
ных разных школ, возможно, найти общее в этих теориях, помочь отличить научную теорию от ненаучной и т.д., тем самым прививая культуру научного исследования. В рамках указанной темы лекции можно представить разные взгляды на высокий уровень дисциплины при разных управленческих стилях: авторитарном и демократическом.
Описанный выше прием позволяет выйти и на более радикальный - «расшатывание», предполагающий представление исследуемого материала как необычного, нового, контрастного, что входит в противоречие с определенными представлениями слушателей. Это создаст когнитивный диссонанс. Задача педагога помочь разрешить этот конфликт, выйти в зону комфорта при рассмотрении того или иного вопроса. Упражнение как расшатывание сложившихся представлений применялось Б.Д. Элькониным, который подчеркивал, что возникновение новообразований есть одновременно разрушение уже сформированного [4]. В рамках рассматриваемой нами темы можно поставить проблемы самодисциплины как включающей проявление командиром и подчиненным активности большей, чем требует правовая норма. Или можно предложить оценить эффективность средства воздействия на недисциплинированных подчиненных, когда командир усиливает контроль и требовательность, прибегает к наказаниям провинившихся. Показать, что это не единственный способ обеспечить дисциплинированность.
Важно показывать границы известного и неизвестного в науке. Это позволяет переосмыслить известное, увидеть горизонты науки, понимать то, что наука меняется, развивается, а также включиться в научные исследования в процессе обучения. Само по себе понимание и осознание нерешенных научных проблем может быть стимулом для поиска их решения. На лекции можно обозначить то, что некоторые военнослужащие или подразделения не имеют требуемой дисциплинарной мотивации и (или) не умеют вести себя организованно, в согласии с уставными правилами, законами, воинскими традициями, а органы военного управления не имеют достаточной энергии и умения, чтобы последовательно и уверенно упорядочивать деятельность своих подчиненных. И на сегодняшний день нет одного однозначного ответа на вопрос: как можно преодолеть эти проблемы?
Прием «микролекция» предполагает то, что по ходу чтения лекции в контексте содержания предоставляется возможность обучающемуся изложить отдельный вопрос лекции на 15-20 минут. Такой прием позволяет включить обучающихся в педагогическую деятельность, сформировать у них уважительное отношение к преподавательской работе, дает возможность почувствовать трудности публичных выступлений, развить в себе педагогические способности как жизненно важный навык. Для минилекции можно дать материал, посвященный вопросу самодисциплины офицера.
Важно параллельное использование различных моделей презентации информации: предметных, вербальных, графических, схематических и символических. И желательно сопровождать эти модели экспрессивной лексикой, использовать эмоционально насыщенные слова, чаще обращаться к ощущениям обучающихся, тем самым включая их в контекст учебного материала. Тогда слова лектора будут иметь мотивационный смысл. Можно привлекать внимание обучающихся к эмоциональным высказываниям других, например, Майка Тайсона: «Без дисциплины не имеет значения, насколько ты хорош, ты ничто! Когда-нибудь ты встретишь крутого парня, который выдержит самые твои лучшие удары. И будет продолжать наступать, потому что он сильный. Не лишайся силы духа и мужества. Это время, когда дисциплина вступает в игру» [5] и др.
Усилить мотивационный компонент лекции рекомендуется обращением внимания на указ Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». В этом контексте важно поставить вопрос о возможности организации порядка извне: какая дисциплина будет иметь устойчивость - привнесенная извне или выработанная изнутри? Этот вопрос очень важен для формирования национальной идентичности в целом. Действительно мы нация с анархическими наклонностями или это ситуативная характеристика, не отражающая существенных черт характера народа.
Учитывая тот факт, что «точкой сбора» клипового мышления может быть обращение обучающегося к самому себе, его рефлексивные способности, поэтому важно в любую тему лекции включать вопросы не только самоопределения, но и самоуправления. В рассматриваемой теме это может материал по самодисциплине: духовных, эмоционально-волевых, интеллектуальных и физических ресурсов. В лекции желательно описать конкретные приемы по организации себя и своего жизненного пространства. Внимание к самому себе, самопознание и самосовершенствование офицера - обязательные условия жизнедеятельности: «Познаем самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое нужное» (Б. Паскаль [1]).
Таким образом, реалии современной жизни требуют от педагогов преодоления ряда ограничений доминирующего сегодня клипового мышления у молодежи. Имеется ряд педагогических приемов, позволяющих развивать когнитивные процессы обучающихся, формировать их целостное мировоззрение, позволяющее интегрировать и гармонизировать личность в целом.
2.2. Перспективы активизации лекционной формы обучения
Много критики направлено сегодня в адрес традиционной вузовской лекции. Исследователи отмечают, что кризис лекционной формы обучения обусловлен в первую очередь тем, что данная форма обучения не соответствует принципам личностно ориентированного и компетентносто-деятельностного подходов в обучении, согласно которым формирование профессиональной компетентности специалиста в личностно-значимой деятельности признается приоритетной целью образования. Противники лекционного изложения материала отмечают различные недостатки этой традиционной формы обучения, в том числе монологичность лектора, пассивность аудитории, отсутствие обратной связи [1–3].
Действительно, монологичность может быть характерной чертой лекции, в частности и преподавателя как личности и профессионала в целом. Угасание способности к диалогу, индифферентность и отсутствие гибкости являются профессиональными деформациями преподавателей. Американский писатель-юморист Джеймс Г. Борен остроумно заметил, что среди преподавателей большинство составляют те, кто не прервет чтение своих лекций по навигации, даже если корабль уже тонет. Монологичность лектора ведет к пассивности аудитории. Студенты не чувствуют себя равноправными субъектами учения, не выстраивают собственные личностные смыслы на основе полученной информации. Они лишь делают вид, что слушают, записывают и запоминают материал. Отсутствие взаимодействия между лектором и обучающимися означает отсутствие обратной связи, без которой невозможен прогресс в обучении. Без своевременного, конструктивного, объективного отклика преподавателя на действия студента эффективность любой формы обучения не может быть высока.
В этой связи в научно-педагогической литературе высказывается мнение, что лекция должна быть заменена другими формами организации обучения. Однако без лекций обучающимся трудно самостоятельно найти ориентиры в огромном массиве фактов, сопоставить противоречивые концепции, систематизировать материал. Кроме того, личное эмоциональное воздействие лектора на студентов, сотворчество и истинный диалог (взаимообмен и взаимообогащение личностными смыслами) играют важную роль в образовании и воспитании будущих профессионалов. «Лекция – очень эффективная форма систематического, живого, непосредственного контакта всего богатства личности преподавателя с внутренним миром студента», – отмечает Ф. В. Шарипов [4, c. 145].
Для выявления недостатков лекционной формы обучения в 2020 г. нами был проведен опрос 30 студентов. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования студентов
№ п.п.
Вопросы анкеты
Варианты ответов
Результаты в %
1.
В какой форме обычно проходят лекционные занятия?
а) в традиционной (мел, доска)
27
б) с использованием электронных средств обучения
73
2.
Как организовано взаимодействие между студентами, а также между лектором и студентами?
а) слабое взаимодействие
87
б) активное взаимодействие
13
3.
Насколько регулярно Вы получаете обратную связь от лектора?
а) редко
90
б) регулярно
10
Анкетирование показало, что, хотя лекции обычно проводятся с использованием электронных средств обучения, они не являются интерактивными в полном смысле слова. Респонденты отмечают низкий уровень взаимодействия между участниками образовательного процесса и слабую обратную связь.
Как исправить сложившуюся ситуацию? Представляется целесообразным активизировать познавательную деятельность студентов на лекции с помощью интерактивных методов и электронных средств обучения.
Напомним, что если положить в основу типологии методов обучения роль студента в процессе обучения, то можно выделить три группы методов: пассивные, активные, интерактивные. Активные и интерактивные методы в большей степени вовлекают студентов в работу на занятии, чем пассивные методы. В случае применения активных методов приведение обучающихся в состояние активности в обучении построено в основном на взаимодействии с преподавателем (диалоге). В случае применения интерактивных методов студенты больше общаются друг с другом (участвуют в полилоге) [5, 6]. В полилоге происходит устный или письменный обмен информацией, в ходе которого процессы восприятия и порождения информации могут чередоваться или накладываться друг на друга. Обучающиеся могут говорить и слушать одновременно, максимально эффективно используя учебное время. Активные и интерактивные методы в наибольшей степени отвечают принципам личностно ориентированного и деятельностно-компетентностного подходов, так как они предполагают обучение в сотрудничестве, причем и студенты, и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Комбинирование на лекции традиционной информационной насыщенности с мотивирующим эффектом активных и интерактивных стратегий позволяет преодолеть указанные выше недостатки лекции в вузе.
Кроме того, для повышения эффективности вузовских лекций в условиях информатизации перспективным представляется использование электронных средств обучения (ЭСО). Современные лекции немыслимы без мультимедийных презентаций, демонстрации видеороликов, использования интерактивной доски [7, 8, 9]. Но, как показало анкетирование, одно только применение ЭСО не превращает традиционную лекцию в интерактивную. Для повышения эффективности образовательного процесса электронные средства должны использоваться для обеспечения истинного диалога с обучающимися.
Рассмотрим вначале некоторые виды интерактивных лекций, с помощью которых, на наш взгляд, можно преодолеть недостатки традиционной лекции, дадим методические рекомендации по подготовке и проведению таких лекций. Затем исследуем дидактические возможности некоторых электронных средств обучения.
Лекция-пресс-конференция является воплощением активных методов обучения. Она проходит в виде ответов преподавателя на вопросы студентов, заданные по определенной теме. Успешное проведение лекции-пресс-конференции требует соблюдения определенных этапов. На первом этапе лектор объявляет студентам тему лекции и рекомендует материалы для самостоятельной проработки дома. Преподаватель объясняет студентам, что их задачей является не только самостоятельное изучение материала, но и формулирование одного-двух вопросов, на которые они хотели бы получить ответ преподавателя. На втором этапе студенты работают дома и, изучив предложенный материал, готовят вопросы. Эти вопросы они могут прислать преподавателю в электронном виде заранее или принести с собой на лекцию. И, наконец, на третьем этапе преподаватель проводит лекцию.
Форма проведения такой лекции зависит от того, ознакомился ли преподаватель с вопросами студентов заранее или нет. Если преподаватель получил вопросы студентов заранее, то лекция читается как целое, связанное изложение проблемы, в процессе которого формулируются ответы. Если студенты принесли вопросы с собой на занятие, то лекция проводится как брифинг, то есть на все вопросы, задаваемые слушателями, даются краткие ответы. Подобная лекция носит характер блиц-игры. Слушатели могут задавать провокационные вопросы. Преподаватель обязательно должен отвечать на любой вопрос. Такая лекция может стать своего рода экзаменом для самого педагога. Лектор должен не только в совершенстве владеть материалом, но и уметь устанавливать контакт с аудиторией, обладать быстрой реакцией и чувством юмора. За отдельные, наиболее удачные вопросы преподаватель может поощрить авторов бонусными баллами.
Интерактивная лекция-пресс-конференция позволяет активизировать самостоятельную работу и мыслительную деятельность студентов. Помимо этого, проведение лекций-пресс-конференций дает возможность преподавателю получить обратную связь, узнать, с какими трудностями столкнулись студенты в понимании различных вопросов темы, и помочь им глубже усвоить материал.
Лекция с вкрапленными заданиями сочетает традиционную форму с элементами интерактивности. Мы полагаем, что такая лекция обладает большим потенциалом активизации внимания, мышления, познавательной деятельности студентов. В отдельной лекции можно использовать либо только какое-то одно вкрапленное задание, либо несколько разных.
Например, можно использовать составление студентами контрольных вопросов. Лекция останавливается, студенты делятся на команды и, опираясь на конспекты, придумывают три вопроса к прослушанному отрывку лекции. По истечении некоторого времени выбирается одна команда, и ее представитель зачитывает вопрос. Студенты из других команд отвечают на него. Другим интерактивным заданием является аннотирование. Студентам дается задание написать аннотацию представленной преподавателем информации (отрывка лекции). Затем студенты объединяются в команды и выбирают лучшую аннотацию в своей команде. Лучшая аннотация от каждой команды зачитывается вслух перед всей аудиторией, и путем аргументированного обсуждения выбирается самая лучшая аннотация данного отрывка лекции. Можно практиковать составление в командах интеллект-карт (mind maps). После составления карты происходит ее публичная защита. Карты, конечно, можно составлять как от руки, так и с помощью электронных инструментов [10]. Эффективными также представляются решение небольших ситуационных задач (case study) или просмотр и разбор видеофрагментов по теме лекции. Ну и, наконец, можно дать учащимся возможность попробовать себя в роли преподавателя – использовать студенческие мини-проекты (мини-презентации). Студенты под руководством преподавателя готовят дома нужный материал и представляют его во время лекции в течение нескольких минут, пробуя себя в роли лектора. Их презентации обсуждаются аудиторией.
Лекция-семинар наиболее эффективна, если количество обучающихся не превышает 30 человек. Такая модель обучения также известна как «перевернутый класс» (flipped classroom).
Студентам заранее высылают текст лекции в электронном виде и список вопросов, которые являются дискуссионными и подлежат обсуждению, предлагается также перечень источников для изучения. Ребята должны изучить необходимые материалы, сформировать свое отношение к материалу и затем во время лекции аргументированно его отстаивать.
При использовании данного вида лекции преподавателю нужно быть готовым к тому, что, особенно в первое время, «перевернутый класс» может не получить поддержки у студентов. Некоторые из них могут намеренно бравировать незнанием. Другие, ответственно подходящие к подготовке домашнего задания, могут отнестись формально и просто пересказывать то, что прочли. Задача преподавателя – последовательно и терпеливо объяснять студентам, что требуется критическое отношение к прочитанному, что для аргументированного высказывания по теме лекции необходимы тщательная подготовка, высокий уровень общего развития, знание не только данной темы, но и ранее пройденного материала, широкий кругозор и начитанность.
Для снятия психологических трудностей и поддержания мотивации преподаватель может предложить студентам работать в малых группах и вступать в дискуссию с другими группами. При хорошей организации лекция-семинар позволяет развить у обучающихся умение оперативно анализировать материал, выступать в роли оппонентов, вести свободный обмен мнениями, взаимодействовать в команде, самостоятельно работать над развитием интеллекта, повышением культурного уровня.
Как уже указывалось выше, по форме лекции могут достаточно сильно отличаться одна от другой, но существуют общие требования, применимые к любой лекции. Одним из них является поддержание обратной связи. Именно наличие постоянной обратной связи и создает феномен интерактивности при чтении лекций. Проверка готовности студентов к лекции, обращение к аудитории за «подсказкой», поощрение интересных вопросов, заданных студентами во время лекции, бонусными баллами, просмотр конспектов по ходу лекции, обращение к студентам для выстраивания ассоциативных связей, подкрепления теории примерами из практики, предоставление возможности студентам самостоятельно сделать обобщение/вывод, наблюдение за эмоциональной реакцией аудитории важны для любой лекции.
Традиционным средством обратной связи на лекции является также контрольный вопрос или серия контрольных вопросов, которые задаются студентам на последних минутах лекции. Вопросы предполагают устный ответ с места или письменные ответы на отдельном листе. Последующий анализ ответов позволяет преподавателю выяснить, насколько хорошо студенты усвоили материал, и выявить отсутствующих.
Мы предлагаем использовать такие электронные средства обучения, как мобильное приложение Kahoot! и сервис Google Forms для того, чтобы более эффективно организовать работу над контрольными вопросами в конце лекции.
Мобильное приложение Kahoot! рассчитано на применение в мультимедийной аудитории – преподаватель показывает вопрос на главном экране, а студенты отвечают на него со своих планшетов или телефонов. Kahoot! позволяет отвечать на вопросы индивидуально, в парах или малых группах. Компьютер ведет подсчет баллов. Наибольшее количество баллов получает тот, кто отвечает не только правильно, но и быстро. Прогресс каждой команды виден на главном экране, что способствует поддержанию духа соревновательности и повышению мотивации.
Сервис Google Forms как один из инструментов в составе офисного пакета Google Docs также позволяет создавать онлайн-тесты. Обучающийся в собственном темпе может отвечать на вопросы прямо на лекции с мобильного телефона, планшета или компьютера и видеть свои результаты в баллах. В отличие от Kahoot! данный сервис не предназначен для проведения соревнования между студентами. Но он дает преподавателю ряд интересных возможностей для осуществления обратной связи и сотворчества. Можно, например, создавать тест вместе с коллегами-преподавателями и/или студентами, добавлять открытые вопросы и разные типы закрытых вопросов, собирать полученные ответы в электронную таблицу для последующего анализа или просматривать их в виде графического отчета.
В самом конце лекции, после того, как студенты ответили на все вопросы, рекомендуется провести обсуждение как результатов теста, так и дидактического потенциала каждого из электронных приложений. Рефлексия способствует осознанию усвоенного, учит учиться. На продвинутом этапе обучения мы считаем возможным привлекать студентов к самостоятельному созданию тестов на различные микротемы. Это помогает более глубокому усвоению материала, а приобретенная ИКТ-компетенция может оказаться очень полезной для студентов в дальнейшем.
Заключение
Лекция как метод предполагает изложение преподавателем учебного материала в устной форме. При этом объем передаваемых знаний отличается большой емкостью. Также лекция отличается от рассказа сложностью в построении образов, обобщений, доказательств и т.д. Этот словесный метод передачи знаний занимает, как правило, все занятие. Рассказ же ученики слушают только на протяжении одной из частей урока. Лекция будет проведена с максимальной эффективностью, если преподаватель заранее четко продумает и обобщит ее план, а также сможет выстроить последовательное и логически четкое изложение всех его пунктов, сделав в конце каждого из разделов соответствующие выводы. Не менее важной задачей педагога является и обеспечение доступности, ясности изложения, а также разъяснения терминов, приведение примеров и иллюстраций. Подготовленный текст должен читаться в таком темпе, чтобы слушатели имели возможность законспектировать сказанное.
В заключение отметим, что проведенный теоретический анализ позволил выдвинуть предположение о том, что внедрение активных и интерактивных методов обучения и применение электронных средств обучения могут способствовать совершенствованию лекционной формы обучения по огневой подготовке, преодолению ее монологичности и пассивности, налаживанию системы обратной связи.
Принимая во внимание тот факт, что никакой инструмент нельзя признать идеальным или универсальным, подчеркнем, что преподавателям-лекторам следует тщательно походить к отбору и комбинированию имеющихся в их арсенале методов и средств для достижения максимальной эффективности обучения. Вузам необходимо оснастить учебные аудитории мультимедийным оборудованием, провести повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и тщательно продумать стратегию преобразований так, чтобы сохранить и приумножить все преимущества отечественной системы образования в целом и лекционной формы обучения в частности.
Для повышения эффективности образовательного процесса электронные средства должны использоваться для обеспечения истинного диалога с обучающимися.
На продвинутом этапе обучения мы считаем возможным привлекать студентов к самостоятельному созданию тестов на различные микротемы. Это помогает более глубокому усвоению материала, а приобретенная ИКТ-компетенция может оказаться очень полезной для студентов в дальнейшем.
Список использованной литературы
1. Давиденко Е.С. Активизация лекционной формы обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29179 (дата обращения: 11.01.2020).
2. Огневая подготовка: учебник /под общ.ред. канд. пед. наук В. Л. Кубышко. - М.: ДГСК МВД России, 2016.
3. Огневая подготовка слушателей групп профессионального обучения: учебное пособие / сост. А.М. Ворожцов, А.К. Иванов, В.Н. Шапочанский, Л.Н. Ненашев, Д.А. Кожин, А.А. Антипин. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016.
4. Ситуативные особенности мер безопасности на занятиях по огневой и тактикоспециальной подготовке: учебно-методическое пособие / сост. А.М. Ворожцов, Л.Н. Ненашев, А.В. Желтобрюх, П.М. Фидель. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД, 2018
5. Спирина, Т.П. Приемы активизации познавательной деятельности в ходе лекции [Текст] / Т.П. Спирин // Совершенствование системы подготовки кадров в высшем учебном заведении: проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.М. Кривчиков (гл. ред.) [и др.].-Гродно: ГрГУ, 2017. - С. 71-72.
6. Спирина, Т.П., Кучинский, В.Ф. Задачи педагога по формированию управленческих представлений руководителя-офицера [Текст] / Т.П. Спирин, В.Ф. Кучинский // Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук. Сб. мат. II Междунар. науч.-практ. конф., 25 февраля 2016. Т. 3. - С. 95-100.
7. Учебно-методическое пособие. «Огневая подготовка мотострелковых подразделений». - М.: Воениздат, 2018.
8. Хвастунова Е.М. Огневая подготовка в системе профессиональной подготовки военнослужащих ОВД // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1 (32). С. 105.
9. Халфина Р.Р., Бакиев Д.А., Кошевец Г.В., Шерстобитов Ю.А. Взаимосвязь сенсомоторных реакций военнослужащих органов внутренних дел в ходе применения авторской программы повышения специальной подготовленности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 245.
10. Юсупова О.А. Методическая подготовка военнослужащих вузов МВД России при изучении дисциплины "огневая подготовка" // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2016. № 3 (24). С. 88-91.
11. Шевченко Г.В., Болдарев В.А. Использование информационных технологий для создания электонных учебников по дисциплинам «тактико-специальная подготовка» и «огневая подготовка» // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3. С. 189-192.
12. Яхутов М.Р. Закономерности повышения уровня профессиональной подготовленности военнослужащих образовательных организаций МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-5. С. 260-266.