Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические основы антикризисного управления

  • 👀 517 просмотров
  • 📌 455 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретические основы антикризисного управления
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы антикризисного управления» pdf
Слайд 1 Тема 1. Теоретические основы антикризисного управления (план лекции) 1. Предмет, объект, функции и методы дисциплины. 2. Системный подход к экономическим субъектам. 3. Понятие социально- экономических систем (СЭС) и их основные свойства. 4. Государство, регион и организация как социально-экономические системы. 5. Соотношение понятий организация и предприятие (экономический и антикризисный подходы). 6. СЭС как самоорганизующиеся объекты, имеющие собственные жизненные циклы развития. 7. Кризисы экономических систем как объективная закономерность их развития. 8. Причины возникновения, последствия завершения и виды кризисов. 9. Диалектический характер воздействия кризисов на развитие СЭС. 10. Понятие, цели и задачи антикризисного управления СЭС. 11. Принципы и этапы антикризисного управления. 12. Антикризисное управление на различных уровнях экономики мега-, макро-, мезо- и микро- уровнях. 13. Антикризисное управление на различных этапах развития организаций. 14. Арбитражное управление. 15. Отличия антикризисного управления в стабильных и неустойчивых системах. 16. Оценка эффективность антикризисного управления. Слайд 2 1. Предмет, объект, функции и методы дисциплины. Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития Предметом воздействия антикризисного управления являются факторы кризиса, т.е. все проявления совокупного обострения внешних и внутренних противоречий, приводящих к наступлению кризиса. Объектом антикризисного управления являются социально-экономические системы, предприятия и организации. Функции антикризисного управления - разработка и реализация мер, направленных на предвидение и нейтрализацию наиболее опасных тенденций, приводящих к кризисному состоянию, вывод объекта управления из состояния кризиса. Методы антикризисного управления зависят от категории (величины и значимости) объекта антикризисного управления и делятся на два основных направления: - экономические - организационные Слайд 3 2. Системный подход к экономическим субъектам. С точки зрения современной экономической науки, системный подход представляет собой совокупность методологических принципов и теоретических положений, позволяющих рассматривать каждый элемент системы в его связи и взаимодействии с другими элементами, прослеживать изменения, происходящие в системе в результате изменения отдельных ее звеньев, изучать специфические системные качества, делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития системы, определять оптимальный режим ее функционирования. Слайд 4 3. Понятие социально- экономических систем (СЭС) и их основные свойства. Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Основные свойства социально-экономической системы 1. Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов экономической системы. 2. Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мировой системы. 3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом. Слайд 5 4. Государство, регион и организация как социально-экономические системы. Проблемы региональной экономики в период борьбы с кризисом являются одними из самых актуальных тем для научных исследований по экономике. На сегодняшний день регионы Российской Федерации отличаются друг от друга по многим параметрам. Речь идет не только о географическом положении, которое, несомненно, определяет многие характеристики, такие как наличие сырьевой базы региона, отдаленность от крупных промышленных центров, но и о социальной структуре региона, а также потенциале развития его производительных сил. Чтобы разрешить противоречия между регионами, выровнять существующие диспропорции используется механизм государственного регулирования экономики субъектов Российской Федерации. Экономические методы государственного регулирования, как на федеральном, так и на региональном уровне подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы воздействия государства на экономику заключаются в: - проектном финансировании; - кредитовании; - реализации различных целевых программ. Данная группа методов предполагает обеспечение региона финансовыми ресурсами. Основными преимуществами применения простых методов являются относительная простота и достаточно быстрая и точная оценка эффективности их применения. К недостаткам можно отнести изменение конкурентной среды и отток финансовых ресурсов из одних сфер деятельности в другие, причем не всегда экономически оправданный. Косвенные методы государственного регулирования экономики предполагают проведение со стороны государства: - денежно-кредитной политики; - воздействие на таможенные, валютные, внешнеэкономические отношения. Это, в свою очередь, влияет на формирование благоприятной конкурентной среды в регионе, а также создание новых факторов производства. Следует отметить, что, в отличие от прямых методов регулирования, косвенные методы не носят адресного характера и воздействуют на экономику региона опосредованно. Достоинствами косвенных методов является их гибкость, неотделимость от функционирования рыночных механизмов. Слайд 6 5.Соотношение понятий организация и предприятие (экономический и антикризисный подходы). С точки зрения теории антикризисного менеджмента из всех СЭС наиболее важны организации. Фирмы, компании, банки и другие хозяйствующие субъекты — это все различные примеры организаций. Организации — это основные элементы экономики. Понятие организации очень важно в антикризисном управлении. В экономике и менеджменте (не антикризисном) термины «организация», «фирма», «предприятие» обычно используют как синонимы, ставя между ними знак равенства и не делая никаких различий. Это связано с тем, что для хозяйствующих субъектов в стабильном состоянии на первом плане находятся вопросы результативности работы, конкурентоспособности, максимизации прибыли от осуществления деятельности, а вопросы собственности отходят на второй план. В антикризисном управлении, которое «включается» в периоды сложностей и угроз существования систем, значительное внимание уделяют вопросам собственности на имущество предприятий и используемые ими ресурсы, а также вопросам ответственности собственников за то, как их собственность используется. Основной принцип антикризисного управления: не важно, кому принадлежит имущество, главное, чтобы оно эффективно использовалось. Представим определения понятий «организация» и «предприятие» на основании законодательства РФ [162, с. 27—30]. В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предприятие — это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании ст. 48 ГК РФ организация — это юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее этим имуществом по своим обязательствам. Таким образом, «организация» и «предприятие» в правовом смысле не синонимы, хотя в экономической литературе эти термины очень часто воспринимаются именно так. В антикризисном управлении организация — это экономический субъект, а предприятие — объект. Организация выступает собственником предприятия как имущественного комплекса. Имущественный комплекс является предприятием, если он включает в себя все необходимые материальные и нематериальные элементы для того, чтобы вести коммерческую деятельность. Организации в соответствии со ст. 50 ГК РФ могут быть коммерческими и некоммерческими. Они подлежат государственной регистрации и считаются созданными с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ). К коммерческим организациям относятся юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между своими участниками (собственникам — акционерами, дольщиками, пайщиками). Коммерческие организации могут создаваться в форме: хозяйственных товариществ и обществ; производственных кооперативов; государственных и муниципальных унитарных предприятий. К некоммерческим организациям относятся юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме: потребительских кооперативов; общественных или религиозных организаций (объединений); финансируемых собственником учреждений; благотворительных и иных фондов; ассоциаций и союзов; других формах, предусмотренных законом. Слайд 7 6. СЭС как самоорганизующиеся объекты, имеющие собственные жизненные циклы развития. Экономическая деятельность — часть общественной жизни, поэтому в науке утвердилось понятие «социально-экономические системы» (СЭС). СЭС являются открытыми системами, которые свободно обмениваются ресурсами и информацией со своей внешней средой. По отношению к другим сложным системам, например биологическим и техническим, СЭС имеют и сходные черты, и свои особенности. Общей внешней средой для экономических систем служит природная среда и общество людей. Цель экономики в обществе заключается в том, чтобы обеспечить материальные условия для жизни людей. В связи с этим задача любых СЭС состоит в том, чтобы преобразовать ресурсы внешней среды в те или иные продукты, необходимые обществу. СЭС используют материальные, энергетические и интеллектуальные (в том числе трудовые) ресурсы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на деятельность СЭС влияют как внутренние так и внешние факторы. Внешняя среда меняется и воздействует на СЭС. Система может существовать во внешней среде только при наличии у нее некоторого уровня устойчивости к указанным изменениям. В случае утраты устойчивости СЭС или разрушится, или сумеет приспособиться и восстановить свою устойчивость. Проблема устойчивости экономических систем к воздействиям и изменениям является одной из центральных в проблематике антикризисного менеджмента. Учитывая изложенное можно определить СЭС как саморегулирующиеся объекты, имеющие собственные циклы развития. Слайд 8 7. Кризисы экономических систем как объективная закономерность их развития. В любой сложной системе и, в частности, в социально-экономических системах, функционирующих в обществе, возможны нарушения и сбои. Примерами социально-экономических систем являются предприятия, фирмы, компании, корпоративные структуры с их внутренней организацией, экономическими целями и положением на рынке. При этом они подвержены воздействиям извне со стороны других социально-экономических систем, а также органов государственного и общественного устройства и, чтобы соответствовать изменяющимся условиям, вынуждены изменяться сами, т.е. развиваться. Это приводит к тому, что в деятельности социально-экономических систем неизбежно возникают кризисы. Любая система испытывает две основные внутренние тенденции, связанные с поддержанием ее жизнедеятельности: 1) функционирование и 2) развитие . Функционирование — это комплекс действий, направленных на поддержание и сохранение уже имеющихся функций, определяющих целостность, качественную определенность и главные сущностные характеристики системы. Для обеспечения функционирования система стремится к стабилизации происходящих в ней процессов. Развитие — это комплекс действий, направленных на приобретение новых и устранение отживших качеств в условиях изменяющейся среды. Для обеспечения развития необходимо проведение изменений процессов в системе. Указанные тенденции имеют противоположные направленности и неизбежно входят друг с другом в противоречие. Само по себе наличие противоречий не является отрицательным или недопустимым. Противоречия — это те внутренние вопросы, которые требуют своего разрешения и позволяют системе найти путь к совершенствованию. Вместе с тем противоречия бывают разными по остроте и глубине, с которыми они затрагивают процессы внутри социально-экономической системы. При этом могут развиваться такие противоречия, от разрешения которых зависит само существование системы. Таким образом, мы подходим к определению кризиса. Кризис — это крайняя форма обострения противоречий в социально-экономической системе, угрожающая ее жизнедеятельности. Данное определение отражает диалектическое единство и противоположность основных тенденций социально-экономической системы. Слайд 9 7. Кризисы экономических систем как объективная закономерность их развития. Кризисы социально-экономических систем как порождение внутренних тенденций жизнедеятельности системы Социально-экономическая система Функционирование Развитие Стабилизация процессов и функций Приобретение новых, устранение отживших качеств Острое и глубокое противоречие, порождающее кризис Жизнеспособность системы Слайд 10 8. Причины возникновения, последствия завершения и виды кризисов. Объективные причины кризиса не зависят от действий и поведении людей. К таким причинам относятся природные явления, влияющие на жизнеспособность системы. Внутренние причины кризисов назревают в самой системе, например, как несоответствие функций системы и ее управления, управления и организационной структуры и т.п. Примерами закономерного кризиса являются циклические кризисы развития экономики в целом, отраслей и отдельных предприятий. Случайные причины кризиса трудно предвидеть и прогнозировать. В этом заключается их особая опасность. Опасность причин искусственного происхождения в том, что они специально и целенаправленно организованы для того, чтобы возник кризис именно в конкретной системе. Примером искусственно созданного кризиса может являться преднамеренное банкротство предприятия. Слайд 11 8. Причины возникновения, последствия завершения и виды кризисов. Классификация причин возникновения кризисов Критерий классификации Классификационная группа По зависимости от воли людей Объективные Субъективные По месту возникновения Внешние Внутренние По определенности возникновения Случайные Закономерные По происхождению Искусственные Естественные Слайд 12 8. Причины возникновения, последствия завершения и виды кризисов (последствия завершения кризисов) Если кризис возник, то его развитие приводит к тому, что система либо сохраняется, приобретая какие-то новые качества, либо перестает существовать в прежнем виде. Ниже представлена классификация последствий кризисов в системах. Обновление системы Разрушение системы Резкие изменения функций и процессов в системе Мягкая корректировка функций и процессов Краткосрочные изменения Долгосрочные изменения Обратимые изменения Необратимые изменения Возникновение нового кризиса Восстановление жизнедеятельности Слайд 13 8. Причины возникновения, последствия завершения и виды кризисов (виды кризисов) 1. По проблематике, затрагиваемой кризисными явлениями, кризисы бывают: социальные (в том числе политические); экономические (в том числе финансовые); организационные; технологические; психологические. Социальный кризис может проявляться как кризис политического устройства. Экономический кризис - кризис системы производства и распределения (финансовый кризис является частным случаем экономического). Организационный кризис чаще всего проявляется в том случае, когда организационная структура системы не отвечает новым функциям и тормозит ее развитие. Одна из крайних форм организационного кризиса — бюрократизация. Технологический кризис - противоречия между потребностями развития системы и используемыми технологиями функционирования. Психологические кризисы - проявляются как кризисы психологического состояния человека, групп людей, коллективов. Причинами таких кризисов становятся неуверенность в своей социальной защищенности, страх будущего, стрессы, паника и т.п. Психологические кризисы часто возникают вслед за социальными. Слайд 14 8. Причины возникновения, последствия завершения и виды кризисов (виды кризисов) 2. По соотношению природных и социальных факторов кризисы подразделяются: на природные; общественные; экологические. Природные кризисы вызываются стихийными, неконтролируемыми явлениями (наводнения, землетрясения, ураганы и т.п.). Общественные кризисы вызываются социальными причинами. Экологические кризисы возникают на стыке взаимоотношений человек и природы и проявляются как изменения природных условий, обусловленные деятельностью человека (загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов и т.д.). Слайд 15 8. Причины возникновения, последствия завершения и виды кризисов (виды кризисов) 3. По характеру кризисы бывают: легкими или глубокими; затяжными или кратковременными; локальными или общими; частными или системными; явными или латентными (скрытыми); управляемыми или неуправляемыми (не поддающимися воздействию). 4. Также кризисы подразделяются: по причинам возникновения; последствиям кризиса. Слайд 16 9. Диалектический характер воздействия кризисов на развитие СЭС. Принято считать, что первопричиной экономических кризисов является несоответствие (разрыв) между производством и потреблением товаров. Динамика экономического развития имеет не простой линейный, а сложный циклический характер. Понятие экономического кризиса связано с понятием цикличности развития экономики Н.Д. Кондратьева. Кризис представляет собой одну из последовательных фаз цикла наряду с подъемом, депрессией и оживлением. Марксистская теория считала кризисы неотъемлемой частью только капиталистической экономики. Немарксистские экономические теории первоначально отрицали неизбежность экономических циклов, доказывая возможность преодоления цикличности в рамках традиционных рыночных механизмов. В первой половине XX столетия возникли представления о том, что цикличность, а следовательно, и причины, порождающие кризисы, могут быть преодолены путем государственного регулирования рыночной экономики. Эти представления связывают с именем Дж.М. Кейнса. В последнее время определилась позиция ряда специалистов, согласно которой вмешательство государства в экономические процессы не всегда приводит к сглаживанию цикличности и антикризисному регулированию, а часто оборачивается прямо противоположным результатом, выражающимся в поддерживании и провоцировании цикличности. Причины цикличности и возникновения кризисов экономического развития также пытались объяснять с различных позиций. В частности, П. Самуэльсон в книге «Экономика» в качестве самых известных приводит следующие теории: - денежная теория, которая объясняет возникновение кризисов недостатком (сжатием) банковских кредитов; - теория нововведений усматривает цикличность в периодически возникающей необходимости использования в производстве важных нововведений; - психологическая теория видит причину цикличности в наличии воли пессимистического или оптимистического настроения населения; - теория недопотребления трактует причины циклов слишком большой долей дохода, которая оседает у очень бережливых людей и не инвестируется в экономику; - теория чрезмерного инвестирования утверждает, что причины циклов, наоборот, кроются в излишнем инвестировании. Слайд 17 9. Диалектический характер воздействия кризисов на развитие СЭС. (фазы экономических циклов на макро и микро уровнях) Исследование развития экономики показывает, что с XIX в. в странах с рыночной экономикой каждые 7—11 лет проявляются средние циклы, каждые 3—5 лет — малые циклы. На них накладываются большие циклы со средней продолжительностью около 50 лет. Эта цикличность выражается в неравномерности развития экономики, периодах застоя, спада и оживления производства. Фазы циклов развития экономики на макроуровне Кризис Депрессия (стагнация) Оживление Подъем (бум) Кризис Фазе кризиса свойственны снижение объемов общественного производства, деловой активности предпринимательских структур, рост безработицы, банкротств хозяйствующих субъектов. Покупательная способность в целом снижается, возможно затоваривание и падение цен, что приводит к новому сокращению активности Депрессия представляет собой достаточно продолжительную (до нескольких лет) фазу, при которой экономика обретает новое равновесие между производством и потреблением товаров. Предпринимательская и инвестиционная активность пока невысоки, так как доверие восстанавливается довольно долго. Может сохраняться массовая безработица. Данная фаза является фазой накопления капитала. Фаза оживления характеризуется началом заметных капиталовложений и инвестирования, активизированием предпринимательской деятельности, ростом объема общественного производства, повышением покупательной способности и цен, увеличением занятости. Поощряемые успехом других создаются новые предприятия. В классическом понимании оживление завершается при достижении докризисного уровня, после чего начинается подъем на новый виток развития. Фаза подъема представляет период выхода на качественно новый уровень экономики. Это связано с появлением новых технологий производства товаров, новых предприятий. В то же время на данной фазе начинают вызревать противоречия, которые подготавливают основу нового циклического кризиса. Постепенно увеличиваются объемы товарных запасов, возникает дефицит платежеспособного спроса Слайд 18 9. Диалектический характер воздействия кризисов на развитие СЭС. (фазы экономических циклов на микро уровне) Подобную цикличность можно наблюдать и в микроэкономике на уровне отдельных предприятий. Фаза 5 Реорганизация Фаза 1 Возникновение Фаза 2 Становление Фаза 3 Подъем (развитие) Фаза 4 Спад Фаза 5 Ликвидация Не все предприятия проходят путь от фазы возникновения до фазы становления. По некоторым оценкам, таких предприятий насчитывается около 20%. Еще 40—60% от сохранившихся предприятий успешно проходят «проверку» на жизнеспособность и переходят из фазы становления к фазе подъема, которая характеризуется ростом экономического потенциала предприятия. Фаза спада неизбежно (100% случаев) приходит после фазы роста и экспансии. После ее наступления предприятие либо проходит фазу реорганизации и продолжает свою деятельность, либо ликвидируется, в том числе через процедуры банкротства. Слайд 19 10. Понятие, цели и задачи антикризисного управления СЭС. В общем понимании управлять — значит принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение. Управление в социально-экономических системах является функцией системы, так как без управления такие системы не могут существовать. Эта функция: обеспечивает сохранение структуры системы; поддерживает режимы деятельности и процессы в системе; обеспечивает реализацию программ, планов деятельности. Антикризисное управление проводится в предвидении возможного кризиса, а также в условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие организации (социально-экономической системы). Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития. Антикризисное управление — такой вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, смягчения их последствий и использования факторов кризисов для развития организации. Цели и задачи антикризисного управления. 1. Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему. 2. Воспрепятствование опасным факторам кризиса. 3. Управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить). 4. Обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии. 5. Ослабление негативных последствий кризиса. 6. Использование факторов и последствий кризиса для развития организации. Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления. К социально-экономическим системам — объектам антикризисного управления — относятся организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий и отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством. Субъектами антикризисного управления выступают собственники и менеджеры предприятий и организаций, государственные органы власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах банкротства — арбитражные управляющие). Слайд 20 11. Принципы и этапы антикризисного управления. Существует четыре основных принципа антикризисного управления: - ранняя диагностика кризисных явлений. Так как кризис несет угрозу самой системе (организации), потере собственности, отрицательных социальных последствий, то чем раньше будут обнаружены кризисные явления, тем больше запас времени и тем легче их нейтрализовать; - срочность реагирования на кризисные явления. Если таковые обнаружены, то надо действовать, так как они имеют тенденцию разрастаться и углубляться; - адекватность реагирования на степень реальной угрозы. Антикризисное управление связано с затратами и потерями. Поэтому надо их соразмерять со степенью реальной угрозы со стороны кризисных явлений. Если действие недостаточно сильное, то угрозу не ликвидировать, если слишком сильное, то потери могут быть неоправданными и превосходить саму угрозу. - комплексность реагирования заключается в том, чтобы задействовать разносторонние внутренние и внешние ресурсы для улучшения ситуации. Слайд 21 11. Принципы и этапы антикризисного управления. Этапы антикризисного управления Диагностика проблемы Выработка альтернативных вариантов решений Формулирование ограничений для принятия решений Оценка вариантов и их последствий Выбор варианта Формулирование критериев выбора решений Слайд 22 12. Антикризисное управление на различных уровнях экономики мега-, макро-, мезо- и микро- уровнях. Мега и макро уровень Мегаэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля). По основным параметрам антикризисное бизнес-регулирование экономической системой мегауровня совпадает с макроуровнем за исключением необходимости валютного и внешнеэкономического регулирования, перераспределения доходов, а также целесообразности решения иных проблем общегосударственного, межстранового масштаба, которые особенно остро проявились в период последнего мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Важнейшей задачей антикризисного бизнесрегулирования на макроуровне является обеспечение условий непрерывности развития бизнеса: - своевременное выявление потенциальных угроз для функциональных направлений бизнеса, нарушение которых приведет к его остановке или разрушению; - изыскание финансовых, материальных и технических ресурсов для реализации функциональных направлений бизнеса; - создание системы замещения и резервирования кадров; - обеспечение постоянной готовности материально-технической базы и персонала организации к выполнению комплекса мер для сохранения бизнес-единицы. Слайд 23 12. Антикризисное управление на различных уровнях экономики мега-, макро-, мезо- и микро- уровнях. Мезо уровень Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно), предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военнопромышленный комплекс и т.п.) разрезе. К числу инструментов регулирования экономических бизнес-процессов на уровне региона относятся сформированная нормативная законодательная база, учитывающая необходимость выполнения функций, делегированных с федерального уровня, в том числе: - формирование тарифной политики в рамках делегированных государством полномочий; - предоставление населению важных социальных услуг и др.; - использование региональной и муниципальной собственности как материальной основы рассматриваемых процессов, инструментов реализации антикризисных мероприятий. Эффективность антикризисного бизнес-регулирования на мезоуровне может быть достигнута при условии, что парадигма, стратегия, инструменты, методы и цели данного процесса соответствуют потребностям развития региональной системы как субъекта экономических отношений. Слайд 24 12. Антикризисное управление на различных уровнях экономики мега-, макро-, мезо- и микро- уровнях. Микро уровень Микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур. Главной целью антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне, то есть в рамках отдельного хозяйствующего субъекта (вне зависимости от видов деятельности, организационноправовой формы и других параметров), является устойчивое, непрерывное развитие бизнеса, когда добросовестные собственники могли бы заблаговременно и эффективно осуществлять антикризисные меры, восстанавливать утраченную платежеспособность и обеспечить своему предприятию «возвращение» в число эффективно функционирующих организаций. Само общество также заинтересовано в том, чтобы фирмы и компании работали рентабельно, чтобы их имущество использовалось эффективно, чтобы бизнес сохранялся. Следовательно, в проведении эффективного бизнес-регулирования в целях обеспечения стабильного функционирования бизнесединиц, предупреждения кризиса и преодоления его последствий на микроуровне основными заинтересованными лицами являются государство как субъект отношений, защищающий интересы всего общества, и собственники (учредители, участники хозяйствующих обществ, собственники их имущества), работники, а в ряде случаев (градообразующие организации монопрофильных городов) - все муниципальное сообщество. Для достижения указанных целей фирмы и компании также используют соответствующие инструменты антикризисного управления, методы воздействия, выполняют определенные функции. Слайд 25 13. Антикризисное управление на различных этапах развития организаций. Из рассмотренного выше следует, что социально-экономические системы и организации пребывают в трех состояниях: — в стабильном; — неустойчивом (предкризисном или послекризисном); — кризисном. Каждому из этих состояний соответствуют свои задачи антикризисного управления и доли, которые занимают антикризисные процессы и технологии в общей системе управления Доля антикризисного управления в общей системе Стабильно е Неустойчиво е состояние Кризи 100 0% Рис. 2.2. Антикризисное управление на различных фазах экономического цикла: 1 — антикризисный мониторинг; 2 — антикризисное регулирование; 3 — антикризисное управление Слайд 26 13. Антикризисное управление на различных этапах развития организаций. В стабильном состоянии основные функции антикризисного управления заключаются в своевременном распознавании кризисных явлений в целях подготовки к возможному кризису и проведении профилактики. Это фаза антикризисного мониторинга, который позволяет заблаговременно обнаружить угрозы кризиса и подготовиться к смягчению его последствий. Доля антикризисного управления в общей системе здесь относительно невелика. В неустойчивом состоянии антикризисное управление входит в фазу антикризисного регулирования. Применяются меры по стабилизации ситуации, предотвращению развития и углубления кризисных явлений. Эту фазу система проходит как в случае скатывания ситуации к кризису, так и при выходе из кризиса на пути к стабильному состоянию. Доли антикризисного и обычного управления примерно одинаковы. В стадии кризиса функциями антикризисного управления являются обеспечение жизнедеятельности системы, минимизация отрицательных последствий и ущерба, а также использование факторов кризиса для развития системы или организации. Таким образом, в любой фазе экономического цикла управление должно содержать элементы антикризисного управления. С переходом одного состояния в другое при скатывании ситуации к кризису объем антикризисных управленческих функций возрастает. При этом нарастание антикризисных функций имеет не количественный характер, а нелинейный, качественный. В нижней точке все управление осуществляется в антикризисном режиме (100%). 14. Арбитражное управление. Слайд 27 Как в судебных, так и внесудебных процедурах антикризисного управления одним из главных действующих лиц является лицо, под непосредственным руководством которого реализуется комплекс мероприятий по выводу организации из кризиса либо по ее ликвидации. При этом специалистов, осуществляющих досудебную санацию организации, относят к антикризисным управляющим. Для реализации процедур банкротства должника арбитражным судом назначается временный, административный, внешний и конкурсный управляющие, которые объединяются понятием «арбитражный управляющий». Антикризисное и арбитражное управление представляет собой новое направление профессиональной деятельности, требующее соответствующих знаний современной экономики, управления, навыков рыночного ведения хозяйства, а также специальных знаний и компетенции для реализации системы мер и процедур по предотвращению банкротства организации либо выведению ее из хозяйственного оборота с использованием предусмотренных законодательством цивилизованных методов. При этом арбитражные управляющие должны обладать умением и навыками снижения социальных последствий, возможных при реализации различных процедур банкротства в отношении несостоятельных должников, в том числе при их ликвидации, оптимально разрешать конфликты между всеми субъектами института банкротства, обеспечивать соблюдение баланса их интересов. Внесудебные процедуры (досудебная санация) — меры по восстановлению платежеспособности должника — осуществляются по решению собственников или менеджмента предприятия в целях предупреждения его банкротства. Обычно такие процедуры проводятся на первых стадиях потери платежеспособности должником для смягчения проявлений кризиса и недопущения развития ситуации до необходимости введения судебных процедур. Внесудебные процедуры включают весь спектр применяемых антикризисных мер: мониторинг, регулирование и управление. Функция антикризисного управляющего во внесудебных процедурах — консультант руководителя по антикризисным мероприятиям, менеджер по антикризисному управлению (кризис-менеджер). Выполнение функций консультанта не предусматривает обязательную работу антикризисного управляющего в штате предприятия. Такие услуги могут оказывать специализированные консалтинговые организации. Судебные процедуры проводятся по решению арбитражного суда вне зависимости от воли собственника предприятия. При этом арбитражный управляющий выполняет функции контроля за действиями органов управления должника, обеспечения сохранности его имущества, осуществления анализа финансового состояния, составления регистра требований кредиторов, организации первого собрания кредиторов в процедуре наблюдения. В процедуре финансового оздоровления рассмотренные функции дополняются обязанностью рассмотрения отчетов о выполнении плана финансового оздоровления и предоставления соответствующего заключения. В процедурах внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий непосредственно управляет предприятием-должником. Таким образом, в упомянутых выше случаях важнейшее направление деятельности арбитражных управляющих состоит в выполнении функций по смягчению отрицательных последствий периодических кризисных явлений, что обусловлено быстроменяющейся хозяйственной средой. Слайд 28 15. Отличия антикризисного управления в стабильных и неустойчивых системах. Параметр Параметр Цели управления Цели управления Основные ограничения Характеристики внешней среды Основные ограничения Внутренняя среда Стабильные системы Стабильные системы Кризисные системы Кризисные системы Повышение эффективности Минимизация отрицательдеятельности эффективности ных последствий кризисов Повышение Минимизация отрицательных деятельности последствий кризисов Ресурсные — мягкие Временные — жесткие Благоприятная Неблагоприятная Ресурсные — мягкие Временные — жесткие Стабильная Множество острых конфликтов Неблагоприятная Рост эффективности и жизнеспособности Переход в стабильное состояние Характеристики внешней средыРезультат (планируемый, Благоприятная Внутренняя среда Стабильная Множество острых конфликтов Результат (планируемый, желательный) Рост эффективности и жизнеспособности Переход в стабильное состояние желательный) Слайд 29 15. Отличия антикризисного управления в стабильных и неустойчивых системах. Антикризисное управление — это вид управления, который отличается специфическими условиями и технологиями. К числу особенностей антикризисного управления относятся: 1. Повышенная чувствительность к фактору времени. Эта особенность связана с тем, что в результате развития кризиса возможно наступление необратимых последствий вплоть до ликвидации системы. Относительно предприятий последствиями кризиса могут быть потеря собственности для владельца, потеря средств к существованию для персонала, неблагоприятные социальные последствия для государства. Следовательно, процессы антикризисного управления должны быть быстрыми, четкими и адекватными обстановке 2. Мобильность и динамичность в использовании ограниченных ресурсов. Требование мобильности и динамичности вызвано основной особенностью — ограничением по времени. Ограниченность других ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) связана с тем, что кризис как раз и возник в результате снижения экономического потенциала системы. Другими словами, ограниченность ресурсов является характерным свойством системы в состоянии кризиса. 3. Специфические антикризисные критерии выбора вариантов решения. В обычной ситуации, например при управлении стабильным предприятием, критериями выбора управленческих решений выступают: достижение максимальной прибыли, оптимизация организационной структуры, защита имущественных интересов и т.п. В кризисной ситуации при проведении процедур банкротства основным критерием выступает максимальное удовлетворение требований кредиторов, тогда как интересы собственников и вопросы сохранения предприятия в целом отходят на второй план. 4. Повышенное внимание к заблаговременной проработке варианта, управленческих решений и оценке их последствий. Необходимость заблаговременной проработки вызвана ограничением но фактору времени. Примером является подробная проработка процедур восстановления платежеспособности или ликвидации предприятий через законодательство о банкротстве. 5 Программно-целевой подход в технологиях выработки управленческих решений. Он заключается в том, что цель управления должна быть ясно сформулирована количественно и качественно (например, рассчитаться с долгом данного размера в установленные сроки), нужные ресурсы сконцентрированы, разработана четкая последовательность действий для достижения поставленной цели, созданы внешние условия, способствующие достижению цели (например, мораторий на долги). Данный подход подразумевает также постоянный мониторинг и контроль хода реализации программы, ее адаптивность по отношению к изменению внешних и внутренних условий и ресурсного потенциала. 16. Оценка эффективность антикризисного управления. Слайд 30 Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью влияния управленческих воздействий на факторы кризиса в соотношении с задействованными (затраченными) ресурсами. Пусть f ({U1, U2,…… Un) — функция, характеризующая состояние системы, Ui (i, 1, ….п) — значения показателей системы, которые отражают отдельные факторы кризиса. Антикризисное управление можно формально выразить в изменении параметров Ui — в сторону улучшения. При этом меняется функция f(...), получая приращение Δf. Обозначим Эау — эффективность антикризисного управления, a ∑R — суммарные затраченные ресурсы. В этом случае эффективность антикризисного управления можно определить по формуле Un)]: (∑R). ЭАУ = [Δf (U1, U2 Если задействованные ресурсы представить в денежном эквиваленте, то эффективность управления будет выражена в достигнутом полезном эффекте на рубль затрат. Основные факторы, влияющие на эффективность антикризисного управления. Профессионализм и специальная подготовленность команды лиц, осуществляющих антикризисное управление. Качественная работа системы мониторинга кризисных ситуаций. Заблаговременное прогнозирование кризисов и проектирование эффективных антикризисных сценариев. Развитие методологии выработки управленческих решений в условиях кризиса. Качество разработки антикризисных программ. Искусство антикризисного управления. Оперативность и гибкость антикризисного управления при изменении ситуации. Человеческий фактор, решение проблем лидерства и коммуникаций делового сотрудничества в антикризисном управлении. Корпоративность антикризисного управления (опора на коллектив единомышленников, групповая активность, поддержка и солидарность, установка на оптимальное решение общей проблемы).
«Теоретические основы антикризисного управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) А.О. Ткаченко
Автор(ы) Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С.
Смотреть все 52 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot