Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка

  • 👀 289 просмотров
  • 📌 234 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка» doc
ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ ЛЕКЦИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 1 Первая лекция раздела . Понятие, критерии и способы оценки кредитоспособности заемщика 1 Вторая лекция раздела. Основные этапы работы банка с заемщиком для анализа его кредитоспособности 6 Третья лекция раздела. Особенности оценки кредитоспособности заемщиков 8 Четвертая лекция раздела. Особенности оценки кредитоспособности заемщика банками разных стран 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 15 Приложения 17 РАЗДЕЛ ЛЕКЦИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Первая лекция раздела . Понятие, критерии и способы оценки кредитоспособности заемщика Под кредитоспособностью клиента коммерческого банка понимают его способность полностью (включая не только основной долг, но и проценты за пользование кредитными средствами) в установленный срок рассчитаться с банком по своим долговым обязательствам. В отличие от платежеспособности заемщика, его кредитоспособность не фиксирует неплатежи за истекший период или на конкретную дату, она лишь помогает определить его способность к погашению долга в ближайшей перспективе. В оценке кредитоспособности клиента банки опираются на некоторые формальные показатели, одним из таковых, например, является степень неплатежеспособности заемщика в прошлом. Наличие у клиента просроченной задолженности при ликвидном балансе с достаточным размером собственного капитала, не является основанием для вынесения банком заключения о его некредитоспособности. Длительные неплатежи бюджету, банкам или поставщикам вообще не являются характерной чертой для кредитоспособного клиента. Уровень его кредитоспособности – это степень частного (индивидуального) риска банка, она связана с предоставлением конкретному заемщику конкретной ссуды. В отечественной и мировой банковской практике принято выделять комплекс критериев (см. Табл. 1) для определения кредитоспособности заемщика. Изложенными критериями оценки обусловлено содержание способов этой оценки. К числу таковых, к примеру, относят: • оценка финансовой устойчивости клиента; • оценка финансового коэффициента; • сбор информации о клиенте; • оценка менеджмента; • анализ денежного потока; • оценка делового риска; • наблюдение за работой клиента путем выхода на место. Все это направлено на снижение рисков банка по кредитованию им физических и юридических лиц. На фоне санкций в отношении РФ в период 2016-2019 гг. и пандемии COVID19, хватившей мир в последние 2 года, общее число банкротств в Российской экономике резко возросло (см. Рис. 1): Рисунок 1. Фактическое число банкротств в экономике1 Критерии оценки Сущность критерия оценки 1 Характер клиента (его репутация), как юридического лица Репутацию клиента как юридического лица составляют: • длительность его функционирования в данной сфере; • соответствия экономических показателей среднеотраслевым данным; • кредитная история заемщика; • репутации заемщика среди его деловых партнеров. Деловая репутация клиента была надежной и гарантировала выполнение им обязательств по кредиту 2 Способность к заимствованию средств Способность заимствовать средства говорит о наличии конкретных полномочий у клиента (представителя предприятия или фирмы) прав на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров. Подписание договора неуполномоченным лицом является для банка риском. 3 Финансовые возможности клиента (наличие у него дохода для погашения кредитного долга). Одним из основных критериев кредитоспособности заемщика является наличие у него дохода, необходимого для погашения долга. В экономической литературе есть и иная позиция взглядов на кредитоспособность клиента, предполагающая вложение капитала в недвижимость, что является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, но к основным признакам кредитоспособности это не относится, поскольку на извлечение денежных средств из недвижимости требуется время. В этой связи целесообразнее будет ориентироваться на ликвидность баланса, денежные потоки заемщика, эффективность его деятельности. 4 Наличие у клиента капитала и достаточность этого капитала Капитал клиента – не менее важный критерий его кредитоспособности. При этом важными считаются следующие аспекты его оценки: 1) достаточность, которая анализируется на основе требований Центрального банка к минимальному уровню уставного фонда и коэффициентов финансового левериджа; 2) степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, как свидетельство о распределении риска между заемщиком и банком. Большая доля вложения собственного капитала является основой большей заинтересованности заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска. 5 Обеспечение кредита Это стоимость активов заемщика + вторичный источник погашения долга ( гарантия, залог и т.д.), предусмотренный в условиях кредитного договора. Таблица 1 Критерии оценки, используемые банком для определения степени кредитоспособности заемщика2 Критерии оценки Сущность критерия оценки 6 Условия на момент совершения кредитной сделки К условиям, в которых совершается кредитная операция, относят текущую или прогнозирую экономическую ситуацию в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Этими условиями определяется степень внешнего риска банка. 7 Показатель ответственности клиента за выполнение им долговых обязательств Потенциальный заемщик должен иметь надежную деловую репутацию, чтобы не отказаться от своих долговых обязательств по кредиту. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при возникновении любых финансовых затруднений. Качество залога, надежность гаранта – крайне важные показатели при отсутствии у клиента банка достаточного денежного потока. 8 Контроль (законодательная основа деятельности заемщика). Подтверждение законодательными основами деятельности заемщика и соответствие его стандартам банка позволяет банкиру получить ответы на интересующие банк вопросы: • существует ли нормативная и законодательная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия; • как ожидаемое изменение законодательства (например, налогового) может повлиять на результаты деятельности заемщика. Законодательная основа деятельности заемщика должна по всем статьям соответствовать характеру кредита, стандартам банка и органам надзора. 9 Репутацию менеджеров Под репутацией менеджеров понимают: • уровень их профессионализма (профильное образование, наличие опыта работы); • их моральные качества; • уровень личного финансового состояния и семейного положения; • результат взаимоотношений руководимых ими структур и банка. 10 Понимание клиентом назначения кредита Даже в случае четкого понимания заемщиком цели испрашиваемой ссуды, ее выдача может быть рисковой для банка в случае, когда она противоречит утвержденной кредитной политике (нарушение утвержденных лимитов отдельных сегментов кредитного портфеля и пр.). 11 Соответствие кредитной цели клиента политике банка. Раскрывая политику банка в оценке кредитоспособности заемщика, следует подчеркнуть целесообразность и последовательность его действий в отношении будущего клиента относительно соблюдения собственных интересов. Продолжение Таблицы 1 Вторая лекция раздела. Основные этапы работы банка с заемщиком для анализа его кредитоспособности Всю процедуру по работе банка с клиентом, состоящую из цепочки последовательных действий, можно условно разделить на несколько ключевых этапов (см. Табл. 2). Таблица 2 Ключевые этапы работы банка с клиентом при составлении анализа его кредитоспособности Этапы Задача этапа Способы реализации задач 1 Установка предварительного контакта с клиентом Реализуется одним из двух способов: 1) специалисты банка организуют определенную работу, привлекая клиентуру для получения кредита, посредством специальных маркетинговых приемов; 2) клиент обращается к банку, если его устраивает репутация банка и условия кредитования. 2 Оценка содержания кредитной заявки заемщика Оцениваются данные комплексного анализа кредитоспособности заемщика, рассчитывается вероятность гарантированного выполнения им всех финансовых обязательств перед банком. 3 Выявление количественных и качественных показателей для оценки бизнес- и финансового риска Выявляются количественные и качественные показатели для оценки бизнес-риска и финансового риска (со стороны кредитодателя и заемщика). Показатель оценки кредитного риска состоит из двух составляющих – уровней финансового и бизнес-риска. 4 Финансовый анализ деятельности хозяйствующего субъекта Реализуется по данным формам бухгалтерской отчетности после проведения оценки бизнес-риска, связанного с клиентом. Для любого кредитного учреждения важно максимально быстро и в полном объеме собрать все возможные данные о потенциальном клиенте. К таковым относятся, в том числе и данные, касающиеся: • его юридического адреса; • величины уставного каптала; • организационно-правовой формы хозяйствования; • наличия/отсутствия просроченных задолженностей по займам и кредитам, взятым у других финансовых организаций; • положения хозяйствующего субъекта в отрасли; • уровня его конкурентоспособности; • информации в прессе относительно репутации и деловой активности заемщика и т.д. Оценка банком кредитного риска3 при взаимодействии с заемщиком по показателям может рассматриваться в четырех группах (см. Табл. 3): Таблица 3 Группы показателей оценки банком уровня бизнес-риска заемщика Группа Характеристика группы 1 Показатели оценки внешней среды функционирования Оценка внешней среды функционирования клиента должна базироваться на исчерпывающей информации о сферах его деятельности, секторах рынка, географическом положении, видах продукции, спросе на нее и её конкурентоспособности, объеме продаж, доходности активов и, наконец, о его поставщиках и подрядчиках. 2 Показатели качества управления Для оценки качества управления возможно использовать показатели, характеризующие: знания, опыт и профессионализм руководства клиента в области производства и финансов, возрастной состав и потенциальную преемственность работников управления, способность их реагировать на изменяющиеся условия и факторы хозяйственной деятельности, действующий уровень внутреннего и внешнего финансового контроля, состав учредителей. 3 Показатели взаимоотношения с клиентом (кредитной истории) Показателями оценки и анализа кредитной истории клиента являются: • длительность взаимного сотрудничества, • характер и интенсивность отношений банка с клиентом, • движение денежных средств с расчетного счета в банке по кредитным ресурсам. 4 Показатели оценки кредитной заявки Оценка кредитной заявки клиента проводится по совокупности показателей, характеризующих: назначение кредита и его сумму, вид кредита и срок его погашения, порядок выдачи, проценты за обслуживание кредита, оценку риска банка, залоговое обеспечение. При этом следует обратить внимание на документальное подтверждение залогового обеспечения. После проведения оценки бизнес–риска, связанного с заемщиком, и получения полного представления о внешней среде функционирования его коммерческой организации (с учетом вопросов управления и конкурентоспособности), о содержании кредитной заявки, банк переходит к финансовому анализу деятельности хозяйствующего субъекта по данным формам его бухгалтерской отчетности. Комплексная оценка4 крайне важна при предоставлении заемщику кредитных средств и далее – в процессе контроля по их использованию. При этом банк интересуется не только данными всех форм бух/отчетности за предшествующий период, но и данными развернутой характеристики отдельных ее статей, прилагаемых в пояснительной записке к годовому отчету. Достоверность всех предоставленных данных должна подтверждаться аудиторской организацией, составленной в форме позитивного заключения. Весь пакет документов, включая отметку налогового инспектора о своевременной сдаче бух/отчетности и кредитную заявку, передается кредитному отделу банка. Третья лекция раздела. Особенности оценки кредитоспособности заемщиков В оценке кредитоспособности юридических лиц учитываются фактические данные баланса, отчеты по прибыли и убыткам, кредитная информация и прочая информация. В оценке кредитоспособности крупных и средних предприятий часто используются следующие критерии: • Оценка финансовых коэффициентов; • Оценка делового риска; • Анализ денежного потока; • Оценка менеджмента. Кредитоспособность заемщика, определяемую по уровню бальной шкалы, относят к конкретному классу. В расчете баллов используют класс показателя, определяемого посредством сопоставления норматива и фактического значения, учитывают значимость рейтинга показателя. Значимость показателя (рейтинга) определяется в индивидуальном порядке, отдельно для каждой группы заемщиков, в зависимости ряда факторов – особенности политики банка, ликвидности баланса, особенностей заемщика. Равенство показателя и рейтинга в баллах может быть обусловлено разными факторами, которые могут быть связаны, как с позитивными, так и с негативными процессами. В этой связи огромное значение в определении класса придается факторному анализу коэффициентов кредитоспособности, изучению состояния дел в регионе (отрасли), а также анализу банка. Наряду с оценкой финансового состояния заемщика банку важно знать следующую информацию: • экономическое положение; • процессы снабжения, производства и сбыта продукции; • взаимоотношения клиента с поставщиками и покупателями; • взаимоотношения между владельцами предприятия его служащими и наемными работниками, между подчиненными и руководителями. Банк также интересуется применяемыми технологиями, оборудованием Целесообразным шагом, наряду с изучением документов, является посещение клиента работниками банка для личного ознакомления с организацией, условиями и порядком работы заемщика. Морально-этические качества (репутация, пунктуальность в вопросах выполнения обязательств и обещаний, порядочность, неучастие в сомнительных финансовых операциях и пр.) заемщика на данном этапе крайне важны для банков в странах с развитой экономикой. Для максимально точной оценки этих качеств банки разрабатывают специальные тесты и методики5. К примеру, сегодня очень популярен среди банков России тест «Система красных сигналов», он состоит из пяти разделов (см. Табл. 4), помогающих вскрыть максимально полезную для банка информацию о заемщике. Таблица 4 Система «Система красных сигналов» № Категория сигнала Критерии сигнала 1 «Сигналы» из истории заемщика – недавняя финансовая несостоятельность заемщика; – противоречия и расхождения в данных о заемщике. 2 «Сигналы», касающиеся вопросов руководства и управления заемщика – заемщик ищет партнера с расчетом на его средства; – низкие моральные качества руководителя; – конфликт между партнерами, борьба между владельцами компании (или между членами семьи) за власть в руководстве; – «текучесть» руководства; – неуравновешенный, импульсивный характер руководителя; – стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс, оказать давление на банковского работника. 3 «Сигналы», отражающие производственную деятельность заемщика – у заемщика не диверсифицирован круг поставщиков и покупателей; – заемщик недостаточно контролирует своих дебиторов; – заемщик принадлежит к категории проблемной (на текущий момент времени) отрасли; – баланс ведется по упрощенной схеме (активы и пассивы не детализированы по статьям). 4 «Сигналы», относящиеся к организации кредитования – заемщик не до конца понимает цель, для которой испрашивает кредит; – отсутствие у заемщика четкой программы погашения ссуды; – отсутствие у заемщика резервных источников для погашения кредита; – у заемщика нет материального обеспечения цели; – слабое обоснование кредитной заявки заемщика; – заемщик испрашивает кредит под обеспечение своего акционерного капитала и одновременно изыскивает возможности для получения ссуды под обеспечение активов; – кредит почти целиком направлен в сферу обращения, а не производства – непосредственного источника создания стоимости; – срок погашения кредита недостаточно обоснован. 5 «Сигналы», фиксирующие отклонения от установленных норм – наличие отклонений в показателях хозяйственно–финансовой деятельности от плановых; – нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности; – пересмотр условия кредитования, изменения в схеме погашения кредита просьба о пролонгации ссуды; – отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т.д.); – отклонения в системе учета и контроля заемщика.. Выявление подобных сигналов способствует предотвращению получения банками просрочек по кредитам и своевременному их выявлению. На сегодняшний день почти в каждом банке клиенту предлагают заполнить специальный лист-вопросник для предварительного ознакомления с клиентом. Ориентируясь на его ответы, банк принимает предварительное решение о предоставлении ему кредитных средств. Важным аспектом также является экономическая целесообразность использования кредита, для чего изучается самая разная документация – контракты, договора и прочие документы, подтверждающие цель, для которой заемщик желает оформить в банке кредит. Оценивая реальность и достоверность целей заемщика, банк проверяет их на соответствие текущим условиям и конъюнктуре рынка (учитываются параметры «количество-качество», «предложение-спрос», противодействие конкурентов, цены), сопоставляя доходы и издержки по той категории операций, под которые заемщик и изыскивает средства. Лишь убедившись, что использование кредитных средств поможет заемщику покрыть его издержки и получить прибыль в объеме, достаточном для покрытия его долговых обязательств, банк принимает решение об отказе или выдаче кредита. В случае принятия положительного решения на базе комплексной оценки с заемщиком будут согласованы Банк должен быть уверен в том, что в результате использования кредита заемщик покроет свои издержки и получит прибыль, достаточную для него и для возвращения долга банку. На основании таких оценок банк принимает решение о выдаче кредита заемщику или отказывает ему. Параметры кредитной сделки согласовываются с заемщиком, окончательно устанавливаются и закрепляются в кредитном договоре. Таким образом, для анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческие банки используют, практически, общие подходы и обусловлено это объективными причинами становления и развития практики банковского кредитования заемщиков. В основе оценки кредитоспособности лежит система сбора и обработки информации6 о хозяйственно–финансовом положении заемщика и анализ его финансовой деятельности. Тем не менее, каждый банк специализируется на кредитовании определенных или сразу нескольких отраслей производства, с присущими им специфическими особенностями. Все вышеупомянутые факторы нуждаются в адаптации финансового анализа к учету условий рынка, что выражается в увеличении и уточнении числа необходимых показателей. В свою очередь, это накладывает определенный отпечаток на всю методику анализа кредитоспособности заемщиков банка. Большинство банков заинтересованы в создании уникальной методики оценки кредитоспособности, которая будет учитывать особенности функционирования различных отраслей сельского хозяйства и промышленности. Кредитование физических лиц нуждается в учете особенностей экономического положения граждан РФ, проживающих в разных (город, село) условиях. Под совершенствованием анализа кредитоспособности заемщиков в современных условиях предполагается проведение более глубокого учета особенностей деятельности заемщиков любого (регионального, отраслевого, временного и т.п.) уровня. Четвертая лекция раздела. Особенности оценки кредитоспособности заемщика банками разных стран Коммерческие банки США В оценке кредитоспособности заемщика американские коммерческие банки используют четыре группы (см. Табл. 5) основных финансовых показателей: 1) оборачиваемости капитала; 2) ликвидности фирмы; 3) прибыльности; 4) привлечения средств. При принятии решения об отказе или выдаче кредита банки США опираются на оценку качественных характеристик и количественных показателей, успешно сочетают неформальные и формальные методы оценки. Все эти показатели образуют единую систему и тесно взаимосвязаны. Кроме основных показателей для оценки кредитоспособности фирмы могут быть использованы и дополнительные показатели (к примеру, рентабельность или показатели обеспеченности собственным капиталом). Коммерческие банки Франции Страны с хорошо развитой рыночной экономикой используют в анализе сложные и дифференцированные по банкам и их клиентуре методики оценки кредитоспособности заемщиков. При этом такая дифференциация удачно сочетается с принципиальным единым подходом, применяемым для комплексной оценки7 кредитоспособности, который регулируется нормативами и законами Центрального банка страны. Методики определения кредитоспособности в разных странах (см. Приложение 1, Табл. 1 и Табл. 2) могут базироваться на сальдовых или оборотных показателях отчетности, могут учитываться особенности формирования отчетности предприятий, а так же качественные характеристики заемщиков, которые не подпадают под формальные методы оценки. Коммерческие банки РФ Практика функционирования российских банков допускает использование различных методик для определения кредитоспособности заемщиков. Самыми распространенными из них считается метод рейтинговой оценки и методика Сбербанка России. В целом, в российской банковской практике применяются такие основные методики, как экспертная оценка, метод оценки кредитоспособности при помощи финансовых коэффициентов, скоринговые и рейтинговые модели. Насколько они эффективны, можно судить по динамике финансовых результатов деятельности кредитных организаций (см. Табл. 5) в течение последних нескольких лет. Таблица 5   2015 2016 2017 20181) 2019 2020 Общий объем прибыли (+)/убытков (-), полученных действующими кредитными организациями, млн. руб. 191965 929662 789661 997889 1715087 1608062 Объем прибыли кредитных организаций, имевших прибыль, млн. руб. 735803 1291868 1561647 1583648 1869609 1641369 Удельный вес действующих кредитных организаций, имевших прибыль, % 75,4 71,4 75,0 78,6 83,0 79,1 Объем убытков кредитных организаций, имевших убытки, млн. руб. 543838 362205 771985 585759 154521 33307 Удельный вес действующих кредитных организаций, имевших убытки, % 24,6 28,6 25,0 21,4 17,0 20,9 Финансовые результаты деятельности кредитных организаций за период 2015-2-20 гг. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ Литература 1. Булгаков А., Телегин И. Управление кредитным риском в коммерческом банке // Бухгалтерия и банки. 2013. № 3.Галицкая С.В.Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. – М.: Эскимо, 2008. – С.652. 2. Ендовицкий Д.А., Бочарова И.В. Комплексная оценка кредитоспособности хозяйствующего субъекта // Экономический анализ. – 2004. – № 15. – С. 21-26. 3. Ендовицкий Д.А., Бочарова И.В. Система комплексного анализа кредитоспособности заёмщика // Аудитор. – 2004. – № 11. – С. 33-36. 4. Масленников А.А. Развитие кредитно-инвестиционной деятельности банка на основе комплексного метода оценки заемщика // Социально-экономические и правовые проблемы: сб. ст. М.: РУДН, 2014. С. 76-80. 5. Кирисюк Г. М., Ляховский В.С. Оценка банком кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. – 2000. – № 15. – С. 9-13. 6. Пещанская И.В. Финансовые коэффициенты в системе оценки кредитоспособности заёмщиков банками // Экономический анализ: теория и практика. – 2004. – № 2. – С. 19-25. 7. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 208 с. Ресурсы Интернет 1. Анализ кредитоспособности организации заемщика на примере Сберегательного банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/v1Puq82koEQ/all.html (дата обращения: 02.10.2021). 2. Банкротства юридических лиц в России: основные тенденции 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/PROM/2021/Bnkrpc-2020.pdf (дата обращения: 03.10.2021). 3. Оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/aAATr9RBuNc/all.html (дата обращения: 03.10.2021). 4. Федеральная служба государственной статистики[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11192 (дата обращения: 03.10.2021). Приложение 1 Таблица 1 Основные финансовые показатели, используемые банками США для оценки кредитоспособности заемщика8 Группа Финансовый показатель Характеристика показателя 1 Коэффициент ликвидности (Кл) и коэффициент покрытия (Кпок). Коэффициент ликвидности – это соотношение краткосрочных долговых обязательств и наиболее ликвидных средств. Коэффициент ликвидности прогнозирует на основе оценки структуры оборотного капитала способность заемщика в ближайшей перспективе оперативно и в срок погасить долговые обязательства. Достаточным считается значение коэффициента ликвидности равное 1,5 (чем выше значение, тем благонадежнее заемщик). Коэффициент покрытия – это соотношение краткосрочных долговых обязательств и оборотного капитала. Он показывает предел кредитования по достаточности всех видов средств клиента для погашения им долга. Коэффициент покрытия <1 говорит о нарушении границ кредитования и о некредитоспособности заемщика. 2 Показатели оборачиваемости капитала Они отражают качество оборотных активов и учитываются в оценке роста коэффициента покрытия (рост значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременное замедление их оборачиваемости не свидетельствует и о повышении кредитоспособности заемщика). 3 Коэффициент привлечения (Кпривл.) Этот коэффициент представляет собой соотношение всех долговых обязательств к общей сумме активов. Его максимальное значение = 0,5. Коэффициент показывает зависимость фирмы от заемных средств – чем выше его значение, тем ниже кредитоспособность заемщика. 4 Показатели, характеризующие прибыльность фирмы Эти показатели тесно связаны с 3 группой. К ним относят: норму доходности; • долю прибыли в доходах (отношение чистой прибыли к доходам); • норму прибыли на активы; • норму прибыли на акцию. При росте зависимости фирмы от заемных средств снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе коэффициента привлечения, может быть компенсировано ростом прибыльности. Таблица 1 Основные финансовые показатели, используемые банками Франции для оценки кредитоспособности заемщика9 Группа Финансовый показатель Характеристика показателя 1 Оценка предприятия и анализ его баланса, а также иная отчетность Оценивая предприятие, банк интересует: 1) Характер деятельности предприятия и длительность его функционирования; 2) Факторы производства, среди которых выделяют • производственные ресурсы (как соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций); • трудовые ресурсы (как образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, структура персонала, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости частота передвижения управленцев по рабочим местам, показатели простоя); 3) Финансовые ресурсы; 4) Экономическую среду, в которой функционирует предприятие. 2 Оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками Методики оценки кредитоспособности клиента дифференцированы в зависимости от характера клиента (его отраслевой принадлежности, форм собственности), различные для фирм и частных лиц. 3 Использование данных картотеки Банка Франции Картотека представлена четырьмя разделами, где: 1-й раздел включает в себя 10 групп, критерий принадлежности к которым определяется размером актива баланса. Каждой группе присвоено буквенное обозначение ряда [А…К]; 2-й раздел рассматривает кредитные котировки, выраженные в доверии к заемщику. Картотека учитывает финансовое состояние, рентабельность предприятия, оценку руководителя, держателей предприятий и капиталов, с которыми у клиента есть общие коммерческие интересы. Согласно кредитной котировке предприятия делятся на 7 групп с присваиванием им значений из диапазона цифр [0…6]; 3-й раздел позволяет классифицировать предприятия по степени их платежеспособности. Банки Франции фиксируют все случаи с неплатежами, разделяя по этому признаку клиентов коммерческих банков на три группы с присваиванием им шифра из диапазона цифр [7…9], где: цифра 7 говорит о пунктуальности и платежеспособности заемщика цифра 8 присваивается заемщикам с временными затруднениями в финансах цифра 9 маркирует группу безнадежных заемщиков 4-й раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции.
«Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Бармотина Ю.В.
Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot