Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические направления в социологии

  • 👀 886 просмотров
  • 📌 820 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретические направления в социологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические направления в социологии» docx
Тема: Теоретические направления в социологии 1. Возникновение и развитие социологии 2. Социология конца XIX – начала XX века. Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Карл Маркс 3. Основные направления современной социологии Основные понятия: социальная статика, социальная динамика, стадии интеллектуального развития, социальный факт, ценностные суждения, отнесение к ценности, идеальный тип, социальное действие, эмпирическая социология, структурный функционализм, социология конфликта, символический интеракционизм, феноменология, интегральная социология. Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др. Кроме этого социология выработала и собственные специфические методы исследования: наблюдение, изучение документов, опрос, тестирование, социометрия, социальный эксперимент и некоторые другие, встречающиеся реже. Таким образом социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не подменяет другие науки. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая своё вполне определённое место в системе научного знания. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира. 1. Возникновение и развитие социологии 1. Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии. 2. Социология конца XIX – начала XX века. Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Карл Маркс. 3. Основные направления современной социологии. 1. Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии. а) О. Конт – основатель социологи как науки.Для обозначения учения о развитии человеческого общества термин «социология» первым употребил французский ученый Огюст Конт в 1839 году в третьем томе своей работы «Курс позитивной философии». Именно в этой работе О. Конт (1798-1857) выдвинул задачу изучения общества на научной основе. б) Три стадии интеллектуального развития. Необходимость появления новой науки об обществе обосновывается О. Контом сформулированным им законом о трех стадиях интеллектуального развития человечества. Эти три стадии, по Конту, составляют основное содержание исторического процесса. • На первой, теологической, стадии все события объясняются на основе религиозных представлений и получают сверхъестественное истолкование. • Вторая, метафизическая, стадия характеризуется отказом от обращения к сверхъестественному, и все происходящее объясняется на основе раскрытия «сущности» и «причин» явлений через абстрактные философские рассуждения. Однако, по Конту, постичь сущность явлений, вскрыть их причины при помощи философских абстракций невозможно, и основная задача этой стадии – критическая. Вторая стадия разрушает прежние представления и подготавливает третью – научную, позитивную стадию. • На третьей, позитивной, стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений на уровне философских рассуждений и обращается к науке, которая одна только и способна дать положительное, позитивное знание. Человек начинает наблюдать явления и фиксировать постоянные связи, которые устанавливаются между ними. Обоснование необходимости создания социологии как особой дисциплины, исследующей общественную жизнь, О. Конт связывал с необходимостью установления согласия и солидарности в обществе. в) Социальная статика и социальная динамика. По аналогии с физикой О. Конт свою «социальную физику» (именно так он первоначально назвал новую науку об обществе) разделяет на социальную статику, изучающую принципы, обеспечивающие стабильность общества и социальную динамику, задачей которой является исследование условий и принципов развития общества. Социальная статистика изучает законы функционирования и условия существования общественной системы. В этом разделе рассматривается роль основных общественных институтов, к которым, в контовском понимании, относятся семья, государство и религия. Социальная динамика развивает теорию общественного прогресса, основой которого, по мнению О. Конта, является духовное, умственное развитие человека. Развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Революции в сознании всегда предшествуют политическим революциям. О. Конт, как и другие «отцы-основатели» социологии (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М .Вебер), был сторонником стабильного порядка, противником революционных преобразований. Именно социология должна была стать инструментом познания общества с целью выработки рекомендаций по его реформированию. Законы развития общества, с точки зрения О. Конта, носят точный строгий характер, как и законы физики и математики. Эти законы существуют объективно и могут не только объяснять настоящее, но и предсказывать будущее. Основной заслугой О. Конта является то, что он впервые обосновал закономерный характер развития истории, описал социальную структуру и целый ряд важнейших институтов общества, определил социологию как социальную науку, основанную на наблюдении, поставил вопрос о необходимости проведения эмпирических исследований при изучении общества. а) Спенсер – создатель биологического направления в социологии. Важную роль в развитии социологии как научной дисциплины сыграл английский философ и естествоиспытатель Герберт Спенсер (1820-1903) – создатель биологического направления в социологии. Социологические взгляды Спенсера изложены в «Основаниях социологии» (1862 г.). Задачей социологии, с точки зрения Спенсера, является изучение массовых типичных явлений, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, совершающихся независимо от воли отдельных личностей и их субъективных установок. б)Социальные институты в учении Г. Спенсера.Для понимания спенсеровского определения предмета социологии существенное значение имеет его учение о социальных институтах, которые он рассматривает как механизмысамоорганизации совместной жизни людей. Именно социальные институты, с точки зрения Спенсера, обеспечивают превращение человека в социальное существо способное к коллективным действиям. Институты возникают в процессе эволюции помимо воли человека как следствие роста численности населения. И хотя понятие«институт»употреблялось задолго до Спенсера, он впервые ввёл в социологию понятие социального института, создал целостную концепцию институциализации. Концепция социальных институтов воспроизводит у Спенсера образ общества по аналогии с живым организмом. Проводя аналогию между социальным и живым организмом, Спенсер утверждал, что общества, как живые организмы, в начале своего развития представляют собой небольшие «агрегаты», постепенно увеличивающиеся в размерах. Сравнивая общества с биологическими организмами, он считал, что отдельные части общества (образование, система воспитания, средства коммуникации и т.п.) выполняют ту же роль, что и отдельные части организма (сердце, кровеносная система и т. п.). б) Законы эволюции и социология.С точки зрения Спенсера законы эволюции действуют абсолютно одинаково во всех сферах бытия и что социальная эволюция ничем специфическим не отличается от эволюции в растительном и животном мире. В ходе эволюции дольше выживают те, которые адаптируются лучше, лучше приспосабливаются к изменениям. Процесс адаптации значительно усложняет общество в целом, его части становятся более специализированными. Поскольку в сложном обществе одна его часть (институт, подсистема) не может быть заменена другой, то все они должны функционировать на благо целого, иначе общество развалится и перестанет существовать. Взаимосвязь различных частей общества способствует его интеграции. Г.Спенсер считал, что естественный отбор в обществе должен привести к избавлению от неприспособленных индивидов и в этот процесс никто не должен вмешиваться (например, неприемлема социальная помощь бедным). Этот подход Г.Спенсер распространял и на взаимодействие предприятий и экономических институтов, полагая, что конкуренция при невмешательстве правительства способствует уничтожению неприспособленных. Отсюда берёт начало направление социологического позитивизма, получившее название «социальный дарвинизм». Наибольшим вкладом Г.Спенсера в социологию является его теория функциональной дифференциации, организации и интеграции. Спенсеру впервые удалось глубоко и всесторонне разработать системный подход применительно к обществу, соединив его с эволюционизмом. Он ввёл в социологию категорию «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «социальная функция», «социальный контроль». Именно Спенсер заложил основы структурно-функционального направления в социологии, которое получило широкое распространение и представлено такими выдающимися социологами, как Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Чайт, Н. Смелзер и др. Отмечая историческую ограниченность учения Г. Спенсера, чаще всего подчёркивают его механицизм, органицизм и биологизм. 2. Социология конца XIX – начала XX века. Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Карл Маркс а) Э. Дюркгейм и его научные труды. Общие основы социологии как специальной общественной науки были заложены к середине XIX века. Однако её становление и утверждение завершается в конце XIX – начале XX века и связано прежде всего с именами Э. Дюркгейма и М. Вебера. Французский исследователь общественной жизни Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) был одним из самых известных социологов 90-х годов XIX – начала XX века. С его именем связано создание общей методологии социологии, социологии самоубийств, социологии религии, а его первая крупная работа «О разделении общественного труда» (1893) была первым обращением социологии к исследованию экономических процессов. Среди других крупных работ Э. Дюркгейма, посвященных социологической проблематике, следует отметить « Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). б) «Социальные факты» в учении Дюркгейма. Основной категорией социологии, с точки зрения Э. Дюркгейма, является социальный факт. Социальные факты (нормы, обычаи, типы поведения и мышления) – это факты коллективной психологии и сознания, существующие наряду с биологическим и психическими фактами деятельности людей. Социальные факты имеют независимое от человека существование, нахдятся вне человека и обязательны для него. Если человек им не подчиняется, то подвергается санкциям со стороны общества. Э. Дюркгейм считал, что социология должна превратиться из науки о понятиях в науку о реальных фактах, фактах реального сознания (религия, традиции, обычаи, моральные нормы) и фактах, как проявлений совместной деятельности людей (приступность, безработица, проституция). Социальные факты, познание которых и составляет основную задачу социологической науки, хотя и порождены объединенными действиями индивидов, качественно отличаются по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний. В основе социальных фактов лежит коллективное сознание и коллективное поведение. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием и принудительным воздействием на индивидов. Общество, в его интерпретации, выступает как независимая от индивидов надындивидуальная реальность социальных фактов. Оно доминирует над индивидом и формирует его как члена социума, являясь источником всех высших ценностей. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов. Но однажды возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. а) Марксистская социология и ее сущность.В 40-е гг. XIX в. возникло материалистическое направление в со­циологии, основателем которого стал К. Маркс (1818-1883). Он был знаком с трудами Сен-Симона и О. Конта и соглашался с ними в том, что мир – это объективная реальность и что можно открыть точные законы его развития. Но развитие человеческого общества, по К. Марксу (в этом он расходится с позитивистами), происходит не на основе развития знания, интеллекта, а определяется матери­альным производством (материалистический детерминизм). Имен­но материальное производство определяет так называемые произ­водственные отношения, т. е. связи между людьми, возникающие в процессе производства. Все связи в обществе (общественные от­ношения) являются, по мнению Маркса, производными от производственных отношений, которые составляют основу любого общества и выступают какэкономический базис, который определяет политическую надстройку, духовную жизнь, все процес­сы, происходящие в обществе, в том числе и развитие науки, которое обусловлено потребностями материального производства.Человек для К. Маркса – активное со­циальное существо, поведение которого изменяется в зависимости от окружающей его действительности. С изменением общества ме­няется не только образ мышления, но и сама природа человека, из которой вытекает его образ действий. Маркс считал, что развивая производство и изменяя социальные отношения, быт, мож­но изменить и человека. Таким образом, общество переходит на но­вую, более высокую ступень – общественно-экономическую формацию. а) Что такое позитивизм в социологии.Взгляды К. Маркса на общество оказали влияние на развитие об­щественных наук в XX в., но в социологии XIX в. продолжал господ­ствовать позитивизм. Социологи-позитивисты в отличие от фило­софов-метафизиков представляли окружающий мир, в том числе и природу, как объективную реальность. Человеческое общество для них – продолжение, историческая часть природы. В нем действуют те же природные законы движения и развития, которые определяют не только развитие природного мира, но и жизнедеятельность людей. Таким образом, принципами позитиви­стской социологии являются: • натурализм. Для позитивизма человеческое общество – часть при­роды; • органицизм. Социолог-позитивист под человеческим обществом понимает живой организм, каждый орган которого функциониру­ет таким образом, чтобы обеспечить целостность и развитие сис­темы в целом; • эволюционизм. Общество, по представлениям позитивистов, нахо­дится в постоянном движении и развитии. Движущими силами этих изменений являются природные законы: борьба за сущест­вование, естественный отбор и др. Отсюда следует, что социология должна быть такой же «естест­венной наукой», как астрономия, физика, биология, а человеческое общество развивается по естественным законам. Никаких специфиче­ских «социологических» законов не существует, а методы социоло­гии должны быть в отличие от умозрительных приемов метафизики точными, строгими, описываемыми количественно и проверяемыми экспериментально. а) Социология Макса Вебера.Макс Вебер (1864 –1920) является одним из самых влиятельных социологов конца ХIХ – начала ХХ века. Его социологические взгляды противостоят концепциям позитивизма. В своих работах он обращался и к теоретическим проблемам социологии, и к социологии религии, и к экономической теории, и к политической теории. Макс Вебер является основоположником всей западной социологии. Именно он впервые поставил вопрос о предмете социологии, исследовал истоки западного капитализма, разработал теорию политического процесса. Его концепция власти до сих пор является основой современных политических исследований. б) Ценностные суждения и отнесение к ценности. Методологические принципы веберовской социологии опираются на определенные требования. Социологическая теория и понятия, с точки зрения Вебера, не могут быть результатом интеллектуального произвола (произвольного толкования), так как сама интеллектуальная деятельность подчиняется определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам логики и общечеловеческим ценностям. Общее направление всему человеческому мышлению задают общечеловеческие ценности, с которыми должно быть соотнесено реальное поведение. М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение индивида всегда личностно и субъективно, отнесение к ценности (принятие ценностей общества) превращает индивидуальное впечатление в объективное, общезначимое суждение. Наука о культуре, обществе и истории должна быть так же свободна от оценочных суждений, как и естественная наука, – утверждал Вебер. Это не значит, что ученый должен отказаться от собственных вкусов и оценок – просто они не должны влиять на его научные суждения. В отличие от неокантианцев, рассматривающих ценности как нечто надисторическое, Вебер трактует ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное этой эпохе направление интереса, как ценности, закрепившиеся в обществе. в) Понятие «идеальный тип» в социологии Вебера. Важнейшим теоретическим инструментом Вебера является категория«идеальный тип». Это, по сути, и есть интерес эпохи, представленный в виде теоретической конструкции. Веберовский «идеальный тип» – это теоретическая схема, мыслительная конструкция. Идеальный тип конструируется и используется как инструмент, необходимый для классификации и типологизации процессов и явлений, наблюдаемых в реальной жизни. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся социологом наиболее типическими. Примером «идеального типа» являются сложившиеся понятия демократии, бюрократии, свободы, справедливости. Именно идеальные типы должны сделать осмысленными социальный и исторический опыт людей. Это своего рода эталон, с которым социолог соотносит социальную практику и, по выражению Вебера, ищет общие правила событий. г) Классификация типов социальных действий. Для Вебера социология – наука о действии, а действие – это поступок человека, имеющий субъективное значение, то есть смысл. Таким образом, социология изучает не только факты и закономерности, как предполагает позитивизм, но и внутренний мир действия – идеи, мотивы, которые вкладываются человеком в действие. Основным методом социологии, с точки зрения Вебера, является понимание, или интерпретация, смысла действия. С принципом «понимания» связана одна из центральных теоретических категорий веберовской социологии – категория социального действия. Социальное действие – это действие, обладающее смыслом и соотнесенное с действием других людей, ориентированное на них. Таким образом, социальное действие предполагает два момента: субъективную мотивацию субъекта и ориентацию на другого или других. Эту ориентацию Вебер называет «ожиданием» и считает, что без нее действие вообще не может рассматриваться как социальное. Действия людей, раскрывающих зонтики во время дождя, или поведение людей в спасающейся толпе не являются социальными. Социология должна ориентироваться на действия индивида или группы индивидов. При этом наиболее «понятным» является действие осмысленное, то есть такое, где есть четко представленные цели, средства, результаты, выгода. Этот тип действия Вебер называет целерациональным.Целерациональное действие как идеальный тип в чистом виде редко встречается в реальности. Оно у Вебера служит образцом социального действия (идеальным типом), с которым соотносятся все остальные виды действий. Как именно применяется идеальная модель целерационального действия, можно понять, рассмотрев другие виды действия и соотнеся их между собой. Вебер дает следующую типологию социальных действий: 1) целерациональное (суть этого типа действия рассмотрена выше); 2) ценностно-рациональное – действие, согласно долгу или убеждениям, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективное – действие на основе эмоционального состояния (чувств); 4) традиционное – действие на основе привычки или обычая. Вебер признает, что социология может пользоваться таким инструментом познания, как законы, но чем более обобщен закон, тем менее он интересен для социолога. Законы – это тоже средства познания, ими нельзя доказывать утверждения. Закон выражает лишь одну связь явлений, в то время как в жизни все обусловлено совпадением большого числа событий. а) Кризис позитивизма в 80-х годах XIX в.Кризис позитивизма в 80-х гг. XIX в. дал толчок развитию психологического направления в социологии. Социологи, сторонники психологического подхода, стремились объяснить социальные события исходя из психических явлений. Это течение социологии можно подразделить на такие на­правления: • психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гидденс), который развитие общества рассматривал как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, базирующейся на психи­ческом ощущении общности целей развития человеческой циви­лизации; • инстинктивизм(У. Мак-Дугал), который искал основу жизни в ин­стинктах и эмоциях, представляющих собой проявления психи­ческого склада индивида; • психология масс (Г. Лебон, Г. Тард), которая стремилась объяснить поведение больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, вну­шаемость, психическое заражение. Отсюда неуправляемость, ир­рациональность,' быстрая смена настроения толпы; • бихевиоризм (Э. Торндайк, Д. Уотсон) объясняет поведение жи­вотных и человека, которое представляет собой ответ на стимулы (воздействия) внешней среды. Основным недостатком этой теории явилось исклю­чение из цепочки поведенческого акта человека сознания. В 20-е гг. XX в. вновь возрождается позитивистская традиция (неопозитивизм). Неопози­тивизм базируется на достижениях технических и естественных на­ук, новых разработках философии, логики, социологии науки. б) Принципы неопозитивизма.Принципы неопозитивизма заключаются в следующем: • натурализм, т. е. подчинение социальных явлений природным за­конам; • сциентизм, т. е. методы социологии должны быть точными, стро­гими, объективными, как и методы естественных наук; • верификационизм, т. е. истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта и эксперимента; • квантификация, т. е. все социальные явления должны быть описа­ны и выражены количественно; • объективизм, т. е. социология должна быть свободна от ценност­ных суждений и идеологических схем. Неопозитивистские установки разделяют такие видные социолога, как П. Лазарсфельд, Г. Зеттербергер, Г. Блейлок, К. Поппер, Дж. Холтон, Р. Кит, Т. Бентон. Западные и российские социологи конца XIX – начала XX века. Социология конца XIX – начала XX века представлена не только именами Э. Дюркгейма и М. Вебера, но и многими другими исследователями, внесшими большой вклад в развитие социологической теории. Среди них итальянский социолог и экономист, основоположник функционализма В. Парето (1848 – 1923), итальянский социолог и политолог, основатель социологии элит Г. Моска (1858 – 1941), немецкий философ и социолог, создатель формальной социологии Г. Зиммель (1858 – 1918). В России в этот период социальные проблемы разрабатывали Н. Я. Данилевский (1822 – 1885), Л. И. Мечников (1838 – 1888), П. Л. Лавров (1823 – 1900), Н. К. Михайловский (1842 – 1904), Н. И. Карев (1850 – 1931), Л. И. Петражицкий (1867 – 1931), М. М.Ковалевский (1851 – 1916), Г. В. Плеханов (1856 – 1918), В. И. Ульянов (Ленин) (1870 – 1924). Более подробно с взглядами названных выше исследователей общества можно ознакомиться при изучении рекомендованной литературы. 3. Основные направления современной социологии Понятие «современная социология» чаще всего употребляется для обозначения социологических взглядов и школ, сложившихся после 20 – 30-х годов XX века, а иногда и более позднего периода – второй половины XX века. В современной социологии сложилось множество направлений и школ, отличающихся чрезвычайным разнообразием подходов к изучению социальной реальности. Среди этих направлений выделяют эмпирическую социологию, структурный функционализм, социологию конфликта, символический интеракционизм, феноменологию и этнометодологию, интегральную социологию. а) Эмпирическая социология. Начальный этап в развитии современной социологии (20-40-е годы) был ознаменован развитием и утверждением, особенно в США, эмпирической социологии. Наиболее серьёзным явлением в развитии эмпирических исследований, а на их основе и социологической теории, явился вышедший в 1918 – 1920 годах совместный труд американских социологов У. Томаса (1863 – 1947) и Ф. Знанецкого (1882 – 1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке». Большой вклад в становление эмпирической социологии внесла Чикагская социологическая школа – Р. Парк (1864 – 1944), Э. Берджес (1886 – 1966), Л. Вирт (1897 – 1952), У. Огборн (1886 – 1959). Внимание социологов Чикагской школы было сосредоточено на исследовании последствий быстрого роста городов, жизни общин эмигрантов и сельских жителей, социализации личности, семьи девиантного (отклоняющегося) поведения. Среди представителей эмпирической социологии следует отметить американского исследователя Э. Майо (1880 – 1949), который в 20 – 30 годы XX в. изучал влияние межличностных отношений, стиля руководства и других факторов на производительность труда. На основе своих исследований Э. Майо показал несовместимость человеческой природы с жёсткой иерархией подчинённости в бюрократической системе. На основе эмпирического направления создавались многочисленные социологические службы (в том числе и в бывшем СССР), называвшиеся «социальной инженерией» («социальным менеджментом»). Радикальный эмпиризм представлен, в первую очередь, Дж. Ландбергом (1895 – 1966), умеренный – П. Лазарфельдом (1901 – 1976) и С. Стауффером (1900 – 1960). Эмпирическая социология в России до революции развивалась М. Ковалевским и Л. Петражицким, в 20 – 30 годы XX в. – С. Струмилиным, А. Гастевым, А. Тодорским, А. Чаяновым и др. После 30-летнего перерыва эмпирические исследования в 60 – 70 годах XX в. возобновили А. Здравомыслов, Ю. Левада, Г. Осипов, А. Харчев, В. Шубкин, В. Ядов и др. б) Структурный функционализм – это такое направление в социологии, которое рассматривает общество, социальные явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия. Основоположником и крупнейшим представителем структурно-функцио­наль­ного анализа, создателем современной теории социального действия является ТолкоттПарсонс (1902 – 1979), представитель Гарвардского университета. Социологическая теория формировалась как позитивистская, поэтому вопрос о внутренних мотивах деятельности человека не ставился. И только понимающая социология (М. Вебер) обратилась к исследованию действия, в том числе и экономического, с точки зрения его смыслового содержания. Но уже здесь признавалось, что действие может быть не только рациональным, но и традиционным, ценностно-рациональным и аффективным. Парсонс продолжил эту концепцию. Для него действие, так же, как и для Вебера, может быть рационально-мотивированным (инструментальным), экспрессивным или моральным. Но действие происходит не вакууме. И хотя цели и средства достижения задаются личностью, обусловлены они культурной средой. В процессе действия человек всегда выступает как представитель общества, имея определенный статус – положение в обществе согласно происхождению, национальности, образованию, профессии и т.д. Сам человек и взаимодействующие с ним люди в своём поведении ориентированы на этот статус. В зависимости от статуса и ситуации действующий индивид разыгрывает «роли» – типовые схемы поведения человека. Таким образом, появляются устойчивые модели взаимодействия индивидов с определенными ролями и статусами. Со стороны других индивидов возникают ожидания поведения, соответствующего этим ролям и статусам. Появляются взаимные ориентации на соответствующее ролям и статусам поведение. Не менее известным представителем структурного функционализма является ученик Т. Парсонса Роберт Мертон (род. в 1910 г.). В отличие от Т. Парсонса Р. Мертон отказался от создания всеобщей теории социальных систем и сосредоточил основное внимание на разработке теорий «среднего уровня» (социология семьи, социология личности, социология девиантного поведения и др.). Именно эти теории, с точки зрения Р. Мертона, позволяют обеспечить единство теории и эмпирических фактов, решить задачу взаимосвязи макросоциологии и микросоциологии. Недостатком структурно-функционального анализа является исключение из научного анализа личности. Действитель­но, при структурно-функциональном подходе общество представляется не состоящим из личностей, а построенным из абст­рактных конструкций, структур (ролей статусов, институтов). В такой модели общества субъективные качества конкретной личностине могут проявиться, ее деятельность схематизирована, упрощена. Структурно-функциональный подход успешнее применяется в макросоциологии для изучения крупных социальных образований: большим группам, общества в целом. С уменьшением размеров групп, а следовательно, с увеличением влияния субъектив­ного фактора неточность исследований возрастает, виднее становит­ся абстрактность структурно-функциональной модели, несоразмерность ее с кон­кретной личностью. в) Социология конфликта.Социология конфликта сложилась и оформилась в 50-е годы XX столетия. Она опиралась прежде всего на социологические идеи, разрабатываемые марксизмом и такими известными социологами, как М. Вебер, Г. Зиммель, В.Парето, Г. Моска и др. Наиболее видными представителями этого направления являются американские социологи Ч. Милс и Л. Козер, немецкий социолог Р. Дарендорф и английские социологи Т. Боттомор и Д. Рекс. В социологическом подходе к социальным конфликтам на первый план выдвигается изучение их места и роли в социальной системе. Социология конфликта раскрывается в теме 10. а) Символический интеракционизм. Это направление социологической мысли опирается на труды аме­риканских социологов Джорджа Мида(1863-1931)и Чарльза Кули (1864-1929), творивших в первой трети XX в. Сам термин «символический интеракционизм» был введен в научный оборот учеником Дж. Мида Гербертом Блумером в 1937 г. Центральное понятие социологической теории Дж. Мида–меж­индивидуальное взаимодействие. Именно совокупность всех взаимо­действий и создает общество. Начальной фазой межиндивидуального взаимодействия выступает жест или слово. Если взаимодействующие индивиды уже имеют опыт общения, то жест (или слово) вызывает у всех вступающих во взаимодействие одинаковый отклик, т. е. жест (слово) становится символом. Символический интеракционизм– это взаимодействие индивидов с помо­щью символов, это понимание общества как суммы взаимодействий индивидов.Ч. Кули взаимодействие людей считал производным от их пред­ставлений друг о друге. Общество, состоящее из суммы личных и групповых взаимодействий, будет не социальной реальностью, а как бы совокупностью представлений об этой реальности, т. е. о людях, их связях, предметах реального мира и т. д. Эти идеи развивал Г. Блумер (1900). Он утверждал, что инди­вид, наделяя окружающих людей и объекты смыслом, таким образом творит мир. Для него мир таков, каким он его себе представляет. От­сюда следует, что социальное действие – это скорее конструирова­ние общественных отношений, чем реакция, отклик на стимулы внешнего мира. Общество для Г. Блумера не объективная реальная структура, гделичность занимает определённое место (как у Т. Парсонса), а постоянный процесс взаимодействий между конструктивно тво­рящими индивидами. Эти взаимодействия и создают социальные си­туации. От того, как интерпретируются эти ситуации индивидом, и зависит его поведение (а вовсе не от того, что ка­кие-то внешние социальные силы вызывают определенное поведе­ние индивидов). В символическом интеракционизме личность не только не теряется, но и приобретает определяющее значение. Мир, создаваемый представлениями людей, взаимодействие на осно­ве символов носит субъективный характер. А социальное действие индивида полностью зависит от его представлений о реальном мире. Среди современных представителей интеракционизма наиболее известны Ч. Моррис, И. Гоффман, М. Бубер. б) Феноменология. Основы феноменологического видения мира заложил немецкий фи­лософ Эдмунд Гуссерль (1859-1938), который рас­сматривал мир как субъективный процесс, воздействующий на лич­ность, вызывая у нее «поток сознания». Познание предметного мира направлено не на восприятие свойств и функций познаваемого объекта, а на сам процесс восприятия. Отсюда вытекает, что для человека не имеет значения, существует ли мир реально и что он воспринимает: объективные предметы или нереальные образы, миражи, галлюцина­ции. Главное, чтобы субъект ощущал «переплетение переживаний в единстве потока» мира и сознания. Это переплетение переживаний составляет индивидуальный «жизненный мир человека» «мир повседневности», который определяет его поведение. Такой метод познания Гуссерль назвал «методологической редук­цией»,или «брокетингом», что в переводе с английского означает «постановка в скобки» (исключение из анализа, в данном случае из анализа исключается вопрос об объективных характеристиках предметного мира). Поток субъективного сознания в повседневном бытии соприкаса­ется с предметным миром. Точки соприкосновения и являются фе­номенами. В отличие от явления, которое указывает скрывающуюся за ним сущность, феномен самодостаточен, существует как субъективная реальность, хотя и не всегда виден «невооруженным» глазом. Раскрываются феномены для индивида в процессе особого вида переживания, имеющего це­лью поддерживать связь сознания и предметного мира. Это переживание существует как мир «повседневности, жизненный мир». Основоположником социологической феноменологии был авст­рийский социолог Альфред Шюц, эмигрировавший в 1939 г. в США. В своих работах он опирался на философию Гуссерля. Каждый индивид, с точки зрения А. Шюц, и повседневной жизни оказывается помещенным в так называемую «биографическую ситуацию», т. е. его видение мира определяется его рождением, воспитанием, развитием, религиозными, идеологически­ми, культурными воздействиями. Биографическая ситуация одновременно представляется как созданная объективным миром и конкретным развивающимся субъектом, как соединение объективного и субъективного. Эта биографическая ситуация, не является застывшей конструкцией, а развивается в процессе жизни индивида и обеспечивает понимание им поведения другого человека, каждого социального феномена. Биографическая ситуация определяет положение индивида в мире (в смысле его оценки), и является источником перспектив развития личности. В этих перспективах заключается бесконечное множество значе­ний, смыслов, накопленных с помощью индивидуального опыта, обуче­ния и воспитания. Каждый феномен познаваемого мира является одновременно субъективным, т. е. познаваемым конкретной личностью и объективным (или типичным, как выражается Шюц), т. е. принадлежащим многим подобным опытам других личностей. Каж­дый индивид имеет собственную биографическую ситуацию и по-своему типологизирует феномены. Все зависит от его собственной активности, интереса к феноменам. Повседневное мышление, по Шюцу, гармонизирует индивидуаль­ные биографические ситуации и перспективы с помощью: • идеализации взаимозаменяемости точек зрения (я предполагаю, что партнер в моей ситуации поведет себя, как я, а я в его ситуа­ции – как он); • идеализации совпадения жизненных миров, подразумевающей, что различие перспектив, вытекающих из индивидуальностей био­графических ситуаций, несущественно; более существенным (ре­левантным) является наличие схожих целей деятельности, которые сходным образом влияют на наши личностные оценки и выбор. Эти идеализации (допущения) составляют сущность предпосыл­ки взаимности перспектив, которая ведет к формированию таких представлений о мире, которые теряют свою субъективность, становятся общими и воспринимаются как объективный мир. Это и есть так называемый мир повседневной жизни, поток феноменов. Он субъективен, так как зависит от восприятия каждого, но в личностных взаимодействиях мир интерсубъективизируется и приобретает объ­ективный (независимый от нас) вид. Так формируется общее социальное пространство индивидов на основе общих черт жизненного мира, составляющих его личностей.Концепцию социального пространства разрабатывал современный французский социолог Пьер Бурдье. Последователями Шюца в развитии феноменологических взгля­дов на общество явились Питер Бергер и Томас Лукман, которые в 1966 г. издали книгу со знаменательным названием: «Социальное конструктирование реальности», положившую начало феноменоло­гическому направлению в социологии знания. С позиции феноменологии вели свои научные исследования Г. Гар-финкель (феноменологическая этнометодология) и А. Сиккурель (феноменологическая герменевтика, социология знания). Общими для подходов всех феноменологов являются следующие моменты: • действительность, реальный мир зависит от сознания индивидов, их интерпретации феноменов этого мира. Но индивиды воспри­нимают мир как объективный, независимый от них; • индивид не является принадлежностью социальной структуры общества; он своей деятельностью эту структуру постоянно со­здает (конструирует), укрепляет и изменяет; • восприятие мира и деятельность индивидов осуществляется на основе феноменологической редукции, связывающей феномены реального мира с представлениями о них в сознании индивидов. д) Психологическое направление. В первой трети XX в. создал свою теорию психоанализа австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1839). Он частично перенес свои психологические представления и в социологию. По Фрейду, соци­альное поведение человека обусловливается бессознательными сек­суальными импульсами (либидо) и взаимодействием побудитель­ных бессознательных стремлений, вызванных этими импульсами, и заложенных в человеческом сознании с помощью социализации норм поведения. Природа общества, но Фрейду, определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой инди­видов с существующими общественными отношениями. Борьбой между неосознанными и осознанными инстинктами и обусловлены столкновения индивидов и групп, функционирование организаций и институтов. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, а также несексуальные чувства (любовь, дружба, которые в конечном счете тоже имеют сексуальную природу) и интересы (трудовые, социальные), и является движущей силой общества. Взгляды 3. Фрейда развивал (и видоизменял) Эрих Фромм (1900-1980), представитель так называемой франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма. Социология Э. Фромма объединяет взгляды 3. Фрейда и К. Маркса. По Фрому, история че­ловеческого общества – это формирование и развитие человеческих личностей в условиях враждебного окружения, подавляющей лич­ность социальной структуры. Связями между психикой людей и со­циальной структурой выступают социальные характеры, т. е. набор определенных черт, выработанный на основе психики человека под воздействием социальной среды. Фроммтипологизирует социальные характеры на:накопительский, эксплуа­таторский, пассивный, рыночный. Современное ему общество Фромм определяет как чуждое челове­ку, отчуждающее его от «человеческих» отношений путем «машиниза­ции», «роботизации», «компьютеризации». Идеальным Фромм считал общество «гуманистического коммунитарного социализма». Среди других современных представителей психологического на­правления в социологии наиболее известны А. Адлер, Г. Салливан, М. Мид, Г. Маркузе и др. е) Объединение структурных теорий и теорий социального действия. Попытки объединения структурных теорий и теорий социального действия предприняли Э. Гидденс , Р. Коллинз , Ю. Хабермас , Р. Бурдон , Д. Александер , Р. Берта, а также М. Хетчер, Дж. Коулмен, Б. Хиндес, Р. Эмерсон. Стремление объединить макро- и микроуровни исследовательских подходов к изучению социальной реальности выразилось в теории «структурации» Э. Гидденса, «микрооснования явлений» Р. Коллинза, «интеграции теории действия и теории систем» Ю. Хабермаса, «методологического индивидуализма» Р. Бурдона, «интеграции социального действия и социального порядка» Д. Александера, «структурной теории действия» Р. Берта, «интеграции рационального выбора с более макросоциологическими проблемами» М. Хетчера, «интегративного подхода к социальному действию» Дж. Коулмена, «взаимоотношения между действующими субъектами и социальными отношениями» Б. Хиндеса, «интегративного обмена» Р. Эмерсона. Теоретические изыскания указанных выше исследователей подчинены общей идее интегрировать микро- и макротеории, хотя делают это они с различных концептуальных позиций. Теоретические исследования, проведённые представителями современной интегративной социологии, не означают, что проблема противостояния этих теорий решена. Однако сам факт активной разработки этой проблемы довольно многочисленной группой исследователей говорит о важности объединения двух направлений в развитии социологических исследований и даёт основание предположить, что решение этой проблемы позволи социологии выйти на качественно новый уровень социологического мышления. Краткий обзор идей социологов стоящих у истоков социологии, современных социологических школ, показывает, что человечество достигло высокого уровня самопознания. Каждый из упомянутых социологов предлагает свое объяснение функционирования социума и человека, живущего в нем. Опираясь на идеи выдающихся ученых, современная социология выходит на новый этап объяснения общественной жизни. Проверьте свой уровень усвоения материала, ответив на контрольные вопросы Контрольные вопросы 1) Представление о стадиях интеллектуального развития человечества в социологии О. Конта. 2) Интерпретация О. Контом социальной статики и социальной динамики. 3) В чём суть эволюционно-органической концепции Г. Спенсера? 4) Что определяет понятие «социальный факт» в социологии Э. Дюркгейма? 5) В чём проявился «социологизм» Э. Дюркгейма в объяснении им общественных явлений? 6) В чём сущность марксистской социологии? 7) Назовите принципы позитивистской социологии. 8) В чём сущность «понимающей» социологии М. Вебера? 9) Ценностные суждения и отнесение к ценности в социологии М. Вебера. 10) Что такое структурно-функциональный анализ общества? 11) Каковы взгляды на общество Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера? 12) Как развивает взгляды Э. Гуссерля А. Шюц? 13) Объясните взгляды З. Фрейда на общество. 14) Как М. Вебер определяет «социальное действие»? 15) Классификация социальных действий в социологии М. Вебера. 16) Какие типы легитимного господства рассматривает М. Вебер? 17) Какие социологические школы представлены в современной западной социологии?
«Теоретические направления в социологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot