Теоретические аспекты планирования и контроля в процессе ФКиС профессиональных образовательных организаций
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 3
на тему: «Теоретические аспекты планирования и контроля в процессе
ФКиС профессиональных образовательных организаций»
Модуль 5. Физкультурное образование в системе профессионального
образования
Блок 5.5. Планирование и контроль в процессе ФКиС образовательных
организаций профессионального образования
План:
1. Общая характеристика планирования и контроля в процессе по
физическому
воспитанию
в
профессиональных
образовательных
организациях.
2. Содержания и требования к планированию учебного процесса по
физической культуре.
3. Содержание и требования к контролю в процессе по физической
культуре студентов.
4. Методика оценки уровня физического развития и подготовленности
учащихся и студентов в процессе занятий физическими упражнениями.
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1.
Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического
обучения : учеб. по дисциплине «Физическая культура» / И. С. Барчуков. –
М. : КНОРУС, 2014. – 304 с.
2.
Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры:
учебник для студ.учреждений высш проф.образования / В.С. кузнецов. – М.:
Академия, 2012. – 416с.
Дополнительная литература:
3. Сулейманов, И. И. Общее физкультурное образование: учебник. Том
2. / И.И.Сулейманов, О.А.Аюшева и др. – Тюмень: Вектор, 2000. – 128 с.
4. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для
студентов вузов, изучающих дисциплину "Физ. культура", кроме
направления и специальностей в обл. физ. культуры и спорта/ В. И.
Ильинич.- М.: Гардарики, 2008.- 366 с.
1. Общая характеристика планирования и контроля в процессе по
физическому воспитанию в профессиональных образовательных
организациях
Деятельность преподавателя физической культуры в системе
профессионального образования включает взаимосвязанные функции:
планирование, контроль, организация и регулирование. Такие функции как
планирование и контроль связаны с получением, обработкой и передачей
определенной информации. Данные функции взаимосвязаны между собой,
дополняя друг друга.
Планирование в образовательной организации – это процесс
разработки последовательных действий, сущность которого состоит в
построении системы образовательного процесса с различным контингентом
обучающихся.
В основе планирования процесса физического воспитания в
организациях
профессионального
образования
лежат
следующие
нормативно-правовые документы:
1. ФЗ РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ);
2. ФЗ РФ «О Физической культуре и спорте в РФ»;
3. ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и
спорте в РФ» (от 06.12.2011г., № 412-ФЗ).
4. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования» (от 14.06.2013 №
464);
5. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам высшего образования - программам бакалавриата, программам
специалитета, программам магистратуры» (№ 1367 от 19 декабря 2013 г.);
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего
образования.
В процессе планирования необходимо соблюдать следующие
принципы,
которые
позволяют
управлять
и
контролировать
образовательный, тренировочный процесс:
-единство – цели каждой подструктуры организации (администрация,
преподаватели, тренеры-преподаватели, медицинские работники и др.)
прочно взаимосвязаны;
-непосредственность – опора, как на краткосрочное, так и на
долгосрочное предвидение результатов обучения, развития и воспитания;
-гибкость – возможность адаптировать содержание программ, планов в
случае изменения условий образовательного процессов;
-прогностичность – возможность прогнозировать конечный и
промежуточный результаты обучения, развития и воспитания.
Контроль завершает технологическую цепочку физкультурного
образования
под
которым
понимается
система
мероприятий,
обеспечивающих проверку запланированных результатов учебного процесса
для оценки применяемых средств, методов, нагрузок, и на их основе
получение информации о качестве продвижения обучающихся к цели.
Организация контроля в процессе по ФКиС опирается на следующие
нормативно-правовые документы:
-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-ФЗ «О Физической культуре и спорте в РФ»;
-Приказ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при
проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (от 09.08.2010г., №
613).
2
В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в РФ» (ст.31)
образовательная организация в установленном законодательством
Российской Федерации порядке несет ответственность за:
-жизнь и здоровье обучающихся;
-соответствие применяемых форм, методов и средств организации
образовательного
процесса
возрастным,
психофизиологическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
обучающихся.
2. Содержания и требования к планированию учебного процесса по
физической культуре
Планирование процесса физкультурного образования предполагает
следующие действия:
-постановку цели и основных групп задач;
-определение содержания физкультурного образования;
-разработку технологии преподавания;
-выбор формы планирования;
-разработку документов планирования.
Виды планирования:
Целью физкультурного образования студентов является формирование
у студентов физической культуры, т.е. потребности, знаний, умений в
физическом самосовершенствовании.
Содержание физкультурного образования представляет собой единство
дидактических блоков в системе обязательных занятий с учѐтом требований
ФГОС, примерной программы по физической культуре. В основном
содержание примерных программ по физической культуре составляют три
основных раздела:
-теоретический;
-практический;
-контрольный.
Выбор формы планирования осуществляется по:
-временному критерию (перспективное, текущее и оперативное);
-записи планируемого материала (графическая; тематическая).
Основными документами планирования являются:
-учебный план, т.е. «сетка часов» - распределение учебных часов на
весь период обучения;
-рабочая программа по дисциплине «Физическая культура»
представляет подробное описание содержание физкультурного образования;
-график учебного процесса по ФК, в котором содержание учебного
материала распределено по времени: семестрам, курсам;
-календарно-тематический план, разрабатываемый в соответствии с
содержанием рабочей программы и графиком учебного процесса;
-планы-конспекты занятий.
Для разработки документов планирования учебного процесса по ФК
необходимо опираться на:
3
-федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального и высшего образования, позволяющие привести
содержание и технологии профессионального образования в соответствии с
требованиями современного общества (переход от передачи «готовых
знаний» к формированию компетенций, требованиям социальноэкономического развития (преодоление рассогласованности рынка труда по
отраслям), современному уровню развития соответствия отраслям науки.
Документы внеучебного процесса физкультурного образования:
-общий план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий на текущий год;
-дополнительные общеобразовательные программы по видам спорта;
-рабочие планы секционных занятий;
-положение о соревнованиях.
Порядок планирования осуществляется от перспективного - к
календарному. Планирование в самом общем виде подразумевает
выполнение следующих этапов:
I этап – постановка целей и задач;
II этап – составление программы действий;
III этап – выявление необходимых ресурсов и их источников;
IV этап – доведение планов до их непосредственных исполнителей.
3. Содержание и требования к контролю в процессе по физической
культуре студентов
В общем понятии «контроль» является завершающим звеном в
технологической цепочке физического воспитания студентов.
Контроль в физическом воспитании – это процесс и результат
получения и анализа информации о степени эффективности реализации
запланированного, прежде всего, учебной программы.
Содержание контроля составляет преимущественно две стороны:
- получение информации о реальном состоянии процесса физического
воспитания студентов, в том числе их физического состояния;
- сравнение полученной информации и информацией о должном,
запланированном ходе физического воспитания. В случае расхождения обоих
видов информации вноситься коррекция в процесс планирования,
организации и регулирования физического воспитания студентов.
Контроль в процессе преподавания физической культуры в колледжах
и вузах должен отвечать современным требованиям:
-усиление значимости дифференциации в оценке успеваемости
студентов;
- учет прироста показателей в процессе оценивания студентов;
-разработка и внедрение комплексного показателя успеваемости,
который учитывает многие стороны их подготовленности.
В качестве предмета контроля студентов выступают следующие виды
подготовленности:
физическая,
координационная,
техническая,
функциональная и теоретическая. На основании данных видов
4
подготовленности делается оценка об общей успеваемости студентов.
Таким образом, студенты в конце учебного года сдают зачет или
дифференцированный зачет по физической культуре. Он включает в себя
зачет по трем разделам рабочей программы:
- теоретическому,
- методико-практическому,
- учебно-тренировочному.
В полном объеме в содержание контроля входят его части:
-контроль учения;
-контроль преподавания;
-контроль обучения (анализ и оценка постановки всей физкультурноспортивной работы в заведении).
Информация, используемая для анализа и оценки учебновоспитательного процесса, собирается с помощью следующих методов:
опроса (беседы, интервью, анкетирование), анализа документов, наблюдения,
измерения морфофункциональных показателей и тестирования физической,
технической подготовленности учащихся.
В процессе занятий физической культурой происходят изменения в
органах и системах организма, поэтому следует проводить регулярный
контроль состояния студентов. Это основная задача преподавателей
физического воспитания.
С этой целью используются следующие типы контроля:
- врачебный контроль,
- педагогический контроль,
- самоконтроль.
Основная цель типов контроля – укрепление здоровья студента, его
гармоничное развитие.
Перед контролем стоят следующие задачи:
1. Регулярно проводить различные типы и виды контроля.
2.Оценивать эффективность применяемых средств и методов при
организации учебных занятий.
3.Выполнять план занятий по физической культуре (спорту).
4.Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности
студентов.
5.Прогнозировать достижения поставленной цели и задач физического
воспитания.
6.Выявлять динамику подготовленности студентов.
7.Выполнять отбор среди студентов для занятий в конкретном виде
спорта.
Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование
физического развития и функциональной подготовленности студентов. Он
направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм
регулярных физических нагрузок. Основная форма – врачебное
обследование. Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от
квалификации обучающихся студентов. Они проходят врачебный контроль в
5
начале учебного года, спортсмены (занимающиеся в секциях при учебном
заведении) - два раза в год.
Основное предназначение медицинского осмотра в образовательных
организациях – определить состояние здоровья студентов и распределить их
на группы (основную, подготовительную, специальную). Распределение на
группы проводиться после комплексного обследования специалистами.
Обычно такое обследование проводится визуальным методами и путем
опроса, а также с помощью анкетирования.
Педагогический контроль – планомерный процесс получения
информации о физическом состоянии студентов. Педагогический контроль
проводит преподаватель физического воспитания. Основная цель
педагогического контроля – это определение связи между факторами
воздействия (средства, нагрузки, методы)., которыми преподаватель влияет
на занимающихся, и теми изменениями , которые происходят в их состоянии
здоровья, физической подготовленности, спортивном мастерстве и т.д.
(факторы изменения).
Основные параметры педагогического контроля:
1. Готовность студентов к реализации текущих и перспективных
установок. Это достигается путем наблюдения за их отношением к занятиям,
активностью, сознательностью.
2. Двигательная деятельность студентов, определяется по суммарным
показателям выполненной ими физической нагрузки за разные временные
периоды.
3. Динамика функциональных сдвигов в организме занимающихся в
рамках одного урока, выявляемая по физиологическим и психологическим
тестам (ЧСС, тремор, кислородный долг).
4. Интегральная оценка построения системы занятий, определяемая по
показателям здоровья, приросту физических качеств, спортивным
результатам, технической подготовленности.
К числу общих требований к студентам по разделу физкультурной
работы относятся:
- выполнение нормативов по общей и профессиональной физической
подготовленности на каждом курсе (тестирование),
- сдача на выпускном курсе экзамена по ФК,
- умение самостоятельно выполнять и составлять комплексы для
повышения физического состояния (по программе),
- участие в спортивных соревнованиях.
Итоговая оценка за полугодие и год выставляется за сдачу
контрольных нормативов по физической подготовленности (общая и
специальная). При этом преподаватель имеет право повышать или понижать
эти нормативы в зависимости от индивидуальных возможностей студента.
Итоговая аттестация студентов по дисциплине «Физическая культура»
предполагает:
-понимание значения ценностей ФК в общекультурном и социальном
развитии человека;
6
-знание социально-биологических, психофизиологических основ ЗОЖ;
-систему практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, развития необходимых способностей,
качеств, свойств личности, самоопределение в области ФК;
-творческий опыт использования деятельности в сфере ФКиС для
достижения жизненных и профессиональных целей.
По окончании обучения в среднем профессиональном образовании
предполагает:
- понимание значения ценностей физической культуры в
общекультурном и социальном развитии человека;
- знание социально-биологических и психофизиологических основ
здорового образа жизни;
- систему практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств;
- творческий опыт использования деятельности в сфере физической
культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.
Итоговая аттестация успеваемости студентов по физической культуре
проводится в виде экзамена (устного опроса) по теоретическому и методикопрактическому разделам программы. Условием допуска к экзамену является
выполнение обязательных тестов по общей физической подготовке и
профессионально-прикладной
физической
подготовке
(ниже
удовлетворительной оценки), показанных в течение последнего семестра. В
оценке при итоговой аттестации учитывается уровень выполнения
студентами практического раздела программы.
Физкультурный самоконтроль – совокупность операций самоконтроля
(самонаблюдение, анализ и оценка своего состояния, поведения,
реагирования), осуществляемых индивидуально как непосредственно в
процессе занятий физическими упражнениями, так и в общем режиме жизни
по правилам, установленным в области физической культуры. В процессе
занятий
физическими
упражнениями
он
включает:
самооценку
занимающихся
своей
готовности
к
действию,
самопроверку
ориентировочной основы действий, текущее контролирование параметров
своих движений, осознанное «прочувствование» их ключевых моментов,
самооценку степени испытываемых нагрузок, другие непрерывно
чередующие акты самоконтроля, которые являются необходимой
предпосылкой и неотъемлемым компонентом целесообразного управления
своим поведением. В интервалах между занятиями самоконтроль
ориентирован, кроме прочего, на самооценку восстановительных процессов,
анализ общего самочувствия, определения статуса организма и
настроенности на предстоящие занятия.
Основной документальной формой учета данных физкультурного
самоконтроля
является,
как
известно,
регулярное
ведение
специализированного дневника.
Виды контроля:
1. Предварительный контроль – предназначен для оценки исходного
7
уровня подготовленности студентов перед началом учебного процесса.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного
тренировочного эффекта в рамках одного занятия или определяет текущие
изменения в подготовке учащихся в процессе учебной деятельности.
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма
подопечных на физическую нагрузку после занятия и степень освоения
программного материала.
4. Этапный контроль служит для получения информации о
кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, достигнутом на
протяжении одного семестра. При этом важно сравнить запланированные и
реализованные за данный период физические нагрузки, а также определять
правильность выбранной стратегии в применении средств, методов,
отдельных параметров нагрузки и отдых в системе занятий.
5. Итоговый контроль (учет) – позволяет оценить в целом результаты
учебного процесса за длительный промежуток времени, т.е. проводиться в
конце учебного года.
В заключение учета (в действительности это отчет за учебный год) на
основе фактического материала дается обобщенная оценка по итогам
годовой работы, делаются соответствующие выводы, а также выдвигаются
конструктивные
предложения
по
совершенствованию
учебновоспитательного процесс. Данные итогового контроля используются в
качестве
важнейшего
источника
последующего
перспективного
планирования.
3.
Методика оценки уровня физического развития и
подготовленности учащихся и студентов в процессе занятий
физическими упражнениями
Большое практическое значение для учащихся имеют врачебнопедагогический контроль и самоконтроль. Это способствует обоснованному
использованию средств и методов физического воспитания в процессе
занятий физической культурой и спортом. Таким образом, нам необходимо
рассмотреть практические рекомендации по использованию различных
методик определения уровня физического развития и физической
подготовленности учащихся и студентов. Тесты должны быть доступными в
обращении, просты и информативны.
При определении круга показателей надо исходить из практической
необходимости, т.е. фиксировать наиболее информативные показатели, и
необязательно все и много. Так, представители видов спорта, в которых
введены весовые категории, на первое место должны поставить наблюдения
за массой тела и динамикой силовых показателей отдельных групп мышц.
Студентам, которые не занимаются спортом, можно ограничиться
фиксированием следующих показателей: длины тела, массы, самочувствие,
сон, аппетит, пульс, дыхание, становую силу и силу мышц кисти.
Особенно важно в процессе занятий физическими упражнениями
правильно подобрать нагрузку для каждого занимающегося. Поэтому
8
преподаватель может определить нагрузку по показателям пульса и частоте
дыхания. Если ЧСС доходит до 130 уд/мин, то это легкая нагрузка; ЧСС 130150 уд/мин. – средняя нагрузка; ЧСС более 180 уд/мин – предельная
нагрузка. При малой нагрузке восстановление происходит через 5-7 мин
занятий, при средней нагрузке – через 10-15 мин, при высокой нагрузке –
через 40-50 мин. Тренированность можно определить и по разнице пульса,
так если измерить его лежа, а через минуту стоя. Так, разница пульса 0-12
говорит о хорошей тренированности, 12-18 – о средней, 19-25 – об
отсутствии тренированности. Определить нагрузку можно и по частоте
дыхания. После легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в
минуту, после средней – 25-40, после тяжелой – более 40 дыхания.
Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на
вдохе и выдохе: если студент способен задержать дыхание на 65-75 сек, то у
него средняя функциональная подготовленность; менее 50 сек – слабая,
более 80 сек – хорошая.
Методы оценки общей физической работоспособности:
-Гарвардский степ-тест;
-12-минутный тест в беге и плавании (по Куперу).
Одной из современных характеристик контроля в ФО является
получение интегральной информации о здоровье студентов, их физическом
состоянии и функциональной подготовленности (И.И. Сулейманов, 2000).
Уровень физического состояния определяется по простой и информативной
методике Е. А. Пирогова.
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности
студентов:
-бег 100м;
-бег 500м;
-бег 1000 и 2000м;
-метание гранаты;
-прыжки в длину с разбега;
-подтягивание;
-поднимание туловища из положения лежа на спине;
-сгибание и разгибание рук;
-плавание;
-бег на лыжах: 3000 и 5000м;
-марш бросок.
Обязательны упражнения для студентов вузов: бег 100м, поднимание
туловища из положения лежа на спине, бег 1000 и 2000м.
Студент должен уметь проводить оценку физического развития,
подготовленности с целью дальнейшего самосовершенствования. А
преподаватель должен научить использовать простые методы оценки
физического состояния.
9