Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические аспекты планирования и контроля в процессе ФКиС профессиональных образовательных организаций

  • 👀 520 просмотров
  • 📌 484 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретические аспекты планирования и контроля в процессе ФКиС профессиональных образовательных организаций
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические аспекты планирования и контроля в процессе ФКиС профессиональных образовательных организаций» pdf
Лекция № 3 на тему: «Теоретические аспекты планирования и контроля в процессе ФКиС профессиональных образовательных организаций» Модуль 5. Физкультурное образование в системе профессионального образования Блок 5.5. Планирование и контроль в процессе ФКиС образовательных организаций профессионального образования План: 1. Общая характеристика планирования и контроля в процессе по физическому воспитанию в профессиональных образовательных организациях. 2. Содержания и требования к планированию учебного процесса по физической культуре. 3. Содержание и требования к контролю в процессе по физической культуре студентов. 4. Методика оценки уровня физического развития и подготовленности учащихся и студентов в процессе занятий физическими упражнениями. Список рекомендуемой литературы: Основная литература: 1. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения : учеб. по дисциплине «Физическая культура» / И. С. Барчуков. – М. : КНОРУС, 2014. – 304 с. 2. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ.учреждений высш проф.образования / В.С. кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 416с. Дополнительная литература: 3. Сулейманов, И. И. Общее физкультурное образование: учебник. Том 2. / И.И.Сулейманов, О.А.Аюшева и др. – Тюмень: Вектор, 2000. – 128 с. 4. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физ. культура", кроме направления и специальностей в обл. физ. культуры и спорта/ В. И. Ильинич.- М.: Гардарики, 2008.- 366 с. 1. Общая характеристика планирования и контроля в процессе по физическому воспитанию в профессиональных образовательных организациях Деятельность преподавателя физической культуры в системе профессионального образования включает взаимосвязанные функции: планирование, контроль, организация и регулирование. Такие функции как планирование и контроль связаны с получением, обработкой и передачей определенной информации. Данные функции взаимосвязаны между собой, дополняя друг друга. Планирование в образовательной организации – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы образовательного процесса с различным контингентом обучающихся. В основе планирования процесса физического воспитания в организациях профессионального образования лежат следующие нормативно-правовые документы: 1. ФЗ РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ); 2. ФЗ РФ «О Физической культуре и спорте в РФ»; 3. ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (от 06.12.2011г., № 412-ФЗ). 4. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (от 14.06.2013 № 464); 5. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (№ 1367 от 19 декабря 2013 г.); 6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. В процессе планирования необходимо соблюдать следующие принципы, которые позволяют управлять и контролировать образовательный, тренировочный процесс: -единство – цели каждой подструктуры организации (администрация, преподаватели, тренеры-преподаватели, медицинские работники и др.) прочно взаимосвязаны; -непосредственность – опора, как на краткосрочное, так и на долгосрочное предвидение результатов обучения, развития и воспитания; -гибкость – возможность адаптировать содержание программ, планов в случае изменения условий образовательного процессов; -прогностичность – возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты обучения, развития и воспитания. Контроль завершает технологическую цепочку физкультурного образования под которым понимается система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных результатов учебного процесса для оценки применяемых средств, методов, нагрузок, и на их основе получение информации о качестве продвижения обучающихся к цели. Организация контроля в процессе по ФКиС опирается на следующие нормативно-правовые документы: -ФЗ «Об образовании в РФ»; -ФЗ «О Физической культуре и спорте в РФ»; -Приказ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (от 09.08.2010г., № 613). 2 В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в РФ» (ст.31) образовательная организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за: -жизнь и здоровье обучающихся; -соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. 2. Содержания и требования к планированию учебного процесса по физической культуре Планирование процесса физкультурного образования предполагает следующие действия: -постановку цели и основных групп задач; -определение содержания физкультурного образования; -разработку технологии преподавания; -выбор формы планирования; -разработку документов планирования. Виды планирования: Целью физкультурного образования студентов является формирование у студентов физической культуры, т.е. потребности, знаний, умений в физическом самосовершенствовании. Содержание физкультурного образования представляет собой единство дидактических блоков в системе обязательных занятий с учѐтом требований ФГОС, примерной программы по физической культуре. В основном содержание примерных программ по физической культуре составляют три основных раздела: -теоретический; -практический; -контрольный. Выбор формы планирования осуществляется по: -временному критерию (перспективное, текущее и оперативное); -записи планируемого материала (графическая; тематическая). Основными документами планирования являются: -учебный план, т.е. «сетка часов» - распределение учебных часов на весь период обучения; -рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» представляет подробное описание содержание физкультурного образования; -график учебного процесса по ФК, в котором содержание учебного материала распределено по времени: семестрам, курсам; -календарно-тематический план, разрабатываемый в соответствии с содержанием рабочей программы и графиком учебного процесса; -планы-конспекты занятий. Для разработки документов планирования учебного процесса по ФК необходимо опираться на: 3 -федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования, позволяющие привести содержание и технологии профессионального образования в соответствии с требованиями современного общества (переход от передачи «готовых знаний» к формированию компетенций, требованиям социальноэкономического развития (преодоление рассогласованности рынка труда по отраслям), современному уровню развития соответствия отраслям науки. Документы внеучебного процесса физкультурного образования: -общий план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на текущий год; -дополнительные общеобразовательные программы по видам спорта; -рабочие планы секционных занятий; -положение о соревнованиях. Порядок планирования осуществляется от перспективного - к календарному. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: I этап – постановка целей и задач; II этап – составление программы действий; III этап – выявление необходимых ресурсов и их источников; IV этап – доведение планов до их непосредственных исполнителей. 3. Содержание и требования к контролю в процессе по физической культуре студентов В общем понятии «контроль» является завершающим звеном в технологической цепочке физического воспитания студентов. Контроль в физическом воспитании – это процесс и результат получения и анализа информации о степени эффективности реализации запланированного, прежде всего, учебной программы. Содержание контроля составляет преимущественно две стороны: - получение информации о реальном состоянии процесса физического воспитания студентов, в том числе их физического состояния; - сравнение полученной информации и информацией о должном, запланированном ходе физического воспитания. В случае расхождения обоих видов информации вноситься коррекция в процесс планирования, организации и регулирования физического воспитания студентов. Контроль в процессе преподавания физической культуры в колледжах и вузах должен отвечать современным требованиям: -усиление значимости дифференциации в оценке успеваемости студентов; - учет прироста показателей в процессе оценивания студентов; -разработка и внедрение комплексного показателя успеваемости, который учитывает многие стороны их подготовленности. В качестве предмета контроля студентов выступают следующие виды подготовленности: физическая, координационная, техническая, функциональная и теоретическая. На основании данных видов 4 подготовленности делается оценка об общей успеваемости студентов. Таким образом, студенты в конце учебного года сдают зачет или дифференцированный зачет по физической культуре. Он включает в себя зачет по трем разделам рабочей программы: - теоретическому, - методико-практическому, - учебно-тренировочному. В полном объеме в содержание контроля входят его части: -контроль учения; -контроль преподавания; -контроль обучения (анализ и оценка постановки всей физкультурноспортивной работы в заведении). Информация, используемая для анализа и оценки учебновоспитательного процесса, собирается с помощью следующих методов: опроса (беседы, интервью, анкетирование), анализа документов, наблюдения, измерения морфофункциональных показателей и тестирования физической, технической подготовленности учащихся. В процессе занятий физической культурой происходят изменения в органах и системах организма, поэтому следует проводить регулярный контроль состояния студентов. Это основная задача преподавателей физического воспитания. С этой целью используются следующие типы контроля: - врачебный контроль, - педагогический контроль, - самоконтроль. Основная цель типов контроля – укрепление здоровья студента, его гармоничное развитие. Перед контролем стоят следующие задачи: 1. Регулярно проводить различные типы и виды контроля. 2.Оценивать эффективность применяемых средств и методов при организации учебных занятий. 3.Выполнять план занятий по физической культуре (спорту). 4.Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности студентов. 5.Прогнозировать достижения поставленной цели и задач физического воспитания. 6.Выявлять динамику подготовленности студентов. 7.Выполнять отбор среди студентов для занятий в конкретном виде спорта. Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности студентов. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма – врачебное обследование. Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации обучающихся студентов. Они проходят врачебный контроль в 5 начале учебного года, спортсмены (занимающиеся в секциях при учебном заведении) - два раза в год. Основное предназначение медицинского осмотра в образовательных организациях – определить состояние здоровья студентов и распределить их на группы (основную, подготовительную, специальную). Распределение на группы проводиться после комплексного обследования специалистами. Обычно такое обследование проводится визуальным методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии студентов. Педагогический контроль проводит преподаватель физического воспитания. Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы)., которыми преподаватель влияет на занимающихся, и теми изменениями , которые происходят в их состоянии здоровья, физической подготовленности, спортивном мастерстве и т.д. (факторы изменения). Основные параметры педагогического контроля: 1. Готовность студентов к реализации текущих и перспективных установок. Это достигается путем наблюдения за их отношением к занятиям, активностью, сознательностью. 2. Двигательная деятельность студентов, определяется по суммарным показателям выполненной ими физической нагрузки за разные временные периоды. 3. Динамика функциональных сдвигов в организме занимающихся в рамках одного урока, выявляемая по физиологическим и психологическим тестам (ЧСС, тремор, кислородный долг). 4. Интегральная оценка построения системы занятий, определяемая по показателям здоровья, приросту физических качеств, спортивным результатам, технической подготовленности. К числу общих требований к студентам по разделу физкультурной работы относятся: - выполнение нормативов по общей и профессиональной физической подготовленности на каждом курсе (тестирование), - сдача на выпускном курсе экзамена по ФК, - умение самостоятельно выполнять и составлять комплексы для повышения физического состояния (по программе), - участие в спортивных соревнованиях. Итоговая оценка за полугодие и год выставляется за сдачу контрольных нормативов по физической подготовленности (общая и специальная). При этом преподаватель имеет право повышать или понижать эти нормативы в зависимости от индивидуальных возможностей студента. Итоговая аттестация студентов по дисциплине «Физическая культура» предполагает: -понимание значения ценностей ФК в общекультурном и социальном развитии человека; 6 -знание социально-биологических, психофизиологических основ ЗОЖ; -систему практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развития необходимых способностей, качеств, свойств личности, самоопределение в области ФК; -творческий опыт использования деятельности в сфере ФКиС для достижения жизненных и профессиональных целей. По окончании обучения в среднем профессиональном образовании предполагает: - понимание значения ценностей физической культуры в общекультурном и социальном развитии человека; - знание социально-биологических и психофизиологических основ здорового образа жизни; - систему практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств; - творческий опыт использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей. Итоговая аттестация успеваемости студентов по физической культуре проводится в виде экзамена (устного опроса) по теоретическому и методикопрактическому разделам программы. Условием допуска к экзамену является выполнение обязательных тестов по общей физической подготовке и профессионально-прикладной физической подготовке (ниже удовлетворительной оценки), показанных в течение последнего семестра. В оценке при итоговой аттестации учитывается уровень выполнения студентами практического раздела программы. Физкультурный самоконтроль – совокупность операций самоконтроля (самонаблюдение, анализ и оценка своего состояния, поведения, реагирования), осуществляемых индивидуально как непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями, так и в общем режиме жизни по правилам, установленным в области физической культуры. В процессе занятий физическими упражнениями он включает: самооценку занимающихся своей готовности к действию, самопроверку ориентировочной основы действий, текущее контролирование параметров своих движений, осознанное «прочувствование» их ключевых моментов, самооценку степени испытываемых нагрузок, другие непрерывно чередующие акты самоконтроля, которые являются необходимой предпосылкой и неотъемлемым компонентом целесообразного управления своим поведением. В интервалах между занятиями самоконтроль ориентирован, кроме прочего, на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия, определения статуса организма и настроенности на предстоящие занятия. Основной документальной формой учета данных физкультурного самоконтроля является, как известно, регулярное ведение специализированного дневника. Виды контроля: 1. Предварительный контроль – предназначен для оценки исходного 7 уровня подготовленности студентов перед началом учебного процесса. 2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного занятия или определяет текущие изменения в подготовке учащихся в процессе учебной деятельности. 3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма подопечных на физическую нагрузку после занятия и степень освоения программного материала. 4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, достигнутом на протяжении одного семестра. При этом важно сравнить запланированные и реализованные за данный период физические нагрузки, а также определять правильность выбранной стратегии в применении средств, методов, отдельных параметров нагрузки и отдых в системе занятий. 5. Итоговый контроль (учет) – позволяет оценить в целом результаты учебного процесса за длительный промежуток времени, т.е. проводиться в конце учебного года. В заключение учета (в действительности это отчет за учебный год) на основе фактического материала дается обобщенная оценка по итогам годовой работы, делаются соответствующие выводы, а также выдвигаются конструктивные предложения по совершенствованию учебновоспитательного процесс. Данные итогового контроля используются в качестве важнейшего источника последующего перспективного планирования. 3. Методика оценки уровня физического развития и подготовленности учащихся и студентов в процессе занятий физическими упражнениями Большое практическое значение для учащихся имеют врачебнопедагогический контроль и самоконтроль. Это способствует обоснованному использованию средств и методов физического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом. Таким образом, нам необходимо рассмотреть практические рекомендации по использованию различных методик определения уровня физического развития и физической подготовленности учащихся и студентов. Тесты должны быть доступными в обращении, просты и информативны. При определении круга показателей надо исходить из практической необходимости, т.е. фиксировать наиболее информативные показатели, и необязательно все и много. Так, представители видов спорта, в которых введены весовые категории, на первое место должны поставить наблюдения за массой тела и динамикой силовых показателей отдельных групп мышц. Студентам, которые не занимаются спортом, можно ограничиться фиксированием следующих показателей: длины тела, массы, самочувствие, сон, аппетит, пульс, дыхание, становую силу и силу мышц кисти. Особенно важно в процессе занятий физическими упражнениями правильно подобрать нагрузку для каждого занимающегося. Поэтому 8 преподаватель может определить нагрузку по показателям пульса и частоте дыхания. Если ЧСС доходит до 130 уд/мин, то это легкая нагрузка; ЧСС 130150 уд/мин. – средняя нагрузка; ЧСС более 180 уд/мин – предельная нагрузка. При малой нагрузке восстановление происходит через 5-7 мин занятий, при средней нагрузке – через 10-15 мин, при высокой нагрузке – через 40-50 мин. Тренированность можно определить и по разнице пульса, так если измерить его лежа, а через минуту стоя. Так, разница пульса 0-12 говорит о хорошей тренированности, 12-18 – о средней, 19-25 – об отсутствии тренированности. Определить нагрузку можно и по частоте дыхания. После легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в минуту, после средней – 25-40, после тяжелой – более 40 дыхания. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе: если студент способен задержать дыхание на 65-75 сек, то у него средняя функциональная подготовленность; менее 50 сек – слабая, более 80 сек – хорошая. Методы оценки общей физической работоспособности: -Гарвардский степ-тест; -12-минутный тест в беге и плавании (по Куперу). Одной из современных характеристик контроля в ФО является получение интегральной информации о здоровье студентов, их физическом состоянии и функциональной подготовленности (И.И. Сулейманов, 2000). Уровень физического состояния определяется по простой и информативной методике Е. А. Пирогова. Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов: -бег 100м; -бег 500м; -бег 1000 и 2000м; -метание гранаты; -прыжки в длину с разбега; -подтягивание; -поднимание туловища из положения лежа на спине; -сгибание и разгибание рук; -плавание; -бег на лыжах: 3000 и 5000м; -марш бросок. Обязательны упражнения для студентов вузов: бег 100м, поднимание туловища из положения лежа на спине, бег 1000 и 2000м. Студент должен уметь проводить оценку физического развития, подготовленности с целью дальнейшего самосовершенствования. А преподаватель должен научить использовать простые методы оценки физического состояния. 9
«Теоретические аспекты планирования и контроля в процессе ФКиС профессиональных образовательных организаций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot