Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Тенденции и направления развития франчайзинга в РК

  • 👀 1063 просмотра
  • 📌 980 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Тенденции и направления развития франчайзинга в РК
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Тенденции и направления развития франчайзинга в РК» pdf
Тема 4. Тенденции и направления развития франчайзинга в РК Цель лекции: описание сущности тенденции и перспективы развития франчайзинга в Казахстане Основные вопросы: 1. Условия и предпосылки становления и развития франчайзинга в Казахстане. 2. Анализ динамики развития франчайзинговых предприятий в Казахстане. 3. Характеристика основные казахстанские франчайзинговые сети. 4. Особенности основных казахстанских франчайзинговых систем. 5. Тенденции и перспективы развития франчайзинга в Казахстане. 1. Условия и предпосылки становления и развития франчайзинга в Казахстане. Казахстанский франчайзинг начинается с появлением завода компании Coca-Cola, открытой по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки. Завод был построен в 1994 году, тем самым ознаменовав начало так называемого «качественного присутствия» иностранной компании в виде открытия своего производства в стране. Уже через 11 лет после открытия первого завода компания удвоила производственные площади и планирует открыть еще один завод по производству безалкогольных газированных напитков в городе Астана. Вслед за Coca-Cola в Казахстан стали заходить и другие транснациональные франчайзинговые компании. В том же 1994 году открылся казахстанский отель «Рахат Палас» - 5*, который впоследствии стал работать под франчайзинговым брендом международной сети «Hayatt Regency». Состояние и развитие франчайзинга в Казахстане свидетельствует о том, что республика является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии. Для распространения франчайзинга в Казахстане в настоящее время существуют определенные предпосылки, среди которых можно отметить: - необходимость продвижения на казахстанский и международный рынки товаров отечественных производителей; - поддержку субъектов малого предпринимательства не только с материальной стороны, но и в организации самого бизнеса, информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях и рекламе; - совершенствование системы правовых норм, способствующих функционированию механизма франчайзинга. Содержание и конкретные формы франчайзинговых отношений в экономике Республике Казахстан находятся под влиянием ряда факторов экзогенного и эндогенного характера, которые могут оказывать разнонаправленное воздействие на возникновение франчайзинговых систем. В основе потенциальной возможности продуцировать новые франчайзинговые системы определенного состава и параметров лежит фактически сложившаяся структура отраслевых комплексов регионов. Динамика последнего определяется с одной стороны, способностью рыночных структур точно и надежно транслировать импульсы спроса, а с другой – готовностью предпринимательских структур к адекватной реакции на них. В развитии франчайзинга в республике прослеживаются количественные и качественные тенденции. Первые отражают динамику изменения франчайзинговых отношений под воздействием различных факторов. А качественные тенденции — это существенные связи между элементами франчайзинговой системы и отражают основные содержательные характеристики развития франчайзинговых отношений в республике. Количественные и качественные изменения имеют взаимную связь, и даже обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс изменение количественных характеристик в результате изменения качества франчайзинговых отношений. В то же время количественные и качественные тенденции имеют свою специфику проявления в отдельных отраслях экономики. При этом особенности самих отраслей определяют характер и разнообразие этих тенденций. Развитие франчайзинга в республике характеризуется следующими количественными тенденциями. Рост количества участников рынка франчайзинга в республике. В настоящее время количество предприятий, открывшихся на условиях франчайзинга, превышает 3 000 единиц. По оценкам экспертов товарооборот участников франчайзинговых систем в Казахстане составил около 1 млрд. долл. США. Приход иностранного бизнеса в Казахстан начался в 1994 году и до 2004 года ни одна иностранная компания в Казахстане не присутствовала на условиях предоставления франшизы. Хотя появление франчайзинговых компаний и их количественный рост начался с принятием Закона «О франчайзинге», за эти годы республика совершила коллоссальный скачок в этой сфере бизнеса: сформирована институциональная среда франчайзинга, стали набирать обороты участники франчайзинговых отношений. Только за первые 5 лет после принятия Закона «О франчайзинге» число франчайзинговых систем в Казахстане выросло более, чем в 2 раза. Общее количество франчайзинговых точек в стране по состоянию на начало 2008 года перевалило за отметку 1200, а количество франчайзинговых систем составило 125. Среднегодовой оборот франчайзинга вырос за этот же период более чем в три раза. Согласно данным Central Asian Franchising & Licensing Agency, оборот сектора франчайзинга в Казахстане в 2007 году достиг суммы $500 млн. Увеличилось число рабочих мест, созданных франчайзинговыми компаниями, разнообразилась картина сектора. 2. Анализ динамики развития франчайзинговых предприятий в Казахстане. Следует отметить, что франчайзинг - устойчивый бизнес, который эффективен даже в сложные, кризисные времена, поскольку именно в этот период требуется эффективная и устойчивая технология бизнеса. Заметный рост франчайзинга в нашей стране наблюдается в кризисный период: с 2007 г. по 2011 г. в Казахстане ежегодный оборот компаний в секторе франчайзинга увеличился в два раза. К середине 2011 года на рынке присутствовало 250 франчайзинговых систем, более 1000 франчайзинговых точек. В таблице 3 представлены динамика роста франчайзинговых отношений в Республике Казахстан за 2010-2013 годы и прогноз на 2022 год. Таблица 3 - Динамика роста франчайзинговых отношений в Республике Казахстан за 2010-2013 годы и прогноз на 2022 год № Показатель 1 Доля франчайзинговых отношений в структуре и по количеству субъектов МСБ, %. 2010 г. 2013 г. Прогноз 2022 г. 3 3,5 15 220 340 550 2 Количество иностранных франшиз. 3 Количество казахстанских компаний, имеющих собственные франшизы. 9 14 40 4 Количество казахстанских представленных за рубежом 2 4 15 франшиз, Таким образом, по прогнозам Союза франчайзинга тенденция количественного роста франчайзинговых предприятий в республике будет наблюдаться и до 2022 года. В то же время, если в странах с развитой экономикой, франчайзинг в сфере услуг и розничной торговли применяют примерно 50%, в производственной сфере — порядка 15% коммерческих субъектов, то в нашей стране франчайзинг используют всего 3,5 представителей малого и среднего бизнеса (в других странах Центральной Азии - не более 1%). Рост доли франчайзинговых отношений в объеме малого и среднего бизнеса республики. Малое и среднее предпринимательство - неотъемлемый атрибут современной модели рыночного хозяйства, в республике оно набирает темпы роста, решая ряд экономических, научно-технических и социальных проблем общества. На начало 2013 года доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Казахстана составила 13,8 процента. А на 1 января 2014 года в малом и среднем бизнесе было занято 2,6 миллиона человек, количество активных субъектов превысило 871 тысяч. В этом секторе выпускается продукции на общую сумму свыше 9 триллионов тенге. Основными субъектами-франчайзи являются предприятия малого и среднего бизнеса: 80-90% рынка франчайзинга занимает малый и средний бизнес. Доля франчайзинга в объеме малого и среднего бизнеса в настоящее время составляет 3,5%. Следует отметить, что даже такие скромные показатели свидетельствуют, что франчайзинг в нашей стране уверенно развивается. По мнению спейиалистов, рынок франчайзинга увеличивается каждый год на 20-30% и соответственно будет расти доля франчайзинга в МСБ. Если четыре года назад в республике компании, работающие по франшизе, имели оборот в 1 млрд долларов, то сейчас эта цифра достигает 2,2 млрд долларов. В то же время в Казахстане нет настолько благоприятных условий для развития франчайзинга, как например, в западных странах, где доля франчайзинга в МСБ достаточно весома. Например, этот показатель в Германии составляет 45%. Поэтому несмотря на рост франчайзинга в республике, объем франчайзинговых отношений в доле МСБ все еще характеризуется скромными показателями. 3. Характеристика основные казахстанские франчайзинговые сети. Высокие темпы расширения франчайзинговых сетей - это общемировая тенденция франчайзинга, которая нашла свое проявление на казахстанском рынке. Количественное увеличение франшизных систем определяется теми качественными преимуществами, которые приобретают от взаимодействия стороны франчайзингового соглашения. Так, для головной фирмы франчайзинг - способ расширения сети при минимальных собственных инвестициях, что обеспечивает большее доминирование на рынке и возможность получения ценовых преимуществ. По подсчетам специалистов, в настоящее время на территории республики присутствуют 340 иностранных франчайзинговых систем, из них 220-250 активно расширяют сети. Каждая сеть в среднем насчитывает 4-5 франчайзинговых точек. Самое большое количество франчайзинговых точек в сети — 55, минимальное —1. Общее количество франчайзинговых точек — 1145. Превышение предложения франшиз над его спросом. Количество компаний, желающих продать франшизу, в последние годы стало удваиваться. На специализированных отечественных, российских, украинских сайтах размещена оперативная информация о предложениях франшизы для казахстанского рынка. В частности, представленные на сайтах franshiza.ru/ (794 франшиз), http://www.franchisee.su/catalog (1340), http://franch.biz/ (1600 франшиз) франшизы охватывают более 60 сфер бизнеса. Но количество тех, кто ее покупает (франчайзи), ежегодно увеличивается только на 20%. В то время как в других развитых странах, наоборот, темп прироста количества франчайзи практически всегда превышает темп прироста франчайзеров. Так, например, в Италии с 1998 г. прирост числа франчайзеров составил 15,3%, а франчайзи — 107%, в Венгрии те же показатели составляют 13,6% и 300% соответственно135. Превышение предложения франшиз над спросом на отечественном рынке связано, на наш взгляд с тем, что по различным причинам потенциальные предприниматели не готовы (или не хотят) в полной мере использовать данный механизм для вступления в бизнес. Это объясняется неудовлетворительными условиями рыночных предложений по франшизам, а именно: качество предлагаемых товаров и возможный доход от этого бизнеса не соответствуют стоимости франшиз. К тому же некоторые предлагаемые российские франшизы не отвечают по своему содержанию тому, что принято считать «франчайзингом» в странах с традиционной рыночной экономикой. Недобросовестные франчайзеры могут умышленно ввести франчайзи в заблуждение, скрывая недостатки своих франшиз и приукрашивая их достоинства. Все это ведет к возможным ошибкам в покупке франшизы, конфликтам между участниками договора, что, в конечном итоге, замедляет процесс принятия решения о покупке франшизы. В течение последних 10 лет изменилась и структура предложения. Так, например, если в 2004 году в 90 % франшиз приходилось на ритейл и фастфуд, то в настоящеее время сферы применения предлагаемых франшиз значительно расширилась и охватывает практически все отрасли сферы услуг. Однако по-прежнему лидирует торговля (47,6%). Прежнее второе место фаст фуда занимает общественное питание с разнообразными формами, как кафе, рестораны, бары, кофейни, фаст фуд, суши, пиццерии, столовые, пивные и др. (11% каталога предложений). В тройку лидеров по количеству предложений вошел раздел называемый «Детская франшиза» - торговля детской одеждой, магазины игрушек и детских товаров, различные центры развития и т.д. Но и здесь тоже доминирует торговля. Далее следуют равномерно представленные франшизы салонов красоты, парикмахерских, маникюра, фитнеса, спа, тонуса, а также химчистки, прачечные и другие. На пятом месте франшизы авто, (автосервисы, автомойки, магазины автозапчастей, прокат автомобилей и т. д.). В каталоге представлены франшизы из таких сфер как, медицина и здоровье, образование и развлечения, консалтинг и бухучет, кредитование, туризм, реклама, гостиницы, дизайн, интернет, недвижимость. Другой особенностью структуры предложения франшиз в 2013 году является широкое распространение малобюджетных франшиз в сфере торговли товарами народного потребления, услуг, СМИ, IT-технологий. Наблюдается внедрение так называемых франшиз «нового поколения», носящих социальное и событийное наполнение. 4. Особенности основных казахстанских франчайзинговых систем. Рост количества Казахстанских франчайзинговых систем. В последние годы казахстанские компании начинают развивать бизнес при помощи франчайзинга, предоставляя лицензии другим предпринимателям. По сравнению с 2002 г., когда в Республике Казахстан были «заявлены» 2 отечественные франшизы, на декабрь 2012 года их было уже 30, из них 5 оперируют за рубежом, это «Happylon», «ShBS», «Mimioriki», «Biba», «Zibroo». Уже к концу 2013 года количество франчайзинговых сетей казахстанского происхождения достигло 45 (таблица 4). Таблица 4 - Казахстанские по происхождению франчайзинговые сети № Казахстанские франчайзинговые сети Количество 1 Франчайзинговые сети казахстанского происхождения 45 2 Точки казахстанских франчайзеров в РК 230 3 Франчайзинговые сети бизнес формата 30 4 Торгово – дистрибьюторские франчайзинговые сети 12 5 Производственный франчайзинг 3 Следует отметить, что спектр отечественных франшиз охватывает все три главных вида франчайзинга – торговый, сервисный, производственный и представлен определенным разнообразием секторов бизнеса, в которых организованы эти франшизы. Это компании, которые представляют традиционные сегменты франчайзинга, такие как общественное питание, розничные сети, услуги: продуктовые супермаркеты «Аймар», магазины Дома моды «Куралай», центры услуг бухучета НАП и т.д. Из общей доли представленных в РК франчайзинговых систем, отечественные франшизы составляют только 6,6 %. Это — низкий показатель по сравнению с западными странами и даже с Россией, Украиной. В таблице 5 представлены компании, развивающие франчайзинг в нашей стране и имеющие одну или несколько продаж франшиз как внутри страны, так и за рубежом. Например, торговая марка «Tea & Coffee Garden», присутствует в регионах Казахстана, в Чехии и Латвии, выходит в Германию. На внешнем рынке казахстанские франшизы дешевле, чем, к примеру, американские. Наши бренды привлекательны, прежде всего, для тех, кто только начинает свой бизнес и ищет партнеров с не самыми высокими расценками. Таблица 5- Казахстанские франчайзинговые системы № Компания Направление Торговля одеждой 1. Biba 2. Tea & Coffee Кофейня Garden EXOTIK-TEA Чайно-кофейный бутик Kuralai Торговля одеждой 3. 4. Количество проданных франшиз несколько десятков, в том числе за рубежом 2 5 8-9 Салон красоты 2 Сеть пунктов приема рекламных 2 объявлений Ресторан японской кухни 4 Торговля товарами по уходу за 3, в том числе за телом рубежом Агентство недвижимости 1 Аптечная сеть 4 Производство и реализация многочисленно птицеводческой продукции Ресторан русской кухни 4 Ресторан японской кухни на стадии переговоров Консалтинг 3 5. 6. Nails Club SANA 7. 8. Sumo-San ShBS 9. 10. 11. Umex Realty РОМАТ Сеймар 12. 13. Медведь Кайсеки 14. 15. Агентство франчайзинга Бухучет НАП Централизованная бухгалтерия 16. Тамак сервис Торговля 17. PayLink Платежные терминалы 18. 19. Франчайзингов ый брокер Red Dragon 20. 21. Сункар Happylon 22. «MIMIORIKI» Брокеридж на франчайзинга Китайская кухня в форматах стрит-фуд, ресторан и еда на вынос Медицинский центр парки аттракционов площадью от 3500 до 5000 кв.м. Одежда для детей в возрасте до девяти лет. продуктами питания 11 более десяти несколько десятков, в т.ч. за рубежом рынке 4 19 2 13 14 Главная задача казахстанских франшиз - не заработать, а завоевать признание и любовь в как можно больших странах мира. Следуя этой цели, на первых порах компании, вопреки традиционным правилам игры на рынке франчайзинга, не требуют от партнеров ежемесячных отчислений процентов с продаж и всячески поддерживают развитие отечественных франшиз зарубежом. Авторский дом высокой моды «Kuralai» продал 8-9 франшиз, в том числе в Италию, Францию и США. Сеть «Red Dragon», специализирующая на китайской кухне, продала две франшизы в Россию. Сеть медицинских сетей «Сункар» находится на стадии переговоров о продаже своей бизнес-модели россиянам. Выход на рынки Юго-Восточной Азии казахстанская компания PayLink, занимающая 35% рынка платежных терминалов в Казахстане (Qiwi – 50%, Cyber-плат – 15%), начала в 2010 году. В настоящее время компания владеет 150 терминалами моментальной оплаты в Куала-Лумпуре, где можно оплатить услуги мобильных операторов, некоторые виды жилищнокоммунальных услуг, а также приобрести онлайн-игры. PayLink же пока собирается и далее развивать малайзийское направление – до конца лета этого года планируется завезти в Куала-Лумпур еще 300 терминалов. Основные отличия построения франчайзинговых систем казахстанскими компаниями по сравнению с западными странами заключаются в том, что западные компании преимущественно имеют состоявшуюся, более длительную (15-20 лет) историю своего развития. К тому же бизнес процессы этих компаний сформулированы, строго регламентированы. Компании имеют высококвалифицированный управленческий персонал, активно пользуются услугами аутсорсинга. Они достаточно капитализированы, в том числе за счет нематериальных активов. Действия компаний основаны на выполнении долгосрочных планов. А казахстанские франчайзеры только формируют свою узнаваемость, еще недостаточно капитализированы и вынуждены разрабатывать системы франчайзинга, опираясь на собственный и зарубежный опыт. Еще одна особенность – в Казахстане мало примеров сотрудничества крупных компаний с малыми. Франчайзинг предусматривает передачу бренда, технологий и т.п. от известного и солидного предприятия мелким и средним фирмам. В Казахстане же крупные компании чаще открывают собственные филиалы, чем франчайзинговые точки. Однако ситуация меняется, и все больше казахстанских компаний, заимствуя опыт иностранных франчайзинговых сетей, совершенствуют свои франшизы, в том числе в области поддержки франчайзи, для сохранения и укрепления конкурентных позиций. В настоящее время более 200 казахстанских компаний ведут поиски к возможности своего стратегического развития, создавая собственные франчайзинговые концепции, 30% из них с дальнейшим экспортом франшиз на зарубежные рынки. Таким образом, перечисленные тенденции отражают количественные изменения во франчайзинге Республики Казахстан и являются в целом положительными. В то же время в развитии франчайзинга, на наш взгляд, можно выделить следующие качественные тенденции. Низкая доля мировых флагманов франчайзинга на рынке РК. В ТОП-20 мировых франшиз входят такие компании, как Hampton Inn., Subway, Servpro, 7-Eleven, Days Inn., McDonald’s, Denny's Inс., H & R Block, Dunkin 'Donuts, Pizza Hut, KFC, Liberty Tax Service, Sonic Drive in Restaurants, Ace Hardware Corp., InterContinental Hotels Group, Ace Hardware Corp., UPS Store, Supercuts, Vanguard Cleaning Systems, AMPM. На рынке Казахстана из известных брендов-флагманов франчайзинга присутствуют только InterContinental Hotels Group, Pizza Hut, KFC, UPS Store. Основным сегментом франчайзинга является фаст фуд, лидерами которого являются знаменитые McDonald’s, Subway и KFC, и если мы говорим франчайзинг, то подразумеваем эти бренды. В таблице 6 представлены ТОП франшиз в сфере питания, которые пока еще отсутствуют на рынке Республики Казахстан (таблица 6). Таблица 6 — ТОП франшиз в сфере питания, отсутствующих на рынке РК Наименование Стоимость франшизы, долл. Роялти, % Общая открытия долл.* стоимость бизнеса, Applebee's 35 000 4 6 843 400 Papa Murphy's 15 000 7 39 671 Cici's Pizza 30 000 От 4 до 6 624 973 Great Wraps 19 500 5,5 3657 Sonic 30 000 От 2 до 5 3 398 800 Subway 12 000 8 300 000 Big Apple Bagels 25 000 5 3 748 До 1 млн До 12,5 950 000 25 000 6 4 242 До 1,5 млн варьируется 1 635 200 30 000 7 3 676 McDonald's Tropical Cafe Smoothie 7-Eleven Auntie Anne's * Цены могут меняться в зависимости от региона Существует несколько причин отсутствия популярных франшиз на казахстанском рынке: экономическая выгода проекта, которая связана трудностями тиражирования франчайзингового предприятия, т.е. расширения сети в условиях территориальной рассредоточенности основных центров для развития бизнеса; - ограниченная емкость рынка (по сравнению, например с Россией или Китаем), что затрудняет возможность быстро окупить инвестиции; - слабая активность казахстанских бизнесменов на международном рынке франчайзинга; - высокая для франчайзи стоимость франшизы и жесткие условия сделки. Например, общая цена на открытие ресторана Макдоналдс оценивается примерно в 4,5-5 млн. долларов. При этом около 1,2 млн долларов необходимо, чтобы обеспечить заведение соответствующим оборудованием и налаживанием самой работы. Также у компании есть требования: к примеру, будущий владелец должен иметь собственный капитал в размере минимум 950 тысяч долларов. При этом ежемесячно управляющей компании необходимо отдавать 12,5% роялти, то есть процент от дохода за месяц. Срок, на который предлагается купить франшизу Макдональдс, составляет 20 лет. Указанные причины в значительной степени тормозят качественное развитие франчайзинга, поскольку вместо известных брендов, которые могли бы появиться на рынке, зачастую приходят компании «второго эшелона». Высокая доля российских и американских франшиз. Хотя рынок франчайзинга в нашей стране небольшой, но он на 80% представлен иностранными франшизами. Пальма первенства, конечно, принадлежит России, на втором месте по популярности - франшизы из США. Если раньше до 2007 года на рынке превалировали американские бренды, то сегодня лидерство перешло на российские по происхождению франчайзинговые системы. Российская франшиза в Казахстане не нуждается в адаптации в силу схожести рыночных условий, менталитетов, отсутствия языкового барьера. Из иностранных франчайзинговых сетей пальма первенства перешла к России, хотя еще в 2007 году лидерами были американские франшизы. В настоящее время более 100 российских франшиз работают на рынке Казахстана, примерно 50 планируют выйти на рынок в самое ближайшее время. Количество франчайзинговых точек российских сетей перевалило за 600. Причем особенно количество российских франшиз увеличилось в последние 2-3 года. Российские сети представлены 40 бизнесформатами, 70 торгово-дистрибъюторскими, 15 медиа франшизами и 7 производственными. Больше всех представлен сегмент модной одежды российских производителей – 26 % , различные услуги (брачные, рекламные, Интернет, консалтинговые и т.д.) – 20%, ресторанные франшизы – 19%, ритейл (продуктовый, сотовый, ювелирные изделия, мебель, спортивные товары и т.д.) – 18%, остальное спортивные клубы, медицинские центры, салоны красоты и т.д. По данным экспертов агентства по франчайзингу, около 30 российских франшиз планируют выйти на казахстанский рынок в ближайшее время. В числе компаний, присматривающихся к отечественному рынку как к потенциально перспективному - ―Мэлон фэшн груп‖, под управлением которой на сегодняшний день в России и Украине находятся четыре собственных бренда одежды и аксессуаров класса масс-маркет (Zarina, befree, LOVE REPUBLIC, co&beauty) и два бренда по системе мастер-франчайзинга (women’secret, Springfield). Одним из факторов, обусловивших доминирование российских франчайзинговых брендов на казахстанском рынке, является более высокая информированность российской стороны о состоянии и особенностях рынка в Казахстане по сравнению с представителями других государств. Американские франшизы представлены 48 сетями и 300 франчайзинговыми точками. Несмотря на то, что американские сети уступили в количественном отношении, им принадлежит основная доля франчайзингового оборота, потому как именно американскому сектору принадлежат такие мегабренды как «Coca-Cola», «Баскин Роббинс», «KFC», «InterContinental Hotels Group‖ и т.д. Сектор представлен 25 бизнес форматом, 4 производственным форматом и 19 торгово-дистрибьютивным. Превалируют такие сегменты как деловые услуги (финансовые, образовательные, консалтинговые, рекламные, туристические и т.д.) – 35%, торговли одежды и аксессуаров модных брендов- 30%. Остальные сегменты гостиничный, ресторанный, торговля парфюмерией и т. д. Вслед за Россией и США по страновому присутствию идут такие страны как Германия, Франция, Великобритания, Италия, которые можно выделить в отдельный «европейский блок» казахстанского франчайзингового рынка. Более 93 франчайзинговых сетей европейского происхождения оперируют в Казахстане с 287 франчайзинговыми точками. Европейские сети в большинстве своем представлены в сегменте торговли одежды и аксессуаров модных брендов, а также - в секторе торговли парфюмерных изделий. Среди «европейцев» достаточно представлен и сектор услуг, салонов красоты. Кроме того, в Казахстане свои бизнес-идеи активно продвигают франчайзеры из Турции, Израиля, Японии, Австралии и др. В последнее время на рынок франшиз заметно оживился в связи с активностью украинских франчайзеров, которые уже открыли ряд проектов в Казахстане. Между тем представленные на казахстанском рынке западные франшизы зачастую выгодно отличаются на фоне росcийских наличием более тщательно продуманной и детально проработанной поддержкой франчайзи (одно из основных преимуществ франчайзинговой системы). Это проявляется как в качественных параметрах, так и широте вариантов ее возможных направлений. Тогда как многие российские франчайзеры не уделяют должного внимания системе поддержки франчайзи, ограничиваясь их консультированием по мере необходимости. 5. Тенденции и перспективы развития франчайзинга в Казахстане. Тенденция сохранения высокой доли иностраннных франшиз по сравнению с отечественными отражают, на наш взгляд, «негативную» специфику казахстанского рынка франчайзинга. Например, в России картина иная: к началу 2013 г. 72% предлагаемых франшиз были российскими. Более того, многие российские франшизы предназначены не только для своей страны, но и для «экспорта» в страны СНГ. Всего для двух и более стран продается 37% всех франшиз. Как мировой опыт свидетельствует, первые десять лет появления франчайзинга в любой стране – это 70% иностранных и 30% национальных франшиз, и только по истечении этого срока картина меняется на противоположную. Расширение страновой принадлежности торговых марок франшиз. Если раньше большая часть франчайзинговых брендов имела американское происхождение, то теперь появляются абсолютно новые концепции брендов из стран Европы и Юго-Восточной Азии, сочетающие в себе элементы традиционной национальной культуры и современных технологий. Например, Китайский бренд Chonghong, специализирующийся в области бытовой техники, приобретает все большую популярность среди казахстанцев, успешно конкурируя с признанными мировыми лидерами. Международные бренды пытаются закрепить свои позиции на новых территориях, на так называемого emerging market. Так, рынки наших ближайших соседей России и Китая буквально наводнены иностранными компаниями, что сделало эти рынки тесными и вынудило местные компании искать новые территории сбыта. Кроме того, в настоящее время, по оценкам экспертов, более 200 иностранных франчайзеров из разных стран предпринимают активные меры по поиску партнеров в Казахстане и более 5 тыс. потенциально готовы сотрудничать с отечественными предпринимателями. Существенным недостатком франшизных предложений иностранных компаний часто является то, что они при выходе на казахстанский рынок не адаптированы к отечественной практике предпринимательства, не учитывают или недостаточно учитывают предпочтения потребителей. Однако, ряд компаний нашли выход из данной ситуации. В частности, такие мировые лидеры на рынке одежды, как «Gap», «Topshop», «Guess», сначала открыли несколько собственных магазинов в России и только потом предложили к продаже франшизы, а затем вышли на казахстанский рынок. Этот способ позволяет международным франшизам пройти быструю и безопасную адаптацию на новом рынке постсоветского пространства. Высокая доля отраслей услуг в секторе франчайзинга. В структуре казахстанского франчайзинга доля сферы услуг составляет 95% и только 5% - приходится на сферу производства. Наиболее востребованными направлениями бизнеса, основанного на приобретении франшиз, являются такие виды деятельности, как общественное питание, торговля, салоны красоты, фитнес-услуги, здравоохранение, станции технического обслуживание автомобилей, бытовые услуги, услуги для бизнеса, образование, тренинги. Наибольшая емкость рынка обеспечивается за счет крупных брендов, таких как гостиничный или ритейл бизнес. Но рынок так называемых «малых франшиз» с небольшой стоимостью входа тоже набирает обороты. Остаются невостребованными отрасли производства, хотя у них и имеется большой потенциал. При этом в Программе форсированного индустриальноинновационного развития большое внимание уделяется использованию новейших технологий в отраслях не только сырье добывающих, но и перерабатывающих. В Республике Казахстан еще есть немало отраслей, которые в перспективе могут действовать на условиях франчайзинга. В этих отраслях, на сегодня, присутствует очень низкая конкуренция, но они являются прибыльными и находятся на стадии становления. Например, это сельское хозяйство; доставка продукции; операции с недвижимостью; реализация товаров, бывших в использовании; услуги безопасности; уход за животными; химическая промышленность; услуги лабораторных исследований; юридические услуги и т.д. Несколько известных франшиз уже сейчас изучают рынок Казахстана, это компании Gold’s Gym, New Horizons Computer Learning Centers, Sign*A*Rama, 1-800-FLOWERS.COM®, $1.00 Store Services. Высокая доля торгового (дистрибьютивного) франчайзинга. Если рассматривать типы франчайзинга в Казахстане, то в стране наиболее активно развивается торговый франчайзинг (рисунок 4). Согласно рисунка 4, в настоящее время доля торгового франчайзинга составляет 46%, а из них 70% - торговля одеждой и обувью. В то время как в западных странах доля делового формата традиционно выше доли торгового. Например, объем розничного товарооборота через франчайзинговые сети в Казахстане - 1,5%, а этот же показатель в Германии - 60%. В Республике Казахстан торговый франчайзинг делится на две группы. Одна из них – это российские и иностранные ритэйлeрские сети, которые занимаются только торговлей. Например, «Красный Куб», «Bagatell», «Джинсовая Симфония», «Евромода», Zara, TATI, Olsen, Benetton и другие. Другая группа – производители, которые имеют проблемы с оптимизацией сбыта своей продукции и предоставляют франчайзи на продажу собственную продукцию. К ним относятся «Лавка жизни», SELA, «Легпроммаркет», «Эконика», «Пальмира» и другие. Развивается также франчайзинг в бизнесе по продаже бензина. Здесь активно ведут свою деятельность ЛУКОЙЛ, «КазМунайГаз». Наибольшая популярность торгового франчайзинга в Казахстане объясняется тем, что обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров. 3% Розничная торговля 3% 2% Питание 5% Бытовое обслуживание 7% 46% 11% Развлечения, путешествие и спорт Обслуживание бизнеса Учебные центры Охрана здоровья Рисунок 4 - Сектора сферы услуг, использующие франчайзинг в РК 23% Автотранспорт Высокая доля сублицензионных отношений в системе франчайзинга в Рисунок 4 - Структура торгового франчайзинга за 2015 год, % В настоящее время в РК очень мало прямых классических отношений: франчайзер – франчайзи. Международные франчайзеры предпочитают работать не напрямую, а через свои российские или турецкие мастер-франчайзи (субфранчайзеры). Казахстанские компании, в свою очередь, выступают в качестве субфранчайзи (сублицензиаты). Очень часто иностранные компании действуют через российские мастер-лицензии. Франчайзер «заходит» на территорию России, а уже потом по мастерлицензии распространяется в Казахстане. Это удобней с юридической точки зрения: нет необходимости переводить всю документацию на русский язык, договор адаптируется к казахстанским условиям. По такой схеме, например, работает американская компания «Pizza Hut», которая попала на казахстанский рынок через Кувейт. В Кувейте есть компания, которой были выданы права на развитие ее на территории центральноазиатского региона. Другой пример - казахстанская сеть компаний Баскин Роббинс, участниками франчайзинговой системы являются три страны: США (франчайзер), Россия (франчайзи) и Казахстан (субфранчайзи)). Таким образом, в Казахстане около 90% франчайзинговых сделок имеют международный статус. Развитие франчайзерами своих брендов на разных территориях используя систему взаимодействия местных посредников является мировой тенденцией франчайзинга. При выходе на внешние и особенно на сильно удаленные рынки, в последние годы франчайзеры предпочитают взаимодействовать не с многочисленными франчайзи, а с местной компанией-посредником, который знает и понимает национальные особенности рынка. При этом посредник может развивать сразу несколько франшиз и брендов. По данным компании Frandata более 50% франчайзи американских компаний являются владельцами сразу нескольких франшиз. Неравномерность развития франчайзинга по регионам связана с территориальной рассредоточенностью субъектов франчайзинга в республике. Региональными центрами франчайзинга в Казахстане являются города Алматы, Астана, Атырау, Караганда, Шымкент. Именно здесь сосредоточен малый и средний бизнес, в среде которого и развиваются технологии франчайзинга. Более 70% франчайзинговых проектов берут истоки из Алматы, именно здесь проходят первоначальную адаптацию иностранные франшизы, прежде чем получить развитие в других городах страны. Основные международные франчайзинговые бренды, такие как «Baskin Robbins», гостиничные сети «Inter Continental», «Hayatt», «KFC» и др. сосредоточены в Алматы. Кроме того, основные франчайзинговые точки сосредоточены в крупных городах Казахстана, и бизнес пока не выходит за рамки мегаполисов. Сети практически не развиваются в регионы, нет связи крупного столичного и среднего регионального бизнеса. Хотя, на примере развитых стран, очевидно, что франчайзинг – это не только бренды крупного города, но и сети в маленьких городках. Конечно, нельзя не учитывать плотность населения и расстояния между населенными пунктами в Казахстане. Но опыт Канады показывает, что плотность франчайзинговых точек в регионах может быть высока и в странах с небольшим населением и большими расстояниями. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на местном рынке. В результате анализа предлагаемых на казахстанском рынке франшиз, можно утверждать, что, как правило, предприятия начинают внедрять свою марку сначала либо на рынке г.Алматы, либо астанинском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Примерами могут быть гостиницы, большинство франшиз в ритейле. Особенность франчайзинга в Казахстане за минувшие 2 года – это его проникновение в регионы и интерес к франчайзингу инвесторов всех уровней (от одной тысячи до нескольких миллионов долларов США). Низкий уровень внутристрановой миграции франчайзинга. Эта особенность рынка франчайзинга в стране проявляется в том, что крупные компании предпочитают филиальную форму регионального развития, но не франчайзинговую систему из-за отсутствия тесной взаимосвязи между крупным бизнесом и малым предпринимательством. Казахстанские франчайзеры в основном развиваются по простым схемам. Это связано с тем, что расширение сети происходит на ограниченной территории, что, в свою очередь, обусловлено трудностями контроля «удаленных» франчайзи. С другой стороны, при принятии решения о покупке франшизы потенциальному франчайзи важно понимать, с кем непосредственно (с самим франчайзером или его представителем) будут строиться отношения и как выполняться обязательства. Дальнейшее развитие ситуации в сфере франчайзинга в основном будет зависеть от деловой активности непосредственных игроков рынка, профессиональной позиции специалистов в данной области, позиции некоммерческих организаций и отношения органов власти. Весомым фактором в формировании современной системы является поддержка франчайзинговых отношений региональными и государственными органами. Одним из ключевых факторов, стимулирующих рост франчайзинга, является уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сферой услуг. Рост сферы услуг во многих странах, где развивается франчайзинг, является долгосрочной тенденцией. По мнению отечественных специалистов, в сфере услуг будет продолжаться специализация и выделение новых рабочих ниш. Такие услуги, как ремонт жилищ, дизайн интерьера и реализация дизайнерских проектов, уход за газонами, услуги в области жилья, уход за детьми, услуги в области воспитания, и образования, наряду с некоторыми видами «бизнес-услуг» станут первоочередными областями применения франчайзинга. Другой благоприятный фактор - готовность все большего числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франчайзинговой системы, что является стратегией, способствующей диверсификации рисков и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных партнерах, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта. Рост покупательной способности населения страны за последние 10 лет, быстрая смена вкусов потребителей, взаимовыгодность системы франчайзинговых отношений для всех еѐ участников также способствовали развитию франчайзинга в республике. Важной причиной роста франчайзинга является рост индивидуальной трудовой деятельности. На начало 2014 года в республике в общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей составила 73,1%, а их общее количество составило более 1045 тыс. предпринимателей. В то же время индивидуальная трудовая деятельность и малые франчайзинговые предприятия являются важным источником будущих рабочих мест, решая тем самым проблему занятости населения. При положительной динамике развития франчайзинга в Казахстане, на сегодняшний день участникам франчайзинговых отношений, приходиться серьезно рисковать. Административные барьеры, отсутствие общего понимания франчайзинга, изменение ситуации на рынке, большой уровень недоверия, ложные обещания, недобросовестность партнеров, слабая защита права на интеллектуальную собственность и незаконное их использование, финансовые и коммерческие риски, пренебрежение со стороны партнеров интересами системы, а также в ряде случаев неграмотное управление тормозят запланированное развитие. Экономического рост и стабильность франчайзинга на территории республики зависит также от влияния макроэкономических факторов, как темпы развития экономики и его отраслей, платежеспособность населения, уровень жизни, уровень цен и инфляция. Заметно снижает спрос на франшизы и девальвация тенге в феврале 2014 года. Тем не менее, можно говорить о наличии большого потенциала республики в распространении франчайзинга и расширении данных бизнес-технологий. Применение и развитие франчайзинга будет способствовать инновационному развитию, повышению деловой культуры предпринимателей. Таким образом, количественные и качественные изменения констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачков образному переходу от старого качества к новому. Так, насыщение сектора торговли зарубежными и отечественными франчайзинговыми системами повлек за собой изменения в структуре франчайзинга в республике: появились новые направления применения франчайзинга в сфере услуг и т. д. Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) - количественными. Так, расширение страновой принадлежности франшиз отражает увеличение стран участников международного договора франчайзинга, а с другой — качественный состав франчайзинговых предложений на рынке. Структуру франчайзингового бизнеса следует рассматривать как качественную и количественную характеристику функционирования бизнеса в целом по стране, которая отражает динамику поведения экономических субъектов под влиянием изменений внешней среды. Анализ структуры франчайзинга в стране может выступать как аргумент в пользу реформирования институтов и отмечать сферы, нуждающиеся в государственном регулировании, или напротив, как указатель эффективности их работы. Контрольные вопросы 6. Назовите условия и предпосылки становления и развития франчайзинга в Казахстане. 7. Дайте анализ динамики развития франчайзинговых предприятий в Казахстане. 8. Охарактеризуйте основные казахстанские франчайзинговые сети. 9. Опишите особенности основных казахстанских франчайзинговых систем. 10. Определите тенденции и перспективы развития франчайзинга в Казахстане. Рекомендуемая литература: 1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 01.07.1999 г. № 410-1, с внесенными изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г. - Электронный ресурс. Режим доступа: URL: Проверено: 25.02.2014. 2. Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 №330 «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)».- Алматы: ЮРИСТ. 2008. 3. Закон Республики Казахстан от 26.07.1999 г. № 456 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» с изменениями от 02.03.2007 г. 4. Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. N o 124-3 / Фонд развития предпринимательства «Даму» Электронный ресурс. Режим доступа:URL: //http://www.fund-damu.kz/. 5. Кисиков Б. Франчайзинг в Казахстане. - Алматы: Образовательный фонд «Игiлiк». - 2011. - 292 с. 6. Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. (Руководство Барклайз Банка по малому бизнесу) / Пер. с англ. Под ред. Л.Н.Павловой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. - 200 с. 7. Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебнопрактическое пособие – Киев: Истина. - 2002. – 240 с.
«Тенденции и направления развития франчайзинга в РК» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 259 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot