Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Отраслевые особенности франчайзинга в РК

  • 👀 702 просмотра
  • 📌 659 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Отраслевые особенности франчайзинга в РК» pdf
Тема 5. Отраслевые особенности франчайзинга в РК Цель лекции: изучение особенностей франчайзинга в отраслях Республики Казахстан 1. 2. 3. 4. 5. Основные вопросы: Отраслевые особенности франчайзинга в производственной сфере. Характеристика и приведите примеры франчайзинга в сельскохозяйственной отрасли Казахстана. Причины распространения франчайзинга в сферах розничной торговли и общественного питания Казахстана. Характеристика и анализ динамики развития франчайзинга в сфере общественного питания Республики Казахстан. Направления и тенденции развития франчайзинга в туристическом бизнесе Казахстана. Анализ франчайзинговых компаний по сферам деятельности на отечественном рынке показал, что в Казахстане достаточно трудно развивается производственный сектор, количество компаний, работающих в сфере производственного франчайзинга незначительно. Примером развития производственного франчайзинга может служить казахстанская инвестиционная компания АО «Алматы Кус», сформированная в конце 1990 г., где просматриваются элементы франчайзинга в схеме сбыта продукции. Пункты реализации птицеводческой продукции в виде ларьков и автолавок были оформлены по единому фирменному дизайну с обязательным визуальным присутствием логотипа и товарного знака компании, которая объединила более 10 тысяч индивидуальных предпринимателей. Позднее компания внедрила систему производственного франчайзинга, предоставляя другим лицам права на открытие птицеводческих ферм на условиях франчайзинга . В настоящее время по системе производственного франчайзинга работают все птицефабрики, входящие в состав птицеобъединения АО «Алматы Кус» и АО «Алматы Бройлер», а товарный франчайзинг распространился на продукцию всех компаний группы «Сеймар». АО «Алматы Кус» самостоятельно не занимается производством яиц или мяса, компания сдает в аренду на основе франчайзинга активы, в которые входят птицефабрики (здания, оборудование, транспорт и птица) и торговая марка «Сеймар». Подбор арендаторов производится на конкурентной основе, и Компания осуществляет жесткий контроль за их деятельностью. Доходы складываются из арендной платы и платы за использование торговой марки. В общей структуре производства и сбыта АО «Алматы Кус» выступает координирующим и контролирующим органом, от которого напрямую зависит деятельность всех остальных звеньев. Координация и контроль осуществляются путем непосредственной установки цен арендаторов, стандартов качества и конкурсного отбора арендаторов и дистрибьюторов. Контроль над качеством продукции производится выборочными проверками и сбором жалоб потребителей. Франчайзинг торговой марки «Сеймар» заключается в передаче прав на ее использование на контрактной основе двадцати четырем независимым дистрибьюторам. В функции дистрибьюторов входит закупка, сортировка, упаковка, транспортировка и продажа продукции арендаторов. Дистрибьюторы могут закупать продукцию только у арендаторов и только по цене, установленной компанией. Каждый из дистрибьюторов наделен эксклюзивным правом распространять продукцию «Сеймар», представляя эту торговую марку в определенном регионе, где он самостоятельно назначает отпускные цены, заключает соглашения с розничными продавцами и определяет собственную политику продаж. Компания со своей стороны ведет строгий контроль качества продукции, предлагаемой на рынке. Проблема производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции становится еще актуальной в связи дефицитом собственных финансовых ресурсов (прибыли) в ceльхозформированиях Казахстана - 70% парка зерновых комбайнов и 92% тракторов подлежат списанию. Обеспеченность сельскохозяйственной техникой например, тракторами составляет 81%, зерноуборочными комбайнами - 83%, посевными комплексами – 87%, кормоуборочными комбайнами - 53%. Для обновления парка новой сельскохозяйственной техникой, способствующей своевременному качественному проведению сельскохозяйственных работ необходимо ежегодно иметь дополнительные ресурсы в пределах 106-110 млрд. тенге. Обеспеченность минеральными удобрениям - около 8% к общей потребности, гербицидами - 40%, оригинальными семенами - 45%, элитными семенами - 38%. Как показывает анализ эффективности производства сельхозпродукции, крестьянские хозяйства осуществляют только простое производство: площади земельных угодий, поголовье скота, обеспеченность сельскохозяйственной техникой не позволяют внедрять инновационные технологии производства высококачественной продукции, вести сельскохозяйственное производство на интенсивной основе, обеспечивающей наиболее полное использование материальных, трудовых ресурсов, остается низким уровень производительности труда и использование передовых технологии, что снижает конкурентоспособность отечественной продукции и в условиях ВТО приведет к доминированию импортной продукции и вытеснению местных производителей с рынка сбыта. Для стабильного ведения аграрного производства необходимы средства (включая лизинг сельскохозяйственной техники и животных) и пополнение оборотных средств, которые привлекаются в основном за счет заемных средств финансовых институтов. Однако из-за особенностей сельскохозяйственного производства финансовые институты выдают товаропроизводителям краткосрочные кредиты с высокими ставками вознаграждения. Средняя процентная ставка вознаграждения по кредитам за 2010-2011гг. составила от 12 до 16% годовых, а в других секторах экономики от 10 до 13%. В результате сельхозтоваропроизводители оплачивают высокие вознаграждения по кредитам на пополнение основных и оборотных средств, что приводит к повышению себестоимости производства единицы продукции и снижает ее конкурентоспособность. Методические подходы к распределению средств господдержки показывают, что они доступны в основном крупным сельхозпредприятиям. Например, порядок предоставления бюджетных субсидий, предусмотренных в республиканском бюджете отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, должен отвечать определенным критериям. Для товаропроизводителей, занимающихся производством говядины - это наличие специализированной площадки для откорма крупного рогатого скота с мощностью не менее 3000 голов единовременного откорма и развитой инфраструктурой для 1-го уровня, 1500 голов – для 2-го уровня и количество реализованного откормленного поголовья за последние 12 месяцев должно составлять не менее 400 голов для 3-го уровня. У товаропроизводителей по производству мяса птицы годовой объем производства должно быть не менее: для 1-го уровня – 15000тонн, для 2-го – 8000тонн и для 3-го уровня – 1500тонн. Для производителей яиц куриных100 млн. штук, 40 и 20 млн. штук соответственно по уровням. Средним и малым предпринимателям в сельском хозяйстве пока недоступны средства государственной поддержки, хотя анализ производства сельскохозяйственной продукции свидетельствует об эффективности и росте производства. В рамке программы Агробизнес – 2020 в Казахстане до 2020 года планируется строительство и модернизация приоритетных инвестиционных направлений в отрасли животноводства и растениеводства, в том числе и строительство 5 бройлерных птицефабрик и довести производство мяса птицы до 125 тыс. тонн. Объем инвестиции на строительство 1 птицефабрики составляет в среднем 8817240 тыс. тенге (58000 тыс $ США), из них инвестиции в оборудование - 4514962 тыс. тенге, на технику – 368973 и на строительство помещений – 3933305 тыс. тенге. При этом государство при реализации приоритетных инвестиционных проектов для возмещения части расходов субъектами АПК выделяет инвестиционные субсидии в размере от 10 до 50%, с целью поддержания уровня рентабельности в период реализации проекта на уровне 11-17%. Как видно из таблицы 7, окупаемость проекта бройлерной птицефабрики составляет 3 года, при уровне рентабельности за 1 год 2%, за 2-й год реализации проекта - 8,4 и на 3 год – 11,6%. Таблица 7 - Расчет окупаемости инвестиционных средств франчайзера и эффективность проекта "Строительство бройлерной птицефабрики на 25000 т продукции в год" тыс. тенге Год 2014 2015 2016 7053792 916993 4702528 611329 2351264 305664 282152 2351264 4702528 3550409 2351264 2351264 2962593 2351264 2656928 25000 8750000 25000 8750000 25000 8750000 25001 8750350 12500000 12500000 12500500 3750000 1250000 3750000 3750000 3750150 199591 787407 1093072 3750150 Оплата франшизы, 7% от прибыли 13971 55119 76515 262511 Прибыль после оплаты франшизы 185620 732289 1016557 3487640 2,1 8,4 11,6 40 Сумма кредита, 8817240 Инвестицион. субсидий, 20% 1763448 Основной долг 7053792 Погашение ставки 13 вознаграждения, % Капитализация % 4 Погашение основного долга Остаток основного долга Сумма к погашению Окупаемость проекта, лет 3 Реализация мяса птицы, тонн Себестоимость реализованного мяса птицы, тыс. тенге Выручка от реализации мяса птицы, тыс. тенге Валовая прибыль, тыс. тенге, с учетом субсидий Прибыль после погашения Уровень рентабельности 2017 после погашения инвестиционных средств франчайзера По завершении погашения инвестиционных средств уровень рентабельности составит 40%, что является достаточным для ведения расширенного воспроизводства. Расчет окупаемости инвестиционных средств франчайзера проводился по сложившимся в Казахстане банковским условиям кредитования с учетом инвестиционных субсидий 20 %. Инвестиционные субсидии в размере 20% от стоимости проекта могут служить первоначальным взносом. За регулярные отчисления – роялти взят сложившийся в мире уровень 5-6% от продаж, в нашем случае роялти составляет 7% от прибыли. То есть франчайзер ежегодно за франшизу (стоимость франшизы) будет получать в среднем 1750 тыс долларов или 262511 тыс. тенге, франчайзи – 3487 млн тенге. Отраслевая структура франчайзинга в сфере услуг достаточно широка. Представлены как нематериальные услуги (например, образование, здравоохранение, туризм), так и частично материальные (розничная торговля, общественное питание). Многие из услуг являются нестандартизируемыми (например, консалтинг) и частично стандартизируемыми, т.е. предполагающими наличие стандартов при выполнении определенных процедур в технологии предоставления услуги (стоматология). Сложность разработки для франчайзера необходимых для передачи франчайзи стандартов является особенностью франчайзинга в сфере услуг по сравнению с производством. Лидером франчайзинга является сфера розничной торговли – 46%, особенно непродовольственный ритейл – магазины одежды, обуви и другие. Сфера услуг во франчайзинге занимает 30%, а доля смешанных форм франчайзинга (производство - торговля, услуги - торговля, и т.д.) занимает 23%. В то время доля сфер услуг во франчайзинге в Европе составляет 40%, а в США - 70%. Сегодня наиболее перспективна для развития франчайзинга сфера продовольственного ритейла. В настоящее время существуют две основные группы форматов. К первой относятся гипермаркеты и супермаркеты. Во вторую включают дискаунтеры и «соседские» магазины. Большая их часть применяет франчайзинг. Ведь в будущем отдельным магазинам будет становиться сложнее работать на рынке. Ведь в крупных городах имеется потребность в насыщении рынка магазинами эконом-класса. Но из-за нехватки торговых площадей процесс идет медленно. В данном случае франчайзинг служит способом для расширения торговых сетей. Ритэйлеры заинтересованы в партнерах, у которых есть собственные торговые помещения или же те, которые находятся у них долгосрочной аренде. В торговле продуктами питания франчайзинг развивался менее активно, чем в непродовольственном ритейле. Это объясняется в основном спецификой самого продукта, для которого необходимы жесткие стандарты логистики и обмена данных, особенно в магазинах крупных форматов с широко представленным ассортиментом. Некоторое отставание продовольственной розницы в использовании франчайзинга объясняется тем, что франчайзеры могут предложить потенциальному партнеру лишь технологии, опыт и особенности процесса работы, а не уникальный товар, как многие непродовольственные ритейлеры. В республике в непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимают франшизы одежды и обуви - 60%. В 2013 году по сравнению с 2010 количество франшиз в секторе торговли одеждой и обувью возросло на 40% (FINNFLARE, MEXX, ZARACITY, MILAVITS, Pompa, MARUSSIA, Rieker, ECCO, FOOTTERR, MILANA, CALIPSO, Alba, PaoloConte). В 2012 и 2013 годах темп наполнения Fashion-индустрии на основе франчайзинга составил 50% в год в гг. Алматы и Астана и 25% в областных городах Казахстана. Ожидаемый рост ритейла одежды и обуви в ближайшие годы связан с такими тенденциями, как увеличение объемов закупок импортных товаров, рост потребительской активности, спроса и увеличение объемов продаж, изменения тенденций в моде, ориентацией на фирменную торговлю, высоким уровнем конкуренции в данном секторе и т.д. В таблице 8 представлена динамика общего объема розничной торговли в РК за 20072012 гг. Таблица 8 - Общий объем розничной торговли в Республике Казахстан, Общий объем розничной торговли, в т.ч: - продовольственные товары - непродовольственные товары - торговые предприятия - рынки и индивидуальные предприниматели Розничная торговля на душу населения, тыс.тг 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2 092,8 2 442,8 2 551,4 3 197,1 3 865,8 4 567,7 млрд тг 2012 в %к 2007 218,3 689,3 819,6 929,8 1 050,2 1 225,9 1 417,7 205,7 1 403,5 1 193,8 899,0 1 623,2 1 621,6 2 146,9 2 639,9 3 150,0 224,4 1 468,9 1 247,0 1 567,3 1 991,0 2 452,3 205,4 973,9 1 304,4 1 629,8 1 874,8 2 115,4 235,3 135,2 155,9 160,2 195,9 233,5 272,0 201,3 Таблица 8 свидетельствует о высоких темпах роста розничной торговли непродовольственными товарами за исследуемый период и превышении темпов роста торговли на рынках и индивидуальными предпринимателями над розничным товарооборотом торговых предприятий почти на 30%. Кроме того прослеживается тенденция активизации продаж через торговые предприятия, где немалую роль играют и предприятия, работающие в формате франчайзинга. Следует отметить и о неравномерности развития торговли в регионах. В общем объеме республиканской розничной торговли совокупная доля г.Астана и трех областей, как Актюбинская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская, составляет 35,4%, а центром ритейла является г. Алматы - 27,3% от общего объема розничной торговли в республике. Наиболее низкие показатели наблюдаются в Кызылординской и Жамбылской областях. Таким образом, данные свидетельствуют не только о динамичности и росте конкуренции в этой сфере, но и о наличии потенциала розничной торговли в регионах, в том числе для развития франчайзинга. Сфера услуг существенно отстает от ритейла как по количеству франчайзинговых предложений, так и по количеству франчайзи. Однако по прогнозам экспертов, с ростом конкуренции в традиционных областях применения франчайзинга начнется спрос на франшизы в сфере услуг. Отставание сектора услуг от других (торговли непродовольственными товарами) во многом связано с более длительным и сложным характером разработки концепции и системы франчайзинга в фирмах, оказывающих услуги. Нематериальный характер услуги требует разработанности стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широкого спектра критериев оценки качества менеджмента и профессионализма сотрудников, непосредственно работающих с потребителями услуги. Однако обозначенным проблемам не уделяется достаточного внимания компетентными структурами, как на республиканском, так и на региональном уровнях. Предприниматели, оказывающие услуги для бизнеса чаще выбирают концепцию франчайзингового формата, что вполне объяснимо достаточно успешным внедрением новых технологий и опытом фирм, предлагающих свои франшизы, в частности, в области консалтинга, рекламы, обслуживания компьютерного оборудования («Картридж Мастер», «1С», PROMCART и др.). Достаточно широко представлены на рынке такие услуги, как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры («Slimclub», «World Class», «Тонус-Клуб», «Body Gym» и др.). Положительная динамика франчайзинга определена и в развитии туристского сектора республики: «Natalie tours»,«OnlineTur», «ВЕЛЛ», «Роза Ветров», «Магазин Горящих Путевок», «Горячие туры», «kuda.ru» и т.д. Рынок общественного питания является наиболее привлекательным для франчайзинга. С приобретением независимости Республики Казахстан и переходом экономики на рыночные отношения в этой сфере наметились радикальные перемены: приобрел черты цивилизованности, появились новые его формы и форматы бизнеса. Развитие отрасли пошло по пути создания небольших, компактных, самоокупаемых предприятий с соответствующим уровнем услуг и качества приготовления пищи. Сформировались и требования к обслуживанию, безопасности, появилась потребность в квалифицированных поварах и официантах. Наблюдается значительный количественный рост предприятий в этой сфере. В таблице 9 представлена динамика сети предприятий общественного питания в РК за последние годы. Таблица 9 - Сеть предприятий общественного питания в РК Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 Предприятия общес-твенного питания, единиц, в том числе: - рестораны, кафе - бары 7 177 17 211 19 853 19 343 20 208 2012 г. в%к 2008г. 282 1 728 7 553 1 964 9 217 1 674 8 359 1 831 9 117 563 1780 325 512 - столовые Число посадочных мест, единиц Услуги ресторанов, кафе, млн.тг Услуги баров, млн.тг Услуги столовых, млн.тг 695 4 998 6 409 6 630 6 516 937 259 841 765 939 1 053 034 999 923 1 047 085 403 96 388,8 100 313,2 120 592,7 122 218,8 233,9 5 121,4 5 092,3 8 423,8 8 487,4 11 322,4 221 45 900,3 10 075,0 47 273,9 56 228,9 86 943,0 189,4 52 246,4 Таблица 9 свидетельствует, что за 2008-2012 годы количество предприятий питания возросло в республике более, чем в 2,8 раза, а число посадочных мест в 4 раза. Наиболее высокими темпами за этот период увеличилось количество баров – в 17,8 раза. О развитии сферы общественного питания в последние годы свидетельствует динамика объема услуг предприятий питания в региональном разрезе (таблица 10). Как видно из данных таблицы 10, только за период с 2008 по 2012 гг. объем услуг предприятий общественного питания возрос более, чем в 2 раза, значительно опережая темпы роста объемов производства в других сферах экономической деятельности. Значительно опережает другие регионы г. Алматы, где объем услуг предприятий общественного питания составляет 22,7% от республиканского уровня данного показателя. Второе место занимает Атырауская область с показателем -12,7%. Таблица 10 - Объем услуг предприятий общественного питания Республике Казахстан за 2008-2012 гг., млн. тенге Республика Казахстан Акмолинская Актюбинская Алматинская Атырауская Западно-Казахстанская Жамбылская Карагандинская Костанайская Кызылординская Мангистауская Южно-Казахстанская Павлодарская Северо-Казахстанская Восточно-Казахстанская г.Астана г.Алматы 2008 103 268,1 1 629,3 3 723,7 1 004,2 14 907,0 5 249,6 2 467,6 4 670,1 2 260,8 3 460,1 7 747,0 5 009,0 2 062,8 1 068,1 5 676,8 11 205,5 31 126,5 2009 111 556,1 2 643,2 4 418,1 1 841,5 14 185,6 7 362,7 2 836,4 5 751,2 2 462,9 5 214,8 8 716,7 6 680,5 3 280,0 689,4 7 279,1 9 862,5 28 331,5 2010 156 010,9 3 385,1 5 798,4 3 801,8 19 566,1 10 023,3 3 961,0 7 804,2 4 051,1 6 907,8 14 744,7 10 973,2 2 698,3 1 451,8 15 744,9 11 045,5 34 053,7 2011 185 308,9 3 630,5 7 819,6 4 925,9 20 483,6 14 025,8 4 915,1 10 120,1 4 889,8 7 357,4 15 494,2 13 695,3 3 681,1 2 327,1 14 071,2 16 069,7 41 802,6 в 2012 220 484,2 3 987,7 9 648,7 9 227,8 21 154,8 15 155,4 4 777,1 11 614,4 4 752,2 8 107,1 18 913,4 14 242,4 8 545,3 2 713,0 16 861,8 20 721,3 50 061,8 В региональном разрезе наибольшее количество ресторанов в 2012 г. зафиксировано в г. Алматы (410), г. Астане (298) и в Южно-Казахстанской области (96). Наряду с этим в Костанайской области в этот период работали 27 ресторанов, Жамбылской – 38, Акмолинской – 49, Западно-Казахстанской области – 28. Франчайзинг постепенно проникает в сферу общественного питания и в республике появляются различные рестораны, кафе, кофейни, фастфуды, работающие по этой технологии бизнес формата. На рынке общественного питания присутствуют единичные ресторанные франшизы («Donatello», «Borgo Antico», «La RooF»), ресторанные сети, пиццерии, кофейни. Лидер республики по количеству ресторанов, столовых, ночных клубов или кофеен, безусловно, г. Алматы, по существу и является лидером в области сетевого общественного питания. В самом крупном городе республики с советских времен сохранилась развитая система общественного питания с соответствующей инфраструктурой, квалифицированными кадрами и устойчивой традицией питания вне дома. Уровень сервиса в г. Алматы до сих пор остается высоким по качеству и разнообразным по содержанию, по сравнению с другими регионами. Тенденция развития казахстанской отрасли общественного питания зарождались первоначально в Алматы и затем распространились другим регионам Казахстана. В столице Казахстана, городе Астана, развитие отрасли питания в последние годы идет бурными темпами. Объем оказанных предприятиями общественного питания г.Астаны за последние 5 лет возрос в 1,8 раза, а по количеству ресторанов, баров, кафе столица занимает второе место в республике. Многие франчайзеры сетевых ресторанов «заходят» на астанинский рынок только после апробации бизнеса в г.Алматы. Структура заведений отрасли питания, соответственно, отражает региональные особенности структуры посетителей, а последняя, в свою очередь, основывается на социальном составе жителей. Сегментируя по мировой классификации хозяйствующих субъектов отрасли, можно выделить пять типов, в разной степени присутствующих в регионах и на столичных рынках Алматы и Астаны (рисунок 5). 6% 5% Рестораны полного обслуживания 13% Кофейни и чайные Столовые и кафетерии 15% 61% Предприятия быстрого обслуживания Рестораны высокой кухни Рисунок 5 - Структура сферы общественного питания в гг.Астана и Алматы за 2014 год, % Как свидетельствуют данные рисунка 5, в обеих столицах из предприятий общественного питания превалируют рестораны полного обслуживания (65% рынка), кофейни и чайные занимают второе место – 15%, а столовые и кафетерии – третье (12%). В то же время для франчайзеров значительный интерес представляют регионы высокой плотности населения (г. Шымкент) или высокого уровня доходов (нефтедобывающий запад – Актау, Атырау, Актюбинск). На многолюдном, плотно населенном юге (по данным Агентства статистики РК на 1 января 2012г. плотность населения в Южно-Казахстанской области составила около 20 чел/м2) сильны традиции восточного питания, много мелких закусочных, частных шашлычных, которые содержат члены одной семьи. Уровень жизни и стоимость продуктов там невысоки и при потенциально большом спросе этот рынок менее привлекателен для внешних инвесторов, поскольку не обеспечивает желаемого уровня рентабельности. А в западных областях ситуация обстоит противоположным образом, уровень дохода значительный, в связи с нефтедобывающей и перерабатывающей спецификой региона, а плотность населения довольно низкая. Так, по данным Агентства статистики РК самая малонаселенная область, с плотностью 2,3 чел/м2 – Актюбинская область. Тенденции ресторанного бизнеса в Казахстане те же, что и во всем мире. Во-первых, идет процесс демократизации ресторанов, что проявляется в учете всех пожеланий посетителей, его вкусовых предпочтений. Во-вторых, появление изысканных ресторанов, ресторанов различной кухней и тематической направленности. В-третьих, более массовая тенденция создания специализированных заведений, где основное внимание уделяется интерьеру, созданию особой атмосферы. Еще одна тенденция рынка ресторанных услуг последних лет – это стремление предпринимателей предложить большой ассортимент услуг, который может пользоваться спросом. Например, меню ресторанов и кафе насыщается блюдами всех возможных кухонь мира, при этом последние годы стали популярными кальяны. А заведения, не имеющие отношения к японской кухне, расширяют ассортимент за счет востребованных на рынке суши, которые теперь можно отведать не только в ресторанах, также и в пабах, и в ресторан-клубах. По данным исследования компании «Alvin Market», в котором учувствовали жители крупных городов с населением более 70 тыс. человек, самыми большими любителями провести время в кафе или ресторанах оказались жители Актау, Атырау и Астаны (Рисунок 6). И это неудивительно, ведь в 2012 году по данным Агентства Республики Казахстан по статистике жители Атырауской, Мангистауской областей и г. Астаны имели наиболее высокие номинальные денежные доходы в среднем на душу населения в месяц. В соответствии с рисунком 6 наиболее низкие показатели посещаемости ресторанов и кафе наблюдаются в городах Рудный и Темиртау. В то же время только 14% жителей г. Алматы за последнее время посещали рестораны и кафе. Рисунок 6 - Посещение ресторанов и кафе в городах РК в 2012 г. Фастфуд традиционно считается одним из самых быстроразвивающихся сегментов в индустрии питания. Это - новый формат питания, который набирает все большее количество постоянных клиентов. Однако в Казахстане фастфуд развивается стихийно и бессистемно, в нем до сих пор не структурированы форматы: по сути, они задаются индивидуально каждым игроком. Традиционно выделяют следующие сегменты фаст-фуда: - уличные точки (street-food) - мобильные точки-киоски; - классические рестораны фастфуд - QSR (quick service restaurants) рестораны быстрого обслуживания; - fast casual - рестораны столового типа; - casual dining - демократичные рестораны. В Казахстане street-food занимает свою нишу, размер которой, до сих пор даже не оценен специалистами. Наиболее яркий пример - казахстанская франшиза «Red Dragon», которая более сложная по технологии, ассортименту и оформлению. Концепция формата предполагает соединение стационарной базы и мобильного вагончика-фудкарта. Полуфабрикаты изготавливают профессиональные повара, затем продукция развозится по точкам продаж, где и доводится до готового состояния. «Red Dragon» имеет 11 точек формата стрит фуд и один стационарный ресторан полного цикла в Алматы. Кроме того, он расширяет географию своей деятельности: 2 точки в России в формате франчайзинга, в Красноярске и – Ростове на Дону — по одной точке. Более близок к образцу street-food «Дастархан», продающий разнообразную выпечку, в том числе, приготовленную в присутствии клиента. Одной из отличительных свойств формата стритфуд является простота и монопродуктовость, причем с поправкой на национальный колорит. Если в мире стритфуд продает хот-доги, гамбургеры и буррито, то в Казахстане эффективно показали себя блинные и сэндвичевые варианты. По оценкам участников рынка, среди лидеров продаж стритфуда – фирменная выпечка, запеченный картофель, хот-дог, сэндвичи и горячие бутерброды, а также салаты. Средний чек в стритфуде не превышает $5–7. Для сравнения: 850 тенге – средний чек за обед в «KFC» и 950 тенге – в «Hardee’s». Главные клиенты – это, прежде всего, студенты и школьники. Большинству из них уровень дохода и образ жизни не позволяет питаться в «стационарных» точках (в том числе относящихся к традиционному фастфуду). Однако, несмотря на предельную простоту, формат предполагает и некоторые обязательные качества. Например, еда, прежде всего, должна быть горячей. Тепловое оборудование, в котором выложен продукт или осуществляется его доготовка, должно сохранять вкусовые качества блюда. Целевой аудиторией большинства сегментов фастфудного рынка является активный потребитель, каким является средний класс. Поэтому фастфудный бизнес процветает там, где высок удельный вес представителей среднего класса. В гг.Алматы и Астана на сегодняшний день выделяются такие мировые сети, как Baskin-Robbins, Burger King, DOMINO'S PIZZA, GrillMaster, , Papa John's, KFC & Hardee’s, Pizza Hut, PrimeStar, Southern Fried Chicken (SFC), Subway, Texas Chicken, Wendy's. А компания McDonald's и Sbarro только намереваются «зайти» на казахстанский рынок: в текущем 2014 году открываются эти предприятия в гг. Алматы и Астана. Основной аудиторией кафе и ресторанов в Казахстане являются молодые люди, в возрасте от 25 до 34 лет и более взрослые, в возрасте от 35 до 44 лет. Они составляют более 53% всех посетителей ресторанов и кафе в крупных городах. Как показывает исследование, пожилые люди старше 55 лет редко выбираются посидеть в таких заведениях и едят вне дома (рисунок 7). Рисунок 7. Посетители ресторанов и кафе в разрезе возрастных групп в 2012 г. В соответствии с рисунком 7, за последние 3 месяца примерно 1/5 населения Казахстана посещало кафе и рестораны. При этом, чем моложе возраст потребителей, тем чаще они посещают предприятия общественного питания, в основном фастфуды, кафе и кофейни. В возрастной группе старше 55 лет количество женщин, посещающих рестораны или кафе в среднем на 20% больше количества мужчин. По данным Агентства по франчайзингу, в настоящее время в Казахстане более 4 тыс. франчайзинговых точек общественного питания, не считая совсем мелких. В среднем стандартная франчайзинговая компания владеет от 2 до 15 точками. Однако пока у нас мало брендов, которые оперируют точками по всему Казахстану. Однако большинство из них сконцентрировано в крупных городах. Оценить объем рынка эксперты затрудняются, поскольку многие форматы не учитываются. Так, по оценкам Агентства по франчайзингу, общий объем казахстанского рынка фастфуда измеряется в $150–250 млн в год. При этом не менее трети от этого объема приходится на один только Алматы. Но даже эта цифра не вполне точна, поскольку не учитывает уличный формат быстрого питания, на который может приходиться до 50% рынка. По нашим данным, в общем числе франшиз фастфуд занимает долю в размере 23%. Это второй по величине показатель после розничной торговли. При этом рынок фастфуд-франшиз удовлетворяет спрос всего на 12–18%. Главным событием фастфудного рынка Казахстана стал приход сети «Burger King». Франшизу приобрела УК «Верный капитал». В 2012 году на казахстанском рынке открыты 6 заведений Burger King (в Алматы). Первый – в «Меге» (причем на месте ресторана «Эль-Патио», ушедшего из ТРЦ). В настоящее время в г.Алматы действуют 8 точек «Burger King». В течение 5 лет количество ресторанов возрастет до 50 по Казахстану, 20 из них откроются в Алматы. У первой же открытой точки «Burger King» площадь составляет 555 кв. м. на 240 посадочных мест. У конкурента «Burger King» – «KFC» – в ближайшей перспективе предполагается открытие 11 ресторанов в регионах. В настоящее время в Алматы – 10 ресторанов, а в Астане – 3 ресторана и 2 – автоэкспресса в автозаправочных станциях. Последнее является новым форматом фастфуда в республике. Кроме того, в Алматы дополнительно открыты 3 ресторана «Hardee’s». На рынке фастфуда Казахстана конкурируют такие крупные игроки, как «KFC», «Pizza Hut», «Hardee’s». В борьбе за долю рынка ресторанный гигант «Burger King» делает ставку не на снижение цены, а на увеличение предложения за те же деньги. Ценовая политика у компании «Burger King» во всем мире одинаковая. Однако эксперты указывают на то, что при отсутствии собственной базы и импорте всех составляющих – от салфеток до мяса – Burger King будет сложно сделать потребителю конкурентное ценовое предложение. Хотя и оправдывают Burger King тем, что создавать базу для одного ресторана нелогично. Для сравнения: в системе Subway действует принцип независимых одобренных поставщиков. Сама компания Subway не занимается поставкой продуктов и расходных материалов. Поставщики продуктов выбираются по принципу соответствия их продуктов стандартам Subway и предложения конкурентной отпускной цены. И, тем не менее, в Казахстане рынок фастфуда не так развит, как в других странах. По мнению экспертов, виной тому местный менталитет. Для казахстанцев фастфуд не ассоциируется с питанием по-быстрому, такие заведения в основном являются местом семейного отдыха. Как известно, фастфуд особенно любим детьми. В нашей стране на этом рынке в основном присутствуют иностранные игроки Burger House, King Burger и MC Burger. Кроме того, в 2012 году пермский оператор сети быстрого питания «Алендвик» заключил договор с костанайской компанией «Трест кафе и ресторанов № 7» об открытии двух заведений в Костанае под брендами «Пельмешки да Вареники» и «Viva La Pizza» на основании франшизы. В Казахстане франшизы в секторе фастфуд очень рентабельны, в среднем окупаемость – 2–3 года, что представляет собой, согласно международной практике, очень высокий показатель. Выгодность франшизы в плане посещаемости и рентабельности в Казахстане зависит от выбранной франшизы. Если это франшиза уровня McDonald`s, то она рентабельна и быстро окупается. Наиболее выгодный формат – точки общепита с инвестициями до $20 тыс. Например, такие как Subway, который является лидером рынка франшиз. Это так называемые сэндвич-франшизы, то есть франшизы по производству сэндвичей. Из семейных ресторанов рентабельна франшизы компании «Росинтер». ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» – лидирующий оператор в сегменте семейных ресторанов (casual dining restaurants) в России и СНГ, имеет 384 ресторанов в 42 городах и 10 странах. Управляет ресторанными сетями под собственными ключевыми брендами «IL Патио» (итальянская кухня) и «Планета Суши» (японская кухня), а также развивает международные бренды на основе франчайзинга TGI Fridays (американская кухня) и Costa Coffee (кофейни). Основные рынки, на которых работает Холдинг – это Россия, СНГ и Центральная Европа, включая страны Балтии. Свой первый ресторан на территории России Компания открыла в 1990 году и заслуженно считается одним из успешных первопроходцев и строителей современной индустрии гостеприимства в России. За более чем двадцатилетний путь, бренды и коллектив «Росинтера» завоевали свыше 45 бизнес и общественных наград. Бренды «IL Патио» и «Планета Суши» были признаны лучшей франчайзинговой системой и получили награду «Золотая франшиза 2010». «РосИнтер Алматы» работает на рынке Казахстана с 2001 года. По данным на 1 января 2013 года компания управляет сетью из 16 ресторанов, расположенных в Алматы:  2 ресторана «Американский Бар и Гриль»;  7 ресторанов «IL Патио»;  6 ресторанов «Планета Суши»;  Кофейня «Мока Лока», 1 TGIF. В таблице 11 представлены показатели «РосИнтер» для Казахстана. франшизы компании Таблица 11 - Характеристика франчайзинговых предприятий питания компании РосИнтер Средние показатели по Казахстану Сумма Период Общая пло- Кол-во инвестиций окупаемости щадь поме- посадочных (тыс. USD) (мес.) щения, (м2 ) мест Ростик'с Экспресс 80-100 24-30 45-65 Ростик'с фуд-корт 170 30-36 80-90 (общий зал) Ростик'с Стандарт 300 30-36 250 80 Ростик'с 450-500 36-48 350 120 отдельный Патио пицца 250-300 18-36 240 60-70 Планеты Суши 250-300 18-36 170 50 TGI Fridays 600 24-36 400 140 Таким образом, таблица 11 свидетельствует, что отдельно стоящий ресторан при правильной организации деятельности окупается за 4 года. По нашему мнению, дополнительный толчок индустрии питания может дать Таможенный союз и предстоящее вступление Казахстана в ВТО. Индустрия HoReCA в целом и QCR (рестораны быстрого питания) станут еще более привлекательными. Тем более, что международные игроки так же принимают во внимание наличие уже существующих на рынке международных конкурентов. Таким образом, казахстанский рынок фаст-фуда переживает своебразный бум, несмотря на проблемы с недвижимостью и кадрами, крупнейшие сети быстрого питания покоряют рынок. В текущем году BurgerKing и Americana Group построят еще по 9 новых ресторанов. В совокупности за первое полугодие 2013 года чистая прибыль обеих компаний равна 282 млн тенге, что эквивалентно $ 1,88 млн.. BurgerKing больше всего ресторанов строит в южной столице, их конкуренты из AmericanaGroup – в северной. По итогам маркетингового исследования рынка фастфуда г.Алматы, популярность фаст-фуда и стриит фуда объясняется и тем, что каждый житель г. Алматы до 40 лет питается фаст-фудом хотя бы раз в год. На одного потребителя из целевой аудитории в среднем приходится по 25-30 гамбургеров в год. Гамбургеры едят не реже раза в месяц 54%, треть покупает не реже раз в неделю (рисунок 8). Рисунок 8 - Мнения потребителей г. Алматы о фастфуде Рисунок 8 свидетельствует, что фаст-фуд для большей части покупателей - это только перекус между приемами пищи и является вредной, но вкусной и быстрой едой. По мнению потребителей, главное для точки фаст-фуда - чистота (91%), приемлемые цены (69%), наличие места где можно присесть (63%). Таким образом, положительные моменты во мнениях потребителей преобладают, а результаты исследования являются основой для дальнейшего совершенствования стратегии развития предприятий. Что касается ресторанов высокого класса, бизнес-стратегия которых строится на уникальности предлагаемых услуг и, вследствие этого, их высокой стоимости, использование франчайзинга вряд ли будет эффективным. Однако значительно больший сегмент (95%) рынка общественного питания, включающий в себя предприятия быстрого обслуживания, кафе, рестораны и бары среднего класса, предприятия, предоставляющие услуги кейтеринга (банкеты, «обеды в офис» и т.п.) и обслуживания закрытых контингентов (школьные столовые), может повысить эффективность своей деятельности за счет применения франчайзинговой модели организации своей деятельности. В настоящее время заметна тенденция вытеснения с рынка традиционных ресторанов не только фастфудами, но и кофейнями. Это связано с тем, что кофейни требуют меньше финансово-организационных затрат и являются хорошо окупаемым сегментом питания. Кофейни специализируется на предоставлении широкого ассортимента кофе, десертов и кондитерских изделий и являются демократичной альтернативой ресторанам. Кофейный бизнес только набирает обороты, хотя для Казахстана все еще традиционными являются рестораны, банкетные залы и кафе. На рисунке 9 представлена структура предприятий питания в крупных городах РК. 27 20 Уральск Талдыкорган 11 26 25 26 Семей Петропавловск 9 19 32 37 23 Шымкент 20 19 Усть-Каменогорск Кокшетау 30 116 Актау Караганды 16 Алматы 0% 43 30 140 255 380 Астана 20 22 10 29 35 25 48 50 39 Атырау 25 33 44 16 24 Актобе 17 16 43 33 Костанай 8 38 Павлодар Кызылорда 31 20% 48 221 187 392 40% 309 466 60% 80% Рестораны Банкетные залы 2 3 Пабы, бары кафе кофейни 1 16 55 86 100% Рисунок 9 - Предприятия общественного питания по видам в РК Из рисунка 9 следует, что наибольшее количество предприятий общественного питания приходится на гг. Алматы, Астана и Караганды. А центрами кофейного бизнеса являются практически только первые два города. На кофейном рынке функционируют множество единичных кофеен и известные кофейные сети. Особенностью кофейного бизнеса является то, что после успешного открытия одной точки, как правило, идет географическое расширение бизнеса не только в рамках города, но и в регионы. Другая особенность – организация бизнеса по формату франчайзинга характерна для большинства кофеен. Например, Gloria Jean’s Coffee имеет 5 точек в Алматы, 1 точку - в Астане. За четыре года в Казахстане были открыты три кофейни Marrone Rosso, одна из которых располагается в Астане, а две другие – в Алматы. У сети AB Restaurants действует четыре кофейни: из которых 2 «Кофемании» - в Алматы, Cafeteria, AROMA, а также «Кофемания» в Шымкенте. Наиболее популярные кофейни в гг. Алматы и Астана - Gloria Jean’s Coffees, Шоколадница, Marrone Rosso, Coffeedelia, Costa Coffee, Кофемания и Cafeteria. С целью выявления проблем, особенностей менеджмента и перспектив развития предприятий питания нами проведен опрос руководителей ресторанов, кафе и кофеен г. Алматы. По итогам опроса структура рынка кофеен по участникам в стоимостном выражении представлена на рисунке 10. 12% Coffeedelia 6% 4% 43% Costa Coffee Cafeteria Шоколадница 9% Кофемания Gloria Jean's 7% Traveler's Прочие 5% 14% Рисунок 10 - Структура рынка кофеен по участникам в стоимостном выражении На алматинском рынке 57% в стоимостном выражении принадлежит крупным сетевым кофейням, таким как Gloria Jean’s Coffees, Coffeedelia и «Шоколадница» (35%) и 22% занимают Costa Coffee, Кофемания, Cafeteria и Coffee Traveler’s». Определенную долю занимают и те кофейни, которые имеют по 2-3 точки и еще планируют расширение в перспективе. Часть рынка приходится на несетевые, единичные и бюджетные заведения. В представленных кофейнях средний чек составляет 2500-3500. И из них самыми дорогими являются кофейни «Шоколадница» (рисунок 10). Салаты 2 500,00 Горячее 2 000,00 Супы Гарниры 1 500,00 Десерты 1 000,00 Кофе 500,00 Хол. напитки Соусы 0,00 Tr a ve ler 's Glo ria Jea n's Ко фе ма ни я Шо ко ла дн иц а eri a Ca f et Co f fe eR oo m Co f fe ed eli a Чайные напитки Рисунок 11 - Средние цены по кофейням г. Алматы в 2013 г. Рентабельность и окупаемость кофейни зависит от объема вложенных средств, количества посетителей, среднего чека, количества заказываемых блюд, ассортимента меню, а также стратегии рыночного поведения прпедприятия. А для предприятий, работающих в системе франчайзинга, имеет значение и паушальный взнос и ставка роялти. Посетители одной кофейни города в среднем в месяц выпивают 5-6 тыс. чашек кофе и кофейный бизнес имеет высокую оборачиваемость, является достаточно рентабельным. В таблице 12 представлено сравнение ставок роялти по различным кофейням города Алматы. Таблица 12 - Ставки роялти и срок окупаемости кофеен г.Алматы Показатель Роялти, % Coffeedelia Кофемания Шоколадница Cafeteria GloriaJean's Coffees Costa Coffee 3 5 7 6 Отчисления на рекламу, % 3 - Паушальный взнос, $ Инвестиции, $ 20000 30000 70000 нет 110000 80000 150000 204000 Срок окупаемости, год 2,5 2 1,5-2 1,5-2 4 4 39000 260000 1,5-2 6 - 30000 260000 2,5 Из таблицы 12 видно, что получившаяся ставка несколько ниже средней ставки по отрасли, которая составляет около 6%. Рассмотрим ряд причин, от которых зависит ставка роялти. На размер периодических выплат могут влиять правовые факторы. Вопервых, это может быть связано с тем, насколько большой объем прав передает правообладатель своему франчайзи. Данный вид лицензии является неисключительным, так как после покупки франшизы не исключается конкуренция между разными франчайзи и владельцами кофеен. Кроме того, размер роялти может зависеть от площади, которое занимает кафе. Так ставка постоянных платежей для кофеен в торговых центрах ниже, чем ставки роялти для полноценных заведений, потому что на полноценное кафе уходит больше затрат и нужно больше времени для запуска проекта. Кроме того, размер платежей зависит от обязательств, которые налагает на обе стороны франчайзинговое соглашение. Таким фактором, который может влиять на ставку периодических платежей, является степень внедрения новых технологий, в зависимости от того, насколько активно происходит обмен усовершенствованиями и улучшениями, настолько увеличиваются периодические платежи. Также, влияет степень зависимости франчайзи от франчайзера. Например, занимается ли правообладатель поставками сырья и оборудования для франчайзи, помогает ли при поиске помещения. Чем больше вовлечен франчайзер в дела своих приемников, тем большую ставку он может запрашивать. Влияет и наличие конкурентов на рынке, при наличии множества аналогичных предложений кофеен на рынке, франчайзи может выбирать более удобную сеть для начала ведения бизнеса. Поэтому с увеличением числа конкурентов ставка роялти будет снижаться. Следующим обоснованием ставки роялти может служить зависимость между ставкой постоянных платежей и размером первоначальных инвестиций, как уже отмечалось в первой главе, чем выше первоначальные вложения, тем меньший процент от прибыли придется отдавать. Как видно из таблицы иностранные кофейни требуют больших инвестиций, и при этом запрашиваемая ими ставка роялти является средней по рынку. Российские представители требуют меньших инвестиций, но при этом они запрашивают высокую ставку роялти, что может быть связано с большой популярностью на рынке. Следует отметить, что в ставку роялти могут быть включены дополнительные выплаты, например, отчисления на рекламу. Кофейня «Gloria Jean's Coffee» имеет невысокую ставку роялти, как видно из таблицы 2, но при этом запрашивает отчисления на туже сумму за рекламные акции. Чем больше подобных дополнительных услуг включено в ставку, тем большее значение она имеет. Кроме того, ставка может зависеть от доли франчайзера в дополнительной прибыли, которую получает предприятии, используя франшизу. Во всех случаях, где ставка роялти зависит от доли франчайзера, наблюдается прямая зависимость, чем больше доля правообладателя, тем большую ставку роялти он запросит. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для предприятий сферы услуг, и в частности предприятий общественного питания, где большое значение имеет контроль и унификация технологических, производственных и административных процессов. Центральной проблемой деятельности предприятий питания является обеспечение гарантированного качества предоставляемых услуг, связанного с санитарно-гигиеническими и технологическими требованиями производственного процесса и обслуживания. В данном случае, франчайзинг как модель организации бизнеса представляет собой удачное решение, т. к. франчайзинговое предприятие питания предполагает наличие фиксированных норм как процесса приготовления блюд, так и процесса их хранения и реализации потребителю. Свидетельством успешности франчайзинговых предприятий в сфере общественного питания является обилие предприятий, использующих данную стратегию как на глобальном, так и на национальном рынках. Примером этому может служить деятельность Baskin-Robbins, Burger King, DOMINO'S PIZZA, GrillMaster, Papa John's, McDonald's, KFC & Hardee’s, Pizza Hut, Росинтер и др. Особенности развития франчайзинга в сфере торговли и общественного питания связаны с проблемами, которыми сталкиваются транснациональные компании при выходе на казахстанский рынок. Это дефицит коммерческой недвижимости, отсутствие производителей продуктов питания, отвечающих международным требованиям, нехватка персонала. Сфера общественного питания – один из самых трудных секторов, независимо от страны и формы франчайзинга. Основная проблема – это, конечно же, безопасность, санитария и стандарты. Как правило, в развитых странах традиционно практикуется внедрение стандартов, системы управления под названием HACCP, т. е. фактически франчайзинговая сеть уже предполагает наличие данного стандарта. К сожалению, этот стандарт не так развит у нас. Место расположения. По мнению специалистов, в Алматы и в целом в Казахстане очень мало мест, которые бы отвечали требованиям франчайзера. Учитывается площадь, техническое оснащение, удобство при подъезде, и самое важное – это техническая сторона (наличие вытяжек). При осмотре отсеивается более 50% помещений. Удобно помещение выбирать в ТРЦ, где уже при застройке все учитывается. Проблемы возникают, когда франчайзеры выбирают помещения вне торговых центров, это, как правило, старые здания в центральной части города, и не вся инфраструктура здания позволяет устанавливать все необходимое. Например, Pizza Hut вынуждена была закрыть одну свою точку быстрого питания из-за проблем с помещением. В результате Americana Group (владеет брендом KFC, Hardee's, Pizza Hut, Costa Coffee) потеряла сразу 50% прибыли, которые приносил ресторан Pizza Hut. Основная проблема возникла в связи с нехваткой электричества в здании. Здание не обладало технической возможностью для предоставления определенного объема электричества, которого требует печь для выпечки пиццы. Доходы Americana Group от Pizza Hut на данном этапе составляют около 15%. Ресторан, который был закрыт, приносил 50% от общего дохода Pizza Hut, продажи были точно такие же, как и в точке, которая находится в центре «Mega». С аналогичными проблемами столкнулась и компания QSR (бренд Burger King в Казахстане). Только 5% из предлагаемых мест дислокаций были рассмотрены компанией, остальные не соответствовали требованиям. Операторы продовольственного ритейла сталкиваются с проблемой нехватки качественных площадей, основными параметрами при выборе которых являются: расположение, потоки потенциальных потребителей, коммерческие условия и технические параметры помещений. На мой взгляд, под требования международных фуд-ретейлеров подходят в большей степени помещения современных ТРЦ, а это около 10–15% помещений. Прочие требуют серьезных изменений для соответствия международным стандартам. Также существует практика, когда сильный оператор «двигает» другого оператора с хорошего места. Например, в Mega Alma-Ata на места магазинов «Технодом», Kira Plastinina, Il-Patio встали Zara, Mango, Burger King. В «Апорте» «Рамстор» сменил «Вестера». В ЦУМе открыли международные бренды M&S, Zara, Gap и т. д. Снабжение. В Казахстане еще недостаточно сформирован рынок качественных продуктов питания для их закупа предприятиями общественного питания. В настоящее время QSR, и Americana Group и многие другие практически все продукты питания завозят из-за рубежа. Сложно найти поставщиков, поскольку вся продукция должна соответствовать высочайшим международным стандартам качества. Всю продукцию компания завозит из России, а страной происхождения ингредиентов является Европейский союз. Здесь существуют свои стандарты у каждого франчайзера, например требование к сортам картофеля, к сортам мяса или птицы. Не все сорта у нас присутствуют, и поставщики вынуждены часть завозить, что удорожает конечный продукт. Помимо этого, существуют проблемы в ассортименте, в локальной адаптации, геобрендировании в каждой стране. Для того чтобы международные компании были готовы рассматривать местный рынок, казахстанским производителям необходимо строго следовать спецификации продуктов и налаживать производство исключительно по международным стандартам. Также очень и очень важно создать системы складских помещений, которые бы соответствовали международным требованиям. Международные стандарты включают обеспечение безопасности продукции на 100% и указывают на опасные моменты по всей цепочке передвижения продукции, которые могут повлиять на качество продукции на протяжении всей производственной цепочки, и определяют, когда необходимо осуществлять контроль, чтобы избежать данных рисков. Все начинается с отбора исходной продукции, ее транспортировки, хранения, производства и так далее. «Компания «МЕТРО», например, контролирует температуру при производстве продукта, при его транспортировке специально оборудованными грузовиками, а также при хранении. Текучесть кадров. Международным компаниям в сфере общественного питания приходится сталкиваться с проблемой текучки кадров, несмотря на хорошие условия, полный соцпакет, карьерный рост. Однако найти линейный персонал в ресторан не сложно – в Алматы достаточно молодежи: выпускников вузов, студентов, желающих начать карьеру в стабильной молодой компании с всемирно известным брендом. Кроме того, амбициозным людям интересна реальная возможность построения карьеры – от рядового сотрудника до директора ресторана. Гораздо сложнее найти специалистов на ключевые для бизнеса роли – директора по развитию сети например. Главная причина – отсутствие специалистов, так как сфера фастфуда в Казахстане не развита, местных опытных кадров нет. Главные мотиваторы для персонала – это прозрачность целей компании для каждого сотрудника, стабильность, бесплатное обучение и возможность построения карьеры, своевременная выплата заработной платы и надбавки по результатам и отношению к труду, микроклимат в коллективе и неравнодушное отношение к каждому сотруднику. Низкий уровень инфраструктуры. Основная сложность развития франчайзинга в том, что в Казахстане очень слабо развита общая инфраструктура бизнеса. Поэтому, если инфраструктуры в каком-то регионе нет, то международные компании не торопятся входить туда, пока она там не появится. Тем не менее у алматинского рынка общественного питания есть безусловный потенциал для развития. Технические условия, административные барьеры, неразвитая логистика – вот перечень проблем, с которыми сталкиваются компании общепита. По его мнению, в Алматы, так же как и в Казахстане в целом, наблюдается не дефицит недвижимости, а, скорее, дефицит самих точек общепита в целом, в частности – точек быстрого питания, обслуживающих население со средними и низкими доходами. Приоритетными регионами для франчайзеров остаются Алматы и Астана в силу наличия соответствующей инфраструктуры. Такие города, как Алматы и Астана, в перспективе являются экономически благоприятными регионами для входа сюда крупных игроков в сфере общественного питания. Уже сейчас на рынке существуют такие операторы, как KFC, Burger King, Pizza Hut, SFC, зашли на рынок Texas Chicken, Costa Coffee, «Шоколадница». В ближайшее время ожидается появление еще большего количества фуд-ретейлеров. Недостаточная развитость рынка быстрого питания в Казахстане объясняется еще и тем, что рынок Казахстана – небольшой и разрозненный, что отпугивает крупных игроков. Международные компании общественного питания сдерживает низкая плотность населения. Франчайзеру в первую очередь важна прибыль, с казахстанской плотностью и удаленностью городов друг от друга очень трудно создать прибыльную сеть. Сосредоточение большинства точек общепита приходится на Астану и Алматы, где сейчас культура питания вне дома только формируется. В США заведения фастфуда посещают 70–80% людей. Отличительная особенность Казахстана, по сравнению со многими странами мира, – малое количество крупных городов, что неблагоприятно для сетевых компаний. Положительная особенность Казахстана для иностранных франчайзеров и отечественных предпринимателей, по мнению эксперта, – это активная поддержка государством предпринимательства, в частности, по программам фонда «Даму» можно получить поддержку по программе бизнес-советник, при открытии пункта выпечки хлебопекарных изделий можно получить льготный кредит, при производстве с использованием ноу-хау можно получить грант и так далее. Казахстанские предприниматели, как правило, перед подписанием договора франчайзинга имеют бизнес-план и определенные согласования с поставщиками оборудования, продуктов питания, арендодателями и так далее, а франчайзер оказывает всестороннюю поддержку своему партнеру, поэтому при работе точки франчайзи риски такого бизнеса минимальны. В качестве преимуществ для иностранных инвесторов можно отметить: сравнительно небольшое налоговое бремя, нет ограничений на состав учредителей при совместном капитале и каких-либо других ограничений. Особым фактором, определяющим возможность покупки франшизы, является сезонность самого бизнеса. У многих видов бизнеса деятельность значительно меняется в пределах календарного года. Это явление называют сезонностью. Причины сезонности различны. и проявляют себя по-разному. В розничной торговле непродовольственными товарами обороты п предновогоднего сезона могут достигать 20–25% от общегодового. В этот период потребители закупаются подарками, а многие производители выпускают на рынок новые продукты. Торговля приурочивает к этому сезону массовые распродажи, чтоб еще больше стимулировать спрос и повысить обороты складов, которые должны иметь свободную емкость для новых партий товаров для продажи. В летний период, напротив, обороты розничной торговли падают до минимума. В туристическом бизнесе основные пики продаж совпадают с сезонами отпусков – зимних и летних. Летний пик продолжительнее, он начинается со второй половины июня и продолжается по конец августа. Зимний сезон короче: это - в основном со второй половины декабря до середины января. В промежутках есть свои частные пики – скажем, горнолыжный сезон считается высоким до конца марта, пока в горах не начинает таять снег. В продаже мороженого летний спрос отличается от зимнего спроса в разы. Чем больше градиент температуры – тем больше разрыв. Развитие франчайзинга в общественном питании связано с тем, что фактор сезонности, помимо всех прочих факторов, здесь не заметен. Колебание посещений идет в «рамках» дней недели и рабочего дня и проявляется в загруженности зала по дням недели. Рестораны полного обслуживания, банкетные залы и различные кафе имеют возможность решить эту проблему с помощью проведения банкетов, свадеб, юбилейных торжеств. В ходе проведенного нами опроса руководителей ресторанов и кафе выяснилось, что будние дни загруженность ресторанов и кафе составляет 20-30% (рисунок 12). пн вт ср чт пт сб вс 68,8 вс 90 сб 80 пт 30 чт ср 25 вт 20 пн 20 20 40 60 80 100 Рисунок 12. Средняя загруженность залов ресторанов и кафе г.Алматы Но многие рестораны нашли выход в решении данной проблемы с помощью различных акций, скидок, бизнес-ланча. В целом по экономике, летний период отличается более низкой деловой активностью вследствие отпускного сезона. Поэтому основные акции кофейни проводят в летнее время. Если периодом модели является год, беспокоиться о сезонности не стоит. А если период модели – квартал или месяц, сезонность может так серьезно повлиять на финансовые результаты, что ее необходимо предусматривать. Несмотря на то, что с каждым годом франчайзинг становится все более популярным в Казахстане, не всем франчайзинговым проектам удается закрепиться на рынке. К сожалению, имеются и такие франшизы, которые по тем или иным причинам покинули казахстанский рынок. 1. Одним из самых крупных франчайзинговых проектов, потерпевших неудачу на казахстанском рынке, является сеть продуктовых магазинов «Пятерочка». ТОО «Дала Инвест» купила франшизу у правообладателя российского ООО «Агроторг» и в апреле 2004 года в Алматы открылся первый магазин «Пятерочка». Общее количество магазинов к началу 2007 года в Казахстане достигло 33, после чего «Дала Инвест» приняло решение о ребрендинге сети «Пятерочка», по причине отсутствия прибыльности. Для этого было создано отдельное АО «Сеть супермаркетов 7’Я». Российская «Пятерочка» была лидером розницы в России, поэтому ожидания от вывода этой марки на казахстанский рынок были высокими. Хотя ряд экспертов уже тогда полагали, что не все будет гладко. Во-первых, «Пятерочка» не смогла передать казахстанскому партнеру скидки поставщиков, поскольку многие казахстанские представительства международных FMCG-компаний регионально подчиняются офисам не в России, а в Турции и других странах. Соответственно, имевшиеся договоренности у российской сети нельзя было автоматически перевести на казахстанского партнера. Кроме того, «Пятерочка» работала в России в формате дискаунтера, в Казахстане это был другой формат. В итоге, когда владельцы «Пятерочки» объявили о планах по экспансии на СНГ путем выкупа бизнеса у франчайзи, в «Дала Инвест» решили развивать сеть собственными силами под новым именем. Позже последуют судебные разбирательства с АО «Казкоммерцбанк», закончившиеся обязательствами выплаты суммы в размере нескольких миллиардов тенге банку, что впоследствии приводит к закрытию сети супермаркетов «7’Я». 2. Sbarro. С открытием MEGA Alma-Ata о выходе на казахстанский рынок заявила компания «Планета Гостеприимства», владеющая мастерфраншизой на бренд «Sbarro» по СНГ. Один из крупнейших рестораторов на рынке Казахстана, у которого на тот момент уже были собственные рестораны, подписали соглашение на развитие «Sbarro» на несколько лет вперед, и открылся пилотный ресторан в «МEGA». Компанияпланировала ключевые точки откроет сама в «МEGA» в Алматы, Астане и Шымкенте, а в другие регионы будет выходить посредством продажи суб-франшизы. Пилот в алматинской «МEGA» был успешным, после чего «Sbarro» открыли точку в Астане. Финансовый кризис 2008 года вынудил казахстанского партнерафранчайзи свернуть бизнес. Сегодня компания «Планета Гостеприимства» объединяет более 300 ресторанов, из них 151 ресторан «Sbarro», в 46 городах 5 стран. 74 ресторана являются франчайзинговыми. 3. Le Futur. Магазин удивительных вещей для дома «Le Futur» был открыт в «МEGA», в Алматы в 2006 году, но продержался на рынке всего год. Кризис стал причиной закрытия франшизных торговых точек «Le Futur» не только в Казахстане, но и во многих других городах России. Затем у «Le Futur» сменилось руководство, после чего казахстанский партнер не продлил сотрудничество. Одним из барьеров запуска франшизы в Казахстане является дорогие транспортные расходы, что делает невыгодным потенциальный проект. Однако, у компании есть планирует открыть базу в Китае, чтобы облегчить ввоз товаров в Казахстан. 4. «Красный куб» - магазин для дома, открытый в Казахстане по российской франшизе. Магазин необычных подарков и предметов интерьера просуществовал в алматинской «МEGA» еще меньше, чем «Le Futur». В российском офисе в качестве причины отмечают, что у партнеров в Казахстане были краткосрочные планы по данному проекту, в связи, с чем он и был закрыт преждевременно. В настоящее время «Красный Куба» успешно осваивает российские регионы и как прежде предлагает франшизы в другие страны. 5. «Кофе Тун» - это была одна из самых интересных кофеен в период, когда такого рода заведения только начали появляться (2004-2005 годы). Там подавали чай мате, был стильный интерьер, но многолюдно там никогда не было. Неожиданно для всех, всего через год после открытия, перспективное заведение по российской франшизе объявило о своем закрытии. Одной из причин закрытия могло стать неудачное расположение, сложность парковки и недостаточно высокий людской трафик. Следует отметить, практически все игроки того периода – «Black&Brown» и «Мока Лока» сошли с дистанции, уступив место совершенно новым сетям кофеен. Однако в 2012 году компания снова ведет переговоры о продаже франшизы и вхождении на казахстанский рынок снова. 6. «Тинькофф». ТОО «Контакт Арт», ныне собственник сети пивных баров «STAUT», в 2003 году заключило контракт сроком на пять лет с бизнесменом Олегом Тиньковым о приобретении франшизы сети пивоваренных ресторанов «Tinkoff». По истечению сроков действия контракта «Контакт Арт» продлевать соглашение не стало в силу нерентабельности. Надо сказать, что в 2008 году сразу после кризиса у сети «Tinkoff» в целом начались проблемы и на российском рынке, которые частично были решены в 2009 году, но весь ресторанный бизнес «Тинькофф» в России и поныне находится в стагнации. Количество точек заметно сократилось. 7. Esprit. В Казахстане франчайзинг в основном развивается в сфере fashion-ритейла. В стране официально представлено большинство всемирно известных брендовых магазинов. Одним из таковых был магазин модной одежды «ESPRIT», отрывшийся в MEGA Alma-Ata в 2006 году. Правообладателем франшизы была компания «BTI Systems», дочернее предприятие компании «MARATEX Group». Но вскоре после запуска совет директоров «MARATEX Group» принял решение закрыть дальние филиалы своей сети. В итоге после 3 трех лет работы "Esprit" прекратил свою деятельность на территории Казахстана.В современных экономических реалиях франчайзинг является одной из наиболее прогрессивных и эффективных моделей взаимодействия крупного и малого предпринимательства, что объясняется пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, достаточно эффективно адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Развитие франчайзинга по отраслям зависит от стоимости самой франшизы. Инвестиции в приобретение франшизы в Казахстане в сфере услуг колеблются от $5000 до $500 000. Например, для открытия салона красоты ориентировочно необходим капитал в $300 000. Торговля также имеет достаточно широкие инвестиционные рамки. И для открытия обувного магазина потребуется около $150 000. В сфере производства, к примеру, для завода по производству строительных материалов инвестиции составят более чем $500 000. Как правило, помимо паушального взноса, который платится при покупке франшизы, выплачиваются регулярные платежи «роялти» (3-9% от выручки) и отчисления на рекламу (до 3%). В основных сферах распространения франчайзинга (ритейле, фастфуде и услугах населению) идѐт быстрое увеличение оборота крупных и средних компаний, а именно они являются или естественным образом становятся франчайзерами. В таких условиях малому бизнесу с одной-двумя точками становится не по силам конкурировать с мейджерами. Владельцы одиночных точек последовательно перековываются во франчайзи, они формируют растущие сети и расширяют им сбыт прекращением своей деятельности в качестве независимых субъектов рынка. В целом, для экономики выгодным является не импорт товаров, а трансфер технологий для производства, и в этом отношении наиболее полезным можно считать т.н. производственный франчайзинг, где франчайзи импортирует технологию производства товара, а не сам товар. Высокие темпы развития франчайзинга в сфере общественного питания и торговле объсняется следующими факторами: - эффективная реализация франчайзинга в тех отраслях, которые подлежат стандартизации, кодификации и не требуют интенсивного обучения; - торговые точки активно расширяются в тех напралениях, где имя бренда обеспечивает значительное конкурентное преимущество; - использование стратегии франчайзинга в некапиталоемких отраслях, где его преимущества проявляются более значительно. Франчайзинг является высокоэффективным методом ведения бизнеса в трудоемких отраслях услуг; - использование франчайзинга как средство снижения уровня затрат при расширении бизнеса. Таким образом, можно отметить следующие отраслевые особенности развития франчайзинга в республике: - в Казахстане практически не развита производственная франшиза и недостаточно развит франчайзинг в сфере услуг. И это, несмотря на то, что производственный бизнес - наиболее стабильный, долговечный и доходный, а для того чтобы открыть предприятие по оказанию услуг, как правило, требуется на порядок меньше вложений; - выравниваются темпы роста объемов продаж во франшизных сетях традиционных направлений, таких, как быстрое питание, супермаркеты, торговля; - продолжается специализация и выделение новых рыночных ниш для франшиз, как интернет-магазин, «зеленые франшизы». Такие услуги, как ремонт жилищ, дизайн интерьеров и реализация дизайнерских проектов, уход за газонами, услуги в области жилья, уход за детьми, услуги в области воспитания и образования, наряду с некоторыми видами бизнес услуг, станут первоочередными областями применения франчайзинга; - усиливается тенденция присоединения независимых малых предпринимателей к франшизным сетям, которая реализуется в двух направлениях. С одной стороны, франшизные сети проявляют повышенную агрессивность, стремясь расширить зону влияния за счет обращения в свою систему независимых операторов, с другой стороны, франчайзи все в большей мере начинают искать пути повышения своей конкурентоспособности, присоединяясь к известным сетям с раскрученным товарным знаком; - одновременно формируются концепции и системы управления в сфере франчайзинга, отличные от других систем. Франчайзинговые сети приобретают черты крупных фирм, предпринимательский стиль управления меняется на корпоративный стиль и, таким образом, формируется особая корпоративная культура. Контрольные вопросы 1. Определите отраслевые особенности франчайзинга в производственной сфере. 2. Охарактеризуйте и приведите примеры франчайзинга в сельскохозяйственной отрасли Казахстана. 3. Объясните, почему франчайзинг в Казахстане получил наибольшее распространение именно в сферах розничной торговли и общественного питания. 4. Дайте развернутую характеристику и анализ динамики развития франчайзинга в сфере общественного питания Республики Казахстан. 5. Определите направления и тенденции развития франчайзинга в туристическом бизнесе Казахстана. 6. Проанализируйте на конкретных примерах причины ухода некоторых франчайзинговых сетей из казахстанского рынка. 7. Определите причины неразвитости в Казахстане производственного франчайзинга и франчайзинга в сфере услуг. Рекомендуемая литература: 1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 01.07.1999 г. № 410-1, с внесенными изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г. - Электронный ресурс. Режим доступа: URL: Проверено: 25.02.2014. 2. Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 №330 «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)».- Алматы: ЮРИСТ. 2008. 3. Закон Республики Казахстан от 26.07.1999 г. № 456 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» с изменениями от 02.03.2007 г. 4. Кисиков Б. Франчайзинг в Казахстане. - Алматы: Образовательный фонд «Игiлiк». - 2011. - 292 с. 5. Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. (Руководство Барклайз Банка по малому бизнесу) / Пер. с англ. Под ред. Л.Н.Павловой. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. - 200 с. 6. Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебно-практическое пособие – Киев: Истина. - 2002. – 240 с.
«Отраслевые особенности франчайзинга в РК» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 259 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot