Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
3. Текущее финансовое планирование
3.1. Основные виды текущих финансовых планов
Принятие решения о распределении финансовых ресурсов организации для достижения стратегических целей базируется на текущем (тактическом) планировании. Оно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и реализуется низшим и средним управленческими звеньями. Основной вопрос долгосрочного финансового планирования – каких финансовых результатов хочет добиться организация в перспективе. Текущее планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. Разница между долгосрочным и текущим финансовым планированием – это разница между целями и средствами.
Текущий (годовой) финансовый план организации составляется на основе показателей долгосрочного финансового плана и представляет собой документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходный статей планируемого года.
Текущее финансовое планирование хозяйственной деятельности организации состоит в разработке трех документов: планового баланса доходов и расходов, плана движения денежных средств, прогнозного бухгалтерского баланса.
Плановый баланс доходов и расходов организации представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определить источники доходов, их соотношения, степень и направления использования, распределение источников и сбалансированность их с расходами. Так, оставшаяся после уплаты налогов часть прибыли обращается на нужды организации, включая создание финансового резерва, финансирование капитальных вложений и прироста оборотных активов, выплаты дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных организацией; расходы на хозяйственное содержание социально-культурных и социально-бытовых объектов и на другие цели.
Состав показателей планового баланса доходов и расходов определяется источниками поступлений средств, а так же расходами, проводимыми в ходе финансово-хозяйственной деятельности организации. Наряду с этим, в плановом балансе доходов и расходов находят отражение финансовые отношения организации с государственным бюджетом, банковской и страховой системой, по операциям приобретения и выпуска ценных бумаг.
Баланс означает полное равенство доходов и расходов. Баланс доходов и расходов достигается привлечением заемных и других источников финансирования при недостаточности собственных финансовых ресурсов. В текущем финансовом плане (балансе) детализируются доходные и расходные статьи, применяются более точные по сравнению с перспективным планом методы расчетов. Примерное содержание планового баланса доходов и расходов организаций можно представить следующими основными статьями:
I. Доходы и поступления средств
1. Прибыль от продаж
2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов)
3. Прочие доходы
4. Амортизационные отчисления по основным фондам и по нематериальным активам
5. Поступления средств от других организаций, в т. ч. в порядке долевого участия в строительстве, по хоздоговорам на научно-исследовательские работы
6. Поступления из внебюджетных фондов
7. Прочие доходы (в т.ч. высвобождение оборотных средств)
ИТОГО доходов и поступлений
II. Расходы и отчисления средств
1. Капитальные вложения
2. Прирост норматива собственных оборотных средств
3. Отчисления от прибыли в фонды организации
4. Отчисления в финансовые резервы
5. Операционные расходы
6. Налоги за счет прибыли
ИТОГО расходов и отчислений
Для составления баланса доходов и расходов организаций проводятся расчеты выручки от реализации продукции (работ, услуг), прибыли и ее распределения, потребности в собственных оборотных средствах, мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве, прироста внутренних устойчивых пассивов и других статей.
Состав показателей баланса доходов и расходов организаций формируется по принципам выбора приоритетов в финансовом планировании и агрегированности показателей. Агрегированность статей баланса доходов и расходов организаций при этом сочетается с расчетом отдельных статей доходов и расходов по форме финансового баланса..
После расчета всех статей баланса доходов и сведения их в разделы проверяется степень сбалансированности между ними. Для этого величина первого раздела «Доходы и поступления» сравнивается с величиной второго раздела баланса доходов и расходов. Эти итоги должны быть равными. При отсутствии равенства необходимо или изыскать дополнительные источники доходов и поступления средств, или пересмотреть планируемые во втором разделе баланса расходы и отчисления в сторону их сокращения.
Для обеспечения сбалансированности доходов и расходов финансового плана организаций составляется шахматная таблица, которая по-существу выступает матричной моделью финансового плана.
Шахматный финансовый план организаций позволяет расписать все доходы по всем направлениям их расходования и проверить их сбалансированность. В процессе составления шахматной таблицы все источники финансовых ресурсов в полном объеме распределяются по видам расходов, а все направления финансирования обеспечиваются источниками. Равенство суммы всех расходов и поступлений и суммы всех расходов и отчислений означает, что финансовый план организации внутренне сбалансирован.
Другим видом финансового плана организаций является план движения денежных средств. Он отражает плановое движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Текущая деятельность организаций направлена на обеспечение текущего производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, выполнение строительных работ, продажу товаров, оказание услуг.
К инвестиционной деятельности организаций относится приобретение земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажа; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; финансовые вложения (приобретение ценных бумаг других организаций, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.д.).
Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.д.).
Разграничение направлений деятельности при разработке плана позволяет повысить результативность управления денежными потоками.
План движения денежных средств предназначен для оценки использования организацией денежных средств и определения их источников. В дополнение к изучению отчетной информации плановые данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.
С помощью плана движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходования средств, а значит – проверить будущую ликвидность организации.
План движения денежных средств оформляется в виде баланса, примерная форма которого представлена в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
План движения доходов и расходов организации
Разделы и статьи баланса
Сумма
I. Поступление (приток денежных средств)
А. От текущей деятельности
1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин)
2. Прочие поступления
Итого по разделу А.
Б. От инвестиционной деятельности.
1. Выручка от прочей реализации без НДС
2. Доходы от операционной деятельности
3. Доходы по ценным бумагам, от участия в деятельности других организаций
Итого по разделу Б
В. От финансовой деятельности
1. Увеличение уставного капитала (эмиссия новых акций)
2. Увеличение задолженности (получение новых кредитов, выпуск облигаций).
Итого по разделу В
ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ
II. Расходы (отток денежных средств)
А. По текущей деятельности
1. Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость)
2. Платежи в бюджет
3. Выплаты из фонда потребления
4. Прирост собственных оборотных средств
Итого по разделу А
Б. По инвестиционной деятельности
1. Инвестиции в основные средства и нематериальные активы
2. Затраты на НИОКР
3. Платежи по лизинговым операциям
4. Долгосрочные финансовые вложения
5. Расходы от прочей реализации
6. Расходы по операционной деятельности
7. Содержание объектов социальной сферы
8. Прочие расходы
Итого по разделу Б
В. По финансовой деятельности
1. Погашение долгосрочных ссуд
2. Уплата процентов по долгосрочным ссудам
3. Краткосрочные финансовые вложения
4. Отчисления в резервный фонд
Итого по разделу В
ВСЕГО РАСХОДОВ
Превышение доходов над расходами (+)
Превышение расходов над доходами (-)
Сальдо по текущей деятельности
Сальдо по инвестиционной деятельности
Сальдо по финансовой деятельности
Благодаря такому построению плана движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств организации. Это дает возможность организации проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования при возникновении дефицита средств. План считается окончательно составленным, если в нем все расходы обеспечены финансовыми ресурсами.
Заключительным документом текущего финансового плана является составление прогнозного бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который должен отразить все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показать состояние имущества и финансов организации на конец планируемого периода.
В отличие от планового баланса доходов и расходов и плана движения денежных средств, которые являются документами, обязательными для исполнения, прогнозный бухгалтерский баланс предназначен для оценки эффективности принимаемых решений в процессе финансового планирования. На основе показателей бухгалтерского баланса проводится финансовый анализ деятельности организации. В его задачи входит анализ прибыли, рентабельности, оценка финансового состояния организации и эффективности управления активами и источниками финансовых ресурсов. Эффективность использования активов и источников выражается отношением величины прибыли к стоимости исследуемого вида актива или ресурса. Методы факторного анализа позволяют оценить влияние каждого фактора на результаты деятельности организации. Деловая активность характеризуется показателями оборачиваемости, что позволяет оценить финансовые риски.
Прогнозный бухгалтерский баланс составляется на основе данных последнего отчетного бухгалтерского баланса и показателей планового баланса доходов и расходов и плана движения денежных средств. Алгоритм расчета прогнозного бухгалтерского баланса приведен в табл. 4.3.
Если при составлении прогнозного бухгалтерского баланса не обеспечено равенство активов и пассивов, то вносятся изменения в статьи, которые рассчитываются расчетно-аналитическим методом. К таким статьям относятся кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, прочие кредиторы, дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков. Для обоснования принятия решений проводится финансовый анализ данных предварительного прогнозного бухгалтерского баланса, результаты которого сравниваются с нормативными значениями.
Таблица 3.2
Алгоритм расчет показателей прогнозного бухгалтерского баланса
Разделы и статьи баланса
Алгоритм расчета
1
2
АКТИВЫ
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы
Данные отчетного баланса - плановая амортизация -планируемые приобретения - планируемые продажи
Основные средства
Данные отчетного баланса - плановая амортизация + объекты, планируемые к вводу в эксплуатацию - планируемые продажи
Капитальные вложения
Данные отчетного баланса + планируемые капитальные вложения - объекты, планируемы к вводу в эксплуатацию
Долгосрочные финансовые вложения
Данные отчетного баланса + планируемые вложения -планируемые продажи
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ I
II Оборотные активы
Запасы
Данные отчетного баланса ± рассчитанное изменение потребности в оборотных активах
Налог на добавленную стоимость
Рассчитывается, исходя из суммы планируемой величины НДС, которую нельзя по каким-либо причинам принять к вычету на конец планируемого периода.
Дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность покупателей рассчитывается на основании данных отдела реализации. Среднедневная отгрузках х среднее число дней отсрочки платежа.
Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков рассчитывается расчетно-аналитическим методом.
Краткосрочные финансовые вложения
Минимальная величина временно свободных средств по данным платежных календарей предшествующих периодов
Краткосрочные финансовые вложения
Минимальная величина временно свободных средств по данным платежных календарей предшествующих периодов
Денежные средства
Итоговые данные плана движения денежных средств.
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ II
ПАССИВЫ
III Капитал и резервы
Уставный капитал
Если не планируется его изменения, то данные отчетного бухгалтерского баланса
Добавочный капитал
Данные отчетного бухгалтерского баланса + ожидаемые поступления активов на безвозмездной основе ± изменение стоимости основных средств в результате переоценки - изменение стоимости переоцененных объектов основных средств, подлежащих выбытию
Резервный капитал
Если его величина соответствует требованиям нормативных документов, то используются данные бухгалтерского баланса.
Если резервный капитал находится в стадии формирования, то данные бухгалтерского отчетного баланса + планируемый прирост в соответствии с учредительными документами
Нераспределенная прибыль
Данные отчетного бухгалтерского баланса + планируемая прибыль (плановый баланс доходов и расходов) — налоги за счет прибыли
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ III
IV Долгосрочный обязательства
Займы и кредиты
Планируемая величина
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ IV
V Краткосрочные обязательства
Займы и кредиты
Рассчитывается, исходя из условий договоров краткосрочного кредитования
Кредиторская задолженность:
◦ поставщики и подрядчики
◦
◦ – задолженность перед персоналом организации
◦ задолженность перед государственными внебюджетными фондами
◦ задолженность по налогам и сборам
– прочие кредиторы
Рассчитывается рассчетно-аналитическим методом с учетом условий договоров
Размер плановой половины фонда оплаты труда в месяц
Плановый фонд оплаты труда в месяц х норматив отчислений
Среднемесячные платежи НДС + 0,25 планируемого налога на прибыль + 0,25 планируемого налога на имущество
Рассчитывается расчетно-аналитическим методом
Доходы будущих периодов
Рассчитывается расчетно-аналитическим методом
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ V
БАЛАНС
Достижение равновесия активов и пассивов в прогнозном балансе означает, что планируемая величина стоимости активов на конец планируемого периода полностью обеспечена источниками финансирования. Данные пассивов прогнозного бухгалтерского баланса определяют механизм формирования источников финансовых ресурсов организации в процессе финансового планирования.
3.2. Критерии оценки качества финансового плана
Качество финансового планирования организаций определяется:
− обоснованностью и полнотой перечня, учитываемых в его составе источников финансовых ресурсов, доходов и денежных поступлений, а также направлений их распределения и расходования;
− достоверностью принятой к расчетам показателей финансового плана фактической отчетности, оперативной и расчетно-аналитической базы;
− сопоставимостью цен и условий, принятых в расчетах показателей финансового плана;
− корректностью применяемых методов расчета отдельных показателей финансового плана;
− напряженностью показателей, связанной с полнотой учета в расчетах имеющихся резервов;
− безусловной сбалансированностью финансового плана по всем параметрам.
Для оценки качества плана применяются следующие критерии:
1. Критерий финансового соотношения сроков получения и использования финансовых средств («золотое банковское правило»). Капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов), Соблюдение данного принципа позволяет сохранить собственные средства для текущей деятельности и не отвлекать их из оборота на продолжительный срок.
2. Критерий платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность организации в любое время года. В данном случае у нее должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств. Финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность организации на всех этапах деятельности.
3. Критерий сбалансированности рисков – наиболее рискованные долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников.
4. Критерий предельной рентабельности – целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
Процесс финансового планирования в организациях осуществляется с учетом резервов финансовых ресурсов, оптимизации объемов финансирования расходов, обязательности корректировки финансовых показателей при изменении условий ведения бизнеса.
Планирование капитальных вложений (пример расчета показателя финансового плана).
Инвестиционная деятельность организации – это разработка мероприятий, направленных на прирост капитала. Совокупность этих мероприятий представляет собой инвестиционную программу. Ее целью является определение возможности финансирования заявленных капитальных вложений на планируемый период за счет собственных средств организации. Последовательность этапов и процедур оценки инвестиционной программы организации представлена на рис. 3.1.
Начальным этапом формирования инвестиционной программы является оценка влияния расходов на инвестиционную программу на финансовый результат. Она включает расчет темпов роста выручки от продажи и прибыли после уплаты налогов и расчет темпов роста внеоборотных активов. Если темпы роста внеоборотных активов превышают темпы роста величины прибыли после уплаты налогов и выручки от реализации, то необходимо дополнительно провести анализ фондоотдачи – отношение прибыли после уплаты налогов к внеоборотным активам. Снижение фондоотдачи означает, что данная инвестиционная программа не может быть реализована в течение одного года.
На следующем этапе оценки инвестиционной программы определяется время, в течение которого организация может продолжать выбранную инвестиционную политику без ущерба для своей финансово-хозяйственной деятельности.
Расчет временного лага производится по формуле:
Л=Т/В х ВнА,
где : Л – временной лаг в днях; Т – число дней в анализируемом периоде; В – выручка от продажи продукции на планируемый период; ВнА – внеоборотные активы.
Если Л больше 365 дней, то капитальные вложения находятся в стадии освоения и объем прибыли, выступающий источником капитальных вложений, сокращается.
I этап
Оценка влияния расходов
на инвестиционную программу
на финансовые
результаты
II. этап
Расчет границы
инвестиций
III. этап
Расчет вариантов
инвестиционной
программы
Рис. 3.1. Этапы оценки инвестиционной программы
Как видно из рис. 3.2 финансирование инвестиций за счет собственных средств прекращается, как только величина прибыли сравнивается с величиной капитальных вложений.
1 2 3 4
Рис. 3.2. Расчет границы инвестиций
Если инвестиционная программа не может быть профинансирована исходя из значений планируемых показателей выручки и прибыли после уплаты налогов, финансовая служба проводит расчеты размера выручки, достаточной для проведения предлагаемой инвестиционной программы.
На основании прогноза финансовых результатов деятельности организации рассчитываются различные варианты финансового обеспечения разработанной инвестиционной программы:
а) изменение границы инвестиций за счет сокращения капитальных вложений;
б) рост прибыли за счет увеличения объемов реализации (пересмотр ценовой политики) и повышения эффективности использования оборудования;
в) повышение уровня рентабельности за счет сокращения издержек.
Результаты оценки инвестиционной программы, которые включают динамику изменения роста доходов, прибыли после уплаты налогов, фондоотдачи и определение границы инвестиций, а также варианты изменений основных расчетных показателей предоставляются руководству. На основе представленных материалов принимается окончательный вариант инвестиционной программы. Данный процесс естественно носит итерационный характер, так как каждый вариант капитальных вложений предполагает самостоятельную финансовую оценку.
Для успешной реализации принятой инвестиционной программы финансовая служба определяет так называемые тактические контрольные точки. Ими могут быть размеры дебиторской задолженности и налогов – НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Они рассчитываются, исходя из утвержденной инвестиционной программы. Например, предельная длительность дебиторской задолженности определяется величиной коэффициентов оборачиваемости выданных авансов на капитальные вложения (Д).
Д = Т(дм) = ТхАв ,
К V
где: Т – число дней анализируемого периода; V – выручка; Ав – авансы; К – коэффициент оборачиваемости, рассчитываемый как отношение V/Ав.
На основе расчетов контрольных точек моделируются ежеквартальные бухгалтерские балансы. В дальнейшем при отклонении показателей бухгалтерского баланса от смоделированных величин финансовой службой готовится информация для принятия управленческих решений в области реализации инвестиционной программы. Оценка этих решений производится с позиции изменения финансовых показателей организации:
• рентабельности (отношение чистой прибыли к объему реализации);
• оборачиваемости активов;
• структуры активов;
• платежеспособности оборачиваемости текущих активов.
Рассмотрим порядок оценки финансирования капитальных вложений на следующем примере. Планируемая выручка - 122 тыс. руб., стоимость основных фондов на начало планируемого периода – 306 тыс. руб., планируемые капитальные вложения – 148 тыс. руб., планируемый период – полугодие.
Исходя из заданных условий стоимость основных фондов на конец планового периода составит 454 тыс. руб. (306 + 148).
Увеличение стоимости активов организации при приобретении оборудования без соответствующего увеличения объемов реализации ухудшит финансовые показатели организации. Так, оборачиваемость активов за 6 месяцев составит:
122 тыс. руб. (выручка) = 122 = 0,32
(306+454) : 2(средняя стоимость активов) 380
или 180/0,32=562, 5 дня
Каждый вложенный рубль может быть возвращен собственникам без ущерба финансово-хозяйственной деятельности только через 562 дня или 1,5 года.
Эффективность управления капитальными вложениями предполагает опережающие темпы роста выручки от реализации по сравнению с темпами роста активов.
Исходя из ожидаемой выручки от реализации продукции, расчетных величин капитальных вложений, рассчитывается прогнозируемое значение оборачиваемости ожидаемой величины активов, которое сравнивается с плановым. Если прогнозируемые значения размеров оборачиваемости активов хуже целевых значений, то разрабатываются несколько вариантов сроков осуществления капитальных вложений.
1. Капитальные вложения осуществляются сразу и в полном объеме. При этом возникает угроза потери обеспеченности оборотными средствами.
2. Все капитальные вложения делаются в начале года, но при условии сокращения сроков между приобретением оборудования и началом его эксплуатации.
3. Построение графика капитальных вложений во взаимоувязке с графиком ввода оборудования в эксплуатацию с сохранением значения основных показателей деятельности организации на заданном уровне.
Последний вариант является наиболее трудоемким, так как при разработке графиков учитываются одновременно нарастание расходов и объемов реализации продукции.
Для финансовой и налоговой оценки инвестиционной программы могут выступать следующие критерии:
• соответствие темпов роста объема реализации продукции темпам роста капитальных вложений;
• период освоения капитальных вложений должен быть короче границы инвестиций;
Рассмотрим пример финансовой оценки инвестиционной программы и разработки финансовых предложений по ее реализации.
Исходные данные
Тыс. руб.
Заявленный объем капитальных вложений
12 000
Прогнозируемая выручка от реализации
38 000
Утвержденная себестоимость
26 000
Внеоборотные активы на начало планируемого периода
30 000
Планируемый фонд потребления
2 000
Выручка прошлого года
32 000
Прибыль прошлого года
9 900
Валюта баланса прошлого года
50 000
Таблица 3.1
Оценка инвестиционной программы
Показатели
Расчет
Значение
Фондоотдача прошлого года
9900:30000х100
33%
Планируемая фондоотдача
12000 :(30 000+12 000)х100
29%
Планируемый темп роста реализации
(38 000-32 000) : 32000х100
19%
Планируемый темп роста внеоборотных активов
12 000: 30 000х100
40%
Временной лаг
360х (30 000 +12 000) : 38 000
398 дней
Граница инвестиций
398: 30
1 год 2 месяца
Полученные результаты оценки инвестиционной программы предполагают разработку ее изменений, исходя из финансовых возможностей.
Таблица 3.2
Предложения по изменению инвестиционной программы
Вариант
Расчет
Предполагаемые значения, тыс. руб.
I. Изменение границы до одного года
360х(30 000 + кап. влож.)/38000=360
Капитальные вложения
8 000
II. Расчет необходимой выручки.
1 Необходимая прибыль
1.1 Капитальные вложения
1.2 Фонд потребления
1.3 Налог на прибыль
2 Себестоимость
III. Превышение уровня рентабельности за счет сокращения издержек
п.1 +п.2
(п. 1.1 + п. 1.2 +п. 1.3)
(п. 1.1 + п. 1.2) /80 х 20
26 000 – (38 000 –12 500)
38 500
12 500
8 000
2 000
2 500
26 000
снижение себестоимости
500
Принимаем, что выбран вариант инвестиционной программы, предусматривающий объемы капитальных вложений в размере 8 000 тыс. руб. при условии снижения себестоимости.
Определим контрольные параметры ее реализации.
Таблица 3.11
Контрольные параметры
Показатель
Расчет
Значение
Длительность омертвления ресурсов
360х8 000 /38 000
76 дней
Прогнозируемая рентабельность
12500 /38 000/100
32,9%
Оборачиваемость активов
38 000 /(30000 +8 000)
1
Структура активов (удельный вес внеоборотных активов в валюте баланса)
(30 000 + 8 000)/(50 000 +8000) х 100
65,5%
Оборачиваемость текущих активов
38 000 /(58 000 - 38 000)
1,9
Таким образом, финансовое планирование представляет собой сложный процесс, охватывающий составление текущих финансовых планов (баланса доходов и расходов, плана движения денежных средств и прогнозного бухгалтерского баланса) и оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассовой заявки и расчета потребности в краткосрочном кредите). Для расчета показателей финансового плана используется множество методов. С целью упрощения процедур финансового планирования и учитывая большой объем необходимых расчетов разработка финансового плана опирается на ряд принципов. Их реализация представлена на примере расчетов потребности в оборотных средствах, оценки инвестиционной программы как некоторых показателей финансового плана. Финансовый план имеет важное значение в управлении финансами организации, так как является эффективным инструментом контроля за рациональным использованием финансовых ресурсов организации.
4. Виды оперативных финансовых планов
Основные виды оперативных финансовых планов
Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет поступающих средств. Это требует повседневного эффективного контроля за формированием финансовых ресурсов. В целях контроля за поступлением финансовой выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов организации необходимо оперативное финансовое планирование, которое дополняет текущее. При составлении оперативного финансового плана необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности организации, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.
Состав показателей оперативных финансовых планов не совпадает с показателями текущих и долгосрочных финансовых планов организаций. Отличия определяются их различным функциональным предназначением как инструментов управления финансами организаций. Отсюда вытекают различия в методологии их составления, а также методах расчетов самих показателей.
Оперативное финансовое планирование организаций включает составление и исполнение платежного календаря, расчета потребности в краткосрочном кредите и кассовой заявки в случае нехватки средств для осуществления обязательных текущих платежей.
Платежный календарь представляет собой основной оперативный финансовый план организации или план денежного оборота. В процессе его составления все денежные расходы подкрепляются реальными источниками денежных поступлений. Платежный календарь отражает реальные денежные потоки по приходу и расходу денежных средств и финансовых ресурсов.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
- организация учета временного сопряжения денежных поступлений и предстоящих расходов организации;
- формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;
• ежедневный учет изменений в информационной базе;
- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организации конкретных мероприятий по их преодолению;
- расчет потребности в краткосрочном кредите при временном несовпадении денежных поступлений и исполнения обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств организации;
- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств организации.
Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декаду, пятидневку). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей. Наиболее целесообразно составление плана на месяц с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств организации как в наличной, так и безналичной форме. Его типовая форма представлена в табл. 4.1.
Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисления средств, вторым – доходная часть.
Таблица 4.1
Платежный календарь
Показатель
Начальное сальдо
Расходование средств
1. Неотложные нужды
2. Заработная плата и приравненные к ней платежи
3. Налоги
4. Оплата счетов поставщиков за товарно-материальные ценности.
5. Просроченная кредиторская задолженность поставщикам.
6. Оплата счетов подрядчиков за выполненные работы по капитальному строительству (капитальному ремонту)
7. Погашение просроченных ссуд банка.
8. Погашение срочных ссуд банка.
9. Уплата процентов за кредит.
10. Прочие расходы.
ВСЕГО РАСХОДОВ
Дни месяца
1
2
3
29
30
31
Поступление средств
1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг
2. Выручка от реализации излишних основных фондов, материалов и других активов.
3. Поступление просроченной дебиторской задолженности
4. Поступление краткосрочного кредита банка.
5. Остаток средств в классе и на расчетном счете.
6. Прочие поступления средств.
ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ
Превышение поступлений над расходами (+)
Превышение расходов над поступлениями (-)
Соотношение между обеими частями платежного календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалась их равенство, либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. Превышение расходов над поступлениями свидетельствует о снижении возможностей организации в покрытии предстоящих расходов. В таком случае следует часть первоочередных платежей перенести на другой календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников.
При составлении платежного календаря используются данные учета операций по расчетному счету в банке, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам. Учитывается также график отгрузки продукции и передача платежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции, а также плановые взносы в бюджет налога на прибыль, на имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.
Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится в случае, когда по данным платежного календаря организация испытывает недостаток в денежных средствах. Алгоритм расчета платежного календаря с учетом потребности в краткосрочном кредите представлен в табл. 4.5. и 4.6.
По данным платежного календаря видно, что организация испытывает недостаток денежных средств в начале месяца. До поступления ожидаемых средств от заказчика за выполнение работы общий дефицит средств составляет 10 221 тыс. руб. Платежный календарь с учетом получения кредита в размере 10 500 тыс. руб. сроком на 5 дней приведен в табл. 4.6.
Исходя из данных платежного календаря можно определить определенный срок кредитования – 5 дней. На пятый день кредитования можно полностью погасить полученный кредит и проценты за пользование заемными средствами. Проценты рассчитываются по формуле:
К * Р х d ,
100*365
где: К – сумма кредита; Р – годовые проценты, исходя из условий договора; d – срок кредитования в календарных днях.
Допустим Р=13%. Тогда сумма процентов, подлежащих уплате будет равна
10 500х0,13х5:365=18,5 тыс. руб. Таким образом с расчетного счета на пятый рабочий день месяца уйдет 12 618,7 тыс. руб. (10 500 (кредит) +18,7 (проценты за кредит) + 2100 (текущие расходы)), а в распоряжении организации останется 560,3 тыс. руб.
Таблица 4.2
Пример платежного календаря
тыс. руб.
Показатель
Дни месяца
1
понедел.
2
вторник
3
среда
4
четверг
5
пятница
8
понедел.
Расходование средств
1. Неотложные нужды
2. Заработная плата
3. Платежи в бюджет
4. Плановые платежи поставщикам
5. ВСЕГО расходов
100
2000
2100
100
2000
2100
100
3000
1800
2000
6900
100
2000
2100
100
2000
2100
100
1500
1600
Поступления средств
1. Выручка от реализация
2. Остаток средств в кассе и на расчетном счете
ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ
500
70
570
700
55
755
390
43
433
1200
21
1221
15000
-
15000
3500
7900
11400
Превышение поступлений над расходами (+)
+7900
+9800
Превышение расходов над поступлениями (-)
-1530
-1345
-6467
-879
Таблица 4.3
Платежный календарь с учетом получения кредита
тыс. руб.
Показатель
Дни месяца
1
понедел.
2
вторник
3
среда
4
четверг
5
пятница
Всего расходов
2100
2100
6900
2100
2100
Поступления средств
1. Выручка
2. Поступления краткосрочного кредита банка
3. Остаток средств в кассе и на расчетном счете
ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ
500
10500
70
11070
700
-
9025
9725
390
-
7668
8058
1200
-
1179
2379
15000
-
279
15279
Превышение поступлений над расходами (+)
+8970
+7625
+1158
+279
+13179
Превышение расходов над поступлениями (-)
Кроме платежного календаря и расчета потребности в краткосрочном кредите в организации составляется кассовая заявка – план оборота наличных денег организации, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Она разрабатывается на квартал и в установленный срок (обычно за 45 дней до планируемого квартала) представляется в коммерческий банк, с которым организация заключила договор о расчетно-кассовом обслуживании. Кассовая заявка составляется по типовой форме (табл. 4.7).
Первый раздел кассовой заявки отражает поступление наличных денег (кроме денег, полученных в банке) в организацию в планируемом квартале по конкретным источникам поступления – торговая выручка, от платных услуг населению и организациям, от реализации недвижимости, от реализации ценных бумаг, от предпринимателей без образования юридического лица и прочие поступления. Из общей суммы выручки необходимо указать суммы, которые расходуются на месте из выручки и сдаются в кассу банка.
Во втором разделе кассовой заявки показываются виды расходов организации наличными деньгами: на заработную плату, стипендии, постоянные надбавки и прочие виды оплаты труда, выплату пенсий и пособий по специальному страхованию, командировочные и хозяйственные расходы.
Кассовая заявка необходима организации для точной оценки размера обязательств перед работниками организации по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему организацию, необходима ее кассовая заявка для составления сводного кассового плана на обслуживание клиентов в установленные сроки.
Таблица 4.4.
КАССОВАЯ ЗАЯВКА на квартал г.
основной вид деятельности (подчеркнуть)
1. промышленная 6. бытовая 9а сельхоззакупки у населения ОКУД
2. торговля 7. бюджетная 9б инвестиционная компания БИК
3. торговля 8. связь 9в общественная
4. транспортная 9. прочая
5. зрелищная
наименование (штамп) организации
номер счета
наименование учреждения банка
тыс. руб.
Всего (прогноз)
Расход из выручки
Сдается в банк
1. ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ В КАССУ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Торговая выручка
2. От платных услуг населению и организациям
3. От реализации недвижимости
4. От реализации ценных бумаг
5. От предпринимателей без образования юридического лица
6. Прочие поступления
ИТОГО поступлений (1+2+3+4+5+6)
2. РАСХОДЫ
1. Фонд заработной платы и выплаты социального характера.
1. Выплаты, не входящие в фонд зарплаты
2. Стипендии
ИТОГО расходов (1+2+3)
Факт соответствующего квартала прошлого года
Прогноз
3. УДЕРЖАНИЯ
1. Налог
2. За квартплату и коммунальные платежи
3. По добровольному страхованию
4. Прочие
ИТОГО удержаний ( 1+2+3+4)
4. ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
1. По вкладам на карточки
2. Переводами на почту
ИТОГО перечислений (1+2)
5. ВЫПЛАТЫ ИЗ ВЫРУЧКИ
1. Натуральные выдачи зарплаты
2. Наличными деньгами из банка
ВСЕГО (4+5)
6. ДРУГИЕ ВЫПЛАТЫ (только прогноз)
Х
Х
1. Пенсии, пособия
Х
2. Хозяйственные и прочие
Х
3. Командировочные расходы
Х
4. На закупку сельхозпродуктов у населения и закупи на рынках
Х
5. Предпринимателям без образования юридического лица
Х
6. Предпринимателям на ссуды
Х
7. На покупку ценных бумаг
Х
Календарь выдачи на зарплату наличными деньгами (прогноз)
числа
месяцы
ИТОГО
ВСЕГО
Руководитель предприятия (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер (Ф.И.О.)
В результате сравнения фактических показателей с финансовым планом осуществляется финансовый контроль. При этом особое внимание должно уделяться:
• выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений (улучшения или ухудшения) в финансовом состоянии организации;
• определению темпов роста доходов и расходов за прошедший период для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;
• наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового периода для обоснования исходного уровня новых заданий.
4.2 Налоговое планирование
Налоговое планирование является частью финансового планирования, так как связано с оттоком денежных средств.
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Поэтому налоговое планирование – законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Налоговое планирование подразделяется на корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но также и оптимальное распределение налоговых платежей по времени. Целью налогового планирования являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых выплат; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок; управление потоком денежных средств; эффективное сотрудничество с участием налогового планирования; влияние на законодательные органы власти, налоговые, финансовые органы, суды.
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые не следует рассматривать как четкую последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств, поскольку в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства аналитики.
Первый этап – появление идеи об организации бизнеса, формирование целей и задач, а также решение вопроса о возможности использования налоговых льгот, предоставляемых законодательством.
Второй этап – выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производства и офисных помещений организации, а также ее филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
Третий этап – выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающими при этом налоговыми режимами.
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить в общую систему управления хозяйствующего субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля организации. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле, в котором каждый налог представлен в виде определенных параметров. Далее производится анализ налоговых льгот. В заключении оставляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
Пятый этап – образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений организации и составление журнала хозяйственный операций, который служит основой бухгалтерского и налогового учета.
Шестой этап включает анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафами и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли организации.
Налоговое планирование предусматривает выделение составляющих его элементов, которыми являются:
− стратегия оптимального управления организацией и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной (в т.ч. по налогам) оказалась все структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу;
− учетная политика. Выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухучета и обработки данных;
− удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности. Позволяет получить оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей адекватного налогового планирования;
− схема налогового планирования, которая логично и естественно вписывается в бизнес организации и служит обоснованием законного снижения налогового бремени. Если схема будет выглядеть неубедительной, контролирующие лица всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему целиком либо доставить неприятности постоянными проверками;
− налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;
− правильное исчисления обязательств (налоговых и прочих), поддержание дебиторской задолженности на нормальном уровне, определенным руководством организации;
− постоянный мониторинг налоговых льгот на предмет их использования в коммерческой деятельности;
− рациональное размещение активов в организации.
Налоговый календарь является частью платежного календаря и имеет вид:
Наименование налогов
Плановые ежемесячные платежи по дням месяца в тыс. руб.
День з/п
5
10
15
20
25-28
30
Акциз
НДС
$
$
$
Лицензионный сбор
Налог на доходы физических лиц
$
Налог на прибыль
$
Транспортный налог
Налог на имущество
$
Земельный налог
Плата за загрязнение окружающей среды
$
Взносы во внебюджетные фонды
$
В понятие «налоговая оптимизация» входят способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации процедур по исчислению и уплате налогов. Она направлена на уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
В любом хозяйствующем субъекте налоговое планирование базируется на трех основных подходах к минимизации налоговых платежей: использование льгот по уплате налогов, разработка учетной политики и контроль за сроками уплаты налогов.
Применение льгот по уплате налогов связно в первую очередь с использованием всей совокупности налоговых льгот, предоставляемых налоговым законодательством.
Бухгалтерские приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением организации и ее финансовым положением. Варьируя методологией в дозволенных законом пределах, можно выбирать наиболее выгодный метод учета. Достигается это путем формирования учетной политики с целью получения налоговой экономии за счет уменьшения бухгалтерской прибыли и изменения срока уплаты налога на прибыль. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной политики – одно из направлений эффективного налогового планирования. Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика применяется последовательно из года в год и существенно влияет на финансовые результаты работы организации. С точки зрения налогового планирования большой интерес представляют элементы учетной политики.
Выбор варианта учета организация должен быть обоснован соответствующими расчетами налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета.
В рамках учетной политики организации налоговая экономия достигается за счет:
- применения укоренной амортизации активов;
- изменения границы между основными средствами и средств труда в обороте;
- оценки товарно-материальных ценностей, отпускаемых в производство или эксплуатацию;
- создания резервов для отсрочки и уплаты налога на прибыль;
- порядком отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;
- выбор состава накладных расходов и способов их распределения.
Примеры вариантов выбора элементов учетной политики
Наименование элементов
Альтернативные способы учета
Метод определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения
− кассовый метод (по мере уплаты)
− метод начисления (по мере отгрузки)
Оценка расходов и расчетов фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве
− по средней себестоимости
− по методу ФИФО
− по себестоимости единицы закупаемых ресурсов
Установление границы между основными и оборотными средствами
− предел стоимости, равный установленному законодательством лимиту
− предел стоимости ниже установленного законодательством лимита
Начисление амортизации по основным средствам
− по установленным законодательством нормам
− ускоренная амортизация по увеличенным нормам
− по пониженным не более чем на 50% нормам
Группировка и включение в себестоимость реализованной продукции
− группировка затрат на прямые и косвенные, формирование полной фактической себестоимости продукции
− группировка затрат на условно-переменные и условно-постоянные, формирование сокращенной себестоимости продукции
Создание оценочных обязательства предстоящих расходов и платежей
− не создавать оценочных обязательств платежей
− создавать оценочные обязательства на оплату отпусков, по итогу работы за год, на ремонт основных средств
Способ распределения накладных расходов
− относятся на производственные затраты;
− относятся на себестоимость.
Так как налогами облагаются результаты предпринимательской деятельности, то размер налоговых платежей зависит от эффективности управления производственным процессом. Например, длительность производственного цикла влияет не только на размер оборотных средств, но и на размер налога на добавленную стоимость. Чем быстрее снабженческие службы осуществляют процесс получения материальных ценностей, тем меньше интервал между датами произведенной оплаты и оприходования, а следовательно, и меньше НДС, подлежащий взносу в бюджет.
Анализ мирового опыта налогового планирования позволяет сделать следующие выводы.
1. Налоговое планирование, не нарушающее закон, − обычная мировая практика.
2. Налоги нельзя механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:
- сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;
- простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;
- механическая минимизация налогов может привести к конфликтам с налоговыми органами.
3. Планирование налогов в общем контексте финансового планирования необходимо на основе комплексного расчета экономии и потерь, учитывая многофакторности налоговой минимизации и последствий принимаемых решений.
4. Налоговое планирование ориентируется на стратегию развития организации, а не на временные "дыры" в законодательстве.
5. Сокращение налогов достигается на основе точных и скрупулезных расчетов оптимизации всей деятельности организации и соблюдение требований документального оформления.
4.3. Методы контроля исполнения финансового плана
Цели финансового контроля организации − обеспечить минимизацию финансовых рисков и минимизацию оттока денежных средств, достичь заданных параметров финансовой деятельности организации.
Минимизация финансовых рисков заключается в разработке и реализации мер, предупреждающих возникновение событий, влекущих финансовые потери организации. К таким рискам относятся риск финансовых санкций со стороны контролирующих органов, в том числе налоговых.
Риск финансовых санкций со стороны надзорных органов связан с соблюдением требований законодательных и нормативных актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность. В связи с этим финансовая служба обязана вести мониторинг штрафных санкций, уплаченных организацией, по следующей форме.
Форма 3.1 Штрафные санкции, уплаченные за 20 г.
№ п/п
Дата платежа
Сумма
Получатель
(документ)
Нарушение
Ответственный
1
2
3
4
5
6
7
5
6
10
7
По данным мониторинга организация получает информацию о тех направлениях деятельности, которые не удовлетворяют требованиям нормативных документов, а также сумму финансовых потерь. Учитывая, что штрафы не принимаются налоговыми органами для уменьшения налогооблагаемой базы при расчетах налога на прибыль, организация вынуждена платить дополнительный налог на прибыль с учетом суммы уплаченных штрафов.
Снижение риска санкций со стороны налоговых органов может быть достигнуто контролем реализации налоговой политики организации, включающей налоговое планирование и налоговый учет. Риск налоговых санкций тесно связан с профессиональным уровнем и компетенцией специалистов организации, занимающихся вопросами организации расчетов с бюджетом и своевременностью представления налоговой и финансовой отчетности в соответствующие органы власти.
Во многом предотвращению налоговых санкций способствует соблюдение требований к системе ведения бухгалтерского учета, особенно к обоснованности проведения бухгалтерских операций.
Для снижения налоговых рисков финансовая служба осуществляет мониторинг налоговых платежей, предоставления отчетности и соблюдения критериев оценки налоговых рисков по следующим формам.
Форма 3.2 План налоговых платежей и представление отчетности
№ п/п
Налог
Дата платежа
Сумма
План
Факт
План
Факт
Форма 3.3 График представления отчетности
№ п/п
Наименование документа
Покупатель
Дата представления
План
Факт
Форма 3.4 Критерии оценки налоговых рисков по состоянию
на " " г.
№ п/п
Критерий
Предельное значение
Фактическое значение
Уровень отклонений, %
1.
Уровень налоговой нагрузки
2.
Убыток
3.
Период убытков
4.
Величина НДС, принимаемого к вычету
5.
Соотношение темпов роста доходов и расходов
6.
Среднемесячная заработная плата одного убытка
7.
Уровень рентабельности
Контроль за движением оборотных активов осуществляется на основе системы нормативов оборотных средств, разработанных организацией. Исходной информацией для ведения мониторинга соблюдения нормативов являются данные бухгалтерского учета, отражающие движение материальных ценностей со склада в производство, которые представляется руководству по следующей форме.
Форма 3.5 Соблюдение нормативов запасов по элементам
Наименование
Норматив, руб.
Факт
Отклонение (+ превышение
- экономия)
Данный мониторинг может проводиться при условии, что в организации утверждены частные нормативы по элементам оборотных активов. Методы расчетов нормативов оборотных активов рассмотрены в третьей главе.
Контроль достижения заданных финансовых параметров деятельности организации заключается в сравнении фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности с плановыми. Исходной информацией для осуществления данного вида контроля являются финансовый план организации и данные бухгалтерского учета о текущем финансовом состоянии организации, ее обязательствах и состоянии активов.
Вопросы
1. В каких формах может быть принят финансовый план?
2. Что является источником доходов и поступлений организации?
3. Какие направления расходов отражаются в финансовом плане?
4. Какие критерии качества финансового плана?
5. В чем состоит разница между текущими и оперативными финансовыми планами.
Задания для самостоятельной работы
Разработать текущий финансовый план для вашей организации. Сделать презентацию