Технологизация образовательного процесса
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.
Педагог, академик РАО В.П.Беспалько
Технологизация образовательного процесса способствует накоплению и систематизации эмпирического отбора обучающих систем, объединенных выбором цели и отработки системы контроля процесса обучения.
С термином «педагогическая технология» впервые встречаются упоминания в педагогических работах, опубликованных в 20-е годы XX века. Спустя короткое время, в 30-е годы появилось альтернативная трактовка данного термина, согласно которой «педагогическая технология» понималась как совокупность приемов и средств, ориентированных на планомерную и успешную организацию учебных занятий.
В ходе внедрения в процесс обучения технических средств, в 40-50-е годы, стал применяться термин «технология образования», развитие и модернизация которого в совокупности с развитием методологии постепенно формируют понятие близкое к тому, которое в современной образовательной науке понимается как «педагогические технологии».
Широкая популярность в зарубежной педагогической периодике, особенно на уровне международных симпозиумов и конференций 60-х гг. обновило содержание этого понятия, а также привело к образованию разных направлений его трактовки, преимущественно связанных с уровнем и результатами педагогических исследований в данной области. Среди стран, уделявших особое внимание развитию педагогической науки, можно назвать США, Японию, Францию, Италию. Приверженцы одной из трактовок настаивали на целесообразности применения технических средств и средств программированного обучения, другие – осознавали важность практического повышения эффективности организации образовательного процесса.
Начало 70-х годов совпало с осознанием необходимости преобразование различных видов учебного оборудования и предметных средств, поскольку без него сложно было ожидать высоких результатов прогрессивно-ориентированных методик, а также затруднена реализация новых форм обучения.
В итоге в конце 70-х – начало 80-х гг. понятие «технология обучения» в результате стремительного развития техники и постепенной компьютеризацией обучения стало интерпретироваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
Следует отметить, что до сих пор в понимании данного термина и его употреблении существует множество определений и разночтений, требующих дополнительных уточнений.
В настоящее время в подходе к пониманию и употреблению термина «педагогическая технология» различают несколько позиций (по Г. К. Селевко) (см. таблицу 1).
Таблица 1. Педагогическая технология
Педагогическая технология рассматривается как:
Разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б.Т. Лихачев, С. А. Смирнов идругие)
Способ (модель, техника) решения педагогических (учебных) задач или процесс коммуникации, основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (В. П. Беспалько, М. А. Чошанов, В. А. Сластенин, В. М. Монахов и другие)
Научное направление, область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П. И. Пидкасистый, В. В. Гузеев и другие)
Многомерное понятие, многоаспектный подход; предлагается рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (М. В. Кларин, В. В. Давыдов, Г. К. Селевко и другие)
Приведем определения некоторых российских авторов, на основании которых выделим сущность педагогической технологии.
Педагогическая технология, по Н. В. Асташкиной, – это взаимодействия учителей и обучающихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.
В.П. Беспалько: «Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели». Этот же автор отмечает, что педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса.
Как видим, Беспалько В.П. ориентирован в большей мере на методический аспект, а Асташкина Н.В. – на его коммуникативную реализацию.
В сравнении с предыдущими авторами И.П. Волков акцентирует внимание на алгоритмической сущности технологии: «Это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».
В. И. Загвязинский трактует педагогическую технологию как системную проектировочную деятельность, позволяющую запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения со значительной степенью вероятности гарантирующая желаемые результаты».
Результирующая направленность технологии сближает понимание этого феномена В. И. Загвязинским с В. П. Беспалько. В то же время И. П. Волкови В. И. Загвязинский подчеркивают целевую направленность технологии.
М. М. Левина отмечает разные ракурсы анализа педагогической технологии: «Это проект педагогической системы, осуществляемой напрактике, которая представляет собой упорядоченную деятельность педагога, предусматривающую ответные действия обучающихся». Определение с точки зрения сущности процесса обучения – «Технология обучения есть дидактическая конструкция информационного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, отражающая закономерности учебного познания». Данное толкование во многом позволяет поставить определения разных авторов в единый ряд и группировать их по коммуникативной, алгоритмической, методической, организационно-управляющей и иным проявлениям.
Продолжение этой логики мы видим в трактовке Б. Т. Лихачева, имеющей методическую направленность: «Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса, который реализуется в технологическом процессе. Технологический процесс представляет собой определённую систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат».
Между тем, коммуникативный и организационно-управляющий аспект технологии проявляется в предложенном В. М. Монаховым определении: «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя».
В этой связи некоторые авторы интегрируют разные аспекты в едином определении. Например, Г. К. Селевко отмечает, что педагогическая технология - это содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений предыдущих авторов.
Значительно шире системообразующий элемент технологии представляется В. А. Сластениным, ведь он является реализацией закона педагогической деятельности в проектной деятельности: «Законообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных методиках обучения».
В. И. Загвязинский раскрывает дифференцированно направленность педагогической технологии, проанализировав ее реализацию от признаков к показателям (см. таблицу 2).
Таблица 2. Признаки педагогических технологий и
показатели их реализации (по В. И. Загвязинскому)
Признаки педагогической технологии
Показатели их реализации
Системность (гармонизация целей, содержания и дидактического процесса)
Наличие научной психолого-педагогической основы (это может быть целостная теория или набор отдельных научных положений)
Воспроизводимость и гарантированность результатов
Наличие диагностических целей; наличие логически связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам
Система обратной связи
Наличие системы контрольных заданий, адекватных целям; наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля)
В целом структура педагогической технологии может быть представлена как единство содержательного и процессуального компонентов (схема 1).
Схема 1. Структура педагогической технологии
Выше приведенный анализ разных решений проблемы выделения технолого-дифференцирующих признаков позволяет прийти к содержательному обобщению сущности педагогической технологии за счет сочетания в едином смысловом поле трактовок разных ученых:
• имеющее целенаправленную ориентацию структурирование и представление подсистем педагогической информации и организации коммуникаций;
• организационно-управляющая направленность технологическими средствами всей познавательной учебной деятельности;
• целесообразный подбор и организация методов и средств педагогического процесса, позволяющий решать определенных задач;
• интегрирование идей, а также способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;
• проектирование педагогических систем;
• методологические ресурсы, обеспечивающие планирование, реализацию и оценивание образовательных процессов.
Поскольку технология взаимодействует с другими составляющими процесса обучения, то важно подчеркнуть, что теория базируется на организационно-процессуальных, а технология – на процессуально-конкретизирующих аспектах обучения.
Исходя из опыта и дидактических положений, процесс подготовки к любому занятию начинается с постановки задач развития личности, что определяет содержание образования в рамках учебного предмета в целом, и каждого конкретного занятия, а также выбор форм и методов обучения, благодаря которым становится возможной реализация намеченных планов. Это является проявлением целесообразности педагогической деятельности преподавателя. Но, когда в современных условиях происходит смена образовательной парадигмы – подчеркивается субъектный характер образовательного процесса, направленный на формирование и творческое развитие личности, – в научном и практическом педагогическом процессе по-иному представляются и образовательные цели. Это влечет столкновение с проблемой выбора и обоснования педагогической эффективности той или иной технологии.
Применение в научно-практическом опыте двух терминов: традиционного –«методическая система» и нового - «педагогическая технология» – требует их строгой дифференциации. Методы подразумевают некоторую эклектичность их применения, наряду с несвязанностью и возможностью включения в различные технологические системы, а иногда и ограничения в их комплексировании в зависимости от технологических требований. Технология же дает педагогическому опыту достижение состояния системности, интегрированности и взаимообусловленности отдельных, в том числе методических элементов.
Между тем, есть в этих явлениях и общее – и метод, и технология –являются предписаниями, дающими представление о содержании, составе и отдельных актах педагогической деятельности в направлении достижения выбранных целей.
Использование одних и тех же методов подразумевает различную связь в рамках той или иной технологии. Следовательно, владение методами представляет собой начальный этап в становлении педагога, их изучение необходимо (поскольку знание и владение определёнными приёмами является ключом к познанию их возможностей в контексте развития личности). Овладение технологиями является путём к системности, которая рассматривается как более высокая ступень педагогического мастерства, его внедрение требует от педагога «системного мышления».
Наш подход рассматривает технологию как совокупность разнообразных методов, приёмов, средств и техник, которые выступают в единстве, и нацелены на решение определённой задачи.
Исходя из такого понимания, применение педагогические технологии позволяет преподавателю создать условия для решения следующих задач:
- повышение интереса студентов к учебным занятиям (с содержательной стороны) и тем проблемам, решение которых предполагает процесс обучения;
- повышение результативности обучения, за счёт соотношения теоретических знаний с личным опытом студентов;
- формирование навыков практической деятельности через приближение учебного процесса к жизненным реалиям;
- создание условий для формирования индивидуальной позиции студента;
- развитие коммуникативных навыков.
Использование педагогической технологии (в отличие от отдельных методов обучения) позволяет создавать и условия для реализации педагогического процесса в целостности.
Приведем примерные этапы принятия решения о выборе технологии обучения и алгоритм выбора (см. таблицу 3).
Таблица 3. Алгоритм выбора технологии обучения (по В.И.Загвязинскому)
Этап
Содержание педагогической деятельности
1
Осознание или актуализация цели, общих задач изучения курса, раздела, темы
2
Анализ характера и возможностей изучаемого материала.
Материал оценивается по разным параметрам:
- по уровню значимости: мировоззренческий, общенаучный, межпредметный, тематический, локальный;
- по характеру: теоретический или практический;
- по уровню сложности: высокий, средний, низкий
3
Анализ учебных возможностей обучаемых:
- уровень их знаний и умений;
- характер накопленного опыта;
- степень подготовленности и степень интереса к изучению соответствующего материала
4
Определение конкретных задач занятия: образовательных, в том числе развивающих, включающих в себя ориентацию на определенный уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность)
5
Принятие предварительного решения о предпочитаемой технологии обучения
6
Корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений преподавателя
Для одних педагогов приоритетным при выборе технологии являются цели и результаты обучения. Другие преподаватели исходят из содержания учебного материала, а также его возможностей. Третьим важен анализ учебных ситуаций, способов обучения, а также построение системы доказательств. Нередким при этом является опора на личный житейский опыт, анализ, интуицию. Соединение опыта с анализом вариантов позволяет использовать известные педагогические принципы, вычленять закономерности.
Обучающий процесс, создающий условия для развития, запускает требуемые для этого механизмы, поэтому реализация педагогом именно технологии, а не отдельного метода, расширяет границы его видения педагогического процесса и оказания влияния на обучение и воспитание. Отсюда именно технологическая подкованность позволяет оказаться преподавателю профессионалом более высокого уровня.
В итоге сопоставительного анализа приходим к заключению, что система правил в области передачи содержания обучения в первом значении является методикой обучения, в то время как спроектированная и обоснованная (с теоретической точки зрения) система правил педагогической деятельности, не связанная с конкретным содержанием, – педагогической технологией. При таком понимании, методика опирается на опыт, мастерство и искусство преподавателя. Педагогическая технология выстраивается на закономерностях учебного процесса, а результатом выступает научное познание процесса образования.