Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технология решения психодиагностических задач как средство учета индивидуальных особенностей детей

  • 👀 178 просмотров
  • 📌 142 загрузки
  • 🏢️ РГУ имени С.А. Есенина
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технология решения психодиагностических задач как средство учета индивидуальных особенностей детей» ppt
Лекция 3. Технология решения психодиагностических задач как средство учета индивидуальных особенностей детей Еремкина Ольга Васильевна доктор педагогических наук, профессор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Содерж ание:  Психодиагност ические т аблицы по решению основны х педагогических т рудност ей детей младшего школьного возраст а  Педагогические трудност и  Создание психодиагностических т аблиц на основе известны х сит уаций (сит уации, предлож енны е студентами)  Основная психодиагностика для учет а индивидуальны х особенност ей детей и дальнейшей коррекции  Основны е подходы к коррекции педагогических трудностей (Кост ромина С.Н.) Психодиагностические таблицы по решению основны х педагогических трудност ей дет ей младшего школьного возраст а  Психодиагностические таблицы, созданные Н.П. Локаловой в 1993 году, модифицированые А.Ф. Ануфриевым, С.В. Вахрушевым, Л.А. Венгером, С.Н. Костроминой, являются одной из эффективных форм описания типичных трудностей (проблем) в обучении, воспитании и развитии детей.  Они содержат достаточно полную информация о возможных причинах отклонения от нормы, вариантах психодиагностики, путях коррекционной работы по преодолению данного недостатка. Психодиагност ические т аблицы  Психодиагностические таблицы, по мнению А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой, выступают в качестве ориентировочной основы деятельности учителя и психолога, включают в себя все элементы диагностического процесса от запроса до выдачи рекомендаций и решают следующие задачи:  1) классификация типичных отклонений в воспитании и обучении на феноменологическом уровне и наиболее вероятные причины данных отклонений; Психодиагност ические т аблицы  2) схематическое, строго логическое и удобное в применении изложение психологической детерминации типичных отклонений и их причин  Ануф риев А.Ф., Кост ромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось89", 1997. - 224 с. (Практическая психология). Чт о т акое педагогические т рудност и?  В понятие «трудность в обучении, воспитании и развитии» вкладывается значение, которое более всего соотносится с понятием «педагогическая проблема» и характеризует переходный этап, возникающий при анализе педагогической ситуации и трансформации ее в задачу.  Под «типичными педагогическими трудностями» понимаются устойчивые, повторяющиеся явления, которые значимы для личности школьника и после устранения внешних причин, то есть в их основе лежат внутренние личностные детские проблемы и выявить их возможно только благодаря соответствующей психодиагностике. Психодиагност ические т аблицы Феноменология трудностей Неусидчив (13,1%) Возможные психологические причины 1.Низкий уровень развития произвольности 2.Индивидуально-типологические особенности личности 3.Низкий уровень развития волевой сферы 4.Другие психологические причины Психодиагност ические методики Рекомендации 1.Методика "Графический диктант" 1. Упражнения «Пуговицы, «Веселые человечки», упражнения 68-72 в книге А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. 2. Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей 3. Упражнения 59,60 в книге А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина на развитие волевой сферы и планирования 2.Методика изучения темперамента 3.Методика "Графический диктант", "Домик Психодиагностические т аблицы Феноменология трудност ей Возмож ны е психологичес кие причины В письменны х работах пропуска ет буквы (19,9%) 1. Низкий уровень развит ия фонемат ического слуха 2.Слабая концент рация внимания 1.Тест 1.Упраж нения на различения развитие звукои вы бора буквенного анализа фонем) 3.Несформиро ванност ь приемов самоконт роля 3.Там ж е, упраж нения 13, 14, 15, 16; Игры « Муха» , « Камень, нож ницы , бумага» , « Концентрация» и т.п. 4.Формирование 4.Индивидуал Психодиагн ост ические мет одики 2.Мет одика изучения концент рац ии и уст ойчивост и внимания 3.Мет одика " Узор" 4.Мет одика Рене Ж иля Рекомендации 2. « Корректурны е пробы » , Игра « Муха» , упраж нения 62-65 в книге А.Ф. Ануф риев, С.Н. Кост ромина. Психодиагност ические т аблицы Симпт о матика т рудно стей Возмож ны е психологические и педагогические причины Мет оды психодиагност ического изучения Ученик в больши нст ве случаев на уроках и внекла с-сны х меропр и-ятиях невним а-т елен и рассея н 1.Низкий уровень развития произвольност и 1.« Граф ически й дикт ант » ; Психолого-педагогические рекомендации 1.Игра « Лото» , « Корректурны е пробы » , упраж нения 68-72 в книге А.Ф. Ануф риев, С.Н. 2.Корректурна Кост ромина. я проба 2.Там ж е, упраж нения 9,10; 2.Низкий игры « Муха» , « Камень уровень нож ницы , бумага» и др. объ ема (Е.И. Рогов. Настольная внимания 3.Модифициро книга школьного ванная психолога) мет одика 3.Там ж е, упраж нения 13, 14, 3.Низкий Пьерона – 15, 16; Игры « Муха» , уровень Рузера « Камень, нож ницы , концент рации бумага» , « Концентрация» и и уст ойчивост и 4.Изучение т .п. внимания мот ивации (по 4.Формирование Психодиагност ические т аблицы Симптоматика трудност ей (проблем ) Возмож ны е психологи ческие причины Мет оды психодиагност и ческого изучения, В коллективной работе требует внимани я только к себе, делает это любы ми способам и, мешая работат ь с остальны 1.Особенно с-т и характ ера (демонст ра т ивност ь) 2. От сут ст вие внимания дома 3.Избалова н-ност ь, эгоцент риз м 1.Подрост ковы й т ест Шмишека 4.Неадеква 2.Изучение семейны х от ношений 3.Изучение черт характ ера и семейны х от ношений 4.Изучение самооценки Психологопедагогические рекомендации 1.Организация самопознания разъяснительная работа и 2.Разъяснительная работа с родителями 3.Самопознание, разъяснительная работа. Работа родителями 4. с Тренинг Основны е диагностики для дальнейшей коррекции на основе учета индивидуальны х особенностей детей  Развит ие познават ельной сф еры  Диагностика развития внимания  Мет одика " Коррект урная проба" (буквенны й вариант)  Мет одика « Красно-черная таблица»  Таблицы Шульте  Мет одика изучения концент рации и устойчивост и внимания (модиф икация мет ода Пьерона — Рузера) Кодирование таблицы, проставление в ней знаков по образцу Модификация метода Пьерона — Рузера Основны е диагностики для дальнейшей коррекции на основе учета индивидуальны х особенностей детей  Диагност ика развит ия памят и  Методика «Оперативная память»  Диагност ика развит ия наглядно- образного мы шления  «Лабиринт» или «Город»  Диагност ика развит ия логического мы шления  Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины) Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины)  Сохранение массы  Материал: два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре.  Один шарик остается неизменным.  Второй раскатывается в лепешку (галету)  Вновь соединяется в шарик  Делится на 8 частей  Вновь соединяется в шарик Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины)  Сохранение длины  Материал: полоски целые и полоски, поделенные на кусочки.  Полоски сдвигаются относительно друг друга  Возвращаются в исходное положение  Складываются разными способами  Возвращаются в исходное положение Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины) Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины)  Крит ерии оценки  " Несохраняющие испы т уемы е" — в ходе перемещения одной из двух похожих полосок (А и В) ребенок считает, что длина не сохраняется. Он сосредоточивается на увеличении либо справа, либо слева. То же самое касается общей длины отрезков полоски С по сравнению с полоской А. В обоих случаях при изменении длина не сохраняется. И напоминание о длинах в первоначальном положении ничего не меняет в суждениях ребенка.  " Полусохраняющие испы т уемы е" — они высказывают правильные суждения для одних этапов и неправильные для других, либо в одной и той же ситуации колеблются между ответами сохранения и несохранения, обосновывая свои ответы сохранения.  " Сохраняющие испы т уемы е" — ребенок считает, что длина сохраняется в каждой ситуации. Основны е диагностики для дальнейшей коррекции на основе учета индивидуальны х особенностей детей  Диагност ика развит ия речи  "Расставь точки".  ПЛОХОЙ СТОРОЖ  У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В ПОГРЕБЕ САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ А КОШКА ПОЕЛА И САЛО, И МЯСО, И МОЛОКО Методика Эббингауза  Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.  Инст рукция: "Вставьте пропущенные слова".  Над городом низко повисли снеговые____________________. Вечером началась________________. Снег повалил большими____________. Холодный ветер выл как дикий ______________. На конце пустынной и глухой ___________вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с _________________пробиралась по__________________. Она была худа и бедно ____________. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ______________ ей идти. На ней было плохое ____________с узкими рукавами, а на плечах___________. Вдруг девочка _________________и, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец она стала на __________________и своими посиневшими от ______________ ручонками стала ________________ по сугробу. Графический диктант Графический диктант Принципы коррекционной работы с детьми  Упраж нение № 63. Игра "Поиск клада"  На первом этапе игры ("Учусь составлять план") взрослый и ребенок совместно рисовали план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначе­ния предметов. Взрослый обращает внимание ребят на положе­ние предметов относительно себя и других точек отсчета.  На вт ором этапе игры ("Учусь искать клад по плану") взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет — "клад" и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его (это повторяется несколько раз). Принципы коррекционной работы с детьми  На трет ьем этапе ("Учусь обозначать на плане место клада") взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь уже ребенок прячет "клад" и отмечает это место на плане, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуали­зации контрольных действий ребенка. На этом же этапе взрос­лый предлагает ребенку самостоятельно составить план друго­го помещения.  На заключительном, четвертом этапе ("Учу играть другого") в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с правилами игры, проводит ее). Круги моих умений  « Поиск клада» Спасибо за внимание!
«Технология решения психодиагностических задач как средство учета индивидуальных особенностей детей» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot