Технология решения психодиагностических задач как средство учета индивидуальных особенностей детей
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Технология решения
психодиагностических задач как средство
учета индивидуальных особенностей
детей
Еремкина Ольга Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Содерж ание:
Психодиагност ические т аблицы по
решению основны х педагогических
т рудност ей детей младшего школьного
возраст а
Педагогические трудност и
Создание психодиагностических т аблиц
на основе известны х сит уаций (сит уации,
предлож енны е студентами)
Основная психодиагностика для учет а
индивидуальны х особенност ей детей и
дальнейшей коррекции
Основны е подходы к коррекции
педагогических трудностей
(Кост ромина С.Н.)
Психодиагностические таблицы по
решению основны х педагогических
трудност ей дет ей младшего школьного
возраст а
Психодиагностические таблицы, созданные
Н.П. Локаловой в 1993 году, модифицированые
А.Ф. Ануфриевым, С.В. Вахрушевым,
Л.А. Венгером, С.Н. Костроминой, являются одной
из эффективных форм описания типичных
трудностей (проблем) в обучении, воспитании и
развитии детей.
Они содержат достаточно полную информация о
возможных причинах отклонения от нормы,
вариантах психодиагностики, путях коррекционной
работы по преодолению данного недостатка.
Психодиагност ические
т аблицы
Психодиагностические таблицы, по мнению
А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой,
выступают в качестве ориентировочной основы
деятельности учителя и психолога, включают в
себя все элементы диагностического процесса
от запроса до выдачи рекомендаций и решают
следующие задачи:
1) классификация типичных отклонений в
воспитании и обучении на феноменологическом
уровне и наиболее вероятные причины данных
отклонений;
Психодиагност ические
т аблицы
2) схематическое, строго логическое и удобное
в применении изложение психологической
детерминации типичных отклонений и их
причин
Ануф риев А.Ф., Кост ромина С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей. Психодиагностические
таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось89", 1997. - 224 с. (Практическая психология).
Чт о т акое
педагогические
т рудност и?
В понятие «трудность в обучении, воспитании и
развитии» вкладывается значение, которое более
всего соотносится с понятием «педагогическая
проблема» и характеризует переходный этап,
возникающий при анализе педагогической ситуации
и трансформации ее в задачу.
Под «типичными педагогическими трудностями»
понимаются устойчивые, повторяющиеся явления,
которые значимы для личности школьника и после
устранения внешних причин, то есть в их основе
лежат внутренние личностные детские проблемы и
выявить их возможно только благодаря
соответствующей психодиагностике.
Психодиагност ические
т аблицы
Феноменология
трудностей
Неусидчив
(13,1%)
Возможные
психологические
причины
1.Низкий
уровень
развития
произвольности
2.Индивидуально-типологические особенности
личности
3.Низкий
уровень развития
волевой сферы
4.Другие психологические
причины
Психодиагност
ические
методики
Рекомендации
1.Методика
"Графический
диктант"
1. Упражнения «Пуговицы,
«Веселые человечки»,
упражнения 68-72 в книге
А.Ф. Ануфриев, С.Н.
Костромина.
2. Щадящий режим, учет
при обучении
индивидуальных
особенностей
3. Упражнения 59,60 в книге
А.Ф. Ануфриев, С.Н.
Костромина на развитие
волевой сферы и
планирования
2.Методика
изучения
темперамента
3.Методика
"Графический
диктант",
"Домик
Психодиагностические т аблицы
Феноменология
трудност
ей
Возмож ны е
психологичес
кие причины
В
письменны х
работах
пропуска
ет буквы
(19,9%)
1.
Низкий
уровень
развит ия
фонемат ического
слуха
2.Слабая
концент рация
внимания
1.Тест
1.Упраж нения
на
различения развитие
звукои
вы бора буквенного анализа
фонем)
3.Несформиро
ванност ь
приемов
самоконт роля
3.Там ж е, упраж нения 13,
14, 15, 16; Игры « Муха» ,
« Камень,
нож ницы ,
бумага» , « Концентрация»
и т.п.
4.Формирование
4.Индивидуал
Психодиагн
ост ические
мет одики
2.Мет одика
изучения
концент рац
ии
и
уст ойчивост
и внимания
3.Мет одика
" Узор"
4.Мет одика
Рене Ж иля
Рекомендации
2.
« Корректурны е
пробы » , Игра « Муха» ,
упраж нения
62-65
в
книге А.Ф.
Ануф риев,
С.Н. Кост ромина.
Психодиагност ические т аблицы
Симпт о
матика
т рудно
стей
Возмож ны е
психологические и
педагогические причины
Мет оды психодиагност
ического
изучения
Ученик
в
больши
нст ве
случаев
на
уроках
и
внекла
с-сны х
меропр
и-ятиях
невним
а-т елен
и
рассея
н
1.Низкий
уровень
развития
произвольност
и
1.« Граф ически
й дикт ант » ;
Психолого-педагогические
рекомендации
1.Игра
« Лото» ,
« Корректурны е
пробы » ,
упраж нения 68-72 в книге
А.Ф.
Ануф риев,
С.Н.
2.Корректурна Кост ромина.
я проба
2.Там ж е, упраж нения 9,10;
2.Низкий
игры
« Муха» ,
« Камень
уровень
нож ницы , бумага» и др.
объ ема
(Е.И.
Рогов.
Настольная
внимания
3.Модифициро книга
школьного
ванная
психолога)
мет одика
3.Там ж е, упраж нения 13, 14,
3.Низкий
Пьерона
– 15,
16;
Игры
« Муха» ,
уровень
Рузера
« Камень,
нож ницы ,
концент рации
бумага» , « Концентрация» и
и уст ойчивост и 4.Изучение
т .п.
внимания
мот ивации (по 4.Формирование
Психодиагност ические т аблицы
Симптоматика трудност
ей
(проблем
)
Возмож ны
е
психологи
ческие
причины
Мет оды
психодиагност и
ческого
изучения,
В коллективной
работе
требует
внимани
я только
к
себе,
делает
это
любы ми
способам
и, мешая
работат ь
с
остальны
1.Особенно
с-т и
характ ера
(демонст ра
т ивност ь)
2.
От сут ст вие
внимания
дома
3.Избалова
н-ност ь,
эгоцент риз
м
1.Подрост ковы й
т ест Шмишека
4.Неадеква
2.Изучение
семейны х
от ношений
3.Изучение черт
характ ера
и
семейны х
от ношений
4.Изучение
самооценки
Психологопедагогические
рекомендации
1.Организация
самопознания
разъяснительная
работа
и
2.Разъяснительная
работа
с
родителями
3.Самопознание,
разъяснительная
работа.
Работа
родителями
4.
с
Тренинг
Основны е диагностики для дальнейшей
коррекции на основе учета индивидуальны х
особенностей детей
Развит ие познават ельной сф еры
Диагностика развития внимания
Мет одика " Коррект урная проба"
(буквенны й вариант)
Мет одика « Красно-черная таблица»
Таблицы Шульте
Мет одика изучения концент рации и
устойчивост и внимания (модиф икация
мет ода Пьерона — Рузера) Кодирование
таблицы, проставление в ней знаков по образцу
Модификация метода Пьерона — Рузера
Основны е диагностики для дальнейшей
коррекции на основе учета
индивидуальны х особенностей детей
Диагност ика развит ия памят и
Методика «Оперативная память»
Диагност ика развит ия наглядно-
образного мы шления
«Лабиринт» или «Город»
Диагност ика развит ия логического
мы шления
Методика исследования понятия
сохранения (сохранение массы и длины)
Методика исследования понятия
сохранения (сохранение массы и
длины)
Сохранение массы
Материал: два пластилиновых шарика по 5
см в диаметре.
Один шарик остается неизменным.
Второй раскатывается в лепешку (галету)
Вновь соединяется в шарик
Делится на 8 частей
Вновь соединяется в шарик
Методика исследования понятия
сохранения (сохранение массы и длины)
Сохранение длины
Материал: полоски целые и полоски,
поделенные на кусочки.
Полоски сдвигаются относительно друг
друга
Возвращаются в исходное положение
Складываются разными способами
Возвращаются в исходное положение
Методика исследования понятия
сохранения (сохранение массы и
длины)
Методика исследования понятия
сохранения (сохранение массы и длины)
Крит ерии оценки
" Несохраняющие испы т уемы е" — в ходе перемещения
одной из двух похожих полосок (А и В) ребенок считает,
что длина не сохраняется. Он сосредоточивается на
увеличении либо справа, либо слева. То же самое касается
общей длины отрезков полоски С по сравнению с полоской
А. В обоих случаях при изменении длина не сохраняется. И
напоминание о длинах в первоначальном положении ничего
не меняет в суждениях ребенка.
" Полусохраняющие испы т уемы е" — они высказывают
правильные суждения для одних этапов и неправильные для
других, либо в одной и той же ситуации колеблются между
ответами сохранения и несохранения, обосновывая свои
ответы сохранения.
" Сохраняющие испы т уемы е" — ребенок считает, что
длина сохраняется в каждой ситуации.
Основны е диагностики для дальнейшей
коррекции на основе учета
индивидуальны х особенностей детей
Диагност ика развит ия речи
"Расставь точки".
ПЛОХОЙ СТОРОЖ
У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В ПОГРЕБЕ
САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ
А КОШКА ПОЕЛА И САЛО, И МЯСО, И МОЛОКО
Методика Эббингауза
Методика
используется для выявления уровня
развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инст рукция: "Вставьте пропущенные слова".
Над городом низко повисли
снеговые____________________. Вечером
началась________________. Снег повалил
большими____________. Холодный ветер выл как дикий
______________. На конце пустынной и глухой
___________вдруг показалась какая-то девочка. Она
медленно и с _________________пробиралась
по__________________. Она была худа и бедно
____________. Она продвигалась медленно вперед,
валенки сваливались с ног и ______________ ей идти. На
ней было плохое ____________с узкими рукавами, а на
плечах___________. Вдруг девочка _________________и,
наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами.
Наконец она стала на __________________и своими
посиневшими от ______________ ручонками стала
________________ по сугробу.
Графический диктант
Графический диктант
Принципы коррекционной работы с детьми
Упраж нение № 63. Игра "Поиск клада"
На первом этапе игры ("Учусь составлять план")
взрослый и ребенок совместно рисовали план
какого-нибудь помещения (например, классной
комнаты), используя условные обозначения
предметов. Взрослый обращает внимание ребят
на положение предметов относительно себя и
других точек отсчета.
На вт ором этапе игры ("Учусь искать клад по
плану") взрослый вводит ребенка в игровую
ситуацию. Взрослый прячет предмет — "клад" и
обозначает это место на плане. Ребенок,
ориентируясь по плану, ищет его (это
повторяется несколько раз).
Принципы коррекционной работы с детьми
На трет ьем этапе ("Учусь обозначать на плане
место клада") взрослый и ребенок меняются
ролями. Теперь уже ребенок прячет "клад" и
отмечает это место на плане, а взрослый ищет
его. Взрослый намеренно допускает ошибки с
целью актуализации контрольных действий
ребенка. На этом же этапе взрослый предлагает
ребенку самостоятельно составить план другого
помещения.
На заключительном, четвертом этапе ("Учу
играть другого") в присутствии взрослого ребенок
обучает игре своего товарища (знакомит с
правилами игры, проводит ее).
Круги моих умений
« Поиск клада»
Спасибо за
внимание!