Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технологии управления финансовой отчетностью предприятия. Общее понятие бухгалтерского баланса

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 403 просмотра
  • 📌 384 загрузки
  • 🏢️ Нижегородский государственный технический университет
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технологии управления финансовой отчетностью предприятия. Общее понятие бухгалтерского баланса» doc
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» Институт экономики и управления Кафедра «Управление инновационной деятельностью» КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Технологии управления финансовой отчетностью предприятия» Разработчик старший преподаватель Агальцова Т.А. Нижний Новгород 2020 г. 1. Общее понятие бухгалтерского баланса Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщенного отражения в рублевой оценке хозяйственных средств (имущества) по их составу, размещению и источникам образования каждой организации. Бухгалтерский баланс (от французского balaпce, буквально – весы, от латинского bilaпx - имеющий две весовые чаши) – основная форма бухгалтерской отчётности, способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации в денежной оценке на отчётную дату1. Бухгалтерский баланс имеет типовую форму, которая регламентируется приказом Минфина от 02 июля 2010 г. № 66н (код формы по ОКУД 0710001). Бухгалтерский баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации. Бухгалтерский баланс состоит из двух частей – актива и пассива. Актив баланса, отражающий состав и размещение хозяйственных средств организации, включает в себя следующие разделы: I раздел «Внеоборотные активы»; II раздел «Оборотные активы». Пассив баланса, отражающий источники образования хозяйственных средств организации и их целевое использование, включает в себя три раздела, а именно: III раздел «Капитал и резервы»; IV раздел «Долгосрочные обязательства; V раздел «Краткосрочные обязательства». Структура бухгалтерского баланса представлена в таблице 1. Таблица 1 Структура бухгалтерского баланса АКТИВ ПАССИВ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Нематериальные активы Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) Результаты исследований и разработок Нематериальные поисковые активы Собственные акции, выкупленные у акционеров Материальные поисковые активы Переоценка внеоборотных активов Основные средства Добавочный капитал (без переоценки) Доходные вложения в материальные ценности Резервный капитал Финансовые вложения Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Отложенные налоговые активы Прочие внеоборотные активы Итого по разделу I Итого по разделу III II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Запасы Заемные средства Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям Отложенные налоговые обязательства Оценочные обязательства Дебиторская задолженность Прочие обязательства Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) Итого по разделу IV V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Денежные средства и денежные эквиваленты Заемные средства Прочие оборотные активы Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Оценочные обязательства Прочие обязательства Итого по разделу II Итого по разделу V БАЛАНС БАЛАНС Основное балансовое уравнение: активы = капитал + обязательства. Основное балансовое уравнение применяется ко всем хозяйствующим субъектам независимо от размера, вида деятельности и организационно-правовой формы. С помощью данного равенства можно, при наличии соответствующих бухгалтерских данных, узнать размер капитала для конкретного предприятия: капитал = активы - обязательства. Компонентами основного балансового уравнения являются активы, обязательства и капитал. В отечественной экономической литературе дается следующие определения этих понятий: - активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов её хозяйственной деятельности и которые могут принести ей экономические выгоды в будущем; - обязательства – существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления ею хозяйственной деятельности и расчёты, по которой могут привести к оттоку активов; - капитал – вложения собственников и прибыль, накопленная за время деятельности организации. 2. Техника составления бухгалтерского баланса Значительную долю в структуре бухгалтерского баланса организации занимают внеоборотные активы. В состав этого раздела I «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса входят следующие строки (таблица 1). Рассмотрим только часто используемые в работе статьи баланса. По строке «Нематериальные активы» (1110) бухгалтерского баланса отражается информация об объектах нематериальных активов, причём указывается остаточная стоимость этих объектов, которая определяется как разница между фактической (первоначальной) стоимостью нематериальных активов и амортизационными отчислениями (с учетом переоценки и обесценения). В составе нематериальных активов могут учитываться (счет 04): - произведения науки, литературы и искусства; - программы для электронных вычислительных машин; - изобретения; - полезные модели; - селекционные достижения; - секреты производства (ноу-хау); - товарные знаки и знаки обслуживания. Также в составе нематериальных активов может учитываться деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части). Не являются нематериальными активами: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы), интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду. По строке «Основные средства» (1150) бухгалтерского баланса отражается информация об объектах основных средств, учитываемых в бухгалтерском учете на счете 01 «Основные средства», при этом указывается остаточная стоимость данных объектов. Остаточная стоимость основных средств на отчетную дату определяется как разница между первоначальной стоимостью основных средств и амортизационными отчислениями (с учетом переоценки, если таковая проводилась). К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. По строке «Финансовые вложения» (1170) показывается информация о финансовых вложениях организации, срок обращения (погашения) которых превышает 12 месяцев после отчетной даты. К финансовым вложениям организации могут относиться (счет 58): - государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); - вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); - предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования; - вклады организации - товарища по договору простого товарищества и прочие. По строке «Прочие внеоборотные активы» (1190) отражается информация о прочих, не перечисленных выше, активах, срок обращения которых превышает 12 месяцев. Показатель строки «Итого» по разд. I (1100) представляет собой сумму показателей по строкам бухгалтерского баланса с кодами 1110-1170 и отражает общую стоимость внеоборотных активов, имеющихся у организации. Оборотные активы отражаются в разделе II «Оборотные активы». В состав этого раздела бухгалтерского баланса входят следующие строки (таблица 1). По строке Запасы (1210) бухгалтерского баланса отражается информация о запасах организации, а именно: - сырье, материалах и других аналогичных ценностях (счет 10); - затраты в незавершенном производстве (счет 20); - затраты вспомогательного производства (счет 23); - готовая продукция (счет 43); - товары (счет 41); - расходы будущих периодов (счет 97). По строке «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (1220) показывается остаток сумм «входного» НДС, которые контрагенты предъявили организации к оплате при приобретении ею товаров (работ, услуг), при этом указывается сумма, которую организация на конец отчетного периода не приняла к вычету и не включила в стоимость приобретенных активов или в состав расходов. Данный остаток учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». По строке «Дебиторская задолженность» (1230) отражается общая сумма дебиторской задолженности. При заполнении строки 1230 используются данные, отраженные на счетах: - счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – в сумме перечисленной организацией предварительной оплаты (авансов) под поставку товаров, продукции, выполнение работ, оказание услуг; - счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – в сумме задолженности за проданные товары, продукцию (выполненные работы, оказанные услуги); - счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – в сумме излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов; - счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – в сумме излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование, а также в сумме выплаченных пособий; - счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в сумме излишне выплаченных работникам сумм оплаты труда, отпускных; - счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – в части подотчетных сумм, по которым не представлен отчет об их использовании, или неизрасходованных и не возвращенных в срок авансов, выплаченных в связи со служебной командировкой; - счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – в сумме задолженности работников по беспроцентным займам, по возмещению материального ущерба; - счет 75 «Расчеты с учредителями» – в сумме невнесенного вклада в уставный капитал; - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – в части прочей, не перечисленной выше, дебиторской задолженности (в частности, по штрафным санкциям, процентам, начисленным по ценным бумагам, кредитам и займам). Не допускается зачёт между статьями активов и пассивов (между дебетовыми и кредитовыми остатками по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76). По строке «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» (1240) показывается информация о финансовых вложениях организации, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев. К финансовым вложениям организации могут относиться: - государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя); - вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); - предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования; - вклады организации - товарища по договору простого товарищества и прочее. Краткосрочные финансовые вложения организации учитывают на счете 58 «Финансовые вложения». По строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» (1250) указывается информация об имеющихся у организации денежных средствах в российской и иностранных валюте, а также о платежных и денежных документах. При заполнении строки 1250 используются данные, отраженные на счетах: - счет 50 «Касса»: остаток наличных денежных средств в рублях; остаток наличных денежных средств в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), действующему на отчетную дату; наличие денежных документов (авиабилетов, почтовых марок, путевок и других) – в сумме фактических затрат на приобретение; - счет 51 «Расчетные счета» – остаток денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях; - счет 52 «Валютные счета» – остаток денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату; - счет 55 «Специальные счета в банках» (кроме субсчета 55.3 «Депозитные счета») – остаток денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами: в аккредитивах; в чековых книжках; в иных платежных документах (кроме векселей); на текущих, особых и иных специальных счетах; об остатках средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению на отдельном банковском счете; - счет 57 «Переводы в пути» – величина денежных средств в рублях или в иностранной валюте, внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы либо кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению. Денежные средства в иностранной валюте отражаются по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату. Понятие денежных эквивалентов определено в пункте 5 ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Денежные эквиваленты – это высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости. К денежным эквивалентам могут быть отнесены: открытые в кредитных организациях депозиты до востребования; финансовые вложения, приобретаемые с целью их перепродажи в краткосрочной перспективе (как правило, в течение трех месяцев). Депозитные вклады, учтенные на счете 55 «Специальные счета в банках», за исключением вкладов до востребования, отражаются в составе финансовых вложений по строкам 1150 и 1240. По строке «Прочие оборотные активы» (1260) указывается информация об имеющихся у организации прочих, не перечисленных выше, оборотных активах. В составе прочих оборотных активов могут учитываться, например: - стоимость недостающих или испорченных материальных ценностей, в отношении которых не принято решение об их списании в состав затрат на производство (расходов на продажу) или на виновных лиц, отражаемых по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; - суммы НДС, начисленные при отгрузке товаров (продукции, иных ценностей), выручка от продажи которых определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, учитываемые организацией обособленно на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или на счете 45 «Товары отгруженные»; - выполненные этапы по незавершенным работам, имеющие самостоятельное значение, учитываемые на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» по договорной стоимости. Показатель строки «Итого» по разделу II (1200) представляет собой сумму показателей по строкам с кодами 1210-1260 бухгалтерского баланса и отражает общую стоимость оборотных активов, имеющихся у организации. Показатель строки «Баланс» (1600) представляет собой сумму показателей по строкам «Итого по разделу I» (1100) и «Итого по разделу II» (1200) и отражает общую стоимость активов, имеющихся у организации. В пассиве бухгалтерского баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела (таблица 1). В состав раздела III «Капитал и резервы входят следующие строки. По строке «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» (1310) отражается величина уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации. При составлении обособленного бухгалтерского баланса по совместной деятельности участник, ведущий общие дела, указывает в рассматриваемой строке сумму внесенных товарищами вкладов. При заполнении строки 1310 используются данные о кредитовом сальдо по счету 80 «Уставный капитал» на отчетную дату. Суммы уставного (складочного) капитала и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. По строке «Добавочный капитал (без переоценки)» (1350) отражается величина добавочного капитала организации, учитываемого на счете 83 «Добавочный капитал», за исключением сумм дооценки внеоборотных активов. При заполнении строки 1350 используются данные о кредитовом сальдо по счету 83 на отчетную дату. Добавочный капитал может формироваться за счет: - вкладов в имущество общества с ограниченной ответственностью; - сумм, полученных сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества); - курсовой разницы, связанной с расчетами с учредителями по вкладам, в том числе вкладам в уставный (складочный) капитал организации, выраженным в иностранной; - разницы, возникающей в результате пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, в рубли. По строке «Резервный капитал» (1360) показывается величина резервного капитала организации, образованного как в соответствии с учредительными документами, так и в соответствии с законодательством Российской Федерации. При заполнении строки 1360 используются данные о кредитовом сальдо по счету 82 «Резервный капитал». В составе резервного капитала могут учитываться: - в акционерных обществах: резервный фонд; специальный фонд акционирования работников; специальные фонды для выплаты дивидендов по привилегированным акциям определенных; - в обществах с ограниченной ответственностью: резервный фонд; иные фонды, создаваемые в порядке и размерах, установленных уставом общества; - в унитарных предприятиях: резервный фонд, создаваемый в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия; иные фонды, предусмотренные уставом унитарного предприятия. По строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (1370) отражается величина нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации, которая равна сумме чистой прибыли (чистого убытка) отчетного периода, то есть прибыли (убытку) после налогообложения (счет 84). Показатель строки «Итого по разделу III» (1300) представляет собой сумму показателей по строкам бухгалтерского баланса 1310-1370 и отражает общую величину капитала организации. В разделе IV «Долгосрочные обязательства» показывается информация о долгосрочных обязательствах организации, то есть об обязательствах, срок погашения которых на отчетную дату превышает 12 месяцев. В состав этого IV раздела входят следующие строки. По строке «Заемные средства» (1410) отражается информация о долгосрочных кредитах и займах, привлеченных организацией. При заполнении используются данные о сальдо по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» на отчетную дату, где учитываются: - суммы займов (как денежных, так и полученных другими вещами, определенными родовыми признаками); - суммы банковских кредитов; - суммы бюджетных кредитов; - суммы вексельных обязательств; - суммы облигационных обязательств; - расчеты с банками по операциям учета (дисконта) векселей и других обязательств; - суммы товарных кредитов. По строке «Отложенные налоговые обязательства» (1420) показывается информация об отложенных налоговых обязательствах, признанных в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 18/02. Под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства». По строке «Оценочные обязательства» (1430) отражаются учитываемые на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» суммы оценочных обязательств, предполагаемый срок исполнения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты. Оценочное обязательство у организации может возникнуть: из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров; в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что компания принимает на себя определенные обязанности, и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности. По строке «Прочие обязательства» (1450) отражаются прочие, не перечисленные выше, обязательства организации. В составе прочих долгосрочных обязательств могут учитываться кредиторская задолженность и обязательства, отражаемые на следующих счетах бухгалтерского учета: - счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – в части задолженности перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой превышает 12 месяцев; - счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – в части задолженности перед покупателями и заказчиками, срок погашения которой превышает 12 месяцев (отметим, что указанная задолженность возникает в случае получения организацией аванса (предварительной оплаты) под поставку продукции, товаров (выполнение работ, оказание услуг) и включает задолженность по коммерческим кредитам); - счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – в части долгосрочной задолженности по налогам и сборам (например, при предоставлении организации отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов); - счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – в части долгосрочной задолженности по страховым взносам; - счет 86 «Целевое финансирование» – в части обязательств, срок исполнения которых превышает 12 месяцев; - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – в части прочей долгосрочной кредиторской задолженности и обязательств. Не допускается зачет между статьями активов и пассивов (между дебетовыми и кредитовыми остатками по счетам 60, 62, 68, 69 и 76. Показатель строки «Итого по разделу IV» (1400) представляет собой сумму показателей по строкам разд. IV «Долгосрочные обязательства» с кодами 1410-1450 и отражает общую величину долгосрочных обязательств организации. В разделе V «Краткосрочные обязательства» показывается информация о краткосрочных обязательствах организации, то есть об обязательствах, срок погашения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты. В состав этого раздела входят следующие строки. По строке «Заемные средства» (1510) отражается информация о краткосрочных обязательствах по займам и кредитам, привлеченным организацией. При заполнении используются данные о сальдо по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», где учитываются: - суммы займов (как денежных, так и полученных другими вещами, определенными родовыми признаками); - суммы банковских кредитов (в том числе в виде овердрафта (кредитования расчетного счета)); - суммы бюджетных кредитов; - суммы вексельных обязательств; - суммы облигационных обязательств; - расчеты с банками по операциям учета (дисконта) векселей и других обязательств; - суммы товарных кредитов. По строке «Кредиторская задолженность» (1520) показывается информация о краткосрочной кредиторской задолженности организации, в частности: - перед поставщиками и подрядчиками, учитываемая на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в суммах, признаваемых организацией правильными; - перед работниками организации, которая может отражаться на следующих счетах бухгалтерского учета: счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в части начисленных, но невыплаченных заработной платы, премий, пособий и тому подобного; счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – в части сумм перерасхода по авансовым отчетам, не возмещенным работникам; счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – в части начисленных, но не выплаченных работникам компенсаций за использование личного имущества, сумм материальной помощи; счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76.4 «Расчеты по депонированным суммам», – в части начисленных сумм, но не выплаченных работникам в установленный срок по причинам, не зависящим от организации (болезнь, командировка, отпуск работника); - по обязательному социальному страхованию, включающая задолженность по взносам с учётом штрафов и пеней, начисленных к уплате в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Дданные виды задолженности отражаются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»; - по налогам и сборам, которая может включать следующие виды задолженности: по уплате налога на прибыль; по уплате налога на добавленную стоимость; по уплате налога на доходы физических лиц; по уплате налога на имущество; по уплате транспортного налога; по уплате земельного налога; по уплате других налогов и сборов; по уплате пеней и штрафов, начисленных налогоплательщику. Данные виды задолженности учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам»; - перед покупателями и заказчиками, которая возникает в случае получения аванса (предварительной оплаты) в счёт предстоящих поставок продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) и включает задолженность по коммерческим кредитам. Указанная задолженность отражается по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Организации должны самостоятельно определить детализацию показателя по строке 1520, исходя из того, что такая информация является для организации существенной. Не допускается зачет между статьями активов и пассивов (между дебетовыми и кредитовыми остатками по счетам 60, 62, 68, 69, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). По строке «Доходы будущих периодов» (1530) отражаются доходы будущих периодов, то есть доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (счет 98): - разница между общей суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества; - бюджетные средства, предоставляемые коммерческим организациям в качестве государственной помощи, направляемые ими на финансирование расходов. - не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования, предоставленного организации, которые учитываются на счете 86 «Целевое финансирование». По строке «Оценочные обязательства» (1540) отражаются учитываемые на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» суммы оценочных обязательств, предполагаемый срок исполнения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты. По данной строке «Прочие обязательства» (1550) отражаются прочие, не упомянутые выше и не включенные в другие строки разд. V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса, краткосрочные обязательства организации. Показатель строки «Итого по разделу V» (1500) отражает общую величину краткосрочных обязательств организации и представляет собой сумму показателей по строкам с кодами 1510-1550. Показатель строки «Баланс» (1700) отражает общую стоимость пассивов организации и представляет собой сумму показателей по строкам: 1300 «Итого по разделу III»; 1400 «Итого по разделу IV»; 1500 «Итого по разделу V». Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи. Равенство итогов актива итогу пассива называется валютой баланса. Статьи баланса, как правило, располагаются в порядке ликвидности. Бухгалтерский баланс предназначен для отражения финансового положения хозяйствующего субъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации, начало и конец отчетного периода, даты составления промежуточных финансовых отчетов. Бухгалтерский баланс выполняет экономико-правовую функцию, обеспечивающую имущественную обособленность хозяйствующего субъекта в гражданском обороте. Баланс дает количественную характеристику имущественной массы собственника (суммы собственного и заёмного капитала), он играет информационную роль, характеризуя степень предпринимательского риска. Бухгалтерский баланс позволяет определить финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта в виде наращения собственного капитала за отчетный период. 3. Виды счетов, их структура В процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы-счета бухгалтерского учета, которые построены по принципу экономической однородности. Бухгалтерский счет – основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях. Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса Каждый счет представляет собой двухстороннюю таблицу: левая сторона счета – дебет (от латинского debet «должен»), правая сторона – кредит (от латинского credit «верит»). Для одних счетов дебет означает увеличение, кредит – уменьшение, а для других, наоборот, дебет – уменьшение, а кредит – увеличение. В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные, которые могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо одновременно. Запись на счетах начинают с указания начального остатка (сальдо) (от итальянского saldo − расчёт) хозяйственных средств или их источников. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебету, а в пассивных − по кредиту счета. Затем на счетах отражают суммы операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записываются на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, − на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение по кредиту счета, в пассивных, наоборот, увеличение − по кредиту счета, уменьшение – по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанные на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту – кредитовым. При подсчете оборотов начальное сальдо не учитывается. Конечное сальдо по счету определяют, прибавляя к начальному сальдо оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне, где и начальный остаток. Следовательно, для установления конечного сальдо в активных счетах к начальному сальдо прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. Новый остаток (сальдо) записывают по дебету счета. В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начальному остатку (сальдо) прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету. Остаток на конец (сальдо) записывают по кредиту счета. Если первоначального сальдо не было, то на конец отчетного периода его находят, вычитая из большего оборота меньший, и записывают на той стороне счета, на которой отражена сумма большего оборота. Схема строения активного счета дебет кредит Сальдо (остаток) хозяйственных средств на начало периода (Сн) = Хозяйственные операции, вызывающие увеличение хозяйственных средств за отчетный период (+) Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств за отчетный период (-) Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный период Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный период Сальдо (остаток) хозяйственных средств на конец периода равно сальдо на начало периода плюс оборот по дебету минус оборот по кредиту счета (Ск = Сн + оборот по дебету – оборот по кредиту) Пример 1. На начало месяца на счете «Касса» числилось 2 000 руб., в течение месяца в кассу поступило 35 000 руб. от покупателей. Сдали в банк на расчетный счет 36 000 руб. Получили с расчетного счета для хозяйственных целей 2 000 руб. и выдали в подотчет 1 500 руб. Рассчитать конечное сальдо, выделив обороты на счете «Касса». счет 50 «Касса» дебет кредит Сальдо начальное 2 000,00 1) 35 000,00 2) 36 000,00 3) 2 000,00 4) 1 500,00 Оборот 37 000,00 Оборот 37 500,00 Сальдо конечное = 2000 + 37000 – 37500 = 1500,00 Схема строения пассивного счета дебет дредит Сальдо (остаток) источников хозяйственных средств на начало периода (Сн) = Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение источников хозяйственных средств за отчетный период (-) Хозяйственные операции, вызывающие увеличение источников хозяйственных средств за отчетный период (+) Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный период Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный период Сальдо (остаток) источников хозяйственных средств на конец периода равно сальдо на начало периода плюс оборот по кредиту минус оборот по дебету счета (Ск = Сн + оборот по кредиту – оборот по дебету) Пример 2. На начало месяца остаток по счету «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» составил 84 000 руб. В течение месяца уплачено с расчётного счета часть заложенности в сумме 15 000 руб. Начислены проценты за пользованием кредитом в сумме 800 руб. Рассчитать конечное сальдо, выделив обороты на счете. Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» дебет кредит Сальдо начальное 84 000,00 1) 15 000,00 2) 800,00 Оборот 40 000,00 Оборот 800,00 Сальдо конечное = 84 000 + 800 – 15 000 = 69 800,00 Счета являются активными по: 1) экономическому содержанию – это те счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению; 2) балансу – когда счета (статьи) расположены в активной части баланса; 3) сальдо (остаток) – если счета имеют дебетовый остаток. Счета считаются пассивными по: 1) экономическому содержанию – когда счета отражают учет имущества по источникам его образования; 2) балансу – если счета (статьи) расположены в пассивной части баланса; 3) сальдо – это те счета, которые имеют кредитовый остаток. 4. Понятие и сущность двойной записи на счетах Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского (финансового) учета способом двойной записи. Двойная запись – это способ отражения каждой хозяйственной операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций. Необходимость двойной записи выражается в четырех типах балансовых изменений. Двойная запись в процессе совершения хозяйственных операций отражает двойственные изменения в составе активов хозяйства или источников их образования, или одновременно в составе имущества, прав и источников в дебете одних и кредите других взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получить данные о движении активов хозяйства и источниках их образования. Двойная запись способствует также контролю за движением имущества и права, источниками их образования, показывает, откуда они поступили и на какие цели были направлены. Она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе. Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть выявлены и исправлены. Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи в дебете одного и кредите другого счета, т.е. между счетами возникает взаимосвязь. Корреспонденция счетов – взаимосвязь дебета одного с кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется. Корреспондирующие счета – счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются Бухгалтерская запись (проводка) – обозначение корреспонденции счетов, то есть наименование дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции. Бухгалтерские записи осуществляются только на основании документов, в которых зафиксировано содержание хозяйственных операций. 5. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций Возникающие в процессе деятельности организации многочисленные хозяйственные операции не нарушают равенства итогов актива и пассива, в то время как суммы в разрезе отдельных статей и итоги баланса могут меняться. Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса, а именно: размер состава имущества или величину источников его образования. При этом они могут находиться одновременно как в активе, так и в пассиве. В зависимости от характера изменений статей баланса хозяйственные операции можно разделить на четыре типа. Первый тип характеризуется изменением статей актива при неизменной валюте баланса: когда одна статья баланса (актива) увеличивается, а другая статья – уменьшается на ту же сумму, то итог баланса остается без изменения. Пример 3. Для выдачи заработной платы персоналу организации с расчетного счета в кассу поступили наличные денежные средства в сумме 80 000 руб. Согласно этой операции, затрагиваются две статьи актива баланса – счет 51 «Расчетные счета» и счет 50 «Касса». По счету «Касса» сумма увеличивается, а по счету «Расчетные счета» − уменьшается на равную величину. В результате хозяйственной операции будет сделана запись: дебет 50 «Касса» кредит 51 «Расчетные счета» − 80 000 руб. Второй тип характеризуется изменением статей пассива при неизменной валюте баланса: когда одна статья пассива баланса увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму, то итог баланса остается без изменения. Пример 4. На основании протокола собрания учредителей часть чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации в сумме 40 000 руб., направляется на увеличение резервного капитала. Согласно этой операции, затрагиваются две статьи пассива в третьем разделе баланса – счет 84 «Нераспределенная прибыль» в сторону уменьшения и счет 82 «Резервный капитал» в сторону увеличения. В результате бухгалтерская проводка будет иметь следующий вид: дебет 84 «Нераспределенная прибыль» кредит 82 «Резервный капитал» − 40 000 руб. Третий тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону увеличения при равенстве валюты баланса: когда одна статья актива баланса увеличивается и одна статья пассива баланса тоже увеличивается, то итог баланса увеличивается на эту же сумму. Пример 5. От поставщиков получены и оприходованы на склад организации материалы на сумму 10 000 руб. Согласно этой операции, статьи актива баланса счет 10 «Материалы» и пассива баланса счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» увеличатся; валюта баланса также увеличится на эту сумму. Бухгалтерская запись будет иметь вид: дебет 10 «Материалы» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» − 10 000 руб. Четвертый тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения при равенстве валюты баланса: когда одна статья актива баланса уменьшается и одна статья пассива баланса тоже уменьшается – итог баланса уменьшается на эту же сумму. Пример 6. Выдана из кассы заработная плата работникам в сумме 78 000 руб. В результате этой хозяйственной операции статья актива баланса 50 «Касса» и статья баланса 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» уменьшаются. Валюта баланса также уменьшится на сумму хозяйственной операции. Записи по счетам будут осуществлены следующим образом: дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» кредит 50 «Касса» − 78 000 руб. Необходимо при этом иметь в виду, что если в результате III и IV типов хозяйственных операций всегда изменяются структура баланса и его валюта, то при I и II типах валюта неизменна всегда, а вот структура актива баланса может поменяться, а может и остаться неизменной. 6. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь Для руководства хозяйственной деятельностью и контроля за происходящими в организации процессами нужны счета, на которых информация представлена с разной степенью детализации. Исходя из объёма детализации информации счета бухгалтерского учета делят на три основные группы: синтетические счета; субсчета; аналитические счета. На синтетических счетах представлена обобщенная (укрупненная) информация об объектах бухгалтерского учета. Перечень синтетических счетов приведен в плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. На аналитических счетах отражается детальная (подробная) информация. Пример 7. К синтетическому счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» открывают аналитические счета по каждому сотруднику компании для начисления заработной платы. Все аналитические счета организации открывают самостоятельно в зависимости от специфики своей деятельности. Отражение хозяйственных операций и процессов на синтетических счетах принято называть синтетическим учетом, а на аналитических счетах – аналитическим учетом. Синтетический учет всегда ведется в стоимостном (денежном) выражении, в то время как в аналитическом учете допускаются и другие показатели (чаще всего натуральные). В связи с этим для удобства учета введены счета промежуточные между аналитическими и синтетическими счетами – субсчета. Субсчета объединяют информацию отдельных групп аналитических счетов, но сами, в свою очередь, объединяются одним синтетическим счетом. Субсчет – промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами. Синтетические счета и субсчета регламентированы Минфином России в плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Таким образом, в практике бухгалтерского учета принято использовать три уровня счетов: счета I порядка – синтетические счета; счета II порядка – субсчета; счета III порядка – аналитические счета. Между счетами всех уровней существует неразрывная связь, которую можно выразить принципом соблюдения трех равенств: 1) остаток счета высшего уровня равен сумме остатков счетов следующего уровня, непосредственно с ним связанных; 2) оборот по дебету счета высшего уровня равен сумме оборотов по дебету счетов следующего уровня, непосредственно с ним связанных; 3) оборот по кредиту счета высшего уровня равен сумме оборотов по кредиту счетов следующего уровня, непосредственно с ним связанных. 7. Классификация счетов бухгалтерского учета В бухгалтерском учете применяется большое количество разнообразных счетов, которые используются для получения необходимой информации. Для правильного применения счетов необходима их классификация. Классификация счетов бухгалтерского учета − это группировка их по экономически однородным объектам учета, целям и способам отражения этих объектов на счетах. Классификация необходима для группировки счетов по наиболее существенным признакам: по экономическому содержанию; по назначению и структуре. Бухгалтерские счета по экономическому содержанию делятся на три группы: - счета для учета хозяйственных средств; - счета для учета источников хозяйственных средств; - счета для учета хозяйственных процессов. Счета для учета хозяйственных средств в свою очередь подразделяются на три подгруппы: - счета для учета основных средств; - счета для учета нематериальных активов; - счета для учета оборотных средств. К этим счетам относятся: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета». Счета для учета источников хозяйственных средств подразделяются на две подгруппы: - счета для учета источников собственных средств; - счета для учета источников привлеченных (заемных) средств. К этим счетам относятся: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Счета для учета хозяйственных процессов делятся на три подгруппы: - счета для учета процесса снабжения (счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»); - счета для учета процесса производства (счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства»); - счета для учета процесса реализации (счет 90.1 «Выручка»). Классификация счетов по назначению и структуре показывает строение счетов, какие показатели хозяйственной деятельности организации отражаются на счетах. Основные счета предназначены для учета хозяйственных средств и их источников, которые подразделяются на: инвентарные, денежные, капитала, расчетные. Инвентарные счета − для учета и контроля материальных ценностей: 01 «Основные средства»., 10 «Материалы», 41 «Товары» и др., эти счета активные. Денежные счета − для учета и контроля денежных ценностей: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др., эти счета активные. Счета капитала − это счета, на которых учитываются источники образования собственных средств в виде капитала: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал» и др., эти счета пассивные. Расчетные счета применяются для учета расчетов с разными физическими лицами и организациями. Эти счета могут быть активными: 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 76.2 «Расчеты по претензиям» и активно-пассивными: 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Регулирующие счета уточняют оценку некоторых основных счетов. К ним относятся: 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 42 «Торговая наценка». Например, нематериальные активы учитываются на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости. В процессе эксплуатации начисляется амортизация, которая учитывается на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». Чтобы определить остаточную стоимость нематериальных активов, надо из первоначальной стоимости вычесть сумму начисленной амортизации. Распределительные счета подразделяются на подгруппы: - собирательно-распределительные; - бюджетно-распределительные. Собирательно-распределительные счета предназначены для собирания расходов и распределения их. К ним относятся: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». В конце месяца эти счета закрываются, а затраты распределяются между объектами учета. В торговых организациях собирательно-распределительным счетом является 44 «Расходы на продажу». В дебете 44 «Расходы на продажу» в течение месяца собираются затраты, связанные с доставкой, хранением и реализацией товаров, а в конце месяца суммы расходов списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». Бюджетно-распределительные счета предназначены для распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами для равномерного включения их в расходы или отражения в учете доходов. К ним относятся: 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов». На счете 96 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные на проведение ремонта, на оплату предстоящих отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и т. д. в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходов на продажу. Калькуляционные счета предназначены для учета затрат, связанных с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг. К ним относятся: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства». В дебете собираются затраты, а по кредиту списывается фактическая себестоимость завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Сальдо по дебету показывает стоимость незавершенного производства. Сопоставляющие счета предназначены для получения результата деятельности организации или результата деятельности отдельных хозяйственных процессов и подразделяются на операционно-результатные и финансово-результатные. Операционно-результатные счета предназначены для учета отдельных хозяйственных процессов и определения результатов по ним. Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним, те есть формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создания организации (прибыль или убыток от продаж за отчетный период) и сальдо на отчетную дату не имеет. В организациях, ведущих розничную торговлю и учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров, по дебету − их учетная стоимость с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам. Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных внереализационных) отчетного периода и сальдо на отчетную дату не имеет. Финансово-результатные счета используются для определения конечного финансового результата деятельности организации. Счет 99 «Прибыли и убытки» формируется путем переноса сальдо доходов и расходов со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». По окончании каждого месяца непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» отражаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т д.), суммы платежей налога на прибыль. В результате на счете 99 «Прибыли и убытки» выявляется чистая прибыль (убыток) организации. По окончании года заключительными записями декабря при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается, и сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Забалансовые счета − это счета, на которых отражаются средства, не принадлежащие организации, находящиеся у него во временном пользовании. Эти средства в балансе не отражаются, они учитываются по итогам баланса. 8. Учёт операций по движению денежных средств в кассе Денежные средства являются составляющей оборотных активов организации. Операции, связанные с хранением, получением и расходованием наличных денежных средств непосредственно из кассы организации принято называть кассовыми операциями. Порядок ведения кассовых операций регулируется указанием Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Правильное ведение первичной кассовой документации − важный момент в работе и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с наличными денежными средствами. Выполняет кассовые операции кассир. Приём кассира на работу оформляется приказом руководителя организации. После издания приказа руководитель организации обязан под расписку ознакомить кассира с правилами ведения кассовых операций и заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Кассир несет полную ответственность за сохранность принятых им ценностей (денежных средств, документов). В небольших организациях с небольшим объёмом движения денежных средств обязанности кассира могут выполняться по совместительству одним из работников предприятия. Договор о материальной ответственности заключается с ним в обычном порядке. Сумма наличных денежных средств, которую можно оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом, то есть ежедневно в кассе может оставаться не больше определенной суммы. Размер такого лимита определяет руководитель организации. И именно с этой величиной надо сравнивать остаток наличных в кассе, выведенный по кассовой книге на конец рабочего дня. Если в кассе окажется денежных средств больше установленного лимита, то разницу надо сдавать в банк. Инкассировать наличные денежные средства в банк нужно только за те дни, когда денежный остаток в кассе на конец рабочего дня превышает установленный лимит. Но если сдаете денежные средства в банк каждые пять дней, а лимит был превышен раньше, то сдать наличность нужно, не дожидаясь этого срока. Если лимит не превышен, посещать банк не нужно. Лимит кассового остатка должны соблюдать организации (за исключением субъектов малого предпринимательства). При этом организационно-правовая форма и применяемая система налогообложения значения не имеют. Для малых предприятий и предпринимателей установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Они могут не устанавливать лимит остатка в кассе. Решение не устанавливать лимит можно оформить приказом или указать в учетной политики. Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает: 1) объём поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо − ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги); 2) объём выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо − ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам. При этом наиболее подходящий способ расчета лимита организация вправе выбрать самостоятельно. Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле: (1) где V − объём поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях; P − расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объём поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объёмов поступлений наличных денег, а также динамика объёмов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица); NC − период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, − четырнадцати рабочих дней. Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле: (2) где R − объём выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях; P − расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объём выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объёмов выдач наличных денег, а также динамика объёмов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица); NП − период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, − четырнадцати рабочих дней. Полученный лимит следует округлить до целых рублей, как того требуют правила округления и ФНС в своем письме от 06.03.2014 № ЕД-4-2/4116. Сверх лимита разрешается хранить в кассе наличные денежные средства, предназначенные только для выплаты заработной платы и социальных пособий (пять рабочих дней). Кроме того, допускается превышение лимита в выходные, нерабочие праздничные дни, если для компании эти дни являются рабочими. Пример 8. Поступление наличной выручки в кассу ООО «Азалия» в 2 квартале 2018 г. составило: в апреле 200 500 руб.; в мае – 306 000 руб., в июне – 415 500 руб. Наличные сдаются в банк каждый день. Рассчитать лимит остатка кассы. Решение. Согласно производственному календарю на 2018 год, количество рабочих дней в апреле – 21, в мае – 20, в июне – 20. Рассчитаем лимит по формуле (1): L = (200 500 + 306 000 + 415 500) / (21 + 20 + 20)  1 = 15 115 руб. Ответ. В приказе установим лимит кассы в размере 16 000 руб. Пример 9. ООО «Люкс» в 2 квартале 2018 г. выдавало наличные денежные средства своим сотрудникам в подотчет на оплату товаров и услуг в следующем размере: апрель – 20 000 руб.; май – 16 000 руб., июнь – 56 000 руб.). Деньги с расчетного счета снимали 1 раз в 4 рабочих дня. Рассчитать лимит остатка кассы. Решение. Согласно производственному календарю на 2018 год, количество рабочих дней в апреле – 21, в мае – 20, в июне – 20. Рассчитаем лимит по формуле (2): L = (20 000 + 16 000 + 56 000) / (21 + 20 + 20)  4 = 6 033 руб. Ответ. В приказе установим лимит кассы в размере 6 100 руб. Пример 10. Период с 29 января по 24 апреля 2018 года. Затраты, оплаченные подотчетными лицами, и другие наличные расходы (кроме заработной платы) составляют 550 700 руб. За этот период наличная выручка − 287 500 руб. Компания сдает выручку в банк каждые три дня. Определить размер лимита более выгодный для организации. Решение. Согласно производственному календарю на 2018 год за этот период: 3 + 17 + 19 + 17 = 56 рабочих дней. Размер лимита исходя из наличной выручки равен: L = (287 500 / 56  3) = 15 402 руб. Сумма лимита исходя из наличных расходов составила: L = (550 700 / 56  3) = 29 502 руб. Ответ. В данном случае компании выгоднее установить лимит на основании наличных расходов в размере 29 500 руб. Пример 11. Расчетный период − февраль-апрель 2018 года. Организация работает без выходных. Наличные сдаются 1 раз в 7 дней. Поступление наличных денежных средств в кассу за этот период составило 750 000 руб. Решение. Согласно производственному календарю на 2018 год продолжительность 88 дней. L = (750 000 / 88)  7 = 59 659 руб. Ответ. В приказе установим лимит кассы в размере 59 700 руб. Кассовая дисциплина – это своевременное и правильное оформление кассовых документов, отсутствие превышений кассового лимита и ограничений по расчетам наличными. Это набор правил, которые необходимо соблюдать, при осуществлении операций связанных с приемом, выдачей и хранением наличных денежных средств. За нарушение кассовой дисциплины кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (статья 15.1 КоАП) установлен штраф для должностных лиц − от 4000 до 5000 руб., для юридических лиц − от 40 000 до 50 000 руб. В список нарушений входят: - расчёт наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров (между юридическими лицами подобные расчеты не должны превышать 100 000 руб. по одному договору); - неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; - несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; - накопление в кассе средств сверх установленного лимита. Расходовать наличные организациям запрещено (п. 2 указания Банка России от 07.10.2013 №3073-У), исключения предусмотрены для: выплат работникам; выдачи денег для подотчетных лиц; оплаты товаров, работ, услуг; возврата покупателям. Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами осуществляется без ограничений. Кассовые операции оформляются с применением унифицированных форм первичной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»: - приходный кассовый ордер (форма №КО-1); - расходный кассовый ордер (форма №КО-2); - журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма №КО-3); - кассовая книга (форма №КО-4); - книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма №КО-5) − заполняется только в случае, если на предприятии работает несколько кассиров. Записи в книгу заносятся в течение рабочего дня в момент передачи наличных денежных средств между старшим кассиром и кассирами и подтверждаются их подписями. Приём наличных денежных средств в кассу производится по приходному кассовому ордеру, который выписывает работник бухгалтерии в одном экземпляре на основании кассовых и товарных чеков, авансовых отчетов и других документов. Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или уполномоченным лицом и передается кассиру для исполнения по нему операции по приёму наличных денежных средств в кассу организации. Приходный кассовый ордер состоит из двух частей − самого приходного кассового ордера и квитанции к нему. Лицу, внесшему в кассу наличные денежные средства, выдается квитанция о приёме денежных средств к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью. Исправлений в приходном кассовом ордере не допускается. Приходный кассовый ордер заполняется, когда поступают наличные денежные средства в кассу организации следующих случаях: - оприходование поступившей выручки. При продаже товаров (работ, услуг) за наличные, когда покупателю выдается чек ККТ или бланк строгой отчетности, по итогам рабочей смены на всю сумму наличной выручки составляется только один приходный кассовый ордер; - возврат неиспользованных подотчетных денег; - получение денежных средств с расчетного счета; - возврат заимствованных средств; - средства, вносимые в уставный капитал. Приходный кассовый ордер оформляется: - главным бухгалтером; - бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа организации; - руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера). При этом приходный кассовый ордер подписывает главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии − руководитель, кассир. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем. Приходный кассовый ордер может оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение. Если приходный кассовый ордер оформляется с применением технических средств, то его необходимо распечатать на бумажном носителе. Таблица 2 Заполнение бланка приходного кассового ордера Строка Содержание строки Организация указывается полное наименование организации ОКПО код, присвоенный отделом статистики Структурное подразделение строка заполняется только в том случае, если денежные средства поступают из структурного подразделения организации (например, выручка из торговой точки), иначе там ставится прочерк Номер документа нумеруются, начиная с 01 января текущего года − порядковый номер по книге регистрации Дата составления дата получения денежных средств Дебет счёт 50 «Касса» Кредит номер счета и, если необходимо, субсчета, по кредиту которого отражается поступление денежных средств в кассу организации в соответствии с хозяйственной операцией Сумма сумма поступивших денежных средств (цифрами) Код целевого назначения ставится прочерк, если в организации не принята система кодирования Принято от наименование юридического лица и фамилия, имя, отчество сотрудника через которого переданы средства, например «Принято от ООО «Азалия» через Иванова Ивана Ивановича»; фамилия, имя, отчество работника организации или физического лица; название банка, где открыт расчетный счет Основание содержание операции по поступлению денежных средств, например «розничная выручка», «оплата по договору», «поступление денежных средств с расчетного счета» Сумма сумма поступающих средств прописью с начала строки с заглавной буквы (копейки указываются цифрами). Если после написания суммы в рублях в строке осталось свободное место, то его прочеркивают В том числе ставка и сумма НДС, которая записывается цифрами, или делается запись «без налога (НДС)» Приложение Реквизиты документа, по которому поступили денежные средства например договор, корешок чека, счет, счет-фактура (название, дата, номер) Квитанция к приходному кассовому ордеру должна содержать все те же сведения, что и сам ордер и заверяется печатью организации. Печать на квитанцию ставится так, чтобы краешек заходил на сам приходный кассовый ордер. Выписанный приходный кассовый ордер остается в кассе и подшивается к отчету кассира (отрывной лист кассовой книги). При этом делается запись о принятых денежных средствах в кассовой книге. Журнал регистрации кассовых документов − предназначен для регистрации кассовых документов в ходе ведения кассовых операций и применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров. Перед тем как приходный кассовый ордер попадет в кассу, он должен быть зарегистрирован в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Форма состоит из обложки и вкладного листа, по образцу которого происходит оформление, заполнение и печать всех страниц журнала. Вкладной лист разделен на две части: одна предназначена для регистрации приходных кассовых документов (графа 1-4), другая − для расходных (графы 5-8). К регистрации кассовых документов предъявляются жесткие требования – в журнале не допускаются исправления, искажения, неточности и несовпадения с данными первичного документа. Следует помнить, что все указанные ошибки являются нарушением кассовой дисциплины, за которые, к субъекту финансовой деятельности могут быть применены штрафные санкции. Расходный кассовый ордер − это документ первичной учетной документации кассовых операций, по которому производится выдача наличных денежных средств из кассы организации. Форма бланка унифицирована, утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», код по ОКУД 0310002. Расходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, как правило, кассиром, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. В организации руководитель может выполнять функции бухгалтера и кассира. В этом случае рекомендуется издать распорядительный документ о возложении обязанностей бухгалтера на руководителя. Выдача денежных средств по расходному кассовому ордеру может производиться только в день его составления. Сформированный расходный кассовый ордер регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3). После погашения расходный кассовый ордер остается в кассе предприятия. К расходному кассовому ордеру прилагаются документы, являющиеся основанием для выдачи денежных средств. Помарки и исправления, хотя бы и оговоренные, в расходном кассовом ордере не допускаются. При их возникновении документ необходимо переписывать заново. Кассир, при получении расходного кассового ордера должен проверить: - наличие и подлинность подписей лиц, уполномоченных подписывать документ; - наличие приложений, которые указаны в образце бланка расходного кассового ордера; - правильность оформления. Сумма, не должна быть больше 100 000 руб. Все, что превышает надо проводить по безналичному расчёту. Кассир может составить один расходный кассовый ордер в конце рабочего дня на всю сумму, выданную за день, но при условии, что есть фискальные документы онлайн-кассы − чеки или бланки строгой отчетности. Расходный кассовый ордер может оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение. Если расходный кассовый ордер оформляется с применением технических средств, то его необходимо распечатать на бумажном носителе. Таблица 3 Заполнение бланка расходного кассового ордера Строка Содержание строки Организация указывается полное наименование субъекта хозяйственной деятельности ОКПО код, присвоенный отделом государственной статистики Структурное подразделение строка заполняется только в том случае, если денежные средства поступают из структурного подразделения организации (например, выручка из торговой точки), иначе там ставится прочерк Номер документа порядковый номер по журналу регистрации − нумеруются, начиная с 01 января текущего года Дата составления дата выдачи денежных средств Дебет (корреспондирующий счет, субсчет) номер счета и, если необходимо, субсчета, по дебету которого отражается расход денежных средств из кассы организации в соответствии с хозяйственной операцией Кредит счёт 50 «Касса» Сумма сумма выдаваемых денежных средств (цифрами) Код целевого назначения вносится код, который отображает цель использования выданных из кассы денежных средств. Если такие коды на предприятии не применяются – ставится прочерк Выдать указывается лицо (фамилия, имя, отчество), которому выдаются наличные денежные средств или наименование юридического лица, название банка, где открыт расчетный счет Основание указывается содержание хозяйственной операции (назначение использования денежных средств) Сумма сумма выдаваемых средств с заглавной буквы прописью в рублях, при этом слово «рубль» («рублей», «рубля») не сокращается, копейки указываются цифрами, слово «копейка» («копейки», «копеек») также не сокращается, а пустое место прочеркивается Приложение содержит перечисление прилагаемых первичных и других документов с указанием их номеров и дат составления Получил указывается сумма выданных денежных средств прописью. Поле заполняется лицом, получающим денежные средства. Проставляется дата получения и подпись этого лица По указывается наименование, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность получателя (паспорт или доверенность) К оформлению всех денежных документов предъявляются особые требования. Исправления в кассовые документы, вносить нельзя (п. 4.7 указаний Банка России от 11.03.2014 №3210-У). Сроки хранения первичных документов составляют пять лет после отчетного года. Регистрация приходных и расходных кассовых ордеров ведется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3), предназначенном для контроля за целевым использованием средств. Движение наличных денежных средств учитывается в кассовой книге (форма №КО-4). Организация обязана вести одну кассовую книгу, прошнурованную, с пронумерованными листами, опечатанную и заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера. Текущий учёт движения денежных средств в кассе ведется кассиром в кассовой книге, в которой регистрируется остаток денег на начало дня, все операции по приходу и расходу за день (номер, номер корреспондентского счета, приход или расход), подводятся итоги поступления и выдачи денежных средств, и выводится их остаток на конец дня. Записи в книге ведутся в двух экземплярах. Второй экземпляр − отрывная часть листа служит ежедневным отчетом кассира, к которому в конце дня подшиваются приходные и расходные кассовые ордера вместе с подтверждающими документами и сдаются в бухгалтерию под расписку бухгалтера. Отчет кассира подлежит проверке главным бухгалтером. Таблица 4 Заполнение кассовой книги Графа Содержание Номер документа порядковый номер приходного или расходного кассового ордера От кого получено или кому выдано фамилия, имя, отчество физического или наименование юридического лица сдавшего (получившего) деньги и краткое содержание операции Номер корреспондирующего счета, субсчета номер счета, на котором в корреспонденции со счетом 50 «Касса» отражается движение денег Приход сумма, полученная по приходному кассовому ордеру Расход сумма, выданная по расходному кассовому ордеру Итого за день общие суммы по приходным и расходным кассовым ордерам Остаток на конец дня определяется по формуле: остаток на начало дня + приход за день – расход за день В случае, если в организации имеется несколько касс, старший кассир (главный бухгалтер) должен вести книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма №КО-5), в которой фиксируются суммы принятые (выданные) другим кассирам. В случае, если кассовая книга ведется автоматизировано (на компьютере) она распечатывается по итогам месяца, а в конце года брошюруется, опечатывается и заверяется необходимыми подписями. Пример 12. По исходным данным, представленным в таблице 5 сформировать кассовые книги. Остаток на начало дня – 7 300 руб. Таблица 5 Журнал учёта хозяйственных операций Номер операции Дата Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, руб. Первичный документ дебет кредит 1. 02 марта 2018 г. Получены денежные средства с расчетного счета на командировочные расходы 50 51 13 000 приходный кассовый ордер №69 2. 02 марта 2018 г. Получен аванс от ООО «Квадрат» в счет поставки товаров 50 62.2 35 000 приходный кассовый ордер №70 3. 05 марта 2018 г. Выдано Табакову Д. В. на командировочные расходы 71 50 13 000 расходный кассовый ордер №39 4. 05 марта 2018 г. Получена арендная плата от ООО «Азалия» 50 76 5 080 приходный кассовый ордер №71 5. 05 марта 2018 г. Внесены на расчетный счет наличные денежные средства 51 50 40 000 расходный кассовый ордер №40 Касса за 02 марта 2018 г. Номер документа От кого получено или кому выдано Номер корреспондирующего счета Приход, руб. Расход, руб. Остаток на начало дня — 7 300 — ПКО №69 с расчетного счета (Волго-Вятский банк ПАО «Сбербанк России») 51 13 000 ПКО №70 от ООО «Квадрат» 62.2 35 000 Итого за день — 48 000 Остаток на конец дня — 55 300 — в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии — — — Кассир ____________ Записи в кассовой книге проверил и документы в количестве 2 приходных кассовых ордеров и 0 расходных кассовых ордеров получил. Бухгалтер __________ Касса за 05 марта 2018 г. Номер документа От кого получено или кому выдано Номер корреспондирующего счета Приход, руб. Расход, руб. Остаток на начало дня — 55 300 — РКО №39 Табакову Д. В 71 13 000 ПКО №71 от ООО «Азалия» 76 5 080 РКО №40 на расчетный счет (Волго-Вятский банк ПАО «Сбербанк России») 51 40 000 Итого за день — 5 080 53 000 Остаток на конец дня — 7 380 — в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии — — — Кассир ____________ Записи в кассовой книге проверил и документы в количестве 1 приходных кассовых ордеров и 2 расходных кассовых ордеров получил. Бухгалтер __________ Журнал-ордер по кредиту счета 50 «Касса» за март 2018 г. Дата С кредита счета 50 в дебет счетов Итого по кредиту № 51 № 71 № ____ № ____ №____ 05.03.2018 40 000 13 000 53 000 Итого 40 000 13 000 53 000 Ведомость по дебету счета 50 «Касса» за март 2018 г. Дата В дебет счета 50 с кредита счетов Итого по дебету № 51 № 62 № 76 № ____ № ____ № ____ Сальдо начальное 7 300 02.03.2018 13 000 35 000 48 000 05.03.2018 5 080 5 080 Итого 13 000 35 000 5 080 53 080 Сальдо конечное 7 380 Сальдо конечное = сальдо начальное + оборот по дебету – оборот по кредиту. Учетный регистр по счету «Касса» Пример 13. Открыть регистр по счету 50 «Касса». Подсчитать обороты и определить сальдо конечное. Сальдо начальное – 11 000 руб. В течение месяца были следующие хозяйственные операции: 1) получены денежные средства из банка по чеку – 300 000 руб.; 2) выдана заработная плата за сентябрь – 260 000 руб.; 3) выданы средства под отчет на командировочные расходы – 29 000 руб.; 4) оприходована наличная выручка от продажи товаров – 80 000 руб.; 5) сданы денежные средства в банк – 80 000 руб.; 6) выдан беспроцентный заем работнику – 20 000 руб.; 7) возвращены в кассу неиспользованные подотчетные средства – 8 000 руб. счет 50 «Касса» дебет кредит СН = 11 000,00 1) 300 000,00 2) 260 000,00 4) 80 000,00 3) 29 000,00 7) 8 000,00 5) 80 000,00 6) 20 000,00 Оборот дебетовый: 388 000,00 Оборот кредитовый: 389 000,00 СК = 11 000 + 388 000 – 389 000 = 10 000,00 Для формирования информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся в кассе, планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 50 «Касса». С помощью счета 50 «Касса» можно получить всю информацию о наличных денежных средствах в организации, источниках их поступления и дальнейшего обращения. Сальдо счета показывает общую сумму наличных денежных средств в кассе организации на начало и конец месяца. Счет 50 «Касса» является активным, поэтому по дебету счета учитывается поступление, приход наличных средств в кассу. Выбытие денежных средств из кассы организации отражается по кредиту счета 50 «Касса» в корреспонденции с разными счетами в зависимости от назначения расходов. К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: - субсчет 50.1 «Касса организации» предназначен для учёта денежных средств в кассе организации; - субсчет 50.2 «Операционная касса» предназначен для учёта наличия и движения денежных средств в кассах товарных контор (пристаней), билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи; - субсчет 50.3 «Денежные документы» предназначен для учёта находящихся в кассе организации почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов и других денежных документов; - субсчет 50.4 «Валютная касса». Для обособленного учёта движения каждой наличной иностранной валюты, когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой. В таблице 6 представлены типовые бухгалтерские записи по учёту кассовых операций. Таблица 6 Типовые бухгалтерские записи по учёту кассовых операций Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Первичный документ дебет кредит Получены денежные средства в кассу с расчетного счета 50 51 приходный кассовый ордер, выписка банка по расчетному счету, корешок чека чековой книжки Получены денежные средства в кассу с валютного счета 50 52 приходный кассовый ордер, выписка банка по валютному расчетному счету Получен аванс наличными в счёт поставки товаров (работ, услуг) 50 62.2 приходный кассовый ордер, чек ККМ Получена оплата за товар от покупателей 50 62.1 приходный кассовый ордер Возвращены в кассу неизрасходованные подотчетные суммы 50 71 приходный кассовый ордер Поступили платежи от работников в погашение материального ущерба, причиненного ими 50 73.2 приходный кассовый ордер Поступили платежи от работников по выданным займам 50 73.1 приходный кассовый ордер Отражен взнос учредителями вкладов в уставный капитал организации наличными средствами 50 75.1 учредительные документы, приходный кассовый ордер Поступление в кассу организации выручки за реализованную продукцию (выполненные работы или оказанные услуги) 50 90.1 приходный кассовый ордер, чек ККМ Поступление в кассу организации суммы доходов от прочих операций 50 91.1 приходный кассовый ордер, чек ККМ Оприходованы наличные денежные средства, выявленные в процессе инвентаризации 50 91.1 приходный кассовый ордер, № ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств», № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» Сдача наличных денежных средств в банк 51 50 расходный кассовый ордер, выписка из банка по счёту Выдана из кассы заработная плата 70 50 расходный кассовый ордер, платежная ведомость Возврат в кассу неиспользованных средств, выданных сотруднику в подотчет 71 50 расходный кассовый ордер, авансовый отчет Сотруднику предприятия выдан займ 73.1 50 расходный кассовый ордер, договор займа Выдача наличных денежных средств в подотчет 71 50 расходный кассовый ордер, заявление сотрудника Выплата дивидендов учредителям 75.2 50 расходный кассовый ордер, протокол собрания учредителей Передача иностранной валюты в банк 52 50 расходный кассовый ордер, выписка из банка по счёту Оплата наличными за поставку, оказание услуг, работ 60 50 расходный кассовый ордер, договор поставки, акт выполненных услуг Возвраты наличных денежных средств покупателям 62 50 расходный кассовый ордер Отражена недостача денежных средств в кассе 94 50 № ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств», № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»
«Технологии управления финансовой отчетностью предприятия. Общее понятие бухгалтерского баланса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot