Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 14. Технологии эффективного общения и рационального
поведения в конфликте
Изучив материал, студент должен знать:
− Понятие технологий эффективного общения и их основное
содержание;
− Технологии рационального поведения в конфликте.
Изучив материал, студент должен владеть:
− Различными способами разрешения конфликтных ситуаций при
проектировании межличностных, групповых и
организационных
коммуникаций на основе современных технологий управления
персоналом, в том числе в межкультурной среде.
План лекции:
1 Понятие технологий эффективного общения и их основное
содержание
2 Технологии рационального поведения в конфликте
1 Понятие технологий эффективного общения и их основное
содержание
Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие
способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают
взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.
Для уяснения конкретного содержания таких технологий важно иметь в
виду, что само общение как сложный социально-психологический процесс
характеризуется
тремя
основными
содержательными
аспектами:
коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них
обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные
цели субъектов общения. Например, коммуникативный аспект отражает
стремление партнеров по общению к обмену информацией, интерактивный
аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм
общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в
определенном направлении, а перцептивный аспект выражает потребность
субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.
Особое место в содержании технологий эффективного общения в
конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это
связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С
одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно
понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает
1
отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению
друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в
конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте
необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе,
сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом важно
помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме
гласит (определение взято из кн.: Психология, 1999, с. 383):
Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию.
Основное же содержание технологий эффективного общения в
конфликтном взаимодействии в конечном итоге сводится к соблюдению
определенных правил и норм общения. Такие правила и нормы в большом
количестве представлены в отечественной и зарубежной литературе. Здесь
мы приведем наиболее существенные из них.
• Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
• Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание
принимаемой информации, так и ее детали.
• Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл
принятой информации.
• В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте
советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку
ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.
• Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте
последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности
принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.
• Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте
эмпатию к собеседнику.
• Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт
глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к
конструктивному диалогу приемы.
Ниже приводится таблица значения некоторых жестов и поз (таблица 1),
которые могут помочь понять поведение и состояние партнера.
2
Таблица 1 - Значение некоторых жестов и поз
3
2 Технологии рационального поведения в конфликте
Процесс
эффективного
общения
субъектов
конфликтного
взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в
конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора –
плохой «союзник» и, как правило, приводит к обострению ситуации.
Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не
позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в
конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий
конструктивного разрешения проблемы.
Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем
понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной
на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе
самоконтроля эмоций.
Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в
конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социальнопсихологические тренинги, а также формирование установок на
конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно
назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт (Конфликты,
пути их преодоления, 1991, с. 37–47).
Один из таких способов называется визуализацией. Процесс
визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или
говорящим что-либо.
Второй способ– избавление от гнева с помощью «заземления». В этом
варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок
отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в
конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия
опускается в вас и спокойно уходит в землю.
Третий способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, – это его
проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том,
что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран.
Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это
дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше
раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.
И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении
энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или
сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что
этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой
части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы
4
извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем
стряхиваете их с себя.
Овладение названными технологиями достигается специальными
занятиями и тренировками. Поэтому ниже мы остановимся на некоторых
приемах управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению
конфликтов. Эти приемы доступны каждому человеку и не требуют
специальной подготовки.
Прежде всего, следует помнить о возможных негативных
эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления.
Данную технологию условно можно назвать эмоциональной выдержкой. Ее
можно сформулировать в виде первого правила.
Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера – первое
правило самоконтроля эмоций.
Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального
возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию
психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В
этом случае, удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции,
весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?»,
«Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с
индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой
причиной?» и т. п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы
достигаете целого ряда преимуществ. Во-первых, в критической ситуации вы
заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно
защищаете себя от эмоционального взрыва; во-вторых, своим поведением вы
даете возможность противнику «выпустить пар»; в-третьих, вы отвлекаетесь
от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть
противник в возбужденном состоянии; в-четвертых, отвечая на вопросы, вы
решаете очень важную и сложную задачу – ищете причину конфликта,
пытаетесь понять мотивы своего соперника.
Положительный эффект дает обмен содержанием эмоциональных
переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях,
партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в
спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена
эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем
самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного
процесса. Условно данную технологию назовем – рационализацией эмоцией.
Рационализация
эмоций,
обмен
содержанием
эмоциональных
переживаний в процессе спокойного общения – второе правило
самоконтроля эмоций.
5
Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность
осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на
предыдущем этапе переговоров. Это позволит избежать отрицательных
эмоций на последующих этапах.
Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в
переговорном процессе часто является занижение их самооценки.
Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним
из механизмов психологической защиты – регрессией. Чтобы исключить
эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки
у себя и у оппонента. Данную технологию условно можно назвать
поддержанием высокой самооценки.
Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа
конструктивного поведения – третье правило самоконтроля эмоций.
Литература:
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Издательство: Питер,
2009 г.; 384 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.
– Разд. VII; VIII.
3. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Лекция 9. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
4. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Минск: Амалфея, 1998. – С.
238–250.
5. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 12.
6