Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

  • 👀 1325 просмотров
  • 📌 1272 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС» docx
Лекция 2. Тема: Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС. Цель: овладение теоретико-методической основой проектирования урока на основе технологической карты. План лекции 1. Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО 2. Что дает использование технологической карты 3. Структура технологической карты урока 4. Требования к эффективной технологической карте 5. Схема анализа урока 6. Примеры технологических карт урока 1. Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, в которых целями становится формирование личностных, предметных и универсальных учебных действий учащихся на основе деятельностного подхода, педагогам предлагается планировать урок при помощи технологических карт. Технологическая карта позволяет увидеть урок целостно и системно, проектировать образовательный процесс по шагам, согласовывая действия учителя и учащихся, планировать самостоятельную деятельность школьников на уроке и контроль результатов учебной деятельности как элемент оценки деятельности учащихся на уроке. Структурирование урока в такой карте создаётся при помощи создания таблицы с выделенными параметрами. Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инстру­мент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, и, по замыслу разработчиков технологических карт, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: • в ней должен быть описан весь процесс деятельности; • должны быть указаны операции, их составные части. Необходимость реализации в образовательном процессе системно­деятельностного и личностно­-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 2. Что дает использование технологической карты Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно. Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении. На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников. Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока. Технологическая карта урока позволяет учителю: - увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики; - полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату; - корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности; - согласовывать действия учителя и ученика; - организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения. - реализовать планируемые результаты ФГОС; - сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса; - спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год; - спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; - выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; - соотнести результат с целью обучения; - обеспечить повышения качества образования. Технологическая карта позволит администрации школы: контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологиче­ской карты дает возможность максимально детализировать его еще на ста­дии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только систем­ный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например: -реализацию учителем целей урока; -использование развивающих методов, спосо­бов активизации познавательной деятельности обучающихся; -осуществление оценивания и контроля. Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наи­большие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучаю­щихся на каждом этапе. Возможности технологической карты: - тщательного планирования каждого этапа деятельности; - максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; - координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности; - введение самооценки учащихся на каждом этапе урока. Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. 3. Структура технологической карты Параметрами карты могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные). 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока. 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Схема технологической карты разрабатывается педагогическим коллективом и утверждается образовательной организацией при помощи локального акта. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Структура - название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; - планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные); - межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы); - этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); - в соответствии с ФГОС расписывается деятельность учащихся на уроке и формируемые способы действия; - контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов, по степени детализации хода урока. Разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру в зависимости от содержательных особенностей преподаваемого ими предмета. Вот один из примеров такой структуры: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные); межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы); этапы изучения темы. На каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения; контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Однако, основу моделей в соответствии с образцом, предложенным Российской академией образования, составляет выделение 7 позиций, по которым раскрывается работа на уроке. Первая позиция – деятельность учителя, а остальные 6 раскрывают деятельность учащихся. Деятельность учащихся делится на 3 вида – регулятивная, коммуникативная и познавательная. И каждая, в свою очередь, описывается через два компонента: что делают дети на уроке, и какие универсальные учебные действия мы у них формируем. Пример структуры и заполненного фрагмента такой технологической карты приведён ниже. Фрагмент технологической карты Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1.Постановка цели и задач урока 1.1. Загадывает загадку о цирке 1.2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока 1.3. Ставит цель заслушивания текста Отгадывают загадку Выдвигают предположения о теме урока Слушают вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Слушать собеседника Строить понятные для собеседника высказывания. Контролируют правильность ответов учащихся. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Данная технологическая карта предлагается как образец на сайте РАО. Мы привели только один фрагмент, который займет минут 5 урока, но описание этого фрагмента занимает гораздо больше времени. Насколько функционально для проектирования урока писать задачи развития УУД, например, коммуникативных: «слушать собеседника», «строить понятные для собеседника высказывания»? Я полагаю, что дети стараются строить понятные для собеседника высказывания, когда учатся говорить. Они для этого и начинают говорить, чтобы их понимали. Насколько сегодня мы обогащаем это их умение? Возьмём для примера ещё одну задачу, уже в познавательной сфере. Дети, отгадав загадку, предполагают, что тема урока будет такой же, как ответ загадки. В это время учитель оказывается формирует у детей способность выдвигать и обосновывать гипотезу. Неужели догадка и гипотеза – это одно и то же? И неужели те 5 секунд урока, в которые в которые дети называют возможную тему, смогут как-то повлиять на их умение выдвигать гипотезы? Мы понимаем, что педагогу НАДО что-то написать, вот он и пишет. Но зачем? Заполнение всех граф таблицы вызывает трудности у педагога. Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи отдельных этапов по видам действий, конкретизация содержания этапов деятельности педагога, видов деятельности обучающихся и результатов этой деятельности на каждом этапе. Если мы уточняем формируемые УУД для всех трёх видов метапредметной деятельности на каждом шаге урока, а таких шагов у нас может быть, например, 10, то мы прописываем 30 задач, которые решаем в эти 45 минут урока, помимо предметных и личностных задач. Можно ли решать такое количество задач? Конечно, нет. Тогда, зачем мы их пишем? Предлагаемые структуры образовательных карт объёмны, громоздки, что не облегчает, а, напротив, увеличивает и затрудняет труд учителя по разработке урока. В качестве образцов заполненных технологических карт в интернете мы можем найти разработки уроков, представленные на 10-17 страницах. Сложность и трудоёмкость создания технологической карты привела к тому, что появились сайты, на которых учителю предлагают платные услуги по созданию технологических карт урока или занятия. В интернете или в печати предлагаются конструкторы технологических карт с готовыми наборами формулировок для различных элементов карты, чтобы процесс создания карты стал процессом выбора шаблонов. Все это приводит к схематизации уроков, их поверхностному проектированию, внедрению шаблонности, формализма как придания формы при потере сущности. Эти и другие проблемы приводят к тому, что технологическая карта превращается в ненужную бумажную работу, которая не облегчает, а затрудняет труд учителя, приводит к его формализации и к имитации работы по развитию универсальных, личностных и предметных учебных умений школьников. Мы задались целью упростить схему технологической карты урока, руководствуясь принципами главного звена и сохранения необходимого и достаточного в её структуре. Цель нашей модели: вооружить педагога простым, работающим и эффективным методом проектирования урока, позволяющим реализовать современные требования к уроку и являющимся реальным механизмом организации инновационного педагогического мышления, обеспечивающим выполнение основных функций технологической карты: - проектирование образовательного результата и путей его достижения; - создание визуального образа урока; - планирования урока как завершённой последовательности этапов; - координации и синхронизации действий учителя и учащихся; - оценки замысла урока по критериям – активность учащихся, целостность, завершённость. 4. Требования к эффективной технологической карте Технологическая карта должна решать главную задачу образования в соответствии с ФГОС – помогать учителю проектировать развитие личности ученика через его деятельность и способствовать организации урока в соответствии с этим требованием. При разработке модели технологической карты как компонента педагогического процесса, направленного на повышение его эффективности, мы опирались на следующие общие методологические принципы: • системность, • структурированность, • алгоритмичность, • технологичность, • принцип главного звена; • простота и понятность; • компактность; педагогические принципы: • интерактивность, • приоритет работы учеников, а не учителя; • максимальная самостоятельность учащихся; • направленность на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Мы предлагаем модель технологической карты урока, которая будет размещаться на 1-2 страницах и будет проектировать как сущность урока развитие деятельности детей во времени. Сопоставляя глаголы, характеризующие действия детей, мы будем видеть степень и динамику их активности и самостоятельности, смену видов деятельности, достаточность или недостаточность этой деятельности для завершённости учебного цикла. В традиционном плане урока расписывалась в основном содержательная сторона урока, что было связано с доминированием знаниевой парадигмы. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать включённость учащихся в учебную деятельность. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов технологической картой является наличие возможности проектировать способы организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности Составление технологической карты урока соответствует требованиям ФГОС нового поколения, что обеспечивает востребованность и популярность технологической карты урока в педагогической среде; Технологическая карта урока позволяет учителю: - увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики; - полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату; - корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности; - согласовывать действия учителя и ученика; - организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения. - реализовать планируемые результаты ФГОС; - сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса; - спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; - выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися в процессе и по результатам освоения темы; - соотнести результат с целью обучения; - обеспечить повышения качества образования. Цель технологической карты - обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов, способствовать повышению эффективности обучения учащихся и повышению уровня их творческого развития. Основные задачи: • определение места урока в изучаемой теме, разделе; • определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредме тном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; • постановка задач урока • группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения; • выбор форм и методов организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации познавательного интереса учащихся и создание оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями. Ниже представлены варианты технологической карты. Каждая карта заканчивается аналитическим блоком, в котором мы даём оценку уже проведённому уроку. Но важно и планируя урок ориентироваться на представленные в этом разделе карты критерии. Познакомимся с ними более детально. 5. Схема анализа урока Чтобы определить качество разработки и проведения урока мы разработали критерии для анализа урока. Сегодня схемы для анализа урока также предлагаются самые разнообразные. Мы постарались выделить главные критерии, руководствуясь принципом необходимости и достаточности. Критерии в схеме анализа урока были представлены выше, рассмотрим их более детально. Системный характер урока: Цель Содержание Технология Учитель Ученики Перед нами оценка урока с точки зрения его системности. Система – это совокупность элементов вместе, взаимодействие которых обеспечивает достижение нового качества. Урок должен быть такой системой, в которой все основные элементы согласованы между собой. На предложенной схеме, за основу создания которой мы взяли идеи Н.В. Кузьминой, рецензент показывает связи взаимного соответствия, которые были на уроке. Компоненты урока, соответствующие друг другу, соединяются прямой линией. Например, если дети приняли цель урока, мы соединяем позиции «цель» и «ученики». Если цель урока можно было достичь на основе данного содержания, то соединяем категории «цель» и «содержание», и так далее. В идеальном уроке должны присутствовать связи между всеми элементами, то есть 10 связей. Следующая позиция для анализа урока – характер урока. Каким должен быть современный урок? Мы выделили несколько ключевых критериев. Характер урока Субъектность детей В С Н Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Вариативность хода урока В С Н Сотрудничество В С Н Для оценки характера урока мы выделили пять, на наш взгляд, наиболее значимых для инновационного урока критериев. Данные критерии связаны с требованием неформального характера урока и обеспечение высокой активности учащихся на уроке. Безусловно, критерии могут варьироваться, дополняться. Оценка урока по этим критериям происходит через определение степени его представленности на уроке: В – высокая степень, С - средняя Н - низкая степень. Рецензент обводит одну из букв, оценивая степень выраженности критерия на уроке. Учебные ситуации Продуктивность В С Н Обсуждение цели В С Н Мотивированность В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - («+» - наличие включённости всех УУД в уроке. «-» - отсутствие включённости всех УУД в уроке). Мы уже писали, что в соответствии с требованиями ФГОС урок должен представлять собой учебную ситуацию или их совокупность. В данном разделе анализа мы оцениваем качество созданных учителем учебных ситуаций. Критерий «продуктивность» оценивается по характеру полученного учениками задания, ориентирует ли оно детей на создание отражающего авторский взгляд, оценку, созданного учащимися продукта, который может иметь форму таблицы, схемы, ответа на вопрос, стихотворения, модели и пр. Учащиеся должны быть включены в ситуацию, стать её активными участниками, на оценку чего направлены три следующих критерия. Последняя позиция оценивается по представленным в 4 графе видам включённых в учебную ситуацию действий учащихся. Полнота ситуации обеспечивается вовлечённость регулятивных, коммуникативных и познавательных действий учеников. Рефлексия Функциональность В С Н Рефлексия способов действия: текущая - итоговая педагога - учащихся индивидуальная, групповая, общая Оценка результата урока по установленным критериям осуществляется при помощи значков + и -. «+» - наличие данного компонента в уроке. «-» - отсутствие компонента. В данном разделе мы анализируем функциональность рефлексии, которая связана с понимаем, зачем мы её проводим и как будем использовать результаты. Далее мы фиксируем, была ли рефлексия способов деятельности, и какие виды рефлексии для неё были использованы. Мы формируем универсальные учебные действия учащихся и ученики, как субъекты обучения и развития, должны понимать, каким действиям (регулятивным, коммуникативным, познавательным) они учатся и получается ли у них выполнять их грамотно. Необходимо обсуждать это с учениками, для чего проводить соответствующую рефлексию. Оценивая итоговую рефлексию урока, его этапов мы выделяем её неформальный характер, связь с поставленными задачами, критериями их достижения, что и отмечается в последней оценочной позиции. Развитие УУД Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Осознанность В С Н Эффективность В С Н Ну и, наконец, мы оцениваем, происходило ли и насколько успешно формирование универсальных учебных действий учащихся. Оценивая целесообразность, мы судим о том, насколько тема урока и учебные задания было удобно выполнять в выбранных учителем действиях, насколько востребованы были универсальные действия детей. Критерий «посильность» показывает, были ли действия детей подготовлены предыдущими этапами обучения, и было ли им легко делать то, что требовалось. Осознанность связана с понимаем учащимися, что и зачем они делаю, каких общеучебных умений от них требует деятельность и какие новые компоненты этой деятельности они осваивают. Критерий «эффективность» позволяет нам оценить результативность урока в отношении развития УУД школьников. Схема анализа урока зависит от цели анализа. 6. Примеры технологических карт ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (общая) Педагог Предмет Тема: Тип урока: Форма: Задачи Результат Цель: Задачи: • Предметные: • Метапредметные (УУД): • Личностные (ЛУУД): Х о д у р о к а Время Действия педагога Действия учащихся Работа с УУД Заметки Этап 1. . Этап 2. Этап 3. Этап 4. Обозначения для графы «Работа с УУД»: Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв.- введение отр. - отработка К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з.- закрепление исп. - использование СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА Системный характер урока Характер урока Учебные ситуации Рефлексия Развитие УУД Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники Субъектность детей В С Н Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Вариативность хода урока В С Н Сотрудничество В С Н Продуктивность В С Н Обсуждение цели В С Н Мотивированность В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - Функциональность В С Н Рефлексия способов действия: текущая - итоговая педагога - учащихся индивидуальная, групповая, общая Оценка результата урока по установленным критериям +- Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Осознанность В С Н Эффективность В С Н Рекомендации педагогу __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ При преобладании одного из типов формируемых УУД ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (ПУУД) Педагог Предмет Тема занятия: Тип занятия: Форма: Задачи Результат Цель: Задачи: • Образовательные: • Развивающие (ПУУД): • Воспитательные (ЛУУД): Х о д у р о к а Время Действия педагога Действия учащихся Работа с УУД Заметки Этап 1. . Этап 2. Этап 3. Этап 4. Системный характер урока Характер урока Учебные ситуации Мониторинг интеллектуальной деят-ти Развитие познавательных УУД Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Единство теории и практики В С Н Разнообразие средств В С Н Темп В С Н Целостность + - Мотивированность В С Н Принятие цели В С Н Сотрудничество В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - Функциональность В С Н Рефлексия способов мышления - текущая - итоговая педагога учащихся • индивидуальная • групповая • общая Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Доступность обучения В С Н Значимость В С Н Эффективность В С Н Рекомендации педагогу __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Обозначения для графы «Работа с УУД»: Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв.- введение отр. - отработка К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. – закрепление исп. - использование ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (КУУД) Педагог Предмет Тема занятия: Тип занятия: Форма: Задачи Результат Цель: Задачи: • Образовательные: • Развивающие (КУУД): • Воспитательные (ЛУУД): Х о д у р о к а Время Действия педагога Действия учащихся Работа с УУД Заметки Этап 1. Этап 2. Этап 3. Этап 4. Системный характер урока Характер урока Учебные ситуации Рефлексия коммуникативной деятельности Развитие коммуникативных УУД Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Единство теории и практики В С Н Разнообразие средств В С Н Темп В С Н Целостность + - Мотивированность В С Н Принятие цели В С Н Сотрудничество В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - Функциональность В С Н Рефлексия способов взаимодействия - текущая - итоговая • педагога • учащихся • индивидуальная • групповая • общая Целесообразность в уроке В С Н Подготовленность детей В С Н Наличие пед. поддержки В С Н Степень новизны действия В С Н Успешность освоения В С Н Рекомендации педагогу __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Занятие посетил __________________(___________________________________________________) С результатами ознакомлен(а)_______________________(_____________________________________) Обозначения для формирования УУД: Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв-введение отр. -отработка К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. –закрепление исп. - использование ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (РУУД) Педагог Предмет Тема занятия: Тип занятия: Форма: Задачи Результат Цель: Задачи: • Образовательные: • Развивающие (РУУД): • Воспитательные (ЛУУД): Х о д у р о к а Время Действия педагога Действия учащихся Работа с УУД Заметки Этап 1. . Этап 2. Этап 3. Этап 4. Системный характер урока Характер урока Учебные ситуации Мониторинг регулятивного развития Развитие регулятивных УУД Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Единство теории и практики В С Н Разнообразие средств В С Н Темп В С Н Целостность + - Мотивированность В С Н Принятие цели В С Н Сотрудничество В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД+ - Функциональность В С Н Рефлексия способов саморегуляции - текущая - итоговая педагога учащихся • индивидуальная • групповая • общая Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Доступность обучения В С Н Значимость В С Н Эффективность В С Н Рекомендации педагогу __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Занятие посетил __________________(__________________________________________________) С результатами ознакомлен(а)_______________________(___________________________________) Обозначения для формирования УУД: Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв-введение отр. -отработка К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. –закрепление исп. - использование Практическое занятие. Тема: Методика разработки технологических карт урока План занятия: 1. Проектирование урока 2. Планирование процесса формирования универсальных учебных действий учащихся 3. Этапы работы над технологической картой 4. Значение технологической карты 5. Примеры технологических карт конкретных уроков 1.Проектирование урока Работа с технологической картой – это подготовка учителя к уроку. Рассмотрим этот процесс. Любой урок начинается с определения его темы, типа, формы, что отражено в шапке урока, которую мы сохраняем традиционной. Далее в соответствии с темой и особенностями учащихся определяются цели и задачи урока. Необходимо сформулировать предметные, метапредметные и личностные задачи. В схеме урока рядом с задачами мы выделяем графу «Результаты», чтобы по окончании урока педагог смог отметить степень достижения поставленных задач. Далее педагог проектирует урок, сохраняя в фокусе разработки целевой компонент урока. Цель является системообразующим компонентом урока и все остальные компоненты урока должны работать на неё. Задачей технологической карты является отразить так называемый системно-деятельностный подход в обучении. В соответствии с этим подходом на каждом этапе урока мы выделяем деятельность учителя (действия учителя) и организуемую им деятельность учеников (действия учащихся). Эти две графы обязательны в технологической карте, они раскрывают сам процесс урока через смену видов деятельности. Важным компонентом урока является время, именно время урока мы должны беречь и разумно распределить его между этапами урока. Поэтому в первой графе мы фиксируем время. Итак, ход урока будет раскрываться через изменение во времени действий учителя и учеников. В соответствии с ФГОС учебный процесс представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которые вовлекается ребёнок. Этап урока может представлять собой такую ситуацию или быть частью организации общей ситуации урока. Этапы урока мы предлагаем выделять в горизонтальной записи, показывая их интегрирующую роль по отношению к действиям педагога и ученика. Если этап урока – учебная ситуация, то в него должны быть включены и регулятивные (мотивационные, включающие в ситуацию, и рефлексивные, подводящие итог действий в ситуации), и коммуникативные (связанные с выполнением совместных действий) и познавательные действия (способы работы с содержанием урока). В следующей за действиями учащихся графе мы фиксируем выполняемую педагогом работу по достижению Федеральных государственных образовательных стандартов. Данные стандарты ориентируют нас на формирование личностных, метапредметных и предметных умений учащихся. Какие именно умения мы используем и развиваем на каждом этапе урока, мы и фиксируем в четвёртой графе. При анализе урока мы должны увидеть, что ситуация была целостной, завершённой, что связано с включённостью в ситуацию всех УУД: регулятивных, так как ситуация начинается с мотивации и заканчивается рефлексией; коммуникативных, так как внутри ситуации обучающиеся включаются во взаимодействие; познавательных, так как содержанием деятельности является учебный материал, с которым выполняются какие-либо действия. Целостной должна быть и каждая учебная ситуация, и урок в целом. Поэтому для каждой учебной ситуации мы должны выделить в четвёртой графе все 3 группы формируемых умений – познавательные, коммуникативные регулятивные. 2.Планирование процесса формирования универсальных учебных действий учащихся В предлагаемых технологических картах, в том числе, в предлагаемых РАО, педагог на каждом этапе должен писать, какие виды всех групп умений он формирует. Рассмотрим, по какой логике должно проходить развитие УУД учащихся. Обращение к законам развития и системного анализа показывает, что развивать всё – это не развивать ничего. На каждом уроке мы должны в соответствии с принципом главного звена выбрать ту задачу из перечня задач в области формирования УУД, над которой мы сейчас работаем. Она должна стоять как развивающая задача урока в шапке урока и работа над ней должна вестись в ходе урока. Безусловно, виды действий на уроке будут связаны и с другими универсальными действиями учащихся, но мы должны понимать, что на уроке мы работаем над одной-двумя задачами развития УУД, а остальные умения просто используем, закрепляем, применяем и пр. Система работы с УУД строится следующим образом: от мотивирования к овладению данным умением к постепенному знакомству с содержанием входящих в него отдельных приёмов, способов действий к их отработке. Работа над любым умением требует прохождения через несколько этапов: - Этап введения данного умения, который должен включать в себя мотивацию, понимание ребёнком, зачем ему нужно научиться это делать, демонстрацию значения данного умения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны получить представление о том, что представляет собой данное умение, где и зачем оно может использоваться в других учебных предметах и в жизни. - Этап отработки – на этом этапе ученики осмысливают, что собой представляет это умение, из каких действий оно складывается, как его правильно выполнять. На этом этапе происходит целостное изложение сущности формируемого умения, учащимся в доступной форме предоставляется минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения. В самом простом виде на этом этапе осуществляется показ – демонстрация данного умения, способа действия; разъяснение того, как оно выполняется; пошаговая проработка правильных действий. - Этап закрепления, когда ученики учатся использовать данное умение в своей деятельности на примерах предметного и межпредметного материала. На этом этапе важным является рефлексия формируемого умения - обсуждение с учащимися, насколько хорошо у них получается выполнять формируемые способы деятельности; по-возможности, осуществляется мониторинг сформированности формируемого универсального действия, обсуждение с учащимися его результатов; даются дополнительные разъяснения и выполняются упражнения по формированию умения. - Этап использования способа действия в учебной деятельности – ученик умеет выполнять действия и применяет способы действия в различных учебных заданиях. Данные этапы отражены нами в конце карты через условные обозначения. Учитель фиксирует вид способов действия и рядом с ним ставит значок, отражающий этап работы над данным универсальным учебным умением. Только такая логика формирования УУД сделает процесс нашей работы эффективной. Если на каждый урок мы будем ставить множество задач, то процесс реального развития ребёнка будет заменён его имитацией, а постановка задач будет носить формальный характер, что и происходит сегодня. Планируя урок, мы в графе «Работа с УУД» отмечаем, какие виды УУД мы будем использовать. Для экономии места и времени используем условные обозначения: Л – личностные УУД; Р – регулятивные УУД; К – коммуникативные УУД; П - познавательные УУД. Кроме того мы также при помощи сокращений отмечаем, какой будет работа с УУД: вв.- введение, отр. – отработка, з. – закрепление, исп. – использование. Важным условием эффективности работы с УУД является владение технологией целеполагания. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, должен отличаться повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях детей. Системно-деятельностный подход педагог реализует через создание таксономии целей развития учащихся, то есть последовательности формируемых универсальных умений в соответствии с программой общеучебных умений. Содержание мотивационного и рефлексивного этапов урока должны соответствовать развивающей задаче урока. Так если формируются познавательные умения, то выбирая способ работы с учебным материалом, мы размышляем, насколько мы им владеем и чему будем учиться. В процессе урока мы должны вести текущую и итоговую рефлексию, осмысливая вместе с учащимися, что и как у нас получается. Подводя итог урока, мы оцениваем, насколько посильной, доступной, уместной для данной темы, значимой и эффективной была работа по формированию познавательных универсальных умений школьников. Если мы ведём процесс формирования коммуникативных умений, то, соответственно, именного о способах групповой работы и её эффективности говорим на этапе мотивации и рефлексии. Всё это позволяет ученикам быть субъектами саморазвития, обеспечивает неформальное внедрение ФГОС второго поколения. 1. Этапы работы над технологической картой Параметрами карты могут быть цели урока, этапы урока, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя, деятельность обучающихся. Данные параметры разрабатываются при создании карты в определённой последовательности. 1. Определение места урока в изучаемой теме, его типа и формы. 2. Оценка потенциала содержания для развития универсальных учебнх действий школьников. 3. Формулировка цели и задач урока (образовательные, развивающие, воспитательные). 4. Обозначение этапов урока в соответствии с его типом и формой. 5. Определение задач каждого этапа урока. 6. Выбор видов деятельности учащихся. 7. Формулировка продуктивных заданий как основы для включения учащихся в деятельность и для организации деятельности. 8. Выбор задач и способов рефлексии на уроке (стартовая, текущая, итоговая; эмоциональная рефлексия, рефлексия способов деятельности, способов мышления, отношения к содержанию, степени освоения учебного материала и пр.) 8. Разработка общего плана урока через характеристику деятельности учителя и ученика. 9. Доработка плана в соответствии с логикой развития УУД учащихся. На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. 2. Значение технологической карты Обобщим, в чём состоит значение технологической карты: Для учителя: Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности в активной самостоятельной деятельности. Технологическая карта позволит обеспечить качественную подготовку учителя к уроку, существенно сократив время на эту подготовку. Для администратора, методиста: Технологическая карта позволит администрации школы, методистам образовательных учреждений: • осуществлять подготовку учителей к качественному проектированию уроков; • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, • выявлять основные проблемы владения методикой современного урока и осуществлять необходимую методическую помощь. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая заполнение карты по вертикали). Например: реализацию учителем целей урока; использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля и пр. Мы считаем наш продукт полезным и эффективным, так как предлагаем карту, соответствующую следующим критериям: • Краткость вместо объёмности • Быстрота разработки вместо трудоёмкости • Простота и чёткость вместо многосложности • Научность вместо наукообразия • Осмысленность вместо имитации значительности Для современных педагогов очень важно прейти к чёткому проектированию уроков для обеспечения реальной работы в соответствии с ФГОС, а не её имитации. Глоссарий Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инстру­мент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, позволяющий структурировать урок по выбранным учителем параметрам и планировать педагогическое взаимодействие учителя и обучающихся. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Типы урока деятельностной направленности по целеполаганию: 1) уроки «открытия» нового знания; 2) уроки рефлексии; 3) уроки общеметодологической направленности; 4) уроки развивающего контроля. Цель урока - решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Необходимо отразить формирование предметных и универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных. Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности учащихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику учащегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития. Форма урока - внешний образ урока, например, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-презентация, экспедиция, инсценировка, лекция, беседа, встреча и многое другое Учебная ситуация особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл.в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, частично запоминают и усваивают способы выполнения действия и получают специфические комплексные результаты предметного, межпредметного и метапредметного характера. Универсальные учебные действия – «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» (А. В. Федотова) Репродуктивное задание - задание на воспроизведение информации, на запоминание, сохранение и последующее воспроизведение материала в целом или его части. Репродуктивные знания направлены на достижение предметных результатов. Продуктивное задание - задания по применению знаний в какой-либо проблемной ситуации, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Продуктивные знания направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов. Результативность - это степень решения поставленных задач, соответствия ожидаемых и полученных результатов. 3. Примеры технологических карт конкретных уроков Проиллюстрируем всё сказанное выше на конкретных примерах. Технологическая карта урока математики в 4 классе Климовой Л.Л. «Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет математика Тема: Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные Класс: 4 Педагог Климова Любовь Николаевна Тип урока: изучение нового материала Форма: традиционный урок Задачи Результат Цель: научить делить многозначные числа на однозначные письменным способом (в столбик). Ожидаемые результаты: Предметные: знают алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначные Метапредметные: ПУУД: умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы. РУУД: умение создавать алгоритм, действовать по алгоритму, выбирать. КУУД: умеют слушать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД: стремление к самостоятельности, независимости от внешних ресурсов. + + + + + +- Х о д у р о к а Время Действия педагога Действия учащихся Работа с УУД Заметки Этап 1. Мотивационный этап Предлагает примеры для решения. Создаёт проблемную ситуацию. Как можем выполнить деление? Предлагает научиться делить без помощи счётных устройств. Предлагает выбрать способ получения знаний: показ учителя или самостоятельная деятельность учащихся. Выполняют деление. Сталкиваются с примером, для которого затрудняются в выполнении деления. Определяют тему урока. Принимают цель урока. Выбирают способ получения новых знаний. П исп. Р закр. Л. отр. Этап 2. Этап изучения нового Предлагает пример для деления и выявления способа действия. Выполняют деление. Сверяют полученный ответ, рассказывают о способе деления, который использовали. П отр. Организует работу в парах по составлению алгоритма деления. Раздаёт карточки. Организует анализ составленных алгоритмов. Работают в парах. На партах карточки, на которых действия алгоритма напечатаны не до конца. Работая и обсуждая в парах, дописывают действия алгоритма. К исп. Р отр. 3. Этап закрепления Предлагает закрепить полученные знания, выполнив деление с объяснением на доске. К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем «слабого» Два ученика работают у доски, остальные - в тетради. Работа в паре К исп. Р закр. П исп. Л отр. Предлагает 3 задания, одно из которых не подходит к теме урока, и просит найти лишнее. Вы выбираете из оставшихся заданий только одно, то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Анализируют и делают вывод. Определяют уровень сложности заданий и формулируют их, выбирают и выполняют задание. Сверяют решение с образцом на слайдах. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. Оценивают: + или - Р отр. П отр. Р исп. Этап 4. Рефлексивный - Какую цель урока мы ставили? - Достигли мы этой цели? Оцените свою работу на «лестнице знаний». Высказывают мнение об уроке. Дети прикрепляют разноцветные магнитики на рисунке «чаши знаний». Л отр. Р отр. Технологическая карта урок чтения в 4 классе Ткачёвой И.А. на тему «Сказка братьев Грим «Семь воронов» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет чтение Тема: Сказка братьев Грим «Семь воронов» Педагог Ткачёва Ирина Александровна Тип урока: изучение нового материала Форма: чтение с остановками (ТРКМЧПЧ) Класс: четвёртый Задачи Результат Цель: формирование умение понимать мудрость сказки на основе глубокого анализа её текста. Ожидаемые результаты: Предметные: отработка осмысленного чтения, техники чтения; развитие интереса к творчеству братьев Гримм. Метапредметные: ПУУД: учить анализировать текст, выделять детали, которые помогают понять смысл прочитанного, выделять главную мысль текста. РУУД: развитие способности начинать и заканчивать действие в нужный момент КУУД: отработка умения выслушивать мнение каждого члена группы, формулировать обобщённое мнение. Личностные УУД: формирование негативного отношения к причинению боли животным; развитие стремления выполнять просьбы мамы, не огорчать её. Х о д у р о к а Время Действия педагога Действия учащихся Работа с УУД Заметки Этап 1. Стадия вызова Спрашивает, чем отличаются сказки от рассказа, в чём «намёк» сказки. Предлагает прочитать новую сказку братьев Гримм. Предлагает сочинить свою сказку по ключевым словам сказки «Семь воронов» Отвечают на вопросы. Высказывают желание прочитать новую сказку. Пробуют предложить свои сюжеты по ключевым словам. Решают читать текст с остановками, чтобы лучше разобраться в сказке. П исп. Р закр. Этап 2. Стадия осмысления Ведёт обсуждение ответов на вопросы. Просит аргументировать свои ответы, находить подтверждение своему суждению в тексте. Читают первый фрагмент текста. Обсуждают ответы на понимание текста в группах и дальнейшее развитие событий. К исп. П отр. Р отр. Л. вв. Предлагает оценить, сбылось ли предположение о событиях сказки. Предлагает нарисовать, что увидела девочка. Читают второй фрагмент текста. Развитие дальнейших событий изображают в виде рисунка. Демонстрируют и объясняют свои рисунки. К исп. Р отр. П закр. Задаёт вопросы о соответствии трактовки последующих событий авторской версии, о причинах действий героев сказки. Читают третий фрагмент. Сравнивают развитие событий в своих рисунках и в авторском тексте. Обсуждают в группах, вернуться ли братья-вороны домой. К исп. Р закр. П исп. Л отр. Предлагает закончить текст сказки. Читают последний фрагмент. Дописывают своё окончание сказки. Л вв. Этап 3. Рефлексивный Предлагает дополнить ключевые слова сказки и сформулировать главную мысль сказки Дополняют перечень ключевых понятий. Высказывают своё понимание главной мысли, смысла сказки. Л вв. Р отр. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание приставок и предлогов» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русск. яз. Тема: Правописание приставок и предлогов Педагог Антипорович Галина Олеговна Тип урока: обобщение и систематизация материала Форма: урок-исследование Класс: третий Задачи Результат Цель: Формирование умения отличать предлог от приставки, писать их вместе или раздельно без ошибок. Ожидаемые результаты: Предметные: формировать навыки правописания предлогов и приставок, умения правильно употреблять их в речи Метапредметные: ПУУД: выявлять сходство и различие объектов, на основе анализа объектов делать выводы; высказывать своё предположение РУУД: формировать умение объективно оценивать результат своей работы на уроке КУУД: умение взаимодействовать с партнёром, создавать совместный продукт работы Личностные УУД: формирование гордости за богатство русского языка. Х о д у р о к а Время Действия педагога Действия учащихся Работа с УУД Заметки Этап 1. Этап целеполагания. Настраивает на урок. Создаёт проблемную ситуацию: Веснушкам нету (с)носа,Не исчезают (с)носа. Предлагает провести урок-исследование. Оценивают готовность к уроку. Выявляют проблему. Определяют тему и цель урока: научиться отличать приставку от предлога. Р исп. П исп. Л. вв. Р закр. Этап 2. Этап исследования Демонстрирует словосочетания с предлогами и приставками. Предлагает различить и найти общий способ определять, что перед нами. Предлагают варианты, как выяснить, приставка или предлог перед нами. Вспоминают правила раздельного написания предлогов. Догадываются, что между предлогом и следующим за ним словом можно вставить вопрос или другое слово. К исп. П отр. Р отр. Организует коллективную работу по определению алгоритма. Работа в парах. Составляют алгоритм, вставляя слова. Рассказывают. Затем проверяют оформление алгоритма, открывая слова на плакате. К исп. Р отр. П закр. Организует динамическую паузу. Участвуют в минутке движения. К закр. Предлагает закрепить знания, редактируя текст: исправить ошибки, аргументируя решение. Учащиеся работают в паре и исправляют допущенные ошибки в тексте. Обсуждение ошибок. К исп. Р исп. Учитель предлагает учащимся самим выбрать одно из двух заданий, с которым ученик справится. Индивидуальная работа учащихся. На полях цветом оценивают свою работу. Сверяют с эталоном. Рисуют еще один кружок. Р отр. Этап 3. Рефлексивный Предлагает вспомнить цель урока, насколько она достигнута. предлагает оценить свою учебную деятельность, дорисовав мордочку Снеговика и закончив предложения. Оценивают свою учебной деятельности: насколько понял материал, насколько доволен своей работой. Прикрепляют «Мордочки» на доску. Подводят итоги учебного занятия, заканчивая предложения. Р отр. Обозначения для графы «Работа с УУД»: Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв.- введение отр. - отработка К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. – закрепление исп. - использование Технологическая карта занятия кружка «Изонить» Пименовой В.В. на тему «Открытка к Новому Году» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Предмет кружок Изонить Тема занятия: Открытка к новому году. Педагог Пименова Виктория Владимировна Тип занятия: комбинированное Форма: мастерская Класс: второй Задачи Результат Цель: создание условий для творческой самореализации воспитанников в создании открытки через прием художественной деятельности «изонить». Ожидаемые результаты: Предметные: получить первоначальные представления о возникновении и назначении открыток; научиться создавать новогодние открытки, используя изонить. Научить детей уверенно пользоваться иглой, используя технику "изонить". Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга. Метапредметные: ПУУД: формирование умения находить общее и различное при сравнении РУУД: развитие умения планировать свою деятельность, формирование внимательности, усидчивости. КУУД: отработка умения обсуждать вопрос в группе, приходить к общему мнению; Личностные (ЛУУД): пробудить стремление радовать близких изделием, созданным своими руками; вызвать желание сохранить традицию поздравлять при помощи открыток; развитие художественного вкуса. Х о д у р о к а Время Действия педагога Действия учащихся Работа с УУД Заметки Этап 1. Мотивационный Готовы ли мы к занятию? Проверяют наличие оборудования Р исп. . Загадывает загадку. Предлагает в связи с Новым годам сделать подарок близким. Отгадывают загадку о ёлочке. Рассматривают выставку открыток. Предлагают сделать открытку. П исп. Р закр. Знакомит со значением понятия «открытка» и традициями отправления поздравительных открытых почтовых карточек. Раздаёт наборы открыток для изучения Работают в группах и сравнивают открытки из предложенного набора. Находят общее и различное по структуре, форме, рисунку, используемым материалам. Предлагают сделать новогоднюю открытку, используя изонить. К исп. П отр. Р отр. Этап 2. Планирование деятельности Знакомит с подготовленными учащимися заранее шаблонами - ёлочка, ёлочная игрушка шар, - снеговик. Обращает внимание, что картонная основа – лицевая сторона, бумажная основа– изнаночная. По группам рассматривают шаблоны, выделяя фигурную основу. Создают план: • разметка по шаблону – фигурной основы из картона и такой же основы из бумаги; • прокалывание • прошивание (заполнение угла, круга), • оформление открытки (приклеить бумажную основу, вырезать по контуру + доп. украшение лиц. стороны). К исп. Р отр. Просит напомнить себе и товарищам правила заполнения < Выполняют физкультминутку, демонстрируя движение нити для создания угла. К закр. Этап 3. Выполнение деятельности Предлагает выбрать цветовое решение Выбирают картон нужного цвета, контрастную нить. Работают по плану. Работая в группах, могут советоваться, помогать друг другу. Контролируют свою работу по слайдовому плану, плану на доске. Создают оригинальные работы. Задумываются, кому подарят работы. Р закр. К закр. Л отр. Этап 4. Рефлексивный Предлагает каждому высказаться по поводу занятия, продолжив предложение «На занятии я…..» Демонстрируют выполненные работы. Каждый по-своему заканчивает предложение «На занятии я….» Р отр. Задания по лекции и практическому занятию: Разработайте технологическую карту выбранного вами урока по предложенным в материалах схемам. Нужно выбирать Ваш предмет, тему можно взять любую. Разработка должна быть оригинальной.
«Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot