Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:
- разработка и принятие технических
регламентов (обязательны е требования);
- стандартизация (рекомендательны й
характер);
- оценка соответствия (обязательная,
добровольная).
(ред. от 28.12.2013) « О техническом регулировании»
Техническое регулирование - правовое
регулирование отношений в области установления,
применения и исполнения обязательных требований к
продукции или к продукции и связанным с требованиями к
продукции процессам проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, а также в области установления и применения
на добровольной основе требований к продукции, процессам
проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или
оказанию услуг и правовое регулирование отношений в
области оценки соответствия.
связанным с требованиями к продукции
процессам проектирования (включая
изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствие технического регулирования
уровню развития национальной экономики,
развития материально-технической базы, а
также уровню научно-технического развития;
- независимость органов по аккредитации,
органов по сертификации от изготовителей,
продавцов, исполнителей и приобретателей, в
том числе потребителей;
(испытаний) и измерений при проведении
процедур обязательной оценки
соответствия;
- единства применения требований
технических регламентов независимо от
видов или особенностей сделок;
недопустимости ограничения конкуренции
при осуществлении аккредитации и
сертификации;
- недопустимости совмещения одним
органом полномочий по государственному
контролю (надзору), за исключением
осуществления контроля за деятельностью
аккредитованных лиц, с полномочиями по
аккредитации или сертификации;
Принципы технического регулирования:
- недопустимости совмещения одним
органом полномочий по аккредитации и
сертификации;
- недопустимости внебюджетного
финансирования государственного
контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов;
- недопустимости одновременного
возложения одних и тех же полномочий на
два и более органа государственного
контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов .
в сфере проектирования и
строительства:
1. Технические регламенты:
- Технические регламенты Таможенного
союза (« О лифтах» ), Евразийского
экономического союза;
- Технический регламент « О
безопасности зданий и сооружений»
(Федеральный закон);
- Технический регламент « О пожарной
безопасности» ;
Проект Технического регламента
Евразийского экономического Союза
(ЕАЭС)« О безопасности зданий и
сооружений, строительных
материалов и изделий»
Ож идается принятие в 2017 году.
Последствие – технические
регламенты на национальном уровне
прекращают свое действие.
.
Технические регламенты
принимаются в целях:
защиты ж изни или здоровья граж дан,
имущества физических или
юридических лиц, государственного
или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, ж изни
или здоровья ж ивотных и растений;
предупреж дения действий,
вводящих в заблуж дение
приобретателей, в том числе
потребителей;
обеспечения энергетической
эффективности и ресурсосбережения.
этим объектам и правила их идентификации в
целях применения технического регламента.
- правила и формы оценки соответствия (в том
числе в техническом регламенте могут
содержаться схемы подтверждения
соответствия, порядок продления срока
действия выданного сертификата соответствия),
определяемые с учетом степени риска,
предельные сроки оценки соответствия в
отношении каждого объекта технического
регулирования и (или) требования к
терминологии, упаковке, маркировке или
этикеткам и правилам их нанесения.
Технический регламент должен содержать
требования энергетической эффективности и
ресурсосбережения.
Оценка соответствия проводится
в формах государственного
контроля (надзора), испытания,
регистрации, подтверж дения
соответствия, приемки и ввода в
эксплуатацию объекта,
строительство которого
закончено, и в иной форме.
продукции или к продукции и связанным с
требованиями к продукции процессам
проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации,
правилам и формам оценки соответствия,
правила идентификации, требования к
терминологии, упаковке, маркировке или
этикеткам и правилам их нанесения имеют
прямое действие на всей территории
Российской Федерации и могут быть
изменены только путем внесения
изменений и дополнений в
соответствующий технический регламент.
регламенты требования к продукции
или к продукции и связанным с
требованиями к продукции процессам
проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации,
правилам и формам оценки
соответствия, правила идентификации,
требования к терминологии, упаковке,
маркировке или этикеткам и правилам
их нанесения не могут носить
обязательный характер.
2. СТАНДАРТЫ:
национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области
стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации,
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации;
стандарты организаций;
своды правил;
международные стандарты, региональные стандарты, региональные
своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил
иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном
информационном фонде технических регламентов и стандартов;
надлежащим образом заверенные переводы на русский язык
международных стандартов, региональных стандартов, региональных
сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил
иностранных государств, принятые на учет национальным органом
Российской Федерации по стандартизации;
предварительные национальные стандарты.
национальный стандарт - стандарт,
утверж денный национальным орган
Российской Федерации по стандартизации.
свод правил - документ в области
стандартизации, в котором содержатся
технические правила и (или) описание
процессов проектирования (включая
изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации
продукции и который применяется на
добровольной основе в целях соблюдения
требований технических регламентов;
Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N
1047-р
« О перечне национальных стандартов и сводов
правил (частей таких стандартов и сводов правил), в
результате применения которых на обязательной
основе обеспечивается соблюдение требований
Федерального закона "Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений» – обязательные
требования
С 1 июля 2015 года вступило в силу:
Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 №
1521 « Об утверждении перечня национальных
стандартов и сводов правил (частей таких стандартов
и сводов правил), в результате применения которых
на обязательной основе обеспечивается соблюдение
требований Федерального закона «Технический
регламент о безопасности зданий и сооружений »
Приказ Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079
(ред. от 18.05.2011) "Об утверждении Перечня документов
в области стандартизации, в результате применения
которых на добровольной основе обеспечивается
соблюдение требований Федерального закона от 30
декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений“ – « как бы»
обязательные требования.
С 1 июля 2015 года вступил в силу:
Приказ Росстандарта от 30.03.2015 № 365
"Об утверждении перечня документов в области
стандартизации, в результате применения которых на
добровольной основе обеспечивается соблюдение
требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N
384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий
и сооружений"
Особенности технического регулирования в сфере
проектирования, изысканий, строительства:
- Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ
«Технический регламент о безопасности зданий и
сооружений» (обязательные требования);
- Перечень национальных стандартов и сводов правил
(частей таких стандартов и сводов правил), в результате
применения которых на обязательной основе
обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона «Технический регламент о безопасности зданий
и сооружений» (обязательные требования);
- Перечень документов в области стандартизации, в
результате применения которых на добровольной
основе обеспечивается соблюдение требований
Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ
"Технический регламент о безопасности зданий и
сооружений» (квази обязательные требования).
Участники процесса технического
регулирования:
- Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии (Росстандарт);
- Саморегулируемые организации
(Стандарты СРО);
- Отдельные организации (Стандарты
организаций).
8-этажный
деревянный
небоскреб в Канаде
13-этажный
небоскреб в
Архангельске (Дом
Сятягина)
Специальные технические условия: цели, задачи,
порядок разработки и утверждения.
В случае, если для подготовки проектной документации:
1) требуется отступление от требований, установленных
обязательными национальными стандартами и сводами правил,
2) недостаточно требований к надежности и безопасности, устан
овленных указанными стандартами и сводами правил,
3) или такие требования не установлены, подготовка проектной д
окументации и строительство здания или сооружения осуществ
ляются в соответствии со специальными техническими условиям
Специальные технические условия:
цели, задачи, порядок разработки и
утверж дения.
Приказ Министерства строительства и
ж илищно-коммунального хозяйства РФ
от 15 апреля 2016 г. N 248/пр
« О порядке разработки и согласования
специальных технических условий для
разработки проектной документации на
объект капитального строительства»
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710
"Об утверждении Административного регламента
Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий
предоставления государственной услуги по
согласованию специальных технических условий для
объектов, в отношении которых отсутствуют
требования пожарной безопасности, установленные
нормативными правовыми актами Российской
Федерации и нормативными документами по
пожарной безопасности, отражающих специфику
обеспечения их пожарной безопасности и
содержащих комплекс необходимых инженернотехнических и организационных мероприятий по
обеспечению их пожарной безопасности»
СТУ являются техническими требованиями в
области безопасности объекта капитального
строительства, содержащими (применительно к
конкретному объекту капитального строительства)
дополнительные к установленным или
отсутствующим техническим требованиям в области
безопасности, отражающими особенности
инженерных изысканий, проектирования,
строительства, демонтажа (сноса) объекта
капитального строительства, а также содержащими
отступления от установленных требований.
СТУ разрабатываются следующих видов:
а) технические требования, в результате применения
которых на обязательной основе обеспечивается
соблюдение требований Технического регламента;
б) технические требования к промышленной
безопасности опасных производственных объектов
капитального строительства, в результате применения
которых на обязательной основе обеспечивается
соблюдение требований Технического регламента;
в) технические требования к сейсмической безопасности
объектов капитального строительства на территориях
сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения
которых на обязательной основе обеспечивается
соблюдение требований Технического регламента;
г) технические требования, в результате применения
которых на обязательной основе обеспечивается
соблюдение требований
Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Техничес
кий регламент о требованиях пожарной безопасности
"
Разработка СТУ проводится в соответствии с техническим
заданием заказчика (технического заказчика) проектной
организацией, научно-исследовательской или другой
организацией (далее - разработчик).
В техническом задании должны быть приведены: краткое
обоснование необходимости разработки СТУ, данные об
уровне ответственности объектов капитального строительства
в соответствии с требованиями национальных стандартов,
сводов правил, а также другие требования в области
безопасности, необходимые для разработки СТУ.
В случае наличия отступлений от требований обязательного
применения, установленных национальными стандартами и
сводами правил, в состав СТУ должны быть включены
положения, компенсирующие эти отступления, при
обосновании одним или несколькими способами в
соответствии с пунктом 6 статьи 15 Технического регламента.
Аналогично должны быть обоснованы дополнительные
требования по сравнению с обязательными требованиями,
установленными национальными стандартами и сводами
правил.
В СТУ должны содержаться:
а) детальное обоснование необходимости разработки СТУ и
недостающие нормативные требования для конкретного объекта
капитального строительства, излагаемые в соответствии со
структурой сводов правил в соответствующей сфере
деятельности;
б) перечень вынужденных отступлений от требований,
установленных национальными стандартами и сводами правил,
содержащий мероприятия, компенсирующие эти отступления;
в) основание для строительства (правоустанавливающие
документы на земельный участок);
г) данные, включающие наименование и место расположения
объекта капитального строительства (адрес объекта капитального
строительства, кадастровый номер земельного участка);
д) сведения о заинтересованных лицах, проектной организации и
(или) разработчике СТУ;
е) описание объекта капитального строительства в целом и его
важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и
конструктивных решений с приложением схемы организации
земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных
решений.
лицо направляет в Министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации необходимые документы и материалы.
Срок рассмотрения документации и принятия
решения о согласовании проекта СТУ либо об отказе в
согласовании проекта СТУ составляет тридцать
календарных дней со дня поступления документации
в Министерство.
В целях получения от заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти
разъяснений о предусмотренных в проекте СТУ
требованиях, Министерство имеет право направить
межведомственный запрос.
Для рассмотрения проектов СТУ Министерством
создается Нормативно-технический совет решения
которого носят рекомендательный характер.
Рекомендации Совета оформляются протоколом.
решение об отказе в согласовании проекта СТУ
Министерством принимаются с учетом
протокола Совета.
В согласовании проекта СТУ может быть
отказано, в случае несоответствия проекта СТУ
требованиям главы II настоящего Порядка.
В случае принятия Министерством решения о
согласовании проекта СТУ заинтересованное
лицо письменно информируется о таком
решении в течении пяти рабочих дней со дня его
принятия с приложением согласованных СТУ.
Совет имеет право представлять в Министерство
рекомендации о возмож ности обобщения
технических решений, предлагаемых в проектах
СТУ, и внесения изменений (дополнений) в
соответствующие своды правил Советом.
Содержит требования в отношении следующих видов
безопасности:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и
явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания
и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и
сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и
других групп населения с ограниченными возможностями
передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на
окружающую среду.
Здание - результат строительства, представляющий
собой объемную строительную систему, имеющую
надземную и (или) подземную части, включающую в себя
помещения, сети инженерно-технического обеспечения и
системы инженерно-технического обеспечения и
предназначенную для проживания и (или) деятельности
людей, размещения производства, хранения продукции
или содержания животных;
Сооружение - результат строительства,
представляющий собой объемную, плоскостную или
линейную строительную систему, имеющую наземную,
надземную и (или) подземную части, состоящую из
несущих, а в отдельных случаях и ограждающих
строительных конструкций и предназначенную для
выполнения производственных процессов различного
вида, хранения продукции, временного пребывания
людей, перемещения людей и грузов
Технический регламент « О
безопасности зданий и сооружений»
распространяется на весь ж изненный
цикл зданий и сооружений.
Жизненный цикл здания или
сооружения - период, в течение которого
осуществляются инженерные изыскания,
проектирование, строительство (в том
числе консервация), эксплуатация (в том
числе текущие ремонты), реконструкция,
капитальный ремонт, снос здания или
сооружения
2) нормальный;
3) пониженный.
К зданиям и сооружениям повышенного уровня
ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные
в соответствии с Градостроительным
кодексом Российской Федерации к особо опасным, техническ
и сложным или уникальным объектам.
К зданиям и сооружениям нормального уровня
ответственности относятся все здания и сооружения, за
исключением зданий и сооружений повышенного и
пониженного уровней ответственности.
К зданиям и сооружениям пониженного уровня
ответственности относятся здания и сооружения временного
(сезонного) назначения, а также здания и сооружения
вспомогательного использования, связанные с
осуществлением строительства или реконструкции здания
или сооружения либо расположенные на земельных участках,
предоставленных для индивидуального жилищного
строительства.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены
здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект,
на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч
человек.
СТРУКТУРА РЕГЛАМЕНТА:
- Общие положения;
- Общие требования;
- Специальные требования;
- Оценка соответствия.
Федеральный закон от
29.06.2015 № 162-ФЗ «О
стандартизации в Российской
Федерации» - вступил в силу
29.09.2015
Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской
Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и
направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере
стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в
сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при
разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене,
опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в
статье 14 настоящего Федерального закона.
основополагающий национальный стандарт - национальный стандарт, разработанный
и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере
стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по
стандартизации, а также виды национальных стандартов;
предварительный национальный стандарт - документ по стандартизации, который
разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим
комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной
власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения
устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и
общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях
накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта
для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта.
свод правил - документ по стандартизации, утвержденный
федеральным органом исполнительной власти или Государственной
корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и
общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения
соблюдения требований технических регламентов;
стандарт организации - документ по стандартизации,
утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной
корпорацией, саморегулируемой организацией, а также
индивидуальным предпринимателем для совершенствования
производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ,
оказания услуг;
технические условия - вид стандарта организации, утвержденный
изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем
работы, услуги (далее - исполнитель).
Законопроектные предложения Минстроя России по
совершенствованию в сфере технического
регулирования (основные положения законопроекта):
- введение отдельного вида обязательных документов (строительных
нормы, СН);
- введение отдельного вида добровольных документов
(строительных правил, СП), которые будут содержать технические
правила, процедуры и проектные решения;
- СН и СП будут утверждаться Минстроем;
- для всех отраслевых документов – обязательно включение в
единый государственный Федеральный реестр нормативных
документов в строительстве. Документы, не включенные в Реестр, не
подлежат применению; Ведение Реестра будет обеспечиваться
Минстроем.
- проекты СН, СП и нормативных документов будут проходить
экспертизу в специальных экспертных комиссиях, организованных
Минстроем.