Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 9
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Эффективно работающий мировой рынок — это экономическое
пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств
товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них
складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если
государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и
технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьером понимаются
различия в требованиях национальных и международных (зарубежных)
стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной
коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения
товаров на соответствующий рынок.
По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского
сотрудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барьерам
в торговле (стандартизации, оценке соответствия) дают странам АТЭС О,26%
прибыли от фактического валового внутреннего продукта (около 45 млрд. дол.),
тогда как программа тарифного регулирования — всего лишь 0,14% (почти
вдвое меньше).
В основе программ по преодолению технических барьеров лежит
деятельность государств в области технического регулирования.
Под регулированием понимаются действия государства, организующие
поведение на рынке хозяйствующих субъектов.
Объектами технического регулирования
являются продукция, процессы жизненного
цикла продукции (ЖЦП), работы и услуги.
В общем виде:
техническое регулирование — это
правовое регулирование отношений в
области установления и применения
требований
(обязательных
и
рекомендуемых) к указанным техническим
объектам и в области оценки соответствия
установленным требованиям.
Безопасность — главный приоритет
системы технического регулирования и
обязательное требование.
Техническое
законодательство
—
совокупность
правовых
норм,
регламентирующих обязательные требования
к техническим объектам — продукции,
процессам
ее
жизненного
цикла
(проектирование, производство и пр.), работам
и услугам. Техническое законодательство —
один из результатов деятельности по
техническому регулированию.
Законодательство РФ о техническом
регулировании состоит из Федерального
закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О
техническом
регулировании»
(см.
в
интернете) и принимаемых в соответствии с
ним
федеральных
законов
и
иных
нормативных правовых актов РФ.
Федеральные
органы
исполнительной
власти (Минздрав России, Минсельхоз России,
МЧС России и пр.) вправе издавать в сфере
технического регулирования акты только
рекомендательного характера (за исключением
технического регулирования в отношении
оборонной продукции).
Согласно
Федерального
закона
от
27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом
регулировании»:
техническое регулирование — правовое
регулирование отношений в области
установления, применения и исполнения
обязательных требований к продукции,
процессам производства, эксплуатации,
хранения,
перевозки,
реализации
и
утилизации,
а
также
в
области
установления
и
применения
на
добровольной основе требований к продукции,
процессам
производства,
эксплуатации,
хранения,
перевозки,
реализации и утилизации, выполнению
работ или оказанию услуг и правовое
регулирование отношений в области
оценки соответствия.
В этом определении, представленном в Законе, просматриваются
главные элементы технического регулирования:
- установление, применение и исполнение обязательных требований к
продукции, процессам ЖЦП, работам и услугам;
- установление и применение на добровольной основе требований к
продукции и процессам ЖЦП;
- правовое регулирование в области оценки соответствия.
Техническое
регулирование
осуществляется в соответствии с рядом
принципов:
1. независимость органов аккредитации,
органов по сертификации от изготовителей,
исполнителей и приобретателей;
2.
недопустимость
совмещения
полномочий
органа
государственного
контроля и органа по сертификации;
3. недопустимость совмещения одним
органом полномочий на аккредитацию и
сертификацию;
4.
недопустимость
внебюджетного
финансирования государственного контроля
(надзора) за соблюдением технических
регламентов.
В
указанных
принципах
проводится идея обеспечения независимости
субъектов технического регулирования;
5. применение единых правил установления
требований
к
продукции,
процессам
производства,
эксплуатации,
хранения,
перевозки,
реализации
и
утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг;
6. единая система и правила аккредитации;
7.
единство
правил
и
методов
исследований (испытаний) и измерений
при проведении процедур обязательной
оценки соответствия;
8. единство применения технических
регламентов
независимо
от
видов или особенностей сделок;
9.
соответствие
технического
регулирования
уровню
развития
национальной
экономики,
развития
материально-технической базы, а также
уровню научно-технического развития;
10.
недопустимость
ограничения
конкуренции
при
осуществлении
аккредитации и сертификации.
Шесть из десяти принципов касаются деятельности субъектов технического
регулирования
—
органов
по
сертификации,
аккредитованных
сертификационных испытательных лабораторий, органов по аккредитации,
органов государственного контроля (надзора).
Одна из главных целей технического
регулирования — разработка и принятие
технических регламентов (далее — «ТР»).
Технический регламент — это документ,
который является носителем обязательных
требований.
ТР принимаются в целях защиты жизни
или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или
муниципального
имущества;
охраны
окружающей среды, жизни или здоровья
животных и растений; предупреждения
действий,
вводящих
в
заблуждение
приобретателей.
ТР должен содержать:
—исчерпывающий перечень продукции и
процессов ЖЦП (производства, эксплуатации,
хранения,
перевозки,
реализации),
в
отношении
которых
устанавливаются
требования ТР;
—правила
идентификации
объекта
технического регулирования;
—минимально необходимые требования,
обеспечивающие безопасность продукции и
процессов ЖЦП.
Идентификация продукции — установление
тождественности характеристик продукции ее
существенным признакам.
В ТР в целях его принятия могут также содержаться:
а) правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы
подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска;
б) предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого
объекта технического регулирования;
в) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и
правила их нанесения.
Виды
технических
регламентов.
Федеральным законом «О техническом
регулировании» предусмотрено два вида ТР:
общие технические регламенты (далее
— «ОТР»);
специальные технические регламенты
(далее — «СТР»).
Требования
ОТР
обязательны
для
применения и соблюдения в отношении
любых видов продукции и процессов ЖЦП.
ОТР принимаются по вопросам:
—безопасной
эксплуатации
зданий,
строений,
сооружений
и
безопасного
использования
прилегающих
к
ним
территорий;
—пожарной безопасности;
—биологической безопасности;
—электромагнитной безопасности;
—экологической безопасности;
—ядерной и радиационной безопасности.
Требования
СТР
учитывают
технологические
и
иные
особенности
отдельных видов продукции и особенности
ЖЦП — процессов производства, хранения,
перевозки, реализации и утилизации.
СТР устанавливают требования только к
тем отдельным видам продукции и процессам
ЖЦП, степень риска причинения вреда
которыми выше степени риска причинения
вреда, учтенной ОТР.
Порядок
разработки
технического
регламента. ТР принимается федеральным
законом в установленном порядке, с учетом
положений рассматриваемого закона. О
разработке ТР должно быть опубликовано
уведомление
в
печатном
издании
федерального органа исполнительной власти
по техническому регулированию. С момента
опубликования данного уведомления проект
ТР должен быть доступен заинтересованным
лицам для ознакомления. В качестве основы
для разработки ТР могут использоваться
полностью или частично международные и
(или) национальные стандарты.
Руководство Госстандарта России считает, что к 2010 году фонд ТР
составит 2000 документов. По мнению правительства, число ТР должно
соответствовать числу видов предпринимательской деятельности. Если взять за
основу Общероссийский классификатор народного хозяйства (ОКОНХ), то это
число будет равно 636. Однако многие сферы деятельности содержат
требования безопасности, которые не зависят от специфики отрасли.
Указанные требования можно объединить в блоки. Таким образом, в
семилетний переходный период (с 2003 по 2010г.г.) предстоит разработать
примерно 450 ТР. Естественно, что такой обширный фонд можно создать, если
в его основу положить уже действующие директивы ЕС, ГОСТ, СанПиН, СНиП
и другие обязательные нормы (после их предварительной корректировки).
Согласно межведомственной Программе мер по обеспечению в полном
объеме требований Соглашения по техническим барьерам в торговле и
Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО на
2002—2008 гг. намечается разработка ряда первоочередных проектов
технических регламентов, например:
—«Упаковка и обращение с отходами» (на основе Директивы 94/62/ЕС);
—«Игрушки» (на основе Директивы 99/378 ЕЭС);
—«Требования к информации для потребителей пищевых продуктов» (на
основе Директивы 72/112 ЕЭС) и др.
Лекция 10
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
10.1. Сущность стандартизации
Согласно
Федерального
закона
от
27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом
регулировании»:
Стандартизация — деятельность по
установлению правил и характеристик в
целях
добровольного
многократного
использования,
направленная
на
достижение упорядоченности в сферах
производства и обращения продукции и
повышения
конкурентоспособности
продукции, работ и услуг.
Объект
стандартизации—продукция,
работа, процесс и услуги, подлежащие или
подвергшиеся стандартизации.
Цель стандартизации — выявление
наиболее правильного и экономичного
варианта, т.е. нахождение оптимального
решения.
Найденное
решение
дает
возможность
достичь
оптимального
упорядочения в определенной области
стандартизации. Для превращения этой
возможности в действительность необходимо,
чтобы найденное решение стало достоянием
большого числа предприятий (организаций) и
специалистов. Только при всеобщем и
многократном использовании этого решения
существующих и потенциальных задач
возможен
экономический
эффект
от
проведенного упорядочения.
Кроме того, стандартизация
осуществляется в следующих целях:
- повышения уровня безопасности жизни
или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или
муниципального имущества, экологической
безопасности, безопасности жизни или
здоровья животных или растений и
содействия
соблюдению
требований
технических регламентов;
- повышения уровня безопасности объектов
с учетом риска возникновения чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера;
обеспечения
научно-технического
прогресса;
- повышения конкурентоспособности
продукции, работ и услуг;
- рационального использования ресурсов;
технической
и
информационной
совместимости;
сопоставимости
результатов
исследований (испытаний) и измерений,
технических и экономико-статистических
данных;
- взаимозаменяемости продукции.
Краткий исторический очерк.
Применение в древнем мире единой системы мер, строительных
деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного
диаметра — это примеры деятельности по стандартизации, которая на
современном научном языке именуется как «достижение оптимальной степени
упорядочения в определенной области посредством установления положений
для всеобщего и многократного использования...».
В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между
государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так, в
связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции
начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов
(был использован метод унификации).
В период перехода к машинному производству имели место такие
впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание
французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых
был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без
предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и
совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на
королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому
калибр последних был определен в 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена
система крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована
ширина железнодорожной колеи.
Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875
г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции
и учреждение Международного бюро мер и весов.
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена
правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер
стандартные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с
другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие
повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных
товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в
Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная
проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и
др.).
В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации —
Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Основными
задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по
разработке ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование
стандартов. Была введена категория стандартов — ОСТ (отраслевой стандарт).
10.2. Нормативные документы
Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего
нормативный документ. Применение НД является способом упорядочения в
определенной области. Отсюда НД — средство стандартизации.
Нормативный
документ
(НД)
—
документ, устанавливающий правила, общие
принципы или характеристики, касающиеся
различных видов деятельности или их
результатов.
Термин «нормативный документ» охватывает такие понятия, как
стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила,
рекомендации,
кодексы
установившейся
практики,
общероссийские
классификаторы и др..
Стандарт — документ, в котором в
целях
добровольного
многократного
использования
устанавливаются
характеристики
продукции,
правила
осуществления и характеристики процессов
производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ или оказания услуг.
Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике,
упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и
практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для
общества.
В зависимости от сферы действия
различают стандарты разного статуса или
категории:
- международный стандарт (ИСО);
- региональный стандарт (EN, СТ СЭВ);
- государственный стандарт Российской
Федерации (ГОСТ Р);
- межгосударственный стандарт (ГОСТ);
- отраслевой стандарт (ОСТ)
- стандарт общественного объединения
(СТО);
- стандарт предприятия (СТП)
- техническое условие (ТУ).
Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом
по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.
Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и
принятый органом власти.
Классификатор — официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и
(или) объектов классификации.
Общероссийские
классификаторы
технико-экономической
и
социальной информации — нормативные документы, распределяющие техникоэкономическую и социальную информацию в соответствии с ее
классификацией (классами, видами и др.) и являющиеся обязательными для
применения при создании государственных информационных систем и
информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Правила (ПР) — документ, устанавливающий обязательные для
применения организационно-технические и (или) общетехнические положения,
порядки, методы выполнения работ.
Рекомендации (Р) — положение, содержащее совет или указания.
Применительно к стандартизации этот документ содержит добровольное
для применения организационно-техническое и (или) общетехнические
положения, порядки, методы выполнения работ.
Норма — положение, устанавливающее количественные или
качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
Примерами норм являются: 1. «О новых нормах предельно допустимых
нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» (письмо
Комитета РФ по торговле от 15.03.93 № 1-427/32-11);
Кодекс установившейся практики — документ, рекомендующий
практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа,
технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или
изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или
самостоятельным документом.
Примером этого документа является рекомендация международных
организаций по стандартизации — ИСО и МЭК — Кодекс правил ИСО/ МЭК
практической деятельности по оценке соответствия (ИСО/МЭК: 1994).
Важнейшим документом, которым должны руководствоваться страны,
вступающие во Всемирную торговую организацию (ВТО), является Кодекс
добросовестной практики применительно к подготовке и утверждению и
применению стандартов (далее — Кодекс по стандартам). Он представлен в
виде приложения к Соглашению по техническим барьерам в торговле.
10.3. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Стандартизация — одновременно и комплекс методов, необходимых для
установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его
в качестве норм и правил.
Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с
помощью которых достигаются цели стандартизации.
Стандартизация
базируется
на
следующих
специфических методах:
1) упорядочение объектов стандартизации;
2) параметрическая стандартизация;
3) унификация продукции;
4) агрегатирование;
5) комплексная стандартизация;
6) опережающая стандартизация.
общенаучных
и
1. Упорядочение объектов стандартизации — универсальный метод в
области стандартизации продукции, процессов и услуг.
Результатом
работ
по
упорядочению
являются,
например,
ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой
продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы
технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как
универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации,
селекции, симплификации, типизации и оптимизации.
Систематизация объектов стандартизации заключается в научно
обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании
совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата
работы по систематизации продукции может служить Общероссийский
классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП),
который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по
отраслевой принадлежности) в виде различных
группировок и конкретных наименований продукции.
классификационных
Селекция объектов стандартизации — деятельность, заключающаяся в
отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для
дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
Симплификация — деятельность, заключающаяся в определении таких
конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего
производства и применения в общественном производстве.
Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им
предшествуют классификация и ранжирование объектов и специальный анализ
перспективности и сопоставления объектов с будущими потребностями.
Типизация объектов стандартизации — деятельность по созданию
типовых (образцовых) объектов — конструкций, технологических правил,
форм документации. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты
подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на
повышение их качества и универсальности.
Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении
оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений
всех других показателей качества и экономичности.
В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на
несложных методах оценки и обоснования принимаемых решений, например
экспертных методах, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют
путем применения специальных экономико-математических методов и моделей
оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени
упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному
критерию.
2. Параметрическая стандартизация.
Для уяснения сущности метода рассмотрим подробнее понятие параметра.
Параметр продукции — это количественная характеристика ее свойств.
Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие
назначение продукции и условия ее использования:
размерные параметры (размер одежды и обуви, вместимость посуды);
весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря);
параметры, характеризующие производительность машин и приборов
(производительность вентиляторов и полотеров, скорость движения
транспортных средств);
Параметрическая стандартизация — заключается в выборе и
обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров.
Решается эта задача с помощью математических методов.
При создании, например, размерных рядов одежды и обуви производятся
антропометрические измерения большого числа мужчин и женщин разных
возрастов, проживающих в различных районах страны. Полученные данные
обрабатывают методами математической статистики.
3. Унификация продукции.
Деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей,
агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией
продукции.
Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и
симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции.
Основными направлениями унификации являются:
разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин,
оборудования, приборов, узлов и деталей;
разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп
однородной продукции;
разработка унифицированных технологических процессов, включая
технологические процессы для специализированных производств продукции
межотраслевого применения;
ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к
применению изделий и материалов.
Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут
быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов,
сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций,
марок и др.
В зависимости от области проведения унификация изделий может быть
межотраслевой (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого
назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности),
отраслевой и заводской (унификация изделий, изготовляемых одной отраслью
промышленности или одним предприятием).
4. Агрегатирование.
Агрегатирование — это метод создания машин, приборов и оборудования
из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых
при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной
взаимозаменяемости.
Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и
стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной
комбинации этих элементов 52 вида мебели.
Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении,
радиоэлектронике. Развитие машиностроения характеризуется усложнением и
частой сменяемостью конструкции машин. Для проектирования и изготовления
большого количества разнообразных машин потребовалось в первую очередь
расчленить конструкцию машины на независимые сборочные единицы
(агрегаты) так, чтобы каждая из них выполняла в машине определенную
функцию. Это позволило специализировать изготовление агрегатов как
самостоятельных изделий, работу которых можно проверить независимо от
всей машины.
Расчленение изделий на конструктивно законченные агрегаты явилось
первой предпосылкой развития метода агрегатирования. В дальнейшем анализ
конструкций машин показал, что многие агрегаты, узлы и детали, различные по
устройству, выполняют в разнообразных машинах одинаковые функции.
Обобщение
частных
конструктивных
решений
путем
разработки
унифицированных агрегатов, узлов и деталей значительно расширило
возможности данного метода.
В настоящее время на повестке дня переход к производству техники на
базе крупных агрегатов—модулей. Модульный принцип широко распространен
в радиоэлектронике и приборостроении; это основной метод создания гибких
производственных систем и робототехнических комплексов.
5. Комплексная стандартизация.
При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и
планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований
как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его
основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы.
Применительно к продукции — это установление и применение
взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий,
необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а
также условий сохранения и потребления (эксплуатации).
Практической реализацией этого метода выступают программы
комплексной стандартизации (ПКС), которые являются основой создания
новой техники, технологии и материалов.
6. Опережающая стандартизация.
Метод опережающей стандартизации заключается в установлении
повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и
требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут
оптимальными в последующее время.
Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития
науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих
видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того
чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны
устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их
обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты
должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное
производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.