Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Тактика установления и развития психологических контактов в оперативно-розыскной деятельности

  • ⌛ 2009 год
  • 👀 533 просмотра
  • 📌 519 загрузок
  • 🏢️ МосУ
Выбери формат для чтения
Статья: Тактика установления и развития психологических контактов в оперативно-розыскной деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Тактика установления и развития психологических контактов в оперативно-розыскной деятельности» doc
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Брянский филиал Кафедра ОРД, специальной техники и информатики Утверждаю Начальник кафедры ОРД, спецтехники и информатики полковник милиции С.А. Исаков апреля 2009 года Автор: Николаев Олег Эдуардович, канд.юр.наук, преподаватель кафедры Фондовая лекция по учебной дисциплине: «Практикум по оперативно-розыскной психологии» Тема: «Тактика установления и развития психологических контактов в оперативно-розыскной деятельности» Обсуждена и одобрена на заседании кафедры ОРД, специальной техники и информатики. Протокол от 16 апреля 2009 года № 11 Брянск 2009 Учебные вопросы: Введение 3 1. Смысл и назначение психологического контакта 4 2. Установление и развитие контакта 7 3. Формирование интереса у общающихся сторон 13 4. Доверие — важнейшее условие установления контакта 20 Заключение 23 Литература 24 Введение Оперативно-розыскная деятельность предполагает вступление сотрудников правоохранительных органов в различные контакты с объектами их заинтересованности. Такой контакт, как правило, выступает в виде конспиративного общения субъектов и объектов нашего интереса. На практике процесс этого общения протекает по специфическим психологическим законам. Оперативный контакт имеет в своей основе психологическое содержание как «совокупность отношений и зависимостей, возникающих в процессе общения между людьми». Успешность установления и развития этого контакта во многом обусловлена психологией человеческих отношений и развитием психологических связей между общающимися. Рассмотрим это более подробно. 1. Смысл и назначение психологического контакта Психологический контакт — это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт. В психологическом плане развитие контакта между людьми проходит три стадии: 1. Взаимное оценивание; 2 Взаимная заинтересованность; 3. Обособление в диаду. Это хорошо прослеживается на каком-нибудь вечере, пикнике, коллективном выходе в театр и т. д. В процессе оценивания имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение либо отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению и как бы раскрывают себя, руководствуясь примерно такой формулой: «Я могу вам быть полезен!» Возникает заинтересованность друг другом, сокращается обмен информацией с другими лицами. Все это в конечном счете ведет к выбору общей тематики для бесед и в конечном счете к обособлению. Важными показателями этой стадии являются частый обмен взглядами, улыбками, сокращение дистанции между партнерами, иногда учащенное касание друг друга. Взаимодействие здесь, как правило, носит двусторонний характер. Показанная нами выше картина характерна для установления и развития любых контактов. Сотруднику правоохранительных органов, который всегда в таких случаях выступает активным звеном, необходимо научиться активно управлять данным процессом. Его деятельность в этом плане должна быть направлена на: заведение знакомства; формирование у объекта интереса к контакту; установление с ним доверительных отношений. Для успешного заведения знакомства сотруднику правоохранительных органов целесообразно составить тщательный план, в котором отражались бы личностные особенности объекта их интереса. Необходимо детально продумать предлог для завязывания знакомства. Это очень важный для установления контакта момент, накладывающий заметный отпечаток на все последующее общение с объектом и в первую очередь на процесс формирования у объекта первого впечатления о сотруднике правоохранительного органа. Здесь очень важны и действия этого сотрудника по привлечению к себе внимания интересующего нас лица. Для этого используются различные приемы: лесть, комплименты, обращение к чувству собственного достоинства собеседника и т. д. Форсирование у собеседника интереса к контакту осуществляется путем обеспечения заинтересованности объекта в личности сотрудника правоохранительных органов и общении конкретно с ним. В данном случае вступают в действие психологические механизмы влечения, тяготения людей друг к другу. Причем эти механизмы действуют по-разному, в зависимости от того, принадлежат общающиеся к одному полу или к противоположным полам. В любом случае возникают явления симпатии или антипатии между людьми, которые, как правило, являются результатом осознанного подхода партнеров к общению. При положительном отношении друг к другу общающиеся обособляются в диаду, при отрицательном — прекращают общение вообще Дальнейшее развитие контакта с объектом заинтересованности правоохранительных органов завершается установлением доверительных отношений, понимаемых как специфический способ социально-психологического обособления людей в некоторую общность «Мы». Особенность такой общности заключается, прежде всего, в том, что здесь осуществляется обмен значимыми для общающихся мыслями, раскрывающими глубинные, интимные стороны личности на основе уверенности в партнере, как в добропорядочном человеке. Доверительные отношения, в конечном счете, полностью подавляют все негативные факторы, которые могут сформироваться в психике объекта интереса правоохранительных органов. Следует, однако, отметить, что при установлении и развитии психологических контактов между людьми в ряде случаев возникают определенные психологические барьеры. В зависимости от особенностей личности (национальных, психологических, возрастных и т. д.) эти барьеры могут выступать в виде равнодушия, недоверия, вражды, несовместимости и пресыщения. Отметим, что равнодушие свойственно ярко выраженным интровертам, флегматикам, в известной степени «мыслителям». Известно, что равнодушного человека обычно мало волнуют жизненные перипетии. «Раскачать» такого человека, привлечь его внимание — довольно сложное дело. Следует учитывать, что равнодушные люди при установлении контакта с ними сами по себе еще не являются камнем преткновения для сотрудника правоохранительных органов. Трудности возникают лишь тогда, когда они начинают создавать барьер равнодушия. Прорваться через такой барьер можно, только изобретательно выбрав предлог для знакомства, а также с помощью определенных приемов привлечения к себе внимания. Барьер недоверия чаще всего возводят эмоциональные типы личности. Как правило, наиболее жесткий барьер ставят люди, переживающие сами внутреннюю конфликтность. У них налицо дисгармония между переживаниями и своим реальным поведением. Такие люди чрезвычайно подозрительны и психологически напряжены. Барьер недоверия, воздвигаемый такими людьми перед сотрудником правоохранительного органа, разрушается путем акцентирования его внимания на их значимости, неповторимости и т. д. Возникающий барьер вражды в общении создается, как правило, авторитарными типами, среди которых выделяются «неисправимые» и «либерально-мягкие». Первые не брезгают никакими средствами давления на людей, вторые прикрываются фразой, играют, как правило, роль демократов. Психологические барьеры, поставленные такими людьми, носят, как правило, оттенок враждебности. Преодолеть эти барьеры можно в процессе целенаправленного общения путем применения соответствующих приемов, возвышающих личную значимость этих людей. На стадии взаимной заинтересованности нередко возникают барьеры несовместимости, являющиеся результатом биологических, психологических, национальных, религиозных, идеологических факторов. Действие этих факторов бывает настолько сильным, что приводит иногда к прекращению контакта. Вместе с тем длительное и разумное общение во многих случаях способствует преодолению даже, казалось бы, непреодолимой несовместимости. Личная активность сотрудника правоохранительного органа, его эрудиция, знание проблематики предпочтительных бесед, а самое главное умение управлять развитием контакта во многих случаях решают положительный успех дела. На стадии обособления в диаду между общающимися могут возникать барьеры пресыщения. Эти барьеры часто связаны с чрезмерной активностью сотрудника правоохранительного органа по вовлечению интересующего лица в процесс общения без учета особенностей его характера и темперамента. Об этом просто следует всегда помнить работнику правоохранительного органа. 2. Установление и развитие контакта Процесс общения, как правило, начинается со знакомства. Для некоторых людей вступление в контакт с незнакомым человеком сопряжено с серьезными трудностями. Значительно облегчает знакомство знание общих положений этого процесса, некоторая специальная тренировка и соответствующая подготовка. Успешное знакомство обеспечивается тщательным планированием этого процесса. При планировании учитываются индивидуально-психологические особенности объекта, заинтересованность, его психологический и социальный тип, а также мотивация поведения. Безусловно, большое значение имеет выбор предлога для знакомства. Часто прямое «заговаривание» вызывает у людей состояние психологического дискомфорта и накладывает отрицательный оттенок на первое впечатление. Обычно, когда с людьми заговаривает незнакомый человек, они чаще всего неосознанно анализируют логичность, объяснимость и естественность предлога. Если предлог знакомства оказывается естественным и объяснимым, то общение налаживается и разговаривается довольно непринужденно и легко. Если же предлог не понятен или неестественен, не соответствует ситуации, обстановке и т. д. развитие контакта затрудняется, а его перспектива остается далеко не ясной. Ни у кого не вызывают удивления вопросы: «Который час?» или «Как пройти (или проехать) туда-то?» Но если после получения ответа спросивший заговорит о погоде, то это уже насторожит объект. Предлог должен не только оправдать обращение к человеку, но и дать возможность в дальнейшем продолжить разговор. В представлении собеседника продолжение разговора должно выглядеть как само собой разумеющееся. Здесь особенно важными являются находчивость, остроумие, оригинальность сотрудника правоохранительного органа, благодаря которым интересующее лицо естественно и незаметно втягивается в беседу. Здесь можно использовать и прием «косвенного побуждения» лица, интересующего нас. Сотрудник правоохранительных органов в этом случае делает какое-либо уместное остроумное замечание, высказывает конкретное суждение, с которым сразу трудно согласиться. Это, естественно, вызывает у объекта заинтересованности возражение, с которого и начинается общение. Удачен также и прием «всеобщей заинтересованности», который хорошо применять на турнирах, матчах, экскурсиях и т. д. Здесь возникают спонтанные очаги обсуждения различных событий, где одинаковые или различные точки зрения служат отправными пунктами установления контактов. На практике прибегают и к приему так называемой «мнимой потери вещей». Например, работник правоохранительных органов делает вид, что потерял или забыл какую-либо вещь (книгу, папку, бумажник). Ведет он себя при этом таким образом, чтобы попасть в поле зрения объекта. И если это лицо указывает ему на «потерю» или подаст «утерянную» вещь, появляется возможность завязать беседу. Многие опытные сотрудники могут утверждать, что в подобных случаях объект не замечает чужой инициативы в завязывании беседы, ему кажется, что он сам является ее инициатором. Опыт многих оперативников показывает, что при выборе предлога всегда надо стараться вызвать инициативу объекта заинтересованности. В этом плане представляется интересным привести такой случай. Сотрудник правоохранительных органов тщательно изучал подходы к объекту, с которым оказался на морском лайнере, пересекавшем границу. Это лицо вело себя сначала очень осторожно, уклонялось от общения с незнакомыми людьми, было молчаливо. Через некоторое время одиночество, видимо, наскучило ему, и он с книгой расположился на палубе в уединенном месте. Через некоторое время сотрудник, проходя мимо места, которое только что покинул объект, увидел оброненные им часы. Он поднял их и передал вахтенному помощнику, попросив уведомить владельца, а сам устроился отдохнуть на том же месте, где нашел часы. Расчет был прост: владелец будет сам искать человека, который вернул ему часы. Так и получилось. О находке объявили по радио. Не прошло и пяти минут, как к сотруднику правоохранительных органов подошел объект и поблагодарил его за часы. Контакт с лицом заинтересованности правоохранительных органов состоялся. Инициатива здесь принадлежала объекту. В практической деятельности существует много различных приемов выбора предлога для знакомства Условно их можно разделить на две группы: первая — активной стороной при знакомстве является сотрудник правоохранительных органов, и вторая — активной стороной является объект. В зависимости от ситуации и личности интересующего лица пригодной оказывается либо первая, либо вторая группа приемов. Однако во всех случаях требуется творческий подход, находчивость и оригинальность. Первое впечатление о вступающем в контакт сотруднике правоохранительных органов играет очень большую роль в установлении и развитии контакта с объектом. Оно выступает в виде внутренних переживаний интересующего лица и обычно протекает у него на подсознательном уровне. Сотруднику правоохранительного органа нужно научиться создавать о себе благоприятное впечатление. Первое впечатление, как показывают исследования, складывается на основе восприятия: а) внешнего вида человека; б) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, поз, походки), в) голоса, речи. Психологические особенности интересующего лица и культурная матрица восприятия, безусловно, накладывает свой отпечаток на этот процесс. Внешний вид. Рост, телосложение, пол и цвет кожи — вот те признаки, которые лежат в основе первого впечатления о человеке. Высокий рост говорит о превосходстве человека над окружающими, о чувстве самоуверенности. Полнота свидетельствует о чувственности, потакании своим слабостям, вялости и т. д. Некоторые лица выглядят моложе или наоборот, старше своего возраста. Эта разница может влиять на поведение человека при исполнении им своих профессиональных обязанностей. Во всяком случае, несоответствие внешнего облика возрасту человека отражается на его общественном положении, а, следовательно, и на психическом состоянии. Для сотрудника правоохранительных органов важно очень внимательно следить за психическим состоянием лиц, с которыми они вступают в контакт. Следует обращать внимание на наличие у этих людей признаков усталости, раздражительности или депрессии. Поэтому, если такие признаки им подмечаются, то следует выяснить причины их появления. Следует обращать внимание на одежду вступающего в контакт лица, в частности на стиль, качество, стоимость, опрятность, изысканность и т. д. Как видно, в формировании первого впечатления о человеке большую роль играет привычный для объекта стереотип внешнего облика. Несмотря на тот факт, что в конечном счете в действие вступает аналитико-синтетическая деятельность людей, стереотипы дают знать о себе очень сильно. Экспрессивные реакции. При восприятии человека люди обычно заранее приписывают ему определенные характерологические черты. Это явление можно объяснить некоторыми физиогномическими наблюдениями. Так, люди с квадратными подбородками, воспринимаются как волевые, с большими лбами — интеллектуально развитые, жесткими волосами — непокорные и т. п. Ученые, основываясь на проведенных экспериментах, утверждают, что женщины с узким разрезом глаз и гладкой кожей воспринимаются как образец женственности; смуглые мужчины с грубой сальной кожей, тяжелыми бровями и выраженным ртом, как правило, принимаются за недружелюбных, скандальных, невыдержанных, хитроумных и тщеславных людей. Американский психолог Г. Олпорт считает, например, что большинство американцев при восприятии другого человека, находятся под влиянием следующих стереотипов: 1) чернокожие — недружелюбны и лишены чувства юмора; 2) блондины — добродушны; 3) люди с морщинами у глаз — дружелюбны, обладают чувством юмора, с ними легко ладить; 4) пожилые мужчины более надежны, верны слову и опыту, чем молодые; 5) пожилая женщина — это мать; 6) люди, носящие очки, или с высоким лбом — это умники, трудяги и на них можно положиться; 7) улыбающиеся — обладают высоким интеллектом; 8) женщины с полными губами — сексуальны, а с тонкими — холодны; 9) люди с опущенными кончиками губ — тщеславны, чрезмерно требовательны и даже аморальны; 10) люди с нерезко выраженными чертами лица (средний нос, скулы, брови, глаза, уши и т. д.) благожелательнее воспринимаются американцем, чем люди с резко выраженными чертами лиц. Такие житейские обобщения, кстати, наблюдаемые в различных культурах, нередко далеки от действительности. Но поскольку они регулируют у американцев процесс формирования первого впечатления о собеседнике, сотрудник правоохранительного органа обязан это знать и, безусловно, учитывать в своей служебной деятельности. Голос и речь. Важно обращать внимание на голос и речь. Голос человека может быть тихим, громким, глухим, резким, пронзительным, гнусавым, хриплым; он может быть спокойным, мелодичным, монотонным, меняющимся по силе и интонации, с необычными, неестественными ударениями. По голосу можно определить чувство восхищения, любви, удовольствия, гнева, скуки, одобрения, разочарования, отвращения, страха, нетерпения, радости, иронии, внезапно нахлынувших чувств. Человек может заикаться, шепелявить, часто употреблять междометия, говорить ясно, свободно и логично или бессвязно, терять нить беседы. Все эти особенности речевого поведения влияют на формирование первого впечатления о человеке Если голос собеседника чрезмерно высок, пронзителен, громок или дрожит, то это можно расценить как состояние тревоги или беспокойства. Неожиданные остановки, перемены в скорости и ритме речи, разрыв слов, форсирование звука, торопливость и постоянное перебивание собеседника формируют мысль о том, что их собеседник находится в состоянии напряжения. Подобные оценочные суждения, хотя зачастую и не имеющие под собой реальной основы, должны стать объектом внимания сотрудника правоохранительного органа, поскольку они, с одной стороны, создают у людей определенную установку к собеседнику, а с другой — дают работнику этих органов возможность влиять на процесс восприятия наблюдаемого лица. Однако здесь нужно учитывать, соблюдает ли собеседник нормы речевой коммуникации. Эти нормы определяют не только то, как должны произноситься слова, но и когда, при каких обстоятельствах те или иные выражения могут употребляться. Выше нами уже отмечалось, что успешное заведение знакомства предполагает прежде всего учет психологии объекта. Помимо отнесения интересующего лица к определенному типу людей и оценки мотивации его поведения, необходима еще оценка личностных особенностей объекта в восприятии людей Исследование особенностей, характеризующих образование первого впечатления о другом человеке, дало возможность установить, что в формировании этого впечатления участвует механизм проецирования, заключающийся в том, что наблюдатель может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать. Подобный феномен четко прослеживается в поведении представителей разных национальностей. Большинство ученых-психологов считают, что тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям выражена практически у всех. Тщательное изучение феномена «проекции» показало, что зависимость восприятия наблюдаемого лица (объекта) от личностных качеств наблюдателя сотрудника правоохранительных органов связана с имеющейся у людей (но не всегда осознанной) «теорией личности». Описывая этот факт, психолог А.А. Бодалев подчеркивает, что впечатление, которое складывается у наблюдателя об объекте наблюдения, в большей мере обусловлено его представлениями о структуре и чертах личности. Основываясь на выводах американских ученых, А.А. Бодалев утверждает, что есть категория людей, всегда мягко и снисходительно оценивающих окружающих, и есть другая категория, для которой, наоборот, характерна жесткость в оценках. Сотрудник правоохранительного органа обязан уяснить, что, во-первых, каждый человек в силу присущей ему «теории личности» воспринимает другого человека в соответствии с особенностями этой «теории» личности, проявляющейся в виде национальных автостереотипов. Например, поскольку всем западным иностранцам присущи черты определенного национального характера, можно считать, что любой такой иностранец будет воспринимать незнакомца по механизмам национальных автостереотипов, т. е. в оценочные суждения будут пущены мнения их о самих же себе. Поэтому, если сотрудник правоохранительных органов вступает в общение с американцем, то он, например, может быть отнесен им к разряду трудолюбивых или ленивых, умников или дураков, амбициозных или сговорчивых, прогрессивных или консервативных. Естественно между этими крайними показателями лежат и промежуточные. Американец, кроме того, судя по ряду исследований, пытается смотреть на иностранца как на личность, представляющую собой в целом обобщенный образ своей нации, т. е он хочет видеть в этой личности «типичного русского», «типичного немца», «типичного турка» и т. д. На Западе российским гражданам нередко приписывают чрезмерную сдержанность, выносливость, преклонение перед авторитетом, недоверчивость, склонность к преувеличению. «Просвещенные» иностранцы воспринимают русских с учетом информации, почерпнутой ими из русской классической литературы. Как правило, американцы и даже англичане стараются отбрасывать всякую информацию об иностранцах, которая не подходит под названные и некоторые другие усвоенные ими стереотипы. Для сотрудника правоохранительного органа знание национальных стереотипов важно в двух отношениях. Во-первых, они дают ему некоторую информацию об установочных суждениях о нем самом со стороны интересующих лиц — иностранцев, и, во-вторых, позволяют в какой-то степени «разделять» точку зрения объекта о представителе другой этнической общности. Формирование первого впечатления и процесса заведения знакомства в целом во многом зависит от привлечения внимания интересующего лица (при невнимании других) к личности сотрудника правоохранительных органов. Внимание — это направленная сосредоточенность личности на каком-то объекте. Оно бывает двух видов: непроизвольное, в возникновении которого воля человека не принимает участия, и произвольное, возникающее благодаря волевому усилию человека. Произвольное внимание протекает на уровне сознания, а непроизвольное на уровне подсознания. При заведении знакомства особое значение имеет непроизвольное внимание. Интенсивность непроизвольного внимания, т. е. степень восприятия любого интересующего лица зависит, прежде всего, от его конкретности, новизны и необычности. При восприятии людей легче воспринимается человек, внешность которого бросается в глаза. Это может быть рослый, хорошо сложенный, привлекательный или, наоборот, уродливый индивид. Он может быть вызывающе, опрятно или чересчур неряшливо одет, может носить какие-нибудь необычные очки, галстук, обувь. Важно, чтобы этот индивид контрастировал с окружающими людьми и не сливался с фоном. Определенная «необычность» сотрудника правоохранительных органов в этом плане с чувством меры, конечно, и при учете психологических особенностей объекта поможет привлечь его внимание. Непроизвольное внимание объекта может быть привлечено к лицу, которое в данный момент как бы входит в сферу действия его доминирующих потребностей. Известно, что люди в каждый момент времени переживают разнообразные потребности. Соответствующий этим потребностям раздражитель (в данном случае сотрудник правоохранительных органов) приобретает для объекта известную значимость, и он обращает на него свое внимание. Отсюда видно, что в целях привлечения внимания интересующего лица работник правоохранительного органа должен точно определить, чего хочет объект, и действовать в соответствии с его желаниями. При восприятии внимание людей непроизвольно приковывается также тем, кто обладает авторитетом или, наоборот, у кого он отсутствует. В первом случае это внимание будет иметь положительную окраску, во втором — отрицательную. Однако во всех случаях непроизвольное внимание объекта будет положительным, если сотрудник правоохранительных органов проявит со своей стороны расположение к объекту. В процессе общения действует закон реципроксности (взаимной отдачи). Если мы будем смотреть на людей только как на средство достижения своих целей, то ничто не сможет помочь нам понять этих людей и привлечь их внимание к себе. В практике оперативно-розыскной деятельности дружеское и заботливое отношение к интересующему лицу можно изобразить, используя положения системы К.С. Станиславского, смысл которых заключается в осуществлении определенных физических действий. Это могут быть определенные телодвижения, жесты, высказывания и т. д. Очень важен здесь вовремя и к месту сказанный комплимент. Нередко комплимент смешивают с лестью. Лесть прямолинейна, проста и понята. Она не побуждает того, к кому обращена, к размышлению, к догадке. Комплимент же таит в себе нечто скрытое, недосказанное, побуждающее тех, к кому он адресован, к раздумью. Если лесть однозначна и всеми воспринимается одинаково, то комплимент предполагает различные толкования. Фраза «Как Вы милы!» — это лесть; а фраза «Понятно, почему Ваш муж всегда стремится домой!» — это комплимент. Комплимент, привлекающий внимание собеседника к человеку, сказавшему его, должен выглядеть искренним, небанальным и отвечать потребностям и интересам собеседника. Предположим, что мы оказались в доме интересующего лица. Как сделать комплимент? Сказать: «Какой прекрасный дом!» — этого мало. Надо искренне восхититься, скажем, фасадом, формой окон и дверей, планировкой и т. д. Затем непременно следует выразить, например, предположение о том, как приятно в таком доме жить, трудиться и т. п. Таким образом, сам комплимент, его искренность привлекают внимание объекта заинтересованности. Обращение к потребностям и интересам интересующего лица фиксирует комплимент в его памяти и возбуждает интерес объекта к собеседнику. 3. Формирование интереса у общающихся сторон Под интересом в психологии понимается эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Субъективно для самого человека интерес обнаруживается в сосредоточенности на каком-либо объекте, лице, процессе, идее. Заинтересованный человек ощущает желание познать объект, идею, больше сблизиться с конкретным лицом, включиться в какой-либо процесс. При установлении психологического контакта и заведении знакомства взаимный интерес углубляет отношения между общающимися, сближает их. Проявление интереса к конкретному человеку связано с явлениями симпатии и антипатии. Симпатия или антипатия между общающимися складывается обычно спонтанно, на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается, естественно, только при наличии положительного отношения друг к другу, то есть когда имеет место взаимная симпатия. Вполне понятно, что для развития контакта сотруднику правоохранительного органа необходимо вызвать к себе чувство симпатии со стороны объекта. Для этого следует знать, почему люди симпатизируют друг другу. В основе общения вообще, а также тяготения (симпатии) одного индивида к другому лежит психологический механизм удовлетворения потребностей людей, которые, в конечном счете, обусловлены социальными отношениями. Согласно психологическим исследованиям проблемы «симпатии-антипатии» простое ожидание «выигрыша», т. е. предвосхищение «положительного», еще не ведет к тяготению к партнеру, а следовательно, к порождению у него чувства симпатии. Здесь все зависит от степени превышения «положительного» над «отрицательным», а также от того, какими усилиями достигается это превышение. Известно, что один и тот же результат может быть достигнут различными усилиями. Например, интересующее нас лицо стремится поддерживать только такие отношения, которые позволяют ему достичь желаемых результатов, т. е. удовлетворить имеющиеся потребности при минимальном уровне усилий. При этом объект заинтересованности правоохранительных органов постоянно сравнивает результат своей деятельности с прилагаемыми усилиями. Ему надо обеспечить какой-то минимум «выигрыша». Абсолютный, максимальный «выигрыш» здесь не предусматривается. Таким образом, тяготение (симпатия) объекта к работнику правоохранительного органа будет иметь место в том случае, если объект предвосхищает «выигрыш» (приятное) при сносных условиях. Другими словами, симпатия возникает тогда, когда «выигрыш» превышает «цену». Предположим, в общении с людьми (на конференции, на работе и т. д.) объект почувствовал желание поделиться своими впечатлениями о каком-то деле. Он оценивает собравшихся и делает вывод, что можно побеседовать об этом с А, Б, В. Однако А, по его мнению, нагловат; Б — знает больше, чем сам объект; В — имеет неприятную внешность. Объект будет беседовать с тем, кто по его субъективному мнению обеспечит ему положительные переживания при меньших усилиях. Степень этих переживаний должна быть несколько больше какого-то минимума, уровень которого необходим объекту для ощущения, например, чувства собственной значимости. Этот уровень неосознанно устанавливается интересующим лицом согласно его опыту. Он также зависит от личных качеств объекта. В нашем примере объект будет беседовать несомненно с В. Исходя из указанной выше формулы, сотруднику правоохранительного органа, для того чтобы возбудить интерес объекта к общению с собой, надо способствовать культивированию у этого лица спонтанного предвосхищения «выигрыша» от такого общения. Психологические наблюдения показывают, что люди со сходными ценностными ориентациями имеют тенденцию сближаться, они вызывают симпатию друг у друга. Особенно важны для многих людей так называемые личностные ценности: отношение к добру и злу, общечеловеческим нормам морали, обогащению, познанию и т. д. Большую значимость также имеют социальные ценности и установки, регулирующие жизнь большинства людей. Человек хочет всегда найти подтверждение правильности своих идей, точки зрения, идеалов, и т. д. Он ищет сближения с теми, кто его поддерживает. Нередко, как только интересующее лицо обнаруживает у кого-то, с кем он вступил в контакт, систему установок, отличную от его собственной, он прекращает общение, прерывает контакт и ищет другого партнера для общения. Для объекта здесь не предвидится «выигрыша», а сам процесс общения для него приобретает неприятную окраску. Чтобы возбудить симпатию к себе, нужно искусно играть роль единомышленника. В подавляющем большинстве случаев интересующее правоохранительные органы лицо предпочтет общаться и проявит интерес к собеседнику, который постоянно готов с ним беседовать практически по любым вопросам. Частые встречи с таким объектом и обсуждение с ним волнующих его тем вызовут у этого человека ощущение легкости и свободы суждений, приводящих к формированию впечатления о сотруднике правоохранительного органа как о приятном и крайне необходимом собеседнике. Люди всегда тяготеют к тому, кто рассматривает их как личность, наделенную определенными положительными качествами. Внушить объекту заинтересованности интерес к себе лестью или другим подобным воздействием очень трудно, так как оно не может скрыть истинных намерений того, кто это делает. Простая заинтересованность со стороны сотрудника правоохранительного органа также не вызовет симпатии и последующего интереса со стороны интересующего лица. Более того, такая заинтересованность скорее может породить настороженность. Однако симпатия и интерес, проявляемые на фоне заботы об объекте, не вызовут у него подозрений. Одним из проявлений заботы является стремление понять внутренние переживания объекта. Доказано, что когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний, симпатизирует ему. Симпатия (тяготение) объекта к работнику правоохранительного органа возникает на основе действия закона реципроксности, действие одного человека порождает ответную реакцию другого. В данном случае ответная реакция выступает в виде сложного, психологического образования. Интенсивность этой реакции во многом зависит от личности того, на кого она направлена, т. е. от сотрудника правоохранительного органа. Устойчивая симпатия возникает к лицам, которые: 1. Контролируют свои личные эмоции, стараются не говорить о личных неприятностях. Такие люди не навевают мрачных мыслей на того, с кем общаются. 2. Быстро устанавливают личные знакомства. Это, как правило, ярко выраженные экстраверты. 3. Без труда понимают внутреннее состояние других. Здесь сказывается действие механизма эмпатии. 4. Стараются брать на себя общественные нагрузки. Они не отказываются выполнять работу, от которой отмахиваются другие В целом люди, вызывающие симпатию у окружающих, привлекают объекта ожиданием приятного общения с ними. Наибольший интерес к своей личности, а также общению можно вызвать в процессе беседы. Даже в том случае, если объект будет первоначально испытывать к сотруднику правоохранительного органа определенное чувство неприязни, беседа в целом может исправить положение. Общая схема вовлечения интересующего лица в беседу может быть следующей: 1. Создание проблемной ситуации, отвечающей доминирующим потребностям объекта. 2. Подведение этого лица к необходимости обсуждения возникшей проблемы. Общий разговор будет поддержан далеко не каждым собеседником. Неуместная тема разговора также чревата своими последствиями: она создает неловкость между общающимися и порождает барьер несовместимости. Планируя построение проблемной ситуации, надо принимать во внимание характерологические особенности интересующего нас лица, его эрудицию, особенности интеллекта, социально-психологические данные. Основное внимание здесь надо обратить на «социальную роль» данного объекта в обществе. Поэтому, располагая даже неполными данными об этом лице, можно уже на первом этапе знакомства выбрать подходящую тему беседы и продумать соответствующую проблемную ситуацию. Однако без дополнительных усилий со стороны сотрудника правоохранительного органа трудно рассчитывать на речевую активность интересующего органы лица. Последний может ограничиться двумя-тремя фразами. Чтобы вовлечь интересующее лицо в беседу, нужны специальные приемы подведения его к активному высказыванию, что связано с необходимостью эмоционального возбуждения последнего. Задача, следовательно, состоит, во-первых, в постановке проблемы и, во-вторых, в возбуждении эмоции объекта. В последнем случае необходимо обеспечить наличие потребности в высказывании. Для этого следует добавить в проблемный вопрос информацию дискуссионного характера. В данном случае уместным может быть сообщение: «Многие авторитеты говорят, что никаких направлений в живописи в настоящее время нет». У объекта могут возникнуть вопросы: «Кто эти авторитеты?», «Что конкретного они говорят?» и т. д. Условие соблюдено — эмоциональное отношение возникло. Объект начинает возражать, излагать свое мнение, приводить факты и т. д. Он оказывается вовлеченным в беседу. Теперь нужно поддержать его эмоциональное возбуждение. Практически этого можно добиться, соглашаясь с аргументацией интересующего нас лица. Для этого применяются специальные вербальные и невербальные средства. Сотрудник правоохранительного органа должен показать интересующему лицу, что он внимательно его слушает: периодически смотреть говорящему в глаза, кивать головой и делать соответствующие жесты, как бы подкрепляя слова и выводы объекта. Междометия, перифразы и рефлексии также дают объекту знать, что все его слова доходят до адресата. Перифраза, например, воспринимается как готовность собеседника принять идеи партнера. Пример Объект: «Каждый раз, когда встречаешься с творением прошлого, видишь определенные пласты живописи, по сути дела, разного плана во многих отношениях» Сотрудник правоохранительного органа: «Вы действительно ощущаете наличие определенных направлений». Рефлексия наводит объекта на мысль о том, что его чувства, установки понятны и близки собеседнику. Говорящий в этих случаях ощущает в партнере своего союзника. Пример Объект: «Становится больно, когда беспочвенно делаются такие заявления. И кто делает?!» Сотрудник правоохранительного органа: «Вы, как специалист, конечно же, не можете спокойно смотреть на все это». Эти перифраза и рефлексия ослабляют настороженность в любом собеседнике. Они могут разрушать барьеры равнодушия, недоверия и вражды. Большую роль здесь играют паузы, которые стимулируют говорящего к активизации своей речи. Кроме того, сотрудник правоохранительного органа должен также обращаться к чувству собственного достоинства объекта. Так, разговорившись с лицом, интересующим нас, на какую-либо тему и сделав ему комплимент, вы можете обратиться к объекту и попросить помочь в чем-либо. Он, может быть, ничего и не сделает для вас, но останется доволен, что к нему обратились как к специалисту. Во всяком случае, разговор получит продолжение. Обычные стандартные фразы здесь выглядят примерно так: «Я кое в чем не разобрался, мне нужна Ваша помощь», «Как мне нужна Ваша помощь!», «Можете ли Вы нам помочь?» и т. д. В одной из своих книг «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги описывает шесть способов понравиться людям: 1. В разговоре всегда проявляйте искренний интерес к собеседнику. 2. Чаще улыбайтесь. «Человек, не имеющий улыбки на лице, не должен открывать своей лавки» — гласит древнекитайская пословица. 3. В разговоре с человеком чаще употребляйте его имя. Если вы сразу запомнили имя человека и будете называть его без затруднения, это будет для него тонким комплиментом. Но если вы забудете имя или неправильно произнесете его, то поставите себя в неудобное положение. 4. Заводите разговор на тему, которая интересует вашего собеседника. 5. Старайтесь дать человеку почувствовать его превосходство над собой и делайте это искренне. При этом — всегда помните одно из основных правил общения: «Делайте для других то, что нам хотелось бы, чтобы другие делали для нас». 6. Умейте внимательно слушать и побуждать собеседника рассказывать о себе. Умение слушать собеседника — это искусство. Овладеть этим искусством должен всякий, кто хочет добиться общения с людьми. По манере слушать собеседника люди делятся на три группы: • внимательные слушатели; • пассивные слушатели; • агрессивные слушатели. Внимательные слушатели создают благоприятную атмосферу беседы, стимулируют говорящего к активности. Пассивные — вызывают у говорящего апатию и тем самым гасят его речевую активность. Агрессивные слушатели вызывают у говорящего негативные эмоции. Как видно, внимательные слушатели — это положительный тип слушателей, а пассивные и агрессивные — отрицательные. Среди слушателей отрицательных типов по манере общения выделяют еще предвосхитителей, сторонников фактов и притворщиков. Предвосхитители обычно предугадывают то, что хочет сказать собеседник, и поэтому не стараются прислушиваться к тому, что он сообщает. Для предвосхитителей важен внешний вид говорящего, его голос, телодвижения и т. д. Содержание речи для таких слушателей — дело второстепенное. Сторонники фактов предпочитают конкретность в беседе. Для них цифра, событие, конкретная личность — это главное. Однако такие слушатели часто упускают суть — идею высказывания, так как отдельные факты лишь подкрепляют основную мысль говорящего. Притворщиков можно назвать самыми бессовестными слушателями. Они заискивающе смотрят в глаза, безостановочно кивают головой, суетятся и т. д. Однако эти реакции так искусственны, что легко могут быть раскрыты. Говорящий теряет интерес к общению и замолкает. Вполне понятно, что таким слушателям очень трудно возбудить к себе интерес говорящего. Можно прекрасно найти предлог для вступления в контакт, оказать воздействие на объект заинтересованности с целью формирования о себе первого впечатления и даже привлечь его внимание. Однако для дальнейшего развития общения нужно уметь беседовать, а в беседе слушать собеседника. Нередко многие неурядицы, связанные с межличностными конфликтами, возникают из-за того, что мы не умеем слушать. Иногда слушающий может быть искренне заинтересован в том, что говорит собеседник, однако в силу своих индивидуальных психологических особенностей плохо сигнализирует ему об этом. Дело заключается в том, что в таких случаях вслушиваются только в слова собеседника, а самого говорящего выпускают из поля зрения. Говорящий, не чувствуя на себе взгляда слушателя, начинает нервничать и искать повод прервать разговор и удалиться. Схема слушания должна строиться по принципу обратной связи: объект нашего интереса произносит слова, направленные к субъекту, который слушает, сосредотачивая свое внимание на собеседнике и на его словах, и старается уловить основную идею высказывания. Объект охотно вступает в разговор, если собеседник изъявляет готовность его слушать. Причем деланная готовность последнего очень легко распознается по мимике, позе и жестам. Поэтому рассмотренные выше приемы привлечения внимания и вовлечения в беседу имеют большое значение. Чтобы уметь возбудить интерес говорящего к беседе и в целом к общению, нужно избавляться от черт, присущих отрицательным типам слушателей. Для этого существуют определенные приемы, вот некоторые из них. Как избавиться от пассивности: 1. Не молчите. Беспредметное говорение тоже не решает дела. Надо участвовать в беседе предметно, по делу. Для этого требуется подготовка. 2. Будьте «открытым» для собеседника. Представьте себе, что он сообщает вам очень важные сведения. 3. Старайтесь не напрягаться. Чем напряженнее вы будете держаться, тем неестественнее будете выглядеть. Напряжение сигнализируется мимикой, позой, жестами. 4. Говорите простым языком, короткими фразами, избегайте вычурных слов. 5. Если речь зашла о неприятных вещах, не уходите от разговора. Достойная спокойная, аргументация всегда уместнее. 6. Не надейтесь только на свою эрудицию. Всегда готовьтесь к взаимному общению — в этом залог успеха. 7. Слушание — это искусство, и им нужно овладеть постепенно и целенаправленно. Как избавиться от агрессивности: 1. Не доминируйте в разговоре. Никто не любит, когда над ним довлеет чья-то сила. 2. Не увлекайтесь монологами. Длинный монолог не только утомляет других, но главным образом порождает у собеседника мысль о своей ущербности. 3. Не теряйте над собой контроля и не перебивайте собеседника, даже если вам не нравится, что он говорит. 4. Не ущемляйте чувства собственного достоинства общающегося с вами человека. 5. Не принимайте позы обороны. Напряжение мышц лица, рук и т. д. свидетельствует о непринятии вами идеи говорящего. Собеседник начинает ощущать ваше состояние. 4. Доверие — важнейшее условие установления контакта Доверие со стороны интересующего нас лица — это самое существенное условие в развитии отношений. В связи с этим формирование доверительности как фазы общения должно быть предметом особого внимания сотрудника правоохранительного органа. Практически доверительность начинает формироваться с заведения знакомства и устанавливается при обособлении объекта и данного сотрудника в диаду. Мы уже отмечали, что общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми. В структуре общения выделяют обмен значимыми мыслями и систему взаимного влияния. Доверительное общение предполагает обмен информацией интимного характера, заинтересованность партнеров в общении и доверие в их отношениях. Этот вид активности людей представляет собой социально-психологический феномен, который проявляется в самых различных сферах совместной деятельности. С точки зрения психологии — это обособление двух (диада) или более человек в некоторую специализированную общность. Обособление понимается здесь как изоляция от «чужих» Свойство быть «чужим» имеет смысл только в соотнесении с содержанием тех отношений, в которых происходит обособление. Специфика доверительности как феномена общения заключается в особом качестве обмениваемого «материала», с одной стороны, и в особом качестве отношения к партнеру — с другой. Только общение, удовлетворяющее одновременно этим двум условиям, можно назвать доверительным. Следует отличать доверительность от других, похожих по форме феноменов общения, например проявления прямоты, откровенности и т д. С учетом сказанного выше можно заключить, что хотя всякая доверительность предполагает откровенность, но не всегда откровенность является актом доверительного общения (например, признание под нажимом; мнение о собеседнике, высказанное импульсивно в ссоре, раскрытие тайны на основе уверенности, что собеседник будет молчать против своей воли и т. д.). Доверительность характеризуется специфическими функциями. Это, прежде всего функция обратной связи, которая реализуется в общении, с одной стороны, путем сравнения доверительного материала, полученного субъектом от собеседника, о его внутреннем мире со своими собственными переживаниями и, с другой стороны, путем непосредственного «раскрытия» себя собеседнику. Другой функцией является формирование особых углубленных взаимоотношений в процессе осуществления какой-то совместной деятельности. Психологическое содержание доверительности между объектом и сотрудником правоохранительного органа заключается в субъективном ощущении «безопасности» и уверенности партнеров по общению друг в друге. Объект, вступивший в процессе общения в фазу доверительности, приобретает уверенность в том, что он, полагаясь на своего партнера, ничем не рискует. Предпосылкой такого состояния общающихся является взаимное понимание. Однако основным механизмом достижения доверия следует считать подкрепление этого доверия. Проявление этого закона в процессе общения, например сотрудника правоохранительного органа с интересующим лицом, заключается в следующем. В процессе общения, когда отношения общающихся переходят грани обычного знакомства, как бы происходит раскрытие, которое осуществляется лишь настолько, насколько это диктуется целью поддержания контакта. Раскрытие форсируется, как только появляются признаки функционирования диады. Необходимо побудить объекта в этот момент пойти на риск и раскрыться чуть больше Согласно закону подкрепления сотрудник правоохранительного органа должен также «раскрыться» чуть больше. Если этого не произойдет, объект может посчитать свой риск неоправданным и прекратить общение. Если же сотрудник правоохранительного органа сделает шаг навстречу, объект заинтересованности расценит свой риск как оправданный и в ответ отважится на новый рискованный шаг. Таким образом он будет втягиваться в процесс сближения, пока на каком-то «шаге» не наступит «насыщение». Если же этот сотрудник проявит здесь разумное терпение, а потом вновь продолжит вовлечение этого лица во «встречное движение», процесс может продолжиться. Если он станет неразумно форсировать этот процесс, это может вызвать у интересующего нас лица раздражительность или подозрительность. Если же сотрудник правоохранительного органа почему-либо совсем прекратит встречные действия, у объекта возникнет мысль о том, что такому человеку можно доверять лишь до определенного предела. Как правило, сотрудник правоохранительного органа должен стараться сделать так, чтобы «встречное движение» привело к установлению отношений доверительности. Критерием таких отношений является откровенность объекта. Эффективным способом обеспечения такого уровня отношений является сопереживание. Сопереживание всегда действует как подкрепляющий фактор, способствующий сближению людей. Оно вызывается различными способами. Здесь играют роль совместные воспоминания о каких-то событиях (одна и та же радость, болезнь), одинаковое отношение к некоторым сторонам жизни (у обоих по двое детей, и все мальчики) и т. д. Задача состоит в том, чтобы в нужный момент соответствующим образом «раскрыться». Особенно внимательным надо быть, когда интересующее нас лицо начинает откровенничать по поводу своих слабостей и недостатков. Своевременная и идентичная реакция на откровенность объекта вызовет у него чувство благодарности. В таких случаях многие говорят: «Этот человек меня понимает». И это является свидетельством высокого уровня доверительности. Исследования и целевые наблюдения показывают, что степень «раскрытия», а также круг вопросов, затрагивающихся в разговоре, зависят от многих факторов, среди которых, прежде всего, следует назвать психологический фактор; многое из того, что в одной культуре считается интимным, в другой — обычным. Так, западные иностранцы откровенно беседуют почти со всеми по таким вопросам, как религия, секс, физические недостатки, личные доходы, намерения и т. д. Японцы же об этом редко говорят даже с друзьями. Единственное, из чего японцы не делают секрета (и то только от матери), — это проблема пищи. Знание таких особенностей дает конкретным сотрудникам правоохранительных органов возможность правильно вести себя при обособлении. Дистанция между общающимися сокращается, учащаются касания друг друга, что также способствует повышению уровня доверительности. Развитие доверительности в общении с объектом во многом зависит также от умения сотрудника правоохранительного органа разрешать конфликтные ситуации, которые всегда возникают между людьми. В процессе общения даже между друзьями иногда имеют место ситуации недопонимания, несогласия, расхождения во мнениях, напряженности. Эти ситуации неизбежны, поскольку у каждого человека есть свои недостатки, но не каждый способен осознать это. Однако от того, как разрешаются такие ситуации, во многом зависят отношения людей. Сотрудник правоохранительного органа должен уметь говорить интересующему лицу нечто малоприятное, не оставляя у него осадка; уметь не соглашаться с объектом в чем-то, не раздражая его; критиковать объекта, не вызывая у него чувства неприязни и т. д. При этом необходимо всегда учитывать уровень сложившихся отношений, ситуацию общения, предмет спора, индивидуально-психологические особенности объекта, место и время разговора и т. д. Всегда надо помнить, что деятельность сотрудника правоохранительного органа, его реакции на поведение объекта должны быть подчинены актуальным потребностям объекта. От него требуется тонкое психологическое чутье и профессиональная наблюдательность. При переводе нейтрального контакта в контакт, который включает в себя элементы оперативной заинтересованности у молодых сотрудников правоохранительных органов, иногда возникает барьер доверительности. Основная причина его возникновения состоит в том, что предпринимаемые этими сотрудниками попытки к сближению могут, как им кажется, показаться объекту неискренними, что таит в себе иногда возможность расшифровки. Это обстоятельство сковывает иногда некоторых сотрудников правоохранительных органов, создает у них определенный барьер. Очень трудно бывает преодолеть барьер доверительности скромным, застенчивым людям, которые стараются придерживаться установившихся стандартов поведения. Общепсихологическое правило преодоления барьера доверительности будет следующим: барьер доверительности в диаде (сотрудник правоохранительных органов — объект) успешно преодолевается при условии лидерства сотрудника правоохранительного органа; если лидерство остается за объектом, преодоление барьера не происходит. Заключение Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника правоохранительных органов, помогает ему строить и регулировать взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной деятельности. В деятельности сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов главное – работа с людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них своего влияния и т.д. Приобретение психологических знаний становится необходимостью для оперативного состава правоохранительных органов, и в частности в оперативно-розыскной деятельности. Для осуществления воздействия на лиц, являющихся носителями отрицательных психических качеств, необходимы значительные психологические знания. Без этого нельзя определить способ воздействия, оценить его результаты, добиться изменения направленности психических процессов, состояния лиц, через которых устанавливается объективная истина. Преподаватель кафедры О.Э. Николаев Литература 1. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970 г. 2. Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992 г. 3. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1991 г. 4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1995 г. 5. Чуфаровский Ю.В. Общение: наука и культура. Ташкент. 1986 г. 6. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969 г.
«Тактика установления и развития психологических контактов в оперативно-розыскной деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot