Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Подходы МВД России к созданию системы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД

  • 👀 721 просмотр
  • 📌 669 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Подходы МВД России к созданию системы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Подходы МВД России к созданию системы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД» docx
подходы МВД России к созданию системы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД Обеспечение собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации является составной частью государственной политики в сфере внутренних дел. Концепция обеспечения собственной безопасности в системе МВД России была утверждена приказом МВД России от 02.01.2013 № 1. В системе МВД РФ под собственной безопасностью понимается состояние ее защищенности от угроз деструктивного и дезорганизующего воздействия посредством создания эффективных механизмов противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям, обеспечения инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктур системы от преступных посягательств, сохранности информационных ресурсов, государственной защиты сотрудников ОВД, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и их близких, а также принятия оперативных и действенных мер по предотвращению негативных последствий и пресечению факторов угроз. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Цель Концепции - развитие сферы обеспечения собственной безопасности, создание приемлемых условий для стабильного функционирования органов внутренних дел, сохранения ее целостности, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Обеспечение собственной безопасности в системе МВД России - это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз собственной безопасности. Принципы обеспечения собственной безопасности системы МВД России: 1. Законность применяемых мер. 2. Уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. 3. Единство системы обеспечения собственной безопасности и централизация управления этой деятельностью. 4. Активность и наступательность, приоритет упреждающих и профилактических мер противодействия внешним и внутренним угрозам. 5. Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств в обеспечении собственной безопасности. 6. Сочетание целей, задач и практической деятельности по обеспечению собственной безопасности с общими целями, задачами оперативно-служебной деятельности системы МВД России. 7. Комплексное использование сил и средств. 8. Последовательность в реализации антикоррупционной политики. 9. Персональная ответственность руководителей (начальников) всех уровней за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности в подчиненных подразделениях. 10. Уважение, соблюдение, защита прав, чести и достоинства, деловой репутации сотрудников и гражданских служащих. К мерам обеспечения собственной безопасности относятся: 1. Защита жизни, здоровья, чести, достоинства, деловой репутации имущества сотрудников, гражданских служащих, их близких, а также деловой репутации органов внутренних дел Российской Федерации, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. 2. Получение упреждающей информации о возможных внешних и внутренних угрозах, оценка возникающих угроз, выявление источников опасности, подготовка аналитических материалов, прогнозов изменений внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на состояние собственной безопасности системы МВД России. 3. Осуществление мониторинга коррупционных и иных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России. 4. Совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения собственной безопасности. 5. Предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России. 6. Совершенствование механизма профессионального отбора кадров для замещения должностей в системе МВД России, в том числе проведение в установленном порядке проверок кандидатов на должности. 7. Проведение мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов инфраструктур системы МВД России от преступных посягательств и террористических угроз. 8. Предупреждение, выявление и пресечение фактов расшифровки сведений в сфере оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также служебной информации ограниченного доступа или утраты служебных документов. 9. Предупреждение проникновения в систему МВД России лиц, преследующих противоправные и корыстные цели. 10. Научное и методическое сопровождение деятельности системы МВД России в сфере обеспечения собственной безопасности. 11. Взаимодействие с представителями средств массовой информации, в том числе по обеспечению общественного доверия к полиции и поддержки граждан. 12. Взаимодействие с правоохранительными органами при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение собственной безопасности. К внешним угрозам собственной безопасности системы МВД России относятся: 1. Деятельность организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), направленная на: проникновение в органы внутренних дел Российской Федерации, иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России; несанкционированный доступ к информации ограниченного распространения, обрабатываемой на средствах вычислительной техники, и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну; получение служебной информации от сотрудников, гражданских служащих и работников системы МВД России путем установления доверительных отношений, подкупа и шантажа; оказание воздействия на деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, в том числе ухудшение их материально-технического, финансового и иного обеспечения деятельности; компрометирование органов внутренних дел Российской Федерации, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, их сотрудников, гражданских служащих и работников, а также лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел; вовлечение сотрудников, гражданских служащих и работников системы МВД России в противоправную деятельность, в том числе для оказания содействия в ее осуществлении, а также дезорганизующее воздействие на их морально-психологическое состояние. 4. Гарантии личной безопасности сотрудников органов внутренних дел Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность. Риск, как физический, так и психологический являются сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, то есть целенаправленному уменьшению риска до реально возможного предела, чрезвычайно важна. В системе МВД задача по обеспечению безопасности сотрудников органов внутренних дел и их близких возложена на отделы организации государственной защиты (ООГЗ) Оперативно – розыскных частей собственной безопасности. Обеспечение государственной защиты сотрудников органов внутренних дел состоит в осуществлении органами МВД мер безопасности, при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество сотрудников ОВД в связи с их служебной деятельностью. Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях и иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц ОВД, либо принудить к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Личная безопасность – это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий. Культура личной безопасности – это степень готовности человека совершенствовать и применять свои знания и опыт, выражающаяся в поведении и действиях в адекватных или неадекватных ситуациях, связанных с опасностью для жизни. Личная профессиональная безопасность сотрудника ОВД – это система правовых, специальных, защитных, тактических, педагогических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни, физического и психического здоровья сотрудников ОВД при условии поддержания высокого уровня профессиональных действий. Важнейшим компонентом в системе обеспечения безопасности сотрудников ОВД является их профессиональная защищённость, в первую очередь от посягательств преступных элементов. Однако понятие «защищённость сотрудников», особенно в контексте вопросов обеспечения их личной безопасности, стоит рассматривать значительно шире. Это явление многоплановое, включающее целый комплекс взаимосвязанных, но самостоятельных компонентов, таких как: - экономическая защищённость – соответствие материального обеспечения сотрудника системы МВД его объективным материальным потребностям; - правовая защищённость – соответствие правовой и нормативной базы деятельности ОВД объективным условиям и задачам этой деятельности. Она определяет уровень правового обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с данной деятельностью. Здесь особо важна правовая защищённость сотрудника при его действиях по защите своей жизни, здоровья, чести и достоинства в процессе профессиональной деятельности; - материально-техническая защищённость – соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников её объективным условиям и задачам; - социальная защищённость – соответствие социального статуса сотрудников правоохранительных органов значимости тех государственных задач, которые они выполняют; - социально-психологическая защищённость – соответствие общественного мнения о деятельности системы МВД объективным оценкам её деятельности, а также соответствие «образа сотрудника» ОВД реальным профессиональным «Я-личностным» типам сотрудников. Особым аспектом «внутренней» социально-психологической защищённости является стабильный благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективах сотрудников и адекватный стиль руководства коллективом; - кадровая защищённость – соответствие уровня профессиональной надежности персонала (т.е. нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств сотрудников и их профессиональной компетентности) требованиям, предъявляемым к личности сотрудника системой МВД, её задачами и реальными условиями деятельности; - информационная защищённость – соответствие возможностей получения информации, необходимой для эффективной профессиональной деятельности (в том, числе научных и практических знаний, умений и навыков), реальной необходимости иметь такую информацию для решения профессиональных задач и обеспечения профессиональной защищённости и личной безопасности. Специальным компонентом информационной защищенности сотрудника является пресечение утечки информации о профессиональной деятельности и личной жизни, которая могла бы препятствовать решению профессиональных задач или повышать степень личного риска для него и его близких; - специальная защищённость – эффективность специальных мер оперативно-розыскного, контрразведывательного и иного характера, действий подразделений собственной безопасности по защите органов внутренних дел от деструктивных воздействий преступных элементов; - психологическая защищённость – соответствие специальных мер, направленных на профилактику и предотвращение психологической деформации личности сотрудника под влиянием стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью; - физическая защищённость – соответствие комплекса правовых, материально-технических, управленческих и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья сотрудников при решении (или в связи с решением) ими профессиональных задач, реальным возможностям снизить этот риск до объективного предела. Таким образом, как система МВД в целом и ее конкретные подразделения, так и отдельный сотрудник, в значительной мере выступают в качестве объекта обеспечения защищенности, т.к. решение многих вышеназванных экономических, материально-технических, правовых и социальных проблем находится вне компетенции системы МВД и тем более отдельного сотрудника. Активная субъектная позиция здесь может выражаться в проявлении определённых инициатив формировании предложений в те инстанции, которые эти вопросы решают Гарантии личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, как субъектов правоохранительной деятельности. В настоящее время существует ряд международных документов, регулирующих правовое положение правоохранительных органов. Это — «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» (приняты в 1985 г. в Гаване VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят в 1979 г. резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеей ООН) и «Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (приняты в 1989 г. резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН). \ \ Лекция ТЕМА № 2 «Методы анализа и прогнозирования рисков личной безопасности сотрудников ОВД». 1. Понятие и источники внешних и внутренних угроз личной безопасности сотрудников ОВД. Острота и актуальность темы «Угрозы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» в современном обществе заключается в том, что объектом посягательства являются именно сотрудники и члены их семей. Риск, как физический, так и психологический, является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности полицейского. В этой связи проведение специальной работы по уменьшению этого риска до минимального предела чрезвычайно важно. Любая система, и в частности система правоохранительных органов, эффективно работает только тогда, когда может сама  себя защитить. Причем защитить таким образом, чтобы у преступников даже не возникало мысли пытаться решать вопросы путем силового воздействия на представителей власти. Обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, есть осуществление системы мер, направленных на снижение уровня профессионального риска до реально-возможного минимума, - проблема комплексная. Меры безопасности сотрудников можно разделить на общие и специальные. 1. общими являются меры, которые государство и его органы устанавливают и применяют при приеме граждан на службу, а также в процессе прохождения ими службы в органах внутренних дел. К ним относятся, например, обеспечение конфиденциальности сведений о сотруднике одновременно с его назначением его на должность; периодическая проверка сотрудников на проф. пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 2. специальные меры обеспечивают безопасность сотрудников органов внутренних дел и их близких родственников при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, жилище и имущество. Они применяются при наличии угрозы, возникшей в связи с осуществлением их служебной деятельности. Специальные меры защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях - также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц органов внутренних дел либо принудить их к изменению их характера, либо из мести, за указанную деятельность. Обеспечение безопасности в системе МВД России – это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз собственной безопасности. Принципы обеспечения собственной безопасности системы МВД России: - законность применяемых мер. - уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. - единство системы обеспечения собственной безопасности и централизация управления этой деятельностью. - активность и наступательность, приоритет упреждающих и профилактических мер противодействия внешним и внутренним угрозам. - конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств в обеспечении собственной безопасности. - сочетание целей, задач и практической деятельности по обеспечению собственной безопасности с общими целями, задачами оперативно-служебной деятельности системы МВД России. - комплексное использование сил и средств. - последовательность в реализации антикоррупционной политики. - персональная ответственность руководителей (начальников) всех уровней за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности в подчиненных подразделениях. - уважение, соблюдение, защита прав, чести и достоинства, деловой репутации сотрудников и гражданских служащих.  К мерам обеспечения собственной безопасности относятся в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: - защита жизни, здоровья, чести, достоинства, деловой репутации имущества сотрудников, гражданских служащих, их близких, а также деловой репутации органов внутренних дел Российской Федерации, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. - получение упреждающей информации о возможных внешних и внутренних угрозах, оценка возникающих угроз, выявление источников опасности, подготовка аналитических материалов, прогнозов изменений внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на состояние собственной безопасности системы МВД России. - осуществление мониторинга коррупционных и иных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России. - совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения собственной безопасности. - предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России. - совершенствование механизма профессионального отбора кадров для замещения должностей в системе МВД России, в том числе проведение в установленном порядке проверок кандидатов на должности. - проведение мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов инфраструктур системы МВД России от преступных посягательств и террористических угроз. - предупреждение, выявление и пресечение фактов расшифровки сведений в сфере оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также служебной информации ограниченного доступа или утраты служебных документов. - предупреждение проникновения в систему МВД России лиц, преследующих противоправные и корыстные цели. - научное и методическое сопровождение деятельности системы МВД России в сфере обеспечения собственной безопасности. - взаимодействие с представителями средств массовой информации, в том числе по обеспечению общественного доверия к полиции и поддержки граждан. - взаимодействие с правоохранительными органами при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение собственной безопасности.   Профессиональная защищённость сотрудников ОВД - явление многоплановое, включающее целый комплекс взаимосвязанных, но самостоятельных компонентов. Среди них можно назвать следующие: Экономическая защищенность - соответствие материального обеспечения сотрудника системы МВД его объективным материальным и иным потребностям. Правовая защищенность - соответствие правовой и нормативной базы деятельности ОВД объективным условиям и задачам этой деятельности. Она определяет уровень правовою обеспечения профессиональной деятельности со­трудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с данной деятельностью. Материально-техническая защищенность - соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ее объективным условиям и задачам Социально-психологическая защищенность - сотрудников общественною мнения о деятельности системы МВД объективным оценкам ее деятельности и соответствие «образа сотрудника» ОВД реальным профессиональным и личностным типам сотрудников. Особым аспектам социально-психологической защищенности является стабильный положительный эмоционально-психологический кли­мат в коллективах сотрудников. Кадровая защищенность - соответствие уровня профессиональной надежности персонала, т.е. нравственных качеств сотрудников и их профессиональной компетентно­сти требованиям, предъявляемым к личности сотрудника системой МИД Информационная защищенность - соответствие возможностей получения информации, необходимой для эффективной профессиональной деятельности (в том числе научных и практических знаний, умений и навыков), реальной необходимости иметь такие знания для решения профессиональных задач обеспечения профессиональной защищенности и личной безопасности. Специальным компонентом информационной защищенности сотрудника является пресечение утечки информации о профессиональной деятельности или личной жизни, которая могла бы препятствовать решению профессиональных задач или повышать степень личного риска для него и его близких Специальная защищенность - эффективность специальных мер оперативно-розыскного, контрразведывательного и иного характера, действий подразделений собственной безопасности по защите органов внутренних дел от деструктивных воздействий преступных элементов Психологическая защищенность - соответствие специальных мер, направленных на профилактику и предотвращение психологической деформации личности сотрудника, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Физическая защищенность - соответствие комплекса правовых, материально-технических, управленческих и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья при решении (или в связи с решением) профессиональных задач до объективного предела. Таким образом, как система МВД в целом и ее конкретные подразделения, так и отдельный сотрудник, в значительной мере выступают в качестве объекта обеспечения защищенности, т.к. решение многих вышеназванных эконо­мических, материально-технических, правовых и социальных проблем находится вне компетенции системы МВД и тем более отдельного сотрудника. Активная субъектная позиция здесь может выражаться в проявлении определённых инициатив формировании предложений в те инстанции, которые эти вопросы решают 2. Риски личной безопасности и их классификация. Методика составления карты рисков. Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД, или сведение профессионального риска до возможного минимума - проблема сложная и комплексная. Опасность – это стрессфактор, отражающий осознание сотрудником ОВД того обстоятельства, что поведение правонарушителей, действие стихийных сил природы, авария или катастрофа могут причинять ему физической и психологический вред, привести к несчастному случаю и возможность к гибели. Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями сотрудника и отрицательными психическими состояниями. В зависимости от степени реальности воздействия опасности на поведение сотрудников ОВД можно различать: Потенциальную опасность. С этой точки зрения любой контакт с правонарушителями, как показывает практика, является потенциально опасным, таящим в себе угрозу для жизни, здоровья и личности сотрудника ОВД. Это обстоятельство необходимо учитывать при воспитании у каждого работника здоровой бдительности, осторожности, осмотрительности при взаимодействии с проверяемыми, подозреваемыми и правонарушителями; Мнимую опасность. В данном случае реально опасность отсутствует, но в сознании работника создан вымышленный образ опасной ситуации и соответствующий этому образу план своих действий. Часто это происходит в силу неточной оценки ситуации, поведения конкретных лиц и неверного понимания речевых сообщений, преувеличения отдельных деталей ситуации, как бы носящих угрозу для безопасности сотрудника ОВД; Спровоцированную опасность. Проявляя отдельные личностные качества (агрессивность, грубость, бестактность, хамство, жестокость и т.д.) сотрудник может спровоцировать нападение на себя со стороны других лиц, представляющее серьезную угрозу его жизни и здоровью; Реальную опасность. Реальная опасность возникает и проявляется в динамике опасной ситуации, содержащей реальную угрозу жизни, здоровью, чести и достоинству сотрудника органов внутренних дел. Риск – это действия сотрудника ОВД в опасной ситуации, характеризующиеся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи. Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств сотрудника. Риск может пониматься как специфическая форма регуляции поведения в ситуации опасности. Обоснованный риск предполагает адекватную оценку человеком соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или проигрышем. На принятие решения о риске в опасной ситуации влияют факторы внешней среды и особенности личности сотрудника ОВД. Факторы внешней среды обычно подразделяются на два вида: 1). Образующие структуру проблемы принятия решения (сложность ситуации, имеющиеся альтернативы поведения, объем информации об обстановке, дефицит времени и т. д.); 2). Внепроблемные факторы (нормы, запреты и правила деятельности, критерии оценки труда, ответственность и др.). Говоря о факторах внешней среды, необходимо заметить, что решающее значение для обоснованного решения о риске играет адекватная оценка сотрудниками ОВД обстановки конкретных действий правонарушителей, физического состояния потерпевших и своих профессиональных возможностей. Страх – это чувство, возникающее в процессе работы мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия человека. 3. Закономерности развития угроз личной безопасности и методы их минимизации (нейтрализации). Шкала напряженности. Обеспечение безопасности сотрудника, то есть уменьшение до возможного предела действия психотравмирующих факторов, связанных со службой, и нейтрализация их последствий - проблема комплексная. В ее решении свою роль должны сыграть службы по работе с личным составом, медики, практические психологи. Немалая роль однако, принадлежит и самому сотруднику, его грамотным личным действиям в этом направлении. Известно, что лучше не поддаться стрессу, чем потом преодолевать его последствия. В критической ситуации нередко элементарные приемы психологической самозащиты нужны не меньше, чем самозащита без оружия. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что важными условиями обеспечения личной безопасности (особенно - в ситуации риска) являются; - знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности; - усвоение определенной «модели поведения» в ситуации опасности, позволяющей выполнить профессиональную задачу и не пострадать лично; - впадение приемами психологической саморегуляции, применимыми непосредственно перед ситуацией опасности, в ситуации опасности и сразу после нее. Понимание, что с тобой происходит в ситуации опасности и почему, это лишь предпосылка для правильного действия. Самое главное и нередко самое трудное - это переход от эмоций к действиям. Переход от ощущения беспомощности к эффективным действиям будет значительно быстрее у того, кто обладает профессиональной и общей физической подготовкой, а также специальной подготовкой к действиям в ситуациях риска. В ситуации стресса у человека, кроме чувства опасности, есть три врага: - неизвестность, - неопределенность - беспомощность. Шкала напряженности. С помощью теста разработанного Немчиным Т. можно определить, нервно-психологическую напряженность сотрудников ОВД. Суть методики состоит в том, что испытуемый из предложенных вариантов ответа должен выбрать только один, наиболее ему близкий. Выбранный вариант фиксируется в бланке, где указаны Ф.И.О., пол, возраст, профессия, род занятий, характер ситуации и деятельности. Метод состоит из 30 вопросов: 1) наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений; б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе; в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе; 2) наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей; б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе; в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе; 3) температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела; б) ощущение тепла, повышения температуры тела; в) ощущение похолодания тела, конечностей, озноб; 4) состояние мышечного тонуса: а) обычный, неизмененный мышечный тонус; б) умеренное повышение тонуса мышц, чувство некоторого мышечного напряжения; в) значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, рук, тики, тремор (дрожание); 5) координация движений: а) обычная, неизменная координация движений; б) повышение точности, ловкости, координации движений во время работы, письма; в) ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности; 6) состояние двигательной активности в целом: а) обычная, неизмененная двигательная активность; б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений; в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление ходить, изменять положение тела; 7) ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца; б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе; в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывания, боли в сердце; 8) проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе; б) появление единичных, быстро проходящих и не мешающих работе ощущений со стороны органов пищеварения – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание в животе»; в) выраженные неприятные ощущения в области живота – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды; 9) проявления со стороны органов дыхания: а) отсутствие каких-либо ощущений; б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе; в) значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточного вдоха, «комок» в горле; 10) проявления со стороны выделительной системы: а) отсутствие каких-либо изменений; б) умеренная активизация выделительной функции – несколько более частое появление желания воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздерживаться (терпеть); в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом или невозможность воздерживаться, наличие сильных позывов к мочеиспусканию и т. д.; 11) состояние потоотделения: а) обычное состояние потоотделения, без каких-либо изменений; б) умеренное усиление потоотделения; в) появление обильного холодного проливного пота; 12) состояние слизистой оболочки рта: а) обычное состояние, без каких-либо изменений; б) умеренное увеличение слюноотделения; в) ощущение сухости во рту; 13) окраска кожных покровов: а) обычная окраска кожных покровов лица, шеи, рук; б) покраснение кожи лица, шеи, рук; в) побледнение кожи лица, шеи, рук, появление на коже кистей мраморного (пятнистого) оттенка; 14) восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям: а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность; б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее основной работе; в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях; 15) чувство уверенности в себе, в своих силах: а) обычное, неизмененное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях; б) повышение чувства уверенности в себе, уверенность в успехе; в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала; 16) настроение: а) обычное, неизмененное настроение; б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой; в) сниженное настроение, чувство подавленности; 17) особенности сна: а) нормальный, обычный сон без каких-либо изменений по сравнению с предшествующим периодом времени; б) хороший, полноценный, крепкий освежающий сон накануне; в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне; 18) особенности эмоционального состояния в целом: а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств; б) чувство озабоченности, повышенной ответственности за выполняемую работу, появление азарта; в) чувство отчаяния, страха, паники; 19) помехоустойчивость: а) обычное состояние, без каких-либо изменений; б) повышение устойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей; в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях; 20) особенности речи: а) обычная, неизмененная речь; б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса и ускорение речи без ухудшения ее качественных характеристик (грамотности, логичности); в) нарушения речи, появление слишком длинных пауз, запинок, заикания, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос; 21) общая оценка психического состояния: а) обычное, неизмененное состояние; б) чувство собранности, повышенной готовности к работе, мобилизованность, подъем душевных и моральных сил, высокий психический тонус; в) чувство усталости, несобранности, растерянности, апатии, снижение психического тонуса; 22) особенности памяти: а) обычная, неизмененная память; б) улучшение памяти – легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент; в) ухудшение памяти; 23) особенности внимания: а) обычное, без каких-либо изменений внимание; б) улучшение способности к сосредоточению внимания, отвлечение от посторонних дел; в) ухудшение внимания, несобранность, неспособность сосредоточиться на деле, растерянность, отвлекаемость; 24) сообразительность: а) обычная, без каких-либо изменений сообразительность; б) повышение сообразительности, находчивость; в) ухудшение сообразительности, растерянность; 25) умственная работоспособность: а) обычная, неизмененная умственная работоспособность; б) повышение умственной работоспособности; в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость; 5. Основные способы взрывотехнического обследования маршрутов передвижения, мест работы и пребывания, зональный метод выявления и нейтрализации угроз. Преступные вооруженные группировки используют разнообразные по конструкции мины и самодельные взрывные устройства, стремясь дезорганизовать движение на дорогах, нанести поражение авто­мобильному транспорту, личному составу подразделений силовых струк­тур, отдельным гражданам. Взрывные объекты применяются также с це­лью шантажа, дестабилизации социально-политической обстановки в ре­гионе, совершения террористических актов. Зная устройство мин, владея приемами поиска, обнаружения, уничтожения, соблю­дая правила безопасности, проявляя разумную инициативу и осторожность, сотрудник ОВД сможет, своевременно, обнаружить взрывные объекты, пре­дотвратить взрыв, сохранить себе и окружающим жизнь, сберечь матери­ально-технические средства. Как показывает практика, взрывные устройства террористами устанав­ливаются перед населенными пунктами; у мостов; на перекрестках; обочи­нах дорог, где часто останавливается транспорт или возможен разъезд ма­шин; на местах, пригодных для привалов и отдыха, на подступах к ним; у водоисточников (рек, колодцев, родников). Методические указания для курсантов по самостоятельной подготовке. При изучении темы обучаемым необходимо обратить внимание на то, что при выполнении оперативно-служебных задач необходимо знать понятие и источники внешних и внутренних угроз личной безопасности сотрудников ОВД. При отработке первого учебного вопроса должны изучить виды мер личной безопасности и их классификация, источники рисков. При отработке второго вопроса, необходимо подробно изучить виды рисков, как физических, так и психологических, которые являются неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности полицейского. При отработке третьего вопроса, понять закономерности развития угроз личной безопасности и методы их минимизации. При отработке четвертого вопроса изучить методы обеспечения личной безопасности. При отработке пятого вопроса изучить способы взрывотехнического обследования маршрутов передвижения, мест работы и пребывания. Виды взрывных устройств, способы разминирования. Вопросы для самоподготовки Обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел. Виды мер личной безопасности сотрудников органов внутренних дел. Понятие собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Классификация рисков личной безопасности. Меры предосторожности при угрозе взрыва в различных условиях оперативной обстановки. ЛЕКЦИЯ Тема 3. Дежурная часть, руководитель ОВД – как организаторы действий по обеспечению личной безопасности сотрудников ОВД и членов их семей Содержание типового плана действий дежурных служб, органов управления при возникновении угрозы личной безопасности сотрудникам ОВД или членам их семей. Эвакуация и рассредоточение в загородную зону сотрудников ОВД и членов их семей из города – одна из главных задач гражданской обороны по защите населения от воздействия противника в военное время. Кроме того, необходимость осуществления эвакуационных мероприятий может возникнуть и в мирное время, в случае возникновения крупных производственных аварий с выбросом в окружающую среду вредных веществ, при угрозе затопления в результате разрушения гидротехнических сооружений и других чрезвычайных ситуациях. Общее руководство планированием эвакуационных мероприятий осуществляет руководитель ОВД через своего заместителя (уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны) и председателя эвакуационной комиссии. Непосредственное руководство подготовкой к проведению эвакуационных мероприятий возлагается на эвакуационную комиссию. При решении поставленных задач эвакуационная комиссия взаимодействует с городской эвакуационной комиссией (ГЭК). Типовой план действий дежурных служб, органов управления при возникновении ЧО, угрозы личной безопасности членов семей сотрудников ОВД предусматривает создание группы эвакуации. Эвакуация и рассредоточение в загородную зону и членов семей сотрудников ОВД из города – одна из главных задач гражданской обороны по защите населения от воздействия противника в военное время. Кроме того, необходимость осуществления эвакуационных мероприятий может возникнуть и в мирное время, в случае возникновения крупных производственных аварий с выбросом в окружающую среду вредных веществ, при угрозе затопления в результате разрушения гидротехнических сооружений и других чрезвычайных ситуациях. 1. Принципы и способы эвакуации сотрудников ОВД и членов их семей Суть эвакомероприятий заключается в массовом переселении людей из населенных пунктов и районов возможного воздействия вероятного противника или зоны ЧС в загородную зону, где вероятность поражения значительно меньше. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств. При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке. Существует несколько видов эвакуации: - вывод населения пешим порядком; - вывоз на транспорте; - комбинированный, сочетающий в себе первые два способа. Основным способом эвакуации является комбинированный способ. При этом предусматривается максимальное использование всех возможностей транспорта. Численность населения, вывозимого транспортом, определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, ее пропускной способности и других местных условий. Каждому объекту ОВД заблаговременно (в мирное время) определяется (выделяется) район размещения в загородной зоне. Выбор районов размещения эвакуируемого населения осуществляется эвакуационными комиссиями ОВД и управлениями гражданской защиты субъектов Российской Федерации. Весь жилой фонд и фонд зданий общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации передаются в распоряжение начальников гражданской обороны – руководителей органов исполнительной власти. Эвакуируемое население размещается в общественных и административных зданий (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т.д.), жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на основании ордеров выдаваемых органами местного самоуправления. При переводе гражданской обороны с мирного на военное время: - уточнение календарного плана работы и задач членам эвакуационной комиссии; - приведение в готовность эвакуационной комиссии, схем оповещения и связи; - уточнение категории и численности эвакуируемого населения; - уточнение расчетов на вывоз материальных и культурных ценностей; - уточнение планов эвакуации населения, порядка и осуществление всех видов обеспечения эвакуационных мероприятии службами обеспечения гражданской защиты; - контроль за подготовкой к развертыванию сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки, убежищ; - контроль за подготовкой пунктов высадки, промежуточных пунктов эвакуации и приемных эвакуационных пунктов в загородной зоне; - организация контроля совместно со службами автотранспортного обеспечения за подготовкой и использованием всех видов транспортных средств, выделяемого для вывоза населения, материальных и культурных ценностей, а также с промежуточных пунктов эвакуации в пункты их размещения в загородной зоне; - контроль за организацией инженерного оборудования маршрутов пешей эвакуации и укрытий в местах привалов и промежуточных пунктов эвакуации на закрепленных территориях; - контроль за приведением в готовность имеющихся защитных сооружений; - уточнение с подчиненными и взаимодействующими эвакоприемными комиссиями планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения; С получением распоряжений на проведение эвакуационных мероприятий: - оповещение предприятий, организаций, учреждений и населения НГО; - контроль за подачей всех видов транспорта на пункты посадки; - исполнение разработанных и уточненных по конкретным условиям обстановки планов эвакуации, приема и размещения эвакуируемого населения; - руководство работой подчиненных эвакуационных комиссий, организаций и учреждений по оповещению и сбору эвакуируемого населения и вывод (вывоз) его в загородную зону; - взаимодействие с приемными эвакуационными комиссиями органов местного самоуправления городских округов по приему, размещению и первоочередному жизнеобеспечению эвакуируемого населения; - организация регулирования движения и поддержание порядка в ходе эвакуационных мероприятий на территории НГО; - сбор информации от эвакуационных и приемных эвакуационных комиссий о количестве отправленного и принятого эвакуируемого населения; - сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения для доклада руководителю; - организация взаимодействия с военным комиссариатом и службами обеспечения гражданской защиты по вопросам организации, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий. Эвакуационная комиссия создается в мирное время решением руководителя - объявляется приказом. Объектовая эвакокомиссия предназначается для управления подготовкой эвакомероприятий на объекте в мирное время и проведением рассредоточения и сотрудников ОВД и членов их семей, с объявлением решения правительства РФ на проведение рассредоточения и эвакуации населения. Объектоваяэвакокомиссия подчиняется начальнику гражданской обороны объекта и работает под его руководством. 4. Вопрос Планирование эвакомероприятий включает: - определение населенных пунктов, из которых будет производиться эвакуация населения; - определение численности населения подлежащего эвакуации; - выбор районов в загородной зоне для размещения эваконаселения; - определение транспортных возможностей; - определение маршрутов эвакуации; - разработку документов плана эвакуации; - подготовку эвакоорганов и населения к эвакуации; - определение порядка подвоза рабочих смен для объектов, продолжающих работу в военное время; - освоение загородной зоны; В текстовой части планов эвакуации указываются: - порядок оповещения и сбора рабочих, служащих и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования; - численность рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации; - СЭП, за которым закреплен или который разворачивает объект экономики, время развертывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих объекта, а также членов их семей; - порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средс­тва и разгрузки в пунктах эвакуации; - порядок передачи (кому, в какие сроки) документов, обору­дования и имущества, остающегося в пунктах (местах) постоянной дислокации; - порядок хранения документов, оборудования и имущества, вы­возимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах (местах) посто­янной дислокации, а также охраны их; - маршруты эвакуации, пункты посадки, высадки; - пункты размещения эваконаселения в загородной зоне; - начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в загородную зону; - порядок размещения в загородной зоне рабочих, служащих и членов их семей; - организация защиты эваконаселения в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне; - организация первоочередного жизнеобеспечения эвако контингента в местах его размещения в загородной зоне; - организация управления и связи в ходе проведения эвакуации и в загородной зоне. 5. Вопрос Обеспечение эвакуационных мероприятий Для организованного проведения эвакуации сотрудников ОВД и членов их семей (населения) заб­лаговременно (в мирное время) планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: - транспортному; - медицинскому; - охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения; - инженерному; - материально-техническому; - коммунально-бытовому; - финансовому. Ответственность за организацию планирования, обеспечения, проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне на объектах экономики возлагается на их руководителей - начальников гражданской обороны. Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют: - соответствующие службы гражданской обороны; - объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Второй учебный вопрос Личная безопасность родных и близких сотрудников ОВД Самым важным компонентом, обеспечивающим личную безопасность родных и близких сотрудников ОВД, является пресечение утечки информации о профессиональной деятельности, а также о всех аспектах личной жизни сотрудников полиции, которая могла бы препятствовать решению профессиональных задач или повышать степень личного риска для него и его близких. Как удержать эту информацию «в стенах» УВД, ОВД и какими методами и способами - это прежде всего задача, которую должен решить начальник или руководитель этих подразделений. На наш взгляд - это соответственно организация и проведение дополнительных занятий со всем личным составом с целью доведения и разъяснения важности этого вопроса, какими методами это обеспечить (не предоставление этих сведений никому и ни о ком, кроме законных запросов, и дача этих сведений компетентными сотрудниками или службами), а также постоянный контроль за выполнением этих требований подчиненными. Мы также понимаем, что в небольших населенных пунктах, где каждый житель обладает достаточной информацией о сотрудниках ОВД и его близких, и распространение этой информации порой не зависит от ОВД, рекомендуем следующие действия сотрудников во внеслужебное время, а также их родных и близких при возникновении угрозы безопасности: 1) Сохраняйте Ваше личное пространство. Будьте осторожны, если незнакомец слишком приблизился к Вам и проник внутрь Вашей комфортной зоны. Уйдите в сторону, если он продолжает приближаться. 2) Будьте осторожны, когда выходите из магазина. Это время, когда преступник знает, что у Вас с собой может быть крупная сумма денег или ценные покупки. 3) Постарайтесь не делать покупок на улице в темное время суток или в незнакомых и небезопасных местах. Преступники знают, что в данный момент у Вас есть наличные. 4) Старайтесь не загружать обе руки вещами. Одна рука, по возможности, должна быть свободна. 5) Без крайней необходимости не посещайте темных и безлюдных мест. 6) На улице идите лицом в направлении, противоположном движению транспорта. Человека, идущего по ходу движения, легче преследовать, насильно посадить в автомобиль и похитить. 7) Если какой-либо водитель просит Вас дать справку о чем-то, отойдите от автомобиля на такое расстояние, чтобы в случае опасности Вы могли быстро скрыться. 8) Когда друзья высаживают Вас из машины около дома, попросите их подождать, пока Вы без помех войдете в здание. В свою очередь, предоставляйте эту любезность друзьям, когда Вы подвозите их к месту назначения. 9) Не садитесь в лифт с людьми, не внушающими вам доверия. В случае возникновения опасной ситуации в лифте нажмите кнопку «Вызов» и сообщите диспетчеру о случившемся. 10) Будьте особенно осторожны при входе в здание, где не работает освещение. Вывертывание и битье лампочек - это обычная практика преступников. 11) Имейте с собой несколько мелких денежных купюр, завернутых в более крупную. При встрече с преступником Вы можете бросить сверток «куклу» на несколько метров от себя, что отвлечет преступника. У Вас появится несколько секунд для принятия эффективных решений по организации противодействия. 12) Старайтесь хранить документы и крупные купю­ры не в бумажнике. лекция Тема № 5 «Формирование стрессо и психофизической устойчивости сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях» 1. Стресс и его влияние на сотрудника ОВД при выполнении оперативно-служебных задач. Сбивающие факторы психологического характера. Служба в правоохранительных органах во всем мире традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Специфика органов внутренних дел (ОВД) определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с преступностью. Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе правоохранительных органов, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств. Характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в противоборстве с преступностью в отличие от всех остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях. Это не только встречи с необычными людьми и столкновения с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников ОВД протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда была стрессовой. При этом сила стрессора могла увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам, усиливающим стресс, относятся: кризисная социально-экономическая, политическая, морально-нравственная и другие ситуации, сложившиеся в нашем обществе в последние 10 - 15 лет. К субъективным факторам принадлежат морально-психологический климат конкретного подразделения ОВД, в котором служит сотрудник, и, самое главное, личностные качества сотрудника. С целью снижения действия стресс-факторов в экстремальных условиях формирование групп сотрудников должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей (характер, способности и т.п.), их неформальных межличностных взаимоотношениях и опоре на подлинных лидеров. Под наиболее пристальным вниманием должны находиться те, кто назначен старшим (руководителем), а также неопытные сотрудники (таких в одиночку посылать на задание вообще не следует, за исключением тренировочных занятий). При действиях в экстремальных ситуациях слово руководителя приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь руководителя должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить всё, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздражительным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия. Успешному выполнению задачи способствует наличие в группах особо подготовленных сотрудников (например, снайперов, водителей-асов, мастеров в применении различных средств, владеющих приёмами единоборств и т.п.). Касаясь непосредственного этапа действий (здесь с точки зрения психической адаптации к экстремальным условиям можно выделить такие подэтапы, как психической переадаптации, неустойчивой психической деятельности, глубоких психических изменений, психического напряжения), необходимо помнить, что, как показывает практика, в условиях возрастающей моральной нагрузки от каждого сотрудника полиции требуется нравственная стойкость, надёжность, уверенность в своей правоте, устойчивость к отрицательному влиянию таких сбивающих факторов, как: фактор повышенной ответственности за результаты действий, за возможные последствия, такие, как человеческие жертвы среди населения и личного состава ОВД, за ошибки в решениях и их неправомерность, а также за нарушение законности. Здесь же – ответственность за действия, повлекшие агрессивность граждан из-за спровоцированных полицейских настроений. Всё это может на этом этапе породить у части сотрудников и руководителей нерешительность, неуверенность, пассивность. Отмечается, что отрицательное воздействие этого фактора на моральное состояние сотрудников обратно пропорционально степени нравственной и психологической готовности личного состава к таким ситуациям; фактор конфликта служебного долга, обязанностей и морального чувства. В экстремальных условиях, особенно противоборства с вооружённым преступником, агрессивной толпой, активными участниками массовых беспорядков, может возникнуть сомнение в моральности применяемых мер и используемых средств. Здесь вступает в противоречие общечеловеческая норма «не убей» и законное право, обязанность применять оружие как крайнее средство. Тот же моральный конфликт в сознании возникает при необходимости применения физической силы, резиновых палок, наручников, других спецсредств. В таких случаях решающую роль играет уверенность в нравственности и законности действий, их точном соответствии правовой норме, а значит и общественным интересам; фактор негативного морального воздействия на сотрудника со стороны как законопослушных, но не уяснивших обстановку граждан, так и со стороны противоправных элементов. В момент задержания правонарушителя, законного применения к нему физической силы, боевых приёмов борьбы, резиновой палки, наручников, или, тем более, оружия, реакция окружающих может быть агрессивной, необъективной, нацеленной на моральное подавление сотрудников полиции. В условиях массовых беспорядков реакция правонарушителя бывает и крайне опасной. Однако, чаще всего морально-психологическое давление (воздействие) в таких случаях имеет цель – заставить сотрудника отступить от выполнения должностных инструкций, проявить трусость или хотя бы неуверенность из-за моральной переоценки своих действий и поведения; неожиданность, угроза своей жизни и здоровью, проблематичность ситуации; значительное нервно-психическое напряжение, связанное с ожиданием возникновения критической ситуации, что вызывает страх, сомнение, тревогу, неуверенность у сотрудника полиции; неравномерность поступления информации, которая колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в минуту; неопределённость поступления информации; чувство высокой ответственности за жизнь товарищей или граждан, находящихся в месте проведения какой-либо операции; «раздвоение» мышления (зачастую сотрудник должен одновременно прогнозировать несколько вариантов развития какого-либо события). После выполнения задания в экстремальных условиях необходимо обязательно предоставить сотруднику отдых, оценить его психическое состояние, провести консультацию у психолога, обеспечить посещение кабинета психологической регуляции, переключить его внимание на другие дела, похвалить отличившихся и весь коллектив. На заключительном этапе необходимо подвести хотя бы предварительные итоги, причём лучше отдельно с каждой категорией сотрудников. Желательно, чтобы они самостоятельно дали оценку действиям, приняли активное участие в уточнении планов действий на случай подобной ситуации. На этом этапе фактически происходит возвращение человека, его психики от экстремальных условий к норме. Динамические стереотипы, сложившиеся в экстремальных условиях, разрушаются, и возникает необходимость восстановления прежних. Здесь важно грамотно и правильно организовать реадаптационный процесс. Рассмотрим некоторые закономерности реадаптационного процесса: 1. Размер и характер последствий деятельности в экстремальных условиях, выявляемых в ходе реадаптационного процесса, прямо зависит от интенсивности и продолжительности пребывания в экстремальных условиях, объёма профессионального и социального опыта личности, характера её мотивации на деятельность в экстремальных условиях. 2. Чем выше статус личности в экстремальных условиях и успешней деятельность в них, тем болезненней протекает период реадаптации. Это связано с тем, что перечисленные факторы формируют: во-первых, своеобразную нормативную ригидность, когда нормальные условия рассматриваются в качестве патологии, а экстремальные – как единственно возможная норма; во-вторых, обусловливаются ожидания столь же высокого статуса и в штатных условиях. 3. Психическаяреадаптация, так же как и переадаптация, сопровождается кризисными явлениями. 4. Высокая эффективность деятельности в экстремальных условиях оборачивается драматизацией реадаптационного процесса вплоть до деформации личности. 5. Снизить остроту реадаптации можно путём переключения личности на другой вид деятельности («семейное благополучие», «любовь», «учёба», «научная работа»), занимающий равное или близкое по значению место наряду с «успешной профессиональной деятельностью». Своеобразным справочным аппаратом, позволяющим личности выбрать наиболее подходящие формы и способы подобного переключения, является широкий объём социального и профессионального опыта. 2. Понятие психофизической работоспособности. Методы формирования психофизической устойчивости. Работоспособность - потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. 1. Стадия врабатывания, которая включает три подстадии: - первичной мобилизации - наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера стимуляции; - гипермобилизации - охватывает «предстартовый» период и характеризуется повышением как неспецифической активации, так и специфических сдвигов, например активизацию анализаторов, переход организма в состояние готовности к восприятию информации. На психологическом уровне происходит построение плана деятельности и мысленное «проигрывание» ее ключевых этапов. Постепенное повышение работоспособности сопровождается выраженными колебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышенной нервно-психической напряженности: учащением пульса и дыхания, повышением кровяного давления, депрессией альфа-ритма, повышением доли тетаи бета-ритмов; - гиперкомпенсации - происходит поиск наиболее адекватного приспособления к требованиям деятельности и формирование устойчивого динамического стереотипа деятельности. Показатели деятельности и психофизиологические показатели отличаются нестабильностью. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я - физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я - психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др. 3. Способы определения психофизического состояния человека в кризисных условиях и меры экстренной релаксации. У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы (Крюкова и др., 2001): • бред • галлюцинации • апатия • ступор • двигательное возбуждение • агрессия • страх • истерика • нервная дрожь • плач Помощь психолога в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки». Бред и галлюцинации. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание. Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб. Ступор. Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Двигательное возбуждение. Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать, решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. Нервная дрожь. После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др. Плач. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе. Истерика. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов. Экстремальные ситуации (насилие), связанные с угрозой для жизни. К подобным ситуациям относятся: захват террористами, ограбление, разбойное нападение. За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части – до события и после него. Возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. Необходимо помнить, что даже если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму. ЛЕКЦИЯ Тема № 7:«Опыт обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран» ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность. По официальным данным, в 2010 году в России непосредственно от рук преступных элементов погибло 410 сотрудников. Если прибавить к этому погибших в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев, в результате инфарктов, показатели смертности сотрудников возрастают до 1000 человек в год. До полутора тысяч сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до нескольких сотен в год. Рост числа тяжких преступлений против личности, борьба с организованной преступностью, участие полицейских подразделений в действиях по установлению и поддержанию правопорядка в «горячих» точках и ряд других особенностей современной правоохранительной деятельности побудили МВД России к принятию мер по обеспечению собственной безопасности, одним из направлений которой является обеспечение личной безопасности сотрудников при осуществлении служебной деятельности. Сегодня профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов объективно присущ как физический, так и психологический риск, и специальная работа по уменьшению такого риска до реально возможного предела чрезвычайно важна. В настоящее время предпринят целый ряд мер по укреплению правовой и нормативной базы правоохранительной деятельности. Это и целый ряд новых положений Закона «О полиции», и Закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также новые ведомственные акты МВД России. Несмотря на отсутствие необходимых объемов финансирования, осуществляются шаги по улучшению материально-технического обеспечения органов внутренних дел, принимаются меры управленческого характера. В системе обеспечения личной безопасности особо следует выделить меры педагогического характера. Как показывает отечественный и зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов, уровень личной безопасности сотрудника в значительной мере зависит от степени его общей профессиональной подготовленности и наличия профессионального опыта, и кроме того - от эффективности специального обучения стратегии, тактике и приемам обеспечения личной безопасности. В практике профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов ряда зарубежных стран, в частности США, «педагогика личной безопасности» уже достаточно давно является самостоятельным направлением их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В США практически каждый сотрудник ФБР и других правоохранительных органов при первоначальном профессиональном обучении, а потом регулярно в ходе службы проходит подготовку по специальным программам типа «Willtosurvive» («Воля к выживанию»), «Surviveonthestreet» («Выживание на улице»)1. Обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел - проблема комплексная. Личная безопасность определяется: • спецификой профессиональной деятельности; • степенью профессиональной защищенности сотрудника; • наличием специальных мер материально-технического, управленческого характера; • целенаправленной работой с личным составом в этом направлении; • общей и профессиональной подготовленностью сотрудника; • эффективностью действий по обеспечению личной безопасности при решении профессиональных задач или в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ТАКТИКЕ И МЕТОДАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В системе профессионального обучения сотрудников полиции ряда зарубежных стран, в частности США, «менеджмент личной безопасности» является самостоятельным направлением их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В США практически каждый сотрудник полиции при первоначальном и последующем профессиональном обучении регулярно проходит подготовку по специальным программам типа «Willtosurvive» («Воля к выживанию») или «Surviveonthestreet» («Выживание на улице») Концепция обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников правоохранительных органов США претерпела определенные изменения во второй половине 80-х годов. В соответствии с «профессиональной доктриной» деятельности правоохранительных органов США, к основным приоритетным задачам наряду с охраной жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества граждан США, а также поиском и задержанием правонарушителей с последующей юридически обоснованной передачей их судебным органам добавляется и обеспечение объективно возможного уровня личной безопасности сотрудников, вплоть до отказа в ряде конкретных случаев от задержания правонарушителя, если нет реального риска для жизни граждан, но имеется высокая вероятность гибели самих сотрудников. Для реализации данной концепции было необходимо, чтобы у сотрудников был сформирован целый комплекс соответствующих профессионально-психологических установок. А для решения этой задачи было необходимо специальное обучение их стратегии, тактике и методам обеспечения личной безопасности, а также требовались дополнительные меры материально-технического характера. Уже в первой половине 90-х годов новая доктрина дала определенный эффект. Наряду со снижением количества погибших и раненых сотрудников (здесь речь идет преимущественно о полиции; в ФБР со дня его основания по 1995 г. при исполнении служебных обязанностей погибло всего 38 агентов) показатели служебной деятельности не ухудшились, так как гибель или ранение сотрудника затрудняет, а иногда и срывает решение профессиональной задачи, а потеря опытного сотрудника наносит порой невосполнимый урон. Аналогичная концепция, реализованная в Англии, дала подобные результаты (за последнее десятилетие в «туманном Альбионе» при исполнении служебных обязанностей погибло только 8 полицейских). Причем, по мнению сотрудников Академии ФБР, компетентных в проблемах работы с персоналом, если перед подчиненным ставится только одна задача - профессиональная, а вопрос о сохранении жизни и здоровья выступает как его личная проблема, он может предпочесть прежде всего сохранить свою жизнь. В ситуации же, когда вопрос о безопасности из личной проблемы переходит в разряд проблемы профессиональной, решение которой является не только делом самого сотрудника, но и задачей всей организации (полиции, ФБР) и ее руководителей, снимается (или смягчается) нравственная коллизия между профессиональным долгом и чувством самосохранения (о моей безопасности забочусь не только я, а вся организация). Это побуждает сотрудника, в результате его свободного выбора, ставить решение профессиональной задачи на первый план. Улучшается и отношение персонала к организации, которая заботится о своих сотрудниках. В определенной степени это способствует и повышению уровня психологической защищенности личности сотрудника. Таким образом, реализация в сфере правоохранительной деятельности одного из основополагающих прав человека - права на жизнь - демонстрирует своеобразный синтез нравственных начал в работе с персоналом и решения чисто практических вопросов. При этом, по отзывам американских коллег, нравственный и прагматический эффект взаимоусиливают друг друга. Концепция обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников правоохранительных органов США предусматривает формирование профессионально-психологических и профессионально-поведенческих установок по реализации стратегии, тактики и методов обеспечения безопасности сотрудников. При этом оцениваются не только умения и навыки индивидуального профессионального поведения, направленного на обеспечение личной безопасности, но и способность «работать в команде», умение руководить, обеспечивая максимально возможную безопасность подчиненных. Программы типа «Villtosurvive» или «Surviveonthestreet» решают четыре основных задачи: • сформировать профессионально-психологические установки на обеспечение личной безопасности и безопасности коллег при решении профессиональных задач; • дать знания, необходимые для обеспечения личной профессиональной безопасности и безопасности коллег; • практически научить тактике и приемам обеспечения профессиональной безопасности; • обучить соединению тактики и приемов обеспечения безопасности с тактикой и приемами решения профессиональных задач. Соответственно строится и логика обучения. В содержание такого курса последовательно включены: «Сотрудники правоохранительных органов США, погибшие в 2001-2012 гг. I. 713 сотрудников убито: • 1% (6) - из своего собственного оружия; • 2% (14) - ножом; • 17% (124) - в ходе вызовов, в связи с правонарушениями; • 44% (312) - при осуществлении ареста и сопровождении заключенных. II. 650 сотрудников убито из огнестрельного оружия: 1. 76% (486) из них не носили бронежилет и получили ранение: • 192 - головы; • 265 - верхней части тела; • 29 - нижней части тела. 2. 24% (164) из них носили бронежилет и получили ранение: • 110 - головы; • 52 - верхней части тела; • 2 - нижней части тела». Каждый сотрудник органов внутренних дел знает: служба связана с риском. Но многие начинают в это верить только тогда, когда рядом свистят пули. Чтобы не было поздно, поверь сейчас - это может произойти именно с тобой. Каждый сотрудник полиции знает, что в критической ситуации немало зависит от него самого. Но многие начинают в это верить, лишь выполнив задачу и оставшись в живых. Поверь сейчас - не всегда можно уйти от опасности, но всегда можно уменьшить ее. И это надо уметь. Наш опыт и опыт зарубежных коллег показывает - риск стать жертвой физического насилия, провокаций, шантажа будет значительно меньше, если сотрудник придерживается рассмотренных в данной работе принципов безопасности.
«Подходы МВД России к созданию системы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot