Сущность, содержание и принципы управления производственной деятельностью
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АЭРОПОРТОВОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
Лекция Сущност ь, содерж ание и
принципы управления
производст венной деятельност ью
Коникова Е.В.
доцент кафедры №23, к.т.н.
Управление
Control; Guidance; Ruling; Administration; Direction
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий,
принципов, способов и форм управления.
Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в
конкретной ситуации.
Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и
экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить
желаемые результаты.
Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают
достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на
"выходе".
Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование
и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
Управление- совокупность действий, выбранных на основании определенной информации и
направленных на поддержание или улучшение функционирования объекта в соответствии с целью
функционирования и алгоритмом (имеющейся программой).
Управление – это непрерывный процесс функционирования всей управляющей системы.
Управляющие воздействия можно подразделить на постоянные и периодические.
Постоянные воздействия выступают как действующие функции, структура, распределение
полномочий, нормативные акты, инструкции и др.
Процесс постоянных воздействий создан и налажен управляющей системой, утвержден
менеджментом. Но он всегда нуждается в контроле и совершенствовании.
Периодические воздействия – это управление по обстоятельствам (отклонениям).
Управление – совокупность действий, выбранных на основании определенной информации и направленных на
поддержание и улучшение функционирования объекта в соответствии с целью/планом/алгоритмом
функционирования.
Оперативное управление – управление текущими событиями, т.е. совокупность мер, позволяющих
воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оно характеризуется
принятием решений управленческим персоналом в реально сложившейся ситуации.
Основное содержание оперативного управления производственно-технологическими процессами
(ОУПТП) состоит в конкретизации суточного плана полетов в пространстве и во времени, непрерывном
контроле и регулировании его выполнения.
В системе ОУПТП традиционно выделяют фазы процесса управления: планирование, учёт, контроль,
анализ и регулирование. При этом последние 3 фазы − контроль, анализ и регулирование − объединяют в
функцию диспетчирования.
Функции управления производством
Функции управления производством характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и
определяют основные стадии реализации воздействий на отношение людей в процессе производства.
Основными функциями оперативного управления являются:
Выработка (определение) цели
Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.
Процесс управления направлен на достижение данной цели.
К цели предъявляются следующие требования:
– цель должна быть достижимой, конкретной (ясной), определенной и значимой;
– содержанием основной цели управления должна быть цель более высокого порядка.
Цель определяет рациональный вариант сбора информации, ограничивая ее объем, классификационный
состав и формы использования.
Правильно понятая и опознанная цель дисциплинирует и стимулирует персонал организации.
Функции управления производством
Планирование
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации, и что должны
делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
Планированием в системе управления является составление расписания, суточного графика полетов,
технологического графика обслуживания и др.
Организация
Организация – выбор и формирование системы оперативного управления, определение соотношений между ее
структурными элементами.
Организация как функция управления связана с обеспечением необходимых условий функционирования
производственного процесса для достижения поставленных целей. Она предполагает кроме владения
необходимыми ресурсами и средствами производства еще и системное управление этими процессами на
основе распределения обязанностей между участниками процесса, рациональное расходование ресурсов и
ответственное выполнение полученных заданий.
Организация проводится через издание приказов, распоряжений, должностных инструкций, технологий или
устных указаний.
Функции управления производством
Контроль
Контроль – наблюдение и проверка соответствия фактического хода технологического процесса по
разработанному плану, технологии и др.
Контроль как функция управления предполагает:
– четко сформулированные и обозначенные цели;
– определение промежуточных контрольных этапов с ясными качественными и количественными параметрами;
– наличие возможности сравнения полученных результатов с запланированными.
Контроль осуществляется в следующих формах:
1) Предварительный контроль – входной контроль материалов, собеседование и испытательный срок
сотрудников;
2) Текущий контроль – проводится в процессе выполнения отдельных операций, этапов работ, проверяется
качество, количество и сроки исполнения заданий;
3) Окончательный контроль – проверяет продукт на соответствие эталонным параметрам качества и его
работоспособность.
Функции управления производством
Регулирование (координация)
Регулирование – поддержание заданного соотношения между элементами системы, необходимых параметров,
ликвидация возможных отклонений от плановых заданий, ликвидация сбоев функционирования отдельных
элементов системы.
В функция управления следует особенно выделить этап регулирования, который является основой деятельности
руководящего состава предприятия и включающий, в свою очередь, целый ряд сложных вопросов, связанных с
выработкой и принятием управленческих решений:
– выявление проблемной ситуации;
– формулировка задачи;
– определение целей и путей решения проблемы;
– выбор критерия оптимальности управления;
– сопоставление и оценка вариантов возможных стратегий, принятие и реализация решений.
При это одновременно приходится учитывать большую совокупность исходных факторов и ограничений по
материальным и трудовым ресурсам, располагаемым лимитам времени, правовым и социально-психологическим
аспектам и др.
Функции управления производством
Учет
Учет – функция управления, которая определяет, какой ценой достигнута поставленная цель, и формирует
аналитическую базу для поиска и определения более эффективного использования ресурсов в будущих
планах.
Мотивация
Мотивация – определяет систему, которая мотивирует работников к выполнению заданий качественно, в срок
и с минимальными затратами ресурсов предприятия за соответствующее материальное вознаграждение от
работодателя.
Общие т ребования к управлению
1)
Обоснованность
Обоснованность – свойство, определенное правильностью управленческих воздействий, соответствующее
выработке обоснованных решений.
Оно связано со следующими частными требованиями:
– соответствие управленческих воздействий собранной и обработанной информации и цели управления;
– полнота формирования множества возможных вариантов управления воздействий и оптимальность выбора
варианта;
– точность расчетов при формировании вариантов и выборе одного из них.
2) Устойчивость
Устойчивость – свойство управляющих элементов вырабатывать и доводить до объектов управления
воздействия в условиях, ухудшающих или нарушающих нормативные информационные процессы (помехи,
сбои, отказы и другие нарушения).
С требованием устойчивости тесно связано требование непрерывности управления. Под непрерывностью
управления понимается свойство управляемых элементов реагировать на все существующие изменения
обстановки.
3) Оперативность
Оперативность – свойство управляемых элементов быстро реагировать на изменение обстановки и создавать
условия для предотвращения появления негативных явлений.
Свойство оперативности тесно связано со свойством своевременности управления.
Своевременно – способность управляемых элементов передавать команды на объект управления не позже
заданного момента t.
Таким образом, своевременность, относится к передаче управленческого воздействия, а оперативность
характеризует скорость выполнения всего комплекса работ при выработке и реализации новых управляемых
воздействий.
Выполнение требования оперативности во многом зависит от уровня подготовки специалистов – управляющих
и методов их работы.
Управление и организация производства на предприятиях воздушного транспорта охватывает большой круг
работ, основными из которых являются:
- управление производственной деятельностью аэропортового предприятия, его служб и подразделений;
- организация производства на предприятии;
- организация труда.
Управление производством заключается в использовании принципов и методов целенаправленной
организации и координировании деятельности трудовых коллективов и отдельных работников аэропортового
предприятия для достижения наибольшего производственного эффекта при имеющихся материальных
ресурсах.
Организация производства в аэропортовом предприятии включает: выбор наиболее рациональных методов
производства и технологии работы служб и подразделений; обеспечение пропорциональности и
непрерывности в их работе; регулирование авиатранспортного процесса и его диспетчеризация; обеспечение
процесса производства материальными и трудовыми ресурсами; создание условий, отвечающих
требованиям производственной эстетики, санитарии, охраны труда и техники безопасности в масштабе
служб и подразделений аэропортового предприятия.
Организация труда включает: подбор и расстановку кадров; повышение квалификации; организацию и
оснащение рабочих мест; выбор методов и приемов выполнения отдельных технологических операций;
регламентирование работы исполнителей; создание условий, отвечающих требованиям производственной
эстетики, санитарии, охраны труда и техники безопасности на каждом рабочем месте.
Технологический граф ик наземного
обслуж ивания ВС
СЛУЖБА
ОТВЕТСТ
ВЕННЫЙ
НАИМЕНОВАНИЕ
ОПЕРАЦИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬ
АТБ АК
Буксировка
БелАЗ74211
ССТ а/п,
АТБ АК
АТБ АК
Подогрев силовых
установок
УМП
ССТ а/п,
АТБ АК
АТБ АК,
ССТ а/п,
Зарядка кислородом
ССТ а/п,
АТБ АК
ССТ а/п,
АТБ АК
Заправка водой
ССТ а/п,
АТБ АК,
ТЗК
АТБ АК,
ТЗК
ССТ а/п,
АТБ АК
АТБ АК,
ССТ а/п,
ССТ, ТС а/п,
АТБ АК,
ТС а/п,
АТБ АК,
ССТ а/п,
ССТ а/п,
АТБ АК
Дозаправка маслом
Заправка топливом
Зарядка азотом
Электрообеспечение ВС
АКЗС
МВ
МЗ
ТЗ
АКДС
АПА
ССТ а/п,
Обработка санузлов
АС-161
ССТ а/п,
АТБ АК
АТБ АК
Техническое обслуживание
планера и силовых установок
авиатехник
АТБ АК
АТБ АК
Техническое
обслуживание А и РЭО
авиатехник
АТБ АК
АТБ АК
Обслуживание бытового
оборудования
АТБ АК
АТБ АК
Уборка салонов и
служебных помещений
АК
АК
Подготовка к вылету
СОП, ТС а/п
СОП а/п,
АТБ АК
Стоянка трапа около ВС
СОП а/п, АК
СОП а/п,
АК
СОП, ССТ
а/п
СОП а/п,
АК
АТ,
грузчики
ССТ, СОП
а/п
СОП а/п,
АК
Выход (посадка)
пассажиров из (в) ВС
Разгрузка/загрузка
багажа
Разгрузка /загрузка
груза (почты)
ЦБ а/п, АК
Разгрузка /загрузка
бортпитания
АЛ
ПДСП
Контроль
ССТ, ЦБ а/п
ПДСП
кастелянша
уборщица
экипаж
СПТ
агент
АПК
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
30
60
ОПЕРАЦИИ
90
(МИН)
120
150
Для обеспечения оперативного управления производством система управления в определенные моменты
времени t определяет состояние объекта управления по соответствию программным значениям {yПлi(t)}
фактических значений {yФi(t)} производственных и финансовых показателей.
Оценка осуществляется по информации, формируемой элементами обратной связи, и на основе
производственного плана.
При отклонении параметров состояния объекта управления от плановых значений {yПлi(t)}
корректирующие элементы (КДЦА, ЦУП) формируют управляющие воздействия {UУi(t)}, в соответствии с
которыми исполнительные элементы системы управления (службы) влияют на состояние объекта управления.
Для устранения возникающих расхождений корректирующие элементы должны выбрать вариант
формирования управляющих воздействий, требующих наименьших затрат ресурсов.
На функционирование исполнительных элементов, кроме корректирующих элементов оказывают влияние
внешние {fi} и внутренние {i} помехи.
К внешним помехам можно отнести, мешающие транспортному производству полетов, метеоявления,
перебои с поставками горюче-смазочных материалов и запасных частей и т.д.
Внутренними помехами являются отказы транспортной техники и других технических систем и т.п.
Моменты появления и масштабы помех случайны, то есть их заранее однозначно предвидеть не удается,
поэтому
при
планировании
сбалансированного
среднестатистические события, величины, функции.
производства
они
должны
учитываться
как
Целенаправленное воздействие на интенсивность функционирования исполнительных элементов
реализуется через соответствующие подразделения и службы аэропортового предприятия, которые
обеспечивают воздействие на исполнительные элементы, корректируют их состояние, обеспечивая
требуемые свойства, и являются корректирующими элементами.
Исполнительные элементы вместе с соответствующими корректирующими элементами составляют
замкнутую систему управления, которые образуют замкнутый контур управления и могут быть
представлены в виде совокупности объекта управления (исполнительные элементы) и своей системы
управления (корректирующие элементы).
Наземное обслуживание ВС охватывает прямо или косвенно все службы аэропортового предприятия.
Особое место занимает КДЦА, который осуществляет оперативное руководство и контроль за
производственной деятельностью подразделений предприятия, организацию их взаимодействия в целях
выполнения суточного плана авиационных работ и перевозок.
Литерат ура (основная)
1. Автоматизация производственной и финансово-экономической деятельности предприятий гражданской
авиации: учебное пособие / Г. В. Головченко, А. В. Губенко, Э. И. Махарев, М. Ю. Смуров. — М. : Студент,
2016. —349 с. – ISBN: 978-5-4363-0058-0.
2. Балдин К.В. Управленческие решения: Учеб.для вузов.Реком.ФГБОУ ВПО"ГУУ" [Текст] / К. В. Балдин, С. Н.
Воробьев, В. Б. Уткин. - 8-е изд. - М. : Дашков и К, 2018. - 496с.
3. Булыгина О.В. Имитационное моделирование в экономике и управлении: Учеб.для вузов.Реком.УМС [Текст] /
О. В. Булыгина, А. А. Емельянов, Н. З. Емельянова. - М. : Инфра-М, 2019. - 592с. - ISBN 978-5-16-014523-5.
4. Логистика аэропортовых комплексов / Е. Н. Зайцев, М. А. Королькова, В. Н. Моргунов [и др.]; под ред. В. Е.
Чепиги. — СПб.: СПбГУ ГА, 2012. — 144с.
5. Колясников, В.А. Ситуационное управление операторами аэропортов: Учеб. пособ. для вузов. допущ. УМО /
В. А. Колясников. - СПб.: ГУГА, 2017. – 106 с.
6. Коникова Е.В. Комплексная система управления наземным обслуживанием воздушных судов в аэропортах /
Е.В. Коникова – СПб.: Издательство Культ-информ-пресс, 2019.- 188 с. - ISBN: 978-5-8392-0791-2
7. Моисеев, С.Г. Организация и технология работы координационно-диспетчерских центров в аэропортах:
Тексты лекций / С.Г. Моисеев. – СПб.: СПбГУ ГА, 2016. – 57 с.
8. Системный анализ в управлении предприятием на транспорте: учебное пособие для вузов / А. В. Губенко, Т.
Ю. Ксенофонтова, А. С. Мерзликина. — СПб. : ГУГА, 2017. — 238 с.
Литерат ура (дополнительная)
1. Андронов, А. М. Математические методы планирования и управления производственно-хозяйственной
деятельностью предприятий гражданской авиации / А. М. Андронов, А. Н. Хижняк. — М. : Транспорт,
1977. — 215 с.
2. Береславский, Э.Н. Применение марковских процессов при моделировании некоторых систем массового
обслуживания: Учеб. пособ. / Э.Н. Береславский, Г.А. Крыжановский. – СПб.: СПбГУ ГА, 2009.- 96 с.
3. Брагин, В.А. Управленческие решения. Часть 1: Учеб. пособ. / В.А. Брагин, А.И. Красненков, О.А. Турубар. –
СПб.: Ун-т ГА, 2008. – 121 с.
4. Брагин, В.А. Управленческие решения. Часть 2: Учебное пособие / В.А. Брагин, А.И. Красненков, О.А.
Турубар. - СПб.: Ун-т ГА, 2011. – 117 с.
5. Горлач, Л.В. Технологические процессы в авиапредприятиях: Учебное пособие / Л.В. Горлач. - СПб: АГА,
1995. – 116 с.
6. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата.
Реком УМО [Текст] / Э. М. Коротков. - 3-е изд.,доп.и перераб. - М. : Юрайт, 2019. - 226с. - ISBN 978-5-99167647-2.
7. Крыжановский Г.А. Моделирование транспортных процессов: Учебное пособие для вузов. допущ. УМО / Г. А.
Крыжановский. - СПб.: ГУГА, 2014. – 264 с.
8. Крыжановский Г.А. Теория транспортных систем: Учеб. пособ. для вузов. допущ. УМО / Г. А. Крыжановский,
В. В. Купин, А. П. Плясовских. - СПб.: ГУГА, 2008. – 208 с.
9. Куклев, Е.А. Моделирование систем и процессов. Методы разработки математических и комбинированных
моделей систем и процессов в ГА: Учебное пособие для студентов вузов. допущ. УМО / Е. А. Куклев, М. Ю.
Смуров, А. Б. Байрамов. - СПб.: ГУГА, 2015. – 166 с.
10. Махарев, Э.И. Расписание, тарифы и сборы в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте / Э.И. Махарев
и др.; под ред. Э.И. Махарева, Ю.В. Нестерова. — М.: ТИД «Студент». — 2015.
11. Староселец, В.Г. Основы теории управления транспортными системами / В.Г. Староселец. — СПб.: Ун-т ГА.,
2008. — 218 с.
12. Староселец, В.Г. Теория управления и методы обоснования и принятия решений / В.Г. Староселец, В.А.
Кежаев, В.Г. Анисимов. — СПб.: МВАУ, 2004. — 432 с.
13. Стерлигова А.Н. Операционный (производственный) менеджмент: Учеб.пособ.для вузов.Реком.УМО [Текст] /
А. Н. Стерлигова, А. В. Фель. - М. : Инфра-М, 2019. - 187с. - ISBN 978-5-16-003469-0.
14. Тебекин
А.В.
Методы
принятия
управленческих
решений:
Учеб.и
практикум
для
академ.бакалавриата.Реком.УМО [Текст] / А. В. Тебекин. - М. : Юрайт, 2019. - 431с. - ISBN 978-5-534-03115-7.
15. Фатхутдинов, Р.А. Управленческие решения: Учеб. для вузов. Реком. Минобр. РФ [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2013. - 344с. ISBN: 978-5-16-002416-5.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Черноморов Г.А. Теория принятия решений: учебное пособие. [Текст] – Юж.-Рос.гос. техн. Ун-т.
Новочеркасск: Ред. Журн. «Изв. вузов. Электромеханика», 2002г.- 276с. ISBN 588998-288-5
Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений. [Текст] - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 416с.
Левин Д.Ю. Диспетчерские центры и технология управления перевозочным процессом: Учеб.пособ. для
вузов [Текст] / М.: Маршрут, 2005. - 760с. ISBN: 5-89035-274-1
Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. – М.:
Экономика, 1983.– 224 с.
Мухин В.И. Исследование систем управления.– М.:Экзамен, 2003.–384 с.
Макаров И.М., Виноградская Т.М., Рубчинский А.А, Соколов В.Б. Теория выбора и принятия решений:
Учебное пособие.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1982.-328с.
Нормат ивны е документы
1. Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах
Российской Федерации / Утверждены Приказом МТ РФ от 13 июля 2006 г. N 82.
2. Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах / утверждены
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 599.
3. Порядок формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок
пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии /
утверждены Приказом МТ РФ от 12 декабря 2011 г. N 310.
4. Рекомендуемые нормы оснащенности аэропортов спецавтотранспортом для эксплуатационного содержания
аэродромов, технического и коммерческого обслуживания воздушных судов / Утверждены ФАВТ, 2012 г.
Нормат ивны е документы
5. Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов ВС ГА СССР / Утверждено приказом МГА СССР
№ 6 от 10.01.1990 г.
6. Руководство ИАТА по наземному обслуживанию (IGOM. Действ. с 1.01 по 31.12.2019) [Текст] . - 8-е изд. Монреаль, 2019. - 244с.
7. Табель сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации / Утвержден приказом Минтранса
России от 24.01.2013 N 13.
8. Табель внутриаэропортовой информации (ТВИ ГА–90) / Утвержден МГА СССР 16.08.1988 31/И.
9. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской
Федерации» / Утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128.
Ресурсы инф ормационнотелекоммуникационной сет и « Интернет »
1. Министерство транспорта Российской Федерации». Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.mintrans.ru.
2. Федеральное агентство воздушного транспорта. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.favt.ru.
3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Официальный сайт
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gost.ru/portal/gost/ .
4. Электронный фонд правовой и нормативно – технической документации. Официальный сайт [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ .
5. Журнал «Аэропорт-Партнёр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.airport.org.ru/06.html.
6. Журнал
«Аэропорты.
http://magazin.aero.
Прогрессивные
технологии»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
Ресурсы инф ормационнотелекоммуникационной сет и « Интернет »
1. Консультант
Плюс.
Официальный
сайт
компании
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://www.consultant.ru.
2. Гарант.
Официальный
сайт
компании
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://www.garant.ru/products/bank.
3. Издательство «Юрайт». Официальный сайт издательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://urait.ru.
4. Открытая база ГОСТов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standartgost.ru.
5. Электронная библиотека научных публикаций «eLIBRARY.RU» [Электронный ресурс]. − Режим доступа:
http://elibrary.ru.
6. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. − Режим доступа:
http://e.lanbook.com.