Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2 «Сущность социальной работы как практической деятельности, её субъект, объект и предмет»
Потребности развития общества вызывают необходимость в управлении его различными сферами, которое осуществляется государством. Деятельность государства, направленная на управление этими сферами, называется политикой. Различают внешнюю и внутреннюю политику, хотя и та, и другая решают в конечном счёте одну и ту же задачу - сохранение существующей системы общественных отношений. Основными направлениями внешней политики любого государства являются защита его интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с различными странами, а также решение глобальных проблем, которое требует координации усилий всего мирового сообщества. Что касается внутренней политики, то она охватывает основные направления деятельности государства на той территории, где оно осуществляет свою власть с помощью установленной им системы права, т. е. социальных норм (или законов), обязательных для всех граждан.
Одним из направлений деятельности государства является социальная политика, т. е. управление социальной сферой общества. Под социальной сферой имеется в виду система отношений, которые обеспечивают воспроизводство и развитие личности. Рассматриваемая как отличная от профессиональной (или официальной) деятельности людей, социальная сфера представляет собой область их повседневной жизни. Она включает в себя следующие основные элементы: (1) домашний труд и семейное обслуживание, (2) занятия, посвящённые детям и семейному общению, (3) досуговое общение с целью отдыха, развития и обмена информацией, (4) повседневную культурную жизнь, (5) занятия, посвящённые активному физическому развитию и общению с природой, а также (6) занятия, связанные с удовлетворением физических потребностей и уходом за собой.
Материальную основу социальной сферы составляет система учреждений, осуществляющих различные услуги. Её основными элементами являются учреждения жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта, связи, общественного питания, отдыха, спорта и туризма, охраны здоровья и окружающей среды, социального обеспечения, а также массовой коммуникации, образующие в своей совокупности социальную инфраструктуру общества. Социальная сфера и социальная инфраструктура образуют пространство социальной политики, т. е. поле деятельности для государства, стремящегося к удовлетворению социальных потребностей своих граждан.
Как и любая другая деятельность, социальная политика государства преследует определённые цели. Выбор этих целей определяется конкретной ситуацией, имеющей место в экономике и социальной сфере общества. Поскольку эффективная социальная политика играет стабилизирующую роль в обществе, особенно тщательным он должен быть в так называемый переходный период, когда коренные преобразования в экономике с необходимостью приводят к ухудшению положения значительной части населения. Именно такой период переживает в настоящее время Россия, в социальной сфере которой сложилась довольно сложная ситуация, обусловленная в значительной степени падением производства и сокращением бюджетных возможностей.
Понимая, что эффективная социальная политика является необходимым условием продолжения в России реформ, государство провозгласило своей важнейшей целью стабилизацию уровня жизни граждан с последующим его повышением по мере развития экономики. Кроме того, его основными целями являются (1) создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества обеспечивать высокопроизводительным и эффективным трудом своё благосостояние и благополучие всего общества, (2) поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, (3) усиление адресности социальной поддержки, в первую очередь слабозащищённых слоёв населения, с целью ограничения, а в последующие годы и сокращения масштабов бедности, (4) обеспечение основных социальных гарантий в области доходов населения и сохранения минимальных (т. Е. не ниже действующих) гарантий медицинского и социального обслуживания, образования и культурного развития, (5) стабилизация положения в жилищной сфере, формирование системы поддержки слабозащищённых слоёв населения в части поддержания и приобретения (или строительства) жилья, (6) сдерживание массовой безработицы, а также (7) адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов. Эти цели вытекают из необходимости обеспечения социальных гарантий, провозглашённых Конституцией Российской Федерации, а также учёта складывающейся экономической ситуации.
Для реализации поставленных им целей государство сосредоточивает свои усилия на четырёх направлениях социальной политики, которые считаются приоритетными. Во-первых, предотвращение снижения реальных денежных доходов населения. Предусматривается обеспечить сохранение и по возможности постепенное (по мере экономической стабилизации) улучшение соотношений между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, уровнем стипендий и пособий и величиной прожиточного минимума. Во-вторых, обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей трёх основных групп населения - наёмных работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан. Наёмным работникам требуется создавать экономические, социальные и правовые условия для результативного труда, соответствующего уровня материального вознаграждения, а также широкого участия в прибылях предприятий путём приобретения акций и других ценных бумаг. В отношении предпринимателей принимаются меры, направленные на стимулирование их деятельности по вложению капитала в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг, а также другой общественно-полезной деятельности. Нетрудоспособным гражданам определяются нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни. В-третьих, реформирование социальной сферы (здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и жилищного хозяйства). Не должно допускаться сокращение уровня обслуживания, объёма и качества предоставляемых услуг в учреждениях здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры при дальнейшем расширении коммерческих и страховых начал в предоставлении социальных услуг. Увеличение объёма платных услуг в этой сфере потребует существенных изменений в политике доходов, с тем чтобы соответствующие расходы были компенсированы населению через повышение оплаты труда, пенсий и других социальных выплат, а также компенсации и субсидии. В-четвёртых, усиление воздействия со стороны государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров. Государством не исключается применение особых мер, направленных на сдерживание массового высвобождения работников прежде всего в регионах, где масштабы безработицы превысят допустимые уровни.
Объекты и субъекты социальной работы как профессиональной деятельности.
Е. А. Климова в своей классификации профессий выделяет пять видов профессий:
-человек- человек
- человек - техника
-человек - природа
-человек - знаковая система
-человек - художественный образ.
Профессия «социальный работник» относится к типу «человек-человек». Этот тип профессии характеризуется тем, что направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей, связан с управлением, руководством людей или коллективами. В профессиональной деятельности представители этих профессий взаимодействуют с людьми.
Если рассматривать профессию в узком направлении, то профессиональная деятельность раскрывается в квалификационном справочнике и наделяется следующими обязанностями:
-Выявление лиц, нуждающихся в социально - медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной или иной помощи.
-Установление причин возникших трудностей, конфликтных ситуаций.
-Содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи.
-Проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака
-Воспитательная работа с несовершеннолетними детьми.
Основные функции социального работника:
1. Диагностическая - изучает особенности людей, семьи, личности и влияние на них микросреды.
2. Прогностическая - прогнозирует развитие событий в семье, группе людей.
3. Правозащитная - использует законы и правовые акты при оказании помощи и защите населения.
4. Организационная - способствует организации социальных служб и направляет их работу.
5. Предупредительно - профилактическая – предупреждает появление и развитие негативных явлений
6. Социально-медицинская – организует работу по профилактике заболеваний, распространение основ оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни.
7. Социально-педагогическая - выявляет интересы людей, привлекает к работе с ними различные учреждения.
8. Психологическая - оказывает психологическую помощь и консультации по вопросам социальной адаптации
9. Социально-бытовая – способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения в улучшении быта, жилищных условий.
10. Коммуникативная – устанавливает контакт с нуждающимся, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимании другого человека.
С первого взгляда социальный работник как бы заменяет психолога, педагога, юриста, медика, но юрист работает с правовым полем человека, психолог- с психикой человека, медик- с физическим и психологическим состоянием, лечит человека, педагог - работает с человеком как личностью. Социальный работник помогает решать назревшие проблемы, воспринимает человека как целостного индивидуума.
Объект и субъект социальной работы
В социальной работе выделяют объект и субъект социальной работы.
Объект социальной работы-человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие.
По сути, объект социальной работы – человек, нуждающийся в социальной защите в сложившейся сложной жизненной ситуации. К таким относятся люди предрасположенные к нарушению общепринятых стандартов (нищие), имеющие затруднение в адаптации (мигранты), люди, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни теряют возможность нормально функционировать (безработные, имеющие проблемы в семейных отношениях), группа или община ,которые нуждаются в помощи социального работника и т.д.
Субъект социальной работы – это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это государственные организации (органы социальной защиты, социального страхования), общественные организации (благотворительные фонды, союзы, организации и т. д.), и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различной квалификации (социальный терапевт, социальный эколог и т. д.) или добровольные работники – волонтеры.
В учебной литературе встречается более обширный перечень субъектов социальной работы –
1. Социальные работники, социальные педагоги, оказывающие помощь
2. Профессорско-педагогический состав, обучающие других социальной работе.
3. Исследователи, фиксирующие состояние, развитие социальной работы, систематизирующие накопленный материал, прогнозирующие ее развитие.
4. Административно - управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране.
Отношения в социальной работе
1. Уровни управления в социальной работе
Наличие в обществе большого количества уязвимых в социальном отношении категорий населения, таких как инвалиды, пенсионеры, дети, подростки, а также граждан, которые на современном этапе не находят надлежащего места в обществе, таких как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, диктует необходимость управления единой государственной социальной политикой. Своё выражение социальная политика находит через государственный механизм социальной работы.
Выделяется три уровня управления социальной работой (системой социальной защиты):
1. идейно-политический;
2. нормативный;
3. практический.
Идейно-политический уровень включает в себя само понятие социальной политики, которое понимается как составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. На социальную политику влияет большое количество факторов, среди которых государственные приоритеты развития страны, экономические, геополитические, военные и другие, а также внешняя политика, включая рекомендации и требования международных организаций. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. Объектом на этом уровне управления выступает социальная политика, субъектом - политическая элита страны.
Идейно-политический уровень - это одно из направлений государственного макроэкономического управления страной, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан.
Следующий уровень управления - нормативный. Это сфера федеральных законов, прежде всего Конституции, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ, внутренних актов профильных ведомств, актов государственных региональных и местных муниципальных органов. Субъектами управления выступают государственные органы законодательной, исполнительной и судебной систем власти, объектом - вся законодательная база страны.
Конституция, как известно, может остаться лишь декларацией, если законодательно не будут закреплены механизмы и чётко прописаны ведомства, участвующие в её реализации. Кроме этого, любой закон должен быть обеспечен экономически. В этом смысле социальная сфера вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам. Но это не означает второстепенности её значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.
Наконец, без действенного законодательства в социальной сфере невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов страны.
Последний, практический уровень управления - это непосредственная деятельность служб социальной защиты. Их цель - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать свою экономическую самостоятельность. Весь комплекс мероприятий в сфере социального страхования, социального обеспечения граждан и их социального обслуживания может быть отнесён к практическому уровню; другими словами, это практическая повседневная деятельность социального работника. К этому уровню также можно отнести многочисленные вопросы осуществления трудовой деятельности, получения образования, жилища, медицинского обслуживания и т. п.
Федеральная социальная политика основана на необходимости развития региональных (территориальных) систем социальной защиты населения для реализации социальной политики на региональных (областных, краевых, республиканских) и местных (городских и районных) уровнях в целях выявления специфических потребностей населения и адресной работы с ним.
Смысл федеральной социальной политики в том, что каждый отдельно взятый гражданин нуждается в социальной помощи на конкретной территории и по закону должен получить гарантированный по качеству и количеству перечень необходимых услуг. В этом случае федеральный центр играет роль арбитра, который устанавливает стандарты оказания социальных услуг, а также следит за их соблюдением, не занимаясь вмешательством в социальную сферу жизни территорий. Федеральные органы непосредственно не занимаются решением социальных проблем в регионах, а только через местные органы социальной защиты населения.
Третий уровень управления имеет самую большую градацию. Субъектами управления выступают три типа органов (в зависимости от подчинения):
• федеральные (министерства и ведомства, федеральные агентства и федеральные службы, представительства федеральных органов в регионах);
• региональные - республиканские, краевые, областные учреждения социальной защиты субъектов РФ;
• местные, муниципальные органы социальной защиты (городские, районные, административно-территориальные образования в городах). Объектами управления являются как социально-нуждающиеся группы
населения (организации, трудовые и учебные коллективы, семьи, а также отношения между людьми) и отдельные граждане.
Важную роль в управлении системой социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.
Одна из конечных целей деятельности всех уровней управления социальной защиты связана с концепцией независимой жизни, которая рассматривает человека и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей, и в обществе необходима ориентация на преодоление физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью социальных служб, методов и средств. Исходя из этого, в последнее время всё больше возрастает необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, а также решения вопросов финансирования социальной сферы.
Кроме того, продолжается передача основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», например в муниципалитеты. Однако в большей степени механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения находятся в стадии реформирования.
Таким образом, основная функция управления всей государственной системой социальной защиты населения - совершенствование деятельности её различных структурных элементов, регулируемой определёнными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения
2. Управление персоналом в социальной работе
Управление людскими ресурсами - одно из направлений повышения эффективности работы органов социальной защиты населения. Управление персоналом организации в таком случае поставлено на прочный научный фундамент и подразумевает следующие разделы работы с ним: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.
Определение «управление персоналом» можно сформулировать как процесс системного, планомерно организованного с помощью взаимосвязанных организационных, экономических и социальных механизмов управления воздействия на персонал организации с целью как обеспечения эффективного функционирования операционного процесса, так и удовлетворения потребностей персонала в их профессиональном и личностном развитии.
Между целями и функциями существуют определённые различия. Цель - это состояние, к которому стремятся, а функция - это фактическое действие. Так вот, цель управления персоналом можно сформулировать как повышение качества предоставляемых социальных услуг путём повышения эффективности функционирования коллектива. Цель, таким образом, распадается на несколько задач:
• обеспечение потребности в рабочей силе в необходимых объёмах и требуемой квалификации;
• достижение обоснованного соотношения между руководящей и исполнительской структурой персонала;
• полное и эффективное использование потенциала работника;
• обеспечение условий для высокопроизводительного труда, мотивации, самодисциплины;
• формирование стабильного коллектива;
• обеспечение профессионально-квалификационного и должностного продвижения;
• повышение эффективности управления персоналом.
В современной литературе выделяются следующие функции управления персоналом:
• планирование персонала, определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования;
• маркетинг персонала - обеспечение спроса на рабочие места со стороны наиболее квалифицированных специалистов;
• определение способов привлечения персонала, подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников;
• адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие;
• планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника;
• мотивация персонала;
• управление расходами на персонал;
• организация рабочего места;
• аттестация работников;
• контроль.
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они отчасти накладываются друг на друга. Однако уже перечисленные функции дают представление о содержании управления персоналом как специфического вида деятельности.
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами - должностными лицами и организациями государственной системы социальной защиты населения. Субъектами управления персоналом являются руководители всех уровней, отделы кадров, органы трудовых коллективов: профсоюзы, организации ветеранов и т. п.
К внешним регуляторам деятельности по управлению персоналом относятся государство и прежде всего те его органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений.
Объектом управления является персонал органа социальной защиты населения: федеральные государственные служащие, служащие, обслуживающий персонал.
Правовое регулирование деятельности органов социальной защиты населения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Непосредственное управление персоналом осуществляется с помощью методов (способов) воздействия на сотрудников.
Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Выделяют следующие группы методов:
• административные методы;
• экономические методы;
• социально-психологические методы.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в системе государственных органов, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия.
Экономические методы управления - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления. С помощью планирования определяется общая программа деятельности. После утверждения планы поступают нижестоящим руководителям отделов для руководства работой по их выполнению.
Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.
Административные методы отличаются прямым характером воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие чётко определённого времени и обязательности
этого воздействия. Они допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей работников.
Таким образом, основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Поэтому управление персоналом должно представлять собой целенаправленное использование человеческого фактора для обеспечения роста производительности труда. Оно осуществляется с помощью различных приёмов, современных методов работы с кадрами для раскрытия потенциальных возможностей человека, создания обстановки, способствующей максимальной отдаче исполнителя в процессе трудовой деятельности.
3. Мотивация труда социальных работников
Практически всё сознательное поведение людей мотивировано или обусловлено конкретными причинами. Работа руководителя заключается в том, чтобы определить побуждения и потребности работников и направить
их поведение к выполнению поставленной задачи. В этом и есть суть трудовой мотивации.
Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл.
Различают следующие виды мотивов:
• мотивы побуждения (истинные, реальные мотивы, активизирующие
индивида к действиям);
• мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несущие
в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);
• мотивы тормоза (удерживают от определённых действий).
Таким образом, под мотивацией обычно понимают процесс активизации внешних и внутренних побудительных сил, формирующих трудовое поведение, который отражает сложную взаимосвязь между внешними факторами, внутренним психическим состоянием и поведением.
Мотивирующие воздействия на работника оказывают не только традиционные средства стимулирования (денежные и моральные), но и характеристики выполняемой работы. Преимущественное влияние на трудовую мотивацию работников оказывают следующие характеристики выполняемой ими работы:
• разнообразие навыков, необходимых для выполнения работы;
• законченность выполняемых работником задач;
• значимость, важность, ответственность заданий;
• самостоятельность, предоставляемая исполнителю;
• обратная связь.
Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определённых действий, причём структура мотивации характеризуется определённой стабильностью, но в то же время способна изменяться, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нём определённых мотивов. Если деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, то в этом случае мотив именуют «внутренним», поскольку мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Если же мотив, возникает при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи), то такой мотив можно назвать «внешним». Примером такой мотивации является стремление к конкретному достижению, оплата, распоряжение, правила поведения и т. д.
Следует иметь в виду, что нет чётких различий между «внешней» и «внутренней» мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях порождены «внутренней» мотивацией, а в других - «внешней». Иногда мотив одновременно порождён разными системами мотивации.
Мотивация оказывает большое значение на выполнение человеком работы, вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда работник, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет худшие результаты, чем менее мотивированный сотрудник. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем, что на последнее оказывает влияние множество других факторов, в частности квалификация и способности человека, правильное понимание выполняемой задачи и многое другое.
Наиболее элементарная модель процесса мотивации имеет всего три элемента:
1. потребности, которые представляют собой желания, стремления к определённым результатам. Люди испытывают потребность в таких вещах, как одежда, дом, личная машина и т. д., но также в таких «неосязаемых» вещах, как чувство уважения, возможность личного профессионального роста и т. д.;
2. целенаправленное поведение - стремясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения. Работа - один из способов целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность - ещё один тип целенаправленного поведения, устремлённого на удовлетворение потребностей в признании;
3. удовлетворение потребностей - понятие «удовлетворение потребностей» отражает позитивное чувство облегчения и комфортного состояния, которое ощущает человек, когда его желание реализуется. Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представит в виде ряда последовательных этапов:
• первый этап - возникновение потребностей;
• второй этап - поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать;
• третий этап - определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно обеспечить потребность;
• четвёртый этап - реализация действия, т. е. приложение усилий для осуществления действий, которые, открывают возможность приобретения необходимого. На этом же этапе происходит корректировка целей;
• пятый этап - получение вознаграждения за реализацию действия. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию;
• шестой этап - ликвидация потребности, или прекращение деятельности до возникновения новой потребности, или поиск новых возможностей и осуществление действий по устранению потребности.
Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:
• материальное поощрение;
• организационные методы;
• морально-психологические.
Наиболее распространённой формой (методом) материального мотивирования в системе органов социальной защиты является индивидуальная премия. Кроме экономических (материальных) способов мотивации, существуют неэкономические, а именно организационные и моральнопсихологические .
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в
себя:
• участие в делах организации;
• перспектива приобрести новые знания и навыки;
• обогащение содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста). Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
• создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);
• присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
• признание - личное и публичное (ценные подарки, почётные грамоты, доска почёта и т. п. За особые заслуги - награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почётных званий и др.);
• высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);
• атмосфера взаимного уважения, доверия.
Итак, в современных условиях особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм мотивации, позволяющих повысить эффективность работы органов социальной защиты населения. В существующих нормативных актах отсутствуют чёткие критерии и показатели оценки сложности труда специалистов по социальной работе. Также нет достаточно чёткого понимания системы материального стимулирования. Кроме этого, произошло существенное увеличение в современных условиях нагрузки на кадры социальной работы по предоставлению социальных услуг населению. Это связано с увеличением удельного веса нуждающихся, количества социальных программ, социальных услуг, реализацию которых обеспечивают органы социальной защиты населения.
Однако эффективность работы органа социальной защиты населения в основном зависит от материального стимулирования труда, чёткого выполнения должностных обязанностей сотрудников, от условий работы сотрудников. Только при внимании к проблемам сотрудников возможно дальнейшее повышение качества работы.
4. Профессиональные и духовно-нравственные качества
социального работника
Требования к профессиональным и духовно-нравственным качествам личности социального работника определяются состоянием культуры современного общества, степенью развития социальной работы как профессиональной деятельности, международными требованиями к квалификации профессионала, объективными потребностями развивающихся социальных служб, а также эффективностью многовариантного, альтернативного решения социальных проблем в условиях переходного состояния российского общества. В основе личностной характеристики социального работника лежат два центральных положения: во-первых, способность функционировать в сфере межличностных отношений «человек - человек», «человек - среда», «человек - общество», а во-вторых, готовность исполнять эти трудные обязанности.
В профессиональной подготовке специалиста социальной сферы, кроме формирования профессиональной компетентности (комплекса специальных знаний, умений и навыков), необходимо развитие и формирование личности (приобщение к социокультурному опыту профессии и общества в целом, развитие профессионального самосознания).
Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального работника представляет собой сложную совокупность философской, социокультурной, профессиональной, социально-групповой и индивидуальной компонент. Компоненты этико-аксиологического сознания социального работника описаны Г. П. Медведевой следующим образом:
• философская - компонента, сложившаяся в результате изучения и присвоения в процессе профессиональной подготовки и самообразования научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей философии, этики и аксиологии;
• профессиональная - компонента, представляющая собой результат воздействия на личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы и воззрений совокупной профессиональной группы, в том числе и в области профессиональной этики и аксиологии;
• социально-групповая - компонента, сложившаяся вследствие принадлежности личности к определённой социальной группе и усвоения ею определённых взглядов, стереотипов, ролей и статусов;
• индивидуальная - компонента, выступающая как результат развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.
Специалист социальной работы должен обладать определённым комплексом профессионально-значимых личностных качеств. Е. И. Холостова разделяет эти качества на три группы:
• психологические характеристики, являющиеся составной частью способности;
• психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как личности;
• психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В результате наличия и развития трёх групп качеств в каждом конкретном случае возникает профессионально-этическая культура личности специалиста социальной работы - система сформированных, профессионально-значимых качеств личности, основанных на нормах нравственности и отражающих готовность к осуществлению профессиональной деятельности в конкретном социокультурном пространстве, трансляции этических ценностей, норм поведения, существующих в данном регионе. Основными компонентами профессионально-этической культуры личности выступают: нравственное сознание, моральная позиция, нравственное поведение, нравственные
привычки, нравственный самоконтроль, а также профессионально-этическое развитие.
Роль личностных качеств в данном виде деятельности, несомненно, велика. Е. И. Холостова выделяет следующие первостепенные качества социального работника: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптирован- ности.
Ключевым качеством из вышеперечисленных является гуманистическая направленность личности. По мнению Г. П. Медведевой, такая интегративная характеристика, как гуманистическая направленность личности, может быть охарактеризована наличием следующих показателей:
• осознанная приверженность гуманистическим ценностям;
• признание человека высшей ценностью современной цивилизации;
• организация активной деятельности, направленной на реализацию гуманистических ценностей;
• мотивация основной деятельности необходимостью реализации гуманистических ценностей.
Вполне понятно, что далеко не каждый человек обладает качествами, необходимыми для работы по специальности «Социальная работа». Но именно эти качества и их развитие Г. П. Медведева выделяет в качестве основных этико-аксиологических критериев профессиональной пригодности:
• наличие знаний и навыков, необходимых для практики профессиональной социальной работы;
• наличие развитых профессионально значимых качеств личности;
• наличие актуализированной потребности в профессиональном и личностном совершенствовании.
Е. И. Холостова предлагает следующие психологические критерии для определения профессиональной пригодности:
• высокий уровень интеллектуального развития;
• хорошая саморегуляция, самодисциплина;
• способность помогать людям в сложных ситуациях;
• большая физическая сила, выносливость;
• способность к перенесению больших моральных затрат;
• чуткость, чувствительность.
Именно в результате наличия высоких требований, предъявляемых к специалисту, имеет место проблема профессионального отбора. Профессионально-этическая компетентность должна рассматриваться специалистом в нашем обществе как неотъемлемая компонента его профессионализма, постижения глубокого смысла профессиональной деятельности, понимания её сущностных целей и задач. Профессионально-этическая система социальной работы должна стать одним из важнейших факторов утверждения профессии как деятельности социально необходимой, гуманной, способствующей развитию социального прогресса и достижению блага каждым человеком и обществом в целом.
Социальная ситуация клиента как предмет социальной работы.
Состояние социальных проблем описывается через понятие социальной ситуации. Социальные ситуации складываются вследствие интеграции особенностей социальной среды и личности, которая воспринимает эти особенности и своеобразно их интерпретирует. В теории социальной работы рассматриваются жизненные ситуации индивидов и вводится понятие трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.