Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сущность профессиографии
Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали
принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих
исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии ("описание
профессий"). В целом понятие "профессиография" включает процесс изучения,
психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными
составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий
и условий труда.
Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип
дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность
этого принципа - подчинение профессиографирования решению конкретных
практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно
выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию
испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня
квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций,
профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального
утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие
профессиональную усталость.
Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования
обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также
область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее
целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:
*
аттестацией работников;
*
проектированием новых профессий и специальностей;
*
профконсультацией оптантов и отбором специалистов;
*
совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения
квалификации;
*
научными исследованиями профессионального развития личности.
Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая
включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний,
умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по
состоянию здоровья.
Важной составляющей профессиограммы является психограмма - характеристика
мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Психограмма психологический портрет профессии, представленный группой психологических
функций, актуализируемых конкретной профессией.
Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:
*
комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;
*
целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению
конкретной практической цели;
*
типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих
типовые и специфические признаки профессии;
*
реального отражения состояния профессии в конкретных социальноэкономических условиях;
*
учета перспектив профессионального роста и карьеры;
*
надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и
нестандартных условиях;
*
научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного,
личностного и деятельностного подходов)1.
Методы профессиографических исследований
Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда
(трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных
психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности
субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:
*
социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);
*
психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них:
интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов
деятельности и др.);
*
физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления,
антропометрических и технических данных);
*
описание технологических процессов и др.
Из всего многообразия методов необходимо выбрать те, которые позволяют с
минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на
вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.
При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора играет цель
исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки
инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного
звена эргатической системы, то в центре внимания будут оценка габаритов рабочего
поста, его организация, структура информационной модели, строение и эксплуатация
органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы
техники, внештатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных
дефектов или ошибочных действий персонала.
Разрабатывая профессиограммы для профориентации, большое внимание уделяют
общей профессиографической и социально-психологической характеристике профессии.
Достаточно подробно исследуются условия труда, как технико-технологические, так и
социально-психологические.
Важное
направление
исследований
оценка
профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера,
общих и специальных способностей, психофизиологических свойств работника.
При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно
важны психодиагностические исследования. Остальные исследования приобретают
значение для определения условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся,
студентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу.
Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязанностей и
условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить
профпригодность кандидата на работу.
Следующее направление профессиографических исследований - изучение условий
и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, других
неблагоприятных состояний, борьбы с травматизмом, снижения заболеваемости.
Основная цель исследований - изучение условий и режима труда и диагностика в этой
связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на
профессиональную
среду
и
деятельность.
В
данный
комплекс
входят
профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и
физиологические.
1
См.: Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов, 1992.
Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой
приоритетов), следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии.
Выполнению этого требования помогает использование схемы профессиограммы,
отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:
общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение
и описание;
описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на
конкретном рабочем месте;
психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих
движений;
пооперационный анализ трудовой деятельности;
фотография рабочего дня, хронометраж;
изучение индивидуального стиля деятельности;
анализ ошибочных действий;
оценка санитарно-гигиенических условий труда;
динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.
Дифференцированное
профессиографирование
Профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для
которых они составляются. Основываясь на принципах системного анализа и изучении
профессиографической
литературы,
мы
разработали
обобщенную
схему
профессиограммы. При определении содержания профессиограммы учитывались
нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное
строение деятельности, профессионально ориентированная структура деятельности,
условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения.
Формализованная схема профессиограммы
Социальная и профессиологическая характеристика профессии
1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.
3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме
профессиограммы).
4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе,
профессиональной группе.
5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в
регионе).
6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных
обязанностей.
7. Необходимое образование.
8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы
административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.
9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или
широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами,
характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях
обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).
10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и
надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.
11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды
профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.
12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой
деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной
специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей
характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).
Психограмма
А. Общая характеристика труда:
1. Фотография рабочего дня.
2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность,
утомление, надежность, безошибочность и др.).
3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
5. Психологический анализ ошибочных действий.
Б. Требования к психическим процессам:
1. Психомоторика:
рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др;
временные и психофизиологические характеристики основных технологических
операций, связанных с психомоторикой;
требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
особые требования к психомоторике.
2. Сенсорная и перцептивная сферы:
чувствительность различных сенсорных модальностей;
профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при
избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости,
пространственного положения и т.д.;
особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
3. Профессиональные особенности познавательных процессов:
влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
требования к воспроизводящему и(или) творческому воображению;
преобладающие
типы
мышления:
наглядно-действенное,
образное,
теоретическое (абстрактное), "безлимитное" по времени, жестко лимитированное, в
условиях дефицита времени;
особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность,
ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости;
преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в
условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к
факторам, вызывающим стрессовые состояния;
особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности,
требования к речи;
внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль
внимательности как качества специалиста.
В. Требования к эмоционально-волевой сфере:
1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.
3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание
монотонии с эмоциональными перегрузками).
4. Воля
и ее особенности. Основная направленность волевого процесса
(управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Типичные психологические состояния в труде:
1. Монотония и утомление.
2. Соматогенные психологические состояния в труде (гипоксия, перегревание и
др.).
3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо
данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам
рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).
Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации):
1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта,
активность, устойчивость и действенность мотивации.
2. Социально-профессиональная ответственность.
3. Оптимизм.
4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера
опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима,
весьма нежелательна, нежелательна, допустима).
5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима,
необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым
качеством).
6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественноколичественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной
профессиональной деятельности.
7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые,
нежелательные,
категорически
противопоказанные
(социальная
активность,
принципиальность,
честность,
решительность,
самостоятельность,
смелость,
инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм,
оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).
Е. Противопоказания и ограничения:
1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
2. Характеристика профнепригодности.
3. Половозрастные ограничения.
4. Профессиональные вредности и льготы.
5. Профессиональные деформации личности.
Заключение
В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и
психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации
научного и(или) практического характера в следующем порядке:
1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и
ситуации, профессиональные умения и навыки.
2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные,
профессиональные, психологические, анатомо-физиоло-гические и др.).
3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.
4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.
5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.
Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М.Ивановой.
Ею предложено четыре типа профессиографии: информационный, диагностический,
прогностический и методический1.
Информационное
профессиографирование
предназначено
для
профконсультационной работы с оптантами - людьми, стоящими перед необходимостью
выбора профессии. Ими могут быть школьники, выпускники профессиональных учебных
заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию. При
составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение - первичное
информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования,
квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических
требованиях к человеку. В схему информационного профессиографирования включены
следующие вопросы:
1. Общая характеристика профессии:
социальная ценность результатов труда;
история и перспективы развития профессии.
2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности:
*
основные профессиональные функции, задачи и действия;
*
общая характеристика орудий и средств труда.
3. Общая характеристика условий труда:
*
микроклиматические условия труда;
*
социальные и социально-психологические условия труда;
*
режим труда.
4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим
свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.
5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о
возможностях профессионального роста.
Информационное
профессиографирование
проводится
посредством
аналитического изучения специальной профессиональной литературы, методами изучения
документации и интерпретации.
Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения
причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции,
аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования
является поисковым, главное - установление причин, обусловливающих наличие
названных фактов.
Для установления диагноза изучают факторы производственной среды, которые
оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, определяют их
соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в
процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом,
орудиями и условиями труда.
Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы:
1. Содержание деятельности:
*
предмет и задачи труда;
*
требования к качеству результата работы.
2. Орудия труда:
*
вид и режим работы;
*
органы управления;
*
пространственная организация рабочего места.
3. Деятельность субъекта труда:
*
виды действия и их характеристика;
*
характер планирования и исполнения работы;
1
См.: Иванова Е.М. Указ. соч. С.81-90.
*
виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной
деятельности;
*
виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда.
4. Организация труда:
*
структура производственного взаимодействия работников;
*
планирование работы и контроль за ней.
5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда.
6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда.
7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию
профессиональной деятельности.
Диагностическое профессиографирование осуществляется методами сбора
эмпирических данных (анализ заданий, наблюдаемый опрос, хронометраж и др.).
Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи
обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности
либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.
Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:
1. Общая характеристика профессии:
*
история и перспективы развития профессии;
*
социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности;
*
профессиональная среда.
2. Содержание и объем профессионального поля1:
*
характеристика профессионального поля;
*
факторы, определяющие профессиональное поле;
*
прогноз развития профессионального поля.
3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации:
*
уровень профессионального образования;
*
профессиональная подготовка;
*
повышение квалификации.
4. Профессиональная мобильность работника:
*
широта профиля специалиста;
*
уровень ключевых квалификаций;
*
возможности смены специальности и профессии.
5. Оценка перспективности профессии:
*
профессионально-психологический потенциал личности;
*
профессиональная активность работника;
*
профессиональное
самосовершенствование
и
карьера.
Прогностическое
профессиографирование использует генетические методы, а также моделирующие
эксперименты.
Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или
разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и
состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера
функционирования.
В зависимости от цели и задач исследования схема методического
профессиографирования меняется. Например, при изучении влияния режима труда и
отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность
применяют такую схему:
1. Содержание деятельности субъекта труда:
*
виды действий и их характеристика;
1
Профессиональное поле определяется как совокупность трудовых действий,
входящих в состав определенной профессии, а также нескольких родственных профессий.
*
*
*
*
*
др.);
*
*
*
характер планирования и исполнения работы;
эмоциональные проявления;
виды помех на рабочем месте;
виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности.
2. Условия труда:
санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и
физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.);
режим труда;
форма оплаты труда и поощрения.
При изучении профессионального мастерства специалистов применяется
следующая схема профессиографирования:
1. Содержание деятельности:
*
требования к квалификации работников (профессиональные знания, умения и
навыки, а также качества и способности);
*
права и обязанности работника.
2. Организация труда:
*
повышение квалификации;
*
профессионально-психологический потенциал;
*
творческие способности.
3. Деятельность субъекта труда:
*
виды действий и их характеристика;
*
планирование работы и контроль за ней;
*
особенности индивидуального стиля деятельности.
Завершающим
этапом
методического
профессиографирования
является
экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам
изучения профессии.
В основу образовательно ориентированного профессиографирования положена
идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом
деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Авторы образовательно
ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии
проектирования профессиограмм1.
Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что
обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и
многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять
профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной
компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач
профессионального образования, требуемого уровня квалификации.
Блок "Паспорт профессии" включает краткие сведения о наименовании профессии
и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии
и уровне профессионального образования.
Блок "Основной объект (сфера) профессии" содержит сведения о типе профессии:
"человек - природа", "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковая
система", "человек - художественный образ", о ведущих объектах профессии (значимых
функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является
отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков
профессиограммы.
1
См.: Образовательно ориентированный подход к профессиографии / В.В.Бажутин,
З.З.Кирикова, Н.В.Крохина и др. Екатеринбург, 1997.
Блок "Ключевые ценности профессии" включает в себя сведения о совокупности
значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к
предмету профессии.
Блок "Предметно-профессиональная компетентность" содержит характеристику
профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь
полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие
основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение
имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково
исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения
результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких
условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи
результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса
производства.
Блок "Социально-профессиональная компетенция" отражает следующие
направления субъектности личности:
*
развитие мыслительного потенциала;
*
возможности саморегуляции и саморазвития личности;
*
направленность личности на "стратегию успеха";
*
гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.
В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и
экономической культуры.
Блок "Специальные психофизиологические требования" отражает требования к
психофизиологическим
особенностям
работника,
обусловленные
профессией:
медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития
анализаторов, санитарно-гигиенические требования.
Каждый блок состоит из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются
относительно
самостоятельными
организационно-содержательными
единицами,
соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.
Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой
модуль включает:
*
наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);
*
уровень профессиональной подготовки;
*
шифр;
*
параметры
профессии
(характеристики,
содержательно
раскрывающие
описываемый компонент профессии);
*
степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие
подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);
*
критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень
подготовленности специалиста).
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для
научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и
итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его
профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального
становления личности специалиста.
Проспектированное
профессиографирование
отражает
динамику
профессионального развития специалиста и профессионала.
Система профессионального образования в России основывается на
образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить
образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям
молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и
на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения
обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования.
Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы
разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение проектирование профессионального роста специалиста, область применения - аттестация
персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости.
Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная
особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы,
отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях
профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки),
профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства.
На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие
деятельности:
*
конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и
мотивами;
*
профессиональные действия, направляемые тактическими целями;
*
способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их
результативности.
Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения
профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных.
Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур
личности
специалиста:
профессиональной
направленности,
профессиональной
компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.
Приведем схему проспектированной профессиограммы.
1. Паспорт профессии:
*
тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
*
уровень образования и ступени (категории) квалификации;
*
смежные специальности и профессии;
*
социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров:
*
форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
*
уровень получаемой квалификации;
*
перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального
становления:
*
функции;
*
конкретные виды деятельности;
*
типовые профессиональные задачи;
*
профессиональные умения.
4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального
становления:
*
ведущая деятельность;
*
основные подструктуры субъекта деятельности:
- профессиональная направленность;
- профессиональная компетентность;
- профессионально важные качества (ключевые квалификации);
- профессионально значимые психофизиологические свойства;
*
психологическая характеристика каждой подструктуры личности.
5. Санитарно-гигиенические условия труда:
*
режим труда;
*
нервно-психическая напряженность;
сенсомоторная и перцептивная сферы;
медицинские противопоказания.
В заключение обзора различных типов профессиографии отметим, что при
проектировании профессиограмм важно придерживаться одной методологии.
Теоретические
основы
профессиографии
позволяют
определить
структуру
профессиональной деятельности и субъекта труда. Области применения профессиограмм:
профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и
проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.
*
*