Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность профессиографии

  • 👀 3450 просмотров
  • 📌 3397 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность профессиографии» pdf
Сущность профессиографии Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии ("описание профессий"). В целом понятие "профессиография" включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда. Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа - подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость. Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности: * аттестацией работников; * проектированием новых профессий и специальностей; * профконсультацией оптантов и отбором специалистов; * совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации; * научными исследованиями профессионального развития личности. Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Важной составляющей профессиограммы является психограмма - характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Психограмма психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов: * комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности; * целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели; * типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии; * реального отражения состояния профессии в конкретных социальноэкономических условиях; * учета перспектив профессионального роста и карьеры; * надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях; * научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов)1. Методы профессиографических исследований Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов: * социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение); * психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.); * физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных); * описание технологических процессов и др. Из всего многообразия методов необходимо выбрать те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании. При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора играет цель исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания будут оценка габаритов рабочего поста, его организация, структура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, внештатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала. Разрабатывая профессиограммы для профориентации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характеристике профессии. Достаточно подробно исследуются условия труда, как технико-технологические, так и социально-психологические. Важное направление исследований оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологических свойств работника. При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования. Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, студентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязанностей и условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить профпригодность кандидата на работу. Следующее направление профессиографических исследований - изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, других неблагоприятных состояний, борьбы с травматизмом, снижения заболеваемости. Основная цель исследований - изучение условий и режима труда и диагностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессиональную среду и деятельность. В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и физиологические. 1 См.: Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов, 1992. Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования помогает использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:  общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;  описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;  психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;  пооперационный анализ трудовой деятельности;  фотография рабочего дня, хронометраж;  изучение индивидуального стиля деятельности;  анализ ошибочных действий;  оценка санитарно-гигиенических условий труда;  динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период. Дифференцированное профессиографирование Профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Основываясь на принципах системного анализа и изучении профессиографической литературы, мы разработали обобщенную схему профессиограммы. При определении содержания профессиограммы учитывались нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально ориентированная структура деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения. Формализованная схема профессиограммы Социальная и профессиологическая характеристика профессии 1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре. 2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность. 3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы). 4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе. 5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе). 6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей. 7. Необходимое образование. 8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры. 9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.). 10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда. 11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности. 12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста). Психограмма А. Общая характеристика труда: 1. Фотография рабочего дня. 2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.). 3. Влияние условий труда на динамические процессы работы. 4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий. 5. Психологический анализ ошибочных действий. Б. Требования к психическим процессам: 1. Психомоторика:  рабочая поза, статические и динамические нагрузки;  рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др;  временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;  требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;  особые требования к психомоторике. 2. Сенсорная и перцептивная сферы:  чувствительность различных сенсорных модальностей;  профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т.д.;  особые требования к сенсорной и перцептивной сферам. 3. Профессиональные особенности познавательных процессов:  влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;  требования к воспроизводящему и(или) творческому воображению;  преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), "безлимитное" по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;  особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости;  преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;  особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;  внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста. В. Требования к эмоционально-волевой сфере: 1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний. 2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда. 3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками). 4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.). Г. Типичные психологические состояния в труде: 1. Монотония и утомление. 2. Соматогенные психологические состояния в труде (гипоксия, перегревание и др.). 3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.). Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации): 1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации. 2. Социально-профессиональная ответственность. 3. Оптимизм. 4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима). 5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством). 6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественноколичественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности. 7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.). Е. Противопоказания и ограничения: 1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда. 2. Характеристика профнепригодности. 3. Половозрастные ограничения. 4. Профессиональные вредности и льготы. 5. Профессиональные деформации личности. Заключение В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и(или) практического характера в следующем порядке: 1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки. 2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиоло-гические и др.). 3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов. 4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы. 5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения. Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М.Ивановой. Ею предложено четыре типа профессиографии: информационный, диагностический, прогностический и методический1. Информационное профессиографирование предназначено для профконсультационной работы с оптантами - людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии. Ими могут быть школьники, выпускники профессиональных учебных заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию. При составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение - первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку. В схему информационного профессиографирования включены следующие вопросы: 1. Общая характеристика профессии:  социальная ценность результатов труда;  история и перспективы развития профессии. 2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности: * основные профессиональные функции, задачи и действия; * общая характеристика орудий и средств труда. 3. Общая характеристика условий труда: * микроклиматические условия труда; * социальные и социально-психологические условия труда; * режим труда. 4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью. 5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста. Информационное профессиографирование проводится посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы, методами изучения документации и интерпретации. Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поисковым, главное - установление причин, обусловливающих наличие названных фактов. Для установления диагноза изучают факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, определяют их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда. Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы: 1. Содержание деятельности: * предмет и задачи труда; * требования к качеству результата работы. 2. Орудия труда: * вид и режим работы; * органы управления; * пространственная организация рабочего места. 3. Деятельность субъекта труда: * виды действия и их характеристика; * характер планирования и исполнения работы; 1 См.: Иванова Е.М. Указ. соч. С.81-90. * виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности; * виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда. 4. Организация труда: * структура производственного взаимодействия работников; * планирование работы и контроль за ней. 5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда. 6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда. 7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию профессиональной деятельности. Диагностическое профессиографирование осуществляется методами сбора эмпирических данных (анализ заданий, наблюдаемый опрос, хронометраж и др.). Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников. Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме: 1. Общая характеристика профессии: * история и перспективы развития профессии; * социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности; * профессиональная среда. 2. Содержание и объем профессионального поля1: * характеристика профессионального поля; * факторы, определяющие профессиональное поле; * прогноз развития профессионального поля. 3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации: * уровень профессионального образования; * профессиональная подготовка; * повышение квалификации. 4. Профессиональная мобильность работника: * широта профиля специалиста; * уровень ключевых квалификаций; * возможности смены специальности и профессии. 5. Оценка перспективности профессии: * профессионально-психологический потенциал личности; * профессиональная активность работника; * профессиональное самосовершенствование и карьера. Прогностическое профессиографирование использует генетические методы, а также моделирующие эксперименты. Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования. В зависимости от цели и задач исследования схема методического профессиографирования меняется. Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность применяют такую схему: 1. Содержание деятельности субъекта труда: * виды действий и их характеристика; 1 Профессиональное поле определяется как совокупность трудовых действий, входящих в состав определенной профессии, а также нескольких родственных профессий. * * * * * др.); * * * характер планирования и исполнения работы; эмоциональные проявления; виды помех на рабочем месте; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности. 2. Условия труда: санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.); режим труда; форма оплаты труда и поощрения. При изучении профессионального мастерства специалистов применяется следующая схема профессиографирования: 1. Содержание деятельности: * требования к квалификации работников (профессиональные знания, умения и навыки, а также качества и способности); * права и обязанности работника. 2. Организация труда: * повышение квалификации; * профессионально-психологический потенциал; * творческие способности. 3. Деятельность субъекта труда: * виды действий и их характеристика; * планирование работы и контроль за ней; * особенности индивидуального стиля деятельности. Завершающим этапом методического профессиографирования является экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии. В основу образовательно ориентированного профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Авторы образовательно ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профессиограмм1. Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации. Блок "Паспорт профессии" включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования. Блок "Основной объект (сфера) профессии" содержит сведения о типе профессии: "человек - природа", "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ", о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы. 1 См.: Образовательно ориентированный подход к профессиографии / В.В.Бажутин, З.З.Кирикова, Н.В.Крохина и др. Екатеринбург, 1997. Блок "Ключевые ценности профессии" включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии. Блок "Предметно-профессиональная компетентность" содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства. Блок "Социально-профессиональная компетенция" отражает следующие направления субъектности личности: * развитие мыслительного потенциала; * возможности саморегуляции и саморазвития личности; * направленность личности на "стратегию успеха"; * гибкость и мобильность личности в рыночных условиях. В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры. Блок "Специальные психофизиологические требования" отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования. Каждый блок состоит из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности. Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает: * наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы); * уровень профессиональной подготовки; * шифр; * параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии); * степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту); * критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста). Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста. Проспектированное профессиографирование отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования. Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение проектирование профессионального роста специалиста, область применения - аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости. Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства. На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности: * конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами; * профессиональные действия, направляемые тактическими целями; * способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности. Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств. Приведем схему проспектированной профессиограммы. 1. Паспорт профессии: * тип профессии и ее отраслевая принадлежность; * уровень образования и ступени (категории) квалификации; * смежные специальности и профессии; * социально-профессиональные ограничения. 2. Подготовка кадров: * форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; * уровень получаемой квалификации; * перспективы профессионального роста и карьеры. 3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления: * функции; * конкретные виды деятельности; * типовые профессиональные задачи; * профессиональные умения. 4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления: * ведущая деятельность; * основные подструктуры субъекта деятельности: - профессиональная направленность; - профессиональная компетентность; - профессионально важные качества (ключевые квалификации); - профессионально значимые психофизиологические свойства; * психологическая характеристика каждой подструктуры личности. 5. Санитарно-гигиенические условия труда: * режим труда; * нервно-психическая напряженность; сенсомоторная и перцептивная сферы; медицинские противопоказания. В заключение обзора различных типов профессиографии отметим, что при проектировании профессиограмм важно придерживаться одной методологии. Теоретические основы профессиографии позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации. * *
«Сущность профессиографии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot