Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Ответы на вопросы к лекциям:
Лекция 1:
2. Сущность и задачи бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица).
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, действующие на территории РФ. Прочие организации или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотрено налоговым законодательством.
Основные задачи бухгалтерского учета:
• формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами и иными заинтересованными организациями и лицами;
• обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
• своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;
• выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;
• оценка фактического использования выявленных резервов.
3. Основные принципы бухгалтерского учета и их значение
Основными принципами бухгалтерского учета можно считать следующие принципы:
• Принцип автономности – любая организация существует как самостоятельное юридическое лицо. В бухгалтерском учете отражается только то имущество, которое признано собственностью данной конкретной организации или предприятия.
• Принцип двойной записи – все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму.
• Принцип действующей организации – организация функционирует и планирует сохранять свои позиции на экономическом рынке в будущем, в указанные сроки и в установленном порядке погашая обязательства перед своими партнерами.
• Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными, подтверждаться оправдательными документами.
• Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов.
• Принцип начислений – все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:
• Принцип регистрации дохода (выручки) – доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата;
• Принцип соответствия – доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены.
• Принцип периодичности регулярное составление бухгалтерского баланса и отчетности за следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц. Этот принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.
• Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации – коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.
• Принцип денежного измерения – единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны.
Лекция 2:
1. Методика учета уставного капитала
Сформировать уставный капитал (УК) - обязанность коммерческих организаций (п. 1 ст. 66 ГК РФ, ст. 12 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ), в том числе: публичных и непубличных акционерных обществ (ПАО, НАО); обществ с ограниченной ответственностью (ООО); государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП); хозяйственных товариществ (ХТ).
Называется он в этих организациях по-разному: в хозяйственных обществах – уставный капитал; в унитарных предприятиях – уставный фонд; в ХТ – складочный капитал.
Для учета уставного капитала и расчетов с учредителями (акционерами) применяют 75 и 80 счета бухучета, в разрезе субсчетов.
Бухгалтерский учет уставного капитала ведется на счете 80 с аналитикой: по учредителям (участникам); стадиям формирования (в ПАО, АО и ХТ); видам акций (в ПАО и АО).
Кредитовое сальдо по счету 80 должно быть равно размеру УК, отраженному в уставе, независимо от факта его оплаты. Первую запись по учету уставного капитала делают на дату регистрации юрлица. Формирование вклада в УК вновь созданного юрлица будет первой проводкой, сделанной в нем. И отразит она начисление УК в корреспонденции с задолженностью учредителей по его оплате: Дт 75 Кт 80.
Таким образом, в учете уставного капитала появится его общая величина, соответствующая уставу. А фактические расчеты с учредителями по вкладам будут вестись на счете 75.
Последующие корректировки в учет уставного капитала попадают согласно дате регистрации изменений, вносимых в устав, в отношении размера УК.
Сальдо счета 80 отражается в разделе «Капитал и резервы» бухбаланса по строке 1310.
2. Особенности уставного капитала акционерного общества
Согласно ст. 99 ГК РФ уставный капитал акционерного общества (АО) составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества.
Последние изменения к действующему Закону об АО установили минимальную сумму уставного капитала. Она утверждена в сумме 100 тыс. рублей для публичного и всего 10 тыс. рублей для непубличного общества. Указанный минимальный уставный капитал АО необходим для регистрации нового предприятия.
АО вправе увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Увеличение УК акционерного общества допускается после его полной оплаты.
Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций может осуществляться за счет имущества общества. Увеличение уставного капитала посредством увеличения номинальной стоимости акций производится только за счет имущества общества.
Для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала АО Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению предназначен счет 80 «Уставный капитал». Записи по нему производятся в случаях формирования уставного капитала и его увеличения и уменьшения лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации и их государственной регистрации.
Для учета расчетов с учредителями предусмотрен счет 75 «Расчеты с учредителями». Аналитический учет по нему ведется по каждому учредителю кроме учета расчетов с акционерами — собственниками акций на предъявителя.
Увеличение уставного капитала общества отражается в учете организации по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» и кредиту счета 80. Получение денежных средств и материальных ценностей в качестве оплаты вклада в УК показывается по дебету счетов по учету денежных средств и материальных ценностей и кредиту счета 75, субсчет 1.
Увеличение уставного капитала за счет:
• средств добавочного капитала отражается записью: Дебет 83 «Добавочный капитал», Кредит 80 «Уставный капитал»;
• нераспределенной прибыли — Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кредит 80 «Уставный капитал».
Лекция 3:
1. Учет основных средств. (Классификация, оценка, учет поступления)
Основные средства – часть имущества, приобретенного или созданного организацией, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, оказании услуг, выполнении работ.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода.
Сюда относятся здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент; инвентарь и принадлежности; основные средства прочие.
Основные средства классифицируются по следующим признакам:
- по отраслевому признаку: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и т. д.;
- по назначению: производственные и непроизводственные;
- по принадлежности: собственные, полученные в аренду, находящиеся в организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
- по признаку использования: находящиеся в эксплуатации, в реконструкции, в запасе (резерве), на консервации.
Основные средства оцениваются:
1) по первоначальной стоимости;
2) по восстановительной стоимости;
3) по остаточной стоимости.
1) Первоначальная стоимость определяется фактическим затратам на приобретение или изготовление (если объект недвижимый - строительство), включая затраты по доставке, монтажу, установке и пр. в соответствии с перечнем затрат в ПБУ 6/01.
2) Восстановительная стоимость определяется с учетом переоценки основных средств, а также в случае достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.
3) Остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной (или восстановительной) стоимостью и суммой начислений амортизации.
Независимо от способа поступления объектов основных средств в организацию их первоначальная стоимость формируется по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». С этого счета в момент ввода в эксплуатацию основного средства сформированная стоимость объекта ОС списывается, т. е. делается такая бухгалтерская запись: Дебет счета 01 «Основные средства» — Кредит счета 08
При приобретении объекта ОС за плату проводки по формированию его первоначальной стоимости обычно такие:
Дебет счета 08 – Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
К этому же варианту поступления можно отнести создание объекта ОС собственными силами. Тогда, помимо расчетов с поставщиками, подрядчиками и прочими дебиторами и кредиторами обычно отражаются иные расходы, связанные с формированием первоначальной стоимости ОС:
Дебет счета 08 – Кредит счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.
При получении объекта основных средств по договору дарения первоначальной стоимостью признается текущая рыночная стоимость имущества на дату принятия к бухучету на счет 08: Дебет счета 08 – Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов»
Если объект ОС получен организацией по договору, который предусматривает его исполнение неденежными средствами, первоначальной стоимостью будет считаться стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией: Дебет счета 08 – Кредит счета 60
2. Учет амортизации основных средств. Учет выбытия основных средств
Амортизация основных средств — это систематическое уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости основного средства на протяжении срока его полезного использования (службы). Амортизация начисляется по основным средствам, находящимся у предприятия на праве собственности (в оперативном управлении, хозяйственном ведении).
При начислении амортизации согласно ПБУ 6/01 организация может использовать следующие способы:
1) линейный способ — амортизационные отчисления определяются исходя из первоначальной стоимости объектов основных средств и срока полезного использования;
2) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления определяются исходя из первоначальной стоимости объекта и соотношения лет, оставшихся до окончания срока службы, и суммы количества лет;
3) способ уменьшаемого остатка – отчисления определяются исходя из остаточной стоимости, срока полезного использования и коэффициента ускорения, который устанавливается федеральными органами исполнительной власти;
4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг), размер амортизационных отчислений определяется за каждый отчетный период исходя из первоначальной стоимости и соотношения фактического объема продукции в натуральном выражении за отчетный период и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта в натуральных измерителях.
Начисление амортизации по объектам ОС производственной сферы отражается по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" – в зависимости от места эксплуатации объекта.
Начисление амортизации по объектам ОС непроизводственной сферы отражается по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств".