Сущность и условия научной коммуникации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Сущность и условия научной коммуникации
Научная коммуникация как вид коммуникативной деятельности. Экстралингвистическая основа научной коммуникации. Цель научной коммуникации. Предмет научной коммуникации. Виды научных знаний в научной коммуникации. Образ автора в научной коммуникации: ученый, педагог, популяризатор. Образ адресата в научной коммуникации: общество в целом, научное сообщество, учащиеся.
Научная коммуникация представляет собой процесс обмена научной информацией. Основной единицей научной коммуникации является научный текст.
Известно, что текст любой речи отражает особенности коммуникативной ситуации - тех явлений внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств. Коммуникативная ситуация – это совокупность определенных компонентов, условий общения. К ним относятся:
- коммуникативное намерение, интенция;
- тема (предмет) речи;
- образ автора речи;
- образ адресата речи;
- обстановка, в которой осуществляется коммуникация (конкретные условия общения: количество участников, непосредственный или опосредованный характер общения и под.).
Таблица 1. Специфика компонентов ситуации научной коммуникации
Компоненты коммуникативной ситуации
Компоненты ситуации научной коммуникации
Общий контекст речевой деятельности
Наука как форма отражения действительности, как профессиональная деятельность
Коммуникативное намерение
Передавать знания о мире, выражать отношение к научной деятельности, к процессу познания
Предмет речи
Научное знание, процесс его получения
Автор речи как субъект коммуникации
Ученый
Адресат речи как субъект коммуникации
Обучающийся, научное сообщество
Обстоятельства деятельности
Ситуации профессиональной деятельности
Сложность осознания коммуникативной ситуации академического общения связана с тем, что каждый из ее компонентов характеризуется не только набором тех или иных существенных признаков, но и определенным ценностным отношением к нему со стороны общества и автора речи.
Так, например, понятие «знание» раскрывается А.Ухтомским в ценностном контексте: «Знание, неспособное себя передать, - это знание лишь кажущееся, служащее только самоудовлетворению того, кто им обольщается. Не найтись, как объяснить другому, - это знак того, что сам понимаешь плохо. Подлинное знание живо и практично, оно несет в своем существе тенденцию к передаче и распространению. Если знание замыкается, это говорит не о том, что оно чрезмерно глубокомысленно, а о том, что оно недостаточно! Учить для нас - значит всегда учиться. А учиться - значит достигать такой ясности и полноты, при которых знание становится очевидным для всякого”.
В данном фрагменте речи отчетливо выражается следующая характеристика: владение знанием – это определенная миссия, она предполагает передачу знания другим.
Охарактеризуем подробнее основные компоненты коммуникативной ситуации.
Коммуникативное намерение (интенция) – это стремление достичь того или иного результата коммуникации.
Таблица 2. Интенции научной коммуникации
Ситуации научной коммуникации
Вид высказываний субъектов коммуникации
Интенция
Учебный процесс
Лекция
Вызывая у слушателей интерес к теме, обеспечить усвоение материала лекции
Научная конференция
Доклад
Дискуссия
Передать новое знание научному сообществу
Ситуации актуальных изменений в академическом сообществе
Ораторское выступление (приветственное слово, вступительное слово и под.)
Информируя о сути изменений и о своем отношении к ним, воздействовать на адресата
Предмет речи составляет тот круг вопросов, которым посвящено речевое произведение и который может быть выражен целостно как тема текста. Предмет речи в научной коммуникации – понятия и закономерности конкретной науки, общенаучные понятия (такие, как форма, значение, гипотеза и под.), а также факты.
Система понятий, раскрывающих предмет речи, представлена в речевом произведении прежде всего с помощью системы соответствующих терминов. Содержание понятия в академической речи обычно поясняется с помощью тех или иных фактов. При этом понятийное содержание предмета речи дополняется представлениями - образами действительности, имеющими чувственно-предметный, конкретный характер.
Знания фактологического уровня выполняют в научной коммуникации несколько функций.
Во-первых, это иллюстративная функция. Факты из той или иной области иллюстрируют теоретические положения (системы понятий, закономерности) и представляют собой эмпирический уровень знаний по предмету. В этом случае факты анализируются в процессе коммуникации с учетом тех их признаков, которые рассмотрены в процессе изложения теории.
Во-вторых, факты привлекаются как эмпирическая основа той или иной идеи, на основе которой объединяется в сознании адресата собственная познавательная позиция и позиция автора речи.
В-третьих, факты, представляют личный эмпирический опыт субъектов коммуникации.
В науке принято выделять компоненты предмета речи с учетом не только уровня обобщения явлений действительности (факты -представления - понятия – закономерности – теория), но и их соотнесенности со сферами познания: интеллектуальной (выделяется компонент «логос»), нравственной, ценностной (выделяется компонент «этос»), эмоциональной (выделяется компонент «пафос»).
Именно к логосу относятся факты, представления, понятия, закономерности той или иной предметной области. К этосу относятся ценности. Во-первых, это общие ценности академической среды. Во-вторых, это ценности предметной области. Ценностное отношение выражается прежде всего в формулировках тех или иных идей. Этос включает систему нравственных ценностей автора и адресата. К ним относятся общечеловеческие ценности (к основным общечеловеческим ценностям в риторике со времен Аристотеля относят истину и благо), национальные ценности, ценности различных социальных групп, индивидуальные ценности. В состав этоса входят и этикетные нормы. Средствами выражения компонентов этоса являются прямые номинации (названия) тех или иных ценностей, цитаты из авторитетных источников.
Пафос выражает возникающие в процессе научной коммуникации эмоциональные состояния: удивление (возникающее в результате установления факта несовпадения новой информации с уже имеющейся), догадка (оценка некоторого нового, еще не осознанного результата решения задачи), уверенность (возникающая после того, как новая информация об объекте совпала с имеющейся), сомнение (возникающее в результате предчувствия того, что новая информация об объекте не будет совпадать с уже имеющейся). Пафос передается в тексте с помощью определенных языковых средств. Это средства описания эмоций (радость, удивление, сочувствие и под.) и средства выражения эмоций. На фонетическом уровне эмоции выражаются с помощью интонации. На лексико-семантическом - с помощью слов с эмоциональной окраской, тропов (ирония и др.). На грамматическом - с помощью частиц, междометий, вводных конструкций, эмотивных предложений (О чем, как не об учебе думать), фигур речи (риторическое восклицание, риторический вопрос, инверсия и др.).
Наиболее актуальные составляющие логоса, этоса и пафоса в в научной коммуникации представлены в таблице 3.
Таблица 3. Логос, этос, пафос в академической речи
Логос
Этос
Пафос
Предметная область:
понятия,
закономерности,
концепции;
эмпирическая основа.
Знание
Наука
Научное сообщество
Личность студента
Обучение
Творчество
Социальные идеалы (представления о значимости научных традиций и под.)
Восхищение научной мыслью
Вера в прогресс
Профессиональный энтузиазм
Увлеченность деятельностью
Увлеченность предметной областью
Группа интеллектуальных эмоций
Одной из важнейших составляющих речевой ситуации является образ автора. Образ автора – это выражение в тексте субъекта речи, проявляющего свою позицию, свое отношение к предмету речи, адресату, ходу коммуникации с помощью определенных средств.
Важной особенностью автора – ученого называют то, что он в определенной степени является “автором” тех закономерностей, понятий, идей, которые излагает. Ученый не только посредник между наукой и адресатом-студентом, стремящимся освоить основы этой науки, но и субъект познавательной деятельности, знакомящий аудиторию с ее результатами. При этом в определенных ситуациях (например, на лекции) ученый-лектор несет ответственность за усвоение содержания речи слушателем. Поэтому кроме логичности, точности его речь должна обладать учебной, дидактической направленностью. В чем это выражается? Во-первых, научная информация, знания (понятия, закономерности, научные идеи, система фактов той или иной области действительности, методы и приемы познания) дополняется уровнем представлений - образов действительности, имеющих чувственно-предметный, конкретный характер. Факт в речи лектора как разновидность знания становится не менее значимым компонентом содержания речи, чем понятие или закономерность.
Вторая особенность отражения в речи ученого-лектора ее дидактической направленности заключается в том, в ней присутствуют особые структурно-смысловые компоненты, к которым следует отнести примеры и их пояснения, инструкции, формулировки правил и определений, а также особый дидактический метатекст. Метатекст – это слова и предложения, описывающие ход общения, но не содержащие никакой предметной информации (в приведенном выше примере они подчеркнуты). Все средства метатекста можно разделить на следующие группы:
1. Метатекстовые компоненты, определяющие вид преподносимых знаний: “Дадим определение…”, “Сформулируем определение…”, “Как можно определить…”, “Есть такое правило…”, “Сформулируем алгоритм…”, “Как нужно действовать…”, “Определим последовательность действий…”, “Приведем пример…”, “Покажем на примерах…” и под.
2. Метатекстовые компоненты, ранжирующие информацию: “Самое главное…”, “Дополнительно…”, “Кроме того…” и под.
3. Метатекстовые компоненты, поддерживающие структурность информации: “Будем работать с несколькими группами материала”, “Разберем… группы примеров” и под.
4. Метатекстовые компоненты, определяющие последовательность информации (собственно служебные фразы, указывающие на связь частей текста); синонимичный материал: “Во-первых…”, “Наконец…”, “Значит…”, “И последнее…”, “Итак…” и под.
5. Метатекстовые компоненты, обозначающие текущее информационное состояние участников общения (собственно служебные фразы, указывающие на соотнесенность текущего, предшествующего и последующего общения): “Вы знаете…”, “Вы уже изучали…”, “Вам известно…”, “Что мы знаем о…”, “Я это говорила…”, “Я это еще скажу…”, “Вспомним…”, “Вернемся…”, “Вы справитесь…”, “Вам будет легко…”, “Мы пока это не можем разбирать…” и под.
6. Метатекстовые компоненты, подчеркивающие значимость учебной деятельности: “Это важно…”, “Это необходимо…”.
Выделяемые в педагогике стили педагогического общения проявляются и в речевом поведении автора речи. При этом формируется образ автора-лидера и образ автора – человека команды.
Для автора-лидера характерна ориентация на социальные ценности, проявление высокой степени уверенности в себе, акцентуация значимости предмета речи как компонента коммуникативной ситуации. При этом различается поведение лидера интеллектуального (лидирующего в силу имеющихся знаний) и лидера, организующего деятельность ( в силу статуса). Для человека команды характерны ориентация на ценности адресата, акцентуация значимости адресата в системе компонентов коммуникативной ситуации. Каждый из названных типов реализует определенную риторическую стратегию (таблица 4)
Таблица 4. Риторические стратегии
Ситуации проявления образа автора
Риторические стратегии и языковые средства их выражения
1.Ситуация лидирования
Стратегия лидера (лексика общечеловеческих ценностей, средства выражения уверенности, краткие повествовательные предложения, повторы основных мыслей, риторический прием «присоединение к авторитету»)
2.Ситуация равноправного сотрудничества
Стратегия человека команды (лексика сотрудничества, компромисса, поддержки, средства выражения сомнения, противительные союзы но, а, разделительные союзы или, либо, сложноподчиненные предложения с придаточными условия и под.)
Особенности адресата (его система знаний, ценностей, его предполагаемое эмоциональное состояние) отражается в компонентах предмета речи. Главное при учете особенностей адресата – обеспечение интеллектуально-речевого взаимодействия автора и адресата даже в монологическом общении. При это важен не только ограничение предмета речи на основе учета знаний адресата, но и нахождение с ним «общего языка». Выражение отобранного содержания с помощью средств, ориентированных на адресата, предполагает обязательное использование 1) обращений к слушателю, 2) глаголов в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 1 и 2 лица, 3) личных местоимений 1 и 2 лица, 4) конструкций, указывающих на степень знакомства слушателя с предметом речи, на ход текущего познавательного состояния.