Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретическая модель библиографии

  • 👀 1114 просмотров
  • 📌 1027 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретическая модель библиографии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретическая модель библиографии» docx
Теоретическая модель библиографии (4 ч.) План: 1. Общее понятие о библиографии и библиографоведении • Сущность библиографии • Эволюция представлений о библиографии 2. Состав библиографии 3. Объект и предмет библиографии 4. Функции библиографии 5. Принципы библиографии 6. Значение и роль библиографии в современном мире 1. Общее понятие о библиографии Термин «библиография», впервые введенный в языковую практику в Древней Греции в 5 в. до н. э., произошел от двух слов: «biblion» – книга и «grapho» – пишу. В документах 5 в. до н.э. библиографами называли переписчиков книг. Соответственно, библиография представляла собой деятельность по переписке книг –это исторически первое представление о библиографии. Однако цели, возможности и формы существования библиографии изначально были шире работы по переписки книг. Постепенно увеличивается число книг, расширяется территория книжного пространства. Одновременно повышается культура и грамотность населения, растет потребность общества в знаниях. Изменяющиеся потребности человечества в книжном знании в условиях роста числа книг и их разнообразия, территориальной разбросанности документов диктует необходимость промежуточного звена – посредника, облегчающего связь между книгами и пользователями. Таким посредником выступает библиографическая информация (информация о книгах, которая начинает отделяться от самих книг). Таким образом, появление библиографии исторически закономерно. БД возникает в любой цивилизации, создающей документ. Предпосылками возникновения библиографии является ряд обще­культурных факторов: 1) развитие письменности (появление достаточного количества письменных источников), 2) размножение (переписка) книг, 3) распространение книгособирательства, 3) организация книгохранилищ ((библиотека, архив, музей тогда еще не различались между собой), 4) потребность человека в знаниях, в информации, в ориентации в информационном пространстве. Книга становится не только объектом копирования, но объектом библиографического отражения, складываются первые формы библиографической информации. Так, самыеранние элементы библиографической информации в виде упоминаний названий древних книг (эпических поэм и песен о Гильгамеше и др.) обнаружены учеными в текстах глиняных табличек, написанных в середине 2-го тысячелетия до н.э. и, позднее, на Древнем Востоке. Эти элементы современные ученые-библиографоведы называют протобиблиографическими (от греческого слова «protos» - первый, первичный). С гибелью античной культуры слово исчезло из обращения и возродилось в новом значении – как описание книжных богатств – в XVII в. во Франции. Именно с начала XVII в. в течении более чем трех столетий (т.е. с XVII в. по XIX в.) оно употреблялось в «книгоописание»(это исторически второе представление о библиографии). В России в XVIII веке оно было заимствовано непосредственно из французского языка калькой слова «bibliographie». Определение понятия «библиография» является не таким простым, как это кажется на первый взгляд. Попытки словесно оформить сущность и смысл библиографии осуществлялись издавна. Например, «Новый словотолкователь»Н. М. Яновского (1803) трактует ее так: «Библиография, или вивлиография, –гр(еческ.) – наука, имеющая предметом познание книг, их наименований, изданий, каталога, цены и проч.». Отечественные исследователи до середины XX века не различали биб­лиографию и книговедение. Показательна в этом плане позиция известно­го деятеля русской библиографии Г. Н. Геннади, который прямо отождест­влял библиографию с книговедением. В указателе «Литература русской библиографии» в широко понимаемую библиографию он включил историю книги, историю и технологию книгопроизводства, книжную торговлю, историю журналистики, историю и описание библиотек, библиофильство и библиоманию, сведения о библиографах, типографах и книгопродавцах. Другой известный библиограф Б. С. Боднарский в статье «Библиография»в Энциклопедическом словаре Товарищества братьев А. и И. Гранат писал, что «библиография в широком смысле этого слова есть наука о книге во­обще, книговедении, то есть отрасль знания, изучающая историю книги, роль ее и т. д., в тесном – книгоописание, то есть составление справочных библиографических репертуаров или списков книг в виде всякого рода указателей и каталогов». Рассмотрение библиографии в рамках книговедения, занимающее достаточно долгий промежуток времени, со временем неизбежно исчер­пало свои эвристические возможности. Определение в качестве объекта библиографии книги становится явно недостаточным, так как книга перестала являться единственным источни­ком информации, нуждающимся в библиографировании. Кроме книг в число таких источников стали входить периодические, листовые, аудио­визуальные и иные издания. В 60-70-е годы XX века книговедение и библиография были разгра­ничены. Книговедение как научная дисциплина, изучающая книгу в каче­стве отдельного феномена в истории и культуре человечества в ее эволю­ционном становлении, стала формироваться как самостоятельная и авто­номная дисциплина. А отделившаяся библиография избрала собствен­ный путь. Так, по мере расширения состава объектов библиографического отражения (помимо книг ими становились журналы, газеты, статьи, произведения искусства и другие документы), развития библиографической практики дальнейшая эволюция представлений о библиографии привела к тому, что количество трактовок ее сущности невероятно выросло. К середине XX в. это слово употреблялось, как установил Иван Илларионович Решетинский, в 10 значениях. Основными были 3 точки зрения: 1. «Книгоописание и наука о нем». Этот подход сегодня считается неприемлемым. К 70-м годам XX века за библиографической наукой закрепился термин «библиографоведение». 2. «Перечень книг, журналов, статей и других произведений печати», составляющих научную, художественную и другие виды литературы (XIX - XX вв.). Этот подход сегодня также считается неприемлемым, потому что сводит все многообразие библиографического мира к конечной продукции. 3. «Область практической / научной и практической деятельности» (Л.Н.Троповский в 1936 г.; И.И.Решетинский, 1969 г.). «Библиография» означает область деятельности по произ­водству, сбору, поиску библиографической информации. Это направление, составляет наиболее популярную точку зрения современного понимания библио­графии, но ограничивает библиографию только практической работой. По подсчетам Абрама Ильча Барсука, во второй половине XX в., число определений библиографии приближалось к 400! В специальной литературе до сих пор насчитывается сотни определений библиографии, число их увеличивается, но общего признания научной общественности ни одно из них не получило. Библиографы осознают, что сегодня само слово «Библиография» выглядит архаичным, потому что «Книгописа­ние» (буквальный перевод слова «библиография») очень узко характеризует направления этой сферы человеческой мысли и деятельности. Да и книга уже давно перестала быть единственным объектом библиографирования. Поэтому в научной среде неоднократно высказывались мнения о необходимости переименования отрасли, прежде всего в «документографию», «информографию». Но терминосистемы обладают определенной консервативностью в силу своего широкого внедрения в устную речь и письменные тексты. Пока наименование области деятельности и учебной дисциплины «библиография» остается в активном употреблении. В ходе своей эволюции библиография превратилась в столь сложное и многоаспектное явление, что оно не может быть охарактеризовано одним универсальным определением, даже в стандартах, которые призваны способствовать однозначному пониманию терминов. В настоящее время термин «библиография» по-прежнему употребляется в разных значениях: 1) как наиболее общее понятие, объединяющее всю совокупность библиографических явлений; 2) как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации (библиографических пособий) и библиографическому обслуживанию потребителей информации, в противовес понятию «библиографоведение», которое обозначает науку, изучающую процессы эволюционного становления библиографии, структуру, сущность библиографической информации, ее движение в обществе; 3) как отдельное библиографическое издание, например, «Библиография Афганистана», «Библиография Японии» и т.д., или список литературы в выражениях типа «библиография в конце книги», «библиография в конце статьи»; Да, словом «библиография» долгое время (XIX - XX вв.) именовали любой перечень книг, журналов, статей и других документов, совокупность библиографических изданий, списков литературы. Вот почему в старых изданиях еще встречается сло­во «библиография» в значении списка литературы. Иногда в речевом обо­роте употребляют слово «библиография» в значении библиографической продукции. Такой подход сегодня считается устаревшим; библиографы четко разделяют библиографию и библиографическую продукцию и наста­ивают на корректном употреблении термина, призывая не путать списки литературы и библиографию. Сегодня использование термина в таком его значении некорректно и используется только в единственном случае: как элемент библиографического описания: «Библиогр.: с.». 4) как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому-либо признаку, например, библиография стран Азии. Также некорректно. В дальнейшем ученые также стремились установить родовидовые отношения библиографии. Ее именовали областью «культуры» (Б. Я. Бухштаб. 1969 г.), «книжного дела» (А. И. Барсук. 1975 г.), «познавательной инфраструктурой книжной коммуникации» (А. В. Соколов. 2001 г.). М.Г. Вохрышева под библиографией понимает систему, упорядочивающую «пространство информации и знания». В различных источниках библиографию именовали также «научно-практической деятельность» (ГОСТ 7.0-77), либо относили к «инфраструктуре системы социальных коммуникаций» (Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. 1995 г.), «системе социальных коммуникаций» (Библиотечное дело: терминолог. словарь.1997 г.). Эти авторские трактовки библиографии справедливы каждая по-своему, поскольку библиография организационно не оформлена. Она укоренена в те области человеческого существования, где присутствуют, функционируют документы, т.е. библиография входит в состав культуры, науки, просвещения, экономики, социальных коммуникаций и тем более «пространства информации и знания», где создаются, перемещаются и используются документы. Но они не раскрывают ее специфику в целом. Последнюю воплощает ее главный компонент – библиографическая информация. В самом широком смысле под библиографической информацией понимается информация о документах, отчужденная от них. Используя данный подход, О.П. Коршунов трактует библиографию в самом широком значении — как систему видов деятельности, охватывающих все библиографические явления и обеспечивающих функционирование библиографической информации (1990 г). Таким образом, современное научное представление о библиографии основано на трактовке ее сущности, понятии «библиографическая информация» и отнесении ее к информационной сфере общества, именуемой в действующем ГОСТе 7.0-99 информационной инфрастуктурой. Информационную природу библиографии можно считать общепринятой. Несмотря на то, что в культуре библиографической среды сложилась традиция нестрогого употребления термина, в познавательной сфере (т.е. научной и учебной) понятийные контуры библиографии должны быть очерчены достаточно отчетливо, для однозначного их понимания в процессе научных диалогов и изучения в различных курсах библиографических дисциплин. В упорядочении понятийного аппарата библиографии решающую роль сыграл системный подход и стандартизация. В естественных языках понятиям (понятия – это словесные выражения представлений о чем-нибудь, суждения о предмете, отражающие его сущность) присущи многозначность и синонимичность. Стандартизация позволила преобразовать многозначные понятия в однозначные термины. Первый терминологический ГОСТ 16448-70 «Библиография. Термины и определения» был разработан в 1969 г. Его основными новациями были разделение библиографии как практической деятельности и науки о ней (библиографоведения), запрет использовать термин «библиография» как синоним «библиографического пособия». В сменивший его ГОСТ 7.0-77 был впервые введен термин «библиографическая информация». В ГОСТе 7.0-84 «Библиографическая деятельность. Основные термины и определения» отсутствует исходный термин «библиография». Он восстановлен в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Библиография». В настоящее время, в соответствии с ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Библиография», библиография определяется как информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации. Информационная инфраструктура – совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам. Библиографическая информация – информация о документе, необходимая для его идентификации и поиска. Однако дискуссия о сущности библиографии не закончена. О том, что же такое библиография размышляют многие ученые наших дней. Нельзя не согла­ситься с Маргаритой Георгиевной Вохрышевой, когда она приходит к выводу: «По всей видимости, время «единой и не­делимой» библиографической науки прошло. На этом научном пространстве активно оформля­ются относительно самостоятельные, все бо­лее отдаляющиеся друг от друга научные на­правления (в будущем, возможно, дисциплины) со своим предметом, видением библиографии». Аркадий Васильевич Соколов считает, что Половодье общетеоретических концеп­ций, захлестнувшее библиографоведческую ли­тературу в последнее десятилетие, — признак обострения тоски об общей, фунда­ментальной, подлинно научной теории библио­графии. 2. Состав библиографии С точки зрения системно-деятельностного подхода, библиография предстает как система различных видов деятельности (практической, научно-исследовательской, учебной, управленческой), обеспечивающая функционирование библиографической информации в обществе. Олег Павлович Коршунов включает в состав библиографии: 1. Библиографическую деятельность (практическую часть библиографии), 2. Библиографоведение (научную и учебную дисциплину, объектом которой является сама библиография), 3. Подготовку кадров, 4. Организационно-методическое управление. С точки зрения Исаака Григорьевича Моргенштерна система библиография представляет собой единство 3 подсистем: 1. Библиографическая деятельность, 2. Библиографоведение, 3. Инфраструктура библиографии (вспомогательные области деятельности, обеспечивающие функционирование библиографии: библиографическое образование (подготовка кадров), организационно-методическое управление, материально-техническая база, библиографоведческая литература, информационно-библиографическое обеспечение библиографии). С точки зрения Моргенштерна общего управления библиографией не существует (и это правильно). Управлению подвержены раздельно подсистемы библиографии. По мнению Валерия Александровича Фокеева в составе библиографии будут такие ком­поненты, как 1. социальный институт, 2. библиогра­фическая деятельность 3. библиографическая ин­формация (знание). Он же предложил пятиэлементную структуру библиографии как системы: 1. документы (фиксированные тексты), 2. потребители библиографической информации, 3. материально-техническая база, 4. субъекты Библиографической деятельности–библиографы, 5. средства Библиографической деятельности. По его мнению, специфика библио­графии коренится именно в пятом элементе (сред­ства) и выполняемых с его помощью функциях. Библиографическая деятельность образует сердцевину библиографии, т.к. только библиографическая деятельность производит и обеспечивает функционирование библиографической информации непосредственно. Другие составляющие библиографии –библиографоведение и инфраструктура – производные от библиографической деятельности. Она же – Библиографическая деятельность – является первичным направлением развития библиографии в мире. Основными видами Библиографической деятельности являются библио­графирование и библиографическое обслуживание. Значительно позже развивается научная теоретическая мысль, обобщая накопления практики, затем подготовка кадров и организационно-управленческая деятельность. 3. Объект и предмет библиографии В самом общем виде объект и предмет человеческой (общественной) деятельности можно представить так: Объект– это включенное в процесс деятельности реальное или идеальное образование, на которое с определенными целями эта деятельность и направлена. (В нашем случае Объект – то, на что направлена деятельность всей библиографии, как системы, включая ее практическую (материальная), теоретическую (познавательная, идеальная) составляющие. Так как Библиография входит в систему информационной деятельности, сама является социальной информационной инфраструкурой, то Объектом библиографии будет система «документ-потребитель» (Д-П), так как именно на нее направлено ее управляющее воздействие. Система «документ-потребитель» может рассматриваться как процесс информационного общения, включающий и идеальное содержание этого процесса – социальную информацию, и документ как объективный способ опредмечивания, существования и использования информации в обществе. Теперь попытаемся решить еще более сложный вопрос – о предмете библиографии, Предмет– это результат деятельности, материальный или идеальный, позволяющий квалифицировать уровень (степень, глубину) материального преобразования и научного познания объекта. У одного и того же объекта может быть несколько предметов. В целом предмет библиографии можно определить как результат библиографической деятельности (в качестве идеального результата библиографической деятельности выступает библиографическая информация, в качестве объективного результата существования библиографической информации - библиографическое сообщение как способ ее опредмечивания). Таким образом, обобщающим предметом библиографии является Библиографическая информация, которая определяется как «информация о документах, создаваемая в целях оповещения о документах, их поиска, рекомендации и пропаганды». Предмет библиографии включает наряду со вторичной библиографической информации, т.е. информацией о документах, и научную библиографическую информацию – результат библиографоведческих исследований, учебную библиографическую информацию, создаваемую с целью подготовки соответствующих кадров, публицистическую библиографическую информацию, создаваемую с целью пропаганды и популяризации библиографии и библиографических знаний в обществе и т.д. 4. Функции библиографии Основные функции библиографии– это одна из самых сложных и определяющих проблем в современном библиографоведении. Вокруг нее до сих пор ведутся споры, так как от ее научно обоснованного решения зависит квалификация общественной (социальной) сущности библиографии. Как установил В.А. Фокеев, специалисты называют более 50 наименований функций библиографии и библиографической информации. В философском понимании функция (от лат. functio - совершение, исполнение, деятельность) квалифицируется как отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого, или, с точки зрения управления, мировоззрения, как выявление зависимости данной части и целого: в нашем случае – библиографии и информационной деятельности. Определение социальной сущности библиографии связано прежде всего с выяснением общественной цели библиографии, ее общественного назначения как деятельности вообще. Цель - важнейшая характеристика любой человеческой деятельности. Она определяет все другие ее характеристики, предвосхищая практическое воплощение этой деятельности. Вместо термина «цель библиографии» часто используют и другие: назначение, функция, социальное назначение, функциональное назначение, целевое назначение, общественная функция и т.д. Установив функции, мы можем ответить на вопрос, какие задачи выполняет библиография. Функциональный анализ–общенаучный метод познания. (Функция – деятельность для достижения какой-либо цели). Общественную (или социальную) функцию библиографии в самом общем смысле следует понимать как цели, которые библиография осуществляет в обществе, своими специфическими средствами. С точки зрения документографической концепции О. П. Коршунова, библиография является посредником в системе документальных коммуникаций. Она удовлетворяет потребности человека в информации о документах, т.е. библиографические потребности. Для определения функций библиографической информации О. П. Коршунов проанализировал общие документальные потребности и установил, что у любого человека относительно абстрактного документа можно выделить 3 группы потребностей: 1. потребность в поиске документа 2. потребность в информировании о существовании документа и его содержании 3. потребность в оценке документов по различным качественным критериям Эти 3 группы потребности и формируют 3 основные общественные функции библиографии: 1.поисковая 2. коммуникативная функция оповещения 3. оценочная Эти 3 функции обосновывают конкретные задачи, которые решает библиография, т.е. она обеспечивает поиск документа, оповещает о его существовании и помогает оценить его, используя свои библиографические средства. Библиография всегда в любой исторический период при любых общественно-экономических условиях реализует эти три функции. Все конкретно исторические формы реализации этих функций зависят от многих факторов: типов и видов документов, уровня информационных потребностей, опыта библиографической деятельности, уровня развития библиографических средств, научно-технического прогресса, материально-технической базы и др. Три основные общественные функции библиографии позволяют разделить ее на определенные участки, каждый из которых выполняет преимущественно ту или иную функцию. Эти три функции образуют структуру, т.е. строение библиографической деятельность. Следует отметить, что помимо перечисленных основных общественных функций специалисты выделяют ряд производных. Их наименования зависят в первую очередь от определения автором роли и места библиографии в обществе. Если метасистемой (т.е. сверхсистемой) библиографии считать информационную деятельность, то определяющей общественной функцией библиографии (с точки зрения А. А. Гречихина) является информационное управление. Эта основная общественная функция библиографии дифференцирована во-первых, на два уровня - первичное и вторичное информационное управление, а во-вторых, на три частные функции - сигнальное, оценочное и рекомендательное информационное управление. Библиография является управляющей подсистемой информационной деятельности, что выражается элементарной формулой: производство - библиография (управление) - потребление (Пр-Б-Пт). Отсюда вытекает следующее авторское понимание библиографии: Библиография - область информационной деятельности, основной общественной функцией которой является управление процессом производства, распространения, хранения и использования социальной информации в обществе, т.е. информационное управление. Среди других функций библиографии называют: мемориальную, культурологическую, педагогическую, идеологическую, пробельную и др. Подробнее см. в лекции, посвященной Библиографической информации. 5. Принципы библиографии Согласно современным логико-философским представлениям под принципом понимается основополагающее первоначало (основное положение, исходный пункт, предпосылка) какой-либо теории, концепции. Принципы должны удовлетворять двум условиям: во-первых, они не должны находиться в логическом противоречии друг с другом, и, во-вторых, принцип меньшей степени общности конкретизирует принцип большей степени общности. Наряду с их логической, теоретической и методологической значимостью определяющим является нормативная обязательность принципов. Эти качества в полной мере присущи и принципам библиографии. Традиционно в библиографии выделяли следующие принципы: научности, народности (демократичности), партийности (идеологичности ). На современном этапе развития библиографии к ним следует прибавить принципы: деятельности, коммуникативности, системности. Принцип научности в библиографии предполагает, что: 1) библиографическая деятельность должна осуществляться высококвалифицированными специалистами соответствующего профиля профессиональной подготовки; 2) основываться на самой совершенной универсальной методологии, каковой и является диалектика; 3) развиваться и совершенствоваться с учетом достижений современного научно-технического прогресса. Принцип народности предполагает, что библиографическая деятельность должна носить государственный, общественный характер, ее результаты должны быть доступны обществу. Принципа деятельности обязывает рассматривать библиографию как одну из отраслей общественной (человеческой) деятельности. Всякая деятельность включает в себя определенную совокупность элементов: цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Неотъемлемой характеристикой человеческой деятельности является ее осознанность, целенаправленность, целесообразность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием существования общества. Классическая схема принципа деятельности определена следующим положением: «Без производства нет потребления, однако и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно». Теоретико-методологические основы принципа коммуникативности связаны с такими категориями, как общение, общественные отношения, коммуникация, информация, знаковая система и т.п. Важность принципа коммуникативности в библиографии заключается в том, что он определяет специфику духовного, или информационного, общения в отличие от материального общения. Принцип системности стал определяющим в современной науке. Под системным подходом в самом широком смысле понимается направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. В свою очередь, система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) определяется как совокупность элементов, находящихся в таких отношениях и связях друг с другом, что образуется структурированная целостность, единство, не сводимое к отдельным составляющим. Исходя из этого принципа, библиография рассматривается как социальная информационная система, обеспечивающая функционирование библиографической информации. 6. Значение и роль библиографии в современном мире По образному выражению Н. А. Рубакина, библиография – это нерв любой научной и вообще всякой культурной деятельности. По данным ЮНЕСКО, за последние 25 лет XX века было выпущено столько же книг, сколько за предыдущие 500 лет. Как управляться с книжным богатством? Как не затеряться в книжном мире? Для ориентации читателя в книжных богатствах и служит библиография. В старину ее еще называли «ключом ко всем знаниям». Научную работу нельзя представить без библиографического обеспечения. Любое исследование, открытие, изобретение начинается с тщательного изучения литературы по данному вопросу, и без помощи библиографии тут не обойтись. Ученому, инженеру, врачу, учителю она помогает следить за новой литературой по специальности, выявлять неизвестные им публикации. Библиография помогает и в выборе чтения для души – в выборе лучших, интереснейших произведений художественной литературы, книг по искусству, мемуаров и т.п. Вопрос о том, что выбрать для чтения стоит перед всеми нами. Ежегодно в нашей стране выпускается несколько тысяч книг, появляется огромное количество электронных документов. Авторы книги «Занимательная библиография» (Б.Т. Уткин, И.Г. Моргенштерн) приводят такие занимательные данные: чтобы одному человеку прочитать библиотеку в 4 тыс. томов, потребуется 10 – 15 лет (и то, если читать очень-очень быстро). Кто поможет из бесчисленного множества произведений печати, еще более обширного и невероятно рассеянного числа электронных публикаций выбрать необходимые? Библиография держит в своих руках нити информации, тянущиеся ко всем печатным и электронным документам. Это путь ко всем знаниям, к «памяти веков». Систему функционирования документов (шире – фрагментов материально зафиксированной информации) в обществе О.П. Коршунов называет системой документальных коммуникаций (иначе – система «Документ-Потребитель информации» = «Д-П»). Она является подсистемой более широкой системы информационных коммуникаций. Она обеспечивает подготовку, создание, аналитико-синтетическую обработку, хранение, распространение и использование документов как носителей социальной информации. Эта система обслуживает все без исключения сферы человеческой деятельности. В систему документальных коммуникаций как в метасистему входит целый ряд социально-информационных институтов, которые обеспечивают ее функционирование. Это: редакционно-издательское дело, книжная торговля, библиотечное дело и библиотековедение, архивное дело, научно-информационная деятельность, наконец, библиографическая деятельность. Таким образом, библиография изначально развивалась не изолированно, сама для себя, а в теснейших связях не только с книжным делом и информационной деятельностью, но и с окружающим миром. Этот характер функционирования библиографической деятельности О. П. Коршунов обозначил понятием «укорененность». Она не исключает и не принижает возникновения и развития библиографических коллективов, профессиональной библиографической среды, но результаты их деятельности в основном направлены вовне и там потребляются. С точки зрения документационного подхода, разработанного в середине 70-х гг. О. П. Коршуновым, система документальных коммуникаций является метасистемой библиографии. Компонентами системы «Документ – Потребитель Информации» являются: Документ – это любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована социальная информация. Слово «документ» появилось в русском языке в эпоху Петра I как заимствование из немецкого слова «dokumentum», означающего «доказательство», «свидетельство» или «удостоверение». В документах отражаются факты реальной действительности, материализуется информация. Определение документа как материального носителя информации появилось в 1964 г. В настоящее время под документом понимается материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее хранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах. Самым существенным для библиографии признаком документа является социальная значимость содержащейся в нем информации, что определяется историческими условиями, в которых создан и используется данный документ. Потребителем информации, содержащейся в Документах, является Человек. Библиография выступает посредником в системе документальных коммуникаций. Внимание библиографии равным образом направлено как на Документ, так и на Потребителя Информации. Библиографическая информация как спутник сопровождает документ на всех путях его движения. Она извещает потенциальных потребителей документа еще до выхода его в свет. По выходе информирует об этом событии. По мере распространения документа отражает отзывы о нем. И когда активная жизнь документа угасает, сохраняет память о нем. Мемориальная функция библиографической информации чрезвычайно важна в общечеловеческой культуре. Будучи отчужденной от документа, библиографическая информация является средством его поиска, способствует его известности и популяризации. Постепенно с возрастанием количества документов в системе документальных коммуникаций появились новые проблемы – разнообразные информационно-коммуникационные барьеры, мешающие общению людей на уровне документа. Библиография позволяет снять многие барьеры, возникающие в системе «Документ-Потребитель». Выделяют следующие типы барьеров: формальные (разнообразие форм документов) содержательные (разнооборазие содержания документов) количественные (значительное число документов) качественные (различная степень качества, ценности документов) этнонациональные политико-идеологические государственные языковые типологические временные (рассеяние документов во времени) территориальные (рассеяние документов в пространстве) и т.д. К сожалению, распространено убеждение, что библиография – дело скучное, не престижное, что занимаются им люди либо несостоявшиеся на другом, более представительном, экономически выгодном поприще, либо, мягко говоря – «белые вороны», люди не от мира сего. Это чистейшее недоразумение! Библиография не только полезное, нужное, но и увлекательное занятие, если, конечно, войти в библиографический мир всерьез. А история библиографии хранит имена выдающихся ученых, наиболее передовых, образованных людей своей эпохи, преданно служивших библиографии. Среди этих имен – В. С.Сопиков, В. Г.Анастасевич, Н. М. Лисовский, Г. Н. Геннади, В. И. Межов, Н. А. Рубакин, Н. В.Здобнов; из современников, наверное, хорошо известны имена И. Г. Моргенштерна, О.П. Коршунова, А. В. Мамонтова, А. В. Соколова, В. А. Фокеева, Э. К. Беспаловой, И. В.Гудовщиковой, М. Г. Вохрышевой и многих других. Определение значение и роль библиографической теории и практики в современной инфраструктуре России начала XXI века, является весьма непростым делом. А. В. Соколов выдвигает три гипотезы: 1) библиография как посредник в системе «документ — потребитель» не потребуется, если в высоко информатизированной цивилизации люди будут непосредственно обмениваться полнотекстовыми сообщениями, не прибегая к их свертыванию. 2) библиогра­фия будет не нужна, если общество деградирует до такой степени, что утратит информационные потребности и документированную социальную память. 3) депопуляция библио­графической профессии, когда истомленные ни­щетой и безысходностью библиографы предпо­чтут заняться чем-нибудь другим. Ведущий ученый И. Г. Моргенштерн придерживается противоположной точки зрения. Он уверен, что в XXI в. в России воцарится гуманное ин­формационное общество, в котором, «профессия библиографа, как и других информационных посредников, станет одной из основных». М. Г. Вохрышева в учебном пособии «Теория библиографии» указывает, что одной из задач библиографии на ближайшее будущее, определяющей ее место в современном информационно-технологическом обществе является: «создание интеллектуальных экспертных систем, объединяющих полнотекстовые, библио­графические и реферативные, фактографичес­кие ресурсы с экспертным знанием библиогра­фов». Давайте же будем сторонниками реалистического союза традиционных библиографических систем (а также, знаний, опыта) и новых информа­ционных технологий, придерживаться такого вывода о значении русской библиографии в современном обществе: XXI век – это век гло­бальной информатизации. Информация станет основным продуктом и актуализируется вопрос о сохранении, распространении и систематизации информационных ресурсов. Следовательно, в этом ключе перспективы у библиографии есть, при условии, что она сумеет адап­тироваться к современным информационным технологиям. Она поможет охва­тить, систематизировать и упорядочить не только документальные потоки, но и информацион­ные ресурсы. А библиографоведение выйдет на совершенно новый уровень развития в XXI веке. От вас – будущих специалистов во многом зависит судьба не только судьба русской библиографической науки и практики, но качество, комфортность, уровень развития, культура информационных структур и информационного общества в целом.
«Теоретическая модель библиографии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Соловьева В.Н., Мытарева Е.А.
Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot