Справочник от Автор24
Социология

Конспект лекции
«Сущность и специфика научной деятельности»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по социологии / Сущность и специфика научной деятельности

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Сущность и специфика научной деятельности», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Сущность и специфика научной деятельности». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Сущность и специфика научной деятельности», текстовый формат

1. Сущность и специфика научной деятельности Научная деятельность – это интеллектуальная творческая деятельность, которая направленна на получение и использование новых знаний. При этом научная деятельность правомерно называется таковой лишь тогда, когда дает прирост нового знания, то есть результат ее принципиально нетрадиционный. Целью научной деятельности следует считать определение конкретного профессионального направления (вида), объекта и предмета изучения (исследования), всестороннего и достоверного рассмотрения его структуры, характеристик, связей с применением научных подходов (принципов, методов) познания для практического внедрены в практику полученных полезных результатов. Принято различать два основных вида научной деятельности: 1. В фундаментальных видов научной деятельности относят такие, которые направлены на получение новых знаянь о обобщены закономерности развития и взаимосвязи окружающего мира, общества и мышления людей. 2. Прикладные виды научной деятельности отличаются суженным направлением на получение и использование новых знаний, которые имеют полезную практическую реализацию в области человеческой жизни. Каждый вид научной деятельности имеет конкретный объект и предмет. Несмотря на то, что объектом человеческого познания является окружающий материальный мир, объектом научной деятельности должна быть только определенная часть реальной действительности, а именно конкретный процесс или явление. Предметом научной деятельности может быть выяснение причин возникновения конкретных процессов или явлений, их различных свойств, качеств и т.д., и разработка новых или усовершенствование существующих теорий, методов, моделей, методик, технологий, средств, которые полезны для практической реализации в профессиональной деятельности или в повседневной жизни людей. Специфика научной деятельности выражена в ряде функций, которые она выполняет, а именно: 1. познавательную, что удовлетворяет потребности людей в раскрытии законов окружающего мира; 2. культурно-воспитательную для освоения развития культурного наследия, обеспечение воспитания и формирования интеллекта человека; 3. практически-действенную, что обеспечивает усовершенствование и обновление производства и общественных отношений. При этом научной деятельностью занимается большое количество специалистов в разных направлениях, отраслях науки и производства. К субъектам научной деятельности принадлежат как отдельные специалисты (исследователи, изобретатели, рационализаторы, ученые, ученые и научно-педагогические работники), так и целые коллективы научных учреждений и организаций, высших учебных заведений, производственных и общественных организаций. 2. Научное исследование: сущность, виды, задачи Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Для успеха научного исследования его следует грамотно сформировать, распланировать и совершать в установленной последовательности. Эти мероприятия и последовательность действий находятся в зависимости от объекта, предмета, целей и вида научного исследования. Объектом научного исследования является материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д. Цель научного исследования должна включать три содержательные части: 1. чего необходимо достичь в теории исследуемой проблемы; 2. которые разработать практические рекомендации; 3. указать реальную проблему, которая будет решена в результате исследования. Для достижения цели исследования формулируются конкретные задачи. Задачи должны отражать логику, структуру исследования и касаются теоретических разработок и практических рекомендаций. Прямой количественной зависимости между числом пунктов плана и количеством задач не существует. В одном пункте плана может быть решено несколько задач, но, чаще, наоборот - одна задача решается в нескольких пунктах плана. Возможно и вариант совпадение пунктов плана и задач. Научные исследования разделяются на: 1. Фундаментальные, под которыми понимают опытную либо теоретическую деятельность, нацеленную на приобретение новых знаний о ключевых закономерностях построения, функционирования и формирования человека, общества, находящейся вокруг естественной среды. 2. Прикладные, которые определяются как исследования, нацеленные в основном на использование новых знаний с целью достижения практических целей и решения определенных задач. По источнику финансирования различают научные исследования: 1. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета Российской Федерации. 2. Хоздоговорные исследования финансируются организациями – заказчиками по хозяйственным договорам. 3. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуального плана преподавателя. По продолжительности научные исследования можно разделить на: 1. долгосрочные; 2. краткосрочные; 3. экспресс-исследования. 3. Научная проблема, принципы ее определения и формулирования Научная проблема - это форма научного мышления, содержание которой составляет то, что не исследовано человеком, но требует познания, то есть это вопрос, который возник в процессе познания или практической деятельности и требует научно-практического решения. Это – не застывшая форма, а процесс, который охватывает два основных этапа: определение проблемы и ее решение. Определить научную проблемы - значит: 1. разграничить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей; 2. сформулировать вопрос, который выражает основное содержание проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики; 3. определить конкретные задачи, последовательность их решения, методы, которые будут применяться. Для формулировки проблемы необходимо не только оценить ее значение для развития науки и практики, но и иметь методы и средства ее решения. По сути, в науке руководствуются двумя неразрывно связанными принципами определения и формулирования проблемы: 1. Принцип учета нужд практики. 2. Принцип учета потребностей самой науки. При этом определение, формулировка и решение научной проблемы зависят как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести: 1. степень зрелости и развития объекта исследования; 2. уровень знаний, теорий в определенной области науки; 3. потребности общественной жизни; 4. наличие специальных технических средств, методов и методики исследования. Субъективные факторы также существенно влияют на определение, формулировку и решение проблем, прежде всего это: 1. научные интересы и практический опыт исследователя; 2. оригинальность мышления; 3. научная добросовестность; 4. моральное удовлетворение, которое он получает при исследовании. 4. Система управления как объект исследования Система управления – это совокупность действий, необходи­мых для согласования совместной деятельности людей. Как объект исследования она обладает следующими признаками: 1. состоит из двух и более элементов, расположенных иерархически; 2. элементы систем взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; 3. система — это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой. Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся: 1. детерминированность компонентов системы; 2. динамичность системы; 3. наличие в системе распоряжающегося параметра; 4. наличие в системе осуществляющего контроль параметра; 5. наличие в системе каналов обратной связи. Непосредственно же процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, таким образом, относится абсолютно всех аспектов работы организации. Так, исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, ход производства и сбыта (на предприятии), экономическое положение, службы менеджмента, штат, а кроме того координационный уровень культуры.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Языкознание и филология

Язык и речь

Язык и речь План 1. Язык и речь как два аспекта языкового бытия. 2. Разработка проблемы языка и речи в истории языкознания. 3. Проблема «Язык и речь» ...

Философия

Мировоззренческая сущность философии

Раздел 1 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ, СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. РАННИЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФИИ Тема 1. Черты философского знания. Мировоззрени...

Философия

Философия

ФИЛОСОФИЯ Курс лекций для студентов – заочников Курс лекций подготовлен в соответствии с государственным стандартом и рабочей программой по философии....

Психология

Социальная психология как наука. Методология и методы социальной психологии

Тема 1. Социальная психология как наука. Методология и методы социальной психологии Источники социально-психологических знаний. Предпосылки возникнове...

Социология

Методологические основы научного исследования

Аннотации лекций. Лекция 1 Методологические основы научного исследования План: 1.Методология 2. Функции и виды методологии 3. Философия и методология ...

Педагогика

Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогических исследований

Лекция 5. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогических исследований Вопросы лекции: 5.1. Сущность и специфика теоретическ...

Философия

Основные понятия и предмет философии

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ краевое государственного автономное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионал...

Автор лекции

Моисеева Т.А.

Авторы

Философия

Философия науки, ее предмет и место в системе философского знания

Оглавление Лекция 1.Философия науки, ее предмет и место в системе философского знания ...................................................................

Философия

Познание и знание

Тема 1. Познание и знание Познание человека выступает первичным и самым важным способом отношения к миру. При этом сам процесс познания многогранен. С...

Философия

Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет пу...

Автор лекции

Прокофьева Г. П.

Авторы

Смотреть все