Сущность и содержание аудита
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Сущность и содержание аудита
1. Понятие аудита, принципы аудита
2. Классификация аудита
3. Права и обязанности сторон при проведении аудиторской проверки
4. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
5. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов
1. Понятие аудита, принципы аудита
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. (Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг, в частности:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
4) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочная деятельность;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторская организация (ст.3 закон от 30.12.08 № 307-ФЗ).
1. Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
2. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.
3. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово "аудиторская", а также производные слова от слова "аудит".
Аттестация и повышение квалификации аудиторов
Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов, при условии, что лицо, претендующее на его получение:
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
Квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора проводит единая аттестационная комиссия, созданная саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном приказом Минфина России от 27 мая 2010 г. № 51н.
Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, установлен приказом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 32н. Области знаний, по которым разработаны вопросы, предлагаемые претенденту на квалификационном экзамене, одобрены Советом по аудиторской деятельности. Перечень вопросов установлен Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».
К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.
Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами (стандартами), установленными профессиональными аудиторскими объединениями, а также следующими этическими принципами: (КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АУДИТОРОВ одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол № 4; с изменениями от 27 июня 2013 г., протокол № 9 и от 18 декабря 2014 г., протокол № 15)
• независимость;
• честность;
• объективность;
• профессиональная компетентность и добросовестность;
• конфиденциальность;
• профессиональное поведение.
2. Классификация аудита
По виду деятельности проверяемого экономического субъекта:
• общий аудит,
• банковский аудит,
• аудит страховых организаций,
• аудит бирж,
• аудит внебюджетных фондов,
• аудит инвестиционных фондов.
В зависимости от того кто проверяет:
• Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность отдельного подразделения (аудитора) по проверке и оценке работы финансовых служб в интересах собственников и руководителей непосредственно в самой организации. Цель внутреннего аудита – оценить эффективность и соответствие нормативным требованиям деятельности финансовых служб, и в первую очередь, бухгалтерии и помочь сотрудникам этих служб более рационально выполнять свои функции.
• Внешний аудит выполняется сторонними организациями (аудиторами). Цель внешнего аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях. Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.
В зависимости от причин проверки
• инициативный
• обязательный аудит
• аудит по специальным заданиям.
Инициативный аудит осуществляется по решению руководства или собственников экономического субъекта. Его цели могут быть различными:
контроль состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов;
оценка состояния бухгалтерской отчетности;
оценка расчетов по налогообложению и др.
Причины инициативного аудита:
сложность и запутанность бухгалтерского и налогового законодательства, и, как следствие, неуверенность в правильности их ведения;
достаточно низкая квалификация бухгалтерских кадров и их текучесть и др.
Аудит по специальным аудиторским заданиям выполняется с целью проверки отдельных статей бухгалтерской отчетности, проведения юридической и экономической экспертизы договоров, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
Обязательный аудит – ежегодная, обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя с целью подтверждения ее достоверности, а также правильности применения нормативных актов в области бухгалтерского и налогового учета.
Обязательный аудит проводится в соответствии с критериями, установленными в федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ.
Обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
Обязательный аудит проводится ежегодно. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.
По объекту изучения принято выделять три вида аудита:
• финансовый
• аудит на соответствие
• операционный
Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.
Аудит на соответствие предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, кдторые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе такой проверки устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.
Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для контроля за выполнением бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работой персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.
3. Права и обязанности сторон при проведении аудиторской проверки
Права, обязанности аудиторских организаций
Аудиторские организации имеют право (ст. 13):
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;
Аудиторские организации обязаны (ст. 13):
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
• соблюдать требования законодательства РФ;
• соблюдать аудиторскую тайну;
- отказываться от проведения аудиторских проверок экономически зависимых от них субъектов;
- немедленно сообщать заказчику о необходимости привлечения дополнительно сторонних аудиторов или специалистов, если эта необходимость выявилась после заключения договора;
- представлять заказчику полную информацию о нормативных актах, на которых основано аудиторское заключение и др.
Аудит не может осуществляться (ст. 8):
1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
7) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.
Права, обязанности и ответственность проверяемых субъектов
Проверяемые экономические субъекты (заказчики) имеют право:
1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
• самостоятельно выбирать аудитора (кроме случаев, когда проверка проводится по поручению государственных органов);
• осуществлять учет рабочего времени аудиторов;
• после ознакомления с аудиторским заключением получить исчерпывающую информацию о нормативных актах, на которых основаны замечания и выводы аудитора;
• в случае обнаружения неквалифицированного аудита, который привел к убыткам заказчика, обратиться в суд для предъявления претензий.
• Проверяемые экономические субъекты (заказчики) обязаны:
• создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки;
• предоставить всю документацию, необходимую для выполнения проверки;
• давать разъяснения в устной и письменной формах по запросу аудитора;
• предоставить (при необходимости) возможность аудитору для проверки фактического наличия материальных ценностей;
• оплатить стоимость работы, установленную в договоре, даже в случае получения отрицательного заключения.
4. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, в которой можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия, где аудиторская деятельность строго регламентируется административными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в определенном смысле саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает в себя 4 основных уровня:
1 уровень- Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
2 уровень – Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, Законодательные и подзаконные нормативные акты;
3 уровень – Внутренние правила (стандарты) саморегулируемых аудиторских организаций, Нормативные документы министерств и федеральных служб;
4 уровень- Внутренние регламенты (аудиторские стандарты).
Первый уровень. Федеральный закон является одним из основных законодательных актов и определяет место, цель и задачи аудита в Финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Закон включает 26 статей, в которых отражены основные понятия: аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги, прочие аудиторские услуги, аудитор, аудиторская организация, саморегулируемая организация аудиторов и др.
В Законе установлены:
- права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;
- критерии проведения обязательного аудита;
- понятие аудиторской тайны;
- сущность стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное.
В Законе разъяснено, что следует понимать под независимостью аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, как осуществляется контроль за деятельностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, что такое квалификационный аттестат аудитора, каковы основания и порядок его аннулирования.
Семь статей Закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая сущность государственного регулирования, Совета по аудиторской деятельности, СРО аудиторов, требований к членству в такой организации, ведению реестров аудиторов и т.д.
Второй уровень. Документы этого уровня определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами рынка, устанавливают обязательные для всех участников рынка аудиторских услуг нормы аудита.
Третий уровень. Основное назначение внутренних стандартов СРО аудиторов – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. Нормативные документы министерств и федеральных служб устанавливают правила проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, и др.
Четвертый уровень. Внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Именно они во многом определяют качество и престиж аудиторских фирм.
5. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторская организация, аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору:
1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
2) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.