Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность и роль туризма, его основные социально-экономические категории

  • 👀 5575 просмотров
  • 📌 5507 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Сущность и роль туризма, его основные социально-экономические категории
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность и роль туризма, его основные социально-экономические категории» pptx
Сущност ь и роль т уризма, его основны е социально-экономические категории Содержание лекции №1 : «Сущность и роль туризма, его основные социально-экономические категории» 1. 2. 3. 4. Системный подход к определению туризма. Социально-экономическая роль и возможности туризма. Воздействие туризма на национальную экономику. Классификация основных факторов, влияющих на развитие туризма. Туристский потенциал. 5. Типы, виды и формы туризма. 6. Основные виды туристских ресурсов, свойства туристских ресурсов. 7. Туристская дестинация. 2 Системный подход к определению туризма • • • • • Туризм – это сложный межотраслевой комплекс, который, с определенной долей условности, называют агрегированной отраслью экономики. Вклад непосредственно туризма в региональную и национальную экономики сложно точно оценить, а значит его экономическое воздействие на развитие целого ряда отраслей занижено Туризм характеризуется значительным мультипликативным эффектом в отношении сопряженных отраслей экономики Развитие туризма способствует углублению процесса интеграции и международной специализации стран мира Успех развития туризма в стране в значительной степени зависит от того, как государство оценивает потенциал межотраслевого комплекса в стимулировании развития экономики страны и улучшении инвестиционного климата Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или на другую территорию в пределах своей страны в свободное время в целях отдыха, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания на период от 24 часов до 6 месяцев ( ФЗ «Об Основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ) 3 Социально-экономическая роль и возможности туризма • • • • • • • Туризм – локомотив роста экономики и развития 53 смежных отраслей; стимулирует развитие малого и среднего бизнеса; повышает занятость и самозанятость; сглаживает диспропорции территориального развития; повышает качество жизни населения; ведет к росту объемов экспорта и является эффективным источником поступления иностранной валюты, направляемой государством на решение задач по развитию страны; увеличивает налоговые поступления в бюджет. Экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями экономики страны. Функции туризма: • доходная • внешнеэкономическая • функция содействия занятости • выравнивающая функция Выделяют три вида воздействия туризма на принимающие туристов сообщества (туристские дестинации): экономическое, социокультурное, экологическое. Туристский потенциал включает в себя как туристские ресурсы (доступную и используемую часть), так и запас аттракторов в виде совокупности природных, историко-культурных и экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории. 4 Типы, виды и формы туризма внутренний В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма: • внутренний туризм • въездной туризм • выездной туризм Типы туризма в различном сочетании образуют категории туризма: • туризм в пределах страны, включает внутренний и въездной туризм • национальный туризм, включает внутренний и выездной туризм • международный туризм, включает въездной и выездной туризм въездной Международный выездной 5 Вклад туризма на национальную экономику Доля туризма в ВВП РФ оценивается на уровне 1,5%, мировая статистика – в среднем 10% ВВП Направления развития туризма в России, сформулированные Ростуризмом: • повышение доступности и улучшение потребительских свойств отечественных продуктов; • развитие инфраструктуры; • диверсификация туристских предложений; • повышение качества туристского сервиса; • повышение прозрачности рынка; • повышения информированности туриста. Все международные операции страны отражены в платежном балансе. Применительно к туризму используют понятия «видимая» торговля– экспорт и импорт материальной продукции и «невидимая» торговля – экспорт и импорт услуг Совокупные туристские затраты есть сумма расходов на товары и услуги, приобретенные до путешествия, товары и услуги текущего потребления и товары будущего потребления Особенность туристского продукта - сочетание осязаемых и неосязаемых компонентов, не соответствие по времени и месту акта купли-продажи и предоставления услуг и их территориальная удаленность 6 Классификация видов и форм туризма в РФ Классификационный признак Мотивационный признак Формальные признаки                 Блоки видов туризма (событийный, экологический)    Виды и формы туризма Купально-пляжный Лечебно-оздоровительный Культурный Деловой(подвиды) Круизный, водный (морской, речной) Религиозный Спортивно-оздоровительный (подвиды) Сельский («зеленый») другие Число участников в туристской группе (индивидуальный, групповой) Возрастной состав участников путешествия (молодежный, туризм лиц среднего возраста и туризм пожилых людей) Дальность путешествия (ближний, дальний) Продолжительность путешествия Используемые транспортные средства Источники финансирования путешествия (из средств туристов, социальный туризм) Способ организации путешествия (самодеятельный, организованный) другие Культурный, спортивный, этнографический, деловой и др. (событийный) Пешеходный туризм, походы по экотропам, велосипедный, конный, дайвинг и др. (экологический) 7 Динамика меж дународны х т уристских прибы тий по регионам мира за период с 1950 по 2030 ( прогноз) Источник : данные ЮНВТО 8 Вклад туризма в мировую экономику и обеспечение занятости населения Перечень секторов экономики и их доля в обеспечении роста мирового ВВП представлен ниже: Вклад доходов от туризма в ВВП стран мира 9 Вклад т уризма в экономику ст раны ( мульт ипликативны й эффект) 10 Вклад туризма в ВВП страны и обеспечение занятости ( в млрд .дол. США , ты с. раб. мест) Данные отчета « Travel and tourism economic impact - 2018. Russian Federation» Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) 11 Вклад т уризма в ВВП ст раны и обеспечение занятост и ( в %) 12 Изменение вклада т уризма в рост ВВП и обеспечение занятост и в РФ(в % , прогноз) 13 Туристская дестинация • • • • • • Туристская дестинация – это географическое пространство (местность, регион, страна), предлагающее определенный набор услуг и товаров в соответствии с потребностями посетителя, являющееся целью путешествия и обладающее необходимой материально-технической базой для размещения, питания, познавательной и оздоровительной деятельности. Дестинация обладает свойствами, характерными как для предприятия, так и для территориальнорекреационной системы Дестинация функционирует в своей геоэкономической системе, и элементы данной системы могут способствовать как процветанию, так и отставанию дестинации В рамках дестинации различные отрасли, предприятия и организации взаимосвязаны и взаимозависимы в единой цепочке создания ценности в туризме Дестинация неразделима тк процессы производства и потребления турпродукта совпадают как в пространстве, так и во времени 14 Услугами дестинации могут воспользоваться как туристы, так и местные жители. Дестинации в т уристском прост ранстве 15 Концепция эволюционного цикла туристского региона Р.В. Батлера 16 Мониторинг глобальны х, от раслевы х и региональны х тенденций развит ия т уризма 17 Ценностные ориентиры поколений и их влияние на туристские предпочтения Ценности поколения «беби-бумеры» (1943-1963гг) Ценности поколения «Х» (1963-1983гг) Ценности поколения У или «Миллениалы» ( 1983-2003гг) Поколению свойственны: оптимизм, активность, любознательность, постоянное преодоление трудностей, ко мандный дух, культ молодости. В досуговой сфере предпочтения – туризм, связанный с заботой о здоровье и поддержании молодости (СПА, санаторно-курорт ное лечение). Для них важна статусность и качество досуговой услу ги, характеризуются вку совым постоянством в отношении турнаправле ний. «Статусная» услуга под нимает “беби-бумера” в глазах окружающих. Поколению свойственны: гибкость в отношении с людьми, самостоятельность, готовность к переменам, расчет только на собственные силы и опыт Они индивидуалисты, противники толпы, тусовок, высоко ценят возмож ность выбора. Им свойств енна техническая грамотность («tech savvy»), глобальная информированность, стремление учиться в течение всей жизни, не- формальность взглядов, поиск эмоций, прагматичность. В досуговой сфере предпочтения –высоко ценят время, готовы переплатить за услугу, если она соответствует их представлениям о комфорте. Выбирают отдых в пансионате, санатории, пляж ный отдых, не реагируют на громкие бренды, пред почитают качеству уникальность, возможность получить новые яркие впечатления и эмоции Поколению свойствен ны: работа в команде, технологически подко ваны, нацелены на об щение и взаимодействие, прекрасно функ ционируют в условиях виртуальной реальности, хорошо управляем ы, вместе с тем уверен ны в своей ценности, мак- сималисты в полу чении удовольствия от досуга, руководству ются модой и громким и брендами, высоко ценят комфорт, престиж и стремятся быть в тренде. Ценности поколения «Z» (2003 – 2023гг) “Click and go children / Screenagers” Поколению свойственны: интровертность, эгоцентризм, крайняя инфантильно сть, динамичный стиль жиз ни, они живут в виртуальном мире, оперируют боль шими массивами информации, характеризуются высо ким уровнем образования, высокими адаптивными с пособностями к внешним изменениям, потребительским отношением к жизни, бескомпромиссностью,край не мало тех, для которых приоритетным становится высокая культура, образова ние, личное развития, более легко расстаются с деньгам и, руководствуются принципом «правильно –быть как все». Большую роль в их досуге играют книги, в выборе досуга они вполне практичны. 18 План доклада «Стратегический анализ развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в дестинации»: 1) Уровень экономического и социального развития дестинации (привести основные показатели – ВВП, доля доходов от туризма в ВВП, доход на душу населения, уровень образования и др. ( см. отчеты ЮНВТОTourism highlight, WTTCI – Travel and tourism economic impact); 2) OTSW- анализ дестинации с точки зрения возможности увеличения объемов въездного и внутреннего туризма; оценка природно-рекреационного и культурного потенциала: природно-рекреационные ресурсы дестинации: ООПТ, объекты всемирного наследия ЮНЕСКО (перечислить, рассказать вкратце о двух наиболее популярных); 3) • • культурные достопримечательности дестинации, в тч под охраной ЮНЕСКО (перечислить, рассказать вкратце о двух наиболее популярных), а также событийный потенциал дестинации (рассказать вкратце, какие мероприятия проводятся в дестинации, в т.ч. для привлечения туристов в низкий турсезон). 4) Оценка инфраструктурного обеспечения дестинации (качественные количественные показатели): рынок размещения, развлечений, общественного питания, транспортная инфраструктура; 5) Уровень безопасности в дестинации ( см. отчет WEF TTCI). 19 План доклада « Ст ратегический анализ развития т уризма и вы ставочно-ярмарочной деятельности в дест инации» ( продолж ение): 6) Оценка зрелости выставочного рынка выбранной страны (основные организаторы, площадки, тематика 2-3 крупнейших выставок), механизмы государственной поддержки приоритетных выставок. 7) Анализ жизненного цикла дестинации (динамика въездных турпотоков во времени) и анализ структуры турпотока в дестинацию (данные по турпотоку - за период не менее 10 лет); 8) Основные турпродукты дестинации (если есть материал по турпродуктам, можно воспользоваться инструментарием BKGанализа); Цель - определить специализацию дестинации на производстве определенных видов турпродуктов и наличие у нее конкурентных преимуществ для этого. 9) Регулирование туристского комплекса: государственный контроль (Национальная туристская администрация) и негосударственный уровень контроля (профессиональные сообщества, ассоциации, союзы): перечислить, основные функции; 10) Анализ содержания самого документа «Стратегия развития туризма в … » в дестинации согласно методологии проф. Квинта и ваши замечания к нему. 11) Выводы и рекомендации по стратегии развития туризма и повышению конкурентоспособности туристской дестинации. Продолжительность доклада – 20 мин. 20
«Сущность и роль туризма, его основные социально-экономические категории» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 22 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot