Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сущност ь и роль т уризма,
его основны е социально-экономические
категории
Содержание лекции №1 :
«Сущность и роль туризма,
его основные социально-экономические категории»
1.
2.
3.
4.
Системный подход к определению туризма.
Социально-экономическая роль и возможности туризма.
Воздействие туризма на национальную экономику.
Классификация основных факторов, влияющих на развитие туризма. Туристский
потенциал.
5. Типы, виды и формы туризма.
6. Основные виды туристских ресурсов, свойства туристских ресурсов.
7. Туристская дестинация.
2
Системный подход к определению туризма
•
•
•
•
•
Туризм – это сложный межотраслевой комплекс, который, с определенной долей условности,
называют агрегированной отраслью экономики. Вклад непосредственно туризма в
региональную и национальную экономики сложно точно оценить, а значит его экономическое
воздействие на развитие целого ряда отраслей занижено
Туризм характеризуется значительным мультипликативным эффектом в отношении
сопряженных отраслей экономики
Развитие туризма способствует углублению процесса интеграции и международной
специализации стран мира
Успех развития туризма в стране в значительной степени зависит от того, как государство
оценивает потенциал межотраслевого комплекса в стимулировании развития экономики
страны и улучшении инвестиционного климата
Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую
страну или на другую территорию в пределах своей страны в свободное время в целях
отдыха, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых, спортивных,
религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного
пребывания на период от 24 часов до 6 месяцев ( ФЗ «Об Основах туристской деятельности в
Российской Федерации» №132-ФЗ)
3
Социально-экономическая роль и возможности туризма
•
•
•
•
•
•
•
Туризм – локомотив роста экономики и развития 53 смежных отраслей;
стимулирует развитие малого и среднего бизнеса;
повышает занятость и самозанятость;
сглаживает диспропорции территориального развития;
повышает качество жизни населения;
ведет к росту объемов экспорта и является эффективным источником поступления иностранной
валюты, направляемой государством на решение задач по развитию страны;
увеличивает налоговые поступления в бюджет.
Экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться
параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями экономики страны.
Функции туризма:
• доходная
• внешнеэкономическая
• функция содействия занятости
• выравнивающая функция
Выделяют три вида воздействия туризма на принимающие туристов сообщества (туристские
дестинации): экономическое, социокультурное, экологическое.
Туристский потенциал включает в себя как туристские ресурсы (доступную и используемую часть),
так и запас аттракторов в виде совокупности природных, историко-культурных и экономических
предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории.
4
Типы, виды и формы туризма
внутренний
В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие
типы туризма:
• внутренний туризм
• въездной туризм
• выездной туризм
Типы туризма в различном сочетании образуют категории туризма:
• туризм в пределах страны, включает внутренний и въездной туризм
• национальный туризм, включает внутренний и выездной туризм
• международный туризм, включает въездной и выездной туризм
въездной
Международный
выездной
5
Вклад туризма на национальную экономику
Доля туризма в ВВП РФ оценивается на уровне 1,5%, мировая статистика – в среднем 10% ВВП
Направления развития туризма в России, сформулированные Ростуризмом:
• повышение доступности и улучшение потребительских свойств отечественных продуктов;
• развитие инфраструктуры;
• диверсификация туристских предложений;
• повышение качества туристского сервиса;
• повышение прозрачности рынка;
• повышения информированности туриста.
Все международные операции страны отражены в платежном балансе. Применительно к туризму
используют понятия «видимая» торговля– экспорт и импорт материальной продукции и
«невидимая» торговля – экспорт и импорт услуг
Совокупные туристские затраты есть сумма расходов на товары и услуги, приобретенные до
путешествия, товары и услуги текущего потребления и товары будущего потребления
Особенность туристского продукта - сочетание осязаемых и неосязаемых компонентов, не
соответствие по времени и месту акта купли-продажи и предоставления услуг и их
территориальная удаленность
6
Классификация видов и форм туризма в РФ
Классификационный признак
Мотивационный признак
Формальные признаки
Блоки видов туризма
(событийный, экологический)
Виды и формы туризма
Купально-пляжный
Лечебно-оздоровительный
Культурный
Деловой(подвиды)
Круизный, водный (морской, речной)
Религиозный
Спортивно-оздоровительный (подвиды)
Сельский («зеленый»)
другие
Число участников в туристской группе (индивидуальный,
групповой)
Возрастной состав участников путешествия (молодежный,
туризм лиц среднего возраста и туризм пожилых людей)
Дальность путешествия (ближний, дальний)
Продолжительность путешествия
Используемые транспортные средства
Источники финансирования путешествия (из средств туристов,
социальный туризм)
Способ
организации
путешествия
(самодеятельный,
организованный)
другие
Культурный, спортивный, этнографический, деловой и др.
(событийный)
Пешеходный туризм, походы по экотропам, велосипедный,
конный, дайвинг и др. (экологический)
7
Динамика меж дународны х т уристских прибы тий по регионам мира
за период с 1950 по 2030 ( прогноз)
Источник : данные ЮНВТО
8
Вклад туризма в мировую экономику и обеспечение занятости населения
Перечень секторов экономики и их доля в
обеспечении роста мирового ВВП представлен
ниже:
Вклад доходов от туризма в ВВП стран мира
9
Вклад т уризма в экономику ст раны ( мульт ипликативны й
эффект)
10
Вклад туризма в ВВП страны и обеспечение занятости ( в млрд .дол. США , ты с. раб. мест)
Данные отчета « Travel and tourism economic impact - 2018. Russian Federation» Всемирного совета по туризму и
путешествиям (WTTC)
11
Вклад т уризма в ВВП ст раны и обеспечение занятост и ( в %)
12
Изменение вклада т уризма в рост ВВП и обеспечение занятост и в РФ(в % , прогноз)
13
Туристская дестинация
•
•
•
•
•
•
Туристская дестинация – это географическое пространство (местность, регион, страна),
предлагающее определенный набор услуг и товаров в соответствии с потребностями посетителя,
являющееся целью путешествия и обладающее необходимой материально-технической базой для
размещения, питания, познавательной и оздоровительной деятельности.
Дестинация обладает свойствами, характерными как для предприятия, так и для территориальнорекреационной системы
Дестинация функционирует в своей геоэкономической системе, и элементы данной системы могут
способствовать как процветанию, так и отставанию дестинации
В рамках дестинации различные отрасли, предприятия и организации взаимосвязаны и
взаимозависимы в единой цепочке создания ценности в туризме
Дестинация неразделима тк процессы производства и потребления турпродукта совпадают как в
пространстве, так и во времени
14
Услугами дестинации могут воспользоваться как туристы, так и местные жители.
Дестинации в т уристском прост ранстве
15
Концепция эволюционного цикла туристского региона Р.В. Батлера
16
Мониторинг глобальны х, от раслевы х и региональны х тенденций развит ия т уризма
17
Ценностные ориентиры поколений и их влияние на туристские предпочтения
Ценности поколения
«беби-бумеры»
(1943-1963гг)
Ценности поколения «Х»
(1963-1983гг)
Ценности поколения У
или «Миллениалы» (
1983-2003гг)
Поколению свойственны: оптимизм, активность, любознательность, постоянное преодоление трудностей, ко
мандный дух, культ молодости. В досуговой
сфере предпочтения –
туризм, связанный с заботой о здоровье и поддержании молодости
(СПА, санаторно-курорт
ное лечение). Для них
важна
статусность и
качество досуговой услу
ги, характеризуются вку
совым постоянством в
отношении турнаправле
ний.
«Статусная» услуга под
нимает “беби-бумера” в
глазах окружающих.
Поколению свойственны:
гибкость в отношении с
людьми, самостоятельность, готовность к переменам, расчет только на
собственные силы и опыт
Они индивидуалисты,
противники толпы, тусовок, высоко ценят возмож
ность выбора. Им свойств
енна техническая грамотность («tech savvy»), глобальная информированность, стремление учиться в течение всей жизни,
не- формальность взглядов, поиск эмоций, прагматичность.
В досуговой сфере предпочтения –высоко ценят
время, готовы переплатить за услугу, если она
соответствует их представлениям о комфорте.
Выбирают отдых в пансионате, санатории, пляж
ный отдых, не реагируют
на громкие бренды, пред
почитают качеству уникальность, возможность
получить новые яркие
впечатления и эмоции
Поколению свойствен
ны: работа в команде,
технологически подко
ваны, нацелены на об
щение и взаимодействие, прекрасно функ
ционируют в условиях
виртуальной реальности, хорошо управляем
ы, вместе с тем уверен
ны в своей ценности,
мак- сималисты в полу
чении удовольствия от
досуга, руководству
ются модой и громким
и
брендами, высоко
ценят комфорт, престиж и стремятся быть
в
тренде.
Ценности поколения «Z»
(2003 – 2023гг)
“Click and go children /
Screenagers”
Поколению свойственны:
интровертность, эгоцентризм, крайняя инфантильно
сть, динамичный стиль жиз
ни, они живут в виртуальном мире, оперируют боль
шими массивами информации, характеризуются высо
ким уровнем образования,
высокими адаптивными с
пособностями к внешним
изменениям, потребительским отношением к жизни,
бескомпромиссностью,край
не мало тех, для которых
приоритетным становится
высокая культура, образова
ние, личное развития, более
легко расстаются с деньгам
и, руководствуются принципом «правильно –быть
как все».
Большую роль в их досуге
играют книги, в выборе досуга они вполне практичны.
18
План доклада «Стратегический анализ развития туризма
и выставочно-ярмарочной деятельности в дестинации»:
1)
Уровень экономического и социального развития дестинации (привести основные показатели – ВВП, доля
доходов от туризма в ВВП, доход на душу населения, уровень образования и др. ( см. отчеты ЮНВТОTourism highlight, WTTCI – Travel and tourism economic impact);
2)
OTSW- анализ дестинации с точки зрения возможности увеличения объемов въездного и внутреннего
туризма;
оценка природно-рекреационного и культурного потенциала:
природно-рекреационные ресурсы дестинации: ООПТ, объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
(перечислить, рассказать вкратце о двух наиболее популярных);
3)
•
•
культурные достопримечательности дестинации, в тч под охраной ЮНЕСКО (перечислить, рассказать
вкратце о двух наиболее популярных), а также событийный потенциал дестинации (рассказать вкратце,
какие мероприятия проводятся в дестинации, в т.ч. для привлечения туристов в низкий турсезон).
4) Оценка инфраструктурного обеспечения дестинации (качественные количественные показатели): рынок
размещения, развлечений, общественного питания, транспортная инфраструктура;
5) Уровень безопасности в дестинации ( см. отчет WEF TTCI).
19
План доклада « Ст ратегический анализ развития т уризма
и вы ставочно-ярмарочной деятельности в дест инации»
( продолж ение):
6) Оценка зрелости выставочного рынка выбранной страны (основные организаторы, площадки, тематика 2-3 крупнейших
выставок), механизмы государственной поддержки приоритетных выставок.
7) Анализ жизненного цикла дестинации (динамика въездных турпотоков во времени) и анализ структуры турпотока в дестинацию
(данные по турпотоку - за период не менее 10 лет);
8) Основные турпродукты дестинации (если есть материал по турпродуктам, можно воспользоваться инструментарием BKGанализа);
Цель - определить специализацию дестинации на производстве определенных видов турпродуктов и наличие у нее конкурентных
преимуществ для этого.
9) Регулирование туристского комплекса: государственный контроль (Национальная туристская администрация) и
негосударственный уровень контроля (профессиональные сообщества, ассоциации, союзы): перечислить, основные функции;
10) Анализ содержания самого документа «Стратегия развития туризма в … » в дестинации согласно методологии проф. Квинта и
ваши замечания к нему.
11) Выводы и рекомендации по стратегии развития туризма и повышению конкурентоспособности туристской дестинации.
Продолжительность доклада – 20 мин.
20