Сущность финансов и структура финансовой системы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Тема: «Сущность финансов и структура финансовой системы»
1. Финансы как экономическая категория. Понятия децентрализованных и централизованных фондов денежных средств.
2. Признаки финансов. Функции финансов. Понятие финансовых ресурсов
3. Финансовая система. Звенья финансовой системы Российской Федерации
1. Финансы как экономическая категория. Понятия децентрализованных и централизованных фондов денежных средств.
Термин «финансы» возник в 13-15 в.в. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических¸ социальных и политических задач.
Финансы как экономическая категория выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода (НД) — вновь созданной стоимости или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Сравним финансовые и денежные отношения:
1.Всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты ассоциированных производителей
1. Экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств
2.Выполняют пять функций:
(мера стоимости, средство накопления и сбережения, средство платежа, мировые деньги)
2. Совершенно иные функции (контрольная, распределительная, стимулирующая)
3.Возникают раньше финансов
3. Возникают позже денег
4.Более общая экономическая категория
4. Вторичная категория, производная от денег
5.Охватывают широкие
экономические отношения
Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием денежных фондов
Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:
• между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;
• между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении, у этих вышестоящих организаций;
• внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;
• внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;
• между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;
• между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
• между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;
• между отдельными звеньями бюджетной системы и др.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного производства.
Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах.
Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов предприятий
2. Признаки финансов. Функции финансов. Понятие финансовых ресурсов
ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ:
• материальной основой существования и функционирования финансов выступают денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги (где нет денег, не может быть финансов)
• субъекты этих отношений обладают разными правами: один из них государство – обладает особыми полномочиями;
• в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т. е. отношения носят фондовый характер
• регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается правовой нормой деятельности государства.
Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость, и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.
Субъектами финансовых ресурсов выступают: 1) домохозяйства; 2) предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами; 3) государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.
Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству. Оптимальное соотношение между ними определяется государством на основе научно обоснованного расчета, заложенного в социально-экономических прогнозах страны.
Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:
1) децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);
2) централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.
В состав финансовых ресурсов входят:
• собственные средства:
а) на уровне предприятий и домохозяйств — прибыль, зарплата, доходы домохозяйств;
б) на уровне государства — доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;
• средства, мобилизованные на рынке:
а) на уровне предприятий и домохозяйств — продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит;
б) на уровне государства — эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;
• средства, поступившие в порядке перераспределения:
а) на уровне предприятий и домохозяйств — проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами;
б) на уровне государства — обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).
Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, исполнение, роль), т. е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.
Для финансов как экономической категории характерны функции:
• распределительная,
• стимулирующая и
• контрольная.
Первой функцией финансов является распределение и перераспределение национального дохода в государстве. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта и его распределения (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы
Вторая важная функция финансов — контрольная. Она порождена распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.
Контрольная функция финансов проявляется:
1) до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты в процессе использования фондов денежных средств,
2) при исполнении намеченных программ, планов, смет;
3) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения денежных фондов.
Контрольная функция реализуется через:
• финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
• финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
• кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.
Стимулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.
• На микроуровне (предприятие) — эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.
• На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.
3. Финансовая система. Звенья финансовой системы Российской Федерации
Контроль как процесс проверки, анализа, оценки качества выполнения поставленных задач является важнейшим звеном в системе управления финансами в бюджетной системе России.
Финансовый контроль в бюджетной сфере в пределах своей компетенции осуществляют высшие органы государственной власти и государственного управления — Федеральное Собрание РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также представительные органы местного самоуправления, а также финансовые и контрольные органы исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительные органы местного самоуправления.
Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Администрация Президента РФ и Правительство РФ.
Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие непосредственное управление государственными финансами в Российской Федерации:
• Министерство финансов РФ и учреждения, входящие в систему Министерства финансов РФ:
• Федеральная налоговая служба, федеральная служба страхового надзора,
• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
• и Федеральное казначейство
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля (ст. 265 БК РФ):
• предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
• текущий контроль— в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами
• последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Содержание финансовой политики
• Разработка концепции развития финансов;
• Определение целей и направлений использования финансовых ресурсов на перспективу и текущий период;
• Осуществление практических мер по реализации поставленных целей
Финансовый контроль — регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.
Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности.
Финансовый контроль
Виды контроля по типу органов контроля
Формы финансового контроля
Государственный:
• Представительной власти
• Исполнительной власти
• Судебной власти
Предварительный
Ведомственный:
• Внутриведомственный
• Внутрихозяйственный
Текущий
Негосударственный
Последующий
Виды контроля по объектам
Методы финансового контроля
Бюджетно-финансовый
Ревизия
Налоговый
Проверка
Таможенный
Обследование
Валютный
Надзор
Анализ
Наблюдение