Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №6 Структура содержания обучению иноязычному общению
Цель: обучение иноязычному общению, разобрать суть такой работы.
План: содержание обучения, термины, компоненты, пути формирования.
Содержание лекции.
Содержание обучения – это то чему надо обучить учащихся и с чем должен работать учитель – это учебный материал, который собран определенным образом и методически организован.
Цели обучения Педагогический процесс
Социальный заказ
Уровень развития методики
Понимание специфики ИЯ
Уровень развития смежных наук
Материальная база школы
Современные представления о языке, речи, речевой деятельности
Уровень разработки\средств обучения
Уровень подготовки учительских кадров
Лингвистический компонент – включает языковой и речевой материал, он должен быть методически организован и отобран в соответствии с принципами.
Язык - знаковая система единиц разного уровня и правил оперирования ими.
Единицы языка – фонемы, морфемы, слова, словосочетания, грамматические структуры, предложения.
Речь – способ формирования и формирования мысли.
Единицы речи – высказывания имеющие законченную мысль т.е. текст.
Внешняя речь – устная и письменная.
Речевая деятельность – процесс вербального взаимодействия удовлетворения духовной потребности общения.
Единица речевой деятельности- речевое действие направленное на достижение неречевой цели.
Структура речевой деятельности: мотив, цель, средства, предмет, продукт, результат.
Речевой образец – фраза, сверхфразовое единство, текст.
Лингвострановедческий компонент – социолингвистика, которая изучает соотношение языка и культуры. Носитель языка –народ.
В состав содержания обучения входят : предметно – коммуникативный компонент, психологический компонент, методологический компонент.
Сфера устноязычного общения – совокупность однородных коммуникативных ситуаций.
Содержание обучения ИЯ в средней школе: социально – бытовая сфера, учебно – трудовая школа, социально культурная работа, игровая деятельность.
Психологический компонент содержания обучения – речевые навыки и умения для пользования ИЯ.
Навык – автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.
Речевое умение – способность человека мобилизировать речевой опыт.
Основные логические схемы формирования навыков –
1. Знания - > первичное умение (многократное повторение операций в речевой практике) - >языковой и речевой навык - >вторичное умение (М.Я. Демьяненко).
2. Первичное умение - >навык - > вторичное умение (И.Д. Салистра).
3. Речевой навык - > речевое умение (П.И. Пассов).
Навыки и умения, входящие в состав ситуации общения:
Речевые умения
Говорение
Аудирование
Чтение
Навыки Употребление
Лексики, грамматики,
произносительные; навыки техники чтения и письма
Умения Пользоваться УМК, словарем, справочником, ТСО, выделять главное
Компоненты ситуации общения: - языковой материал, навыки и правила общения; сфера устноязычного общения, темы и ситуации; речевые умения и практическое владение языком; комплекс знаний; обще учебные умения.
Языковые знания и навыки
лексические грамматические произносительные
продуктивные
рецептивные рецептивные
продуктивные
Например, для использования слова в собственной речи необходимо:
1) сочетать слово с другими словами;
2) с ситуацией общения;
3) образовать грамматические формы.
Для понимания слова в тексте важно:
1) опознать слово;
2) отличить от сходных;
3) идентифицировать со значением в соответствии с контекстом, т.е. в каждом случае требуется различные навыки.
Методологический компонент. Обязательным условием успешного изучения иностранных языков является умение пользоваться учебником и другими компонентами учебно- методического комплекса, а также словарями и справочниками, техническими средствами обучения. Осознание этого факта определило необходимость выделить еще один компонент содержания обучения – методологический, который понимается как «обучение рациональным приемам учения, познания нового языка, формирование навыков и умений пользоваться им в целях устного и письменного общения» (Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина).