Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СТРУКТУРА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЁЁ
ОСОБЕННОСТИ В
НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
___ ___ ___ ___ ___ ___
К.ФИЛОС.Н., ДОЦЕНТ
ФИДЧЕНКО ЕЛЕНА
ВЛАДИМИРОВНА
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ
МАГИСТРАТУРЫ!
Тема сегодняшней лекции весьма
актуальна,
поскольку
посвящена
всестороннему
изучению
феномена
познавательной деятельности:
●её
структуры,
●особенностей
проявления в контексте
социально-образовательных практик и
научного познания.
ЦЕЛЕСООБРАЗНО
РАССМАТРИВАТЬ
КОРРЕЛЯЦИЮ:
философского подхода к
познавательной деятельности
❑
(когда она понимается как активный поиск
направленный на приобретение и развитие
знаний о бытии природы, общества и
человека;
такая
деятельность
носит
мировоззренческий,
онтологический
и
гносеологический характер)
И
обще-дидактического
подхода к познавательной
деятельности
❑
(когда она понимается как когнитивная
активность
в
социальноориентированном
освоении
мира,
направленная на дальнейшее развитие,
обучение
и
воспитание
через
приобретенное
и
преумножаемое
знание)
В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ,
МЫ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА
МЕТА-АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
СВОЙСТВА ПОСРЕДСТВОМ
ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ
«МИРОВОЗЗРЕНИЕ»,
«БЫТИЕ» И «ЗНАНИЕ»
ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ,
МЫ СВЯЗЫВАЕМ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АНАЛИЗА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ
ОБЩЕНАУЧНОЙ
КАТЕГОРИЕЙ «МЫШЛЕНИЕ»
И
ЧАСТНОНАУЧНЫМИ
КАТЕГОРИЯМИ: «РЕЧЬ»
(ПРИМЕР ИЗ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ)
«ВРЕМЯ»
(ПРИМЕР ИЗ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ
ПАРАДИГМЫ)
И
МОДЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОДЕЛЬ – УПРОЩЕННЫЙ
ОБЪЕКТ, СОХРАНЯЮЩИЙ
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА ИЛИ
СИСТЕМЫ
ОТ ДЖ. ЛОККА ДО МАРКСИСТСКОЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ПОЗНАНИЕ
КАК «ОТРАЖЕНИЕ»
Р. ДЕКАРТ: КАРТЕЗИАНСКИЙ
ПРИНЦИП И ПОЗНАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ
«ВИЗУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ»
Г.-Г. ГАДАМЕР: «ИЗОБРАЖЕНИЕ
ПРИОБРЕТАЕТ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ»
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
КАК
«ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»
РЕПРЕЗЕНТАНТЫ
–
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ
МЕДИАЦИЯ
- НАЛИЧИЕ
ПОСРЕДНИКА В НАПРАВЛЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ,
ОПРЕДЕЛЕНИИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ФЕНОМЕН ФОРМАЛИЗАЦИИ
Форма
– «вид», «образ»
Формат
– метод структурирования и
подачи содержания, форма реализации
проекта
Формализация
– процесс и результат
прямой репрезентации объекта
Форматирование
заданному формату
– приведение к
КАТЕГОРИЗАЦИЯ КАК
ВСЕОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
➢это
методологический
процесс генерации категорий
- наиболее общих понятий
философии и науки
УНИФИКАЦИЯ КАК ВСЕОБЩАЯ
ПРОЦЕДУРА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
➢это
методологический
процесс приведения к
единообразной системе или
форме структурных элементов
заданного объекта
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КАК
ОБЩЕНАУЧНАЯ ПРОЦЕДУРА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
➢ это общенаучный
методологический процесс
определения и градации корпуса
когнитивных признаков,
принципиально отличающих те или
иные явления или системы от
других
КСТАТИ,
✓в
упомянутый корпус
когнитивных признаков,
безусловно, входят и признаки
категориальные, поскольку они
обладают ярковыраженным
свойством градации и
маркирования исследуемых
феноменов
СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК
ПРОЦЕДУРА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
это частнонаучный
методологический процесс
проведения сравнения систем
или объектов, точкой отсчета
которого является внедряемый
норматив/эталон
➢
ОСНОВНЫМ МЕТОД ОМ
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
является когнитивное
моделирование,
апеллирующее к субъектобъектным отношениям в
традициях рационализма
Р.Декарта
➢
А ИМЕННО:
По сути, речь идет об
онтологизации посредством
когнитивизации во имя – вывода;
выведения полученного итога на
осознанно-мировоззренческий
уровень восприятия и рефлексии
(где возможны запуски
последующих когнитивных
циклов для производных или
альтернативных исследований)
✓
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Герменевтика является
универсальной теорией
интерпретации
✓Базовый метод герменевтики
–
интерпретация
Суть интерпретации – «истолкование»
текста
ТИПОЛОГИЯ
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Религиозная
герменевтика
(Тертуллиан, Августин, Иоанн Златоуст,
Феофан Прокопович и др.)
Филологическая
герменевтика
(В.Дильтей, Ф. Шлейермахер,
М.В.Ломоносов, В.В. Виноградов и др.)
Философская
герменевтика
(Г.-Г. Гадамер, П. Рикер, Ю. Хабермас,
А.Ф. Лосев и др.)
КОНВЕНЦИЯ КАК
УНИВЕРСАЛЬНАЯ
ПРОЦЕДУРА ПОЗНАНИЯ,
НАУКИ И КОММУНИКАЦИИ
в буквальном переводе с
латинского на русский язык
означает «соглашение» или
«договор»
➢
КСТАТИ,
✓Конвенция
имеет социальную природу
✓Логико-методологический
статус
конвенции подтверждается самой
возможностью осуществлять соглашение
✓В
Новое и Новейшее время
перманентной популярностью пользуется
конвенциональная теория происхождения
языка (что важно не только для
социально-гуманитарного познания, но и
для наук естественнонаучной парадигмы)
КОНСЕНСУС И ДИССЕНСУС
это базовые категории
конвенции, как социальнофилософского, общенаучного и
частнонаучного феномена
➢
ТАКЖЕ,
консенсус и диссенсус, с точки
зрения диалектики, являются
полными противоположностями
✓
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
➢консенсус
означает
«соглашение/согласие»,
диссенсус – отсутствие
такового (в зависимости от
контекста, может означать, к
примеру, «несогласие»,
«рассогласование»,
«недоговороспособность» и пр.
➢
ТАКИМ ОБРАЗОМ,
❑в
процессе изучения
сегодняшней лекционной темы,
мы рассмотрели базовые
подходы, категории и процедуры,
позволяющие сформировать
целостное представление о
структуре познавательной
деятельности, ее
функциональном статусе и
методологических проявлениях
И ЗНАЧИТ,
❑
усвоенные знания, полученные
умения и сформировавшиеся
навыки способствуют
профессиональному
компетентностному росту
будущих магистров, помогая
выстраивать дальнейший
образовательный маршрут.
УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ
ПОСЛЕДУЮЩИХ
ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ КУРСА
«ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ»,
❑
расширяющих проблемное поле,
определяющих новые пути и
решения в различных аспектах
методологии и эпистемологии
отечественной науки!
ЛИТЕРАТУРА:
1.
2.
3.
Микешина
Л.А.
Философия
науки:
учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Издательский дом МУМ, 2006. –
440 с.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы
философской
герменевтики.
–
М.:
Прогресс, 1988. – 704 с.
Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы,
переводы,
беседы,
исследования,
архивные материалы. – СПб.: Алетейя,
1997. – 616 с.
4.
5.
6.
Новиков А.С. Структурный анализ науки:
Проблемы. Поиски. Открытия. – М.:
Ленанд, 2015. – 480 с.
Рикер П. Конфликт интерпретаций.
Очерки о герменевтике. – М.:
Академический проект, 2008. – 695 с.
Фидченко Е.В. Современные
коммуникативные стратегии и культура
рационального мышления // Вопросы
культурологии. – 2014. – № 6. – С. 81-86.
____ ___ ____
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
____ ___ ____