Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Структура познавательной деятельности, ёё особенности в научном познании

  • 👀 564 просмотра
  • 📌 496 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Структура познавательной деятельности, ёё особенности в научном познании
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Структура познавательной деятельности, ёё особенности в научном познании» pdf
СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЁЁ ОСОБЕННОСТИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ___ ___ ___ ___ ___ ___ К.ФИЛОС.Н., ДОЦЕНТ ФИДЧЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ МАГИСТРАТУРЫ! Тема сегодняшней лекции весьма актуальна, поскольку посвящена всестороннему изучению феномена познавательной деятельности: ●её структуры, ●особенностей проявления в контексте социально-образовательных практик и научного познания. ЦЕЛЕСООБРАЗНО РАССМАТРИВАТЬ КОРРЕЛЯЦИЮ: философского подхода к познавательной деятельности ❑ (когда она понимается как активный поиск направленный на приобретение и развитие знаний о бытии природы, общества и человека; такая деятельность носит мировоззренческий, онтологический и гносеологический характер) И обще-дидактического подхода к познавательной деятельности ❑ (когда она понимается как когнитивная активность в социальноориентированном освоении мира, направленная на дальнейшее развитие, обучение и воспитание через приобретенное и преумножаемое знание) В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ, МЫ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА МЕТА-АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СВОЙСТВА ПОСРЕДСТВОМ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ «МИРОВОЗЗРЕНИЕ», «БЫТИЕ» И «ЗНАНИЕ» ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ, МЫ СВЯЗЫВАЕМ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОБЩЕНАУЧНОЙ КАТЕГОРИЕЙ «МЫШЛЕНИЕ» И ЧАСТНОНАУЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ: «РЕЧЬ» (ПРИМЕР ИЗ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ) «ВРЕМЯ» (ПРИМЕР ИЗ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ) И МОДЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛЬ – УПРОЩЕННЫЙ ОБЪЕКТ, СОХРАНЯЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА ИЛИ СИСТЕМЫ ОТ ДЖ. ЛОККА ДО МАРКСИСТСКОЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ПОЗНАНИЕ КАК «ОТРАЖЕНИЕ» Р. ДЕКАРТ: КАРТЕЗИАНСКИЙ ПРИНЦИП И ПОЗНАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ «ВИЗУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ» Г.-Г. ГАДАМЕР: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИОБРЕТАЕТ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ» РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ» РЕПРЕЗЕНТАНТЫ – ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ МЕДИАЦИЯ - НАЛИЧИЕ ПОСРЕДНИКА В НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ, ОПРЕДЕЛЕНИИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕН ФОРМАЛИЗАЦИИ Форма – «вид», «образ» Формат – метод структурирования и подачи содержания, форма реализации проекта Формализация – процесс и результат прямой репрезентации объекта Форматирование заданному формату – приведение к КАТЕГОРИЗАЦИЯ КАК ВСЕОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ➢это методологический процесс генерации категорий - наиболее общих понятий философии и науки УНИФИКАЦИЯ КАК ВСЕОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ➢это методологический процесс приведения к единообразной системе или форме структурных элементов заданного объекта КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ПРОЦЕДУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ➢ это общенаучный методологический процесс определения и градации корпуса когнитивных признаков, принципиально отличающих те или иные явления или системы от других КСТАТИ, ✓в упомянутый корпус когнитивных признаков, безусловно, входят и признаки категориальные, поскольку они обладают ярковыраженным свойством градации и маркирования исследуемых феноменов СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕДУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ это частнонаучный методологический процесс проведения сравнения систем или объектов, точкой отсчета которого является внедряемый норматив/эталон ➢ ОСНОВНЫМ МЕТОД ОМ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ является когнитивное моделирование, апеллирующее к субъектобъектным отношениям в традициях рационализма Р.Декарта ➢ А ИМЕННО: По сути, речь идет об онтологизации посредством когнитивизации во имя – вывода; выведения полученного итога на осознанно-мировоззренческий уровень восприятия и рефлексии (где возможны запуски последующих когнитивных циклов для производных или альтернативных исследований) ✓ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Герменевтика является универсальной теорией интерпретации ✓Базовый метод герменевтики – интерпретация Суть интерпретации – «истолкование» текста ТИПОЛОГИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Религиозная герменевтика (Тертуллиан, Августин, Иоанн Златоуст, Феофан Прокопович и др.) Филологическая герменевтика (В.Дильтей, Ф. Шлейермахер, М.В.Ломоносов, В.В. Виноградов и др.) Философская герменевтика (Г.-Г. Гадамер, П. Рикер, Ю. Хабермас, А.Ф. Лосев и др.) КОНВЕНЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА ПОЗНАНИЯ, НАУКИ И КОММУНИКАЦИИ в буквальном переводе с латинского на русский язык означает «соглашение» или «договор» ➢ КСТАТИ, ✓Конвенция имеет социальную природу ✓Логико-методологический статус конвенции подтверждается самой возможностью осуществлять соглашение ✓В Новое и Новейшее время перманентной популярностью пользуется конвенциональная теория происхождения языка (что важно не только для социально-гуманитарного познания, но и для наук естественнонаучной парадигмы) КОНСЕНСУС И ДИССЕНСУС это базовые категории конвенции, как социальнофилософского, общенаучного и частнонаучного феномена ➢ ТАКЖЕ, консенсус и диссенсус, с точки зрения диалектики, являются полными противоположностями ✓ СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ➢консенсус означает «соглашение/согласие», диссенсус – отсутствие такового (в зависимости от контекста, может означать, к примеру, «несогласие», «рассогласование», «недоговороспособность» и пр. ➢ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ❑в процессе изучения сегодняшней лекционной темы, мы рассмотрели базовые подходы, категории и процедуры, позволяющие сформировать целостное представление о структуре познавательной деятельности, ее функциональном статусе и методологических проявлениях И ЗНАЧИТ, ❑ усвоенные знания, полученные умения и сформировавшиеся навыки способствуют профессиональному компетентностному росту будущих магистров, помогая выстраивать дальнейший образовательный маршрут. УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ», ❑ расширяющих проблемное поле, определяющих новые пути и решения в различных аспектах методологии и эпистемологии отечественной науки! ЛИТЕРАТУРА: 1. 2. 3. Микешина Л.А. Философия науки: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский дом МУМ, 2006. – 440 с. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с. Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. – СПб.: Алетейя, 1997. – 616 с. 4. 5. 6. Новиков А.С. Структурный анализ науки: Проблемы. Поиски. Открытия. – М.: Ленанд, 2015. – 480 с. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М.: Академический проект, 2008. – 695 с. Фидченко Е.В. Современные коммуникативные стратегии и культура рационального мышления // Вопросы культурологии. – 2014. – № 6. – С. 81-86. ____ ___ ____ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ____ ___ ____
«Структура познавательной деятельности, ёё особенности в научном познании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot