Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Наука до Нового времени

  • 👀 284 просмотра
  • 📌 235 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Наука до Нового времени» pdf
Лекция 2. Наука до Нового времени Как воспринималось знание в первых государствах Египта, Междуречья, Китая, Индии. — Наука Античности. Становление теоретического познания. Формирование первых научных и философских школ (пифагорейцы, школы Платона и Аристотеля, секты эпохи эллинизма). — Средневековая ученость как особая форма научного знания. Алхимия и схоластика: герметика и авторитетное знание как первичные формы экспериментального познания природы VS церковной догматики. I. Если на вопрос о происхождении науки мы отвечаем, что наука была всегда (со времен образования первых государств), то необходимо рассмотреть: 1. Каким образом существовала наука в древнейших государствах; 2. Что радикально нового привнесли ученые Древней Греции в научное познание мира. В связи с наукой древних государств Китая, Индии, Междуречья, Египта традиционно говорят о донаучных (протонаучные) формах знания (или «палеомышление»). Имеется в виду, что собственно теоретические положения в науке появились именно в Античном мире, прежде всего после работ по математики Фалеса и Пифагора. Считается, что цивилизации востока обладали сложными, хотя и только постулируемыми (бездоказательными) сводами знаний и навыков (таких как систем счисления, календари, наблюдения за явлениями природы и комплексами астрономических, географических, медицинских, технических знаний). Во многом положения, высказываемые в рамках донаучного знания, передавались в узких кругах посвященных, либо в узких семейных кругах (жрецы в Египте, халдеи в Вавилонии и т.п.), а не были свободными знаниями, доступными каждому. Такая форма научного знания существовала и использовалась главным образом на практике. Греки во многом заимствуют достижения египтян и вавилонян; однако они придают знанию радикально иное значение. Главным образом, греки привнесли теоретическое (от θεωρία — theoria, «созерцание») знание, или «духовное созерцание абстрактных вещей» (ФЭС). Для грека существовали различные виды того, что мы могли бы называть «знанием»:  Гнозис (γνώσις — gnosis) — познание в полноте его положений (мы бы назвали это системой знания); 1  Эпистема (ἐπιστήμη — episteme) — изучение чего-то, познание чего-то; знание как свод положений и правил в данной области (мы бы назвали это наукой);  Фронесис (φρόνησις — phronesis) — знание о должном и не должном, практическая мудрость (мы бы назвали это житейской смекалкой)  Матема (μάθημα — mathema) — знание о чем-то; то, чему можно научить, например, искусству счета (мы бы назвали это знанием о чемлибо). При этом знание может быть более или менее совершенным. Так, согласно Аристотелю, практическое знание (как и практическая жизнь) менее совершенно, чем знание умозрительное, теоретическое (как и теоретическая жизнь). Необходимо иметь в виду разделение мира Аристотелем на подлунный (изменчивый, движущийся — физический) и надлунный (неизменный, мир причин — метафизический). Традиционно в школах Античности существуют экзотерическое непосвященных) и эзотерическое (для посвященных) образование. (для Школы в истории греческой философии:  Досократические (VII—V вв до н.э.): ионийцы и элеаты (см. Лекцию 1); пифагорейцы; софисты;  Классический период (IV в до н.э.) — Академия Платона и Ликей Аристотеля;  Школы эпохи эллинизма (IV в до н.э.—II в. н.э.): киники, скептики, стоики, эпикурейцы;  Поздняя античность (от II в. н.э. до закрытия Академии в 529 г. Юстинианом) — неоплатоники. II. С принятием в 313 году императором Константином Великим Медиоланского (Миланского) эдикта христианство постепенно становится официальной религией Римской империи. Усиливается влияние духовной власти над светской. С падением Западной Римской империи и до возвышения Константинополя в VIII — IX вв. н.э. церковь становится одним из цивилизационных столпов бывшего Римского мира (до своего раскола на католическую и православную ветви в 1054 году — NB!«Догмат о Filioque») Основа знания в Средние века — Священное писание (Библия, особенно — Новый Завет). Бог есть Логос («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» — Евангелие от Иоанна, 1:1). Истина открывается не созерцанием, не опытом, а Откровением. 2 Основные черты Средневекового знания: 1. «Важнейшая задача, которая решалась философами и богословами Средневековья — комментирование библейских текстов, определяемое как встреча смыслов Божественного Откровения и человеческого понимания. Доминирующий метод познания — герменевтика [искусство толкования священных текстов] <…> Отсюда — интерес к проблеме понимания, отношения смысла и Слова, а вместе с ним — знака и значения» (Бучило Н. Ф., Исаев И. А. «История и философия науки»). С проблемой понимания связан и знаменитый спор об универсалиях (общих понятиях). 2. От античности мыслители христианского Средневековья наследуют: идеи неоплатонизма, аристотелевскую логику, его же физическое учение. Однако мысль средневекового философа, ученого несамостоятельна — она всегда опирается на авторитет (пример — псевдо-Дионисий Ареопагит). 3. Бог создал две книги, которые открыты человека только посредством Откровения: Книга Природа и Священное Писание. Человек не может вторгнуться в них и познать их собственными силами. Отсюда — запрет на экспериментальное знание, исследование природы, сомнение в положениях католической церкви (вскрытие трупов, химические и физические опыты, критика официальных догматов и проч.) 4. Человек — несовершенное создание совершенного Создателя. Человек подвержен Первородному греху (падение и изгнание из Рая Адама). Следовательно, и мир земной — это лишь несовершенное подражание совершенному граду небесному (метафора Августина Блаженного). Человек наделен свободой воли, но не способен миновать Провидения Господня. Вместе с тем в Средние века появляются и первые университеты:       1088 — Болонский университет (старейший в Европе); до 1096 — Оксфордский университет; Середина XII в. — Парижский университет; 1209 — Кембриджский университет; 1222 — Падуанский университет; 1343 — Пизанский университет и т.д. Традиционно обучение в университете разделяется на начальный курс, или тривиум (гуманитарные науки: грамматика, диалектика (логика), риторика) и повышенный курс, или квадривиум (точные науки: арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Для истории философии важнейшим результатом образования университетских школ и корпораций стало возникновение схоластики (развивавшейся в атмосфере диспутов и составлении ученых трудов — «сумм», «компендиумов», «комментариев» и т.п.). Возникают первые 3 алхимические опыты (запрещающиеся Церковью), создаются и оформляются герметические общества (по имени древнего мага Гермеса Трисмегиста). Ключевые слова: палеомышление, протонаука, теоретическое знание, практическое знание, физика, логика, метафизика, универсалии, авторитет, тривиум, квадривиум, схоластика, герметизм, алхимия. Ключевые фигуры: Пифагор, Платон, Аристотель, Зенон Китийский, Эпиктет, Эпикур, Плотин, Константин Великий, Гермес Трисмегист, Августин Блаженный, Петр Абеляр, Фома Аквинский, Марциан Капелла, Роджер Бэкон. 4
«Наука до Нового времени» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot