Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Структура и сферы общества

  • 👀 980 просмотров
  • 📌 960 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Структура и сферы общества» pdf
Социальная философия. Часть 2 Структура и сферы общества Основные компоненты и структура общества Из множества рассмотренных ранее определений следует, что общество – это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество – это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействию людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, а также социальные институты и организации, социальные группы и общности, наконец, социальные нормы и ценности. Каждый из названных компонентов находится в тесной взаимосвязи с другими и играет особую роль в обществе. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотического скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, иную качественную структуру. Социальная структура во многом определяет устойчивость и стабильность всего общества как системы. Таким образом, в социальной философии и социологии под обществом как социальной системой понимается совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия. Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей. Человеческое действие, как показал Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознано (рационально) и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение и одновременно испытывает воздействие от поведения (действия) других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия 1 друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащее в основе всех процессов жизни общества. Социальная связь – это набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь может выражаться в форме социального контекста, ибо в форме социального взаимодействия как системы взаимообусловленных социальных действий. Социальная связь – это зависимость, реализованная через социальное действие. Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения – это относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами. Обществу присуще множество связей, взаимодействий и отношений между людьми (групповые, межклассовые, межнациональные, отношения между поколениями людей). На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество – системное, где отношения носят надындивидуальный характер. Следовательно, общество – это самостоятельная субстанция, система, которая по отношению к индивидам действует как первичная и которая обладает интегральными качествами. С учётом сказанного, можно дать следующее общее определение общества. Общество – это совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня развития культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм 2 социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные объединения и играющего в них разные социальные роли. Социальная общность опосредует взаимосвязь и взаимодействие индивида и общества. По своему типу социальные общности различаются пространственновременными масштабами (например, планетарная общность или государственные общности, или этнические и пр.) и содержанием объединяющих людей интересов (например, социально-классовые , социально-профессиональные и др.) Понятие социальной группы выражает общности, обладающие большей, нежели социальные общности, устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости, а также вхождением в более широкие социальны е объединения в качестве структурных единиц. Социальные группы подразделяются на первичные и вторичные, большие и малые. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. Они являются первичным связующим звеном между человеком (индивидом) и обществом. Вторичная социальная группа – это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (экономических, политических, социальных, идеологических и др.). В таких группах, индивидуальность каждого из участников (субъектов), его чувственно-эмоциональные характеристики отходят на второй план, в то время как способность осуществлять определённые функции и цели выдвигается на первый план. Ещё одним важным компонентом общества является социальный институт. Социальный институт – это устойчивая форма организации 3 общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений, наделённых властью и материальными средствами для осуществления социальных функций, регулирования, управления и властвования. Социальные институты выполняют в обществе следующие функции: создание возможностей членам общества удовлетворять разнообразные потребности; регулирование поведения членов общества в рамках принятых норм социальных отношений, т.е. обеспечение выполнения желательных действий и наказания законов и норм; обеспечение устойчивости общественной жизнедеятельности; поддержание важных для общества функций; осуществление интеграции стремлений, действий и отношений, т.е. поддержка сплочённости общества. Социальные институты, в зависимости от выполнения содержательных задач, могут подразделяться на политические, экономические, культурные, воспитательные и т.д. В любом цивилизованном обществе существует определённая иерархия социальных институтов. Она может базироваться на конституции или законах страны, а также на неформальных признаках, таких, например, как престиж института, в глазах общественности. При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших понятий, как общество, страна и государство их необходимо различать. Общество – это понятие, характеризующее социальную организацию людей в рамках неких объединений. Страна – это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику частей нашей планеты, определённых границами независимого государства. Государство – это понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего такой науки, как политология. Общество как система Характерными признаками общества можно считать то, что оно, во-первых, несёт причины своего возникновения в самом себе, во-вторых, является самодостаточным, т.е. способно существовать по своим собственным законам, втретьих, обладает целостностью, в-четвёртых, оно обладает устойчивостью, т.е. 4 постоянно воспроизводит ритм и режим социальных взаимодействий, в-пятых, обладает динамизмом развития, в-шестых, характеризуется открытостью, что позволяет сохранять себя, благодаря обмену и получению достаточного количества вещества и энергии из внешней среды, в-седьмых, оказывается способным к саморазвитию (его источник находится внутри его самого, это – производство, распределение, потребление, базирующееся на интересах и стимулах социальных общностей). Обладая целостностью и самостоятельностью (хотя и относительной, так как оно не может существовать вне природы), общество представляет собой систему, в которой выделяются различные подсистемы. Каждая из этих подсистем обладает известной степенью автономии, будучи в то же время частью целого, которая находится во взаимодействии с другими его частями. Важной задачей социального философа является не столько выделение той или иной подсистемы и её детальное исследование (с этой задачей ничуть не хуже и даже лучше могут справиться политэконом, социолог, политолог и т.д.), сколько установление связей и отношений между различными подсистемами и осмысление общества как самоорганизующейся системы в целом. Исходя из представления о человеке как сознательном существе, которое объединяется с другими сознательными существами ради удовлетворения своих жизненных потребностей, в качестве первой подсистемы общества целесообразно начать с экономики, которая в социальной философии нередко рассматривается как материальное производство. Под экономикой обычно понимается хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Основой любой экономики является трудовая деятельность людей, которая направлена на создание материальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. В её процессе создаются как объективные условия для существования людей, так и необходимые формы общения между ними. 5 Производство материальных блага как предметов и средств удовлетворения потребностей обусловливает характер отношений не только в экономике, но и в других сферах общественной жизни, воздействуя на сложившиеся институты, нормы, взгляды людей. При этом те из них, которые соответствуют процессу материального производства, получают развитие, а те, которые вступают с ним в противоречие, либо разрушаются им, либо просто не могут утвердиться. Таким образом, материальное производство представляет собой: 1) основу существования – как человека, так и общества. Люди или сообщества, которые возомнили бы, что удовлетворение своих родовых потребностей, достигаемое в процессе материального производства, является неважным делом, обрекли бы себя на вымирание; 2) «царство необходимости», которое определяет общественную жизнь. Материальное производство воздействует на социальную дифференциацию и политическую иерархию общества, влияет на его культуру и идеологию. Оно определяет «границы возможного» для всех общественных преобразований; 3) основу исторического развития общества. Материальное производство обусловливает общую направленность и динамику общественных процессов. Закономерности процесса материального производства определяет тенденции, характеризующие основные тенденции развития общества. Сущность материального производства и его роль в общественной жизни была с наибольшей полнотой раскрыта в социально-философском и политэкономическом учении Маркса, которое сохраняет актуальность и в наши дни. Между тем в условиях бурного развития науки и техники во второй половине XX века, которая привела к появлению постиндустриальной, техногенной, информационной цивилизации в наиболее развитых странах, формировались новые взгляды на экономику и её движущие силы. Так, автор теории постиндустриального общества Белл считает, что определяющими факторами общества становятся теоретические знания, а его главной структурой – университет, как место их производства и накопления. С ним согласен и 6 создатель концепции «трёх волн» Тоффлер, который связывает третью из них – информационную – с переходом к обществу, основанному на знании. Все сторонники учения о постиндустриальном обществе сходятся в том, что в современном мире научные разработки становятся главной движущей силой экономики, а самыми ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника. Следующей важной подсистемой общества является социальная сфера. Она формируется в процессе обмена деятельностью людей в обществе, что приводит к формированию определённых типов отношений, характерных способов поведения и специфических форм сознания, далеко выходящих за рамки материального производства. Социальная жизнь предполагает вступление человека в разнообразные и многосложные связи с другими людьми, обусловливает его социальный статус и стереотипы его поведения в обществе. В результате взаимодействия на уровне как индивидуального, так и группового общения человек находит свои место и роль в обществе, формируется как личность и оказывает посильное влияние на общественные процессы. При этом социальная сфера не только обеспечивает включенность индивида в разные виды общностей, восходящих к обществу в целом, но и связывает между собой другие подсистемы общественной жизни, позволяя функционировать обществу как единое целое. Особый интерес в этой сфере жизни общества вызывают типичные для него отношения, в которых пребывают живущие в нем люди. Именно эти отношения определяют социальную структуру общества, представляющую собой совокупность социально значимых групп и устойчивых отношений между ними. Вопрос о том, какие из данных отношений в наибольшей степени характеризуют социальную структуру общества, является одним из самых важных для социальной философии. Понятно, что люди объединяются в группы по самым разным параметрам. Их могут связывать родственные узы (семья, клан), половозрастные признаки, этническая общность (род, племя, народ, нация), мировоззрение (конфессии, партии), социальный статус (профессиональные 7 группы, сословия, классы) и т.д. Каждая из групп диктует человеку определённые нормы поведения, воспитывает уровень жизненных притязаний, прививает собственные ценностные ориентации. Однако для социальной философии наиболее важными признаками являются те, которые, во-первых, обеспечивают стабильность и целостность общества, вовторых, оказывают существенное влияние на его развитие. С марксистской точки зрения, определяющее значение в обществе имеют отношения между классами. Классы, по определению В. Ленина, представляют большие группы людей, различающиеся: 1) местом в исторически определённой системе производства; 2) отношением к средствам производства (большей частью, закреплённому в законах); 3) ролью в организации труда; 4) размером и способом получения доли общественного богатства, которой они располагают. Классовые отношения были ещё в рабовладельческом и феодальном обществе, но там они затушёвывались отношениями между сословиями – социальными слоями, отличающимися по роду деятельности и правовому положению, которые передаются по наследству. Но с развитием капиталистических отношений классовое деление занимает центральное место в социальной структуре. Дальнейшая судьба классов связывалась марксистами с борьбой пролетариата против буржуазии, революционным преобразованием общества и развитием социализма, в процессе которого должны сложиться предпосылки для отмирания классов. Оценивая значение классовой теории Маркса для социальной философии, следует отличать содержащееся в ней объективное знание о социальных процессах от выводов и прогнозов, подчинённых идеологическим целям. С иных позиций подошёл к социальной структуре общества П. Сорокин. Он предложил теорию социальной стратификации как иерархического разделения населения на группы с неравномерным распределением прав, богатства, привилегий, ответственности, обязанностей, власти. По Сорокину, главными формами стратификации выступают следующие: экономическая (определяется уровнем дохода, уровнем жизни), политическая (определяется отношением к власти, возможностью участвовать в решении 8 государственных вопросов), профессиональная (престижность выполняемых профессиональных обязанностей). Изменение общественного положения человека или целой социальной группы он называл социальной мобильностью. Основными типами мобильности Сорокин считал переход индивида в новый социальный слой (страта); изменение его положения внутри страты; изменение социального статуса страты в целом. Проанализировав большой исторический материал, он пришел к заключению, что вывод Маркса о будущем социальном равенстве является необоснованной гипотезой. По его мнению, предоставленное самому себе общество обнаруживает тенденцию к большей дифференциации, теряя вместе с тем стабильность. В этих условиях находятся силы, которые уравнивают социальное пространство, но оно никогда не будет плоским. Большое значение в жизни общества имеет политическая сфера. Она представляет область деятельности личностей, социальных групп, а также учреждений и организаций, связанную с реализацией общезначимых интересов средствами политической власти. Власть в самом широком смысле – это способность и возможность оказывать воздействие на поведение людей с помощью различных способов влияния: от убеждения до принуждения. Политическая власть регулирует социальные отношения, разрешает конфликты в соответствии с реальным балансом сил, организует, управляет и контролирует общество, исходя из поставленных целей. В процессе решения данных задач формируется политическая организация общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих специфические политические функции, связанные с использованием ресурсов общества и борьбой за контроль над ними. Ядром политической организации, важнейшим политическим учреждением цивилизованного общества является государство. Его характеризует публичная власть, отделённая от общества; имеющая аппарат принуждения (армию, полицию, тюрьмы, лагеря и т.д.); создающая законы, обязательные для всего населения, проживающего на территории страны; использующая налоги для 9 обеспечения материальных ресурсов своей деятельности. Государство – явление историческое. Первобытные общества были неполитическими и не имели государства. Существуют множество теорий происхождения государства: религиозная (всякая власть от бога), патерналистская (государь – отец народа), договорная (в основе государства лежит общественный договор), насильственная (государство создано завоеванием), классовая (государство – диктатура господствующего класса), кризисная (государство разрешает кризисы в экономике) и другие. Эта противоречивость подходов обнаруживает амбивалентность природы государства: оно отчуждено от общества и представляет общество; подавляет частный интерес и защищает его; может использовать силу, предоставленную ему обществом, в интересах отдельных привилегированных социальных групп или самой власти, но без него невозможны социальная деятельность, стабильность, законность, общественный порядок. Государства отличаются по историческому типу (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое), форме правления (монархия и республика, с дальнейшим делением на виды), политическому режиму (авторитарные, демократические, тоталитарные), форме устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное). Конкретный выбор той или иной формы правления, политического режима и формы устройства зависит от исторических условий, развития экономики, социальной структуры общества, культуры населения и степени его самоорганизации. Законопослушный гражданин хочет видеть в государстве гаранта законности и порядка, общественной безопасности и социальной защиты, охраны культурного достояния и природных ресурсов. Однако нельзя уповать на государство как универсальное средство решения всех социально-экономических проблем. Контролировать деятельность государства, направляя его на решение социально значимых задач и не позволяя погрязнуть в бюрократизме и коррупции, должно гражданское общество. Он представляет собой сферу самоорганизации и самодеятельности граждан и находит выражение в сети добровольно сформированных общественных 10 организаций, защищённых законом от вмешательства со стороны государства. Гражданское общество выступает как ограничитель и противовес власти государства, но и как источник поступления новых государственных кадров, подготовленных к тому, чтобы занять места чиновников, не оправдавших доверия народа. Самостоятельной и значимой подсистемой общества является его духовная жизнь. Духовная жизнь общества – это совокупность всех духовных процессов, протекающих в обществе, т.е. вся эмоциональная, волевая, интеллектуальная деятельность людей. Важнейшими элементами духовной сферы, с точки зрения социальной философии, являются духовые потребности, духовное производство, духовное потребление, духовное общение и духовное творчество. Духовная жизнь включает в себя все формы и виды духовной деятельности людей: от обыденных чувств и мыслей – до вершин научной, религиозной, художественной и философской деятельности. Пронизывая собой все сферы социума, духовная жизнь может иметь различные формы выражения. Так, обретая предметное содержание в процессе производства, потребления, общения и творчества, духовная жизнь воплощается в культуре данного общества. Там же, где она выступает в своих идеальных формах, духовная жизнь представляет проекцию общественного сознания. Носителями духовной жизни в обществе являются, как сами люди, так и объединения и учреждения (творческие союзы, театры, музеи, школы и вузы). Большое значение при этом имеет духовный опыт прежних поколений, переданный их потомкам. Чувства, мысли, идеи не возникают в каждую эпоху на пустом месте, они появляются на основе достижений прошлого, которые наследует «молодая смена». Так, мы до сих пор испытываем влияние библейских заповедей, греческого искусства, римского права, читаем Шекспира, Сервантеса, Достоевского, слушаем музыку Баха, Моцарта, Бетховена, пользуемся открытиями Коперника, Галилея, Ньютона, размышляем над текстами Будды, Конфуция, Платона. Так обеспечивается преемственность духовной жизни человечества, на основе которой только и возможны новые творческие подъёмы и 11 свершения. Поэтому общественные институты, и прежде всего государство, несут ответственность за то, чтобы система образования была ориентирована не на оказание коммерческих услуг, а на передачу молодым поколениям духовной сокровищницы человечества. Важным вопросом является проблема соотношения духовной жизни общества и отдельной личности. Духовный мир каждого человека зависит от общественной жизни, поскольку обусловлен его местом в обществе, окружением, воспитанием, общением с другими людьми. Но и духовная сфера общества зависит от людей, поскольку может реально проявляться только в жизни и делах каждого из них. Между духовной жизнью человека и общества существует диалектическая взаимосвязь, как между единичным и общим. Нет ни одного, даже самого великого и гениального человека, чья духовная жизнь могла бы выразить весь духовный мир его общества. Но и духовная жизнь общества вбирает в себя далеко не полностью духовную жизнь его членов. К сожалению, многие мысли и чувства людей, которые могли бы обогатить духовный опыт человечества, пропадают бесплодно. А ведь каждая личность по-своему уникальна, представляет ценность для других, несёт в себе целый мир, что исчезает с её уходом из жизни. Поэтому богатство форм, которые общество предоставляет человеку для выражения его индивидуальности, дόлжно считать одним из основных критериев его развития. ЛИТЕРАТУРА Основная: Философия [Электронный ресурс]: учебник для студ., обучающихся по всем направлениям подготовки / Л. Н. Кочеткова [и др.]. — М.: МИРЭА, МГУПИ, 2015. — 356 с. МИРЭА Ф56 https://library.mirea.ru/share/1073 Дополнительная: 1Ф Ф56 Философия : Учеб. для вузов / В. В. Васильев, П. П. Гайденко, А. Ф. Зотов, и др.; Под ред. В. В. Миронов. — М.: Норма, 2005. — 911 с.. — Указ. имен.: с. 894911 12 1Ф К19 Канке Виктор Андреевич Философия : Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В. А. Канке. — М.: Логос, 2005. — 376 с. 13
«Структура и сферы общества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot