Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие политического режима и его типы

  • 👀 669 просмотров
  • 📌 621 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие политического режима и его типы» docx
Лекция 5. Политический режим Начало формы 1. Понятие политического режима и его типы Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах, методах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом. Государственная система обеспечивает не только стабилизацию и формализацию политических отношений, но одновременно является и ареной острой борьбы за власть политических партий и группировок. Государственная политика отражает определенные идеологические ориентиры, связана с теми или иными социальными интересами. Решение задач государственной политики может достигаться совершенно разными методами, на основе тесного взаимодействия с институтами гражданского общества или, напротив, вопреки их влиянию. Для характеристики всех этих аспектов функционирования государственной системы служит понятие «политический режим».  Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим (от лат. regimen - управление). В современной политологии при определении политического режима конкурируют два подхода: институциональный, акцентирующий формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ средств и способов осуществления реальной публичной власти. Как показал исторический опыт, более адекватным способом отражения сущности и содержания политического режима оказался социологический подход, ибо он позволяет рассматривать в качестве субъектов власти не только правительства или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие официальным статусом группировки, которые также реально влияют на принятие политических решений.  Политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных форм и методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.  Достаточно точное определение политического режима, отражающее противоречивость его содержания, дал известный польский политолог Е.Вятр «Под политическим режимом, – писал он, – я понимаю систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике». В этом определении особо подчеркнуто, что конституционно закрепленные порядки не всегда могут соответствовать конкретному их воплощению в политической жизни. Политический режим есть та реальность, которая совмещает и первое, и второе. Вместе с тем, это понятие отражает реальную картину политической власти в той или иной стране. Политический режим – более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной и той же системы власти может осуществлять в форме нескольких политических режимов. Например, в СССР система советской власти, установившаяся при В.И.Ленине, трансформировалась сначала в сталинский режим, потом в так называемую «хрущевскую оттепель», и, в конце концов, в режим коллективного руководства при Л.И.Брежневе.  Именно политические режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной государственный курс, целенаправленно реализуют конкретную линию поведения государства во внутренней и внешней политике.  Как показывает история, наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Она способствует минимизации конфликтов, помогает более конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимно уважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями. В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Это такой тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров. Политическая режим не зависит напрямую от формы правления или способа территориально-политической организации власти. Он характеризует политическую культуру общества, общую направленность и природу политического процесса. При этом каждый тип политического режима предполагает определенные способы организации государственного управления, установления прерогатив органов государственной власти, форм и степени вовлеченности в политический процесс народных масс.  Признаками политического режима являются:  • степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;  • соотношение прав и свобод человека с правами и поведением государства;  • гарантированность прав и свобод личности;  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность деятельности государственного аппарата;  • место и роль негосударственных структур в политической системе;  • тип политического поведения больших групп людей;  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений; • доминирование определенных методов при реализации власти;  • степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур • государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);  • мера политического плюрализма в обществе;  • существование реальных механизмов привлечения к политической и правовой ответственности должностных лиц, включая самых высших. Исходя из этого, основными элементами политического режима являются следующие: политические структуры власти, методы осуществления власти, права и свободы человека, методы выработки политических решений, способы урегулирования конфликтов, плюрализм, партийная система, идеология, формы политического участия, легитимность и структурированность правящей элиты.  Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.  В основе политического режима в любом конкретном общественном образовании лежат свойственный ему тип легитимации власти, структура политических институтов, система и место партий, форма и роль государства, определенное сочетание системы партий, способа голосования, методов принятия решений, структуры и роли групп давления.  В широком плане в понятие политический режим включают совокупность институциональных, идеологических и социальных элементов, способствующих формированию определенного облика политической власти в данной стране и в данный период. Если категория «форма правления», описывая черты государственной организации только в том виде, как они обозначены в конституции и законах, отражает в большей степени формально-юридическую сторону политической жизни и относительно статична, то категория «политический режим» характеризует то, как реально складываются отношения власти. Политический режим раскрывает вопрос о том, кому принадлежит реальная политическая власть в данном обществе, какими методами она осуществляется, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.  Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исторические закономерности развития государственности позволяют политологам разделить современные политические режимы на демократические и недемократические (авторитарный и тоталитарный). Основанием для такой классификации является положение личности в обществе, характер ее взаимоотношений с государством, тип отношений власти с оппозицией, способы разрешения политических конфликтов.  Таким образом, политический режим – это способ функционирования политической системы общества, который определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношение органов власти к правовым основам их действительности. 2. Тоталитарный политический режим Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнедеятельностью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.  Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж.Джентиле в начале ХХ века. В политический лексикон термин «тоталитаризм» был введен в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б.Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».  Русский философ И.А.Ильин так писал о тоталитарном политическом режиме: «Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь», «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление – всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой».  В 1956 г. два американских политолога - К.Фридрих и З.Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.  • общеобязательная официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества;  • монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим вождем;  • система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только над «врагами народа», но и над всем обществом;  • партийный контроль над СМИ;  • всеобъемлющий идейно-политический контроль над вооруженными силами;  • централизованная система регулирования экономической деятельности.  Позднее З.Бжезинский сформулировал и более емкое определение: «Тоталитаризм - это система, при которой самые совершенные инструменты политической власти используются без ограничений централизованным руководством с целью осуществления тотальной социальной революции».  Среди перечисленных признаков наибольшее значение имели первые два - официальная идеология и монополия единственной партии на власть.  Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из «атомизированных» индивидов, лишенных собственности, независимости собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства. Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является крушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане.  Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают «поле» для становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом» (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.  Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества. Рычагами власти при тоталитаризме выступают пропаганда и насилие. Принято выделять две разновидности тоталитаризма «левый» и «правый».  «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; возможность построения коммунизма в каждой стране. Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы и, прежде всего, пролетариат.  «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии. «Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (прежде всего, евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной основой «правого» тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества.  Как показала история, отношения между тоталитарной властью и народом двоякое: большинство подданных испытывает благоговейную любовь к правителям, ибо разделив с властью ее картину мира, человек обретает не только надежду на выживание, но, что гораздо более важно, возможность счастья. Такой человек способен увидеть себя столь же абсолютным и всемогущим, как сама власть, частицей которой он себя чувствует. Но в любом обществе, даже в обществе всеобщего контроля, каковым является тоталитарное общество, есть несогласные, это, прежде всего, наиболее интеллигентные и внутренне независимые люди, которые сохраняют свою точку зрения на общество и свою судьбу.  Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля. 3. Авторитарный политический режим Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Авторитарный политический режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой стороны, жестче, антинароднее, чем демократический. Существенными чертами авторитаризма являются:  • монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;  • полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;  • сильно централизованная монистическая структура власти;  • сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;  • наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты;  • отсутствие возможности ненасильственной смены власти;  • использование силовых структур для удержания власти. Основные отличия авторитарных режимов от тоталитарных:  авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: необязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;  неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность;  при тоталитаризме центром власти является одна партия (партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры); при авторитаризме - высшей ценностью является государство как средоточие властных функций (идея государства как надклассового верховного арбитра);  авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму (в период становления тоталитаризм разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, «превращает классы в массы»);  при тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора.  Важнейшим феноменом авторитарного сознания является массовое отчуждение от власти. Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В историческом прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и различных аристократических режимов. Сегодня, в зависимости от того, на какие социальных групп и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима:  военные диктатуры, предполагающие опору на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти (обычно путем государственного переворота). Подобные режимы - достаточно частое явление в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Подавляя политические свободы, военные могут выступить инициаторами экономической модернизации общества (военная диктатура генерала А.Пиночета в Чили);  теократический - с опорой на духовенство и религию. В качестве примера можно привести современный Иран, где с середины 90-х гг. ХХ века наметилась тенденция к либерализации режима;  олигархический - власть принадлежит определенным корпоративным кланам;  вождистский (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа. Почвой для возникновения подобных режимов может стать ощущение внешней угрозы для страны;  смешанный, сочетающий в себе элементы разных режимов. Так, режим, который был установлен С.Хуссейном в Ираке, обладал свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно.  Наряду с вышеуказанными формами выделяют и другие формы авторитаризма: однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные. Авторитарный режим может также выступать и в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз авторитарных демократических тенденций. Таким образом, авторитаризм представляет собой довольно пеструю картину различных форм и методов власти. 4. Демократический политический режим Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще негосударственное прошлое - в родовой строй. Через родовые формы демократии прошли все народы. Их типичный пример - организация управления у американских индейцев-ирокезов. Все взрослые мужчины и женщины этого рода обладали равным правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей - старейшины и вождя. Подобные формы демократии существовали у древних греков, германцев и других народов. Родовая демократия основывалась на кровнородственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения. Первой, классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э.. Начало демократическому развитию Афин положили реформы архонта Солона, который в VI в. до н.э. провел хозяйственные и политические реформы. Хотя во времена Солона демократия делала еще первые шаги, идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдельным лицам, а закону, получили массовое распространение и развитие. Самое простое определение демократии это власть народа. Согласно определению А.Линкольна, демократия - это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. Данный режим характеризуется следующими чертами : • источником власти в демократическом государстве является народ, который избирает своих представителей и наделяет их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение;  • политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии принятыми законами, одновременно наделяя граждан широчайшими возможностями реализации своих интересов и потребностей;  разделение властей;  • право народа влиять на выработку политических решений путем поддержки или критики в средствах массовой информации, проведения демонстраций, лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях; • политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на народ, а также существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его;  • высокая степень реализации прав человека - нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.  Демократия требует от человека гражданской идентичности - восприятия человеком самого себя как члена общества, выбирающего общий путь с другими людьми. Ее политический идеал: законность действий граждан, включая лидеров верхнего эшелона. Опыт политического развития позволяет выделить несколько форм демократии:  прямая демократия - форма народовластия, основанная на принятии политических решений непосредственно всеми без исключения гражданами (например, в ходе референдума);  плебисцитарная демократия - форма народовластия с сильными авторитарными тенденциями, в рамках которой лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации своих политических решений (историческим предшественником прямой и плебисцитарной демократии являлась т.н. «военная демократия», основанная на элементах родоплеменного и общинного строя);  представительная, или плюралистическая демократия - форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними;  цензовая демократия - разновидность представительной демократии, в рамках которой избирательное право (как основное право, гарантирующее участие в политическом процессе) принадлежит ограниченному кругу граждан (в зависимости от характера ограничений цензовая демократия может являться элитарной, в т.ч. либерального толка и классовой: пролетарская, буржуазная демократия).  Необходимо отметить, что при существенных отличиях этих форм демократии, современный этап политического развития характеризуется их постепенным сближением и интеграцией.  Ключевым элементом любого демократического строя является система партиципации - народного волеизъявления. Она может опираться на различные институты, но, как правило, обязательно подразумевает образование основных ветвей власти в ходе всеобщих, тайных и, преимущественно, прямых выборов, решение наиболее важных государственных вопросов в ходе референдумов, действие региональных органов местного самоуправления. Важнейшей характеристикой системы партиципации, выявляющей степень зрелости демократического строя, является соблюдение свободы слова, печати, деятельности общественно-политических организаций.  Таким образом, демократия, как система народовластия, является универсальной основой политического развития человечества в современную эпоху. 5. Гражданское общество как условие демократии. Содержание, предпосылки возникновения и структура гражданского общества. Гражданское общество - это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Это самостоятельное объединение людей, активно участвующих в общественной жизни. Оно является своеобразной промежуточной структурой между личностью и государством, выразителем общественного мнения. В гражданском обществе главным действующим лицом, субъектом развития выступает человек с его системой интересов и потребностей.  Гражданское общество - историческое образование, возникающее после создания государства на определенной ступени развития общественных отношений. Проблема гражданского общества, его взаимодействия с государством столь же древняя, как и политическая наука. Так, например, Николо Макиавелли в трактате «Государь» писал: «В жизнь общества, в такие его сферы, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей Государь не должен вмешиваться».  В политической науке термин «гражданское общество» в том смысле, в котором это принято сегодня первым употребил Т.Гоббс. В новой и новейшей истории особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Г.Гегелю, который сформулировал основополагающие подходы к сущности гражданского общества: гражданское общество представляет особую стадию в диалектическом движении человеческой цивилизации от семьи к государству; оно формируется на основе развитой социальной жизни, включающей рыночную экономику, социальные классы и институты, в задачу которых входит обеспечение жизнеспособности общества, удовлетворение интересов и потребностей его индивидов, реализация гражданских прав.  Структуру гражданского общества Г.Гегель рассматривал как определенную систему, состоящую из частных лиц, классов, групп и социальных институтов, взаимодействие которых регулируется политикой. Гражданское общество, подчеркивал он, представляет собой «...конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую связь». Основополагающими принципами функционирования гражданского общества Гегель считал: частную собственность, личную свободу, публичность, всеобщую осведомленность, свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго соблюдаемые законы.  Гражданское общество и государство он рассматривал как самостоятельные политические феномены, одновременно полагая, что грань, разделяющая их, весьма условна. Даже отделившись от государства, гражданское общество, подчеркивал философ, остается его органической частью. Это связано с тем, что различные элементы данного общества могут абсолютизировать собственные интересы в ущерб другим его частям и, следовательно, нуждаются в государственном контроле.  В советской научной литературе термин «гражданское общество» появился в 60-х гг. ХХ в., однако специального анализа этого понятия не проводилось. И только в 80-х гг. ХХ века эта категория, с учётом выводов зарубежных исследователей, была введена в отечественный научный оборот.  В современной науке существует несколько подходов к сущности гражданского общества: либерально-демократический подход - связывает гражданское общество с рыночной экономикой, разнообразием форм частной собственности, развитием демократии (максимальная свобода и независимость индивидов и институтов этого общества являются высшим идеалом); социал-демократический подход - признает гражданское общество сердцевиной не только всей общественной, но и политической жизни, отмечая при этом, что общество может быть демократическим, если у него есть реальная возможность формировать структуры власти, которые, в свою очередь, определяют контуры гражданского общества; ортодоксальный (марксистский) подход - рассматривает разделение гражданского общества и государства негативно, полагая, что это затушевывает основополагающий вопрос о частной собственности и классовых противоречиях, что, естественно, не дает прояснения подлинного существа этой проблемы.  Основными причинами возникновения гражданского общества являются следующие: появление частной собственности (именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым); появление свободной рыночной экономики, в которой в одиночку выжить труднее; обязанность государства максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан (они многочисленны и разнообразны, различные объединения и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы).  Генезис гражданского общества включает ряд этапов, на каждом из которых оно функционирует в различных конкретно-исторических формах. Его первой формой принято считать общину, которая на ранних стадиях человеческой цивилизации обеспечивала относительное удовлетворение потребностей и интересов людей, реализацию их возможностей. На определенном историческом этапе общественного развития гражданское общество ограничивалось рамками таких социальных образований, как сословия, социальные группы, классы, создающих для защиты своих интересов такой институт, как государство. Развитие рыночных отношений, дальнейшее углубление процесса разделения общественного труда, ликвидация внеэкономической зависимости от собственника, а также обострение социальных противоречий активизируют формирование гражданского общества, и оно расширяет свои границы до масштабов всей страны и выступает в форме сообщества граждан, проживающих на ее территории.  В то же время необходимо подчеркнуть, что развитое гражданское общество не может существовать без сильного демократического государства, создающего и поддерживающего, прежде всего, юридические, а также экономические, духовно-идеологические и другие основы его функционирования. Это положение подчёркивал ещё защитник принципа народного суверенитета Ж.-Ж.Руссо: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам». Государство и гражданское общество, таким образом, – неразрывные элементы единой общественной системы. Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа структуры гражданского общества - личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Государство служит ей. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов и наоборот. Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции - все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Таким образом, идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества.  Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы:  • всевозможные негосударственные предприятия, создаваемые по инициативе граждан (кооперативы, акционерные общества, арендные предприятия, частные фирмы, банки, товарищества и т.д.), которые способствуют развитию негосударственных социально-экономических отношений (собственность, труд, предпринимательство);  • добровольно сформировавшиеся самоуправляющиеся общности людей, выступающие своеобразным посредником между государством и гражданами и создающиеся для борьбы за власть или для расширения позиций тех или иных социальных групп в системе власти (семья, частные школы и вузы, церковь, профессиональные и другие общественные объединения, союзы, клубы, ассоциации, политические партии и др.), которые не являются органами государственного управления и остаются вне сферы его влияния; • институты прямой демократии и система самоуправления, ограждённые законом от прямого вмешательства со стороны государственной власти (органы самоуправления, которые на основе правовых норм и принципов их функционирования становятся центром отношений всех граждан как с институтами гражданского общества, так и с органами государственного управления); • производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, национальные и религиозные воззрения, морально-этические нормы и ценности и т.д.; • негосударственные средства массовой информации, которые не только выступают рупором общественного негосударственного сознания, но и служат своеобразным связующим звеном всех структурных элементов гражданского общества, а также проводником общественного настроения (мнения) в систему государственного регулирования. К современным принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие: • обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики, возможности для каждого индивида самостоятельного выбора конкретной сферы своей хозяйственной деятельности; • обязательное регулирование взаимоотношений част¬ных лиц, групп, институтов и всех других составляющих эле¬ментов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую интегрирующую политику в интересах всего общества; • постоянная и всеобъемлющая защита интересов каж¬дого человека, его естественного права на жизнь, свободу, сча¬стье, создание разветвленной системы механизмов такой за¬щиты и ее четкое функционирование; • осуществление широкого самоуправления во всех сфе¬рах и на всех уровнях общественной жизни; • обязательное взаимодействие с государством, без нали¬чия которого не может быть и самого гражданского общества. Основными сферами функционирования гражданского общества являются: политико-правовая, экономическая, духовно-идеологическая и культурно-нравственная. В политической науке выделены определённые условия функционирования современного развитого гражданского общества в этих сферах.  В политико-правовой сфере: • функционирование правового государства, характеризующееся наличием широкой политической демократии, прав на всеобщие и равные выборы, парламентское представительство, стремлением к равноправию, равной для всех свободе, соучастию в принятии политических решений; • максимальное удовлетворение демократическим государством интересов и потребностей своих граждан, обеспечение прав и свобод человека во всех сферах социальной, экономической, политической, муниципальной и личной жизни; • развитость системы местного самоуправления; • наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий права на существование гражданского общества. В экономической сфере: • владение каждым членом гражданского общества конкретной собственностью, наличие у него права использовать и распоряжаться ею; • функционирование свободной рыночной экономики, базирующейся на её многоукладности и способствующей развитию многообразия социальной структуры общества; • ведение государством сильной социальной политики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей. В духовно-идеологической и культурно-нравственной сферах: • достаточно высокий интеллектуальный и нравственный уровень развития личности, её внутренняя свобода, основанная на цивилизованности общественных отношений; • приоритет таких социальных ценностей, как самостоятельность, ориентированность на созидание и т.п.; • свободно формирующееся общественное мнение и идеологический плюрализм, свобода совести; • всеобщая информированность и, прежде всего, реальное осуществление права человека на информацию и свободу слова. На основании вышеизложенного можно дать следующее определение: гражданское общество - это совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для самореализации индивидов и коллективов. Сущность и структура гражданского общества определяют следующие функции, выполняемые им в сложной системе общественных отношений: • обладая определёнными независимыми от государства средствами и санкциями, заставляет человека соблюдать общепринятые нормы, участвуя, таким образом, в социализации и воспитании граждан; • регулирует общественные отношения в системе: гражданин – институты гражданского общества – государство; • способствует интеграции общества, формируя его политическое и духовное единство в условиях развития цивилизованного политического, экономического и идеологического плюрализма; • являясь базой общественного и государственного строя, способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы; • обеспечивает саморазвитие граждан, социальных и этнических групп на основе лучших традиций прошлого и достижений современной цивилизации; • защищает интересы, права, свободы граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов. Таким образом, в современном представлении политологов гражданское общество это:  • совокупность негосударственных отношений людей – нравственных, религиозных, социально-экономических, семейных и социальных общностей (институтов), находящихся вне государственных структур, с помощью которых фиксируются и удовлетворяются интересы индивидов и их групп; • социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития (государственная регламентация действует только в порядке контроля за антисоциальными действиями); • высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, союзы, гильдии, клубы, фонды и т.д., исключая государственные и политические структуры. Механизм взаимодействия гражданского общества и государства В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства:  1. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. 2. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим.  3. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством, и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.  К условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, следует отнести: всеобщность и развитость демократии, ее реальное проявление во всех сферах общественной жизни; легитимность власти и ее эффективность в интересах всех граждан общества; зависимость общества и власти от закона, их безусловная подчиненность и подконтрольность ему; развитость и эффективность функционирования элементов (структур) гражданского общества.  Механизм взаимодействия гражданского общества и государства в различных странах мира весьма многообразен. В самом широком плане его составляют: демократическое законодательство, разделение властей, деятельность легальной оппозиции, общественно-политический плюрализм.  Практика показывает, что оптимальные возможности для диалектического взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическими режимами. В этих условиях гражданское общество является основой стабильности государства, а государство – фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества.  Со стороны демократического государства можно выделить следующие направления влияния на гражданское общество: • ведение законотворческого процесса (позволяет обеспечить правовую защищённость граждан, их социальных и общественных объединений); • предоставление государственных гарантий обеспечения свобод и прав человека (в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.); • последовательное проведение государством в жизнь принципов политического и идеологического плюрализма, обеспечение свободы деятельности политических партий, ассоциаций и других добровольческих объединений граждан, равноправное предоставление им возможностей использовать государственные СМИ для защиты прав оппозиции; • проведение мероприятий по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы.  Рычаги влияния на государство имеет и гражданское общество: во-первых, возможность образовывать, нередко вопреки властвующим структурам, противовесы правящей элите в виде оппозиционной элиты (контрэлиты), независимых от государства общественных организаций и массовых политических движений, средств массовой информации, групп поддержки или давления и др; во-вторых, преодоление отчуждения граждан, их социальных и политических объединений от государственного управления, от определения и осуществления политики, их активное включение в политический процесс в целом. Таким образом, взаимоотношения гражданского общества и государства возникают тогда, когда сословия, социальные группы, классы, представляющие определенную форму гражданского общества, для удовлетворения и защиты своих интересов создают государство.
«Понятие политического режима и его типы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 88 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot