Структура хозяйственного учета. Бухгалтерский учет, его отличительные особенности, объекты, задачи и функции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1. Структура хозяйственного учета. Бухгалтерский учет, его
отличительные особенности, объекты, задачи и функции.
Материал данной лекции позволяет студентам познакомиться с видами учета,
применяемыми на современном предприятии, изучить определение и
отличительные особенности бухгалтерского учета, его задачи и функции
Структура хозяйственного учета
На предприятиях ведутся оперативный, статистический и бухгалтерский учеты,
которые вместе образуют хозяйственный учет.
1) Оперативный, или текущий учет, ведется, как правило, в местах свершения
операций: на участке, в цехе, на складе, в отделе.
Его информация используется для повседневного, оперативного управления
предприятием.
Объектом оперативного учета является ход осуществления хозяйственного
процесса, например учет движения деталей и полуфабрикатов между участками или
цехами, учет простоев оборудования и рабочих, табельный учет выходов и невыходов на
работу персонала, учет выработки продукции, учет отгрузки продукции и т. п.
Организует оперативный учет производственно - диспетчерский отдел – ПДО,
который собирает информацию за короткие промежутки времени: за рабочую смену, за
сутки, за пятидневку, неделю, декаду, полмесяца.
Единицами измерения кроме денежных единиц могут быть и натуральные,
например погонные и квадратные метры, литры, штуки и т.д.
2) Статистический учет собирает и анализирует информацию, носящую
массовый общегосударственный характер в области экономики, образования, науки,
культуры и т.д.
Так как статистический учет оперирует с общегосударственной информацией, то
его ведение регламентируется государством, а именно:
- Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе
государственной статистики в Российской Федерации";
- Постановлением правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620 « Об условиях
предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и
административных данных субъектам официального статистического учета».
В соответствии с указанными документами, респонденты, которыми являются
созданные на территории Российской Федерации
- юридические лица;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица;
- филиалы, представительства и подразделения действующих на территории
Российской Федерации иностранных организаций
должны предоставлять в обязательном порядке безвозмездно субъектам
официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с
осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Первичные статистические данные составляются на основе первичных
бухгалтерских документов и предоставляются на бумажных носителях или в
электронном виде (по утвержденным формам федерального статистического
1
наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению) органам статистического
учета по адресам и в сроки с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их
заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики и
размещаются на официальных сайтах в сети Интернет.
В соответствии с принятыми нормативными документами, утверждены
следующие формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их
заполнению, которые введены с годовой отчетностью за 2009 год:
1) годовая N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности
микропредприятия";
2) годовая N 1-ТЭК (нефть) "Сведения об эксплуатации нефтяных скважин";
3) годовая N 23-Н "Сведения о производстве и распределении электрической
энергии";
4) декадная N П-1 "Сведения о производстве и ценах на отдельные виды
продукции" (с отчета за I декаду января 2010 года);
5) месячная N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (с
отчета за январь 2010 года);
6) месячная N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников"
(с отчета за январь 2010 года);
7) квартальная N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого
предприятия" (с отчета за январь - март 2010 года);
8) N 1-натура, утвержденная Приказом Росстата от 23.09.2008 N 235.
Показатели статистической отчетности содержат, как правило, информация о:
- наличии, составе, изменении численности работающих,
- наличии свободных рабочих мест,
- размерах начисленной заработной платы,
- отработанном времени,
- составе основных средств и нематериальных активов,
- продаже продукции,
- результатах финансовой деятельности и т.п..
Руководитель
юридического
лица
назначает
должностных
лиц,
уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические
данные) от имени юридического лица.
Не предоставление, несвоевременное предоставление, либо предоставление
респондентами недостоверных первичных статистических или административных
данных влечет за собой административную ответственность респондентов (статья 13.19
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 N 195-ФЗ, а также статья 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1
"Об ответственности за нарушение порядка представления государственной
статистической отчетности").
Первичные статистические данные и административные данные могут быть
предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично
или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью
вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.
Датой предоставления первичных статистических данных и административных
данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата
их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической
передачи субъекту официального статистического учета.
Субъекты официального статистического учета в установленном
законодательством
Российской
Федерации
порядке
обеспечивают
защиту
предоставленных респондентами первичных статистических и административных данных,
являющихся информацией ограниченного доступа, и несут ответственность за их
2
утрату, разглашение, распространение, а также использование не в целях
формирования официальной статистической информации.
Информация статистического учета собирается поступательно сначала по
району города, затем по городу, далее по региону и, наконец, по стране в целом.
На основе анализа собранной информации органы государственной власти
(аппарат Президента РФ, Госдума, Совет федерации, Законодательные собрания
субъектов Федерации и т.д.) принимают макроэкономические решения, направленные
на развитие страны и ее регионов.
По данным статистической отчетности печатаются статистические сборники по
стране, городам и регионам.
3) Бухгалтерский учет
Основным документом, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского учета
в организациях, является Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от
06.12.2011 г № 402-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете",
бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и
обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах
организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета
всех хозяйственных операций;
Бухгалтерский учет, его отличительные особенности, объекты, задачи и функции.
В определении сформулированы отличительные особенности бухгалтерского
учета, а именно;
- денежное выражение;
- сплошное ведение;
- непрерывное ведение;
- документальный характер учета.
Денежное выражение означает, что бухгалтерский учет учитывает лишь то, что
можно измерить в деньгах, то есть в рублях и копейка, если учет ведется в РФ.
Денежный измеритель является универсальным и обобщающим и практически
все операции, имеющие место на предприятии, связаны с движением денежных средств.
Сплошное ведение учета предполагает, что в независимости от значимости для
предприятия и стоимости, в учете следует отражать абсолютно все операции.
Непрерывное ведение учета означает, что учет ведется непрерывно с момента
регистрации и до момента ликвидации организации.
Документальный характер учета заключается в том, что все хозяйственные
операции должны быть подтверждены правильно оформленными первичными
документами, которые носят юридический характер.
Записи в регистры бухгалтерского учета, не подтвержденные первичными
документами, считаются недействительными.
В определении бухгалтерского учета также указаны и объекты учета.
Объектами бухгалтерского учета являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
3
Основные задачи бухгалтерского учета:
В соответствии с Федеральным законом, основными задачами бухгалтерского
учета являются:
1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности
организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям
бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам
имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим
пользователям бухгалтерской отчетности;
2) Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним
пользователям бухгалтерской
отчетности для контроля за соблюдением
законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией
хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и
обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в
соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3) Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности
организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой
устойчивости.
Выполнение поставленных перед бухгалтерским учетом задач осуществляется
посредством следующих функций.
Функции бухгалтерского учета:
Информационная функция заключается в том, что именно в рамках
бухгалтерского учета происходит сбор, регистрация и обработка
информации, необходимой как внутренним, так и внешним
пользователям для принятия разного рода управленческих решений.
Контрольная функция предусматривает обеспечение пользователей
2)
информацией на всех этапах хозяйственной деятельности организации с
целью
предотвращения
отрицательных
результатов
хозяйствования, а так же контроль за начислением и уплатой налогов.
Контроль по времени осуществления делят на предварительный (до
свершения операции), текущий (во время свершения операции) и последующий
(после свершения операции).
1)
3)
4)
Функция обратной связи заключается в том, что бухгалтерский учет
обеспечивает менеджмент предприятия фактическими данными о
деятельности организации, он позволяет оценивать степень
выполнения плановых показателей, норм, смет, является базой для
разработки новых плановых заданий.
Аналитическая функция позволяет конкретизировать обобщающие
показатели, выявлять их составляющие и оценивать степень влияния на
их величину отдельных факторов, что необходимо при принятии
соответствующих управленческих решений, в том числе и решений,
связанных с оценкой финансового положения организации, ее
конкурентоспособности и перспектив развития.
4