Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Стратегии и тактики в речевой коммуникации

  • 👀 1380 просмотров
  • 📌 1361 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Стратегии и тактики в речевой коммуникации» docx
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ Речь каждого из нас организуется с определённой целью. Назвав для себя цель, коммуникатор определяет стратегию своей будущей речи (своего общения в целом) и тактики, используя которые он будет добиваться осуществления своей цели. Стратегия – это некая согласованная обобщённая схема коммуникативного поведения, исполнение которой приведёт к достижению цели (Д.П. Гавра); это направление развития разговора с использованием тактик для достижения цели; это осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели. Коммуникативная стратегия реализуется в конкретных тактиках. Тактика – это совокупность речевых действий, реализующих стратегию. Стратегия и тактика соотносятся как род и вид. Цели общения можно охарактеризовать как общие и частные. При самой широкой (общей) классификации общение происходит с целью - информировать (чтение лекций) - воздействовать (широчайший спектр ситуаций) - поддерживать контакт (разговор с подругой). Чаще всего говорящие ставят перед собой основную цель, но при этом определяются и цели частные, поэтому при общении происходит и воздействие, и сообщение информации, и поддержание контакта, только с различной степенью интенсивности. Существует несколько классификаций коммуникативных стратегий с целью воздействия. Стратегии делятся на два вида: с положительным «зарядом» и с отрицательным «зарядом» (модусом): 1. кооперативные (конструктивные, объединяющие, направленные на содружество) 2. деструктивные (конфронтационные, разъединяющие) Приведём примеры воздействующих стратегий и соответствующих им тактик Стратегии + Стратегии - Похвалить Поддержать Дать совет Признаться в любви Посочувствовать Пообещать Предупредить Рассмешить Утешить Обвинить Очернить Шантажировать Высмеять Оскорбить Рассмотрим конкретные примеры Пример 1. Илья Ильф и Евгений Петров «12 стульев» Фрагмент общения Остапа Бендера с Эллочкой Щукиной, купившей на аукционе 2 стула (на момент встречи Бендера с Эллочкой один стул забрал ушедший от Эллочки муж). Цель общения со стороны Остапа Бендера: получить стул. М.б. несколько стратегий: напугать, шантажировать (отнять силой, украсть). Выбрана стратегия: похвалить Эллочку, повысить оценку молодой женщины, вызвать симпатию к себе Тактики: 1) Восхититься внешним видом. 2) Признаться в симпатии, говорить комплименты 3) Предложение о продаже стула, сопровождается комплиментами 4) Увлечь рассказом о жизни светского общества (косвенный комплимент), предложить обмен Остап прошел в комнату и увидел хозяйку. На ней был халатик, переделанный из толстовки мужа и отороченный загадочным мехом. Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. (1) Он закрыл глаза и сделал шаг назад. — Прекрасный мех! — воскликнул он. — Шутите! — сказала Эллочка нежно. — Это мексиканский тушкан. — Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд! Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.<…> (2) — Вы вчера были на аукционе и произвели на меня необыкновенное впечатление. — Хамите! — Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно. Беседа продолжалась дальше в таком же, дающем в некоторых случаях чудесные плоды, направлении. <…> (3) — Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей. — Хамите, парниша, — лукаво сказала Эллочка. (4) «С ней нужно действовать на обмен», — решил он. — Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду — разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно. Эллочка насторожилась. — У меня как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь. — Должно быть, знаменито, — заинтересовалась Эллочка. — Ого! Хо-хо! Давайте обменяемся. Вы мне стул, а я вам ситечко. Хотите? И Остап вынул из кармана маленькое позолоченное ситечко. На Эллочку вещь произвела … неотразимое впечатление, … Эллочка тихо застонала: — Хо-хо! Не дав ей опомниться, Остап положил ситечко на стол, взял стул и, <…>галантно раскланялся.» Пример 2. Александр Николаевич Островский, «Гроза». У многих героев пьесы отчётливо проявляется недовольство окружающим миром, порицание существующих условий жизни, взаимоотношений людей. При осуществлении стратегии порицания практикуются следующие тактики: брань, оскорбление, проклятие, унижение, самоуничижение, угроза, ссора, обвинение, дискредитация, упрёк, обида, ирония. Рассмотрим тактики, к которым прибегает одна из героинь – Кабанова (или Кабаниха). Эти тактики разные – в зависимости от собеседника Кабанихи. Стратегия порицания проявляется в репликах, обращённых к сыну Тихону, к Катерине, Варваре, Дикому. Стратегия порицания осуществляется через тактики, отличающиеся от тактик, например, Дикого меньшей степенью агрессивности. На первое место выходит устойчивая тактика упрёка, однако используется и брань, и унижение, и оскорбление. Менее часто прибегает Кабаниха к «мягкой» форме выражения порицания – иронии. 1. Кабаниха – Тихон: упрёк, ирония, унижение, оскорбление. Кабаниха упрекает Тихона в отсутствии сыновней любви, унижает сына, посмеивается над ним, порицая этим отношение Тихона к жене. Осуществляется тактика упрёка: – Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. ˂…˃ – Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе; у тебя жена молодая. ˂…˃ – Уж я вижу, что я вам помеха. В отношении сына звучит ирония и оскорбление: – Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? В ответ на слова сына, вышедшего из-под материнского контроля и позволившего прямые обвинения в виновности гибели Катерины, звучит угроза: – Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить. ˂…˃ Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! только грех один! – Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь! 2. Кабаниха – Катерина. В речевом поведении с невесткой Кабанова использует разнообразные тактики порицания: замечание, дискредитацию, упрёк, оскорбление, унижение, обвинение. – Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь (замечание, дискредитация). – Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж – глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся! (оскорбление, унижение) ˂…˃ – Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего (упрек, обвинение). Те же тактики упрёка, дискредитации и брани выбирает Кабаниха в разговорах с Диким. – Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорогá! Ступай своей дорогой, куда шел (брань). ˂…˃ – А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что (упрек). Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет. Вот что, кум! (дискредитация). В целом Кабаниха порицает мировосприятие других людей, отношение к традициям, поведение в социуме. Тактики, в свою очередь, осуществляются за счёт коммуникативных ходов. Коммуникативный ход – это непосредственное речевое действие, единица последовательных действий (по Ван-Дейку). Например, тактика «Просьба» реализуется в речевом акте «Просьба», состоящем из 5 ходов: 1) Обращение к адресату речи 2) Просьба о просьбе 3) Мотивировка 4) Собственно просьба 5) Заверение (факультативно) – Я тут тебе кое-что хочу сказать… У меня к тебе просьба. Я тут немного поиздержался. Не мог бы ты одолжить мне тысяч пять рублей? Я недели через две отдам. Таким образом, наше общение строится исходя из цели, на основе стратегий и тактик через коммуникативные ходы.
«Стратегии и тактики в речевой коммуникации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot