Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Параметры речевого портретирования личности. Речевые стратегии и тактики

  • 👀 415 просмотров
  • 📌 388 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Параметры речевого портретирования личности. Речевые стратегии и тактики
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Параметры речевого портретирования личности. Речевые стратегии и тактики» docx
Лекция №3. Параметры речевого портретирования личности. Речевые стратегии и тактики Язык у нас один, а речь – у каждого своя, и ответственность за неё несёт каждый Параметры речевого портретирования личности. Из чего складывается речевой портрет? Мы оцениваем множество пунктов. 1. Уровень владения русским языком (грамматика, орфография, фонетика, лексика, фразеология), то есть уровень правильности: А) Фонетические особенности речи: дикция, темп, ритм речи, выразительность логического ударения. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки или особенности: кто-то говорит «с[э]ссия», кто-то «звОнит». Б) Используемая лексика: книжная, разговорная, внелитературная: примитивизмы, вульгаризмы, просторечие, сленг, жаргон, использование устаревших слов, экспрессивно окрашенных слов (характерные суффиксы).Типичные лексические ошибки: речевые штампы, нарушение стилистической и лексической сочетаемости, слова-паразиты. Излюбленные фразеологизмы, пословицы, поговорки, присказки. Владение синонимикой. В) Характерные черты синтаксиса. Предложения и фразы короткие или длинные, простые или синтаксически осложненные (деепричастные и причастные обороты). Синтаксис примитивный или сложный, с использованием средств связи между предложениями. Парцелляции, эллипсисы. Типичные синтаксические и стилистические ошибки. Проблемы с построением внутренней речи: отсутствие внутреннего плана речевого поступка (например: «Мы... это... хотим... в понедельник «Прошу слова» ... выступаем»). 2. Общий уровень образования и культуры: речь может быть богатая, разнообразная по структурам и лексике, или бедная. Личность, владеющая полнофункциональной речевой культурой или ограниченная только разговорным стилем или еще уже, владеющая только устной речью. Разный уровень владения основными формами речевого общения: письменной и устной. Умение соблюдать тональность общения (задушевная, деловая, ироничная и т.п.). 3. Уровень профессионализма, уникальные профессиональные качества, если есть (профессиональные жаргонизмы, сленг). Можно ли по речи понять, в какой области учится/работает человек, какова его социальная роль? (лексический ряд, стилистика). 5. Особенности речи, характеризующие человека, по которым можно более или менее вероятно определить пол, примерный возраст, семейный статус. Характерные обороты, выбор наиболее типичных языковых средств для мужчины/женщины, подростка/молодого человека/зрелого/пожилого. Уровень экспрессивности речи в целом: тяготение к выбору наиболее эмоционально окрашенных вариантов (не упасть, а грохнуться, не водка, а водяра, не «на вкус и цвет товарищей нет», а «каждый дурак по своему с ума сходит») / суффиксов типа «-ища/ище» и др. 6. Слова или особенности произношения, которые могут сказать что-то про местоположение индивидуума (диалектизмы или регионализмы той местности, где он живет сейчас (ср. например, файлик и мультифора), место происхождения (характерные речевые черты его родины). Например, выходцы с юга России шокают, а приезжие из Бурятии говорят «айда» вместо «давай!». 7. Типичные речевые стратегии и тактики, индивидуальные барьеры общения, иногда приводящие к коммуникативным неудачам; типичные способы избежать неудач. В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в коммуникации понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия для достижения цели общения. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Для каждого участника речевого общения очень важно стратегически и тактически планировать свои речевые действия, а не говорить первое, что пришло в голову. В ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере – другие. Причем речевые тактики разных уровней общения могут, с определенной коррекцией, взаимопроникать. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует также выбирать соответствующие речевые тактики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик не является универсальной и эффективной во всех случаях жизни, многое зависит от адресата и от цели общения. Рассмотрим наиболее общие стратегии: Ритуальное общение – единственная цель такого общения поддержание социальных связей. Сюда же относится светское общение - беспредметное общение с использованием коммуникативных клише. Императивное или монологическое (субъект-объектное) общение – авторитарное, открыто контролирующее воздействие. Патернализм. Манипулятивное – скрыто воздействующее на партнера, как на объект. Не всегда это плохо, например, любое обучение построено на субъект-объектном воздействии, а также убеждение или управление. Диалогическое (субъект-субъектное общение) – равноправное безоценочное общение, Ролевое – проявление своей социальной роли, близко ритуальному общению. Межличностное или гуманистическое - чаще всего удовлетворяющее такие человеческие потребности как понимание, сочувствие, сопереживание. Отдельно рассматриваются стратегии поведения в конфликтных ситуациях и стратегии противостояния манипуляциям: 1.Конкуренция 2.Уклонение 3.Приспособление или стратегия сглаживания противоречий 4.Сотрудничество 5. Компромисс Рассказ А.П. Чехова «Дома». Проанализировать тактики, использованные отцом для убеждения сына. Речевая тактика предполагает целенаправленный выбор речевых средств, которые должны оказать желаемое воздействие на участника по общению; совокупность речевых актов, т.е. речевых действий, с целью достижения намеченной цели. Чаще всего мы даже способны мысленно простроить будущий диалог и заранее приготовить возможные ответы на реплики собеседника. Многие из речевых тактик мы используем неосознанно, привычно, но умение анализировать свою и чужую речь может помочь нам в их намеренном использовании. В качестве примера можно привести басню «Ворона и лисица», где у лисицы есть стратегическое намерение завладеть сыром, которое она реализует с помощью тактики лести и провокационного побуждения к действию, которые в свою очередь реализуются в речевых актах комплимента и совета. В различных источниках перечисляют разные тактики, так что в целом их можно насчитать больше 100. Основные тактики общения (по Тёну Ван Дейку – нидерландский лингвист): «Прямое включение» - отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необходимости разъяснять все с самого начала, повысит информативность речи и позволит выиграть время для обсуждения проблемы. «Перевоплощение»: перевоплощение в «незнайку», «провинциала», «дилетанта» или даже в «дурачка» (используется в бытовом общении); В стратегии отказа мы можем воспользоваться этой тактикой, чтобы выдать себя за некомпетентного. Очень часто используется в манипулятивной стратегии бескровного завершения отношений: «Дело не в тебе, а во мне, я малозначительный клоп». «Молчание» - эффективная тактика для того, чтобы выиграть время и позволить собеседнику спустить пар. «Обобщение»: «И так всегда», «С этим сталкиваешься на каждом шагу», «Это без конца повторяется»; «Приведение примера»: тактика, показывающая, что общее мнение основано на конкретных фактах (может быть использована в бытовом и деловом общении). Типовые выражения: «Вот пример», «Например, на прошлой неделе», «Возьмите нашего соседа. Он...»; «Доказательство от противного». Вначале согласиться с противоположным мнением. «Утрирование»: доведение до абсурда. Типовые выражения: «Это ужасно, что...», «Это позор, что...»; «Неожиданность» - новая или неизвестная ранее информация. «Прогнозирование» - основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания. «Внесение элемента неформальности» - учитывая предмет речи, рассказать аудитории, деловому партнеру о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях, чтобы показать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. «Уступка»: дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие (может быть использована в бытовом и деловом общении). Типичные выражения: «Среди них попадаются и хорошие люди», «Не стоит обобщать, но...»); «Сдвиг»: тактика положительной самопрезентации (может быть использована в бытовом и деловом общении). Типичный пример: «Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются»; «Апелляция к авторитету»: для подтверждения правильности излагаемой информации дается ссылка на авторитет слушателей, авторитет науки, авторитет известных ученых, социологов, политологов, деятелей культуры; «Провокация» - на короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции. «Юмор»: приводите смешные, парадоксальные примеры, перемежайте выступление, беседу веселыми шутками, забавными историями, в том числе и из своей жизни. Эта речевая тактика очень эффективна. Хорошее чувство юмора, умение к месту привести шутку или каламбур в сочетании с невербальными элементами (улыбкой, например) позволят добиться успеха в речевой коммуникации любого уровня; «Да-да-да»: партнеру задается три-четыре вопроса, на которые он обязательно должен ответить «да». Тогда, вероятнее всего, и на основной вопрос он также ответит положительно. Это одна из самых древних тактик, предложенная древнегреческим философом Сократом; «Контраст» - привлечение внимания к участникам отношения контраста (структурирование информации) и выделение положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств (часто путем противопоставления МЫ-группы и ОНИ-группы) – и все ситуации, где прослеживается конфликт интересов. Типичный пример: «Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают», «Нам пришлось долгие годы ждать новой квартиры, а они получают квартиру сразу же, как только приедут»; «Черный оппонент»: тактика, противоположная тактике «трех ДА». Партнеру по общению задается несколько вопросов с таким расчетом, чтобы на один из них он не смог ответить. Тогда незамедлительно произносится речевая формула: «Вот видите, вопрос не подготовлен». При использовании тактики «черный оппонент» следует иметь в виду: вопросов должно быть не более трех, в противном случае тактика разрушается и налицо просто предвзятое отношение к собеседнику; вопросы должны быть достаточно сложными, в ряде случаев неразрешимыми, поскольку, если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработала; речевая формула произносится при первом же затруднении с ответом, прекращая (пытаясь прекратить) речевое взаимодействие; не следует позволять партнеру развивать свой ответ или, особенно, перехватить речевую инициативу; «Подмазывание аргумента»: слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом партнеру по общению. Например: «Вы, как человек умный, не станете отрицать»; «Всем хорошо известна ваша честность и принципиальность, поэтому вы...»; «Человек, недостаточно образованный, не оценит, не поймет приведенный аргумент, но вы...». Наиболее типичными считают следующие виды речевых / коммуникативных тактик: - контактоустанавливающая тактика; - самопрезентация; - тактика, блокирующая контакт; - тактика «контроль над темой»; - отвлечение внимания от цели расспросов; - коррекция модели мира партнѐра; - оправдание, уход от беспочвенных подозрений; - угроза; - оправдание; - обвинение; - просьба (блокирование нежелательных умозаключений); - запрос информации; - уклонение от выдачи полной информации; - обещание (поддержание добрых отношений); - передача контроля за инициативой партнеру и т. Д. -прямо оскорбление -навешивание ярлыков -косвенное оскорбление
«Параметры речевого портретирования личности. Речевые стратегии и тактики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot