Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Стратегическое и программно-целевое планирование в туризме

  • 👀 746 просмотров
  • 📌 709 загрузок
  • 🏢️ РГУТИС
Выбери формат для чтения
Статья: Стратегическое и программно-целевое планирование в туризме
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Стратегическое и программно-целевое планирование в туризме» pdf
Стратегическое и программно-целевое планирование в туризме Лекция и практическое занятие 5. Программно-целевое управление Д.А. Цапук, кандидат географических наук РГУТИС Москва-Ярославль План лекции 1. Программно-целевое управление 2. Программа: понятие 3. Преимущества и недостатки 4. Деятельность по разработке программ 5. Структура целевых программ развития туризма 6. Задание Анализ целевой/государственной программы развития туризма региона Сущность программно-целевого подхода Программно-целевое планирование и управление один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями. Целевое управление - метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения. Различают: простое целевое управление; программно-целевое управление; регламентное управление. Понятие программы Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа Программно-целевой метод в экономике увязывает цели с ресурсами при помощи программ. Каждая программа — комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и задач развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути – способы – средства». Программно-целевой подход Преимущества и недостатки программноцелевого подхода Главными преимуществами программно-целевого метода являются 1) гибкость и мобильность 2) эффективным способом реализации стратегии развития, обеспечивают концентрацию ресурсов 3) ориентирован на работу с проблемами, 4) Программный подход позволяет закрыть разрывы, которые появляются на границах ведомственной компетенции У программно-целевого метода планирования есть ряд существенных недостатков: 1) методическая незавершенность, «забывчивость» систем управления, 2) проблемы расчёта эффективности программ, 3) недостаточная оперативность. Процесс разработки целевой программы 1) Выбор объекта программы. 2) Построение «дерева целей». 3) Структуризация программы, 4) Обоснование системы мероприятий, 5) Оценка ресурсов 6) Маркетинговые исследования,. 7) Создание целевых организационных структур 8) Контроль и мониторинг, приемка работ. 9) Корректировка программы Содержание целевой (государственной) программы развития туризма 1. Паспорт программы (название сроки, цели/задачи, финансирование, ответственный, показатели) 2. Раздел «Характеристика проблемы» - отражение специфики территории - анализ туристско-рекреационного потенциала - анализ рынка услуг туризма и отдыха - анализ проблем - анализ перспектив, прогнозы и сценарии развития туризма -обоснование необходимости целевой программы 3. Цели задачи программы («дерево целей») 4. Показатели программы 5. Механизмы реализации программы (каким образом будет осуществляться программа) 6. Основные мероприятия программы (наименование, сроки, ответственные, финансирование) 7. Эффективность и результативность программы 8. Приложения Раздел «Характеристика проблемы» Анализ туристских ресурсов План раздела План выполнения 0. Введение (географическое положение и пр.) Анализ по основным группам ресурсов: 1. Природные - особенности рельефа 2. Историко-культурные - памятники истории, культуры и архитектуры (основные!) - Музеи (ведущие) - учреждения культуры - этнографические ресурсы и традиционная культура - события - флора и фауна - нематериальные культура (мифы, предания, места, связанные с историческими событиями и - ландшафты и парки жизнью замечательных людей) - водные объекты - оздоровительные природные ресурсы - уникальные объекты и памятники природы Раздел «Характеристика проблемы» Анализ туристских ресурсов 3. Общая инфраструктура Дорожная сеть, придорожная инфраструктура и транспортные узлы Инженерная инфраструктура (газ, вода, электричество, канализация..) Связь Торговля и бытовое обслуживание, финансовые услуги Социальная инфраструктура Благоустройство 4. Туристская инфраструктура - гостиницы и другие КСР (санатории, дома отдыха, лагеря, турбазы…) - спец. транспорт - спец. общепит -информационные центры/пункты и навигация для туристов 5. Социально-экономические условия и ресурсы - трудовые ресурсы - наука и образование - уровень и качество жизни - экономическое развитие - отрасли специализации экономики - народные промыслы и ремесла 6. Заключение (наличие и особенности ТРП, основные ареалы концентрации ТРП, рекомендации по использованию ресурсов) Раздел «Характеристика проблемы» Анализ рыночной ситуации Г) наличие оригинальных туристских План раздела продуктов. Туристский имидж 1. Анализ современных тенденций территории. развития туризма: Д) наличие статистической - в мире, в России, в регионе; информации и механизмов регулярного мониторинга (средства - основные тенденции развития размещения, турфирмы, учреждения туризма территории, в том числе: культуры и спорта и т.д.). А) динамика и структура въездного и Е) наличие кадров и ситуации с внутреннего турпотока (объем турпотока, соотношение внутреннего притоком квалифицированных и въездного потока, основные цели кадров. посещения; и др.) Ж) наличие хозяйствующих субъектов в сфере туризма, в том Б) работа гостиниц и других КСР (число ночевок, заполняемость, цены числе по отдельным направлениям (международный, въездной, на услуги и др.), + работа музеев; внутренний туризм). В) инвестиционная привлекательность территории для З) потенциал для развития различных видов туризма. реализации инфраструктурных и туристских проектов; Информация о планах по развитию отрасли, инвестиционных площадках, * Курсивом выделены разделы, предполагаемых проектах и которые можно не анализировать программах развития. Раздел «Характеристика проблемы» Анализ рыночной ситуации 2. Обоснование роли и места туризма как стратегического направления развития экономики, анализ конкурентных рынков. Сравнение ситуации с близлежащими и конкурентными рынками (городами, районами) по видам предложений, туристским потокам, выделение объективных и субъективных причин, ограничивающих туристский поток. 3. Существующие программы, оценка их эффективности. Уже полученные выгоды от развития туризма. 4. Определение и оценка целевых групп потребителей (Например, можно выделить следующие сегменты: Иностранные туристы с высоким, средним и низким уровнем дохода, Российские туристы с высоким, средним и низким уровнем дохода, неорганизованные туристы на личных автомобилях, группы школьников и т.п.). 5. Анализ уровня развития инфраструктуры, темпов развития видов транспорта и транспортной инфраструктуры, гостиниц, историко-культурного наследия и культурно-развлекательных объектов, рекреационных зон, туристических компаний и организаций, общественного питания, рекламно-информационного поля (рекламно-информационная литература, Интернет-порталы, выставки, конференции, календарь событий), туристские бренды, и доступность туристского продукта в целом. 6. Формирование и продвижение совокупного туристического продукта территории. 7. Выводы. Выявление перспективных видов туризма и и их обоснование. Раздел «Характеристика проблемы» Анализ рыночной ситуации Основная идея и схема анализа рыночной ситуации 1. Анализ основных показателей предложения (объекты, турпродукты и пр.) 2. Анализ основных факторов динамики спроса (турпотоки, заполняемость гостиниц, посещаемость музеев, потребители и пр.) 3. Оценка разрыва между текущим состоянием рынка (предложение и спрос) и перспективным (потенциальным) спросом Раздел «Характеристика проблемы» Анализ проблем развития туризма План анализа 1. Первичное выявление проблем 2. Описание проблем и их сравнение с другими регионами 3. Выявление факторов появления проблемы 4. Анализ и выявление рисков и благоприятных перспектив разрешения проблемной ситуации 5. Пути и варианты разрешения проблемных ситуаций 6. Ранжированный список проблем развития туризма территории для включения в целевые программы (по их значимости и приоритетности) . Раздел «Характеристика проблемы» Анализ прогнозов, перспектив и сценариев развития туризма План раздела 1. Выделение альтернативных (различных) вариантов сценариев (путей развития) туризма в регионе 2. Наличие прогнозов по развитию туристского рынка региона 3. Оценка и сравнение сценариев развития по эффективности (временной, стоимостной, полноты использования ресурсов) 4. Наличие оценки перспективности развития различных видов и направлений туризма Задание 5. Анализ целевой/государственной программы развития туризма региона Регион выбирается индивидуально из числа не самых развиты и не самых отстающих в сфере туризма, лучше – в Европейской части РФ По следующим критериям: - полнота рассмотрения в разделе; 1. Анализ дерева целей (целей, задач и подзадач) программы. Охарактеризовать - качество написания и рассмотрения; достаточность и полноту «дерева целей». - необходимость дополнения важными 2. Анализ индикаторов и показателей фактами и проблемами и т.п.). программы по направлениям: 4. Какие формы и методы государственного - достаточность набора индикаторов, регулирования туризма использованы – перечислить. Какие можно еще использовать, - реалистичность и качество данных; в каких случаях? Сделать предложения. - сложность получения данных. 5. Оценка раздела результативности и 3. Анализ раздела «Характеристика эффективности, достаточности проблемы» (краткое описание и критический финансирования анализ) по разделам 6. Общий вывод по качеству, полноте - отражение специфики территории (наличие всех разделов) разработки программы и ее реалистичности - анализ туристско-рекреационного (возможности ее реализации). потенциала Требования к выполнению задания: - анализ рынка услуг туризма и отдыха - общий объем 3-6 машинописных стр.; - анализ проблем - приложить сам текст программы. -анализ перспектив и прогнозы и перспективных видов туризма (см. отдельное задание) -обоснование необходимости целевой программы
«Стратегическое и программно-целевое планирование в туризме» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 22 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot