Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ
2 курс, 2 семестр 2021 г.
Вводная лекция и задания по ней
Тема 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ), СВЯЗАННАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКА
Должностные обязанности специалиста в области связей с общественностью
Написание и редактирование. Составление сообщений для печати и передачи в эфир, тематических статей, информационных бюллетеней, писем, отчетов, речей, брошюр, статей в профессиональных изданиях, рекламных объявлений.
Связи со средствами массовой информации. Контакты с представителями средств массовой информации. Цель подобных контактов — «склонить» соответствующие издания или средства массовой информации к публикации (или передаче в эфир) новостей и сюжетов об организации.
Консультирование. Рекомендации высшему руководству компании по социальному, политическому и нормативному окружению; проведение консультаций с группой руководителей по поводу того, как избежать кризиса (и как на него реагировать, если он произойдет); работа с лицами, ответственными за принятие важнейших решений, с целью разработки стратегий управления критическими и болезненными проблемами и своевременного реагирования на эти проблемы.
Специальные события. Организация и проведение конференций для обсуждения новостей, совещаний, дней открытых дверей, торжественного открытия выставок и т. п.
Устные выступления. Выступления с речью перед различными группами, оказание помощи другим в подготовке выступлений.
Контакт. Выполнение роли связующего звена со средствами массовой информации, местной общественностью и другими внутренними и внешними группами. Выполнение роли посредника между организацией и ее важнейшими акционерами: выслушивание их соображений, проведение переговоров, улаживание конфликтов и достижение согласия. Выполнение роли гостеприимного хозяина при встрече гостей и посетителей организации; организация их досуга.
ДОДЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ
Организация рекламы при помощи СМИ: осуществляет выбор форм и методов рекламы в средствах массовой информации, их текстового оформления, цветового и музыкального оформления, подготавливает статьи, информационные материалы для журналов, газет, ТВ, радиостанций; подготавливает материалы и осуществляет контроль над созданием аудио- и видеороликов.
Организация и оказание помощи в проведении бизнес-семинаров и презентации нового оборудования, современных тенденций в отрасли.
Организация участия компании в ярмарках, на выставках с демонстрацией продукции, подготовка необходимых документов и материалов для участия в данных мероприятиях.
Поддержка и обновление информации интернет-сайта.
Задание 1. Выявите те аспекты деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью, которые напрямую связаны с языком (выпишите или выделите в тексте).
Тема 2. РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Задание 2. а) Рассмотрите рисунок 1. Какие формы существования русского национального языка существуют? Какие формы существования входят в народно-разговорный язык (нелитературная речь)?
б) По любым источникам найдите определение терминов:
просторечие
жаргон
территориальный диалект.
Тема 3. РАЗГОВОРНАЯ И КНИЖНАЯ РЕЧЬ
В составе русского литературного языка выделяются две главных сферы: книжная и разговорная (чаще обозначаются терминами: книжная речь, разговорная речь).
Таблица 1
книжная речь
разговорная речь
Письменная и устная
Официальное общение
Соблюдение норм (или мотивированное использование)
Точный выбор слов и выражений
Четкие фразы с ясными смысловыми связями
Спокойная сдержанная тональность (если в устной форме)
Групповой или массовый характер коммуникации
Неспонтанность (мыслю, а потом говорю) отсюда подготовленность
Монолог
Нет сиюминутной обратной связи
Устная
Неформальное
Нет установки на нормированность
Неточный (приблизительный)
Могут быть нарушения
Эмоциональная
Межличностная
Мыслю и говорю одновременно
Диалог
Речь адресная обратная связь - сиюминутная
Книжная речь используется в официальном общении, в массовой или групповой коммуникации; разговорная речь – при неформальном общении в межличностной коммуникации.
Задание 3. Умейте объяснить каждый из пунктов таблицы 1.
3. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ
Универсальность современного литературного языка, его использование во всех сферах человеческой деятельности обусловлена тем, что внутри него «действуют» функциональные разновидности.
Как письменно изложить научную теорию, составить инструкцию, выступить с какой-либо политической идеей? Для каждого из этих случаев подбираются оптимальные языковые средства, способы их применения. С течением времени в однотипных текстах этот отбор закрепляется.
Внутри литературного языка появляются «язык науки», «язык СМИ», «язык художественной литературы» и т.д. Это и есть функциональные стили.
Функциональный стиль – это система языковых элементов, способов и принципов их отбора и употребления, объединенная функциональным назначением.
Несоответствие ФС определенной ситуации – есть нарушение стилистической нормы (Девочка, ты по какому вопросу плачешь?).
В создании стиля используются все языковые средства (пример: я – мы в разных стилях).
Подстили – разновидности стилей способов подачи, интерпретации содержания, языковых особенностей и композиции (научный стиль – подстили: академический, учебной литературы, научно-популярный).
Изучением функциональных стилей занимается функциональная стилистика.
Задание 4. Вспомните известные вам функциональные стили русского языка.
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:
Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2005.
ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики. – М., 2005.
Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория: Учеб. пособие. – М., 2006.
Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. - М., 2006.