Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 8. Тема 5. Аналитические жанры журналистики
(Часть 8)
Аннотация
Лекция посвящена главному жанру аналитической журналистики –
статье. Рассматриваются жанрообразующие признаки статьи, характеризуются
различные виды статьи.
План лекции
1. Статья как жанр аналитической журналистики.
2. Жанровые виды статьи и особенности их подготовки.
1. Статья как жанр аналитической журналистики.
Жанр статьи является основным в аналитической журналистике.
Понятие «статья» произошло от латинского слова «articulus», что
дословно означало «сустав», «часть целого». Вероятно, именно поэтому в
журналистской практике нередко любую отдельную публикацию (кроме
коротких сообщений) называют статьёй как составную часть газетного или
журнального номера. Однако в данном курсе мы будем использовать
профессиональную
терминологию,
обозначая
словом
«статья»
жанр
журналистики.
Статья – это «жанр, предназначенный для анализа актуальных,
общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими
закономерностей» [определение А.А. Тертычного].
Аналитическое обсуждение предмета в статье должно стать отправной
точкой для дальнейшего размышления читателей над интересующими их
вопросами.
Статья обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые
возникают в связи с описываемыми ситуациями, выявляет и демонстрирует
интересы участников этих ситуаций.
Жанровые признаки статьи:
– Масштабность повествования: пространственно-временные параметры
текста определяются масштабностью фактов и их разнообразием;
– Факты, используемые автором статьи, могут быть почерпнуты из
различных источников – личных наблюдений, встреч, изучения документов,
выступлений СМИ, писем в редакцию и т.д.;
–
Структура
статьи
представляет
собой
комплекс
положений,
рассуждений, суждений, умозаключений, то есть систему доказательств,
опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными
фактами;
– Объективация письма: не характерно употребление разговорной,
сленговой,
ограничено
журналист
оперирует
включение
экспрессивно-окрашенной
образами-понятиями,
образами-тезисами;
лексики,
статью
отличает обращение автора к логически-понятийному, категориальному
аппарату, чёткость формулировок.
Таблица 11
Жанр: Статья
Авторы концепции
Группа жанров
Тертычный А.А.
аналитические
Распопова С.С., Лазутина Г.В.
проблемно-аналитические
Кройчик Л.Е.
исследовательские
Если автор корреспонденции анализирует конкретную социальную
ситуацию, опираясь на лично наблюдаемые или самостоятельно обнаруженные
факты действительности, то в статье обобщение носит более широкий характер,
представляя собой всесторонний анализ явлений, процессов, проблем. Автор
статьи оперирует группами фактов, а не сосредоточивает внимание на каком-то
одном факте действительности.
Статья – это всегда развёрнутый поиск закономерностей, её структура
представляет цепь умозаключений (от частного к общему или от общего к
частному).
Авторы
учебного
пособия
«Жанры
журналистского
творчества»
Г.В. Лазутина и С.С. Распопова относят статью к группе «проблемноаналитических
текстов».
Они
соответствуют
традиционно
выделяемым
аналитическим жанрам, однако присутствует важное уточнение: анализ как
таковой присутствует в любом тексте, даже новостной заметке, а вот
специфику проблемно-аналитических (традиционно – аналитических) жанров
составляет именно постановка, выявление, рассмотрение некой проблемы.
Проблема – это «положение, условие или вопрос, который не разрешён»
[Лазутина, Распопова].
В основе проблемы – противоречие, противоположные стороны и
тенденции предметов и явлений. Противоречия могут проходить несколько
стадий от пассивного существования до наиболее острых форм конфликта.
Противоречия являются неотъемлемой частью социальных отношений,
двигателем развития.
Предметом отображения в статье является «масштабная проблемная
ситуация в процессе выработки оперативного знания о ней».
Жанровая
функция
статьи
–
«знание
о
состоянии
масштабной
проблемной ситуации, требующей серьёзных управленческих решений».
Структура элементарно-выразительных средств: фактологический ряд –
ключевые
факты-ситуации,
статистика,
факты-высказывания;
культурологический ряд – нормативы в основном.
Способ организации элементарно-выразительных средств: движение
мысли от общего к частному, от причин – к следствиям, от тезиса – к
контртезису и синтезису.
*Примечание:
Контртезис – это мысль, противоположная авторской, тезис оппонента.
Синтезис – это способность мысленно соединять составные части
познаваемого объекта в одно целое.
Источниками информации для статьи как жанра журналистики являются:
документы, в которых содержатся фактические данные о проблемных
ситуациях в развитии общества, результаты научных исследований таких
ситуаций, итоги правовой экспертизы решений управленцев и деятельности
органов власти, а также свидетельства лиц, причастных к возникновению того
или иного социального противоречия;
специалисты сферы действительности, которая рассматривается в
статье, способные выступить в качестве экспертов; лица, испытавшие на себе
то
или
иное
воздействие
сложившихся
обстоятельств;
представители
общественного мнения, отстаивающие разные точки зрения на происходящее.
Главными
методами
получения
сведений
являются
проработка
необходимых документов, систематизированное опосредованное наблюдение,
беседы с широким кругом компетентных лиц, в том числе фокусированные
экспертные интервью.
Также
исследований
журналист
для
может
получения
применять
эксклюзивных
методы
данных
социологических
количественного
характера, способных усилить репрезентативность авторских заключений.
Однако решающую роль в процессе выработки знания о состоянии
масштабной
проблемной
ситуации,
требующей
принятия
серьёзных
управленческих решений, играют не столько методы получения сведений,
сколько мыслительная деятельность журналиста, которая позволяет на основе
фундаментальных теоретических знаний постичь суть происходящего.
2. Жанровые виды статьи.
Выделяются
следующие
общеисследовательская,
жанровые
проблемная,
разновидности
полемическая,
статьи:
рекомендательная.
Зачастую выделяется как отдельный вид литературно-критическая статья. В
советское время была популярна так называемая «передовица» – передовая
статья.
Передовая статья – это редакционная статья, которой открывается
номер периодического издания, написанная от имени редакции и выражающая
её мнение. Однако сегодня понятие «передовицы» употребляется всё реже, и
место обстоятельной статьи чаще занимает «колонка редактора».
Общеисследовательская (теоретическая) статья.
К
этому
виду
относятся
публикации,
посвящённые
анализу
общезначимых, широких вопросов. Автор общеисследовательской статьи
может вести речь о направлениях политического, экономического развития
государства, рассуждать об уровне нравственности в современном обществе, об
актуальных тенденциях развития культуры, о взаимоотношениях страны с
зарубежными государствами и т.п.
Подобные публикации
отличаются высоким
уровнем
обобщения,
глобальностью мышления авторов.
Излагая свою концепцию, автор опирается не на конкретные примеры, а
на обобщённые суждения, на представления, включающие совокупный
прошлый опыт, на закономерности, лежащие в основе общественных
отношений.
Теоретическая статья не предлагает какой-либо программы действий,
касающейся
обсуждаемого
предмета.
Исследуя
подобные
масштабные
проблемы сложно сформулировать в рамках журналистской публикации
программу, дать некий «рецепт», если и даётся некое подобие программы, она
выглядит очень абстрактной, общей. Конкретные рекомендации, как правило, в
теоретической статье.
Теоретическая статья требует не только знания определённой проблемы,
но и предполагает теоретическое объяснение её существования, что доступно
только опытному журналисту-аналитику. Зачастую написание теоретических
статей поручают экспертам – экономистам, культурологам, политологам,
социологам и др. И всё же общеисследовательская статья в журналистике и
статья научная – это разные типы публикаций. Журналистская статья должна
быть написана публицистическим стилем, как правило, не включаются или
сводятся к минимуму формулы, отсутствуют сложная система сносок и список
литературы, что требуется для научной статьи, используются различные
приёмы популяризации, разъяснение терминов.
Статья предполагает наличие чёткой концепции – идеи автора не должны
затеряться в обилии фактов, исторических аналогий. Автор должен разъяснить
читателю суть той или иной ситуации, её последствия для политической,
экономической, духовной, социальной сферы.
Первое,
что
должен
сделать
журналист,
начиная
подготовку
общеисследовательской статьи, – это определить: что он хочет сказать по
вопросу, рассматриваемому как один из глобальных вопросов современного
общественного развития.
Прежде чем писать статью, рекомендуется сформулировать тезисы
(ключевые мысли, которые впоследствии будут подробнее разворачиваться,
подкрепляться различными примерами, цифрами). Для этого автор использует
знания об объективных законах, закономерностях в той сфере, которой он
посвящает свою будущую статью. Далее необходимо рассмотреть проявление
этих закономерностей относительно конкретных явлений, обсуждаемых в
статье, то есть соотнести тезисы с актуальным современным опытом. Суждения
об этом опыте будут служить аргументами в пользу авторских тезисов.
Структура теоретической статьи в самом общем виде выглядит так:
начало, основная часть, заключение. Каждая часть должна соответствовать
определённым требованиям.
В начале статьи излагается экспозиция (введение): читатель вводится в
курс дела, узнавая, почему анализируется данная ситуация, в чём её
актуальность, важность для общества, почему её необходимо решить. Автор
должен показать, какие проблемы и задачи порождаются этой ситуацией, и
ставит вопрос о том, как их можно решить и в чьих интересах.
Так как любая ситуация содержит противоречия, может возникнуть
сомнение: стоит ли формулировать какую-то цель, задачи и заниматься
поиском их решения. Этот вопрос-сомнение может быть адресован аудитории.
При постановке вопроса автор может ссылаться на опыт в аналогичных
ситуациях.
В основной части автор сосредоточен на изучении ситуации, анализе
факторов, которые препятствуют разрешению проблемы, попытаться выяснить,
почему задача не решена, может показать, какие шаги следует принять для её
решения.
Заключительная часть имеет обобщающий, синтезирующий характер. В
заключении могут содержаться пояснения о том, что должно последовать за
изменением ситуации, какие силы следует привлечь, какие новые задачи и
проблемы должны решаться далее. В статье может указываться, какие меры
может предпринять аудитория для изменения анализируемой ситуации в
лучшую сторону (например, для улучшения мировой экологической ситуации).
Журналист может нестандартно, оригинально подойти к структуре
общеисследовательской статьи, однако в большинстве случаев в статьях этого
типа логика изложения придерживается представленной выше трёхчастной
схемы.
Проблемная статья.
Обращена прежде всего к актуальным практическим проблемам
промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки,
образования, бизнеса, финансов и т.д.
В проблемных статьях анализируются конкретные проблемы, события,
действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той
или иной сфере деятельности.
Автор проблемной статьи ставит перед собой цель выявить причины
ситуации, сложившейся в той или иной сфере производства, на ряде
предприятий, в социальной сфере, оценить эти ситуации, определить тенденции
их развития, назвать проблемы, стоящие на пути решения тех или иных
практических задач, попытаться найти возможности для их разрешения,
вынести на обсуждение конструктивные предложения.
Автор теоретической статьи мыслит такими категориями, как «страна»,
«мир», «планета», «общественное устройство», «политика», «экономика»,
«благосостояние
народа»,
договоренности»,
«цели
«тенденции
правящей
развития
элиты»,
«международные
взаимоотношения
стран»,
«цивилизация», тогда как автор проблемной статьи обращается к категориям
такого
рода:
«задачи
обрабатывающей
промышленности»,
«ситуация,
сложившаяся в отрасли», «план реконструкции предприятия», «прибыли
компании»,
«ценообразование»,
«учреждение»,
«предприниматели»,
«атмосфера в коллективе» и так далее.
Подготовка проблемной статьи начинается с изучения проблемной
ситуации, конфликта, существующего в реальности между желаемым и
возможным.
Проблема
формируется
журналистом
через
осознание
некоего
противоречия действительного с идеальным, нормированным и желание узнать,
откуда проистекает данное противоречие. Например, формулируя проблему
«Почему растут цены на продукты питания?», автор показывает свою
осведомлённость о том, что цены растут (что находится в противоречии с
желаемым), но не знает, почему. Статья направлена именно на выяснение
причин роста цен, то есть преодоление незнания о явлении.
В современной журналистике, особенно в массовой прессе, нередко
публикуются статьи, претендующие на статус проблемных, но фактически
посвящённые
вопросам,
не
заслуживающим
общественного
внимания,
формулирующие «псевдопроблемы», отвечающие обывательским интересам:
«Как стать блондинкой?», «Как получить автограф у ‘‘звезды’’», «Почему
инопланетяне не идут на контакт с землянами?», «Как построить вечный
двигатель?». Подобные проблемы выходят за рамки современных научных
представлений или не затрагивают существенные аспекты личностного и
общественного бытия.
Выбор проблемы обусловлен актуальными потребностями аудитории
определённого издания.
Задачи проблемной статьи:
описание и оценка проблемной ситуации;
выяснение причин возникновения проблемы;
установление
программы
к
поиску
путей
решения
проблемы,
формулирование действий.
Уточнение проблемы происходит в процессе анализа существующей
проблемной
ситуации,
для
этого
нужно
получить
соответствующую
информацию: выявить конкретных действующих лиц ситуации, задать
вопросы: что было или будет предпринято и кем? К каким социальным группам
относятся участники? Какие цели они преследуют? В каких условиях
действуют? Какие имеются противоречия между общественными требованиями
и личными интересами участников? Какие можно обозначить пути выхода из
сложившейся ситуации?
Под описанием в журналистике понимается фиксация результатов
наблюдения, интервью, беседы, изучение журналистом документов, т.е.
результатов эмпирического исследования, а при необходимости и их
группировка,
типологизация.
Оценка
—
это
отношение
человека
к
анализируемому предмету. Часто именно с описания и оценки автор начинает
свое проблемное выступление.
Если выявленные причины проблемы не поддаются непосредственному
воздействию, то статья представляет скорее теоретический интерес.
Часто в статье необходимо прогнозировать развитие проблемной
ситуации.
Бывает, что журналист высказывает свои предложения по обсуждаемым в
статье вопросам, выражает собственное мнение. Однако серьёзную программу
могут составить только эксперты в соответствующей сфере деятельности,
поэтому задача журналиста – изучить и грамотно изложить её аудитории.
Полемическая статья.
Некоторые
издания
регулярно
печатают
полемику
(например,
«Независимая газета»), но большинство изданий публикуют полемические
статьи только в то время, когда возникают споры по каким-либо значительным
проблемам. Часто «пик полемической активности» наблюдается в преддверии
избирательных кампаний, однако полемика не ограничивается сферой
политики.
Поводом
к
публикации
полемической
статьи
может
являться
выступление политических оппонентов, деятельность представителей иных (по
отношению к автору статьи) научных школ, направлений в литературе и
искусстве,
религиозных
течений, чьи
представления,
оценки,
взгляды
вызывают несогласие со стороны автора данной полемической статьи.
Автор полемической публикации ставит двоякую цель: обосновать
собственную позицию по спорному вопросу, отношение к той или иной
проблеме,
способам
её
решения,
с
другой
стороны,
представляется
необходимым опровергнуть позицию оппонента.
Поэтому приводимые примеры, факты подбираются таким образом, что
они всецело подтверждают позицию автора, он не может приводить
иллюстрации «не в свою пользу», противоречащие его тезисам – это важное
требование к структуре и содержанию полемической статьи.
Ещё одно свойство полемической статьи – доказательность доводов
(аргументов) в пользу основной мысли произведения, а доводы должны быть
основаны на фактах.
Источниками фактов в полемике обычно являются:
Личные наблюдения автора, имеющие отношение к описываемым
событиям и явлениям;
Свидетельства других лиц, к которым обращается журналист;
Документы, которые содержат сведения по обсуждаемому вопросу.
Наиболее доказательными считаются документы, затем – по убывающей
– свидетельства (в особенности авторитетных для аудитории лиц), наконец –
личные наблюдения журналиста.
Важно также понять, является ли журналистский факт фактом или же в
качестве факта преподносится мнение, предположение, оценка.
Факт в журналистике – это знание о том, что реально существует в мире.
Оценка – это отношение к факту, утверждение о том, насколько хорошо или
плохо (прекрасно и пр.) его существование для нас или кого-то другого.
Предположение – это неясное знание о том, существует ли факт или нет, какова
его ценность. Мнение может включать как фактические данные, так и
предположения разного рода. Для читателя наибольшей доказательной силой
обладают факты.
Автору следует придерживаться норм цивилизованного общения, владеть
культурой ведения дискуссий: нельзя искажать факты и оскорблять оппонента,
переходить с осуждения позиции, взглядов на личность оппонента. Полемику
необходимо вести спокойно и аргументированно, не унижая достоинство
оппонента.
Рекомендательная статья.
А.А. Тертычный
выделяет
в
системе
жанров
мини-совет
–
информационный жанр, разновидность заметки. Но совет, рекомендация,
может быть и аналитическим жанром.
Такое
качество
этот
тип
«развёртывания»
как
содержащихся
публикации,
в
самих
публикации
предписаний
так
и
их
обретает
(увеличения
обоснования,
в
их
результате
объёма),
аргументации,
установления причинно-следственных связей, оценочных и прогностических
суждений.
Некоторые исследователи выделяют и другие типы статьи, например,
научно-популярная,
искусствоведческая,
литературно-критическая.
В
частности, Г.В. Лазутина и С.С. Распопова рассматривают искусствоведческую
статью как одну из жанровых моделей культурно-просветительских текстов,
отличая её от аналитической статьи, которая входит в группу проблемноаналитических текстов.
Искусствоведческая статья выделяется в рамках журналистских текстов
литературно-художественной критики. Предметом её отображения являются
ситуации из сферы искусства в контексте актуальных общественных проблем.
Литературно-критическая статья избирает своим предметом особенности
творчества того или иного писателя, оценивает его произведения.
Рекомендуемая литература:
1. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой
деятельности журналиста / Ред.-составитель С.Г. Корконосенко. – СПб.:
Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – С. 125 – 167.
2. Лазутина, Г.В., Распопова, С.С. Жанры журналистского творчества:
Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – С. 56 – 105.
3. Распопова, С.С. Основы журналистской деятельности. – М.: Аспект
Пресс, 2017. – С. 186 – 198.
4. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. –
М.: Аспект Пресс, 2017. – С. 160 – 187.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте краткое определение понятия «статья»?
2. Какие жанровые признаки характеризуют статью?
3. К
какой
жанровой
группе
относят
статью
современные
исследователи А.А. Тертычный, С.С. Распопова, Л.Е. Кройчик?
4. Какие выделяются жанровые разновидности статьи?
5. Назовите особенности подготовки различных видов статьи?