Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Становление и развитие социальной психологии как науки
Основные этапы развития социально-психологических знаний. Первые
исторические формы социально-психологического знания. Направления
социальной психологии. Психология народов. Психология масс. Теория
инстинктов социального поведения. Я-концепция Чарльза Кули. Основные
направления зарубежной социальной психологии. Гештальтпсихология.
Бихивиризм. Психоанализ. Когнитивизм. Интеракционизм. «Я-концепция» по
Роджерсу. Гуманистическая психология. Вклад русских ученых в
становление социальной психологии (Рубинштейн С., Выготский Л., Узнадзе
Д., Ухтомский А., Бехтерев В. и др.).
История развития социально-психологических знаний разделена на
основные четыре этапа (Рис 1).
1-й
этап
2-й
этап
3-й
этап
4-й
этап
VI в. до н.э.
— середина
XV в.
Накопление начальных знаний о
происхождении и сущности социальнопсихологических особенностей человека и
механизмов социального поведения людей
Середина XV
в. —
середина
XIX вв
Исследование и обобщение представлений о
влиянии общества, государства на
взаимодействие и общение людей как
представителей различных социальных групп
Середина
XIX —
середина XX
вв.
Разработка социально-психологических
теорий, превращение социальной
психологии в самостоятельную отрасль
знаний и зарождение социальнопсихологических школ (этнопсихологии,
политической психологии и др.)
Середина XX
в. —
по настоящее
Превращение и окончательное
оформление социальной психологии в
экспериментальную науку
время
Рис.1 Этапы развития социальной психологии
В процессе развития человеческой мысли большинство социальнопсихологических
проблем
было
осознано
в
рамках
философских
воззрений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля, в
философии нового времени — системы Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо,
Гегеля. Этот этап формирования социально-психологических знаний
можно условно обозначить как философский. Он характеризовался тем,
что происходило постепенное расщепление социально-психологического
знания на два вида: теоретическое (концептуальное) и прикладное
(практическое).
Период, непосредственно предшествующий становлению СП как
науки (середина XIX в.), связан с развитием языкознания; с накоплением
значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; с
успехами и потребностями криминологии; с становлением массового
производства и развитием городов.
На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в
самостоятельный класс психических явлений (таких, как: коллективный,
народный дух, поведение толпы, подражание, внушение, исторические
типы мышления и сознания). Для их изучения разрабатываются
специфические способы и приемы исследования. В этот период развития
СП ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали, различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал,
не подвергая его количественной обработке и экспериментальной
проверке. Другими словами, формировалась предметная область и методы
исследования социальной психологии [1, С. 18-24].
Датой зарождения эмпирической описательной СП большинство
исследователей считает 1859 г., когда Х.Штейнталь совместно с
М.Лацарусом начал издавать на немецком языке журнал по этнической
психологии и языкознанию ("Психология народов и языкознание").
В этот период зарождаются первые социально-психологические
концепции.
1. Психология народов возникает в Германии, в трудах философа
М.Лацаруса (1824—1903) и языковеда Х.Штейнталя (1823—1899). Задача
социальной психологии с позиций этой концепций - "познавать
психологическую сущность духа народа, открывать законы, по которым
протекает духовная деятельность народов". Эта концепция впоследствии
была развита в трудах В.Вундта (1832—1920), который разделял
психологию на физиологическую психологию и психологию народов.
Последняя, по его мнению, должна заниматься анализом продуктов
культуры: языка, мифов, обычаев, искусства [1, С.20-23].
2. Психология масс, разрабатываемая первоначально в исследованиях
Г.Тарда, в качестве универсального принципа объяснения социальных
явлений использовала принцип подражания. Родоначальниками этого
направления исследований были также итальянский юрист С.Сигеле
(1868—1913)
и
французкий
социолог
Г.Лебон
(1831—1941).
Они
акцентировали внимание на противопоставлении психологии масс и
элиты общества, а также на криминальной практике, аффективных
моментах поведения людей [1,С.18-21].
Основой объяснения явлений и закономерностей в СП Густав Лебон
считал психическое заражение и рассматривал всякое скопление людей
как "массу", в которой человек утрачивает способности к наблюдению.
Согласно его исследованиям, поведение человека в толпе характеризует:
— обезличивание
—
(господство инстинктивных импульсивных реакций);
преобладание чувств над интеллектом (подверженность различным
влияниям);
— утрата
3.
чувства личной ответственности и т.п.
Теория инстинктов социального поведения была развита в трудах
английского психолога У. Мак-Дугалла (1871-1938). В этой теории было
дано понятие инстинкта. Причины поведения людей Мак-Дугалл видел во
врожденных инстинктах. Представители этого направления рассматривали
инстинкты и две формы наследственности: 1) естественную и 2)
социальную.
Выход в свет книги Мак-Дугалла "Введение в социальную психологию"
(1908 г.) принято считать датой рождения СП (в том же году выходит
книга социолога Э.Росса "Социальная психология", еще раньше, в 1897 г. "Исследования по социальной психологии" Дж.Болдуина).
Первыми шагами современной СП считаются:
- лабораторные исследования Н.Трипплета о динамогенных факторах в
кооперации (1887 г.);
- полевые (в реальной практике) исследования Е.Старбака "Психология
религии" (1899 г.);
- прикладные исследования Г.Джейла о психологии рекламы (1900 г.) [1,C
21-22].
К феноменологическому (описательном) этапу развития СП можно
отнести следующие:
-
выделение
социально-психологических
явлений
(высшие
психические функции, массовидные явления, коллективная психология) в
особый класс;
-
сбор
и
описание
большого
фактического
материала
подражанию, внушению, языку, нравам, обычаям;
- выявление психологических различий первобытных народов.
по
Большое влияние на развитие СП оказали работы исследователей
Георга Зиммеля (1858—1918) и Чарльза Кули (1864—1929). Чарльза Кули
первым ввел понятие Я-концепция (self-conception) как представление
человека о самом себе и понятие первичной группы {primary grup). Их
совместные исследования позволили сделать вывод о том, что: личность
необходимо изучать в социальном контексте.
В 20-е годы XX в. оформляется научный этап развития СП. Стал
применяться экспериментальный метод для изучения личности и групп,
техники получения и количественной обработки данных. Начало научного
этапа развития СП связывают с работами В.М.Бехтерева, который перешел к
систематическому
экспериментальному
изучению
социально-
психологических явлений в группах. В своих экспериментах он использовал
различные наборы
картинок, после демонстрации, которых испытуемые должны были их
воспроизвести, установить сходство и различие в деталях, выразить свое
отношение к событиям, изображенным на картинке.
В.М.Бехтерев установил, что группа способствует увеличению
объема знаний своих членов, исправлению ошибок, смягчению отношения
к проступку, позволяет выдержать более сильные раздражители, дает
общие сдвиги в показателях. В ходе исследования были выявлены
половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов
психических процессов в условиях групповой деятельности.
Использование эксперимента позволило исследователям перейти от
простого описания социально-психологических явлений к выявлению их
закономерностей.
Начиная с 20-х годов, СП становится ведущим направлением в
развитии психологических наук США, Англии, Германии, Франции и
Японии. Это было обусловлено тем, что широкий размах прикладных
исследований поддерживался крупными промышленными концернами и
военными ведомствами.
Основы
СП
закладывались
первоначально
под
влиянием
господствовавших в начале XX в. направлений психологии: психоанализа,
гештальт-психологии,
бихевиоризма,
интеракционизма
(табл.
1).
В
дальнейшем доминирующую роль начинают играть модификации этих
направлений, а также новые социально-психологические подходы и
парадигмы (парадигма, греч., - пример, образец; совокупность приемов и
методов исследования). К числу таких новых подходов, появившихся в
середине XX в. относятся: необихевиоризм, неофрейдизм, теория поля,
групповая динамика, социометрия, трансактный анализ, когнитивизм, теория
социальных представлений и др.
В рамках направления гешталътпсихологии, были развиты теория
психологического поля и концепция групповой динамики (в работах
К.Левина и его последователей), разработаны методы манипулятивного эксперимента, групповой дискуссии, гештальттерапии и т.п.
Табл. 1. Основные направления социальной психологии
Направления
Психоанализ
Бихевиоризм
Гештальтпсихология
Ведущие
представители
3. Фрейд, К. Юнг,
А. Адлер,
Г. Салливен,
Э. Фромм
Дж.Уотсон,
Э. Торндайк,
К. Халл,
Б. Скиннер
М. Вергхаймер,
В. Келлер,
К. Коффка,
К. Левин,
Ф. Хайдер
Ключевые направления
Основу психической жизни человека
составляют бессознательные влечения,
потребности
и
образы,
формирующиеся в раннем детстве,
которые
определяют
социальное
поведение и предпочтения.
Человек — совокупность двигательных
и вербальных реакций на внешние
воздействия (стимулы). Социальными
стимулами являются другие люди.
Внутренняя системная организация
целого
(гештальта)
какого-либо
психического образования определяет
свойства и функции образующих его
частей.
Символический
интеракционизм
Дж. Мид,
Г. Блумер
Когнитивизм
Д. Бродбент,
Р. Аткинсон,
У. Найссер,
Ж. Пиаже,
Дж. Брунер,
Дж. Келли,
Л. Фестингер
Гуманистичес- Г. Олпорт,
кая
А. Маслоу,
психология
К. Роджерс
Поведение людей по отношению друг
к другу и предметам окружающего
мира определяется значениями,
которые они им придают. Этими
значениями, представленными
символически, люди обмениваются в
процессе коммуникации и
проигрывания ролей.
Знания, представления, образы,
ситуации и характер протекания
познавательных процессов определяют
поведение индивидов.
Человек — уникальная, открытая,
устремленная в будущее система. Он
стремится свободно реализовать свои
потенции к творчеству, вере в себя,
личностному росту в направлении
своего идеала.
Направление психологии бихевиоризм (от англ. behavior - поведение),
выдвинуло
требование
изучения
психики
объективными
методами.
"Объективность" бихевиоризма состояла в том, что для исследования
использовались методы регистрации, записи, фиксирования исключительно
внешних проявлений психики процессов - поведения. Бихевиористы
полагали, что изучать можно лишь то, что воспринимается органами чувств.
Поведение, как единицу изучаемого предмета, они считали связь между
определенным стимулом и реакцией (S>R), закрепляющуюся в опыте как
навык. Развитие человека представлялось как накопление опыта реагирования на стимулы и закрепление полезных реакций [1,C.24-26].
Первым в США распространил принцип бихевиоризма на область
социальной психологии Ф.Оллпорт. По его мнению, социальная психология
изучает тот уровень поведения индивида, на котором он сам является
стимулом для другого, либо другой является стимулом для него. Поэтому
социальное
поведение — это такое поведения, которое стимулирует
поведение других людей или само стимулируется другими людьми. Такое
поведении выражается в двух формах: линейной (воздействие) и круговой
(взаимодействие).
Примером линейного поведения может быть реализация приказа в
армии, а кругового поведения — беседа, обмен мнениями. В качестве
социальных стимулов могут выступать речь, жесты, мимика, действия и
некоторые соматические реакции. Социальными реакциями на стимулы
являются:
подражание,
симпатии,
обсуждения,
общая
работа,
заразительность реакций в толпе и т.п.
Основные достижения бихевиоризма связаны с изучением парных
взаимодействий.
Но
упрощенное
представление
о
человеческом
взаимодействии, принятое в бихевиоризме, не позволяет адекватно описать
сложные формы социального поведения людей.
Бихевиоризм в конце 20-х - начале 30-х годов претерпевал резку
критику, что заставило классический бихевиоризм в США принять форму
необихевиоризма. В СП необихевиоризм разрабатывался в исследованиях
Э.Богардуса, Г. Оллпорта, В.Ламберта, Р. Бейлза, Г.Хоманса, Э.Мэйо и др.
Необихевиористы
изменили
основную
формулу
поведения,
введя
промежуточные переменные в традиционную формулу "стимул —
реакция". В качестве таких переменных выступали стремления, намерения,
осознания гипотез, целей поведения.
Необихевиористы в области СП сосредоточивали свое внимание на
групповых процессах, установках личности, ее статусах, ролях и вопросах
методики исследования. Так, Р.Байлз разработал метод наблюдения; Э.
Богардус и Г.Оллпорт - различные приемы шкалирования; Э.Мейо - создал
промышленную СП. По его убеждению главной в повышении эффективности трудовой деятельности человека должна быть забота о
человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и между
рабочими и менеджерами.
Психоанализ был ориентирован на индивидуальную психотерапию, в
основе которой доминируют бессознательные аспекты (или уровни)
психической жизни человека. Согласно З.Фрейду, личность состоит из трех
инстанций: "Оно" (бессознательные влечения, потребности), "Я" (сознание,
которое руководствуется принципом реальности) и "сверх-Я" (общественные
нормы, законы). Эти три составляющих и объясняют поведение человека.
Непосредственные последователи Фрейда (фрейдисты) и неофрейдисты,
кроме психиатрии и детской психологии, активно разрабатывали и проблемы
СП. Неофрейдисты выдвинули ряд положений: о доминирующей роли
раннего
детства
в
развитии
характера
взрослого
человека
(даже
национального характера) и семейного воспитания для выбора групп и
лидеров в обществе; сведении социально-психологических и общественных
связей
к
глубинным,
бессознательным
процессам;
выводимости
из
взаимоотношений родителей и детей малых и больших групп и т.п. В
отличие от раннего фрейдизма, они рассматривали душевные расстройства
как нарушения межличностных отношений.
В рамках неофрейдизма были разработаны: различные локальные
модели, описывающие поведение людей; тренинговые методы, позволяющие
корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным
окружением.
Значительным направлением в развитии СП являлся когнитивизм,
зародившийся в недрах гештальтпсихологии. Его принцип - рассмотрение
социального поведения с позиции познавательных (когнитивных) процессов
индивида.
Основная
взаимодействие
проблема,
когнитивных
разрабатываемая
структур,
отношений соответствия (несоответствия).
когнитивистами,
возникновение
между
-
ними
Направление интеракционизм (от англ. interection - взаимодействие),
свое начало взяло из социологической ориентации. Его источник - теория
символического интеракционизма Дж.Мида.
Основатель гуманистической психологии К.Роджерс полагал, что в
каждом из нас есть стремление стать компетентным и способным настолько,
насколько это возможно для нас биологически [ 5, C.19-21].
Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление
о самом себе, его «Я-концепция». Человек, по Роджерсу, склонен поступать в
соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может
судить о том, каков он «на самом деле». Не существует объективного образа
самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако
есть
актуальный
сложившейся
жизненный
«Я-концепции».
опыт,
И
который
тогда
может
возникает,
противоречить
по
Роджерсу,
неконгруэнтность (т.е. несоответствие, противоречие) между представлением
о себе и актуальным опытом. Это несоответствие может быть разрешено
либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта,
либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует
естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта
позитивным образом. Он убежден, что тенденция к здоровью усиливается
благодаря межличностным отношениям, в которых один из участников
свободен от неконгруэнтности, способен к самокорректировке. Принятие
самости - предпосылка к более подлинному и более легкому принятию
других. В то же время быть принятым другими - возможность с большей
готовностью принять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя –
основной способ личностного роста.
Общей тенденцией развития СП являются утрата специфических
особенностей методов исследования, сужение предмета исследования и, как
следствие, переход от глобальных концепций к более локальным моделям
описания социально-психологических феноменов и закономерностей.
Литература:
1.
Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов /
Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с.
2.
Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб.пособие /
Е.
М.
Дубовская
[Электронный
ресурс]
-
Режим
доступа
http
:
www.koob.ru/social_psychology
3.
Социальная психология [Электрон. ресурс]. Учебник 2-е изд., доп. - М.:
Юнити-Дана,
2012.
-
(Университетская
библиотека
ONLINE)
http://www.biblioclub.ru/book/118146/
4.
Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.С.Семенова. Л.,
1979. 288 с.
5.
Социальная психология: учебное пособие для вузов /под ред.
А. Н. Сухова, Л. А. Деркача, – 5-е изд., стереотип.-М. :Академа, 2007. – 600 с.