Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Становление и развитие социальной психологии 2. Предмет структура и взаимосвязи социальной психологии 3. Методология и методы социальной психологии.
1. Становление и развитие социальной психологии
Социальная психология родилась на стыке двух наук: социологии и психологии. Произошло это в силу того, что ряд явлений общественной жизни для полного своего объяснения требовал знаний, как из области психологии, так и из области социологии.
Социальная психология- это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности, механизмы поведения, общения личности, обусловленные включенностью личности в социальные общности и психологические особенности этих общностей.
Период возникновения социальной психологии относится к середине XIX в. и причин этому было несколько:
Во первых - Это было время бурного развития капитализма и экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов. Большое развитие получило языкознание. В исследованиях антропологов, этнографов и социологов требовалось принимать в расчет психологические характеристики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами.
Во-вторых - Развитие капиталистических общественных отношений породило новые формы противоправного поведения. Поиск причин, породивших его приходилось искать в сфере социальных отношений, и обязательно с учетом психологических характеристик поведения.
Сначала, в самостоятельную науку, оформилась социология - (ее родоначальником считается французский философ-позитивист Огюст Конт). Общая модель социального рисовалась как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому.
Затем законы социального стали сводить к законам коллективной психики. Родоначальником психологического направления в социологии, в США, является Лестер Уорд, но, особенно ярко идеи этого направления были сформулированы в трудах Франклина Гиддингса. С его точки зрения, первичный социальный факт (единичное, общественно значимое событие) составляет не сознание индивида, не «народный дух», но так называемое «сознание рода». Отсюда социальный факт есть не что иное, как социальный разум. Его исследованием должна заниматься «психология общества», или, что то же самое, социология.
Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Принципом или критерием их различения является способ анализа взаимоотношения личности и общества. При решении этой проблемы принципиально возможны два подхода: признание примата личности или примата общества. Тогда примером первого решения явятся психология масс и теория инстинктов социального поведения, а примером второго решения — психология народов. Оба эти решения найдут свое продолжение в истории социальной психологии в последующие этапы ее развития.
Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», но, подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ илинация.
Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ Мориц Лацарус и языковед Герман Штейнталь. В 1859 г. в статье «Вводные рассуждения о психологии народов» была сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Таким образом, Задачей социальной психологии является — психологическое познавание сущности духа народа И открытие законов, по которым протекает духовная деятельность народа.
========================================
Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий. Она дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX века, и истоки ее были заложены в концепции подражания Габриэля Тарда. С его точки зрения, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания.
Создатели психологии масс - итальянский юрист Сципион Сигеле и французский социолог Гюстав Лебон. Суть их концепции изложена в работе 1895 г. «Психология народов и масс».
Всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание, резкое преобладание роли чувств над интеллектом, вообще утрата интеллекта и утрата личной ответственности. Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе не упорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита».
Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения американского психолога английского происхождения Уильяма Макдугалла. Основной тезис его теории заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. В противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение.
Середина XIX в. была ознаменована созданием марксистского мировоззрения.
Важнейшие теоретические основания социально-психологического знания могут быть найдены в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также Г.В. Плеханова, А.В. Луначарского, А. Бебеля и других.
Анализ социально-психологических явлений в системе марксизма осуществлялся на основе материалистического понимания истории. Сама социальная жизнь рассматривалась как обоснованная материальными условиями. Роль психологической стороны ни в коем случае не отрицалась, подчеркивался лишь факт детерминации этой психологической стороны более глубокими процессами материальной жизни людей.
На основании этого определения анализировалась общественная психология различных классов капиталистического общества и изучалась структура массовых побуждений людей, таких, как общественные настроения, иллюзии, заблуждения. Преимущественное развитие в марксизме получили проблемы, непосредственно включенные в разработку теории революционного процесса.
……………………………………………………….
Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Основное развитие в этом варианте социальная психология получает в США. И с точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе.
В рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина. Были проведены многочисленные исследовании в области малых групп. Разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований. Однако!!! Чрезмерное увлечение малыми группами привело к тому, что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, и их психологической стороной оказалась практически исключенной из анализа.
Начиная с 50-х гг. XX в. В социальную психологию вернулся интерес к теоретическому знанию. Эти Теории концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, когнитивных теорий и интеракционизма.
Бихевиоризм в социальной психологии отождествляется с двумя направлениями, отождествляемые с именами Кларка Халла и Берреса Секиннра. В рамках подхода Халла в социальной психологии разработана теория фрустрации — агрессии Нила Миллера и Джона Долларда, а также многочисленные модели диадического взаимодействия, в частности - аппарат математической теории игр. Центральной идеей нео-бихевиоризма является идея подкрепления, а стратегия исследования почти исключается анализ групповых процессов. Группы в лучшем случае рассматриваются как диады. Поэтому в рамках этого направления меньше всего улавливается «социальный контекст», и социальная психология имеет наименее «социальный» вид.
Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии, как бихевиоризм. Однако именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.
Психоанализ дал толчок гуманистической психологии, которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику. В настоящее время гуманистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности.
Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля Курта Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных процессов индивида. Бурное развитие когнитивистской ориентации в социальной психологии связано с общим ростом «когнитивных» идей в психологии. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Фрица Хайдера, теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
Когнитивистская ориентация в настоящее время получает все более широкое распространение. Это объясняется тем, что она подчеркивает с особой силой роль и значение «менталистских» образований в объяснении социального поведения человека.
Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Герберта Мида. В интеракционизме сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией «взаимодействия» и ограничивается анализ социальных детерминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений.
====================================
Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ориентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным для американской социальной психологии является теоретический эклектизм.
………………………………………………..
В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Однако, социолог Николай Константинович Михайловский, которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Широкое распространение получила его концепция "героев и толпы". Рассматривая толпу как "самостоятельное общественное явление", Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая "выдавливает" (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.
Следует особенно отметить труды В. М. Бехтерева. Он выступал с предложением создать особую науку - рефлексологию. Определенную отрасль ее он предложил использовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасль Бехтерев назвал "коллективной рефлексологией" и считал, что ее предмет - это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений и взаимоотношения их членов.
Коллектив есть нечто целое, в котором возникают новые качества и свойства, возможные лишь при взаимодействии людей. Соединение же социального и биологического в самом индивиде трактовалось достаточно механистически: - в основу развития личности были положены биологические особенности и, прежде всего, социальные инстинкты. Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов коллектива, Бехтерев первым в отечественной психологии обратился к эксперименту. Задача этих экспериментов, состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и деятельности изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных показало существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы.
Период конца 1920-х - начала 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ.
----------------------------------------------------------
Сегодня в социальной психологии выделяются 3 области: теория, методология и практика исследования.
Важным в условиях теоретического эклектизма является проследить, каким образом в исследованиях сосуществуют разные теоретические подходы. Они могут проявляться прямо или косвенно: 1) смешение стилей, 2)прямое соединение двух различных подходов, 3)переход традиционной для школы проблематики в другую школу. Например, типичной проблемой бихевиоризма является научение. Однако, проблема научения ставится и в когнитивизме. А в исследовании бихевиористов перешли феномены агрессии - фрустрации из психоанализа.
При анализе перспектив развития социальной психологии считается, что решающие изменения будут касаться не изменения содержания теорий, а изменения способа их использования.
А главный вопрос становится этическим - если прогресс социальной психологии должен привести к возрастанию возможностей управления человеческим поведением, не приведет ли это к такой манипуляции людьми, которая встанет в противоречие с идеалами свободного развития личности?
………………………………………………..
Социальная психология, как и любая другая наука, имеет свой объект, предмет и задачи, разрабатывает свои методологические и теоретические основы, понятийный аппарат, методы и методики исследования.
Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.
Предметом выступают закономерности возникновения
и закономерности функционирования социально-психологических явлений
и процессов, которые представляют собой результат взаимодействия людей.
Социально-психологические явления - это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах.
К числу основных социально-психологических явлений относят: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости, осознанности и т.д.
1. Так, по содержанию, социально психологические явления делятся на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Деформированные социально-психологических явления характеризуются негативными, дестабилизирующими, дезорганизующими влияниями.
2. В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные.
3. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические явления.
4. По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, традиции, обычаи).
Предмет социальной психологии также можно раскрыть через основные разделы социальной психологии:
1. психология совместной деятельности и общения;
2. социальная психология личности;
3. психология межличностных отношений;
4. психология социальных групп.
1. Психология совместной деятельности и общения изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности.
2. Социальная психология личности изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей (личность рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением).
3. Психология межличностных отношений рассматривает психологические взаимосвязи, симпатии, совместимость.
4. Психология социальных групп изучает механизмы и процессы возникновения. Функционирования и развития различных социальных групп.
К отраслям социальной психологии относятся:
-этническая психология
- психология религии
- психология управления
- психология социального воздействия
- психология общения
- психология конфликтных отношений
Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь:
1. На первом месте стоит Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);
2. Далее идут Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и прочее);
3. На третьем месте - Специальные, собственные методы социальной психологии:
Во-первых - Методы воздействия (социально-психологические тренинги);
Во-вторых - Методы социально-психологического исследования, к которым относятся:
а) Методы обработки информации (общенаучные методы);
б) Методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.
4. И, наконец, Частные методики - совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию.
Обозначим Особенности научного исследования в социальной психологии:
1) исследование ведется с конкретными объектами определенным количеством эмпирических данных.Эти данные собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;
2) для исследования характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями. Процедуры проверки гипотез тщательно отрабатываются;
3) целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.
4) исследования имеют социальный контекст, который влияет на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
5) исследователям приходится учитывать неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;
Что же является Источниками информации в социальной психологии:
1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);
3) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;
4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.
И в конце лекции необходимо сказать о Тенденциях развития социально-психологических методов исследования:
1) повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);
2) разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;
3) комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)
4) разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).